С.Я. Ооржак, М.К Дамба Взаимодействие и взаимовлияние нравственного и эстетического воспитания в целостном педагогическом процессе_
разрыва единства нравственного и эстетического воспитания, может возникнуть опасность того, что часть не только подрастающего поколения, но и взрослого населения, может так и не осознать сущность своего становления именно как человека. И многие так и не задумаются, в чем суть нравственности и безнравственности, прекрасного или безобразного, не достигнут сущности Добра, Истины, Красоты. Решение данной проблемы в условиях семьи и образовательных учреждений нашей республики мы видим в объединении возможностей и усилий родителей, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов во взаимодействии с другими социальными институтами при поддержке руководителей всех рангов.
Литература
1 Болдырев, НИ. Нравственное воспитание школьников / Н И. Болдырев- М.: Просвещение,1999 -254с.
2. Власов, ВВ. Воспитание прекрасного в человеке: (Теории эстеткч воспитания в России во II половине XIX - нач. XX бб.) / В.В. Власов - Пятигорск: Пятигср. гос. лингв, ун-т, 2000. - 166 с. - Интернет-ресурс.
3. Каптерев П Ф. Избранные педагогические сочинения - М., 1982.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаслиров.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.
5. Российская педагагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.2. -М.: Изд-во «Большая росс, энц.», 1999.- 672с.
6. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А.Сухомлинский. -М. Политиздат, 1975.-466с.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 10.
8. Шилова, М.И Учителю о воспитанности школьников / М.И.Шилова. - М.: Педагогика, 1990.-144с.
9. Щеглова, H.H. Формирование нравственно-эстетических ценностей у старшеклассников в процессе филологического анализа текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку / Н.Н Щеглова: Автореф. дисс. на соиск учен, степ к.п.н - М., 2007.
Э.Э. Мендот, И.Э. Мендот
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ВИДЫ СПОРТА КАК ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Традиции тувинского народа, его обычаи и обряды всегда играли важную роль в формировании нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств человека, в социализации личности в целом.
Ключевые слова: национальные виды спорта, национальные праздники, обычаи, физическое развитие.
Mendot Е.Е., Mendot I.E.
Tuvinian national sports: Fight (Huresh), archery and Mounted horse racing
The traditions of the Tuvan peoples, their customs and rituals always play an important role in forming a person in constructing moral, esthetical, laborious and physical qualities, in persons socialization on the whole.
Keywords: the national sports, national holidays, custom, physical development.
Возможности применения национальных игр и видов спорта являются одним из актуальных направлений организации учебно-воспитательного процесса в обстановке гуманизации общественной жизни, повышения национального самосознания, в которых нашли отражение многие общечеловеческие ценности, а также формирование духовно-нравственных основ человека.
Национальные виды спорта и игры - это традиционные средства народной педагогики. В них ярко отражены культурные традиции, быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, красотой и быстротой движений,
проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе.
Ученые - исследователи П.Ф.Лесгафт, Е. А. Покровский, В.В. Гориневский, К. Д. У шине кий. Г.А.Виноградов, учитывая важную роль народных подвижных игр и видов спорта в развитии физических качеств детей, уделяли внимание сбору и изучению народных игр. Тувинским народным играм и национальным видам спорта присущи элементы шутки, юмора, которые часто сопровождаются «весёлыми» ситуациями, любимыми детьми, а также взрослыми людьми. [4]
В процессе исторического развития и существования в ситуации резко континентального климата, тяжелого и сложного характера труда арата создавалась собственная система физической культуры. Она выражена в виде народных игр, видов спорта, физических упражнений, забавных развлечений и является составной частью традиционной физической культуры.[2]
По своему живому, общительному характеру тувинцы были неравнодушны к праздникам, как и другие народы [6]. Общность условий жизни, близость к природе, а точнее - растворение в ней, подлинное взаимопонимание и взаимопомощь, характерные для прошлой жизни тувинцев, наполняли традиционно — обрядовые действия, праздники с высоким, вдохновенным, поэтическим чувством, которое охватывало, вероятно, почти всех участников праздничного действия. Тувинские праздники коллективное творчество духа, своеобразная школа народного воспитания.
Праздники и их неотделимая часть -состязания в народных видах спорта и массовые игры, носят интернациональный, художественный характер. У подрастающего поколения формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к своей культуре, родному краю, создается эмоционально - положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности к Родине. В праздниках отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, достоинстве, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения. Проявляются смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе.
Участие в подвижных играх, видах спорта как своеобразный тренинг перед вступлением в трудовую деятельность ассоциируется с инициированными обрядами. Данные обряды, как праздник в целом, хотя бы на время и лишь в какой-то мере гармонизируют социальные отношения. Например, при подведении итогов этикет предписывал сохранять видимость благополучия: считалось, что при игре в кости выигрыш гарантировал победителю умножение его стада; победил в борьбе - к рождению богатыря в роду, первое место в скачках -примета к появлению скаковых лошадей и.т.д.
