Резкое скачкообразное повышение продуктивности в начале работы быстро сменяется постепенным или резким снижением. По окончании работы продуктивность опускается ниже первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может превышать средний уровень (Ртах - Ртт <100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются значительными колебаниями точности и ее снижением к концу работы ниже первоначального уровня, при среднем уровне общей точности работы (Ат = 8,80-0,89). Подобное сочетание показателей свидетельствует о средней, умеренной надежности работоспособности испытуемых. Снижение кривых продуктивности и точности, а также выраженные колебания обоих показателей отражают нарастание признаков утомления.
Таким образом, проведенное исследование показало, что занятия с применением комплекса психофизических упражнений ушу оказывают позитивное влияние на показатели физических качеств работоспособности и выносливости организма, которые тесно связаны с такими пси-
хофизиологическими характеристиками, как особенности нейродинамики, переключение внимания, оперативная память и визуальное мышление. Положительная динамика указанных психофизических характеристик в ходе эксперимента свидетельствует о повышении умственной работоспособности испытуемых.
Литература
1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967. - 251 с.
2. Вайнер Э.Н. Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 113 с.
3. Виленский М.Я., Минаев Б.Н. Закономерности изменения профессиональной работоспособности студентов в условиях оптимизации режима труда, быта, отдыха и двигательной активности // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 7. -С.53-57.
4. Попова Т.С. и др. Эффективность применения программы психофизической регуляции на занятиях с лицами разного возраста // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №1. - С. 15-17.
Куликова Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского госуниверситета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, 1. Тел: (3012) 21-64-21. E-mail: [email protected]
Kulikova Olga Anatolevna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of physical education, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Kuibyshev str., 1. tel. (3012) 216421.
УДК 372 + 372.212.1
Эмма Э. Мендот, Инга Э. Мендот, Элла Э. Мендот ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗРЕЛИЩНЫЕ ИГРЫ
Народные игры и состязания развивают жизненно важные двигательные умения, при этом формируют характер, нравственные принципы, эстетические качества, они стали как бы самостоятельной системой воспитания. В статье рассматривается значение народных зрелищных игр.
Ключевые слова: зрелищные, впечатляющий, эффективный номер, традиция, обычаи, быт, труд, представления о чести, мужестве.
Emma E. Mendot, Inga E. Mendot, Ella E. Mendot TUVINIAN PEOPLE ENTERTAINMENT GAMES
People games and competitions develop vitally important motor skills, forming character, moral principles, esthetic features, they have become as independent system of education. The importance of the people entertainment games is considered in the article.
Keywords: entertainment, impressive, efficient number, tradition, custom, mode of life, labour, concepts of honor and courage.
В настоящее время в Республике Тыва на- ных традиций, обрядов, духовных ценностей
блюдается повышенный интерес к истории сво- национальной культуры. Важнейшим компонен-
его народа, к завоеваниям культуры предков, том любого народного образа являлись физиче-
ведется активная борьба за сохранение различ- ские упражнения. Состязания в силе, ловкости,
удали - не только праздничное развлечение, но и проверка физической и морально-волевой крепости народа, утверждение его жизнестойкости, непоколебимости, здорового духа.
Национальные игры расширяют круг общения и способствуют росту национального самосознания, поскольку приобщают к историческим достижениям, культурному наследию тувинского народа. Для представителей другой национальности внедрение достижений культуры, культурного наследия коренного населения дает возможность оценить его и тем самым способствует развитию взаимопонимания между народами.
Народные зрелищные игры - важная часть всей общечеловеческой культуры, оказывающая и продолжающая оказывать значительное влияние на деятельность человека во всех сферах его жизни. Важным компонентом народных игр является народная физическая культура, сыгравшая огромную, жизненно важную роль в истории каждого народа.
Народные игры - неотъемлемая часть всей системы культуры, находится с ней в диалектическом единстве. В свою очередь, народная физическая культура, с одной стороны, является частью всей народной культуры, а с другой -частью системы физической культуры. Культура каждого народа имеет свои специфические черты, отражающие национальные, местные и другие особенности, в ней отражаются и общечеловеческие благородные черты, выражающие стремление людей труда к миру, к справедливости, прогрессу и эстетическому идеалу. В полной мере это относится и к физической культуре (Ягодин В.В., 1992).
Если обратиться к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, «зрелищные» обозначают «впечатляющий», «эффективный номер», «развлечение в местах общественного отдыха», «гулянье».
Актуальность данной темы заключается и в том, что в настоящее время наблюдается возрождение традиций и обычаев тувинского народа, поэтому усиливается интерес к зрелищным играм. К ним относятся такие игры, как борьба «Хуреш», «Скачки» и «Стрельба из лука».
