УДК 372. 8:796
© Г.Я. Галимов, В.А. Стрельников, В.Б. Цыремпилов
ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В статье освещаются общие закономерности возрастного развития основных физических качеств и возможности управления процессом воспитания этих качеств в школьном возрасте. Опережающее обучение рассматривается как фундаментальная характеристика научного обоснования процесса физического воспитания, гарантирующая управляемость и результативность.
Ключевые слова: младший школьный возраст, процесс физического воспитания, физические качества, опережение.
G. Ya. Galimov, V.A. Strelnikov, V.B. Tsyrempilov
ANTICIPATING APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION AT LEARNERS
OF ELEMENTARY SCHOOL
The article deals with the general laws of the age development of basic physical properties and highlights the possibilities of control the process of upbringing these properties at school age. Anticipation teaching is considered as a fundamental characteristic of schientific substantiation of the process of physical education, ensuring controllability and efficiency.
Keywords: primary school age, the process of physical education, physical ptoperties, anticipation.
По данным литературных источников видно, что специалисты в области педагогики сходятся во мнении о том, чтобы считать младший школьный возраст наиболее благоприятным для решения основных задач школьного физического воспитания. Если в это время у ребенка не происходит полноценного развития основных физических (двигательных) умений и навыков, то самые плодотворные периоды для развития его физического потенциала могут быть безвозвратно упущены (Бальсевич В.К., 1971; Вильч-ковский Э.С., 1977; Ежевская К.А., 1995; Обухова Н.Б., 2002).
По мнению Н.Б. Обуховой (2002), в младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств имеют высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться.
Как показывают исследования, возрастной интервал 7-10 лет благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека. Если такой закладки не произошло, то время формирования физической и физиологической основы будущего кинезиологического потенциала можно считать упущенным, ибо все дальнейшие шаги в этом отношении окажутся неэффективными и противоречивыми основным законам развития моторики человека, нарушающими гармонию
этого развития (Бальсевич В.К.. 2000; Лях В.И., 2000; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2007).
Еще Л. В. Волков (1973) отмечал, что наибольший прирост способностей под влиянием систематической тренировки наблюдается в возрасте 7-10 лет. В этом периоде преимущество тренирующихся детей перед нетренирующими-ся было особенно значительным. Следовательно, если это время упустить, т.е. не использовать наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств, в том числе ско-ростно-силовых, то в последующие возрастные периоды их нельзя будет ничем компенсировать
[3].
По мнению И.А. Аршавского (1982), именно в этот период происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную сферу ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.
В возрасте 7-10 лет происходит также бурное развитие биодинамики движений ребенка и, прежде всего, их координационного компонента. Способность детей к освоению техники движений настолько велика, что многие новые двигательные умения приобретаются без специального инструктажа. Исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста показали, что они значительно быстрее осваивают элементы техники сложных спортивных
упражнений, чем подростки и юноши (Бальсе-вич В.К., 1996; Лях В.И., 2000).
Начало учебы в школе, как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, обусловливает необходимость проявления осторожности при дозировании физических нагрузок младших школьников. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость.
В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, приемов и действий. Развитие физических качеств в соответствующие сенситивные периоды - главная направленность физической подготовки детей младшего школьного возраста (Лях В.И., 1987; Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991).
В последние годы в спортивной науке обсуждается вопрос о путях максимального использования благоприятного возрастного периода (младший школьный возраст) для развития двигательной функции человека. Однако современный уровень знаний пока не позволяет в полной мере решить эту проблему, что и обусловливает необходимость ее дальнейшего исследования.
Младший школьный возраст (7-10 лет) -наиболее ответственный период в формировании двигательных качеств ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и движения (Филин В.П., 1968; Бальсевич В.К., 2000; Лях В.И., 2000; Маввидис А., Софиадис Н., Мантис К., 2000).
Для теории и практики физического воспитания важное значение имеет познание общих закономерностей возрастного развития основных физических качеств и изучение возможности управления процессом воспитания этих качеств в школьном возрасте. В связи с этим актуальной становится проблема согласования биологического роста детского организма с направленным воздействием физической нагрузки, так как этап интенсивного развития физического потенциала человека ограничен по времени. На эту важную особенность возрастного развития моторики указывают в своих трудах В.С. Фарфель, В.П. Филин, В.К. Бальсевич, З.И. Кузнецова, Т.В. Карсаевская, Ю.В. Верхошанский, А.Г. Хрипко-ва, В.И. Лях, Л.В. Волков.
