Strelnikov Valery Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of sports disciplines, faculty of physical culture, sport and tourism, academician of the Petrovskaya Academy of Science and Arts, Buryat State University, master of sport of international class in boxing, Buryat State University. Ph.: 216989.
Tsyrempilov Vitaly Borisovich, associate professor, department of physical education, Buryat State Agricultural Academy, master of sport in skiing, candidate master of sport in boxing. Ph.: 442677.
УДК 37.037.1
© Л.Г. Доржиева
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР В ПОДДЕРЖАНИИ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ
В статье излагается система непрерывного физического, ментального и психосоциального самосовершенствование личности в контексте непрерывного образования в течение всей жизни.
Ключевые слова: валеологическая компетентность, сенсомоторные процессы, психосоциальные факторы, ментальное развитие.
L. G. Dorzhieva
INTELLECTUAL FACTOR IN KEEPING HEALTH BY STUDENTS
The article sets out a system of lifelong physical, mental, and psychosocial self-development of personality in the context of lifelong education.
Keywords: valeological competence, sensory-motor processes, psychosocial factors,mental development.
В настоящее время наблюдается распространение нового определения здоровья, сущность которого состоит в его поддержании и профилактике заболеваний.
Способности человека к формированию и поддержанию своего здоровья и здоровья других в соответствии с этим определением мы будем называть валеологической компетентностью, в структуре которой можно выделить интеллектуальный, перцептивный, поведенческий и другие компоненты, среди которых ведущим является интеллектуальный.
Интеллектом в общем случае называют способность мозга организовать свою деятельность так, что вся содержащаяся в нем информация будет использоваться с максимальной эффективностью [1].
В.Д. Шадриков представляет интеллект как «системное проявление познавательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), влияющего на другие способности» [2]. Следовательно интеллект - это проявление главным образом умственных способностей и показатель ментального развития.
Способность мозга организовать с максимальной эффективностью внешнюю или внутреннюю физическую деятельность называют физическим интеллектом, или телесным мышлением, а способность мозга обеспечивать нор-
мализованные отношения с людьми и тем самым социальную адаптацию называют социальным интеллектом.
Таким образом, интеллект следует рассматривать как основной фактор достижения состояния физического, ментального и социального благополучия, т.е. здоровья в современном понимании.
Состояние физического благополучия наступает, когда человек чувствует себя готовым выполнить работу, требующую достаточно высокого уровня физического интеллекта, выдержать оптимальную физическую нагрузку, проявить общую двигательную активность и психомоторные способности.
Для достижения оптимального уровня физического интеллекта необходима продуманная система физических упражнений, различных видов полезной физической деятельности. Все виды деятельности в своей структуре имеют физический компонент. Это позволяет целенаправленно развивать физический интеллект: благодаря развитию телесного чутья интуитивно ориентироваться в проблемных жизненных ситуациях, просчитывать свои действия и скорость своей реакции на новое явление, ибо тело способно отреагировать и «принять решение» быстрее сознания; овладеть физическими умениями и навыками для безошибочного выполнения определенной деятельности; эффективно ис-
пользовать язык, память и мудрость своего тела.
Состояние ментального благополучия наступает, когда человек познал самого себя, чувствует себя способным познать других, познать окружающий мир, верит в свои умственные способности и готов использовать их для развития других способностей, в том числе физических и коммуникативных.
Ментальное развитие связано с освоением и осуществлением интеллектуальных операций, представляющих собой осознанные психические действия физиологических систем мышления, памяти, восприятия, ощущения. Традиционно различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно логическое мышление. Наглядно-действенное мышление связано с изучением и выявлением «видимых» свойств предметов, при этом используются такие интеллектуальные операции, как различение, сопоставление, сравнение, анализ, синтез, обобщение. Наглядно-образное мышление связано с интеллектуальными операциями с образами, возникающими в ощущениях. Примером наглядно-образного мышления служит пространственное мышление как оперирование пространственными образами. Более утонченным и более универсальным является словесно-логическое мышление, происходящее как логическое оперирование понятиями, и осуществляется поэтому в абстрактной словесной форме.
