ственную потребность детей в движении, содействуют развитию двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми - соревновательной борьбы и сотрудничества (4, 1994, 1978).
Указанные особенности народных подвижных игр позволяют использовать их не только как эффективное средство физического воспитания детей и молодежи, но и оказывать с помощью игр существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
Кроме того, велико оздоровительное значение подвижных игр, связанное с их влиянием на физическое и психическое развитие детей, а также воздействием на функциональное совершенствование их организма.
Таким образом, народные подвижные игры и состязания эффективно использовать в обучении и воспитании сельских детей 5-6 лет дошкольного возраста. Основной задачей физической культуры всегда являлось и является здоровье детей и их физическое развитие, совершенствование и развитие движений посредством использования народных игр и физических упражнений в национальных видах спорта.
Одними из ценнейших сторон подвижных игр являются их массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность детей. Подвижные игры способствуют функциональному совершенствованию организма, разви-
тию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. С помощью этих игр можно успешно развивать физические качества сельских детей 5-6 лет дошкольного возраста, подготавливая их к трудовой деятельности.
Игры, как песни, передаются из поколения в поколение через традиции, обычаи народа, закрепляют национальные черты, являясь связующими элементами, скрепляющими нацию, народ. Игре столько же лет, сколько человечеству. Поэтому мы рекомендуем в сельских дошкольных образовательных учреждениях обучение народным подвижным игр начинать именно с 5-6 лет. Игры являются необходимой частью народной системы физического воспитания.
Литература
1. Аг-оол Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе. - Кызыл, 2004. 55 с.
2. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народная асвета, 1979. - 96 с.
3. Кужугет А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. - Кызыл, 2002. -79 с.
4. Самбуу И.У. Из истории тувинских игр: Историко-этнографический очерк. - Кызыл, 1974, 1978. - 32 с.
5. Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995.
6. Черемисин В.П. Народные игры в системе воспитания детей и подростков. - Малаховка, 2000. - 108 с.
7. Ушинский КД Сочинения. - М., 1925. - Т.1. - С. 589.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета (БГУ) Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru
Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры физической культуры ТувГУ г. Кызыла.
Жамц Сандандоржийн, ректор института физкультуры Монгольского государственного педагогического университета, г. Улан-Батор.
Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gas-kov@bsu.ru
Mendot Ella Eres-oolovna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of physical culture Tuva State University, Kyzyl, ph.89232634576
Zhamts Sandandorzhiin, Rector of the Institute of Physical Culture, Mongolian State Pedagogical University, ph. 97611311979 E-mail: s.jamts@gmail.com
УДК 79-05. 394.3
© Эмма Э. Мендот, Инга Э. Мендот, Элла Э. Мендот ЗРЕЛИЩНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ТУВИНСКОГО НАРОДА
Зрелищные спортивные игры развивают жизненно важные двигательные умения, при этом формируют характер, нравственные принципы, эстетические качества, они стали как бы самостоятельной системой воспитания. В статье рассматривается значение народных зрелищных игр.
Ключевые слова: зрелищные, впечатляющий, эффективный номер, традиция, обычаи, быт, труд, представления о чести, мужестве.
Emma E. Mendot, Inga E. Mendot, Ella E. Mendot SPECTATOR SPORTS GAMES OF TUVAN PEOPLE
Spectator sports games develop vitally important motor skills, herewith they form character, moral principles, aesthetic features, they have become as if they are independent system of the education. In the article the significance of people’s spectator game is considered.
Keywords: spectator, impressive, efficient number, tradition, custom, mode of life, labour, beliefs of honor, courage.
Согласно закону «Об образовании», одним из ведущих принципов, на основе которого возможно совершенствование российской системы образования, является возможность использования в качестве национально-регионального компонента средства традиционной физической культуры народов отдельных республик. Особенностью традиционной физической культуры народа является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе этнокультурный дух народа.