По мнению З.И. Кузнецовой (1967), А.А. Гу-жаловского (1984), эффект направленных воздействий на физические качества школьников находится в прямой зависимости от того, в ка-
кой из периодов они осуществляются. Наибольшие приросты показателей физической подготовленности отмечаются, когда адекватные, соответственно направленные воздействия на те или иные качества (способности) в процессе физического воспитания «совмещаются» с выделенными авторами периодами «максимальных темпов прогресса», с так называемыми сенситивными периодами развития физических (двигательных) качеств. По мнению уважаемых авторов, не реализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям, а возмещение ущерба от упущенного благоприятного периода для воздействия на то или иное физическое качество в последующем оказывается проблематичным (Фролов С.В., Фролов С.С. 2009).
В других исследованиях (Гендельсман А.Б., 1970; Волков Л.В., 1986) отмечается, что педагогические воздействия на функциональные системы организма могут быть как положительными, так и отрицательными. Так, перегрузка физическими упражнениями в 7-, 10-летнем возрасте приводят к деформации суставов нижних конечностей, к ухудшению сна и субъективным расстройствам, снижению функционального состояния всего организма школьников, к нарушению баланса нервных процессов и как следствие этого - к нервозу (Доскин В.А., Куинджи Н.Н., 1989).
В своих исследованиях А.Г. Хрипкова (1976) объясняет, что организм детей в школьный период характеризуется преобладанием ассимиляционных процессов, в результате которых появляется большое количество новых клеток, тканей и органов в их росте и дифференциации, что приводит к увеличению массы тела. Даже если двигательная активность школьника в этот период не будет соответствовать физиологической норме, то уровень физической подготовленности, в силу преобладания процессов ассимиляции, все равно будет прогрессивно повышаться. Именно возрастающая интенсивность процессов ассимиляции обусловливает ускорение функционального развития.
На практике сложилась противоречивая ситуация, связанная с определением содержания педагогического воздействия в сенситивные периоды.
Учитывая возможность этих периодов в онтогенезе, рекомендуют использовать адекватные направленные воздействия на организм с сенситивными периодами. Подобный подход в теории физического воспитания получил название
«сенситивные периоды развития двигательных качеств» (Фролов С.В., Фролов С.С., 2009). Именно этот промежуток времени является наиболее благополучным для педагогического воздействия на соответствующие физические качества. Подобный подход в теории стал называться «сенситивным периодом развития физических качеств».
Однако, по мнению С.В. Фролова (2008), при выполнении физических упражнений с большой интенсивностью могут активизироваться процессы диссимиляции, что негативно будет влиять на естественное развитие соответствующего физического качества, а точнее - на естественное развитие именно тех функциональных систем организма школьника, которые это качество определяют.
Понимать в буквальном смысле чувствительный (сенситивный) период естественного развития организма как период развития того или иного физического качества, видимо, надо с поправкой, а именно: при определенных обстоятельствах (и возникают они нередко). Специализированная физическая нагрузка, повышая интенсивность диссимиляции, может вступить в противоречие с естественными процессами развития - ассимиляцией - именно тех функциональных систем, которые обеспечивают проявление зависимости от них физических качеств. Другими словами, специализированная физическая нагрузка может нарушить естественное возрастное соотношение интенсивности процессов ассимиляции и диссимиляции. Возможно, следует говорить о чувствительных периодах роста и развития только морфофункциональных систем организма, а педагогическое воздействие организовать только по показателям функциональных систем. Но как бы прямые физиологические и биомеханические периоды контроля в условиях школы пока недостаточны.
В наших исследованиях мы опирались на принцип физической подготовки детей, сформулированный А.Г. Антроповой: «содействие естественному физическому развитию».
Исследователи предложили сместить воздействие адекватных физических упражнений, направленных на физические качества, с сенситивных периодов на ближайшие предшествующие им во времени периоды, когда в организме процессы ассимиляции находятся в начальной стадии, обозначив термином «предсенситивные периоды», а этот методический прием обозначили как опережающий подход в процессе физического развития двигательных качеств
школьников (Фролов С.В., 1993; Фролов С.В., Фролов С.С., 2005, 2008).
