Научная статья на тему 'Теория и методика применения оздоровительных физических упражнений для профилактики и коррекции остроты зрения у школьников'

Теория и методика применения оздоровительных физических упражнений для профилактики и коррекции остроты зрения у школьников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
448
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ / BINOCULAR VISION / PROPHYLAXIS AND CORRECTION OF EYE SIGHT KEENNESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Поляков Аруслан Равильевич

В статье рассматривается феномен бинокулярного зрения. Предлагается способ направленной коррекции зрительных функций. Приводится порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, обеспечивающих коррекцию за счет направленной материальной, морфофункциональной реорганизации зрительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND METHODS OF APPLYING OF SANITARY PHYSICAL EXERCISES FOR PROPHYLAXIS AND CORRECTION OF KEENNESS OF SCHOOLCHILDREN EYE SIGHT

The article considers the phenomenon of binocular vision. The method of directed correction of sight functions is proposed. The author suggests the order of actions on use the sanitary physical exercises providing correction of vision due to the directed material morphofunctional reorganization of sight system.

Текст научной работы на тему «Теория и методика применения оздоровительных физических упражнений для профилактики и коррекции остроты зрения у школьников»

рающих существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения. Возможно возрождение и развитие на основе внедрения в систему физического воспитания подлинно народных традиций.

Литература

1. Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: тез. - Кызыл, 1989. -С. 1-19.

2. Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995. - 191 с.

3. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. - Кызыл, 1973.

4. Родевич В.М. Очерки Урянхайского края (Монгольского бассейна р. Енисея). - СПб., 1910. -206 с.

5.Ягодин В.В. Народные традиции в физической культуре. - Екатеринбург, 1992. - 155 с.

Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической культуры ТувГУ, г. Кызыл. Тел. 89232624547

Mendot Ella Eres-ооловна, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of the physical culture, TuvGU, Kyzyl.

Мендот Эмма Эрес-ооловна, преподаватель кафедры ТОФК ТувГУ, г. Кызыл.

Mendot Emma Eres-ооловна, lecturer, department of TOFK, TuvGU, Kyzyl.

Мендот Инга Эрес-ооловна, преподаватель Кызыльского педагогического колледжа, г. Кызыл.

Mendot Inga Eres-ооловна, lecturer, Kyzylsky Pedagogical College, Kyzyl.

УДК 796

A.P. Поляков

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается феномен бинокулярного зрения. Предлагается способ направленной коррекции зрительных функций. Приводится порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, обеспечивающих коррекцию за счет направленной материальной, морфофункциональной реорганизации зрительной системы.

Ключевые слова: бинокулярное зрение, профилактика и коррекция остроты зрения.

A.R. Polyakov

THEORY AND METHODS OF APPLYING OF SANITARY PHYSICAL EXERCISES FOR PROPHYLAXIS AND CORRECTION OF KEENNESS OF SCHOOLCHILDREN EYE SIGHT

The article considers the phenomenon of binocular vision. The method of directed correction of sight functions is proposed. The author suggests the order of actions on use the sanitary physical exercises providing correction of vision due to the directed material morphofunctional reorganization of sight system.

Keywords: binocular vision, prophylaxis and correction of eye sight keenness.

В нашей стране состояние здоровья населения и особенно подрастающего поколения вызывает все большую тревогу. За последние 11 лет почти втрое увеличилось количество детей с различными хроническими патологиями. Из тридцати выпускников школ только семь относительно здоровы.

Одной из наиболее неблагополучных в образовательных учреждениях можно назвать ситуа-

цию с остротой зрения учащихся. Зрение - один из основных источников получения информации в образовательном процессе. В связи с увеличивающимся потоком зрительной информации возникает проблема снижения остроты зрения и нарушения зрительных функций у учащихся. Несмотря на большое количество аппаратов и методик для профилактики снижения зрения, вопрос остается нерешенным.

В основании предлагаемой нами «Системы по профилактике и коррекции остроты зрения» лежат представления о концепции бинокулярного зрения [1,2,3]. Данные научные сведения позволяют максимально противостоять нарушению зрительных функций и разрушению других функциональных систем. Полученные знания о принципах управления зрительными функциями помогут освоить простые способы повышения остроты зрения. Это не требует больших финансовых затрат, лишь только внимание учителей к здоровьесберегающим мероприятиям.