Состояние социального благополучия наступает тогда, когда человек социально адаптирован, его поведение отвечает социальным нормам, он уверен в своих способностях обеспечивать нормализованные отношения с людьми, понимать и предвидеть их поведение в различных жизненных ситуациях. Это состояние является необходимым условием здоровья в его новом понимании, это основа здорового образа жизни человека, наделенного физическим интеллектом, ориентированного на самосовершенствование, самореализацию с наибольшей эффективностью не только для себя, но и для общества. Мы рассматриваем социальный интеллект не отдельно от ментального фактора здоровья, а в неразрывной связи, поскольку мышление (а также память, сенситивность и перцепция) следует считать составной частью социального интеллекта. Следует отметить, что мы не говорим о менталитете как о виде интеллекта, а говорим о нем как о факторе здоровья, в его новом толковании, как об образе мыслей, направленных на поддержание здоровья.
Понятие социального интеллекта было введено Э. Торндайком в 1920 г. ив настоящее
время широко распространено для обозначения способности человека разбираться в людях. Но является ли эта способность интеллектуальной или она является наряду с разумом следствием эволюционного становления человеческой популяции - этот вопрос мы не обсуждаем. Человек - существо «стадное», вне социума личность не формируется, человек обязан социально адаптироваться, научиться разбираться в людях, научиться жить по нормам и правилам, принятым в обществе. Эту его способность и принято называть социальным интеллектом.
В.Д. Шадриков считает способности врожденными свойствами человека. Мы склонны считать, что социальный интеллект является природным свойством и развивается как социально-природный феномен.
Следует иметь в виду, что на развитие социальной адаптации оказывают влияние окружение и личностные качества. Установлено, например, что занятие сверх меры абстрактными науками замедляет социальную адаптацию. Существует положительная корреляция между социальным интеллектом и экстраверсией. В любом случае социальный интеллект связан с физическим интеллектом, с познавательной деятельностью и влияет на состояние здоровья, понимаемой как состояние благополучия.
Определив содержание состояний физического, ментального и социального благополучия, мы можем разработать и реализовать программу формирования нового взгляда на здоровье в системе физического воспитания студентов, опираясь на интеллектуальный фактор.
Таким образом, формирование нового взгляда на здоровье в системе физического воспитания студентов сводится к согласованному развитию их физического и социального интеллектов на основе ментального развития. Поскольку ментальное развитие означает «прежде всего умственное развитие, а также изменения в образе мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок» [2], то ментальное развитие может выступить в качестве общего фактора, связывающего развитие физического и социального интеллектов в единый процесс, в соответствии с тремя человеческими ипостасями -«индивид», «личность», «человек», представляющими взаимодействие с тремя сферами окружающего мира - «био», «социо», «дух».
Контекстом исследования на основе интеллектуального фактора валеологической компетентности, эквивалентной новому взгляду на здоровье, нами избран личностно-деятельностный подход, в котором личностная
составляющая представлена психосоциальными факторами сохранения здоровья, а деятельност-ная - психомоторикой.
Психосоциальные факторы служат основными достижениями эффективности деятельности по сохранению и развитию здоровья в новом смысле. Эта деятельность основана на социальной адаптации, требующей понимания культурных традиций, верований, социальных ролей, концепций и определений здоровья и здорового образа жизни, современных процессов социальной модернизации.
Состояние социального благополучия личности тесно связано с качеством жизни, которое определяется как «продукт динамического взаимодействия между внешними условиями жизни и внутренним восприятием этих условий». Внешние условия касаются социальных отношений, окружающей и культурной среды, а внутреннее восприятие этих условий характеризуется как субъективное благосостояние, понимаемое как когнитивная и эмоциональная оценки человеком своей жизни. Более конкретно субъективное благосостояние определяется удовлетворенностью жизнью, балансом между положительными и отрицательными эмоциями. Основными факторами, определяющими субъективное благосостояние, являются экономические, культурные и религиозные факторы.
Проблемы психоморики недостаточно изучены, но ее роль в развитии личности общепри-знана. Она воспринимается как «объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями» [3].
Сенсомоторные процессы являются основой подструктурной психомоторики, могут быть разбиты на три группы [3].