Тувинцы с ранних лет приобщали детей к верховой езде, стрельбе из лука, уходу за животными, приемам и техническим тонкостям национальной борьбы и др., которые в комплексе воспитывали у них физическую выносливость, чувство товарищества и другие физические и нравственные качества. Например, по традиции во время охоты старшему по возрасту
уступали первую добычу, встретившись с другим охотником в пути, отдавали ему какую-то часть добычи, как бы тяжело она ни доставалась. Победитель состязания в знак уважения отдавал свой приз гостю и т. д.
Тувинцы с древних времен так же, как и соседи, монголы, проводили соревнование «Три игры мужчин» (скачки, стрельба из лука, борьба «Хуреш»). Исторические данные, устное народное творчество свидетельствуют о том, что три игры мужчин у тувинцев существовали еще во времена древних кочевых государств. О том, что они перешли к тувинцам от монголов, а не наоборот, нет достоверных сведений, поэтому утверждать что-либо трудно.
В суровых жизненных условиях, в тяжелой борьбе за существование тувинцы осознавали огромное значение развития в человеке большой физической силы и выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, храбрости и мужества, быстроты мышления, выдержки, поэтому старались воспитать и развивать физические, психические и моральные качества.
Праздники и зрелищные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа развития патриотических чувств, любви и преданности Родине. В них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений и проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе, патриотизм, коллективизм, гуманизм и др. (Ягодин В.В., 1992)
Игры как своеобразный тренинг перед вступлением в трудовую деятельность ассоциировались с обрядами. Они, как и праздник в целом, хотя бы на время и лишь в какой-то мере гармонизировали социальные отношения.
Тувинский национальный праздник «На-адым» - праздник урожая и животноводов -включает в себя много спортивных национальных состязаний. История этого праздника насчитывает многие тысячелетия. Само слово «Наадым» означает «празднество», «состязание» «игрища». Народный праздник имеет огромное воспитательное значение (Курбатский Г.Н., 1973).
«Наадым» в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу «Хуреш», стрельбу
из лука, конные скачки. Эти же виды спорта есть и в монгольском «Надом». Чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «Эрийн гурван надийм», что в переводе означает «Три игрища мужей» (Календар-
ные..,1989). В Монголии традиционный праздник каждый год проводится летом с такими обязательными традиционными видами спорта, как борьба «Хуреш», «Конные скачки», «Стрельба из лука», то есть троеборье. Подготовка «На-адыма» обычно начинается за 2-3 месяца до праздника и соревнований.
Также повсеместно распространились такие виды физических упражнений, как стрельба из лука, борьба «Хуреш», конный спорт и др. У каждого народа есть свои самобытные, а порой и уникальные физические упражнения и различные виды спорта.
Борьба - это один из древнейших и распространенных видов народной физической культуры. В борьбе развиваются такие физические качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. С другой стороны, воспитывает смелость, решительность, выдержку, сообразительность и другие.
В Республике Тыва национальная борьба «Хуреш» является самым массовым видом спорта, одним из важнейших средств формирования морально-волевых и физических качеств у народа. В исследованиях отмечается характерная особенность тувинской борьбы - отсутствие разделения на весовые категории. Борьба ведется только в стойке, разрешены ножные приемы и захват любой части тела соперника. Борьба в партере не проводится. Побежденным считается тот, кто коснется первым рукой, локтем, коленом земли. Главное - умение борца удерживаться на ногах.
Для организации соревнований не требуется специального оборудования. Борцы соревнуются как на открытой местности, так и в помещении (Ооржак Х.Д-Н, 1995).
Костюм борцов своеобразен. Плотно облегают тело маленький жилет и плавки (содак бол-гаш шудак). Борцы выступают в национальных костюмах и ярко раскрашенной обуви с высокими голенищами (кадыг узун хончулуг идик). Костюм шьют из высококачественного шелка с национальным орнаментом. Борцы надевают национальные мужские шапки (борт). Судья-секундант (моге салыкчызы) одевает национальный халат (шыва тон) из яркого шелка с орнаментом, пояс, шапку или шляпу (суур борт).
В тувинской национальной борьбе применяются такие приемы, как перевод рывком за
руку, броски через бедро, захваты левой (правой) рукой, бросок скручиванием и т.п.
