Научная статья на тему 'Влияние учебных нагрузок и образа жизни на особенности зрительных функций студентов медицинского колледжа'

Влияние учебных нагрузок и образа жизни на особенности зрительных функций студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1108
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФУНКЦИИ / ЗРЕНИЕ / БЛИЗОРУКОСТЬ / АККОМОДАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / STUDENT / FUNCTIONS / SIGHT / SHORT-SIGHTEDNESS / ACCOMMODATION / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валиахметова И. М.

Проведенное исследование функций органа зрения у 143 студентов Туймазинского медицинского колледжа первого курса в возрасте от 16 до 18 лет показало, что на фоне постоянной зрительной работы, дефицита знаний у студентов о гигиене зрения, несбалансированном чередовании зрительной и физической активности испытуемые подвержены спазму аккомодации, снижению остроты зрения вдаль, расстройству бинокулярного зрения. Для профилактики снижения зрительных функций разработан комплекс мероприятий в виде ношения перфорационных очков, обучение упражнениям для глаз, совершенствование методов обучения, равномерное распределение физической и умственно-зрительной работы в течение дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валиахметова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS’ SCHOOL LOADING AND MODE OF LIFE ON THE FEATURES OF VISUAL FUNCTIONS

Studying visual functions at 143 first-year students of Tuimazy medical college at the age of 16-18 years has shown, that against the background of constant visual work the deficiency of knowledge of the hygiene of sight at the students, unbalanced alternation of visual and physical activity probationers are subject to accommodation spasm, visual acuity decrease afar, frustration of binocular sight. For preventive maintenance of the decrease of visual functions in the form of carrying punch spectacles, training eye exercises, updating the methods of training, equal distribution of physical and the complex of actions is developed for eyes, perfection of methods of training, uniform distribution physical and mental and visual kinds of work within a day.

Текст научной работы на тему «Влияние учебных нагрузок и образа жизни на особенности зрительных функций студентов медицинского колледжа»

Раздел III МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА И РАЗРАБОТКА ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ

УДК 612.84

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК И ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

И.М.ВАЛИАХМЕТОВА*

Проведенное исследование функций органа зрения у 143 студентов Туймазинского медицинского колледжа первого курса в возрасте от 16 до 18 лет показало, что на фоне постоянной зрительной работы, дефицита знаний у студентов о гигиене зрения, несбалансированном чередовании зрительной и физической активности испытуемые подвержены спазму аккомодации, снижению остроты зрения вдаль, расстройству бинокулярного зрения. Для профилактики снижения зрительных функций разработан комплекс мероприятий в виде ношения перфорационных очков, обучение упражнениям для глаз, совершенствование методов обучения, равномерное распределение физической и умственно-зрительной работы в течение дня. Ключевые слова: студент, функции, зрение, близорукость, аккомодация, профилактика.

В настоящее время интенсификация образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования приводит к возрастанию психоэмоциональных нагрузок на студента, развитию гиподинамии, что не может не сказаться на состоянии здоровья студентов, снижении адаптации организма к различным факторам внешней, в том числе учебной, среды [2].

Среди всех видов заболеваемости студентов особое место занимает нарушение зрения. Известно, что офтальмологическая близорукость занимает ведущее место по инвалидности и является социально значимой проблемой. Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функции вызывает ряд осложнений в физическом и даже психологическом состоянии студентов. Динамическое наблюдение показывает, что в период обучения в колледже улучшения зрения у студентов, страдающих близорукостью, не происходит, что требует изучения данной проблемы и принятия мер по предупреждению прогрессирования близорукости и развития осложнений.

Цель исследования - определить, каким образом учебный процесс и образ жизни студентов медицинского колледжа влияют на состояние зрительных функций.