Важным компонентом этнокультурного воспитания является традиционная физическая культура, сыгравшая огромную роль в истории каждого народа. При этом одним из новых путей совершенствования физического воспитания детей и молодежи является учет их спортивных интересов и этнокультурных традиций (Бальсе-вич В.К., 1988, 1996; Калмыков С.В., 1995; Най-данов Б.Н., 1995; Волков Г.Н., 1998; Сидоров Л.К., 2002).
В настоящее время в Республике Тыва наблюдается повышенный интерес к истории своего народа, к завоеваниям культуры предков, ведется активная борьба за сохранение и реставрацию различных традиций, обрядов, духовных ценностей национальной культуры. Важнейшим компонентом любого народного образа являлись физические упражнения и игры. Состязания в силе, ловкости, удали служили не только праздничным развлечением, но и проверкой физической и морально-волевой крепости народа, утверждением его жизнестойкости, непоколебимости, здорового духа.
Национальные игры расширяют круг общения и способствуют росту национального самосознания, поскольку приобщают к историческим достижениям, культурному наследию тувинского народа. Для представителей же некоренной национальности внедрение достижений культуры, культурного наследия коренного населения дает возможность оценить его и тем самым спо-
собствует развитию взаимопонимания между народами.
Народные зрелищные игры - важная часть всей общечеловеческой культуры, оказывающая и продолжающая оказывать значительное влияние на деятельность человека во всех сферах его жизни. Важным компонентом народных игр является народная физическая культура, сыгравшая огромную, жизненно важную роль в истории каждого народа (4).
Народные игры - неотъемлемая часть всей системы культуры - находятся с ней в диалектическом единстве. В свою очередь, народная физическая культура, с одной стороны, является частью всей народной культуры, а с другой - частью системы физической культуры. Культура каждого народа имеет свои специфические черты, отражающие национальные, местные и другие особенности, в ней отражаются и общечеловеческие благородные черты, выражающие стремление людей труда к миру, к справедливости, прогрессу и эстетическому идеалу. В полной мере это относится и к физической культуре (6).
Если обратиться к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, «зрелищные» обозначают «впечатляющий», «эффективный номер», «развлечение в местах общественного отдыха», «гулянье».
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время идет возрождение традиций и обычаев тувинского народа, поэтому усиливается интерес к зрелищным играм. К ним относятся такие игры, как борьба «Хуреш», «Скачки» и «Стрельба из лука».
Тувинские народные традиции физического воспитания с ранних лет приобщали подрастающее поколение к верховой езде, стрельбе из лука, уходу за животными, приемам и техническим тонкостям национальной борьбы и др., которые в комплексе воспитывали у детей физическую выносливость, чувство товарищества и другие физические и нравственные качества. Например, во время охоты, по традиции, старшему по возрасту уступали первую добычу, встретившись с другим охотником в пути, отдавали ему какую-то часть
добычи, как бы тяжело она ни доставалась. Победитель состязания в знак уважения отдавал свой приз гостю и т. д. (1).
Тувинцы с древних времен, также как и соседи (монголы, буряты), проводили соревнование «Три игры мужей» (скачки, стрельба из лука, борьба «Хуреш»). Исторические данные, устное народное творчество свидетельствуют о том, что три игры у предков-тувинцев существовали еще во времена древних кочевых государств. О том, что они перешли к тувинцам от монголов, а не наоборот, нет достоверных сведений, поэтому утверждать что-либо трудно.
В суровых жизненных условиях, в тяжелой борьбе за существование тувинцы осознавали огромное значение развития в человеке большой физической силы и выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, храбрости и мужества, быстроты мышления, выдержки. Поэтому всегда придавалось большое значение воспитанию и развитию физических, психических и моральных качеств человека.
Праздники и зрелищные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине. В них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений и проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе и социально значимые черты - патриотизм, коллективизм, гуманизм и др. (6).
