Научная статья на тему 'Построение предсоревновательного этапа подготовки боксеров-юниоров к основным соревнованиям'

Построение предсоревновательного этапа подготовки боксеров-юниоров к основным соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3357
1128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА / ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БОКСЕРЫ-ЮНИОРЫ / ПРЕДСОРЕВ-НОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / МНОГОЦИКЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / PROCESS IMPROVEMENT / OPTIMAL PLANNING / BOXERS-JUNIORS / PRECOMPETITIVE STAGE / MULTICYCLE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погадаев Михаил Анатольевич, Гаськов Алексей Владимирович, Галимов Геннадий Яковлевич, Стрельников Валерий Александрович

Поиск путей, обеспечивающих успешное совершенствование процесса подготовки боксеров-юниоров на основе оптимального планирования тренировочных нагрузок на предсоревновательном этапе, является одной из наиболее важных проблем в боксе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погадаев Михаил Анатольевич, Гаськов Алексей Владимирович, Галимов Геннадий Яковлевич, Стрельников Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF PRECOMPETITION STAGE FOR BOXERS-UNIORS’ TRAINING FOR SIGNIFICANT COMPETITIONS

Seaerch of the ways providing successful improvement of boxers-juniors ’ training process based on optimal training planning during precompetitive stage of training is one of the most important problems in boxing.

Текст научной работы на тему «Построение предсоревновательного этапа подготовки боксеров-юниоров к основным соревнованиям»

УДК: 796.83 © М.А. Погадаев, А.В. Гаськов, Г.Я. Галимов, В.А. Стрельников

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ-ЮНИОРОВ К ОСНОВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Поиск путей, обеспечивающих успешное совершенствование процесса подготовки боксеров-юниоров на основе оптимального планирования тренировочных нагрузок на предсоревновательном этапе, является одной из наиболее важных проблем в боксе.

Ключевые слова: Совершенствование процесса, оптимальное планирование, боксеры-юниоры, предсорев-новательный этап, многоцикловая подготовка.

M.A. Pogadaev, A. V. Gaskov, G. Ya. Galimov, V.A. Strelnikov

PLANNING OF PRECOMPETITION STAGE FOR BOXERS-UNIORS’ TRAINING FOR SIGNIFICANT COMPETITIONS

Seaerch of the ways providing successful improvement of boxers-juniors ’ training process based on optimal training planning during precompetitive stage of training is one of the most important problems in boxing.

Key words: process improvement, optimal planning, boxers-juniors, precompetitive stage, multicycle training.

Актуальность. В настоящее время в России уделяется большое внимание физической культуре и спорту. Подтверждением этому являются принятые законы и постановления о физической культуре и спорте. Большое внимание со стороны президента уделяется развитию таких видов спорта, как борьба, футбол, теннис, бокс и др. В последние годы боксеры России одерживали победы на Олимпийских играх, на чемпионатах мира, кубках мира и международных турнирах. Для удержания завоеванных позиций необходимо дальнейшее совершенствование процесса подготовки российских спортсменов. Практика многоцикловой подготовки, предусматривающая участие в нескольких соревнованиях в течение года, из которых два являются главными, обусловливает необходимость рационального распределения тренировочных нагрузок на предсо-ревновательном этапе [1, 3, 6]. Как показал анализ литературы, на сегодняшний день выполнено немало исследований по данной проблеме. Однако в этих работах не учтены изменения, произошедшие в последнее время в правилах соревнований, в количестве боксерских турниров, а также в большинстве случаев не учитываются такие факторы, как сложные экологические условия (высокая температура, влажность воздуха, быстрая смена климатических и временных зон и др.).

С учетом ведущей роли планирования тренировочных нагрузок различной специализиро-ванности, координационной сложности, параметров объема и интенсивности в подготовке боксеров-юниоров актуальным и своевременным представляется получение научных данных о

содержании и распределении тренировочных нагрузок на этапе подготовки боксеров-юниоров к ответственным соревнованиям [2, 4, 5].

Предсоревновательная подготовка в боксе, имеющая свои особенности, изучалась такими авторами, как Ю.В. Верхошанский, И.Б. Викторов, Ю.Б. Никифоров. Анализ суммарных объемов основных тренировочных средств боксеров-юниоров на предсоревновательном этапе подготовки проводился с целью выявления оптимального соотношения средств физического воспитания, способствующего росту спортивных результатов у обследуемых спортсменов. Для наблюдений была определена сборная команда боксеров-юниоров боксерского клуба «Океанский» г. Владивостока, в количестве 20 человек.

