Научная статья на тему 'Профилактика нарушений остроты зрения школьников средствами коррекционной гимнастики (с использованием стереоизображении)'

Профилактика нарушений остроты зрения школьников средствами коррекционной гимнастики (с использованием стереоизображении) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1713
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ / BINOCULAR VISION / PREVENTION AND CORRECTION OF VISUAL ACUITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляков Аруслан Равильевич

В статье рассматривается феномен нарушения зрения. Предлагается способ направленной коррекции зрительных функций. Приводится порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, обеспечивающих коррекцию за счет направленной реорганизации зрительной системы с помощью стереотестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поляков Аруслан Равильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PUPILS’ VISUAL ACUITY DEGRADATION BY MEANS OF CORRECTION PHYSICAL EXERCISES (BY USE OF STEREOTESTS)

The article regards a phenomenon of vision degradation. The method of the directed correction of sight functions is proposed in this paper. The order of physical actions is given, it provides correction of sight due to reorganization of sight system by means of stereotests.

Текст научной работы на тему «Профилактика нарушений остроты зрения школьников средствами коррекционной гимнастики (с использованием стереоизображении)»

величины физических нагрузок на предсоревно-вательном этапе подготовительного периода боксеров-юниоров.

4. При распределении нагрузок на предсо-ревновательном этапе необходимо учитывать ранг соревнований и возрастные особенности спортсменов.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. -1991. - № 2. - С. 9-12.

2. Викторов И.Б., Никифоров Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. - М.: ФиС, 1978. -210 с.

3. Гаськов А.В., Кузьмин В.А. Структура и содержа-

ние тренировочно-соревновательной деятельности в боксе. - Красноярск; 2004. - 113 с.

4. Шивит-Хурак И.К., Галимов Г.Я., Цыремпилов В.Б. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса студентов-боксеров высокой квалификации на предсоревновательном этапе. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2012. - 160 с.

5. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных нагрузок: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.

6. Стрельников В.А., Самаринов А.Г. Циклическая структура и планирование тренировочного процесса в боксе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 132 с.

7. Филимонов В.И. Современная система подготовки боксеров. - М.: ИНСАН, 2011. - 480 с.

Погадаев Михаил Анатольевич, преподаватель кафедры тактико-специальной, боевой и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (ВФ ДВЮИ МВД России), Владивосток. E-mail: [email protected]

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета (БГУ), Улан-Удэ, Смолина, 24a, тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета (БГУ), Улан-Удэ.

Стрельников Валерий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета (БГУ), Улан-Удэ. E-mail: [email protected]

Pogadaev Mikhail Anatolevich, lecturer, department of tactical-special, army and physical training, Vladivostok Branch of Far-Eastern Law Institute, Ministry of Inner Affairs, MIA RF, Vladivostok. E-mail: [email protected] Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a, ph. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical education, Buryat state university, Ulan-Ude.

Strelnikov Valery Alexandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of sports disciplines, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: [email protected]

УДК 796

© А.Р. Поляков

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИИ)

В статье рассматривается феномен нарушения зрения. Предлагается способ направленной коррекции зрительных функций. Приводится порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, обеспечивающих коррекцию за счет направленной реорганизации зрительной системы с помощью стереотестов.

Ключевые слова: бинокулярное зрение, профилактика и коррекция остроты зрения.

A.R. Polyakov

PREVENTION OF PUPILS’ VISUAL ACUITY DEGRADATION BY MEANS OF CORRECTION PHYSICAL EXERCISES (BY USE OF STEREOTESTS)

The article regards a phenomenon of vision degradation. The method of the directed correction of sight functions is proposed in this paper. The order of physical actions is given, it provides correction of sight due to reorganization of sight system by means of stereotests.

Keywords: binocular vision, prevention and correction of visual acuity.

В образовательном процессе школы профилактика нарушений зрения решается не эффек-

тивно, несмотря на ее большую социальную значимость. Для старших классов эта проблема

особо актуальна, так как выпускники школы, определяясь с будущей профессией, учитывают и возможности своего здоровья.

Некоторые школьные дисциплины рассматривают проблему здоровья человека, но в основном ставят перед собой только образовательные задачи. Физическая культура в рамках образовательного процесса призвана решать оздоровительные задачи. Однако они остаются малореализуемыми, так как урочные формы занятий способны удовлетворить двигательный режим учащихся только на 20-25% [4].