Материалы и методы исследования. Исследование функций органа зрения проведено у 143 студентов Туймазинского медицинского колледжа первого курса в возрасте от 16 до 18 лет. Анкетирование показало, что у 74,1% студентов имеется чувство утомления и тяжести в глазах после уроков; у 66,4% бывает головная боль и боль в глазах в вечернее время суток; 60,8% отмечают расплывчатость контуров рассматриваемых деталей или букв текста после зрительной работы продолжительностью более 50 минут. У 72,1% студентов продолжительность ночного сна составляет менее 6 часов; 30,4% студентов более 4 часов в день (преимущественно в вечернее время) проводят за компьютером.

Были исследованы функции: 1 - центрального зрения (острота зрения и цветовосприятие), 2 - периферического зрения (поле зрения и светоощущение); характер зрения (бино - или монокулярное); способность к аккомодации.

В соответствии с разработанным графиком в течение пяти учебных дней в пяти группах проводились следующие исследования:

- в утренние часы проводилась визометрия по таблице Сивцева; определялась способность к цветовосприятию с использованием полихроматических таблиц;

- в течение 45 минут студенты с использованием учебных пособий самостоятельно изучали теоретический материал по дисциплине «Философия» для подготовки к итоговому тестированию;

- проводилась повторная визометрия по таблице Сивцева, способность к цветовосприятию.

Результаты и их обсуждение. Сравнительные показатели визометрии представлены в табл. 1. Выявлено, что при первичном исследовании было больше студентов с остротой зрения в пределах нормы 1,0-0,9 и меньшее число с остротой зрения 0,8 и ниже. При повторном исследовании увеличилось число студентов, имеющих остроту зрения вдаль справа и слева от 0,8 и ниже, и уменьшилось число студентов с остротой зрения вдаль 1,0-0,9 справа и слева.

Таблица 1

Сравнительные показатели визометрии у студентов до и после учебной зрительной нагрузки (в%)

№ Острота зрения вдаль Первичное исследование Повторное исследование

1 VOD 1,0 - 0,9 36,3% 31,4%

2 VOD 0,8 - 0,6 37,2% 37,9%

3 VOD 0,5 и ниже 26,5% 30,7%

4 VOS 1,0 - 0,9 34,2% 29,7%

5 VOS 0,8 - 0,6 32,6% 38,8%

6 VOS 0,5 и ниже 33,2% 34,5%

В табл. 2 представлены показатели резерва аккомодации после зрительной работы. Мы полагаем, что у студентов с резервом аккомодации ниже 5-6 дптр. объективное или субъективное определение рефракции покажет наличие миопии. Таким образом мы определили у 76,1% исследуемых наличие спазма аккомодации после зрительной работы. Известно, что в 16-18 лет у подростков после зрительной работы имеется резерв аккомодации в 6 дптр. С 18 лет в миопичном глазу он уменьшается [1]. Спазм аккомодации вызывает признаки близорукости или ведёт к прогрессированию имеющейся миопии. На этом основании предполагаем, что у студентов, подверженных спазму аккомодации с малым резервом может иметь место динамическое изменение рефракции в течение календарного года в виде близорукости.

Таблица 2

Показатели резерва аккомодации после зрительной работы

Резерв аккомодации в дптр. (диоптрия) Количество студентов в%

6-5 23,7

4-3 47,5

2,75 и ниже 28,6

При первоначальном исследовании определение способности к цветовосприятию с использованием полихроматических таблиц нарушений функции не выявило.

Сравнительное цветовосприятие провели с использованием 10 цветных портретов с расстояния 5 метров, размером 29x21 см, где изображены ведущие философы различных времён с указанием имени в соответствии с рабочей программой. Время на изучение составило 5 минут. По истечении времени мы изменили порядок расставления изображений и закрыли имена. Задача студента - правильно назвать всех философов. Без ошибок назвали имена 67,1% студентов; с одной ошибкой - 9,0%; с двумя ошибками - 11,1%; с тремя ошибками и более - 12,8%. Таким образом, у 32,9% студентов выявлено нарушение цветовосприятия после учебной зрительной нагрузки. На ухудшение показателей могло повлиять чувство физической усталости из-за недосыпания, что может вызвать расстройство внимания, возникновение дискомфорта в глазах после чтения, из-за аккомодативной астенопии.

