Научная статья на тему 'Динамика изменения зрения у студентов Нижегородской государственной медицинской академии из различных регионов в течение учебного года'

Динамика изменения зрения у студентов Нижегородской государственной медицинской академии из различных регионов в течение учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / РЕФРАКЦИЯ / МИОПИЯ / РЕЗЕРВ АККОМОДАЦИИ / STUDENTS / VISUAL ACUITY / REFRACTION / MYOPIA / ACCOMMODATION RESERVE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Журавлева Екатерина Владимировна, Рыжаков Дмитрий Иванович, Потемина Татьяна Евгеньевна, Журавлев Владимир Александрович

В данной работе исследовалось зрение у студентов НижГМА 1-го и 3-го курсов из России, Восточной Азии и Африки в первом и втором учебных полугодиях. Им проводилась автоматическая рефрактометрия, визометрия, определение субъективной коррекции, запаса относительной аккомодации, анкетирование. Обнаружено высокое распространение аномалий рефракции во всех обследуемых группах, особенно у студентов из Восточной Азии (Малайзии). Наиболее частая патология миопия слабой степени. Выявлено, что самым изменчивым параметром в течение учебного года является резерв относительной аккомодации, который, возможно, отражает адаптивные возможности органа зрения к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of vision changes among Nizhny Novgorod State Medical Academy' students from various regions within academic year

In this work vision among NNSMA's first-year and third-year students from Russia, Eastern Asia and Africa within the bounds of first and second semesters was studied. Students underwent automatic refractometry, visometry, estimation of subjective correction, estimation of relative accommodation reserve, questionnaire survey. All the groups under the study were found high spread of refraction anomalies, especially students from Eastern Asia (Malaysia). The most frequently met pathology a low degree myopia. It was established that the most variable parameter within academic year is relative accommodation reserve that probably reflects adaptive possibilities of visual organ regarding academic activity.

Текст научной работы на тему «Динамика изменения зрения у студентов Нижегородской государственной медицинской академии из различных регионов в течение учебного года»

Офтальмология

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК 617.75:614.1(470.341-25)

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Е.В. Журавлева, Д.И. Рыжаков, Т.Е. Потемина, B.A. Журавлев,

кафедра патологической физиологии, ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»

Журавлева Екатерина Владимировна - (831) 465-46-58, e-mail: juravleva_ek@list.ru

В данной работе исследовалось зрение у студентов НижГМА 1-го и 3-го курсов из России, Восточной Азии и Африки в первом и втором учебных полугодиях. Им проводилась автоматическая рефрактометрия, визометрия, определение субъективной коррекции, запаса относительной аккомодации, анкетирование. Обнаружено высокое распространение аномалий рефракции во всех обследуемых группах, особенно у студентов из Восточной Азии (Малайзии). Наиболее частая патология - миопия слабой степени. Выявлено, что самым изменчивым параметром в течение учебного года является резерв относительной аккомодации, который, возможно, отражает адаптивные возможности органа зрения к учебному процессу.

Ключевые слова: студенты, острота зрения, рефракция, миопия, резерв аккомодации.

In this work vision among NNSMA's first-year and third-year students from Russia, Eastern Asia and Africa

within the bounds of first and second semesters was studied. Students underwent automatic refractometry, visometry, estimation of subjective correction, estimation of relative accommodation reserve, questionnaire survey. All the groups under the study were found high spread of refraction anomalies, especially students from Eastern Asia (Malaysia). The most frequently met pathology - a low degree myopia. it was established that the most variable parameter within academic year is relative accommodation reserve that probably reflects adaptive possibilities of visual organ regarding academic activity.

Key words: students, visual acuity, refraction, myopia, accommodation reserve.

Введение. Миопия - самая распространенная аномалия рефракции, при которой нарушаются зрительные функции, она обнаруживается у каждого шестого жителя планеты. Поскольку миопия легко корригируется с помощью очков, контактных линз, а в последнее время и с применением рефракционной хирургии, мы привыкли рассматривать ее как относительно нетяжелое нарушение зрительных функций. Однако известно, что миопия играет роль отягощающего фактора при таких заболеваниях, как отслойка сетчатки, глаукома, катаракта, хориоретинальная дегенерация, поэтому проблема миопии чрезвычайно важна. В структуре заболеваемости детей и подростков патология органа зрения занимает в России одно из ведущих мест и составляет по данным разных авторов 29-57%. За рубежом распространенность аномалий рефракции, а именно миопии, находится на высоком уровне, особенно это касается стран ЮгоВосточной Азии. При обследовании студентов-медиков в Сингапуре распространенность миопии составила 89,9% [1]. На сегодняшний день наблюдается рост этой патологии в мире, поэтому в последние годы отмечается увеличение числа исследований этиологии миопии, способов ее профилактики и возможного лечения.