Игры как своеобразный тренинг перед вступлением в трудовую деятельность ассоциировались с инициационными обрядами. Они, как и праздник в целом, хотя бы на время и лишь в какой-то мере гармонизировали социальные отношения.
Тувинский национальный животноводческий праздник «Наадым» - праздник урожая и животноводов - включает в себя много спортивных национальных состязаний. История этого праздника насчитывает многие тысячелетия. Само слово «Наадым» означает «празднество», «состязание» «игрища». Народный праздник имеет огромное воспитательное и оздоровительное значение (3).
Тувинская национальная борьба «Хуреш» начинается и заканчивается танцем «Девиг» (танец орла), причем каждый участник показывает свой «полет» в зависимости от темперамента: одни совершают медленные шаги и плавные движения рук, наклоны туловищ, другие делают подскоки с резкими взмахами рук.
Особо надо отметить ритуальный танец бор-ца-хурешиста «Девиг». «Девиг» - это танец, языком жеста и движения которого говорят о любви к родной земле, народу, к красоте своего края, человек демонстрирует готовность к предстоящим состязаниям. Каждый борец танцует по-своему, показывая индивидуальные способности, красоту движений рук и ног, демонстрирует телосложение, прочность и красоту своего «шодак-шуудака» (камзола с длинными рукавами и тугих трусов - форма одежды хурешиста). В танце «Девиг» показываются богатырское телосложение борцов, форма мышц ног, груди, рук, технические приемы борьбы. Все это способствует умению видеть красивое. В крупных соревнованиях всегда присуждается специальный приз за красивое исполнение ритуального танца «Девиг». Хорошее исполнение «Девиг» вызывает восхищение у зрителей. Создается впечатление парящего высоко в небе гордого орла, символа древней Тувы. Отсюда его называют «танцем орла». Красоту «Девиг» показывают в своем искусстве камнерезы, мастера резьбы по дереву и художники Тувы (1; 2; 4).
Во время танца руки должны быть выше плеч. Борец должен руками подражать маховым движениям орла, изображать отрыв орла от земли, при этом показывает, как он расправляет крылья, величаво парит, демонстрирует красоту богатырского телосложения, доброту характера, уважение к сопернику и зрителям. После окончания танца 3 раза хлопает себя по бедру, с внутренней и внешней части бедра, - это означает, что мужчину ждут три вида состязаний: 1 -борьба; 2 - стрельба; 3 - скачки. Это обязательно исполняют все борцы в начале состязаний.
Борьба - это один из древнейших и распространенных видов народной физической культуры. В 1903 г. посетивший Туву Ф. Кон, ссылаясь на материалы фольклора, отмечал, что национальная борьба у тувинцев существовала издавна. Тувинская борьба богата и разнообразна своими приемами. Основные приемы борьбы «Хуреш» - чайя тудары (боковой прием), теве-ри (подсечка), катай кагары (подсечка по обеим ногам), буттаары (брать за ногу), чан баштаа-ры (тазовый прием), мундурары (смешанный),
балдырлаары (брать за ножной сустав), адак узе-ри (подъем), шавыыры (бедренный прием), ты-рыкылаары (круговой), кустуктур шелери (давление вперед), былдаары (обман), дегээлээри (подсечка), донмектээри (бедренный силовой прием), чартыктаары (боковой, силовой и т.д.).
Описание национальной борьбы «Хуреш». Соревнование проводится по принципу выбывания после первого поражения. Порядок встреч определяется путем жеребьевки, проводимой непосредственно перед началом схватки, когда в соревновании участвует 36, 64, 136, 164, 1012 человек. Последние оставшиеся четыре человек борются по круговой системе.
Желательно найти национальный спортивный костюм для борьбы - камзол с длинными рукавами, обтягивающие трусы на шнурках (шодак, шуудак). Исход схватки - победа или поражение одного из борцов. Задача борцов -используя приемы борьбы «Хуреш», повалить противника.
