Рис. 1. Оценка имиджа ФК «Зенит», ФК «Анжи», ФК «Барселона»
Таким образом, данную методику можно применять для оценки имиджа футбольных команд, а при переработке компонентов оценки использовать для оценки имиджа команд других игровых видов спорта (хоккей, волейбол, баскетбол). Следовательно, данный метод оценки может дать информацию, необходимую при формировании положительного имиджа спортивной команды, повышении ее инвестицион-
ной привлекательности, а также при формировании общественного мнения.
Литература
1. Терехин А.А. Имидж - все! // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - С. 68-77.
2. Хлебникова, Е. Топ 100 лучших предприятий России. FORBES. - 2007. - № 12. - С. 47-82.
3. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 223 с.
Легензова Валентина Сергеевна, ассистент, Дальневосточный федеральный университет. 690000, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова 8, e-mail: vl_2013@mail.ru
Legenzova Valentina Sergeevna, assistant, Far Eastern Federal University. Sukhanova str. 8, Vladivostok, Primorsky Krai, 690000, Russia. e-mail: vl_2013@mail.ru
УДК 79-05. 394.3
© Элла Э. Мендот, Эмма Э. Мендот, Инга Э. Мендот
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ИГРЫ ТУВИНСКОГО НАРОДА
Этнокультурные игры развивают жизненно важные двигательные умения, при этом формируют характер, нравственные принципы, эстетические качества, они стали самостоятельной системой воспитания. В статье рассматривается значение народных зрелищных игр и представлено подробное их описание.
Ключевые слова: зрелищные, развлечение, впечатляющий, эффективный, фольклор, традиция, обычаи, быт, труд, представления о чести, мужестве.
Mendot Ella E., Mendot Emma E., Mendot Inga E.
ETNOCULTURAL GAMES OF THE TUVAN PEOPLE
The etnocultural games develop vitally important motor skills, herewith character, they form moral principles, aestheticproperties, they have become an independent system of the education. In the article importance of people's entertainment games and their detailed discription are considered.
^ywords: entertainment, amusement, impressive, efficient, folklore, tradition, customs, mode of life, labour, notions of honor,courage.
Увлекательное зрелище представляют праздники народов Республики Тыва, такие как народный праздник Шагаа (Новый год), Наадым (Праздник животноводов), Устуу хурээ (Фестиваль живой музыки и веры) и многие другие. На проводимых в Республике Тыва народных праздниках каждый район представляет свои таланты, достоинства, особенности. В рамках праздника проходят зрелищные спортивные игры, концерты и конкурсы, также можно приобрести изделия народных мастеров и ознакомиться с местными достопримечательностями.
Этнокультурные игры - важная часть всей общечеловеческой культуры, оказавшая и продолжающая оказывать значительное влияние на деятельность человека во всех сферах его жизни. Народные подвижные игры - неотъемлемая часть всей системы культуры - находятся с ней в диалектическом единстве. В свою очередь, народная физическая культура, с одной стороны, является частью всей народной культуры, а с другой - частью системы физической культуры. Культура каждого народа имеет свои специфические черты, отражающие национальные, местные и другие особенности, в ней отражаются и общечеловеческие благородные черты, выражающие стремление людей труда к миру, к справедливости, к прогрессу и эстетическому идеалу. В полной мере это относится и к физической культуре (Ягодин В.В., 1992).
Тувинцы с древних времен, так же как и соседи: монголы и буряты, проводили скачки, соревнования «Шалбалаары» (метание аркана), по стрельбе из лука, борьбе «Хуреш». Исторические данные, устное народное творчество свидетельствуют о том, что игры мужчин у предков тувинцев существовали еще во времена древних кочевых государств. О том, что они перешли к тувинцам от монголов, а не наоборот, нет достоверных сведений, поэтому утверждать что-либо трудно.
Г.Н. Курбатский в книге «Тувинцы в своем фольклоре» (2001) отмечает тувинский национальный животноводческий праздник «Наадым» - праздник урожая и животноводов, который включает в себя много спортивных националь-
ных состязаний. История этого праздника насчитывает многие тысячелетия. Само слово «Наадым» означает «празднество», «состязание» «игрище». Народный праздник имеет огромное воспитательное и оздоровительное значение.
Народная физическая культура имеет много общего по своему содержанию. Повсеместное распространение получили такие виды физических упражнений, как стрельба из лука, борьба «Хуреш», конный спорт и др. У каждого народа есть свои самобытные, уникальные физические упражнения, различные виды спорта.