В целом, игры разнообразны по своему содержанию и организации. Их можно
использовать в урочной и внеурочной работе, на переменах и в группе продленного дня.
Тувинским праздникам посвящена этнографическая работа Г.Н. Курбатского (1970, 1973). Это первый труд, предметом исследования которого являлись тувинские народные праздники. Работы Г.Н. Курбатского содержат детальное описание праздников тувинского народа.
Тувинский народный праздник «Налдым» — праздник урожая и животноводов. Включает в себя много состязаний по подвижным играм и видам спорта. История этого праздника насчитывает многие тысячелетия. Само слово «Наадым» означает «празднество, состояние игрища». Как праздник имеет огромное воспитательное значение [5].
Наадым - тувинский национальный праздник животноводов, который ежегодно проводится в середине августа с обязательным включением традиционных видов спорта: национальная борьба, конные скачки, стрельба из лука, то есть троеборье. Подготовка к «Наадым» обычно начинается за 2-3 месяца до праздника. Обязательный и значительный компонент народного праздника физические упражнения, к которым приобщаются дети с малых лет. Дети, посещающие детские сады, школы, рассказывают сказки, рисуют, играют в различные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Неизгладимое впечатление дает школьникам знакомство с особенностями жизни своего народа. Это находит отражение в народных играх, песнях, сказаниях, танцах и видах спорта.
Праздновать Наадым в Туве начали с 1922 года, с момента образования Тувинской народной республики. «Наадым» в обязательном порядке включает в себя национальную борьбу «Хуреш», стрельбу из лука, конные скачки. Эти же виды спорта лежат в основе монгольского «Надома» и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрийн гурван надийм», что в переводе означает «три состязания мужчин».
Борьба - это один из древнейших и распространённых видов народной физической культуры. Тувинский
национальный праздник не обходится без национальной борьбы «Хуреш» с участием 64, 128, 256 борцов. Борьба развивает такие физические качества как сила, быстрота, ловкость, выносливость и координационные
Э.Э. Мендот, Н.Э. Мендот. Национальные игры и виды спорта как традиционные средства народной педагогики
способности. С другой стороны, воспитывает смелость человека. Эмоциональный характер борцовских поединков придает ей большую зрелищность.
В Республике Тыва национальная борьба «Хуреш» является самым массовым видом спорта, одним из важнейших средств формирования морально-волевых и физических качеств у человека. В исследованиях отмечается характерная особенность тувинской борьбы—отсутствие разделения на весовые категории. Борьба ведется только в стойке, разрешены всевозможные приемы, и захваты любой части тела соперника. Побежденным считается тот, кто коснется земли одной, двумя руками, локтем, коленом, то есть касание земли тремя точками. Для организации и проведения соревнований не требуются специальные оборудования, борцы соревнуются как на открытой местности, так и в помещении [4].
Костюм борцов своеобразен, плотно облегает тело маленький жилет и плавки (содак, шуудак).
В тувинской национальной борьбе «Хуреш» применяются такие технические приемы как обив, проходы в ноги, перевод рывком за руку, броски через бедро, захваты левой (правой) рукой, бросок скручиванием и.т.д.
Борьба «Хуреш» сопровождается танцем «Орла». Борьба начинается с зазывом борцов на схватку судьями - секундантами, и борец, выходя на поле, поправляет содак-шуудак. Затем выполняет обязательный ритуал, изображая взлетающую птицу «Орёл», подбегает к своему секунданту. Касаясь правой рукой его правого плеча, одновременно поднятой в сторону - кверху левой рукой приветствует зрителей. Когда его соперник выполнит эти же действия ритуала, то начинается следующая часть. Борцы под музыку ритмичными движениями рук, ног и головы имитируют полет птицы. Это своеобразная подготовка к схватке. Пробегая вперед 20-25 метров, делают три хлопка (по внешней и внутренней сторонам бедер и последний третий хлопок внешний). Эти хлопки символизируют, что мы, «я» и «ты», будем вести честную борьбу. Приветствуют друг друга рукопожатием, отходят на два шага назад и начинают борьбу. [3]
Возрастное ограничение участников не имеет значения. Чаще всего в соревнованиях по национальной борьбе «Хуреш» участвуют юноши и мужчины в возрасте от 18 до 40-50
лет и старше 50 лет. Проводятся также юношеские соревнования по борьбе.
Конные соревнования во время «Наадым»
Тува издавна была, есть и будет республикой животноводов. На первом месте у тувинцев лошадь. Культ коня в полной мере отражает национальный менталитет народа. Конные соревнования всегда занимали важное место в быту тувинского народа и в нем участвуют все желающие.
