Научная статья на тему 'Этикет тувинского национального танца борца "девиг"'

Этикет тувинского национального танца борца "девиг" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
291
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ТАНЕЦ / DANCE / ОРЕЛ / СОКОЛ / ГАРУДА / СЕКУНДАНТ / ДУХ / РИТУАЛ / RITUAL / ЭПОС / ЭТНОС / ТОТЕМ / TOTEM / СИМВОЛ / SYMBOL / ПРАЗДНИК / HOLIDAY / УМЕНИЕ / SKILL / СОСТЯЗАНИЯ / COMPETITIONS / ДЕМОНСТРАЦИЯ / DEMONSTRATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ОБЫЧАИ / PUBLIC FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна

Этикет важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. «Девиг» или «Танец Орла» особый ритуал борца, своего рода особый вид медитации перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETIQUETTE OF TUVAN NATIONAL WRESTLING PERFORMANCE "DEVIG"

Etiquette is an important part of human culture, morality, morality, goodness, justice, humanity in the field of moral culture and of the beauty, order, improvement. "Devig" or "Eagle Dance" a special ritual fighter, a kind of special kind of meditation, before entering the battle and the expression of the joy of victory after the fight.

Текст научной работы на тему «Этикет тувинского национального танца борца "девиг"»



6. Муравов, И.П. Двигательная активность, биологический возраст и продолжительности жизни // Геронтология гериатрия. - Киев: Здоровье, 1976. - 211 с. Bibliograficheskij spisok:

1. Amosov, N.M. Razumnoe o zdorove / N.A.Amosov. - M.: Molodaya gvardiya, 1976. - 232 s.

2. Grinshtat, A.V. Dvigajtes pravilno - i budete zdorovy // FiS. - 2001. - 210 s.

3. Dibner, R.D. Fizkultura vozrast i zdorove / R.D.Dibner, E.M.Sinelnikova. - M.: FiS, 2005. - 81 s.

4. Amosov, N.M., Bendet, Ya.Ya. Fiziologicheskaya aktivnost i serdtse / N.A. Amosov, Ya.A.Bendet. - Kiev, 1984. - 176 s.

5. Frolkis, V.V. Starenie i biologicheskoe vozmozhnosti organizma / V.V.Frolkis. - M.: Nauka, 1991. - 211 s.

6. Muravov, I P. Dvigatelnaya aktivnost, biologicheskij vozrast i prodolzhitelnosti zhizni // Gerontologiya geriatriya. - Kiev: Zdorove, 1976. - 211 s.

Галимов Геннадий Яковлевич - доктор педагогических наук, профессор, кафедры теоретических основ физической культуры Бурятского государственного университета, Улан-Удэ

Мендот Эмма Эрес-ооловна - старший преподаватель кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, Кызыл

Мендот Эреса Владимировна - студентка, Российский университет дружбы народов, медицинский факультет, Москва

Galimov Gennady - doctor of pedagogical Sciences, Professor, Buryat state University, Ulan-Ude

Mendot Emma - senior teacher of chair of physical culture of the Tuvan state university in

Kyzyl

Mendot Eresа - a student of Peoples' Friendship University of Russia, medical faculty, Moscow

УДК 796.8(571.52)

ЭТИКЕТ ТУВИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНЦА БОРЦА «ДЕВИГ»

Мендот Эмма Э., Мендот Элла Э., Мендот Инга Э. Тувинский государственный университет, Кызыл

ETIQUETTE OF TUVAN NATIONAL WRESTLING PERFORMANCE "DEVIG"

Mendot Emma E., Mendot Ella E., Mendot Inga E. Tuvan state university, Kyzyl

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. «Девиг» или «Танец Орла» - особый ритуал борца, своего рода особый вид медитации перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка.

Ключевые слова: народный фольклор, танец, орел, сокол, гаруда, секундант, дух, ритуал, эпос, этнос, тотем, символ, праздник, умение, состязания, демонстрация, традиция, обычаи.