Правила судейства национальной борьбы «Хуреш».
1. Поражением считается касание земли туловищем, одним или двумя коленями, обеими руками одновременно или одной рукой на упор.
2. Если противники коснулись земли одновременно, схватка продолжается.
3. Запрещается зажимать горло, упираться головой, касаться руками лица противника.
4. Нельзя проводить различные удары, щипки и захватывать волосы противника.
5. Нельзя выкручивать и зажимать руки.
6. Нельзя слюнявить руки и плеваться, сморкаться на площадку, маты, ковер.
7. Тот, кто коснется третьей точкой земли (рукой, ногой или коленной), считается проигравшим (1).
В «Хуреш» ярко проявляются не только сила, ловкость, быстрота и выносливость, но и сила духа, мужество и бесстрашие, кроме того, воспитывается доброта, скромность, отзывчивость, чуткость.
Национальная борьба «Хуреш» считается одним из наиболее эффективных средств воспитания подрастающего поколения.
Тувинские борцы хорошо приспосабливаются к любым видам борьбы (классическая, вольная, самбо, дзюдо, якутская, бурятская, японская), т.к. приемы схожи. Именно богатство и разнообразие приемов тувинской борьбы помогают овладеть множеством приемов борьбы других народов.
Народная физическая культура имеет много общего по своему содержанию. Повсеместное распространение получили такие виды физических упражнений, как стрельба из лука, борьба «Ху-реш», конный спорт и др. У каждого народа есть свои самобытные, а порой и уникальные физические упражнения, различные виды спорта.
В Республике Тыва национальная борьба «Хуреш» является самым массовым видом спорта, одним из важнейших средств формирования морально-волевых и физических качеств у народа. В исследованиях отмечается характерная особенность тувинской борьбы - отсутствие разделения на весовые категории. Борьба ведется только в стойке, разрешены ножные приемы и захват любой части тела соперника. Борьба в партере не проводится. Побежденным считается тот, кто коснется первым рукой, локтем, коленом. Главное - умение борца удерживаться на ногах.
Соревнование проводится в несколько туров, по сложившейся с давних времен традиции в республиканских праздниках «Наадым» борцам присваивается звание в зависимости от того, в каком туре он одержал победу. Неоднократному победителю присваивали навечно такие имена, как «Начын моге-силач» (2 года подряд победившему), «Арзылан моге-лев (4 лет подряд победившему), «Пар-тигр» (6 лет подряд победившему), «Чаан моге-слон» (10 лет подряд победившему). Кроме того, ему вручали дорогой приз - хорошего коня.
Возраст участников не имеет значения. Чаще всего в соревнованиях по национальной борьбе участвуют юноши и мужчины в возрасте от 18 до 40-50 лет и старше 50 лет.
Тыва издревле была, есть и будет страной животноводов. На первом месте у тувинцев лошадь. Культ коня в полной мере отражает национальный характер народа. Конные соревнования всегда занимали важное место в быту тувинского народа, участвуют все желающие. В конном спорте наиболее полно проявляются физические, волевые и моральные качества человека, развиваются физическая сила, выносливость, быстрота, ловкость. Тренированность и овладение техникой верховой езды представляют собой трудное испытание. Верховая езда, ловля арканом лошадей и их выездка - все эти виды конных соревнований с давних времен являлись средством физического воспитания (5).
Конным спортом в Тыве начинают заниматься дети с 4-6 лет, они учатся ездить на объезженном коне, а затем с 6-9 лет - верховой езде 141
самостоятельно, без сопровождения взрослого. На праздниках в основном соревнуются дети в возрасте 7-11 лет.
На дистанциях 20 км (для жеребцов-аскыр) количество участвующих - примерно 20-30 коней каждого возраста, 25 км (для взрослых скакунов), 15 км (для пятилетних скакунов-улуг аът), 10 км (для четырехлеток-азыглыг аът), 10 км (для трехлеток-сарваа), 6 км (для двухлеток-чаваа).