На следующем этапе мы измерили границы поля зрения с помощью настольного периметра. Первую процедуру провели в 8.00, повторную по истечении первых трёх пар теоретических дисциплин. Полученные данные представлены в табл. 3.

* Башкирский государственный медицинский университет, ул. Ленина, 3, г. Уфа, 450000

Таблица З

Сравнительные показатели периметрии у студентов до и после учебной зрительной нагрузки (в%)

№ Гранитны поля зрения Первичное исследование Повторное исследование

1 носовая часть справа 3,4% 3,4%

2 носовая часть слева - -

3 височная часть справа 4,1% 4,1%

4 височная часть слева 0,б% 0,б%

Таким образом, у 8,1% исследуемых выявлена патология в виде сужения границ поля зрения на 5-10°, среди них у одного испытуемого (0,6%), кроме сужения границ поля зрения в височной части слева, имеется нистагм с соответствующей стороны. Анализируя функции органа зрения человека [1] и проведя периметрию в группе испытуемых мы даём заключение о том, что зрительная работа не влияет на изменения границ поля зрения независимо от вида рефракции, в отличие от остроты зрения вдаль, которая меняется в сторону снижения. Для изучения анамнеза жизни и заболеваний, исключения патологии в виде повышенного внутриглазного или внутричерепного давления, амблиопии - всем перечисленным студентам рекомендовано провести углублённые консультации невропатолога и офтальмолога с осмотром глазного дна, тоногра-фией, определением характера зрения.

Определение светоощущения было проведено по окончании всей дневной учебной нагрузки и только у студентов, имеющих остроту зрения вдаль ниже 0,9 на каком - либо глазу (в нашем случае это 98 студентов, т.е. 68,5% испытуемых), т.к. в здоровом глазу оно не нарушено, а в миопичном глазу могут быть трофические изменения в сетчатой ткани, что приводит к расстройству данной функции [1]. Темновую адаптацию провели методом опознавания тест - объектов. В течение 45-50 сек. различили тест - объект 57,1% студентов (считается нормой). Остальным 42,9% студентам потребовалось больше времени и для этой группы испытуемых дано заключение - нарушение темно-вой адаптации. Одна из причин снижения темновой адаптации -миопия. В миопичном глазу светоощущение может быть нарушено, только лица, страдающие данной патологией этого не замечают. Этим студентам рекомендован осмотр глазного дна и объективное определение рефракции.

При помощи цветотеста провели исследование характера зрения. Бинокулярное зрение определено у 90,3% студентов; монокулярное у - 9,7% (из них 8,3% - с суженными границами поля зрения по данным настольной периметрии). У студентов с монокулярным зрением имеется миопия высокой степени, которая, возможно, послужила причиной для развития косоглазия.

В результате проведённого исследования мы выявили, что центральное зрение - острота зрения более функционирует во время письма и чтения текстов учебной литературы. Цветовосприятие при рассматривании наглядных пособий в виде иллюстрационных энциклопедий, плакатов и др. задействовано в основном у студентов на теоретических дисциплинах и на лекциях. На занятиях по физическому воспитанию или демонстрации практических навыков по специальностям у студентов больше задействовано периферическое зрение - поле зрения и светоощущение во время проведения подвижных спортивных игр, выполнении манипуляций.

Наблюдения за зрительными функциями и поведением студентов во время учебного процесса показали, что все студенты подвержены зрительному и физическому утомлению. Об этом свидетельствует неупорядоченный распорядок дня, в расписании занятий зачастую отсутствует равномерное распределение физической, умственной и зрительной нагрузок. Анализируя расписание уроков на текущую неделю для исследуемых групп, мы установили, что физическое воспитание проводится 2 раза в неделю, это одна последняя пара среди недели и три пары подряд в субботу - итого четыре пары на неделе и неравномерно; теоретические дисциплины приходятся на периоды 1,2,3,4,5 пары. На фоне такого графика сокращаются шансы сохранить зрительные функции в пределах нормы. Более подвержены расстройству острота зрения и бинокулярное зрение во время чтения и письма по причине длительного напряжения аккомодационных и глазодвигательных мышц. Любая зрительная работа приводит ещё и к умственному утомлению. Светоощущение в учебном процессе не страдает, т.к в этом случае нет напряжения глаз, но необходимо при выполнении какой - либо привычной работы или выборе профессии (например, ночные дежурства).