- несложные сенсомоторные реакции, показателем продуктивности которых является время;
- сложные сенсомоторные реакции, показателем которых являются скорость, точность и степень их изменения;
- сенсомоторная координация, характеризуемая также точностью и скоростью реакции слежения и координации движений.
Идеомоторные процессы, связанные с представлениями о движениях, нами используются для развития воображения и памяти, рассматриваемых как элементы физического интеллекта.
Б.Г. Ананьев [4], рассматривая двигательную активность на нескольких уровнях, включил в число психомоторных характеристик различные двигательные особенности: локомоторную функцию, обеспечивающую динамичность поведения человека; мышечный тонус, характери-
зующий энергетику двигательной активности; статическую и динамическую координацию дрожаний и колебаний рук, показывающую степень координации движений и регулятор успешности их выполнения; силу мышечного напряжения для характеристики общего физического развития. Сила, скорость, выносливость, точность, ритмичность движений характеризуют качество двигательной деятельности.
Индивидуальные наблюдения за психомоторикой студентов позволяют согласовать с каждым студентом систему физических упражнений, способствующих появлению состояния физического и психического благополучия.
При интеллектуальном подходе к формированию физического и ментального благополучия особое значение придается развитию интеллекта с помощью нейробики, упражнений, приводящих в движение все клетки, включая мозговые. Эти упражнения рассчитаны на взращивание дендритов, которые проводят импульсы от одной клетки к другой. Интеллектуальные способности уменьшаются именно потому, что происходит атрофия дендритов из-за однообразия движений и ощущений. Смысл нейробики состоит в том, чтобы человек постоянно испытывал изменения вокруг себя, вовлекая все виды внимания и несколько органов чувств одновременно. Однообразие жизненных условий и физических действий убивает дендриты и нейроны - клетки мозга и нервные клетки. Жизнь должна быть яркой.
Развитие физического и ментального здоровья студентов требует появления у них потребности в высокой двигательной активности. Известно, что объем суточных локомоций у студентов снижается по сравнению с объемом ло-комоций у школьников в связи с интенсивным режимом учебы. Поэтому особое значение приобретает мотивация двигательной активности студентов, формирование которой тесно связано с формированием нового взгляда на здоровье. Чем выше двигательная активность, тем выше уровень физического и ментального благополучия. И наоборот, чем выше уровень физического и ментального благополучия, тем выше мотивация двигательной активности. Понятно также, что двигательная активность обусловлена и социальными факторами. Здоровье - это благополучие тела, души и духа.
Система физического воспитания студентов, направленная на формирование у них нового взгляда и нового отношения к здоровью, предполагает, во-первых, фундаментализацию содержания физического воспитания; во-вторых,
гармонизацию развертывания этого содержания в учебно-физкультурном процессе; в-третьих, гуманизацию взаимодействия в системе «преподаватель-студент».
Фундаментализация содержания физического воспитания студентов означает включение в него всех видов знания, необходимых для формирования валеологической компетентности в соответствии с новым взглядом на здоровье как состояния физического, ментального и социального благополучия.
Гармонизация развертывания содержания физического воспитания студентов, направленного на формирование их валеологической комфортности, означает, что все виды знаний, включенных в него, должны быть согласованы, интегрированы и представлены на гармоничное физическое, умственное и социальное развитие в соответствии с новым взглядом на здоровье.
Одним из способов, который помогает выяснить значение отдельных факторов в структуре физической подготовленности, является расчет коэффициента корреляции (корреляция - это
взаимосвязь между разными явлениями или процессами) попарно между цифровыми значениями каждого фактора и спортивным результатом.
Уровень формирования интеллектуальных способностей студентов-востоковедов в поддержании своего здоровья по итогам реализации данной системы в контексте изучения ими восточных культур был рассмотрен на основании теста, определяющего двигательно-
координационные способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи.
Сущность теста состояла в выполнении последовательных прыжков по команде, в которой называются координаты клетки, совокупность которых составляет магический квадрат (рис.1). Магический квадрат состоит из девяти клеток со сторонами 3 х 3. В клетках цифры, сумма которых по вертикалям и диагоналям составляет 15, при этом ни одна из цифр не повторяется. Рядом с цифрами 3; 9; 7 располагаются буквы С; К; 2.