Соревноваться можно по следующим способам бега лошади: «маннадыры» на 40 км, «шош-кудары» 20-25 км, «даалыктаары», «челдирери», «чырааладыры», «саяктадыры» 10 км. Приведем эти способы:
1. «Маннадыры» - обычный бег. 2. «Шошку-дары» - бег в медленном темпе. 3. <Даалыктаары» (галоп) - прыжки вперед двумя ногами. Правая (левая) нога впереди или ноги вместе (впереди стоящую ногу не менять). 4. «Челери» (идти рысью) - бег приставными шагами (нельзя менять положения ног), т.е. впереди стоящую ногу не менять. Идти рысью в среднем темпе. 5. «Чыраалары» (иноходь) - менять впереди стоящую ногу, т.е. вперед выносится другая нога после одного приставного шага. 6. «Саяктаары» -семенящий бег.
Скачки на лошадях относятся к тем видам народной физической культуры, которые хранят многие замечательные традиции и заслуживают более внимательного отношения. Обучение молодых лошадей, которое поручалось подростку, юноше, считалось почетным. Это требовало от ребенка большой ловкости, смелости, физической подготовки, а также координации и быстроты движения. В нашей республике в конном спорте в значительной мере сохранились народные обычаи, в праздник животноводов Наадым проводятся «Три игры мужчин». В.П. Дьяконова, отмечая такой национальный вид спорта, как скачки, писала: «Тувинские мальчики к определенному возрасту свободно владели верховой ездой и самые способные из них с 10-12 лет участвовали в конных состязаниях. Дети тувинцев к гонкам на лошадях привлекаются с 5 лет, после долгой тренировки они знают необходимые приемы. Маленькие наездники, если они прекрасно управляли лошадьми, допускались к большим соревнованиям».
Для скачек не готовят специальных дорожек. Всадники покрывают установленное расстояние по степи, преодолевая естественные преграды. Участвует до 89-120 лошадей. В финише прорвавшую самую первую пятерку лошадей под-
водят к центральной трибуне и вручают награды. Древняя традиция общения с лошадью сохранила различные виды состязаний, высшим призом которых является скакун. Это конные скачки, скачки рысаков и иноходцев разных возрастов.
Впечатляющим зрелищем всегда были и остаются вольные скачки. На лошадях без седла всегда соревновались мальчики и девочки от 7 до 11 лет. Победителя, быстрее других преодолевшего дистанцию в десять и двадцать километров, прославляли и называли кличку его коня и в гриву вплетали «хадак» - ленту из дорогого шелка. Коню-победителю присваивали именные звания, например «Чугурук Кара или Челер кара» (черный быстрый скакун или черный рысак), беговым способом называли коня, давали прозвище, похожее на имя хозяина, например: «Чугурук Кара аът Куулар Кара-оолдун» (быстрый скакун Куулар Кара-оола), Куулар Кара-оол (фамилия и имя хозяина коня).
Появилась детская игра «Аът мунукчулары», которая является одной из самых распространенных и пользуется большой популярностью среди сельских детей. Содержание игры заключается в проведении соревнования в беге на лошадях, скачки на длинных прутиках или гимнастических палках. Игра эмоциональная, веселая, с соревновательным элементом, выявляет ловкого, быстрого, сильного, улучшает функциональные возможности организма ребенка. Эта игра может служить разминкой перед спортивной ходьбой и бегом (бег приставным шагом, семенящий бег, прыжки двумя ногами вперед).
В Тыве широко распространенным видом спорта является стрельба из лука, которая входит в программу «Наадым», это завершающий этап троеборья. Традиционно она сохранилось в Тыве и продолжает развиваться в настоящее время.
Стрельба из лука (ча согун) известна с давних времен почти всем народам земного шара. Она зародилась и существовала веками как средство подготовки охотника и воина. В Республике Тыва она сохранилась как национальный вид спорта.