Так как по нашим наблюдениям у студентов чаще всего встречается такое зрительное нарушение, как близорукость и её осложнения, мы разработали комплекс мероприятий, направленный на приостановление прогрессирования и профилактику миопии. На возникновение близорукости могут влиять наследственность, перенесенные заболевания, неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии. При этом отмечается, что у студентов, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует, чем у студентов, занимающихся спортом. Дальнозоркость также встречается у студентов довольно часто - в нашей группе испытуемых это 4,8%. Но эта патология не сопровождается органическими поражениями глазного дна. Встречается также у студентов и астигматизм: среди принявших участие в данном исследовании это 8,3%, из которых 5,5% имеют близорукий астигматизм. Для лечения и коррекции близорукого астигматизма врачи - консультанты медицинского колледжа предлагают следующие методы: очковую коррекцию, коррекцию контактными линзами, хирургические методы лечения после 18 летнего возраста пациента.

Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования в условиях медицинской службы Туймазин-ского медицинского колледжа под контролем фельдшера и преподавателя дисциплины «Глазные болезни» мы рекомендуем следующий комплекс мероприятий:

- общее укрепление организма (рекомендации по закаливанию);

- активизацию функции дыхательной и сердечнососудистой систем (физическое воспитание ежедневно и при удовлетворительных погодных условиях на улице);

- укрепление и улучшения деятельности мышечносвязочного аппарата глаза, упражнения для тренировки аккомодации (обучение упражнениям для расслабления мышц глаза);

- специализированное лечение косоглазия (в условиях ор-топтического кабинета).

Кроме этого, в ходе эксперимента, решались не только общие, но и специальные задачи:

- охрана и развитие остаточного зрения в т.ч. резерва аккомодации (контроль за соблюдением гигиены зрения);

- развитие навыков пространственной ориентации, коррекция недостатков физического развития, обусловленные депривацией зрения, укрепление опорно-двигательного аппарата (на занятиях по физическому воспитанию);

- развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения, сравнения, выделения, обобщения (на теоретических занятиях с использованием наглядных пособий).

Зрение тесно связано с воспитанием, памятью, вниманием, а также психикой студентов. С одной стороны, снижается объем внимания, с другой - переключение и распределение внимания. Из-за этого студенты с патологией зрения устают быстрее. Если тренировать внимание, то оно у студентов с близорукостью может достичь того же уровня, что и у здоровых [3]. Преподавателям теоретических дисциплин, в ходе проведения занятий, рекомендовано больше времени уделять таким методам обучения, как рассказ, беседа, демонстрация плакатов, учебных видеофильмов или мультимедийных презентаций. В образовательный процесс студентов, имеющих близорукость, была введена оздоровительная программа, включающая в себя разработанные комплексы мероприятий релаксационной направленности, компьютерную программу и учебное пособие, с помощью которых студенты самостоятельно могли выполнять тестирование и тренинг. В компьютерную программу входили видеотренинг «Safe eyes» по методике английского нейрофизиолога Ф.Кэмпбелла для снятия зрительного утомления и тесты по самодиагностике - таблица оптотипов Сивцева, опросники на наличие синдрома усталых глаз и наличие компьютерного зрительного синдрома. Данный комплекс использовался в разных формах организации рабочего дня студента. Так же он включал в себя упражнения, формирующие правильную осанку и развивающие физические качества; методики, снимающие психическое напряжение и умственное утомление; ношение перфорационных очков - тренажёров «РЕЛАКС» для расслабления цилиарных мышц. Это дает возможность хрусталику без напряжения изменять свою кривизну, увеличивая остроту зрения вдали и вблизи не менее, чем на 23 диоптрии (т.е. возникает усиление аккомодации). Обучили проведению упражнений для глаз с применением перфорацион-

ных очков «РЕЛАКС» с целью тренировочной нагрузки ослабленных цилиарных мышц.