Борьба «Хуреш» сопровождается танцем орла. Судья-секундант вызывает борца на схватку. Борец, выходя на поле, поправляет содак-шудак. Затем, изображая взлетающую птицу, подбегает к своему секунданту. Касаясь правой рукой его правого плеча, одновременно поднятой в сторону (кверху) левой рукой приветствует зрителей. Когда его соперник выполнит эти же действия ритуала, то начинается следующий. Борцы под музыку ритмичными движениями рук, ног и головы имитируют полет птицы, готовя свой организм к схватке. На этот раз вместе, пробегая вперед 20-25 метров, делают два хлопка (по внешней и внутренней сторонам бедер). Эти хлопки символизируют, что мы, «я» и «ты», будем вести честную борьбу. Приветствуют друг друга рукопожатием, отходят на два шага назад и борцы готовы к борьбе (Ондар О.Ч., 1989).
Борец, добившийся победы, сначала поднимает упавшего соперника в знак своего признания, победитель поднимает руку и пропускает под рукой голову соперника, после этого, размахивая руками, исполняет ритуал «Девиг» - танец орла и приветствование своего народа. Возле трибуны или где судьи и почетные гости сидят, он останавливается, опускает руки вниз и удерживается за бедро. Это означает, что соперник не смог победить его, он как бы сообщает: перед Вами стою, преклоняюсь и вступаю в следующий бой», при этом он поднимает руки как крылья орла.
Количество участников состязаний устанавливается в зависимости от категории торжеств. В ежегодных республиканских праздниках «На-адым» участвует 516 борцов, а в отдельных су-монных, т.е. кожуунных, - от 16,32,64,128 до 1032 борцов.
Соревнование проводится в несколько туров. По сложившейся с давних времен традиции в республиканских праздниках «Наадым» борцам присваивается звание в зависимости от того, в каком туре он одержал победу. Неоднократному победителю присваивали навечно такие имена, как «Начын моге-силач», 2 года подряд победившему «Арзылан моге-лев», 4 года подряд победившему (с этого дня они уважаемые борцы народа), а также «Пар-тигр», 6 лет подряд победившему, «Чаан моге-слон», 10 лет подряд победившему. Кроме того, последнему вручали дорогой приз - хорошего коня.
Возраст участников не имеет значения. Чаще всего в соревнованиях по национальной борьбе
участвуют юноши и мужчины в возрасте от 18 до 40-50 лет и старше 50 лет.
Тува издревле была, есть и будет страной животноводов. На первом месте у тувинцев лошадь. Культ коня в полной мере отражает национальный характер народа. Конные соревнования всегда занимали важное место в быту тувинского народа, участвуют в них все желающие. В конном спорте наиболее полно проявляются физические, волевые и моральные качества человека, развиваются физическая сила, выносливость, быстрота, ловкость. Овладение техникой верховой езды представляет собой трудное испытание. Верховая езда, ловля арканом лошадей и их укрощение - все это с давних времен являлось средством физического воспитания (Родевич В.М., 1910).
Детей с 4-,6-летнего возраста учат ездить на объезженном коне, а затем с 6-9 лет - верховой езде самостоятельно, без сопровождения взрослого. На праздниках в основном соревнуются дети в возрасте 7-11 лет.
Для скачек не готовят специальных дорожек. Всадники покрывают установленное расстояние по степи, преодолевая естественные преграды. Участвует до 89-120 лошадей. В финише прорвавшую первую пятерку лошадей подводят к центральной трибуне и вручают награды. При древней традиции общения с лошадью сохранились различные виды состязаний, высшим призом которых является скакун. Это конные скачки, скачки рысаков и иноходцев разных возрастов.
Впечатляющим зрелищем всегда были и остаются вольные скачки. На лошадях без седла всегда соревновались мальчики и девочки от 7 до 11 лет. Победителя, быстрее других преодолевшего дистанцию в десять и двадцать километров, прославляли и давали кличку его коню, в гриву вплетали «хадак» - ленту из дорогого шелка. Коню-победителю присваивали именные звания, например «Чугурук Кара или Челер кара» (черный быстрый скакун или черный рысак), коню давали прозвище, схожее с именем хозяина, например: «Чугурук Кара аът Куулар Кара-оолдун» (быстрый скакун Куулар Кара-оола). Куулар Кара-оол - фамилия и имя хозяина коня.
В Туве широко распространенным видом спорта является стрельба из лука, которая входит в программу «Наадым». Это завершающий этап троеборья. Традиционно она сохранилась в Туве и продолжает развиваться в настоящее время.
Стрельба из лука (ча согун) известна с давних времен. Официальные спортивные соревно-
вания по стрельбе из лука проводятся во многих странах Европы и Азии, по стрельбе из лука разыгрываются первенства мира (сейчас это олимпийский вид спорта).