В результате учителя смогут проводить реабилитационно-коррекционную работу, без специальных клинических вмешательств восстанавливать возникшие сдвиги функциональных резервов зрительной системы.

Данный способ направленной коррекции зрительных функций реализуется с помощью

идеального информационного эквивалента нормы зрения - «мнимого зрительного образа» (МЗО) [7]

МЗО возникает у человека с нормальным бинокулярным зрением в условиях физиологического двоения при слиянии двойных изображений. Для понимания механизма возникновения МЗО представлена схема слияния двойных изображений в условии физиологического двоения [6]. В результате слияния идентичных изображений А и В возникает зрительное ощущение МЗО, который состоит из трех изображений. Эта воспринимаемая картина выглядит так: в центре аЬ - изображение, воспринимаемое би-нокулярно (бинокулярный элемент), а - изображение, воспринимаемое монокулярно правым глазом, Ь - изображение, воспринимаемое монокулярно левым глазом.

Схема 1

Слияние двойных изображений при нахождении области зрительной бификсации за плоскостью двойных изображений А и В

аЬ - изображение, воспринимаемое бинокулярно, а - изображение, воспринимаемое монокулярно правым глазом, Ь - изображение, воспринимаемое монокулярно левым глазом, С - область корреспонденции, Р - расстояние между центрами двойных изображений, N - расстояние от глаз до двойных изображений, L - расстояние от глаз до изображения, воспринимаемого бинокулярно, - аЬ.

Бинокулярный элемент аЬ воспринимается в пространстве за плоскостью реального двойного изображения на расстоянии L от обследуемого, возникает "эффект глубины" [5].Все элементы МЗО в таком случае воспринимаются увеличенными (“эффект лупы”), [4]. Если изменить расстояние Р между центрами изображений теста А и В или расстояние N от глаз до элементов теста, то изменится ощущаемое расстояние L до бинокулярного элемента аЬ. С увеличением Р и N расстояние L увеличивается и повышается ощущаемый размер всех элементов МЗО.

В технической практике МЗО широко используется для составления точных топографических карт и в стереодальномерах. В отличие от зрительных иллюзий субъективно воспринимаемый МЗО имеет характеристики, которые однозначны и объективны.

В итоге интеграция разномодальных сигналов в ЦНС приводит к субъективному восприятию МЗО и ощущению его характеристик, которые по информативности эквивалентны реальным объектам.

Порядок действий для применения оздоровительных физических упражнений, основанных на феномене МЗО, с целью профилактики и коррекции остроты зрения у школьников можно разбить на четыре этапа:

1. Необходимо научиться сливать двойные изображения при физиологическом двоении. В качестве теста для тренировки можно взять два идентичных кружка диаметром 10 - 6 - 4 мм или стереоизображение. На расстоянии между центрами изображений в пределах 3,6 - 4,6 см укрепить изображения на прозрачный материал, закрепить пластину на пенопласте. Установить тест по горизонтали на уровне глаз тренирующегося на столе. Можно все смонтировать на листе бумаги и повесить на вертикальную плоскость на уровне глаз, но в этом случае нужно уметь смотреть так, чтобы зрительные оси пересекались за листом бумаги. Расстояние от глаз до теста для начала должно быть около 20 - 30 см. Взгляд должен быть направлен сквозь тест, вдаль на однотонный фон или в окно, за плоскость стекла с парой изображений (кружками и т.д.). Необходимо смотреть так, чтобы пара реальных изображений раздвоилась и из четырех изображений получилось три изображения. При этом нужно заметить, что возникают три (немного увеличенных) виртуальных изображения. Если видны четыре изображения, тогда нужно плавно увеличивать или уменьшать расстояние от глаз до теста, чтобы найти ощущение трех изображений. Все три виртуальных изображения

должны располагаться на одной линии по горизонтали, причем среднее из них - точно в центре относительно двух других.

2. Необходимо проверить правильность направления взгляда, для этого нужно прикрыть рукой на секунду один глаз, изображение исчезнет с противоположной стороны от прикрытого глаза. Например, если прикрыть левый глаз, то исчезнет правое изображение.