Особым социальным слоем населения, объединенным определенным возрастом, специфическими условиями обучения и образом жизни, являются студенты. Студенчество относится к группе высокого риска, поскольку на данном этапе своего развития молодые люди находятся под влиянием двух процессов - активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности.

Обращает на себя внимание тот факт, что к концу обучения в вузе каждый второй студент имеет то или иное хроническое заболевание. Это свидетельствует о крайне неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья студенческих коллективов в современных условиях и диктует необходимость совершенствования системы профилактических и реабилитационных мероприятий на всех этапах медицинского обслуживания данного контингента. В условиях интернационального коллектива важно понять и внедрять не только эффективные мероприятия и средства, учитывающие культуру, обычаи, традиции народов, но и проводить деликатные психофизиологические исследования по изучению этнических особенностей студентов и молодежи, проживающей в различных климатогеографических регионах.

В последнее время много внимания уделяется проблемам этнической физиологии, а именно изучению морфофункциональных и психофизиологических особенностей адаптации представителей различных народностей к неадекватным природно-климатическим условиям [2].

В литературе имеются сведения о структуре заболеваемости российских студентов-первокурсников НижГМА по данным углубленных медицинских осмотров, которые свидетельствуют о высокой распространенности патологии органа зрения: 25,2-28,5% занимают болезни глаза и его придаточного аппарата (в основном за счет миопий различной степени тяжести) [3]. В то же время отсутствуют данные по распространенности патологии органа зрения среди иностранных студентов, хотя именно у этого контингента ожидается наиболее высокий уровень рефракционных ошибок [1].

Цель исследования - сравнительная оценка изменения зрительных функций студентов разной этнической принадлежности на протяжении учебного года.

Материалы и методы. Под наблюдением в течение учебного года (2007-2008) находились 193 студента НижГМА 1-го и 3-го курсов лечебного факультета. Основную часть составили российские студенты (Приволжский регион) - 125 человек, студенты из Юго-Восточной Азии (Малайзия, Шри-Ланка) - 52 человека, студенты из Африки (Кения, Зимбабве) - 16 человек. Выделено 6 групп по принципу этнической принадлежности и срока обучения: российские студенты 1-го и 3-го курсов, студенты из Азии 1-го и 3-го курсов, студенты из Африки 1-го и 3-го курсов. Исследование проводилось дважды в сроки ноябрь-декабрь, май-июнь; всегда в первой половине дня. Всем студентам проводилась рефрактометрия без циклоплегии автоматическим рефрактометром Potec PRK-5000. Визометрия и субъективная коррекция определялись по таблице Сивцева - Головина, помещенной в аппарат Рота, при освещении 600-1000 лк, с расстояния 5 метров с использованием большого оптического набора. Объем относительной аккомодации определялся с использованием стандартной таблицы для близи. Также все студенты отвечали на вопросы анкеты.

Обработка данных: полученные результаты обработаны с помощью пакета прикладных программ STATISTIKA и блока «анализ данных» электронной таблицы Excel.

Результаты и обсуждение. При проведении первого осмотра выявлена высокая распространенность патологии рефракции в группах студентов из Азии 1-го курса (75%) и 3-го курса (85%) и из Африки у студентов 3-го курса (83,3%) за счет миопии слабой и средней степени. Среди российских студентов 1-го курса рефракционные ошибки наблюдаются в 56% случаев и у 44,4% студентов 3-го курса (в эту группу вошли студенты военно-медицинского факультета). Преобладающая патология - миопия слабой степени (таблица 1).

таблица 1.

Исходные данные по состоянию зрения у студентов НижГМА

При сравнении данных в первом и втором учебном полугодиях (таблица 2, 3) обнаружено, что наиболее низкая некорригированная острота зрения (НОЗ) наблюдается у студентов из Азии 1-го и 3-го курсов (VIS 0D/0S=0,33±0,049 и 0,40±0,096 соответственно), а во втором полугодии она несколько повышается. Повышение НОЗ также наблюдается

Офтальмология

и у российских студентов (1-й и 3-й курсы) и студентов из Африки (1-й курс) и снижается к концу года лишь в группе африканских студентов 3-го курса.