В стрельбе из лука соревнуются не только в меткости, но и на дальность. Здесь необходима предельная собранность, меткий глаз, твердая рука и умение делать поправку на ветер. Как вид спорта она существует и сейчас, официальные спортивные соревнования по стрельбе из лука проводятся во многих странах Европы и Азии,
по стрельбе из лука разыгрываются первенства мира (это сейчас олимпийский вид спорта).
Название произошло от слова «лука» - изгиб, дуга. «Лук - согнутая в дугу упругая полоса, деревянная, роговая, стальная, напрягаемая тетивой, для пускания стрел».
Народная физическая культура у тувинского народа существует издревле. Так, появление лука в древности сыграло большую роль в охоте. Время появления лука и стрелы у древних жителей Южной Сибири датируется, по свидетельству археологов, бронзовым веком. Наскальные изображения, обнаруженные в Орта-Сарголе М.А. Давлет, запечатлели человечка в определенной позе: туловище передано в фас, ноги - в профиль. В вытянутой перед туловищем руке они держат лук, другая рука, согнутая в локте, касается предмета, висящего у бедра, видимо, колчана.
В соревнованиях по стрельбе из лука «ча адары» принимают участие женщины, мужчины, дети и даже люди пожилого возраста. Этот вид спорта не только развивает ловкость, но и силу воли руки человека. Вообще лук и стрелы издавна у кочевых народов относились к военным доспехам, поэтому стрельба была своего рода военным искусством, требующим исключительной меткости и ловкости. Когда появилось огнестрельное оружие, стрельба из лука перешла из категории военного искусства в вид спорта и сохранилась до наших дней как одна из важных составных частей «Наадым». Каждый лучник подбирает себе стрелы и лук по своему росту и силе. У большинства лучников сила выстрела равно 20-25 кг.
Техника стрельбы из лука не представляет больших сложностей, но ее полное освоение требует длительных и упорных тренировок.
Очередность стрельбы определяется жеребьевкой. Лучникам, добившимся успехов в соревнованиях, присваиваются соответствующие звания «Мерген адар - лучший стрелок» и разряды.
В настоящее время популяризуют стрельбу из лука как национальный вид спорта. Желающие проверяют свою закалку на твердость руки и зоркость глаза в национальных турнирах. Этот вид спорта имеет глубокие национальные корни.
С давних времен лук был основным оружием тувинских охотников. О своих прославленных национальных героях, владеющих искусством стрельбы из лука, конного спорта и борьбы «Хуреш», люди слагают песни, сказания и легенды.
Важнейшими сторонами таких зрелищных игр, как «Три игры мужчин», являются их мас-
совость и комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также влияние на формирование разносторонних умений и навыков. Отметим также, что национальные праздники не обходятся без зрелищных игр.
Исследование народных подвижных игр тувинцев представляет несомненный научный и познавательный интерес. «Три игры мужчин» как сложное социальное, психологическое и педагогическое явление есть отражение реальной действительности. Многие исследователи отмечают особую роль тувинских народных подвижных игр в воспитании молодого поколения республики (5). Через игры передавался жизненный опыт поколений, усваивались народные обычаи и традиции.
Таким образом, с давних времен из поколения в поколение переходят народные и национальные игры и состязания. Заслуживают восхищения многочисленность и разнообразие игр, которые все народы бережно сохраняют и передают новым поколениям. Праздники и игры возникали в процессе сложной коллективной жизни и развития общественного сознания людей. У монголов, бурят и тувинцев праздники и три игры мужчин стали необходимой частью народной системы физического воспитания.