Etiquette is an important part of human culture, morality, morality, goodness, justice, humanity - in the field of moral culture and of the beauty, order, improvement. "Devig" or "Eagle Dance" - a special ritual fighter, a kind of special kind of meditation, before entering the battle and the expression of the joy of victory after the fight.

Key words: public folklore, dance, ritual, эпос, totem, symbol, holiday, skill, competitions, demonstration,

tradition.

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, которая выражается в представлениях о добре, справедливости, человечности. В повседневной практике

человеческие отношения далеко не всегда осуществляются в соответствии с правилами поведения. Между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок общается культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомыми людьми. Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности [10].

Кенин-Лопсан М.Б., отметил, что народный этикет - это выработанные годами правила достойной жизни людей. Как и другие, тувинский народ всегда отличался гостеприимством, миролюбием, высокой нравственностью. В большом почете были род, семья, родители. Дети уважали своих родителей, обращались к ним уважительно. Родители приучали их уважать свой род, свою землю, беречь память народных традиций. Мать была мудрой хранительницей семейного очага, а отец - хозяином, его слово всегда было законом.

И.Н. Кузнецов отмечает, что современный этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений и отражающихся в их внешнем виде, в обхождении с окружающими, формах приветствия и общения, в речи. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения человека и в доступной форме раскрывать их. Знакомство с правилами этикета происходит в практической деятельности детей. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Самбу И.У., в книге «История тувинских народных игр» [9], написал, что тувинская подвижная игра, ее определение и специфика - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. На примере тувинских народных подвижных игр и состязаний можно выявлять компонент, направленный на духовное совершенствование личности детей, на расширение их историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания. Народные подвижные игры тувинцев имеют свою педагогическую и воспитательную направленность, они готовят детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой в начальной школе, развивают и совершенствуют психические процессы - внимание, память, воображение, способствуя развитию детского организма. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. [6].

Среди народных игр тувинская борьба от поколения к поколению обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела современную форму, чрезвычайно популярную в народе. Одновременно менялся и костюм борцов. Древний вариант костюма представлял собой короткий халат с широкими штанами, впоследствии это уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя открытой его грудь.

Ондар О.Ч., в монографии Борьба «Хуреш» (7) пишет, что тувинская национальная борьба начинается красивым мужественным танцем «Девиг» (танец орла), в котором участвуют все борцы. Перед выходом на место состязания спортсмены три раза хлопают руками по внешней и

внутренней сторонам бедер. Эти движения на языке символов означают, что мужчина силен своими тремя умениями: стрельбой из лука, конными скачками и борьбой.

Победитель национальной борьбы «хуреш» обходит по ходу солнца флаг соревнования и кланяется ему и зрителям. Танец «Девиг», имеет различные функции: исполненный перед поединком - настраивает борца на борьбу, после схватки - успокаивает его. Танец победителя заканчивается одним хлопком по бедрам - означает «победа за мной».

В ритуальном танце борец имитирует магический полет священной птицы к духам «верхнего» мира. Отождествление с птицей, вероятно с тотемом, есть отражение качества божества-покровителя. Победитель воспринимал себя божеством (тотемом - солнечной птицей), побеждающим хаос (тьму, холод и пр.). При исполнении танца борец имитирует полет орла, -символизируя небесную силу, огонь и бессмертие. Зрители всегда разделяют радость победителя: хлопают, поют и кричат [3, 7].

Во все времена у всех народов были свои особые игрища, упражнения, направленные на развитие физических качеств человека и укрепление обороноспособности государств. Например, в средние века в Европе для защиты Отечества от интервентов и воспитания воинов были очень популярны соревнования «рыцарские бои». Некоторые подобные игры не прошли проверку временем и в настоящее время практически забыты. А хуреш, еще 2500-3000 лет назад получивший развитие, в течение многих столетий является школой жизни и совершенствуясь,

становится все популярнее.