таблица 2.

Сравнение зрительных функций у студентов 1-го курса в течение учебного года

Регион РФ Азия Африка

Полугодие (семестр) 1 2 1 2 1 2

Число глаз (п) 112 112 64 64 18 18

Острота зрения без коррекции 7 з ,' O' +1 2 ,6 7 з ,' ©■ +1 з ,6 9 4 ,' ©■ +1 з ,з со 4 ,' ©■ +1 4 ,з со 9 ,' ©■ +1 2 ,6 1 ,1 о' +1 з ,6

Резерв относительной аккомодации (РОА) в норме, % 25,8 58,7 40,6 65,6 зз 89

таблица 3.

Сравнение зрительных функций у студентов 3-го курса в течение учебного года

Регион РФ Азия Африка

Полугодие (семестр) 1 2 1 2 1 2

Число глаз (п) 96 96 18 18 12 12

Острота зрения без коррекции 6 3 ,' O' +1 4 ,7 з з ,' ©■ +1 7 ,7 6 9 ,' ©■ +1 ,4 4 9 ,' ©■ +1 5 ' 8 2 гн О- +1 з LO O' 1 3 гн О- +1 4 '

Резерв относительной аккомодации (РОА) в норме, % Э7,5 6',4 зз 89 5'

Резерв относительной аккомодации (РОА) - величина, имеющая большую практическую значимость, нежели объем относительной аккомодации, поскольку отражает функциональное состояние аккомодационного аппарата глаза. Снижение РОА указывает на тенденцию к псевдомиопии, прогрессированию уже существующей миопии и на ухудшение зрительной работоспособности [4]. У большинства студентов всех обследованных групп наблюдается снижение РОА по сравнению с возрастной нормой по Э.С. Аветисову [5] (таблица 2, 3). В пределах нормы РОА у 25,8% российских первокурсников, у 40,6% первокурсников из Азии и у 33% первокурсников из Африки. По третьему курсу получены следующие данные: 37,5% российских студентов имеют нормальный РОА и 33% студентов из Азии, а у всех студентов из Африки наблюдается РОА ниже возрастной нормы. К концу учебного года этот показатель повышается во всех обследуемых группах и достигает нормы у 89% африканских студентов 1-го курса и азиатских студентов 3-го курса.

При обработке полученных данных особое внимание уделялось тому, как и насколько меняется рефракция к концу года. Из таблицы 4 видно, что у 62% российских первокурсников к концу года показатели рефракции не меняются. У 20% рефракция усиливается, т. е. увеличивается близорукость в среднем на 0,4 Дптр, а у 18% ослабевает (снижается) на 0,36 Дптр. У 66,7% российских студентов 3-го курса показатели также стабильны в течение года, у 12,5% рефракция усиливается на 0,3 Дптр, а у 19,8% - ослабевает на 0,5 Дптр, что отражает тенденцию к уменьшению близорукости.

Регион РФ 1-й курс Азия 1-й курс Африка 1-й курс РФ 3-й курс Азия 3-й курс Африка 3-й курс

Число студентов (п) 62 з2 9 54 2' 6

Здоровые, % 44 25 44 55,6 15 16,7

Миопия слабой степени, % Э2,Э 28 зз з5,2 45 зз,з

Миопия средней степени, % 9,7 з1,з 22 з,7 25 16,7

Миопия высокой степени, % з,2 1з 1,9 16,7

Астигматизм,% 11,з з1 22 7,4 2' зз,з

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Офтальмология

У студентов из Азии наблюдаются более нестабильные показатели рефракции - лишь у 46,9% первокурсников и у 44,4% учащихся 3-го курса рефракция не меняется. Рефракция усиливается у 23,4% студентов 1-го курса в среднем на 0,37 Дптр, ослабевает у 29,7% на 0,57 Дптр. У студентов 3-го курса из Азии усиление наблюдается в 22,2% случаев в среднем на 0,31 Дптр, а ослабление в 33,3% на 0,79 Дптр. Предположительно, такая нестабильность рефракции может быть связана с наличием спазма аккомодации у студентов из Азии.

