профессией и призванием, становясь лишь средством удовлетворения амбиций и решения сугубо личных проблем.
Таким образом, размышления Вебера подтверждают сделанный ранее вывод о том, что универсальные качества личности получают специфическую "расшифровку" в рамках профессиональной деятельности. Так, согласно Веберу, в случае с профессией политика получают особое значение такие качества личности, как страсть, чувство ответственности и глазомер. Профессия налагает на личность требование уметь совершать ответственный выбор не "вообще", а в условиях, характерных именно для ситуаций данной профессии.
Профессия также связана с особыми "искушениями" и "соблазнами", свойственными именно данной профессии, - по Веберу. Для политика - это тщеславие и наслаждение властью без содержательной цели. Искушения и соблазны непреодолимы исключительно за счет нравственных установок, хотя нравственные установки имеют огромное значение для профессиональной деятельности, как и для жизнедеятельности в целом. Однако занятия профессиональной деятельностью в ряде случаев таковы, что распо-
знать опасности оказывается нелегко, поскольку они тесно связаны с самим характером профессиональной деятельности. Так, искажения профессии политика непосредственно вытекают из "инстинкта власти" -необходимого свойства политика-профессионала. Наличие воли и способности совершать самостоятельный выбор, т.е. универсальные качества личности, таким образом, значимы и для личности профессионала. Однако выполнение профессиональных функций предполагает также соответствующую структуру личности, адекватную данной профессиональной роли. Если структура личности не соответствует структуре профессиональной роли и связанным с ней функциям, находится с ними во внутреннем конфликте, то и выполнение профессиональных функций будет затруднено или подвергнется деформации, будучи подвержено соблазнам и искушениям, связанным с профессиональной деятельностью. Поэтому выявление структурных и функциональных свойств личности, в наибольшей степени соответствующих характеру той или иной профессиональной деятельности, является задачей, важной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Библиографический список
1. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. С. 199.
2. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. б90—691.
3. Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки
богов. М.: Мысль, 1990. С. 324.
4. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 585.
5. Франк С. По ту сторону добра и зла // Новый мир. 1990. №
6. С. 222.
УДК 796
МЕТОДЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ А.Р.Поляков1
Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10а.
Рассматривается феномен остроты зрения. Предлагаются методы направленной коррекции зрительных функций. Приводится порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, обеспечивающих коррекцию остроты зрения за счет дозированной нагрузки на мышечный аппарат глаз. Ил. 1. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: острота зрения; профилактика и коррекция остроты зрения.
NATURAL NORMALIZATION METHODS OF VISUAL ACUITY A.R. Polyakov
Irkutsk Institute of Education Employees Advanced Training, 10a Krasnokazachya St., Irkutsk, 664007.
The article considers the phenomenon of visual acuity, proposes methods of directed correction of visual functions and suggests procedure for introducing health-improving physical exercises that provide the correction of visual acuity through the graduated exercises for eye muscular apparatus. 1 figure. 10 sources.
Key words: visual acuity; preventive care and correction of visual acuity.
Большую часть информации об окружающем мире человек получает благодаря работе своей зрительной
системы. В то же время приходится констатировать, что проблемы нарушения зрения затрагивают всё
1Поляков Аруслан Равильевич, старший преподаватель кафедры профессионального обучения, тел.:(3952) 904041, e-mail: [email protected]
Polyakov Aruslan, Senior Lecturer of the Department of Professional Training, tel.: 8(3952) 904041, e-mail [email protected]
большее количество людей.
Десятки тысячелетий замечательный оптический прибор - глаз - работал в режиме, обеспечивавшем видение предметов, расположенных на дальних, средних и лишь относительно редко близких дистанциях. Достаточную остроту зрения во всех этих диапазонах обеспечивали шесть мышц, синхронно перемещающих глаз в нужном направлении, и способность хрусталика утолщаться, когда предмет близко от глаза, и становиться более плоским, когда рассматриваемый предмет находится далеко, с помощью цилиар-ной мышцы. Эта способность хрусталика-линзы менять свою конфигурацию называется аккомодацией. При взгляде вдаль направления осей зрения обоих глаз практически параллельны, при зрении вблизи мышцы сводят глаза так, что оси зрения пересекаются в точке, которую мы хотим увидеть. Чем ближе рассматриваемая точка, тем больше напряжение глазодвигательных мышц.