3. При наличии трех устойчивых изображений необходимо найти расстояние от глаз до теста, где изображение станет четким (чем больше близорукость, тем меньше это расстояние; чем меньше близорукость, тем больше расстояние, там, где виртуальный образ станет четким), затем нужно научиться рассматривать среднее четкое изображение. Если изображение нечеткое, то экспериментально увеличивая или уменьшая расстояние от Ваших глаз до теста, найти такое расстояние, при котором будет четко видеться среднее виртуальное изображение. Например, при близорукости -3,0 Д расстояние от глаз до теста может быть 25 - 35 см (Если использовать пары стереоизображений, то оно будет видеться объемным и четким, возникнет ощущение, что слова или буквы, или иные детали в них находятся на разной удаленности относительно друг друга).

3.1. Затем, рассматривая среднее четкое изображение, нужно плавно увеличивать расстояние до теста (отодвигать корпус тела или отодвигать тест от себя по столу), пока будет сохраняться четкость, до максимального расстояния, когда изображение станет слегка нечетким.

3.2. Затем, рассматривая средний образ, необходимо добиться того, чтобы изображение снова стало четким. Для этого нужно несколько раз моргнуть и разглядеть изображение. Если есть функциональный резерв управления аккомодацией, то изображение станет четким.

Затем закрыть глаза на несколько секунд, открыть и вновь посмотреть на среднее изображение. Четкость должна сохраняться. Если четкость снизилась, предыдущую процедуру повторить.

3.3. Если четкость сохраняется, то необходимо повторить задание, указанное в п.п 3.1, 3.2, еще больше увеличивая расстояние от глаз до теста.

3.4. Если же и в этом случае четкость изображения не восстанавливается, то тогда уменьшить расстояние до теста вплоть до проявления четкости.

3.5. Когда четкость восстановится, нужно вновь плавно отдаляться от теста или отодвигать тест от себя (увеличивайте расстояние от глаз до теста) до возникновения незначительной нечеткости изображения.

И вновь повторить действия, описанные в п.п. 3.2 .

3.6. Все действия тренировки необходимо повторить при достижении четкости изображения. Продолжайте увеличивать расстояние, преодолевая состояние нечеткости изображения, 35 раз. Первая тренировка проводится в течение 5 - 10 минут. На второй тренировке установите расстояние от глаз до теста, которое было в конце первой тренировки. Если изображение стало четким, нужно продолжать постепенно увеличивать расстояние от глаз до теста. Если изображение нечеткое, то нужно установить расстояние от глаз до теста, где восстановится четкость. Продолжительность последующих тренировок -3-5 мин, так как приобретается навык управлять своим зрением.

Для каждого случая близорукости есть свой предел увеличения расстояния от глаз до теста. Если первая тренировка выполнена правильно, то уже после первой тренировки должно быть заметно небольшое улучшение зрения при взгляде вдаль. Примерно с 5-10 тренировки можно достичь хорошего результата. После-

дующая задача - удержать достигнутый результат, так как из-за зрительной нагрузки острота зрения может снова снижаться.

В целом предложенный способ направленной коррекции зрительных функций опирается на внешние и внутренние потоки информации, синтез и интеграция которых приводят к тонкой морфофункциональной перестройке всей зрительной системы.

Литература

1. Гельмгольц Г. О зрении. - СПб., 1896. - 152 с.

2. Коган А.И. Бинокулярная система и восприятие трехмерного пространства // Физиология сенсорных систем. - Л., 1971. - C. 7-18.

3. Сеченов И.М. Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

4. Леонтьев А.Н. Об одном феномене пространственного восприятия (эффект лупы) // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 13-18.

5. Могилев Л.Н. Механизмы пространственного зрения. - Л.: Наука, 1982. - 111 с.

6. Рабичев И.Э. Системная организация и механизмы направленной коррекции бинокулярного зрения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 1998. -47 с.

7. Рабичев И.Э., Котов А.В. “Мнимый зрительный образ” как информационный эквивалент нормы при направленной коррекции зрения. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1995. - 38 с.

Поляков Аруслан Равильевич, старший преподаватель кафедры Иркутского института повышения квалификации работников образования. 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10А. Тел. 20-99-07.

E-mail: [email protected]

Polyakov Aruslan Ravilevich, senior lecturer, department of Irkutsk Institute of Advancing Qualification of Workers in Education. 664007, Irkutsk, Krasnokazachya str., 10a. tel.209907

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.