Кызласов Л.Р. в книге «Древняя Тува» [5] пишет, что наскальные рисунки, выявленные в Центральной Азии, передают процесс постепенного превращения человека в птицу. Рисунки даны в динамической последовательности и состоят из трех фаз. Видно, как у человека постепенно удлиняются руки, превращаясь в большие крылья, и первое изображение человека постепенно переходит в заключительную фазу, где изображена огромная птица. Магические рисунки на скалах в представлении человека обладали могущественной силой. Они должны были содействовать удачной охоте, обилию скота и детей, а образ священной птицы - тотема - предка и покровителя -оберегал древнюю общину от несчастий и бед, от врагов и злых духов. Около красочных писаний на скалах древние степняки устраивали молебны и ритуальные игрища. Молодые мужчины состязались в ловкости и силе, а победитель подражал движениям священной птицы - орла, перепрыгивая с ноги на ногу, высоко отрываясь от земли, и помогал себе закругленными, как у нее, руками - крыльями [5].

Изучая вещи, найденные при раскопках курганов, находящихся на территории современной Тувы и Центральной Азии, Кызласов Л.Р. и другие исследователи, определили, что борьба была известна еще в 4-3 вв. до н.э. В одном из курганов было обнаружено серебряное украшение торока, где было выгравировано изображение двух борцов. Из их взаимного захвата и применяемого ими приема можно определить, что они соревновались по правилам современной

борьбы «хуреш» [5].

Кужугет А.К. отмечает, что одной из отличительных особенностей «хуреш» является особый ритуал борца «Девиг» - танец орла. При его выполнении борец импровизирует полет орла - символа небесной силы, огня и бессмертия. Выявлено, что истинные мастера борьбы творили подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной. О богатыре и в настоящее время говорят: «танцует, как орел, ловок, как сокол». В этом танце воспитываются честность, мужественность, стойкость, самоотверженность и такие физические качества, как сила, быстрота, ловкость и выносливость [4].

Танец орла - это часть большого представления под общим названием, включающего в себя целый комплекс действий, состоящий из хуреша непосредственной схватки борцов, действий их секундантов, награждения победителей, благодарения зрителей победителями белой пищей «ак чем, быштак» (молочный сыр).

Девиг (танец орла). Описание игры дано в книге Мендот Э.Э., [6]. Первая часть - изучение ритуального национального танца «Девиг» (танец орла), обучение следует начинать с 5 лет, чтобы каждый мальчик знал его роль и значение, так как нет человека в Туве, который бы не любил борьбу «хуреш».

«Девиг» - это выражение любви к родной земле, народу, к красоте своего края, где тело человека отражает готовность всего организма к предстоящей борьбе - состязаниям борцов. Все борцы исполняют перед началом хуреша танцует, показывая индивидуальные способности в танце, красоту движений рук и ног, демонстрирует телосложение, и красоту своего «шодак -шуудака» (камзол с длинными рукавами - форма одежды хурешиста), и показывают свою готовность к предстоящей схватке.

Во время танца руки должны быть выше плеч. Борец должен руками подражать маховым движением орла: бегом изображает отрыв орла от земли, при этом показывает, как он расправляет «крылья», - величаво «парит крыльями», демонстрирует красоту богатырского телосложения, силу своего характера, уважение к сопернику, к зрителям. После окончания танца три раза хлопает по бедру - с внутренней и внешней части бедра - это означает, что мужчину ждет три состязания: - 1 - по борьбе; - 2 - по стрельбе; - 3 - по скачкам. Танец исполняют все борцы в начале состязаний.

Вторую часть танца исполняют только двое борцов, которые будут бороться. Но здесь они хлопают два раза по внутренней и внешней части бедра, что означает: «мы вдвоем будем бороться на совесть, без хитрости и подлости». Выпрямившись, как орел, расправив «крылья» -руки, изображая отрыв птицы от земли, танцуя, подходит к секунданту. Правую руку кладет на плечо секунданта, пританцовывая, делает три небольших, мягких, плавных шага вокруг своей оси по ходу солнца, а левой рукой приветствует зрителей. Потом происходит смена положения рук, делая те же танцевальные движения, снова приветствует зрителей. После этого обе руки, складывая ладонями вниз, и кладет на плечо секунданта, сосредоточившись, ждет схватку.