В новое время в связи с массовым распространением грамотности у человека появилась потребность постоянно и длительно вблизи видеть мелкие предметы: буквы, цифры. За столь эволюционно короткий срок не могли сформироваться биологически оправданные приспособительные механизмы. Между тем, все у большего числа людей хрусталик глаза из-за слишком длительного пребывания в утолщенном состоянии все меньше проявляет способность уплощаться - развивается близорукость, которую можно считать вынужденной адаптацией организма к новым условиям. Она нас не устраивает, и мы с помощью очков возвращаем фокусное расстояние в норму. Интересно, что больше всего страдают от близорукости в Японии. Возможно, это связано с тем, что иероглифы читать труднее, чем буквы.
У близорукого глаза хрусталик выпуклый, а глазное яблоко несколько вытянуто. Из-за этого хрусталик фокусирует изображение не на сетчатку, а перед ней. Изображение получается расплывчатым. Очки меняют фокусное расстояние, изображение фокусируется точно на сетчатку, предметы видны теперь отчетливо, но с мышц напряжение все равно не снимается. Они опять работают на пределе. Близорукость прогрессирует. Мы приобретаем новые, более сильные очки, которые, в свою очередь, дают новую нагрузку на глаза. Процесс кажется бесконечным. Близорукость появляется у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, преимущественно в школьные годы, как результат длительного зрительного напряжения. Общепринятым является убеждение, что близорукость - это результат спазмирования цилиарной и косой мышц, а также привыкания склеры к вытянутому положению. Играет свою роль также и наследственное предрасположение [1].
Для профилактики и исправления данных нарушений существует несколько видов оригинальных методик, основывающихся подобно психолого-педагогическим технологиям на взаимосвязи между отделами головного мозга и определённой деятельностью [7].
Первый вид - это упражнения для тренировки цилиарной мышцы хрусталика на приборе АВИЗ-1 (би-нариметр). Их эффективность и возможность получения положительных результатов подтверждаются результатами многолетней практики с учащимися школ г. Иркутска. В основании данной методики лежат представления о концепции бинокулярного зрения [2, 4, 6, 10]. Данные научные сведения позволяют максимально препятствовать нарушению зрительных функций и разрушению других функциональных систем. Полученные знания о принципах управления зрительными функциями помогут освоить простые способы повышения остроты зрения. Эти способы повышения и поддержания остроты зрения на должном уровне не требуют больших финансовых затрат, а только внимания учителей к здоровьесберегающим мероприятиям.
В результате учителя смогут проводить реабили-тационно-коррекционную работу, способствующую без специальных клинических вмешательств восстановлению возникших сдвигов функциональных резервов зрительной системы.
Данный способ направленной коррекции зрительных функций реализуется с помощью идеального информационного эквивалента нормы зрения - «мнимого зрительного образа» (МЗО) [8].
МЗО возникает у человека с нормальным бинокулярным зрением в условиях физиологического двоения при слиянии двойных изображений. Для понимания механизма возникновения МЗО на рисунке представлена схема слияния двойных изображений в условии физиологического двоения [8]. В результате слияния идентичных изображений А и В возникает зрительное ощущение МЗО, который состоит из трех изображений. Эта воспринимаемая картина выглядит так: в центре аЬ - изображение, воспринимаемое би-нокулярно (бинокулярный элемент), а - изображение, воспринимаемое монокулярно правым глазом, Ь -изображение, воспринимаемое монокулярно левым глазом.
Бинокулярный элемент аЬ воспринимается в пространстве за плоскостью реального двойного изображения на расстоянии L от обследуемого, возникает "эффект глубины" [8]. Все элементы МЗО в таком случае воспринимаются увеличенными ("эффект лупы") [6]. Если изменить расстояние Р между центрами изображений теста А и В или расстояние N от глаз до элементов теста, то изменится ощущаемое расстояние I до бинокулярного элемента аЬ. С увеличением Р и N расстояние I увеличивается, и увеличится ощущаемый размер всех элементов МЗО.
