традиций Востока и Запада: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1994. - 60 с.
6. Калмыков С.В., Мансур Хамда. Эффективность подготовки высококвалифицированных боксеров на предсоревновательном этапе с учетом их индивидуального стиля соревновательной деятельности // Восток - Запад: проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. трудов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. - Вып. II. - С. 39-42.
7. Климачев В.А. Экспресс-контроль и индивидуализация технической подготовки юных боксеров с учетом вестибулярной устойчивости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 23 с.
8. Сагат Ной Коклам. Поединок в таиландском боксе. - Ростов н/Д : Феникс, 2003.
9. Соболев И.Н., Аксенов М.О., Гаськов А.В. Анализ тренировочного процесса в пауэрлифтинге // Проблемы и пути совершенствования физической культуры в системе довузовского и вузовского образования: материалы регион. науч.-метод. конф. студентов и преподавателей / сост. М.В. Пружинина,
А.А. Смоленцева. - Иркутск: Изд-во Иркутской Вост.-Сиб. гос. акад., 2010. - С. 148-152.
10. Стрельников В.А. Силовые и скоростные качества в боксе: учеб. пособие по теории и методике бокса. - Улан-Удэ, 1992. - С.5-8.
11. Стрельников В.А. Тактическая и психологическая подготовка боксера. - Улан-Удэ, 1991. - С.9-11.
12. Стрельников В.А. Техническая подготовка боксера. - Улан-Удэ, 1992. - С. 37-40.
13. Шарапов Д.А., Аксенов М.О., Краснояров Г.А. Способы оценки объема тренировочной нагрузки / // Проблемы и пути совершенствования физической культуры в системе довузовского и вузовского образования: материалы региональной научно-методической конференции студентов и преподавателей / сост. М.В. Пружинина, А.А. Смоленцева. -Иркутск: Изд-во Иркутской Вос-Сиб. гос. акад., 2010. - С. 168-171.
14. URL: http://kiktest.narod.ru.
15. URL: www.crossfit.ru.
Дашиев Александр Баирович, ассистент кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989.
Аксенов Максим Олегович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория физической культуры» Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989.
Dashiev Alexandr Bairovich, assistent, department of sports disciplines, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolina str., 24a. Tel. 8(3012)216989.
Aksenov Maxim Olegovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of theory of physical culture, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolina str., 24a. Tel. 8(3012)216989.
УДК 378:796
© Л. Г. Доржиева
ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ВОСТОКОВЕДОВ
В статье описан новый подход к развитию валеологической компетентности на основе расширенного понимания здоровья как состояния полного физического, ментального и социального благополучия. Для студентов-востоковедов эта проблема разрешается на основе интеграции профессионального образования и физического воспитания, достигаемой благодаря актуализации культурного потенциала психофизических упражнений систем ушу и йоги.
Ключевые слова: новый взгляд на здоровье, физический интеллект, рефлексивность, ценностное отношение к здоровью, проблемная интуиция.
L.G. Dorzhieva
FORMATION OF VALEOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS-ORIENTALISTS
The article describes a new approach to the development of valeological competence based on extended understanding of health as a state of complete physical, mental and social well-being. For students-orientalists this problem is solved through the integration of vocational education and physical education resulting due to updating of cultural potential ofpsycho-physical exercises of systems Ushu and Yoga.
Keywords: new look at health, physical intellect, reflexivity, value relation to health issues, problem intuition.
В конце прошлого века сложился новый взгляд на здоровье. В «Алма-Атинской декларации здоровья для всех к 2000 году», принятой в 1978 году Всемирной организацией здравоохра-
нения (ВОЗ), здоровье определено как «состояние полного физического, ментального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или немощи». Способность человека к
формированию и поддержанию своего здоровья и здоровья других в соответствии с приведенным определением мы будем называть валеологической компетентностью.
В структуре валеологической компетентности в качестве основного мы выделяем интеллектуальный компонент. В.Д. Шадриков представляет интеллект как «системное проявление познавательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), влияющего на другие способности» [1].
Следовательно, интеллект - это проявление главным образом умственных способностей и показатель ментального развития.
Способность мозга организовать с максимальной эффективностью внешнюю и внутреннюю физическую деятельность называют физическим интеллектом или телесным мышлением, а способность мозга обеспечивать нормализованные отношения с людьми и тем самым социальную адаптацию называют социальным интеллектом [2]. Таким образом, интеллект следует рассматривать как основной фактор достижения состояния физического, ментального и социального благополучия, т.е. здоровья в современном понимании.