Третья часть ритуального танца. После команды «Че-ве» танцуют «Девиг» метров 10, затем делают три шага, описанные выше, - два раза хлопают во внутренней и внешней части бедра с мыслями: «Давай бороться честно». Поздоровавшись рукопожатием, каждый борец отступает на два шага назад, а затем правой ногой делает один шаг вперед выпадом, правым локтем опираясь на бедро, принимает твердое, опорное положение. Это означает, что он готов к схватке. Только после этого жеста и начинается борьба. Раньше не применялись специальные сигналы для начала борьбы.

Четвертая часть танца начинается после победы одного из борцов, означающая радость победы над соперником, показ силы для дальнейших схваток. Победитель после исполнения танца делает три шага, уверенными, четкими прыжками вокруг своей оси по ходу солнца, что отражает его мысли: «одно состязание за мной, друг мой, на оставшиеся два состязания можешь меня пригласить». Некоторое борцы при этом делают вращение одним резким прыжком вокруг своей оси (360°) на одной ноге, сохраняя равновесие на одной ноге [6].

Из всех национальных состязаний по значимости на первом месте стоит самый эстетичный и зрелищный вид - борьба «хуреш» - любимое зрелище тувинского народа [8, 9].

Ооржак С.Ы. отмечает, что «Девиг» проходит в быстром темпе, демонстрирует ловкость, силу, придает каждому участнику уверенность в победе. Он производит сильное впечатление на зрителей. Исполняя девиг, все борцы приближаются к столу судейской коллегии, отвешивают судьям низкий поклон и в танце возвращаются в дальний конец стадиона, где и ожидают вызова на борьбу. После исполнения девиг, моге салыкчызы (секунданты) - производят жеребьевку. Выбрав билет с именем очередного борца, моге салыкчызы (секунданты) выходят на середину поля и громко выкрикивают имя, фамилию и место жительства вызываемого борца. Вызванный поднимается и после исполнения девиг подбегает каждый к своему моге салыкчызы (секунданту), кружится вокруг него и в последнем прыжке заканчивает девиг. Нагнувшись вперед, борцы некоторое время приближаются друг к другу, выжидают момент, чтобы удобнее захватить противника. Выбрав удобный момент, один из борцов резко бросается вперед и обхватывает

своего противника. Обхватив друг друга за плечи, борцы замирают, образовав своими телами устойчивую арку. Находясь в этой позе, они стараются пересилить друг друга - мускулы их напряжены, ступни широко расставленных ног вдавливаются в почву. То, нагибая противника к земле, то резко выпрямляясь, борцы стараются сдвинуть друг друга с места, оторвать от земли или рвануть на себя. В этот момент все зависит от быстроты и ловкости. Так проходит несколько минут. И вот настает миг, когда один из них резко бросается назад, подставляет противнику ногу, и тот только на один момент теряет устойчивость, но этого достаточно, он схвачен за пояс и поднят в воздух, падает на землю. Редко удается кому из этого положения встать ноги. Хороший борец должен знать в совершенстве все приемы и уметь применять их. Обхват корпуса противника с последующим верчением его вокруг себя, бросок противника на себя, бросок в сторону, подножка, отрыв от земли при умелом применении всегда приносят победу [8].

Но следует знать, что в борьбе существуют и запрещенные приемы. Борец должен знать их, так как применение запрещенного приема лишает борца права участвовать в соревнованиях. К таким приемам относятся: зажим мышц противника, прижим обеих рук, удары выше колена, толчки головой. Исход борьбы решается моментом, когда один из борцов брошен на землю или коснулся земли коленом. По правилам борьбы хуреш победитель, танцуя, подходит к моге салыкчызы, вместе с ним возвращается и помогает ему подняться. Затем победитель и моге салыкчызы исполняют девиг [8, 9].

«Хуреш» на первый взгляд может показаться весьма простым, но это не так. Чтобы победить в нем, достаточно свалить соперника на землю (лежащего не бьют). Но в связи с этим спортсмен особо должен следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры. Поэтому тувинские борцы - вольники, самбисты, сумоисты, дзюдоисты -выделяются особой устойчивостью на ногах. Это подчеркивал двукратный чемпион Олимпийских игр И. С. Ярыгин.