Включение национально-регионального компонента в сельских школах в программы для средних и старших классов предполагает использование на уроках физической культуры и во внеклассной работе традиционного двигательного материала тувинцев, обладающих огромными педагогическими возможностями, играющих существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения. Чтобы продолжать развитие национальных традиций в физическом воспитании детей, необходимо использовать в сельских образовательных учреждениях народные игры, способствующие приобщению детей к национальной культуре, утверждению в качестве приоритетных ценностей нравственности, трудолюбия и уважения к человеку. Освоение народной культуры способствует глубокому проникновению в духовное богатство своего народа. Именно на селе сохранены традиции, которые мы должны передать детям, а значит будущим поколениям.
Литература
1. Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: тез. докл. - Кызыл, 1989. - С. 1-19.
2. Ооржак Х.Д.-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995. - 191 с.
3. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. -Кызыл, 2001. - 293 с.
4. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформации. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - 320 с.
5. Родевич В.М. Очерки Урянхайского края (Монгольского бассейна р. Енисея). - СПб., 1910. -206 с.
6. Ягодин В.В. Народные традиции в физической культуре. - Екатеринбург, 1992. - 155 с.
Мендот Инга Эрес-ооловна, преподаватель Кызыльского педагогического колледжа. 89232624537.
Мендот Эмма Эрес-ооловна, преподаватель кафедры ТОФК ТувГУ.
Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры физической культуры ТувГУ. 89232624547, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 132.
Mendot Inga Eres-oоlоvnа, teacher, Kyzyl Pedagogical College, Kyzyl. 89232624537.
Mendot Emma Eres-oоlоvnа, teacher, department of TOPhC, Tuva State University.
Mendot Ella Eres-oоlоvnа, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of physical culture Tuva State University. 89232624547, Kyzyl, 132 Oyun Kursedi str.
УДК 796.071.5
© Б.Н. Найданов
РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОГО РЕСУРСА ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Совершенствование организационно-педагогических условий является залогом успешной самореализации личности обучающихся. Образовательные технологии, учитывающие индивидуальные особенности и спортивные интересы, позволяют существенно влиять на образ жизни обучающихся. Они стимулируют организационные, кадровые и материальные резервы по формированию системы здорового стиля жизни, общественного и личного ресурсов здоровья.
Ключевые слова: Самореализация, обучающиеся, личный ресурс здоровья, здоровый стиль жизни.
B.N. Naidanov
DEVELOPMENT OF STUDENTS PERSONAL HEALTH RESOURCE AS MEANS OF SELF-REALIZATION
Improvement of organizational and educational conditions is a key to successful self-realization of student’s personality. Educational technologies that take in account individual features and sport preferences can considerably influence on students lifestyle. They propel organizational, personnel and material reserves that promote formation of a healthy lifestyle, social and personal health resources.
Key words: self-realization, students, personal health resources, healthy lifestyle.
В современном прагматичном мире уровень психического и физического здоровья, активного долголетия, безусловно, является залогом успешности спортивной и профессиональной карьеры, а резерв здоровья - одно из самых сильных преимуществ в конкурентной борьбе личностей и сообществ.
Общественный ресурс здоровья, включающий в себя уровень доходов населения, систему образования, качество медицинского обслуживания, условия труда, образ жизни, состояние экологии, имеет прямую зависимость от действия или бездействия власти и общества в целом. В число ведущих по уровню и качеству жизни входят страны, имеющие разные климатические условия и численность населения (Норвегия, Швеция, Канада, Бельгия, Ав-
стралия, США, Исландия, Нидерланды, Япония, Финляндия и др.), но именно они являются лидерами и по продолжительности жизни, и по уровню образования [1].
В условиях жесткой мировой конкуренции в России очень сложно ожидать резких и качественных позитивных изменений общественного ресурса здоровья, и поэтому повышение личного потенциала здоровья есть самый эффективный путь к повышению уровня жизни и качественному изменению социума в целом. Личный ресурс здоровья включает в себя следующие компоненты (по иерархии значимости для продолжительности и качества жизни человека): правильное дыхание, водно-питьевой баланс, двигательная активность, рациональное питание, очищение организма, позитивное мышление или