Необходимо отметить следующее. Представляется важным, по мнению С.В. Фролова, С.С. Фролова (2008), адаптационные изменения в отличие от изменений в ходе развития считать как новообразования. Процессуально физическое развитие человека носит изменчивый характер, но структурно, как последовательная цепочка явлений во времени, оно постоянно. Адаптационные изменения происходят в пространстве возможностей человека. Развитие постепенно и последовательно, в строгом соответствии с генетической программой расширяет это пространство, порождая новые возможности, отсутствующие на его прежних ступенях. Новые возможности возникают не как ответная реакция на воздействие окружающей среды, а в первую очередь как последовательное созревание, управляемое стабильным генетическим кодом, хотя и с учетом факторов окружающей среды. Многие характеристики развития во времени в некотором смысле абсолютно стабильны и предсказуемы в отличие от адаптации, суть которой - к стабильности только стремиться.
Таким образом, казалось, есть все основания подтвердить справедливость тезиса «развитие только создает возможности - обучение (воспитание) их реализует». Во времени процесс развития идет впереди процесса физического воспитания (обучения) и диктует ему его содержание. Следовательно, есть основание заключить, что эффективность физического воспитания определяется отношением между физическим упражнением и ответной реакцией организма учащихся на него. Завершаться педагогический процесс будет адаптационными изменениями в пределах уже вызревших (развившихся) возможностей ученика. Тем самым мы поддерживаем мнение Ж. Пиаже (1969): "Обучение идет в хвосте развития" (с.579), или, другими словами, развитие создает возможности - обучение их реализует.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что опережающий подход реализуется не в ситуации, когда процессы по отношению друг к другу разнесены во времени, а только при условии, что процессы зависимы, взаимосвязаны со временем, когда ход одного из них предопределяется причинами другого и зависит от фактора своевременности. И идут эти процессы неразрывно и строго последовательно. Так, заранее зная генетически обусловленную последовательность онтогенеза во времени и качественные особенности его стадий, можно упреждаю-
ще, с опережением, целенаправленно содействовать его ходу. Такая возможность обусловливается вторым фундаментальным свойством жизни - наследственной изменчивостью.
Опережение, как предвосхищающая функция строго определенной последовательности процессов во времени, обнаруживается во всех формах природы, общества, мышления. Генетическая программа складывается в живых организмах, опережая процесс онтогенеза. Социальная система отношений формируется прежде социализации личности. В структуре личности отношения к миру и с миром предшествуют возникновению отношений к себе и с самим собой. Нравственные заповеди опережают формирование достойного поведения. Концепция и соответствующие программы предшествуют совершенствованию педагогического процесса. Возникновение потребностей и мотивов опережает действия человека. Сам процесс образования, в сущности, есть опережение, так как, забегая во времени вперед, именно от цели, опережая индивидуальное развитие, заранее готовит учащегося к будущей взрослой жизни.
Отсюда делаем вывод: научное обоснование процесса физического воспитания школьников без такой его фундаментальной характеристики, как опережение, будет неполным. Опережение -фундаментальная закономерная характеристика и биологической, и социальной жизни человека; одно из основных, исходных положений и подходов, определяющих содержание и направленность педагогического процесса, гарантирующих его управляемость и результативность. Реализация опережения как методологического принципа - в практическом смысле опережающий подход - предполагает в процессе физического воспитания не только учитывать текущий уровень физического и моторного развития каждого учащегося, но и, предвидя их ближайшее индивидуальное физическое и моторное развитие, содействовать их развитию на основе учета его относительно стабильной, а значит, и предсказуемой, генетически обусловленной последо-
вательности. Опережение как методологический принцип физического воспитания школьников еще предписывает, что каждый учащийся в школьные годы должен овладеть способностью, четко осознавать свое ближайшее и отдаленное будущее в пространстве физической культуры и с учетом индивидуальной жизненной перспективы учиться самостоятельно выбирать и творчески реализовывать пути, которые приведут его к поставленной цели. А специалисты по физической культуре в ходе планирования и управления учебным процессом должны транслировать индивидуально ориентированные физкультурные знания как основу активности и самостоятельности учащихся, ориентируясь именно на их будущее.
Принцип опережения - пока научно недостаточно разработанное звено в теоретической цепочке педагогической теории и практики. Дальнейшее совершенствование целостного педагогического процесса нуждается в осознании и признании опережения как одного из методологических принципов теории физического воспитания школьников.