Состояние физического благополучия наступает, когда человек способен выполнить работу, требующую достаточно высокого уровня физического интеллекта, выдержать оптимальную физическую нагрузку, проявить общую двигательную активность и психомоторные способности. Для достижения оптимального уровня физического интеллекта необходима продуманная система физических упражнений, различных видов полезной физической деятельности. Все виды деятельности в своей структуре имеют физический компонент. Это позволяет целенаправленно развивать физический интеллект: благодаря развитию телесного чутья интуитивно ориентироваться в проблемных жизненных ситуациях, просчитывать свои действия и скорость своей реакции на новое явление, ибо тело способно отреагировать и «принять решение» быстрее сознания; овладеть физическими умениями и навыками для безошибочного выполнения определенной деятельности; эффективно использовать язык, память и мудрость своего тела.
Состояние ментального благополучия наступает, когда человек познал самого себя, чувствует себя способным познать других, познать окружающий мир, верить в свои умственные способности и готов использовать их для разви-
тия других своих способностей, в т.ч. физических и коммуникативных.
Состояние социального благополучия наступает тогда, когда человек социально адаптирован, его поведение отвечает социальным нормам, он уверен в своих способностях обеспечивать нормализованные отношения с людьми, понимать и предвидеть их поведение в различных жизненных ситуациях. Это состояние является необходимым условием здоровья в его новом понимании, это основа здорового образа жизни человека, наделенного физическим интеллектом, ориентированного на самосовершенствование, самореализацию с наибольшей эффективностью не только для себя, но и для общества. Мы рассматриваем социальный интеллект не отдельно от ментального фактора здоровья, а в неразрывной связи, поскольку мышление (а также память, сенситивность и перцепция) следует считать составной частью социального интеллекта. Следует отметить, что мы не говорим о менталитете как о виде интеллекта. А говорим о нем как о факторе здоровья, в его новом толковании, как об образе мыслей, направленных на поддержание здоровья.
Таким образом, формирование нового взгляда на здоровье в системе физического воспитания студентов сводится к согласованному развитию их физического и социального интеллектов на основе ментального развития. Поскольку ментальное развитие означает «прежде всего умственное развитие, а также изменения в образе мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок» [1], то ментальное развитие может выступить в качестве общего фактора, связывающего развитие физического и социального интеллектов в единый процесс, в соответствии с тремя человеческими ипостасями -«индивид», «личность», «человек», представляющими взаимодействие с тремя сферами окружающего мира - «био», «социо», «дух».
Контекстом исследования на основе интеллектуального фактора валеологической компетентности, эквивалентной новому взгляду на здоровье, нами избран личностно-деятель-ностный подход, в котором личностная составляющая представлена психосоциальными факторами сохранения здоровья, а деятельностная -психомоторикой.
Психосоциальные факторы служат основными достижениями эффективности деятельности по сохранению и развитию здоровья в новом смысле. Эта деятельность основана на социальной адаптации, требующей понимания культурных традиций, верований, социальных ролей,
концепций и определений здоровья и здорового образа жизни, современных процессов социальной модернизации.
Состояние социального благополучия личности тесно связано с качеством жизни, которое определяется как «продукт динамического взаимодействия между внешними условиями жизни и внутренним восприятием этих условий». Внешние условия касаются социальных отношений, окружающей и культурной среды, а внутреннее восприятие этих условий характеризуется как субъективное благосостояние, понимаемое как когнитивная и эмоциональная оценка человеком своей жизни. Более конкретно субъективное благосостояние определяется удовлетворенностью жизнью, балансом между положительными и отрицательными эмоциями. Основными факторами, определяющими субъективное благосостояние, являются экономические, культурные и религиозные факторы.
Проблемы психомоторики недостаточно разработаны, но ее роль в развитии личности обще-признана. Она воспринимается как «объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями» [4].
Сенсомоторные процессы, являющиеся основной подструктурой психомоторики, могут быть разбиты на три группы [1]:
- несложные сенсомоторные реакции, показателями продуктивности которых является время;
- сложные сенсомоторные реакции, показателями которых являются скорость, точность и степень их изменения;
- сенсомоторная координация, характеризуемая также точностью и скоростью реакции слежения и координации движений.
Идеомоторные процессы связанные с представлениями о движениях, нами используются для развития воображения и памяти, рассматриваемых как элементы физического интеллекта.