В нашем исследовании отмечается, что в условиях специального обучения все студенты приходят на занятия без опозданий и с выполненным домашним заданием. Сократились пропуски занятий по теоретическим дисциплинам и физическому воспитанию. У занимающихся улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений. Уменьшилось количество студентов, имеющих признаки зрительного и умственного утомления. В конце учебного дня в группе испытуемых не наблюдается таких жалоб, как боль в глазах и головная боль, сонливость. Резерв аккомодации держится в пределах 4-5 дптр. у 67,1% исследуемых. 7,6% студентов начали посещать бассейн в спортивном комплексе «Олимпиец» г. Туймазы. Разработанная комплексная программа по улучшению состояния здоровья студентов сформировала у них установку на здоровьесохраняющее поведение. Осуществление программных мероприятий по эффективной медико - социальной защите студентов, оздоровлению условий их труда, жизни, улучшению жилищных условий и формированию установок на здоровьесохраняющее поведение позволит улучшить здоровье как органа зрения, так и организма в целом, социальный статус учащихся и благотворно отразится на качестве обучения и дальнейшей их деятельности как специалистов.

Литература

1. Копаева, В.Г. Глазные болезни / В.Г. Копаева.- М.,

2008.- Медицина

2. Назарова, И.Б. Здоровье в представлении жителей России / И.Б. Назарова// Общественные науки и современность-

2009.- № 2.- С. 91-101.

3. Уши, Остермайер—Ситковски, Как улучшить зрение, книжный клуб «Клуб семейного досуга» / Уши, Остермайер-Ситковски.- Харьков, 2008 г.

THE EFFECT OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS’ SCHOOL LOADING AND MODE OF LIFE ON THE FEATURES OF VISUAL FUNCTIONS

I. M. VALIAKHMETOVA Bashkir State Medical University, Ufa

Studying visual functions at 143 first-year students of Tuimazy medical college at the age of 16-18 years has shown, that against the background of constant visual work the deficiency of knowledge of the hygiene of sight at the students, unbalanced alternation of visual and physical activity probationers are subject to accommodation spasm, visual acuity decrease afar, frustration of binocular sight. For preventive maintenance of the decrease of visual functions in the form of carrying punch spectacles, training eye exercises, updating the methods of training, equal distribution of physical and the complex of actions is developed for eyes, perfection of methods of training, uniform distribution physical and mental and visual kinds of work within a day.

Key words: student, functions, sight, short-sightedness, accommodation, prophylaxis.

УДК 612.73/.74-074:612.014.48

ФОТОМОДИФИКАЦИЯ СВОБОДНОРАДИКАЛЬНОГО ОКИСЛЕНИЯ В МЯГКИХ ТКАНЯХ КРЫС ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИОНИЗИРУЮЩЕЙ РАДИАЦИИ

А.П. БАВРИНА*, В.А МОНИЧ*, В.С. ЕРМОЛАЕВ**,

Е.А. ДРУЖИНИН**, С.И.ЛЮТОВ*

Рассмотрены особенности свободно-радикального окисления после воздействия ионизирующим излучением в эксперименте. Выявлено снижение уровня продуктов окислительной модификации белков и перекисного окисления липидов после воздействия на зону облучения низкоинтенсивным некогерентным красным светом. Предполагается, что низкоинтенсивное излучение данного спектра обладает радиопротекторным свойством и может применяться для коррекции нарушений, вызванных воздействием ионизирующих излучений. Ключевые слова: свободно-радикальное окисление, ионизирующая радиация, красный свет.