Тувинская национальная борьба «Хуреш» начинается и заканчивается танцем «Девиг» (танец орла), причем каждый участник показывает свой «полет» в зависимости от темперамента: одни совершают медленные шаги и плавные движения рук, наклоны туловища, другие делают подскоки с резкими взмахами рук.
В своих научных трудах О.Ч. Ондар (1985), Х.Д.-Н. Ооржак (1995), А.К. Кужугет (2001) особо отмечают ритуальный танец борца-хурешиста «Девиг». «Девиг» - это танец, языком жеста и движения которого говорят о любви к родной земле, народу, о красоте своего края, человек демонстрирует готовность к предстоящим состязаниям. Каждый борец танцует по-своему, показывая индивидуальные способности, красоту движений рук и ног, демонстрирует телосложение, прочность и красоту своего «шо-дак-шуудака» (камзола с длинными рукавами и тугих трусов - форма одежды хурешиста). Все это способствует умению видеть красивое. В крупных соревнованиях по «Хурешу» всегда присуждается специальный приз за красивое исполнение ритуального танца «Девиг». Хорошее исполнение танца «Девиг» вызывает восхищение у зрителей. Создается впечатление парящего высоко в небе гордого орла - символа древней Тувы. Отсюда его называют «танцем орла». Красоту танца «Девиг» показывают в своем искусстве камнерезы, мастера резьбы по дереву и художники Тувы.
Во время танца руки должны быть выше плеч. Борец должен руками подражать маховым движениям орла, изображать отрыв орла от зем-
ли, показывая, как он расправляет крылья, величаво парит, демонстрирует красоту богатырского телосложения, доброту характера, уважение к сопернику и зрителям. После окончания танца «Девиг» хлопает себя по бедру, с внутренней и внешней части бедра - это означает, что мужчины состязаются: 1 - борьба; 2 - стрельба; 3 -скачки; 4 - шалбалаары (метание аркана). Это обязательно исполняют все борцы в начале состязаний.
Борьба - это один из древнейших и распространенных видов народной физической культуры. В 1903 г. посетивший Туву Ф. Кон, ссылаясь на материалы фольклора, отмечал, что национальная борьба у тувинцев существовала издавна. Тувинская борьба богата и разнообразна своими приемами. Основные приемы борьбы «Хуреш» - чайя тудары (боковой прием), теве-ри (подсечка), катай кагары (подсечка по обеим ногам), буттаары (брать за ногу), чан баштаа-ры (тазовый прием), мундурары (смешанный), балдырлаары (брать за ножной сустав), адак узери (подъем), шавыыры (бедренный прием), тырыкылаары (круговой), кустуктур шелери (давление вперед), былдаары (обман), дегээлэ-эри (подсечка), донмектээри (бедренный силовой прием), чартыктаары (боковой, силовой и т.д.).
Описание национальной борьбы «Хуреш». Соревнование проводится по принципу выбывания после первого поражения. Порядок встреч определяется путем жеребьевки, проводимой непосредственно перед началом схватки. В соревновании участвует 36, 64, 136, 164, 1012 человек. Последние оставшиеся четыре человека борются по круговой системе.
В Республике Тыва национальная борьба «Хуреш» является самым массовым видом спорта, одним из важнейших средств формирования морально-волевых и физических качеств у народа. В исследованиях отмечается характерная особенность тувинской борьбы - отсутствие разделения на весовые категории. Борьба ведется только в стойке, разрешены ножные приемы и захват любой части тела соперника. Борьба в партере не проводится. Побежденным считается тот, кто коснется первым рукой, локтем, коленом. Главное умение борца удерживаться на ногах.
Правила судейства национальной борьбы «Хуреш» описаны О.Ч. Ондаром (1989):
1. Поражением считается касание земли туловищем, одним или двумя коленями, обеими руками одновременно или одной рукой на упор.
2. Если противники коснулись земли одновременно, схватка продолжается.
3. Запрещается зажимать горло, упираться головой, касаться руками лица противника.
4. Нельзя производить различные удары, щипки и захватывать волосы противника.
5. Нельзя выкручивать и зажимать руки.
6. Нельзя слюнявить руки и плеваться, сморкаться на площадку, маты, ковер.
7. Тот, кто коснется третьей точкой земли (рукой, ногой или коленом), считается проигравшим.
В «Хуреше» ярко проявляются не только сила, ловкость, быстрота и выносливость, но и сила духа, мужество и бесстрашие, кроме того, воспитывается доброта, скромность, отзывчивость, чуткость.