ТАБЛИЦА 4.

Изменение рефракции во втором учебном полугодии

У студентов 1-го курса из Африки, так же, как и у российских, рефракция относительно стабильна в течение года: у 61,1% нет изменения, у 27,8% - усиливается на 0,45 Дптр, у 11,1% - ослабевает на 0,25 Дптр. Наиболее стабильные показатели у студентов 3-го курса из Африки: в 75% случаев изменений нет, в 16,7% - рефракция усиливается на 0,5 Дптр, а в 8,3% - ослабевает на 0,25 Дптр.

Во время обследования всем студентам были предложены анкеты, включающие ряд вопросов, касающихся зрительных нагрузок в течение года: количество времени, уделяемого ежедневно работе за компьютером, чтению, письму и просмотру телепередач. В результате выявлено, что из всех обследованных групп наибольшее количество времени за компьютером проводят студенты из Азии: 70% первокурсников и 90% студентов 3-го курса уделяют компьютеру

более 2 часов ежедневно. Больше всего читают студенты 1 -го

курса, в частности, больше 4 часов в день 64,8% российских и 56,2% студентов из Азии. Студенты 3-го курса читают в среднем 2-4 часа в день. Телевизор не особенно привлекает студентов: подавляющее большинство опрошенных уделяют

просмотру передач не более 1 часа в день, лишь студенты 3-го курса из Африки смотрят телевизор по 2-4 часа в день.

Выводы. Обследование зрения у студентов НижГМА в течение учебного года показало высокую распространенность патологии рефракции как среди российских (51% студентов имеют аметропическую рефракцию), так и среди иностранных студентов (79% аметропов среди студентов из Азии и 67% аметропов среди студентов из Африки). Резерв относительной аккомодации оказался одним из наиболее меняющихся показателей в течение учебного года. Низкие значения РОА наблюдаются у студентов первого курса из России, из Африки и не достигает нормы у всех африканских студентов 3-го курса. В конце учебного года во всех обследованных группах этот показатель существенно улучшился и стал достигать нормы более чем у половины студентов в каждой группе. У азиатских студентов 1-го и 3-го курсов и у российских студентов 3-го курса во второй половине учебного года происходит ослабление рефракции, то есть уменьшается значение субъективной коррекции, а у студентов первого курса из России и у всех африканских студентов, напротив, субъективная коррекция становится выше (усиливается рефракция). В результате анкетирования обнаружено, что в течение года некоторые группы студентов испытывают неадекватно высокие зрительные нагрузки, уделяя ежедневно более 4 часов работе с компьютером и около 3-4 часов работе с литературой. При этом ничтожно мало студентов занимается физкультурой и спортом, практически никто не выполняет зрительную гимнастику и не применяет специфическую витаминотерапию. [И

ЛИТЕРАТУРА

1. Woo W.W., Lim K.A., Yang H., Lim X.Y., Liew F. et al. Refractive errors in medical students in Singapore. Singapore Medical Journal. 2004. V. 45. Р. 470-474.

2. Агаджанян Н. А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

3. Камаев И.А., Поздеева Т.В. и др. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения. Н. Новгород. 2005. 183 с.

4. Розенблюм Ю. З. Оптометрия. СПб.: Гиппократ, 1996. С. 120-122.

5. Аветисов Э.С. Близорукость. М: Медицина, 1999. 171 с.

Регион, курс РФ, 1-й курс РФ, 3-й курс Азия, 1-й курс Азия, 3-й курс Африка, 1-й курс й - 3 S * рику ф <

Тип изменения рефракции Без изменения,% 62 66,7 46,9 44,4 61,1 75

Усиление, % 20 12,5 23,4 22,2 27,8 16,7

Ослабление, % 18 19,8 29,7 33,3 11,1 8,3

Величина изменения рефракции, Дптр Усиление 4 ,0 ©■ +1 2 ,4 0 1 5 ,0 O' l ,3 0 2 3 ,0 ©■ +1 7 ,3 0 8 ,0 0, +1 1 ,3 0 5 4 ,0 ©■ +1 5 ,4 0 LO O'

Ослабление 7 5 ,0 ©■ +1 8 ,3 0, 5 3 ,1 O' l ,5 0, 7 0 ,1 ©■ +1 7 ,5 0, 6 1 ,2 ©■ +1 5 ,7 0, 5 со 0, 5 СО 0,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.