В технической практике МЗО широко используется для составления точных топографических карт и в стереодальномерах. В отличие от зрительных иллюзий, субъективно воспринимаемый МЗО имеет характеристики, которые однозначны и объективны.
В итоге интеграция разномодальных сигналов в ЦНС приводит к субъективному восприятию МЗО и ощущению его характеристик, которые по информативности эквивалентны реальным объектам.
1_
С
Схема слияния двойных изображений при нахождении области зрительной бификсации за плоскостью двойных изображений А и В: аЬ - изображение, воспринимаемое бинокулярно; а - изображение, воспринимаемое монокулярно правым глазом; Ь - изображение, воспринимаемое монокулярно левым глазом; С - область корреспонденции; Р - расстояние между центрами двойных изображений; N - расстояние от глаз до двойных изображений; L - расстояние от глаз до изображения, воспринимаемого бинокулярно - аЬ
Порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, основанных на феномене МЗО, для профилактики и коррекции остроты зрения у школьников можно разбить на три этапа:
1. Необходимо научиться сливать двойные изображения при физиологическом двоении. В качестве теста для тренировки можно взять два идентичных кружка диаметром 10-6-4 мм или стереоизображение. На расстоянии между центрами изображений в пределах 3,6-4,6 см зафиксировать изображения на прозрачном материале, закрепить пластину на пенопласте. Установить тест на столе по горизонтали на уровне глаз тренирующегося. Можно все смонтировать на листе бумаги и повесить в вертикальной плоскости на уровне глаз, но в этом случае нужно уметь смотреть так, чтобы зрительные оси пересекались за листом бумаги. Расстояние от глаз до теста для начала должно быть около 20-30 см. Взгляд должен быть направлен сквозь тест, вдаль, на однотонный фон или в окно, за плоскость стекла с парой изображений (кружками и т. д). Необходимо смотреть так, чтобы пара реальных изображений раздвоилась и из четырех изображений получилось три. При этом нужно заметить, что возникает три (немного увеличенных) виртуальных изображения. Если видны четыре изображения, тогда нужно плавно увеличивать или уменьшать расстояние от глаз до теста, чтобы найти ощущение трех изображений. Все три виртуальные изображения
должны располагаться на одной линии по горизонтали, причем среднее из них - точно в центре относительно двух других.
2. Необходимо проверить правильность направления взгляда, для чего нужно прикрыть рукой на секунду один глаз - изображение исчезнет с противоположной стороны от прикрытого глаза. Например, если прикрыть левый глаз, то исчезнет правое изображение.
3. При наличии трех устойчивых изображений необходимо найти расстояние от глаз до теста, где изображение станет четким (чем больше близорукость, тем меньше это расстояние; чем меньше близорукость, тем расстояние больше). Затем нужно научиться рассматривать среднее четкое изображение. Если изображение не четкое, то, экспериментально увеличивая или уменьшая расстояние от Ваших глаз до теста, следует найти такое расстояние, при котором будет четко видеться среднее, виртуальное изображение. Например, при близорукости -3,0 Д. расстояние от глаз до теста может быть 25-35 см. (Если использовать пары стереоизображений, то оно будет видеться объемным и четким, возникнет ощущение, что слова, буквы или иные детали в них находятся на разной удаленности относительно друг друга).
3.1. Затем, рассматривая среднее четкое изображение, нужно плавно увеличивать расстояние до
теста (отодвигать корпус тела или отодвигать тест от себя по столу), пока будет сохраняться четкость, до максимального расстояния, когда изображение станет слегка нечетким.
3.2. Далее, рассматривая средний образ, необходимо добиться, чтобы изображение снова стало четким. Для этого нужно несколько раз моргнуть и разглядеть изображение. Если есть функциональный резерв управления аккомодацией, то изображение станет четким. Затем закрыть глаза на несколько секунд, открыть и вновь посмотреть на среднее изображение. Четкость должна сохраняться. Если четкость снизилась, предыдущую процедуру повторить.
3.3. Если четкость сохраняется, то необходимо повторить задание, указанное в п. 3.1, 3.2 , и еще больше увеличить расстояние от глаз то теста.
3.4. Если же и в этом случае четкость изображения не восстанавливается, то тогда следует уменьшить расстояние до теста.