Этап предсоревновательной подготовки представлял собой трехнедельные учебнотренировочные сборы в санаторно-курортной зоне г. Владивостока, в детском оздоровительном лагере «Солнечный луч».

В ходе педагогического исследования использовались комплексы физических упражнений, которые были распределены таким образом:

1. Имитационные упражнения определялись комплексами передвижений с ударными комбинациями:

- передвижения разными способами с нанесением ударов, обманных движений, комбинаций в движении, на полосе 30-40 м. В комплекс входили 10-12 упражнений;

- упражнения выполнялись в бассейне или в реке, озере, море. Различные способы передвижения на ногах с отработкой техники ударов (школа бокса) при различном уровне воды (по

грудь, плечи), беговые упражнения в воде на разной глубине. Комплекс состоял из 10-12 упражнений;

- бег по пересеченной местности (кросс, работа на дороге) с имитацией боксерских приемов и ОРУ в движении. Всего 5-8 км.

2. Подводящие упражнения по своим нервно-мышечным усилиям и структуре движений были адекватны основным специальным упражнениям:

- работа на спортивных снарядах. Упражнения выполняются по заданиям, которые написаны на карточках и прикреплены к снарядам. В течение 1 мин боксер совершает интенсивную работу на снаряде по заданию с обязательным изменением направления движения. В комплекс входили 8-10 упражнений;

- в следующем комплексе использовались упражнения на развитие координационных способностей. Эти двигательные действия выполнялись с теннисными мячами - дриблинг в движении одним и двумя мячами. Комплекс состоял из 10-12 упражнений.

3. Специальные упражнения, непосредственно повышающие эффективность двигательных действий в ринге:

- упражнения на совершенствование техники маневрирования по рингу. Они выполнялись в тройках-четверках, в защитной экипировке;

- упражнения на развитие техники маневрирования и скоростно-силовых качеств на снарядах. Работа по заданию (из вольной работы нанесение с максимальной скоростью различных комбинаций, повторных атак с обязательных скручиванием в сторону и контратакой);

- упражнения в тройках и четверках (работа с

определением ситуативных моделей).

4. Упражнения общефизической направленности представляли собой комплексы общеразвивающих упражнений:

- попеременные прыжки поочередно на одной и на двух прямых ногах разными способами. В комплекс входили 8-10 упражнений;

- упражнения с баскетбольными мячами в парах. Выполнялись в движении разными способами (приставными, скрестными шагами) одновременно, с передачей друг другу мяча разными способами (от груди, из-за головы, имитируя удары снизу, сбоку, прямо). Комплекс состоял из 8-10 упражнений;

- упражнения для развития скоростносиловых качеств боксера. Выполнялись в парах с партнером, с применением отягощений для метания (ядра, камни). Выполнялось 10-12 упражнений по 5 мин;

- силовые, круговые, общеразвивающие тренировки;

- в конце каждого комплекса упражнений давались задания на закрепление - бег трусцой в течение 5-10 мин в с/зале или в лесу между деревьями, постоянно маневрируя и нанося комбинационные серии ударов.

В таблицах 1, 2, 3, предложенных ниже, распределены тренировочные средства трехнедельного педагогического эксперимента боксеров-юниоров.

В таблице 4 представлены средние величины объемов основных средств подготовки на пред-соревновательном этапе (%). За основу было принято распределение тренировочных упражнений боксеров в зависимости от степени их подготовленности.

Таблица 1

Неделя 1 Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вск.

Утр. разм. (730-8-00) бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса Самост. разминка Отдых (мероприятия лагеря-конкурсы, дискотека)

УТРО (1113) Занятие №1 (двиг, прыжк, ОРУ) Занятие №2 (передв. с ударами) Занятие №1 (двиг, прыжк, ОРУ) Равномерный кросс в течение 1 ч (5-6 км) с работой на дороге Настольный теннис в течение 1,5-2 ч Кросс в течение 11,5 часа (810 км)

ВЕЧЕР (1719) Занятие №4 (двиг. с мячами) Игровая тренировка (футбол) Занятие №6 (камни), (скор.-сил) Сауна , 11,5 часа. ОФП (круговая тренировка: штанга, гантели, и т.д.) Занятие №5, с выездом в бухту Ша-мора (бассейн лагеря)

Таблица 2

Неделя 2 Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вск.