Время появления лука и стрелы у древних жителей Южной Сибири датируется, по свидетельству археологов, бронзовым веком. Наскальные изображения, обнаруженные в Орта-Сарголе М.А. Давлет, запечатлели человечка в определенной позе: туловище передано в фас, ноги - в профиль. В вытянутой перед туловищем руке он держит лук, другая рука, согнутая в локте, касается предмета, висящего у бедра, видимо, колчана.
В соревнованиях по стрельбе из лука «ча адары» принимают участие женщины, мужчины, дети и даже люди пожилого возраста. Этот вид спорта не только развивает ловкость, но и силу воли руки человека. Издавна у кочевых народов стрельба была своего рода военным искусством, требующим исключительной меткости и ловкости. Когда появилось огнестрельное оружие, стрельба из лука превратилась в вид спорта и сохранилась до наших дней как одна из важных составных частей «Наадым». Каждый лучник подбирает себе стрелы и лук по своему росту и силе. У большинства лучников сила выстрела равна 20-25 кг.
Техника стрельбы из лука не представляет большой сложности, но для полного освоения требует длительных и упорных тренировок. Очередность стрельбы определяется жеребьевкой. Лучникам, добившимся успехов в соревнованиях, присваиваются соответствующее звание «Мерген адар - лучший стрелок» и разряды.
Важнейшими сторонами зрелищных игр являются массовость и комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также их влияние на формирование разносторонних умений и навыков.
Таким образом, с давних времен из поколения в поколение передаются народные игры и национальные состязания. Праздники и игры возникали в процессе сложной коллективной жизни и развития общественного сознания людей. У всех народов праздники, игры и состязания стали необходимой частью народной системы физического воспитания.
Включение национально-регионального
компонента в программы учебных предметов для средних и старших классов предполагает использование на уроках физической культуры и во внеклассной работе традиционного двигательного материала тувинцев, обладающих огромными педагогическими возможностями, иг-
А.Р. Поляков. Теория и методика применения оздоровительных физических упражнений для профилактики и коррекции остроты зрения у школьников
рающих существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения. Возможно возрождение и развитие на основе внедрения в систему физического воспитания подлинно народных традиций.
Литература
1. Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: тез. - Кызыл, 1989. -С. 1-19.
2. Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995. - 191 с.
3. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. - Кызыл, 1973.
4. Родевич В.М. Очерки Урянхайского края (Монгольского бассейна р. Енисея). - СПб., 1910. -206 с.
5.Ягодин В.В. Народные традиции в физической культуре. - Екатеринбург, 1992. - 155 с.
Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической культуры ТувГУ, г. Кызыл. Тел. 89232624547
Mendot Ella Eres-ооловна, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of the physical culture, TuvGU, Kyzyl.
Мендот Эмма Эрес-ооловна, преподаватель кафедры ТОФК ТувГУ, г. Кызыл.
Mendot Emma Eres-ооловна, lecturer, department of TOFK, TuvGU, Kyzyl.
Мендот Инга Эрес-ооловна, преподаватель Кызыльского педагогического колледжа, г. Кызыл.
Mendot Inga Eres-ооловна, lecturer, Kyzylsky Pedagogical College, Kyzyl.
УДК 796
A.P. Поляков
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается феномен бинокулярного зрения. Предлагается способ направленной коррекции зрительных функций. Приводится порядок действий по применению оздоровительных физических упражнений, обеспечивающих коррекцию за счет направленной материальной, морфофункциональной реорганизации зрительной системы.
Ключевые слова: бинокулярное зрение, профилактика и коррекция остроты зрения.
A.R. Polyakov
THEORY AND METHODS OF APPLYING OF SANITARY PHYSICAL EXERCISES FOR PROPHYLAXIS AND CORRECTION OF KEENNESS OF SCHOOLCHILDREN EYE SIGHT
The article considers the phenomenon of binocular vision. The method of directed correction of sight functions is proposed. The author suggests the order of actions on use the sanitary physical exercises providing correction of vision due to the directed material morphofunctional reorganization of sight system.
Keywords: binocular vision, prophylaxis and correction of eye sight keenness.
В нашей стране состояние здоровья населения и особенно подрастающего поколения вызывает все большую тревогу. За последние 11 лет почти втрое увеличилось количество детей с различными хроническими патологиями. Из тридцати выпускников школ только семь относительно здоровы.
Одной из наиболее неблагополучных в образовательных учреждениях можно назвать ситуа-
цию с остротой зрения учащихся. Зрение - один из основных источников получения информации в образовательном процессе. В связи с увеличивающимся потоком зрительной информации возникает проблема снижения остроты зрения и нарушения зрительных функций у учащихся. Несмотря на большое количество аппаратов и методик для профилактики снижения зрения, вопрос остается нерешенным.