3.5. Когда четкость восстановится, нужно вновь плавно отдаляться от теста или отодвигать тест от себя (увеличивать расстояние от глаз до теста) до возникновения незначительной нечеткости изображения.
И вновь повторить действия, описанные в п. 3.2.
3.6. Все действия тренировки необходимо повторить при достижении четкости изображения. Продолжаете увеличивать расстояние, преодолевая состояние нечеткости изображения 3-5 раз. Первая тренировка проводится в течение 5-10 минут. На второй тренировке поставьте тест на такое расстояние от глаз, которым была закончена первая тренировка. Если изображение стало четким, нужно продолжать постепенно увеличивать расстояние от глаз до теста. Если изображение не четкое, то следует установить расстояние от теста до глаз до восстановления четкости. Продолжительность последующих тренировок составляет 3-5 мин, так как вырабатывается навык управления зрением.
Для каждого случая близорукости существует свой предел увеличения расстояния от глаз до теста. Если первая тренировка выполнена правильно, то уже после нее должно быть заметно небольшое улучшение зрения при взгляде вдаль. Примерно с 5-10-й тренировки можно достичь хорошего результата. Последующая задача - удержать достигнутый результат; так как из-за зрительной нагрузки острота зрения может снова начать снижаться.
В целом предложенный способ направленной коррекции зрительных функций опирается на внешние и внутренние потоки информации, синтез и интеграция которых приводят к тонкой морфо-функциональной перестройке всей зрительной системы.
Вторая методика использует упражнения на тренировку глазодвигательных мышц. Возможно самостоятельное выполнение таких упражнений [9]. Их суть сводится к дозированной нагрузке на мышцы и сжатию глазного яблока вдоль оси глаза.
Упражнения можно выполнять в течение всего дня. Например:
- делать вибрирующие движения подушечками пальцев на веках закрытых глаз по ходу часовой стрелки;
- сильно зажмурить глаза и расслабить, считая до трех, повторить упражнение 10 раз;
- выполнять круговые движения глазами по часовой стрелке и в противоположном направлении;
- частое моргание глазами в течение 10 секунд;
- горизонтальные движения глаз вправо и влево;
- движение глазными яблоками вертикально вверх и вниз;
- сведение глаз к кончику носа;
- скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх, затем в противоположном направлении.
Время от времени следует подойти к окну, внимательно посмотреть на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на наклеенные на стекло кружки из чёрной бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Третья методика использует упражнения на расслабление мышц глаза [1].
Термин «пальминг» был введен в обращение разработчиком системы улучшения зрения без очков У. Бейтсом. Название данной методики происходит от латинского слова palmar - «ладонь». Сама методика позаимствована из восточных учений о лечении болезней. Согласно его основным положениям, глаза находятся в полном покое тогда, когда в них вообще не поступает свет. При смыкании век в условиях дневного или искусственного освещения этого достичь не удается, поэтому одной из главных установок учения является закрытие глаз при помощи ладоней, плотно прилегающих к лицу, до образования перед глазами черного поля.
Пальминг состоит из двух компонентов. Первый -внешний - заключается в правильном исполнении предназначенных действий. Второй же - внутренний -состоит в достижении особого психического состояния, которое усиливает эффект от упражнения. В целом это может выглядеть как полная расслабленность при хорошем настроении.
Психическое состояние обеспечивает эффективность пальминга. Необходимость создания настроения подтверждена многими поколениями индийских и китайских мудрецов. Без «души» от методики остается только бесполезная форма. Пальминг можно выполнять в любом положении: стоя, сидя или лежа. Мышцы максимально расслаблены. Во время расслабления не должно быть никаких отвлекающих факторов и ощущения неудобства. Даже такие явления, как сквозняк или резкие неприятные звуки, способны помешать упражнению. Важными являются даже такие моменты, как температура и чистота ладоней. Прикосновение холодных или грязных рук к лицу не усиливает позитивного действия искусственно созданного настроя. В свою очередь, тепло улучшает кровоснабжение глаз, а чистые ладони предохраняют от проникновения на слизистую микроорганизмов и загрязняющих частиц. Пальцы рук надо соединить, придав ла-
доням форму лодочки.