Б.Г. Ананьев [4], рассматривая двигательную активность на нескольких уровнях, включил в число психомоторных характеристик различные двигательные особенности: локомоторную функцию, обеспечивающую динамичность поведения человека; мышечный тонус, характеризующий энергетику двигательной активности; статическую и динамическую координацию дрожаний и колебаний рук, показывающую степень координации движений, а также регулятор успешности их выполнения; силу мышечного напряжения для характеристики общего физического развития. Сила, скорость, выносливость, точность, ритмичность движений характеризуют качество двигательной деятельности.
Индивидуальные наблюдения за психомоторикой студентов позволяют согласовать с каждым студентом систему физических упражнений, способствующих появлению состояния физического и психического благополучия.
При интеллектуальном подходе к формированию физического и ментального благополучия особое значение придается развитию интеллекта с помощью нейробики: упражнений, приводящих в движение все клетки, включая мозговые. Эти упражнения рассчитаны на взращивание дендритов, которые проводят импульсы от одной клетки к другой. Интеллектуальные способности уменьшаются именно потому, что происходит атрофия дендритов из-за однообразия движений и ощущений. Смысл нейробики состоит в том, чтобы человек постоянно испытывал изменения вокруг себя, вовлекая все виды внимания и несколько органов чувств одновременно. Однообразие жизненных условий и физических действий убивает дендриты и нейроны - клетки мозга и нервные клетки. Жизнь должна быть яркой.
Развитие физического и ментального здоровья студентов требует появления у них потребности в высокой двигательной активности. Известно, что объем суточных локомоций у студентов снижается по сравнению с объемом ло-комоций у школьников в связи с интенсивным режимом учебы. Поэтому особое значение приобретает мотивация двигательной активности студентов, формирование которой тесно связано с формированием нового взгляда на здоровье. Чем выше двигательная активность, тем выше уровень физического и ментального благополучия и, наоборот, чем выше уровень физического и ментального благополучия, тем выше мотивация двигательной активности. Понятно также, что двигательная активность обусловлена и социальными факторами. Здоровье - это благополучие тела, души и духа.
Система физического воспитания студентов, направленная на формирование у них нового взгляда и нового отношения к здоровью, предполагает, во-первых, фундаментализацию содержания физического воспитания; во-вторых, гармонизацию развертывания этого содержания в учебно-физкультурном процессе; в-третьих, гуманизацию взаимодействия в системе «преподаватель - студент».
Фундаментализация содержания физического воспитания студентов означает включение в него всех видов знания, необходимых для формирования валеологической компетентности в соответствии с новым взглядом на здоровье как
состояния физического, ментального и социального благополучия.
Гармонизация развертывания содержания физического воспитания студентов, направленного на формирование их валеологической компетентности, означает, что все виды знаний, включенных в него, должны быть согласованы, интегрированы и представлены на гармоничное физическое, умственное и социальное развитие в соответствии с новым взглядом на здоровье.
Гармонизация взаимодействия в системе «преподаватель - студент» означает реализацию диалогического общения преподавателя и студента, направленного на установление их взаимного понимания, взаимного доверия, когда они выступают как равноправные партнеры для достижения общего успеха в формировании ва-леологической компетентности студента в рассматриваемом смысле и когда преподаватель всегда знает внутреннее состояние студента, уровень развития его физического и социального интеллекта, уровень ментального благополучия, всегда готов оказать педагогическую поддержку студенту в преодолении встретившихся препятствий.
Данная система рассчитана на непрерывное физическое, ментальное и психосоциальное самосовершенствование личности в контексте непрерывного в течение всей жизни образования.
В структуре валеологической компетентности мы выделяем рефлексивный компонент по сознанию и регулированию физического, ментального и социального здоровья. В.Д. Шадри-ков обосновал положение о том, что рефлексия является обязательным компонентом целостного мыслительного процесса и существует такое качество личности, как рефлексивность, которая проявляется «прежде всего в отборе интеллектуальных операций, принятии решений по их использованию и в организации использования интеллектуальных операций по отношению к конкретной функции, свойством которой выступают способности» [1, с. 218]. Рефлексивность как качество личности будет способствовать успешному овладению валеологической компетентностью, направляя поведение личности, связанное с освоением перечисленных выше компетенций.
Рефлексивность можно расценить как инте-гративное свойство личности, являющееся внутренним диалогом человека с самим собой, в котором «обсуждается» вопрос о результатах достижения ближней и одновременно дальней цели, которая всегда у человека есть. Рефлексивный компонент валеологической компетентности
человека отражает деятельность мышления по оценке и регуляции развития своего здоровья в его интегрированном понимании как состояния благополучия в системе «био-социо-дух» - физического, социального и ментального (духовно-умственного) благополучия.