Литература
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 274 с.
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 231.
3. Гаськов А.В. Структура тренировочных единиц в боксе. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1989. 108 с.
4. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002. №3. С.11-14.
5. Пиаже Ж. Логика и психология // Избр. психологические труды. М., 1969. С. 579-583.
6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1984. 1600 с.
7. Советский энциклопедический словарь / редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
8. Фролов С.В. Педагогический контроль за индивидуальной физической подготовленностью учащихся общеобразовательной школы с использованием ЭВМ: дис. ... канд. пед. наук. М., 1993. 189 с.
Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания. Бурятский государственный университет. Мастер спорта по лыжам. Тел. 216989. E-mail: galimov [email protected]
Стрельников Валерий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин. Бурятский государственный университет. Академик ПАНИ, мастер спорта международного класса по боксу. Тел.: 8(3012)216989. E-mail: [email protected]
Цыремпилов Виталий Борисович, доцент кафедры физического воспитания. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия. Мастер спорта по лыжам, кандидат в мастера спорта по боксу. Тел.: 442677. E-mail: [email protected]
Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of theoretical foundation of physical education, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, master of sport in skiing. Ph.: 216989.
Strelnikov Valery Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of sports disciplines, faculty of physical culture, sport and tourism, academician of the Petrovskaya Academy of Science and Arts, Buryat State University, master of sport of international class in boxing, Buryat State University. Ph.: 216989.
Tsyrempilov Vitaly Borisovich, associate professor, department of physical education, Buryat State Agricultural Academy, master of sport in skiing, candidate master of sport in boxing. Ph.: 442677.
УДК 37.037.1
© Л.Г. Доржиева
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФАКТОР В ПОДДЕРЖАНИИ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ
В статье излагается система непрерывного физического, ментального и психосоциального самосовершенствование личности в контексте непрерывного образования в течение всей жизни.
Ключевые слова: валеологическая компетентность, сенсомоторные процессы, психосоциальные факторы, ментальное развитие.
L. G. Dorzhieva
INTELLECTUAL FACTOR IN KEEPING HEALTH BY STUDENTS
The article sets out a system of lifelong physical, mental, and psychosocial self-development of personality in the context of lifelong education.
Keywords: valeological competence, sensory-motor processes, psychosocial factors,mental development.
В настоящее время наблюдается распространение нового определения здоровья, сущность которого состоит в его поддержании и профилактике заболеваний.
Способности человека к формированию и поддержанию своего здоровья и здоровья других в соответствии с этим определением мы будем называть валеологической компетентностью, в структуре которой можно выделить интеллектуальный, перцептивный, поведенческий и другие компоненты, среди которых ведущим является интеллектуальный.
Интеллектом в общем случае называют способность мозга организовать свою деятельность так, что вся содержащаяся в нем информация будет использоваться с максимальной эффективностью [1].
В.Д. Шадриков представляет интеллект как «системное проявление познавательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), влияющего на другие способности» [2]. Следовательно интеллект - это проявление главным образом умственных способностей и показатель ментального развития.
Способность мозга организовать с максимальной эффективностью внешнюю или внутреннюю физическую деятельность называют физическим интеллектом, или телесным мышлением, а способность мозга обеспечивать нор-
мализованные отношения с людьми и тем самым социальную адаптацию называют социальным интеллектом.
Таким образом, интеллект следует рассматривать как основной фактор достижения состояния физического, ментального и социального благополучия, т.е. здоровья в современном понимании.
Состояние физического благополучия наступает, когда человек чувствует себя готовым выполнить работу, требующую достаточно высокого уровня физического интеллекта, выдержать оптимальную физическую нагрузку, проявить общую двигательную активность и психомоторные способности.
Для достижения оптимального уровня физического интеллекта необходима продуманная система физических упражнений, различных видов полезной физической деятельности. Все виды деятельности в своей структуре имеют физический компонент. Это позволяет целенаправленно развивать физический интеллект: благодаря развитию телесного чутья интуитивно ориентироваться в проблемных жизненных ситуациях, просчитывать свои действия и скорость своей реакции на новое явление, ибо тело способно отреагировать и «принять решение» быстрее сознания; овладеть физическими умениями и навыками для безошибочного выполнения определенной деятельности; эффективно ис-