В период обучения в школе дети вынуждены переносить большие психоэмоциональные нагрузки. Умственная деятельность учащихся сопровождается повышенным психическим напряжением, что в условиях малой двигательной активности может быть причиной возникновения стресса и серьезных функциональных нарушений [1]. В настоящее время около 60% выпускников школ страдают различными хроническими заболеваниями.

Обнаружено, что психоэмоциональный стресс приводит к потере части адаптивных ресурсов и обусловливает возникновение зрительных расстройств [2]. Ульям Бейтс придерживался аналогичного мнения, считая, что основной причиной близорукости является умственное утомление и психическое напряжение, порождающее «физическое перенапряжение глаз». В работах Б.В. Сермеева [3] обозначены причинно-следственные связи между показателями физического развития, состоянием внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и зрительными функциями. Некоторыми исследователями показано, что применение физических упражнений способствует снятию умственного утомления и профилактике близорукости. Однако рекомендуемая программа по физической культуре для школ не предусматривает применение средств оздоровительно-коррекционной гимнастики, направленной на поддержание зрительных функций. Внедрение в учебную программу этого раздела осложняется отсутствием должной классификации и соответствующей систематизации упражнений профилактической направленности.

Для целенаправленного проведения профилактических мероприятий необходимо знание закономерностей развития близорукости. Существует несколько взглядов на причины ее возникновения: это врожденные нарушения зри-

тельной системы, ослабленная аккомодация, плохая согласованность работы глазодвигательных мышц, нарушения регуляции психофизиологических механизмов и т.д.

Современная офтальмология использует разнообразные методы для коррекции зрения: ношение бифокальных очков, контактных линз, хирургическое вмешательство, терапевтическое лечение. Педагогика предлагает общеукрепляющие мероприятия с применением лечебнооздоровительных средств физической культуры, частичное ограничение двигательной деятельности, применение технических средств обучения. Применяются и нетрадиционные методики: соляризация, медитация, аутотренинг [5]. При этом все вышеперечисленные подходы не могут в полной мере выполнить социальный заказ общества.

Результаты исследований последних лет, касающиеся причин развития близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры. Показано, что специально подобранные упражнения способствуют не только общему укреплению организма, но и повышению специфической работоспособности мышц глаза. Так, зарекомендовал себя эффективным метод авторегуляции аккомодационного аппарата в условиях предплоскостного слияния двойных изображений [9]. В основании предлагаемой нами системы по профилактики и коррекции остроты зрения лежат представления о концепции бинокулярного зрения [8]. Данные научные сведения позволяют максимально противостоять нарушению зрительных функций и разрушению других функциональных систем. Полученные знания о принципах управления зрительными функциями помогут освоить простые способы повышения остроты зрения. Эти способы повышения и поддержания остроты зрения на должном уровне не требуют больших финансовых затрат, а только внимания учителей к здоровьесберегающим мероприятиям.

В результате учителя смогут проводить реабилитационно-коррекционную работу, способную без специальных клинических вмешательств восстанавливать возникшие сдвиги функциональных резервов зрительной системы.

Данный способ направленной коррекции зрительных функций реализуется с помощью идеального информационного эквивалента нормы зрения - «мнимого зрительного образа» (МЗО) [9].

Рис. 1. Схема слияния двойных изображений при нахождении области зрительной бификсации перед плоскостью теста. А и В - элементы теста (двойные изображения); аЬ (апЬ ,) - бинокулярный элемент мнимого изображения; а (а,) - изображение, ощущаемое левым глазом; Ь (ЬП) - изображение, ощущаемое правым глазом; с - область корреспонденции; Р - расстояние между центрами двойных изображений; N - расстояние от глаз до двойных изображений; L - расстояние до бинокулярного элемента мнимого зрительного образа аЬ (апЬл).

Школьник при устойчивом восприятии четкого мнимого изображения увеличивал расстояния N (от глаз до двойных изображений) до максимального расстояния, где четкость еще сохранялась. Если же изображение мутнело, увеличение N прекращали, и четкость мнимого изображения обследуемые восстанавливали, фиксируя

взгляд на элементах мнимого изображения, при этом несколько раз моргая.

Проведено 67 обследований. В эксперименте использовался специальный стереотест (рис. 2), состоящий из двойных изображений. Каждое из которых представляет собой прямоугольник, внутри которого три фигурки: аист, орел, солнце и три слова: Орел, солнце, аист.