Тувинские борцы хорошо приспосабливаются к любым видам борьбы (классическая, вольная, самбо, дзюдо, якутская, бурятская, японская), т.к. приемы схожи. Именно богатство и разнообразие приемов тувинской борьбы помогают овладеть множеством приемов борьбы других народов.
Соревнование проводится в несколько туров, по сложившейся с давних времен традиции в республиканских праздниках «Наадыма» борцам присваивается звание в зависимости от того, в каком туре он одержал победу. Тому, кто одерживал победу 2 года подряд, присваивалось звание «Начын моге» (силач), тому, кто побеждал 4 года подряд, - звание <Арзылан моге» (лев) , а тому, кто побеждал 6 лет подряд, - звание «Пар» (тигр). Если борец побеждал в течение 10 лет, он становился «Чаан моге»-(слоном). Кроме этого, ему вручали дорогой приз - хорошего коня в полной сбруе.
Конным спортом в Туве начинают заниматься дети с 5-6-летнего возраста, их учат ездить на объезженном коне, а затем, с 7-9 лет, обучают верховой езде самостоятельно, без сопровождения взрослого. На праздниках в основном соревнуются дети в возрасте 8-10 лет.
Конные состязания проходят на следующих дистанциях: 20 км (для жеребцов) «аскыр» - количество участвующих примерно 20-30 коней каждого возраста, 25 км (для взрослых скакунов), 15 км (для пятилетних скакунов - улуг аът), 10 км (для четырехлетних - азыглыг аът), 10 км (для трехлетних - сарваа), 6 км (для двухлетних - чаваа).
Соревноваться можно по следующим способам бега лошади: «маннадыры» (обычный бег) на 40 км, «шошкудары» (бег в медленном темпе) 20-25 км, «даалыктаары» (галоп), «челдирери»
(идти рысью), «чырааладыры» (иноходь), «са-яктадыры» (семенящий бег) 10 км.
Скачки на лошадях относятся к тем видам народной физической культуры, которые хранят многие замечательные традиции и заслуживают более внимательного к себе отношения. Обучение молодых лошадей, которое поручалось подростку, юноше, считалось почетным. Оно требовало от ребенка большой ловкости, смелости, физической подготовки, а также координации и быстроты движения. В нашей республике конный спорт в значительной мере сохранил свои народные обычаи. В.П. Дьяконова, отмечая такой национальный вид спорта, как скачки, писала: «Тувинские мальчики к определенному возрасту свободно владели верховой ездой, и самые способные из них с 10-12 лет участвовали в конных состязаниях. Дети тувинцев к гонкам на лошадях привлекаются с 5 лет, после долгой тренировки они знают необходимые приемы. Маленькие наездники, если они прекрасно управляли лошадьми, допускались к большим соревнованиям».
Для скачек не готовят специальных дорожек. Всадники покрывают установленное расстояние по степи, преодолевая естественные преграды. Участвует до 120 лошадей. Первую пятерку лошадей подводят к центральной трибуне и вручают награды. Древняя традиция общения с лошадью сохранила различные виды состязаний, высшим призом которых является скакун. Это конные скачки, скачки рысаков и иноходцев разных возрастов.
Впечатляющим зрелищем всегда были и остаются вольные скачки. На лошадях без седла всегда соревновались мальчики и девочки от 7 до 11 лет. Победителя, быстрее других преодолевшего дистанцию в десять и двадцать километров, прославляли, называли кличку его коня и в гриву вплетали «хадак» - ленту из дорогого шелка. Коню-победителю присваивали именные звания, например «Чугурук Кара» или «Челер кара» (черный быстрый скакун или черный рысак), и давали прозвище, схожее с именем хозяина, например: «Чугурук Кара аът Куулар Ка-ра-оолдун» (быстрый скакун Куулар Кара-оола). Куулар Кара-оол - фамилия и имя хозяина коня.
Дети подражали скачкам, и появилась детская игра «Аът мунукчулары», которая является одной из самых распространенных и пользуется большой популярностью среди сельских детей. Содержание игры заключается в проведении соревнования в беге на лошадях, скачках на длинных прутиках или гимнастических палках. Игра эмоциональная, веселая, с соревнователь-
ным элементом, выявляет ловкого, быстрого, сильного, улучшает функциональные возможности организма ребенка. Эта игра может служить разминкой перед спортивной ходьбой и бегом (бег приставным шагом, семенящий бег, прыжки двумя ногами вперед).