Сложенные лодочкой ладони скрестить так, чтобы пальцы почти перпендикулярно пересекали друг друга. Мизинец верхней ладони лежит у оснований пальцев нижней. Как правило, правшам удобнее, чтобы сверху была левая ладонь, а левшам - правая. Не меняя положения, руки поднести ко лбу, затем опустить вниз. Так они смогут занять оптимальное и максимально удобное положение. Края кистей на стороне мизинцев будут лежать по сторонам от носа, сложенные пальцы скрещиваться на лбу, а большие пальцы рук обращены к вискам. Сохраняя такое положение, необходимо следить за тем, чтобы руки не соскальзывали к кончику носа. Тогда они начинают мешать дыханию, что недопустимо во время выполнения данного комплекса.
Затем приложить ладони к глазам так, чтобы под них не проникал свет. Форма ладоней должна оставаться выпуклой, нельзя допускать, чтобы они давили на глаза, мешая их расслаблению. Основным критерием правильности прикладывания рук к глазам является свободное моргание под ладонями. Руки тоже не должны быть напряжены: усилие в одной части тела вызывает такую же реакцию в других его участках. Придав телу необходимое положение, перейти ко второму, основному, шагу. Веки опущены, глаза прикрыты ладонями. Но даже в этом случае человек продолжает
видеть на черном фоне полосы, пятна и точки самых разнообразных цветов. На самом деле их нет, и существование этих явлений нельзя даже назвать словом «вижу», однако они продолжают циркулировать и сменять друг друга в поле зрения. Это вызвано тем, что даже при отсутствии попадания в глаза каких бы то ни было световых лучей центры головного мозга, отвечающие за зрение, по инерции продолжают свою работу, создавая образы. Целью пальминга становится получение совершенно темного поля перед закрытыми глазами. По интенсивности окраски поля можно судить об успехе выполняемого упражнения: чем глубже чернота, тем точнее было выполнено упражнение и тем больше отдыха получили глаза.
Если пальминг был освоен недавно, то достижение черного поля требует значительного времени, порядка 7-10 мин. При условии регулярных занятий достичь результата удается за короткий промежуток - от нескольких секунд до 1-2 мин.
Выполнение этих рекомендаций не требует особых физических, моральных и тем более материальных затрат. Для них можно всегда найти время. Несколько минут заботы о себе не слишком большая плата за сохранение хорошего зрения, а польза от этого вполне реальна и подтверждена педагогами и заинтересованными родителями.
Библиографический список
1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М., 1993.
2. Гельмгольц Г. О зрении. СПб., 1896. 152 с.
3. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение: брошюра. М., 1990.
4. Коган А.И. Бинокулярная система и восприятие трехмерного пространства // В кн.: Физиология сенсорных систем. Л., 1971. С. 7-18.
5. Мерзляков Ю.А. Путь к долголетию: энциклопедия. М., 1994.
6. Могилев Л.Н. Механизмы пространственного зрения. Л.: Наука, 1982. 111 с.
7. Пуляевская О.В. Технология оптимизации созревания отделов головного мозга у детей средствами музыкальной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2007. № 1. С. 214-219.
8. Рабичев И.Э. Системная организация и механизмы направленной коррекции бинокулярного зрения: автореф. дис. ... д-ра биолог. наук. М., 1998. 47 с.
9. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена: учебник. М., Медицина, 1985.
10. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
УДК 316.324.8(043)
РОЛЬ ЧЕТВЁРТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
А.В.Попов1
Иркутский государственный университет,
Институт социальных наук,
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1 .
Информационные технологии интегрировались в современное социально-экономическое пространство. Применение компьютеров и телекоммуникаций повлияло на небывалую интенсивность коммуникативных взаимодействий. Эти процессы оказывают влияние на стадии общественного развития. В статье анализируется современное понимание четвертой информационной революции. Рассматриваются проблемы экономики, менеджмента и постиндустриального общества. Предпринята попытка синтезировать модели зарубежных и отечественных исследователей. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: информационная революция; постиндустриальное общество; трансформации.
1 Попов Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры социальной работы, тел.: 89021769109, e-mail: [email protected]
Popov Alexander, Senior Lecturer of the Department of Social Work, tel.:89021769109, e-mail: ax.popoff @ gmail.com