Таким образом, изучение этикета тувинского национального танца борца «Девиг» показывает, что танец орла является частью духовного наследия тувинского народа, требующего бережного обращения и сохранения, а также исследования в области философии, культурологии и искусствоведения.

Библиографический список:

1. Кенин-Лопсан, М.Б. Древние традиции тувинского народа (на тувинском языке) / М.Б. Кенин-Лопсан. - Кызыл, 1994. - 185 с.

2. Кузнецов, И.Н. Все об этике / И.Н. Кузнецов. - М.: Книжный дом, 2004. - 672 с.

3. Кривдик, В. Эзир саамы. Танец орла / В. Кривдик. - Кызыл: Новости Тувы, 1992. - 125 с.

4. Кужугет, А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев / А.К. Кужугет. - Кызыл: Респ. типография, 2002. - 80 с.

5. Кызласов, Л.Р. Древняя Тува / Л.Р. Кызласов. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 122 с.

6. Мендот, Э.Э. Тувинские народные (традиционные) игры для детей старшего дошкольного возраста / Э.Э.Мендот. - Кызыл, 2011. - 72 с.

7. Ондар, О.Ч. Борьба Хуреш / О.Ч. Ондар. Монография. - Кызыл, 2015. - 169 с.

8. Ооржак, С.Ы. Хуреш: борьба по-тувински / Ы.С. Ооржак. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 96 с.

9. Самбу, И.У. История тувинских народных игр / И.У. Самбу. Ист. - этногр. очерк. - Кызыл, 1974. - 140 с.

10. Словарь по этике. - М., 1983. - С. 431.

Bibliograficheskij spisok:

1. Kenin-Lopsan, M.B. Drevnie traditsii tuvinskogo naroda (na tuvinskom yazyke) / M.B. Kenin-Lopsan. - Kyzyl, 1994. - 185

s.

2. Kuznetsov, I.N. Vse ob etike / I.N. Kuznetsov. - M.: Knizhnyj dom, 2004. - 672 s.

3. Krivdik ,V. Ezir saamy. Tanets orla / V. Krivdik. - Kyzyl: Novosti Tuvy, 1992. - 125 s.

4. Kuzhuget, A.K. Zrelischno-igrovye elementy v kultovykh obryadakh tuvintsev / A.K. Kuzhuget. - Kyzyl: Resp. tipografiya, 2002. - 80 s.

5. Kyzlasov, L.R. Drevnyaya Tuva / L.R. Kyzlasov. - M.: Izd-vo MGU, 1979. - 122 s.

6. Mendot, E.E. Tuvinskie narodnye (traditsionnye) igry dlya detej starshego doshkolnogo vozrasta / E.E. Mendot. - Kyzyl, 2011. - 72 s.

7. Ondar, O.Ch. Borba khuresh / O.Ch.Ondar. Monografiya. - Kyzyl, 2015. - 169 s.

8. Oorzhak, S.Y. Khuresh: borba po-tuvinski / Y.S.Oorzhak. - M.: OLMA Media Grupp, 2008. - 96 s.

9. Sambu, I.U. Istoriya tuvinskikh narodnykh igr / I.U. Sambu. 1st. - etnogr. ocherk. - Kyzyl, 1974. - 140 s.

10. Slovar po etike. - M., 1983. - S. 431.

Мендот Эмма Эрес-ооловна - старший преподаватель кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, Кызыл

Мендот Элла Эрес-ооловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, Кызыл

Мендот Инга Эрес-ооловна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кызылского педагогического колледжа, Тувинского государственного университета, Кызыл

Mendot Emma - st. prepodavateli pulpits of the physical culture Tuvinian state universitet,

Kyzyl

Mendot Ella - candidate of pedagogical sciences, assistant professor, pulpits of the physical culture Tuvinian state Universitet, Kyzyl

Mendot Inga - candidate of pedagogical sciences, st. prepodavateli Kyzylskogo pedagogical college, Tuvinian state universitet, Kyzyl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.