В Туве широко распространенным видом спорта является стрельба из лука, которая входит в программу «Наадыма» - это завершающий этап троеборья. Она традиционна для Тувы и продолжает развиваться в настоящее время.
Стрельба из лука (ча согун) известна с давних времен почти всем народам земного шара. Она зародилась и существовала веками как средство подготовки охотника и воина. В стрельбе из лука соревнуются не только в меткости, но и на дальность. Здесь необходима предельная собранность, меткий глаз, твердая рука и умение делать поправку на ветер. Официальные спортивные соревнования по стрельбе из лука проводятся во многих странах Европы и Азии, по стрельбе из лука разыгрываются первенства Европы, мира, это олимпийский вид спорта.
Лук - от слова «лука» - изгиб, дуга. «Лук -согнутая в дугу упругая полоса, деревянная, роговая, стальная, напрягаемая тетивой, для пускания стрел».
Время появления лука и стрелы у древних жителей Южной Сибири датируется, по свидетельству археологов, бронзовым веком. Наскальные изображения, обнаруженные в Орта-Сарголе М.А. Дэвлет, запечатлели человечков в определенной позе: туловище передано в фас, ноги - в профиль. В вытянутой перед туловищем руке они держат лук, другая рука, согнутая в локте, касается предмета, висящего у бедра, видимо, колчана.
Лук и стрелы у кочевых народов относились к военным доспехам, поэтому стрельба была своего рода военным искусством, требующим исключительной меткости и ловкости. С давних времен лук был основным оружием тувинских охотников. О своих прославленных национальных героях, владеющих искусством стрельбы из лука, конного спорта и борьбы «Хуреш», метания аркана, люди слагали песни, сказания и легенды. Когда появилось огнестрельное оружие, стрельба из лука перешла из категории военного искусства в вид спорта и сохранилась до наших дней как одна из важных составных частей «На-адыма». Каждый лучник подбирает себе стрелы и лук по своему росту и силе. У большинства лучников сила выстрела равна 20-25 кг. Чтобы натянуть тетиву и удерживать в течение некоторого времени (20-30 секунд) в оттянутом поло-
жении, нужно обладать хорошей физической силой.
Техника стрельбы из лука не представляет больших сложностей, но ее полное освоение требует длительных и упорных тренировок.
Очередность стрельбы определяется жеребьевкой. Лучникам, добившимся успехов в соревнованиях, присваиваются соответствующие звания «Мерген адар - лучший стрелок» и разряды.
В настоящее время очень популярна стрельба из лука как национальный вид спорта. Желающие проверяют свою закалку на твердость руки и зоркость глаза в национальных турнирах «На-адыма». В соревнованиях по стрельбе из лука «ча адары» принимают участие женщины, мужчины, дети и даже люди пожилого возраста. Этот вид спорта развивает не только ловкость, но и силу воли человека.
Смысл игры «Аргамчы - биле шалбалаары» (метание аркана) заключается в точности метания аркана на сухую ветку дерева. На одном конце аркана привязывается небольшая прямая палка (длина 20-25 см, диаметр 3-5 см), подбирается аркан, как в обычном метании, конец палки свисает на 20-30 см, соревнующиеся поочередно бросают аркан на сухую ветку или сук дерева, которые находятся на разных высотах. Когда аркан с крюком успешно наброшен на цель, следует обвить крюк-палку к основной части аркана и сломать ветку, подтягивая ее к земле. Эта игра развивает мышцы плеча и кисти рук. Метание аркана требует специального навыка и выносливости. Цель игры - заготовка дров.
У тувинцев также существует много игр с арканом (аргамчы). Метанием аркана дети чабанов занимаются с 4-8 лет. Цели для ловли самые разные и зависят от возраста, в раннем возрасте - колышек. Постепенно переходят на подвижные цели (собака, ягнята, бараны, телята, жеребята или друг), во время игры один убегает, другой, догоняя, мечет аркан и ловит его. Так чабаны учат своих детей необходимым в жизни двигательным действиям. Через несколько лет они становятся профессиональными табунщиками или работниками сельского хозяйства.
Большим мастером в метании аркана может стать только тот, кто постоянно тренируется, совершенствует свое умение. Метание аркана требует высокой координации движения, быстроты реакции, гибкости, силы рук и ног, выработки точного глазомера, специального технического навыка. Игра очень эмоциональная. Она воспроизводит все механизмы человеческой активности: физическую, интеллектуальную,
творческую, эстетическую; реализует нравственные качества, психические наклонности и способности индивида. В игре индивид всегда активен, у него развиваются и реализуются собственные способности, тогда как по отношению к искусству и другим формам творческой деятельности основная масса людей пассивна и созерцательно репродуктивна. Эта же способность игры привлекает к ней самое пристальное внимание социологов и культурологов, на ней основываются разнообразные культурно-рекреационные программы (Ооржак Х.Д.-Н., 1995).