* ГБОУ ВПО НижГМА Минсоцразвития России, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, Н.Новгород, 603005

ГУЗ Нижегородский областной онкологический диспансер, ул. Родионова, д.190, г. Нижний Новгород, 603126

Во многих терапевтических и диагностических процедурах проводится экспонирование участков тела пациента ионизирующими излучениями. Результатом облучения является появление в живых тканях ионов, возбуждённых молекул и свободных радикалов. В их числе, возбужденных молекул Н2О, которые диссоциируют с образованием двух радикалов: Н и ОН", которые, в свою очередь, ответственны более чем за половину последующих радиационных повреждений молекул ДНК [10]. Продуктами радиолиза являются также и другие цитотоксические продукты, которые приводят к модификации многих биологически значимых молекул, вызывают изменение активности процессов ферментативного распада белков, нарушение процессов синтеза ДНК и ферментов [4].

Известно также влияние низкоинтенсивного красного света на реактивацию антиоксидантных ферментов, модификацию процессов синтеза ДНК и белков [2,5,6,8]. Эти данные свидетельствуют, что низкоинтенсивный красный свет может обеспечить фототерапевтические эффекты при воздействии на биологические объекты, экспонированные ионизирующими излучениями, и может применяться, как для лечения лучевой болезни, так, возможно, и в качестве радиопротектора.

В качестве объективных показателей последствий радиолиза и дальнейших фото-химических процессов могут служить данные об активности процессов окисления липидов и белков. Имеющиеся лабораторные методики позволяют получить их по уровню продуктов окисления в облучённых биологических тканях.

Цель исследования - оценить уровень продуктов окислительной модификации белков (ОМБ) и перекисного окисления липидов (ПОЛ) в мышечной ткани крыс на соответствующих этапах развития лучевой болезни в контрольной серии и при воздействии низкоинтенсивным красным светом на очаг облучения.

Материалы и методы иследования. Исследования проводились на беспородных белых крысах массой 180-250 грамм, которые были разделены на 2 группы. Контрольную группу составили 10 крыс, получивших локальную дозу облучения 9 Гр. Опытную группу также составили 10 крыс, получивших локальную дозу облучения 9 Гр, но ежедневно облучавшихся низкоинтенсивным красным светом в течение 15 минут. Забор материала (мышечной ткани бедра) производился на четвертые сутки, после развития радиационного поражения.

Интенсивность свободно-радикального окисления оценивали по следующим показателям: содержанию продуктов ОМБ: алифатических альдегид- и кетон-динитрофенилгидразонов нейтрального и основного характера, уровню продуктов ПОЛ: диеновых конъюгатов (ДК), триеновыых конъюгатов (ТК) и оснований Шиффа (ОШ); оценку ОМБ проводили по методу Е.Е. Дубининой [3], основанному на реакции взаимодействия окисленных аминокислотных остатков белков с 2,4-динитрофенилгидразином с образованием производных 2,4-динитрофенилгидразона. Образовавшиеся карбонильные группировки характеризуют степень деструкции белковых молекул в результате свободно-радикального окисления; кроме того, оценивались промежуточные продукты ОМБ посредством индуцирования этого процесса пероксидом водорода; уровень продуктов ПОЛ оценивали по методу И.А. Волчегорского в гептан-изопропанольных фракциях [1], основанному на том, что в гептане экстрагируются в основном нейтральные липиды, а в изопропаноле

- фосфолипиды, таким образом, гептановая фракция свидетельствует об активности ПОЛ в нейтральных липидах, а изопропаноль-ная - в фосфолипидах.

Для статистической обработки результатов использовали пакет прикладных программ для обработки биологической и медицинской информации В^1а! Распределения большинства изучаемых параметров были нормальными или близкими к таковому, что позволило использовать параметрический ^критерий Стьюдента для определения различий между двумя группами. Распределение продуктов ПОЛ нормальным не оказалось, поэтому был использован непараметрический критерий Уилкоксона. Достоверными считались различия при р<0,05. Результаты представлены в виде М±а, где М - среднее значение, а а - среднее квадратичное отклонение.

Результаты и их обсуждение. Первым этапом работы было определение содержания алифатических альдегид- и кетон-динитрофенилгидразонов нейтрального и основного характера в мышечной ткани бедра крыс, а также определение общего белка биуретовым методом в этих же пробах для последующего представления результатов в ед.опт.пл/г белка. Из данных литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.