Утр. разм. (7-30-8-00) бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса Самост разминка Отдых (мероприятия лагеря -конкурсы, дискотека)

УТРО (1113) Кросс с работой на дороге (имитация ударов, упражнения разного характера) (1,5 ч) Занятие №6 (камни), (скор.-сил.) СТТМ в парах (работа с моделями разных противников) Занятие № 7 Занятие № 8, работа с мячами (футбольными, теннисными) Кросс в течение 11,5 часа (810 км) Занятие № 5, с выездом в бухту Шамора (бассейн лагеря)

ВЕЧЕР (1719) СТТМ в парах (работа с моделями разных противников) Занятие N° 7 СТТМ на снарядах, круговая работа с моделир. задания (1, 5 ч), занятие № 9 Занятие №2 (передв. с ударами) Игровая тренировка (баскетбол, регби) (1,5 часа) СТТМ на снарядах, круговая работа с моделир. задания (1, 5 ч), занятие № 9 Сауна 1-1,5 часа

Таблица 3

Неделя 3 Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вск.

Утр разм. (7-30—800) бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса бег, ОРУ, школа бокса Самост. разминка Отдых (мероприятия лагеря - конкурсы, дискотека)

УТРО (11-13) «Школа бокса» со-вершенст-вование СТТМ в парах без перчаток (1,5 часа) ОФП (круговая тренировка: штанга, гантели и т.д. Кросс с работой на дороге (имитация ударов, упражнения разного характера) СТТМ в парах (работа с моделями разных противников) Занятие № 7 СТТМ на снарядах, круговая работа с моделир. задания (1, 5 ч), занятие № 9 Контрольные спарринги в парах, тройках (вольные бои)

ВЕЧЕР (17-19) СТТМ в парах (работа с моделями разных противников) Занятие N° 7 Игровая -круговая тренировка (футбол -наст теннис) (1,5 ч) СТТМ на снарядах, круговая работа с моделир. задания (1, 5 ч), занятие № 3 СТТМ на снарядах, круговая работа с моделир. задания (1, 5 ч), занятие № 3 Урок № 5, выездом в бухту Шамора (бассейн лагеря) фартлек Сауна 1-1,5 часа

Этап предсоревновательной подготовки был разбит нами на 3 стадии: ОФП, СВП, СП. В процентном соотношении это выглядело так:

Анализ внутригрупповых соотношений специализированных средств позволяет сделать заключение о том, что величина объема упражнений специально-физической направленности со-

ставляет 30%, специальной подготовки - 20%.

Выявлены достоверные различия (Р<0,05) между средствами ОФП, СФП и СП. При этом было установлено, что боксеры-юниоры при подготовке к основным соревнованиям примерно в равных объемах используют упражнения СФП и СП.

Таблица 4

Средства спортивной тренировки

1 стадия - общая физическая подготовка

ОФП - 50% СФП - 30% СП - 20%

2 стадия - специальная физическая подготовка

ОФП - 30% СФП - 40% СП - 30%

3 стадия - специальная физическая подготовка

ОФП - 20% СФП - 30% СП - 50%

На 2 стадии предсоревновательного этапа наблюдается уменьшение объема нагрузки ОФП до 30%, при этом увеличивается нагрузка СФП и СП на 10%.

На 3 стадии подготовки предпочтение отдавалось СП, куда входили упражнения, направленные в основном на моделирование ситуаций в ринге. Нагрузка на ОФП уменьшилось до 20%, в СФП проглядывается уменьшение доходит до 30%. Нагрузка СП выросла при этом до 50%.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать заключение о том, что подготовка боксеров-юниоров к главным соревнованиям спортивного сезона осуществляется преимущественно путем применения упражнений специальной и специально-физической направленности. Однако передовой опыт спортивной подготовки свидетельствует о том, что завышение объемов упражнений максимальной и высокой специализированности часто приводит, как правило, к быстрому переутомлению спортсменов в процессе соревнований [3, 7]. Поэтому мы и создали модель поэтапного перехода от максимальных нагрузок к средним нагрузкам, преимущественно специализированным. Отметим, что невысокий объем использования упражнений максимальной сложности в предсоревновательной подготовке боксеров-юниоров является целесообразным, так как завышенный объем выполнения специализированных упражнений повышенной координационной сложности требует от спортсмена проявления максимальных функциональных возможностей организма и больших энергозатрат. Структура и характер использования таких средств в большей мере приближены по своим характеристикам к соревновательной деятельности, боксер испытывает чрезмерно высокую степень психической напряженности, что негативно сказывается на успешности выступления в соревнованиях [4].