Для сохранения этнокультурного наследия тувинцев в области традиционной физической культуры мы предлагаем во внеклассной и внешкольной работе включать материал, который достаточно полно отражает национальную культуру (игры, состязания и самобытные физические упражнения, национальные виды спорта, единоборства) с учетом климатических и природных условий проживания в нашей республике. Для организации досуга, календарно-спортивных мероприятий рекомендуем ежегодно проводить спортивные праздники в виде национальных сезонных праздников: летнего «На-адым» (праздник животноводов) и зимнего «Шагаа» (встреча нового года по лунному календарю), непременным компонентом которых являлись различные состязания и игры. С целью привлечения детей и школьников к систематическим занятиям физической культурой, пропаганды здорового образа жизни, физического развития, сохранения и приумножения традиций и обычаев, видов спорта, физических упражнений и тувинских подвижных игр.
Таким образом, с давних времен из поколения в поколение переходят этнокультурные игры тувинского народа. Заслуживают восхищения многочисленность и разнообразие игр, которые бережно сохраняют и передают новым поколениям. У монголов, бурят и тувинцев праздники и зрелищные игры стали необходимой частью народной системы физического воспитания.
Включение национально-регионального компонента в городских и сельских школах в программы для начальных, средних и старших классов предполагает использование на уроках физической культуры и во внеклассной работе традиционного двигательного материала тувинцев, обладающего огромными педагогическими возможностями, играющего существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения. Чтобы продолжать развитие нацио-
нальных традиций в физическом воспитании детей, необходимо использовать в сельских образовательных учреждениях народные игры, способствующие приобщению детей к национальной культуре, утверждению в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие и уважение к человеку. Освоение народной культуры способствует глубокому проникновению в духовное богатство своего народа. Именно на селе сохранены традиции, которые мы должны передать детям, а значит, будущим поколениям.
Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Мендот Эмма Эрес-ооловна, преподаватель кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Мендот Инга Эрес-ооловна, старший преподаватель ПЦК физической культуры Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета, г. Кызыл. Тел. 8-9232624535.
Mendot Ella Eres-oolovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical culture Tuvan State University, Kyzyl.
Mendot Emma Eres-oolovna, lecturer, department of physical culture, Tuvan State University, Kyzyl.
Mendot Inga Eres-oolovna, senior lecturer, PCC of physical culture Kyzyl pedagogical college, Tuvan State University, Kyzyl. Tel. 8-9232624535.
УДК 796/799+796.0(571.52)
© Э. Э. Мендот, А. В. Гаськов, А. А. Сахиулин
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ТУВЕ
В статье физическая культура рассматривается в соответствии с теорией как часть культуры, представляющей собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития на основе анализе исторических источниках.
Ключевые слова: национальная культура, традиция, обычаи, мероприятия, координация, духовная ценность, личностные качества, состязание, развлечение, возрождение, здоровье человека.
E.E. Mendot, A.V. Gaskov, A.A. Sakhiulin DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN TUVA
In the article physical culture is considered in accordance with theory as a part of culture, presenting itself a set of values, norms and knowledge, created and used by society in the purpose of physical and intellectual development of human abilities, improvement of motor activity and formation of healthy lifestyle, social adaptation by means of physical education, physical preparation and physical development on the base of analysis of historical sources.
Keywords: national culture, tradition, customs, actions, coordination, spiritual value, personal properties, competition, entertainment, revival, health of a person.
В настоящее время в Республике Тыва ученые продолжают исследования истории и культуры, наблюдается также повышенный интерес к истории физической культуры, ведется работа
Литература
1. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл, 2001. - 293 с.
2. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформации. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - 320 с.
3. Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: тезисы. - Кызыл, 1989. - С. 1-19.
4. Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995. - 191 с.
5. Родевич В.М. Очерки Урянхайского края (Монгольского бассейна р. Енисея). - СПб., 1910. -206 с.
6. Ягодин В.В. Народные традиции в физической культуре. - Екатеринбург, 1992. - 155 с.
по сохранению и реставрации различных традиций, обрядов, духовных ценностей национальной культуры. Важнейшим компонентом любого народного образа являлись физические уп-