0 •"•о

орел солнце аист

Рис. 2. Стереотест, состоящий из двойных изображений

Оценивалась острота зрения учащихся 3-8 классов при предплоскостном слияния двойных изображений до и после сеансов тренировок по методике, предложенной И.Э. Рабичевым.

Обследование с каждым учащимся проводилось в четыре этапа:

а) определение остроты зрения до тренировок;

б) обучение методу слияние двойных идентичных изображений при физиологическом двоении в условиях свободной гаплоскопии;

в)проведение сеанса тренировок в течение четырех месяцев во время школьных занятий, на уроке информатики (т.к. именно здесь дети получают наибольшую нагрузку на зрительную систему), в течение физкультурной минутки для

детей с остротой зрения, равной 1,0, один раз в неделю, а для детей с низкой остротой зрения - в домашних условиях каждый день (во всех экспериментах сеанс тренировок по времени затрачивал не более пяти минут);

г) определение остроты зрения после сеанса тренировок.

Сеанс тренировок проходил следующим образом. Учащимся рекомендовалось на уровне глаз, перед тестами, на расстоянии 10-15 см поместить ручку или указательный палец. При направлении взгляда на ручку, она видна четко и не двоится, а на заднем плане три устойчивых изображения. Каждое изображение представляет собой прямоугольник, внутри которого три фигурки: аист, орел, солнце и три слова: орел, солнце, аист. Все три прямоугольника расположены на одной линии, причем средний из них ровно в центре, относительно двух других, и объемный (т.е. на нем изображения видны на разном удалении друг от друга: на переднем плане слова, затем аист и самые дальние - орел и солнце).

Для того чтобы проверить правильность направления взгляда, дети прикрывали рукой на секунду один глаз, тогда на секунду исчезало то из трех изображений, которое было с той стороны, с какой прикрыли глаз. Например, если прикрывали левый глаз, то исчезало левое изображение.

При наличии трех устойчивых изображений необходимо было найти такое расстояние, при котором сохранялась максимальная четкость всех деталей изображения на среднем прямоугольнике. Затем, не сводя с нее взгляда, нужно плавно отдалять тест на максимальное расстояние, где будет еще четкое изображение. Если же изображение мутнеет, теряет четкость, то необходимо один или несколько раз моргнуть, после чего опять попытаться найти четкость. Если же и в этом случае изображение видно не отчетливо, то тогда нужно уменьшить на некоторое расстояние дистанцию до теста. А когда четкость восстановится, то можно опять плавно увеличивать дистанцию.

Контроль за самотренировкой учащихся проводился следующим образом. Один раз в месяц проверяли умение сливать двойные идентичные изображения при физиологическом двоении в условиях свободной гаплоскопии и соблюдение инструкции.

В течение эксперимента, который длился в течение четырех месяцев, были получены следующие результаты. У 40 (60%) учащихся с остротой зрения, равной 1,0, несмотря на зрительные перегрузки, острота зрения не снизилась. У 14 (21%) учащихся с пониженной остротой зрения после занятий со стереотестами острота зрения поднялась на 10-30 %. У 13 (19%) учащихся с различной патологией зрительной системы острота зрения не изменилась.

Результаты исследования показали авторегу-ляционные свойства аппарата аккомодации в условиях предплоскостного слияния двойных изображений.

Литература

1. Бодров В.А.Информационный стресс: учеб. пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.

2. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков. - СПб.: Лань, 2008. - 112 с.

3. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. - М.: Просвещение, 1993. - 68 с.

4. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 103 с.

5. Рамапантана И. Упражнения йоги для глаз. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. - 192 с.

6. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. -СПб.: ИК-Комплект, 2011. - 264 с.

7. Павлова А.Н. Исследование эффекта глубины в условиях предплоскостного слияния двойных изображений на бинариметре. Диплом. - Иркутск, 1998. - 53 с.

8. Рабичев И.Э. Системная организация и механизмы направленной коррекции бинокулярного зрения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Иркутск, 1998. - 192 с.

9. Рабичев И.Э., Котов А.В. «Мнимый зрительный образ» как информационный эквивалент нормы при направленной коррекции зрения. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1995. - 38 с.

Поляков Аруслан Равильевич, старший преподаватель кафедры ПО ИПКРО, тел 20-99-07, e-mail: [email protected], тел. 89646504041.

Polyakov Aruslan Ravilevich, senior teacher, department of PO IPKRO, тел 20-99-07, e-mail: [email protected], тел. 89646504041.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.