Специализированность нагрузки предполагает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательным упражнением. Тренировочные

средства разделяются на специфические, специально-физические и общефизические, что весьма важно для практики: упражнения первой группы обладают наибольшим тренирующим воздействием и используются как средства специальной подготовки. Их применение обеспечивает прямой и положительный перенос навыков и двигательных качеств и как следствие - быстрый рост спортивно-технических результатов. Специфический тренирующий эффект упражнений специальнофизической группы незначителен, и поэтому они используются только как средства общей подготовки [5, 6].

Анализ результатов педагогических наблюдений в сборной команде боксеров-юниоров боксерского клуба «Океанский» позволил сделать заключение о наличии тенденции к увеличению объемов специализированных средств к концу этапа пред-соревновательной подготовки.

Полученные данные о распределении специализированных средств на этапе подготовки выявили необходимость внесения коррекции в существующие планы тренировки боксеров-юниоров, позволяющие оптимально решать задачи физической и технико-тактической подготовки к предстоящим соревнованиям.

Таким образом, результаты анализа данных, полученных в ходе исследования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Эффективность соревновательной деятельности боксеров-юниоров определяется преимущественно характером распределения и соотношения нагрузок различной специализированности и направленности на предсоревновательном этапе подготовки, а не ее объемом.

2. Завышенные объемы упражнений высокой и максимальной специализированности во втором и третьем микроциклах предсоревновательного этапа часто приводят к психическому перенапряжению боксеров, что обусловливает неудачное их выступление в основных соревнованиях года.

3. Выявлены эффективные соотношения объемов средств различной специализированности и

А.Р. Поляков. Профилактика нарушений остроты зрения школьников средствами коррекционной гимнастики (с использованием стереоизображений)

величины физических нагрузок на предсоревно-вательном этапе подготовительного периода боксеров-юниоров.

4. При распределении нагрузок на предсо-ревновательном этапе необходимо учитывать ранг соревнований и возрастные особенности спортсменов.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. -1991. - № 2. - С. 9-12.

2. Викторов И.Б., Никифоров Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе. - М.: ФиС, 1978. -210 с.

3. Гаськов А.В., Кузьмин В.А. Структура и содержа-

ние тренировочно-соревновательной деятельности в боксе. - Красноярск; 2004. - 113 с.

4. Шивит-Хурак И.К., Галимов Г.Я., Цыремпилов В.Б. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса студентов-боксеров высокой квалификации на предсоревновательном этапе. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2012. - 160 с.

5. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных нагрузок: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.

6. Стрельников В.А., Самаринов А.Г. Циклическая структура и планирование тренировочного процесса в боксе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - 132 с.

7. Филимонов В.И. Современная система подготовки боксеров. - М.: ИНСАН, 2011. - 480 с.

Погадаев Михаил Анатольевич, преподаватель кафедры тактико-специальной, боевой и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России (ВФ ДВЮИ МВД России), Владивосток. E-mail: maksboxmvd@mail.ru

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета (БГУ), Улан-Удэ, Смолина, 24a, тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета (БГУ), Улан-Удэ.

Стрельников Валерий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета (БГУ), Улан-Удэ. E-mail: strelnikov09@mail.ru

Pogadaev Mikhail Anatolevich, lecturer, department of tactical-special, army and physical training, Vladivostok Branch of Far-Eastern Law Institute, Ministry of Inner Affairs, MIA RF, Vladivostok. E-mail: maksboxmvd@mail.ru Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University. Ulan-Ude, Smolin str., 24a, ph. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical education, Buryat state university, Ulan-Ude.

Strelnikov Valery Alexandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of sports disciplines, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: strelnikov09@mail.ru

УДК 796

© А.Р. Поляков

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИИ)

В статье рассматривается феномен нарушения зрения. Предлагается способ направленной коррекции зрительных функций. Приводится порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, обеспечивающих коррекцию за счет направленной реорганизации зрительной системы с помощью стереотестов.

Ключевые слова: бинокулярное зрение, профилактика и коррекция остроты зрения.

A.R. Polyakov

PREVENTION OF PUPILS’ VISUAL ACUITY DEGRADATION BY MEANS OF CORRECTION PHYSICAL EXERCISES (BY USE OF STEREOTESTS)

The article regards a phenomenon of vision degradation. The method of the directed correction of sight functions is proposed in this paper. The order of physical actions is given, it provides correction of sight due to reorganization of sight system by means of stereotests.

Keywords: binocular vision, prevention and correction of visual acuity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В образовательном процессе школы профилактика нарушений зрения решается не эффек-

тивно, несмотря на ее большую социальную значимость. Для старших классов эта проблема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.