В конном спорте наиболее полно проявляются физические, волевые и моральные качества человека, развиваются физическая сила, выносливость, быстрота, ловкость. Состояние тренированности коней и овладение техникой верховой езды жокеями играют решающую роль в скачках.
Древняя традиция общения с лошадью сохранила различные виды конных скачек. Это конные скачки, скачки рысаков и иноходцев разных возрастов. На следующих дистанциях: 20 км - для жеребцов, 25 км - для взрослых скакунов, 15 км - для пятилетних скакунов, 10 км - для четырехлеток, 10 км -для трехлеток, 6 км - для двухлеток Количество участвующих примерно 20-30 коней каждого возраста.
Конным спортом в Туве дети начинают заниматься с 7-9 - летнего возраста. Их учат ездить на объезженном коне, а затем с 8-10 лет верховой езде самостоятельно, без сопровождения взрослого.
На праздниках в основном соревнуются дети возраста 7-13 лет.
Для скачек не готовят специальных дорожек. Всадники покрывают установленное расстояние по степи, преодолевая естественные преграды. Иногда участвуют в соревнованиях до 89 - 120 лошадей. Прорвавшуюся к финишу первую пятерку лошадей подводят к центральной трибуне стадиона и вручают награды. Коню -победителю присваивается почетные клички -имена (прозвища), например «Чугурук Кара» или «Челер Кара» («Черный быстрый» или «Черный рысак»). Давали прозвище, по ассоциации с именем хозяина, например; «Чугурук Кара Кара-оола» («Беглый кара Кара-оола»). Кара-оол - имя хозяина коня. Впечатляющим зрелищем всегда были и остаются вольные скачки.
В Туве широко распространенным национальным видом спорта была стрельба из лука, которая входит также в программу «Наадым». Это завершающий этап троеборья.
Традиционно она сохранилась в Туве и продолжает развиваться в настоящее время.
Этот вид народной физической культуры -один из древнейших. Он зародился и существовал веками как средство подготовки охотника и воина. Стрельба из лука была распространена повсюду. Однако у каждого народа были свои оригинальные упражнения для тренировки в стрельбе из лука [1].
В соревнованиях по стрельбе из лука принимают участие женщины, мужчины, дети и даже люди пожилого возраста. Этот вид спорта не только развивает точность глазомера, стрельбы, ловкость, но и силу воли человека. Каждый лучник подбирает себе стрелы и лук по своему росту и силе натяжения тетивы. У большинства луков сила натяжения составляет 20-25 кг. Время натягивания тетивы и удержание до выстрела равно 5-8 секундам в зависимости от множества условий.
Техника стрельбы из лука не представляет больших сложностей, но ее полное освоение требует длительных и упорных тренировок.
Очередность стрельбы определяется жеребьевкой. Лучникам, добившихся успехов в соревнованиях, присваиваются
соответствующие звания «лучшего стрелка» и разряды.
Таким образом, с давних времен из поколения в поколение переходили традиционные народные подвижные игры и национальные виды спорта тувинцев. Заслуживает восхищения многочисленность и разнообразие игр, видов спорта, которые бережно охраняются и передаются новым
поколениям. Праздники являются
агитаторами и трансформаторами
национального аспекта физической культуры. У всех народов праздники, игры и состязания стали необходимой частью народной системы физического воспитания [4].
Включение национально-регионального компонента в программы учебных предметов для общеобразовательной школы
предполагает использование на уроках физической культуры и во внеклассной работе традиционных физических упражнений тувинцев, обладающих огромными педагогическими возможностями, играющих существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом,
эстетическом становлении подрастающего поколения. Это большая возможность возрождения и развития на основе внедрения в систему физического воспитания подлинно народных традиций.
Литература
1. Аг-оол, Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе / Е.М. Аг-оол. -Кызыл, 2004.-54С.
2. История Тувы: В 3 т. - Т II /Под общ. ред. В А Л амина. - Новосибирск: «Наука»,200 7,- 430с.
3. Ондар, О.Ч. Роль и значение ритуала для борца в национальных видах борьбы: Тезисы /О.Ч.Ондар -Кызыл, 1989.-С. 13-19.
4. Ооржак, Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири/ Х.Д-Н. Ооржак. - Кызыл. -1995,-207с.
5. Курбатский, Г.Н. Тувинские праздники / Г.Н. Курбатский. - Кызыл, 1973.-31с.
6. Погадаев Г.И. «Играйте народные игры» //Физическая культура в школе. 2007-с.24
Б.К. Ондар
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Предлагаются методически продуктивные формы работы, способствующие формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, нормы языка, выразительные средства языка, коммуникация, мотивация, общение.
Ondar В. К.
Some questions of the shaping communication competence students - a future teacher - in process of the study of discipline «Russian language and culture speech»
Some questions of a forming of students' communicative competence in classes of 'The Russian language and a culture of speech' are showed in this article. Different methodological productive forms of a teaching Russian to form a communicative competence of future teachers of Russian are given here.