Валеологическую компетентность студентов-востоковедов в изложенном толковании мы рассматриваем в неразрывной связи с их профессиональным образованием. Восточные культуры в полной мере отражены в различных системах восточных единоборств и методах психофизических тренировок йоги, овладение которыми будет способствовать и профессиональному самоопределению будущих востоковедов, и сохранению и поддержанию их здоровья, развитию ва-леологической компетентности. Задача состоит не в формальном овладении психофизическими упражнениями, а в освоении их содержания и в таком их выполнении, чтобы они, интериоризу-ясь, приводили к формированию внутренних структур, отвечающих характеристикам валео-логической компетентности студентов.
Система обучения, направленная на освоение валеологических компетенций, включает, во-первых, специально отобранное содержание, отраженное в учебных дисциплинах и упражнениях йоги, во-вторых, специальную технологию освоения этого содержания. Эта технология основана на ценностном отношении к здоровью, к здоровому образу жизни, формирующемся в процессе профессионального самоопределения студентов. Приобщение к комплексу психофизических упражнений, понимание их эффективности в поддержании и укреплении здоровья, ознакомление с историей их развития, с заложенной в них культурной сущностью рождают у студентов потребность в занятии этими упражнениями, в более глубоком изучении восточных культур. Основным в данной системе является проблемный метод. Каждое упражнение рассматривается как проблемное задание, при выполнении которого у студента возникает проблемная ситуация определенного вида. Разрешение проблемной ситуации студентом приводит к освоению определенной компетенции, чему способствует поэтапное формирование мысленных действий по методике П.Я. Гальперина.
Благодаря кросс-культурному подходу к ва-леологической компетентности студентов-востоковедов осуществляется расширение содержания понятия «физическая культура», реализуется новый взгляд на здоровье, их образ жизни становится более здоровым, профессиональное самоопределение интенсифицируется,
укрепляется потребность в самосовершенствовании и самореализации.
Литература
1. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Интуиция / О. Кинягина [и др.]. - М.: Эксмо, 2011.
3. Кросскультурная психология. Исследование и применение: пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.
Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Тел. 21-64-21, e-mail: [email protected]
Dorzhieva Larisa Gennadevna, senior researcher, department of physical education, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Snolina str., 24a. Те1. 21-64-21, e-mail: [email protected]
УДК 37.033
© Н. М. Захарова, А. В. Баранов
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
В статье обосновывается необходимость внедрения экологических игр на уроках физической культуры, с учетом гендерного подхода. Представлены общие требования к разработке экологических игр для уроков физической культуры.
Ключевые слова: экология, физическая культура, экологическая культура, экологическая обстановка, экологические игры.
N. M. Zakharova, A. V. Baranov
INTEGRATION OF ECOLOGICAL EDUCATION AT THE CLASSES OF PHYSICAL CULTURE TAKING INTO ACCOUNT GENDER APPROACH
The necessity of introduction of environmental games at the physical training lessons is grounded taking into account gender approach. The general requirements are provided for the development of environmental games for physical education lessons.
Keywords: ecology, physical culture, ecological culture, environmental conditions, environmental games.
Ученые, имеющие отношение к изучению природной среды, всегда говорили о необходимости менее расточительного и более бережного хозяйствования природными ресурсами. Однако власть, практически игнорировала все призывы ученых, т.к. промышленный и, соответственно экономический рост был всегда приоритетом, для любого государства.
Не рациональное, а порой и грубое отношение к природе со стороны «хозяина», которым возомнил себя человек, особенно в последние столетия, привело к многочисленным изменениям окружающей среды как локального, так и глобального характера.
Ухудшение экологической обстановки на планете Земля и всеобщая гласность уже не позволяют игнорировать необходимость «договариваться» с природой, т.к. в конечном итоге именно она дает возможность человечеству жить, и дальнейшее расточительство в ее отно-
шении приведет к самоуничтожению современной цивилизации.
Таким образом, конец ХХ и начало XXI века характеризуется всеобщим, в мировом масштабе, пониманием необходимости экологического воспитания всех людей независимо от возраста, пола, расы, места проживания, социального статуса и т.д., при этом особое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающих поколений.
Необходимо прививать детям с малого возврата понимание, что человек неотделимая часть природы и как любая ее часть должен жить и работать в гармонии с ней. Одновременно с экологической необходимо прививать и физическую культуру младшим поколениям, т.к. здоровым человек может быть только в здоровой экологической обстановке.
Еще одной проблемой современного социума является осознание детьми своей гендерной принадлежности, не принадлежности к тому или