К
4 9 2
С 3 5 7 2
8 1 6
И.П.
Рис. 1.
Для определения координационных способностей нами предлагается динамическая связка 9-ти тестовых прыжков в различных направлениях «по магическому квадрату», состоящая из трех вариантов. Прыжки выполняются по номерам и буквам, которые называет преподаватель (I - вариант: 6; 8; 7; 3; 4; 2; 2; С; К, II - вариант:
7; 8; 2; С; К; 3; 2; 5; 4 и III - вариант: С; К; 8; 2; 4; 1; 2; 3). При этом каждый вариант имеет определенную сложность в связи с увеличением общего расстояния прыжков.
Полученные данные были распределены на следующие координационные уровни (табл.1).
Таблица 1
Ориентировочная шкала оценки уровня координационных способностей
№ п/п Уровень координационных способностей Продолжительность выполнения теста
1 высокий до 13,04
2 средний от 13,05 до 15,70
3 низкий 15,71 и ниже
Для определения способности к проявлению меткости в метании был использован «Классический дартс». В ходе проведения эксперимента соблюдались правила безопасности по данному
виду спортивного сотязания, а также установленные параметры, где высота мишени составляет 1,73 м, а расстояние от «огневого рубежа» до мишени 2,37 м.
Как правило, каждый участник выполняет бросок три раза, после чего подсчитывается общая сумма по результатам попадания дротиков в центр мишени.
Полученные результаты сопоставлялись с показателями координационных способностей студентов.
Результаты тестирования подтвердили рабочую гипотезу о том, что высокие показатели в метании обусловлены координационными способностями студентов - участников эксперимента. Выявлена отрицательная корреляция: наиболее высоким результатам в упражнении на меткость соответствуют наименьшие показатели
времени выполнения разнонаправленных прыжков. Полученный коэффициент корреляции составляет г АБ=0,446 при Р < 0,05 (п=27)
Литература
1. Кинякина О.Н. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей. М.: Эксмо, 2011.
2. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.
3. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.
Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания. Бурятский государственный университет. Тел. 21-64-21. Е-mail: [email protected]
Dorzhieva Larisa Gennadievna, senior teacher, department of physical education, Buryat State University. Ph.: 216421. Е-mail: [email protected]
УДК 372.8:796
© О. С. Доржиева, Г.Я. Галимов, А.В. Багадаев
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КЛАССИЧЕСКОЙ АЭРОБИКИ
Статья посвящена изучению проблемы совершенствования средств и методов подготовки спортивного резерва детско-юношеских команд по волейболу. Предприняты попытки внедрения в тренировочный процесс юных волейболистов инновационных средств и методик подготовки, влияющих на качественное овладение техническими приемами игры. Разработана методика технической подготовки юных волейболистов с использованием средств классической аэробики.
Ключевые слова: классическая аэробика, технические приемы волейбола, начальный этап обучения, комплекс упражнений.
O.S. Dorzhieva, G. Yа. Galimov, A. V. Bagadaev
TECHNICAL TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS WITH THE USE OF MEANS OF CLASSICAL AEROBICS
The article is devoted to the study of the problem of improvement the means and methods of training of sports reserve for children and youth teams in volleyball. Attempts to introduce in the training process of young volleyball players the innovative means and methods of training have been made, they should affect the quality of mastering the volleyball techniques. The set of methods for technical training of young volleyball players with the use of means of classical aerobics has been developed.
Keywords: classical aerobics, techniques of volleyball, the initial phase of training, complex of exercises.
Введение. В настоящее время в детско-юношеских спортивных школах отмечается низкий уровень подготовленности юных волейболистов, который обусловлен влиянием следующих факторов:
1. Недостаток квалифицированного штата тренеров детских команд. Низкая оплата труда не стимулирует тренерскую деятельность, что в дальнейшем понижает эффект подготовки спортивного резерва.
2. Устаревшие технологии подготовки команд и спортсменов. Существует большой разрыв между уровнем мастерства игроков в профессиональной команде и технической подготовленностью молодого резерва в ДЮСШ.
3. Слабая материально-техническая база спортивных учреждений. Отсутствие современных тренажеров, качественного инвентаря и соответствующего медико-биологического обеспечения.