Поскольку ферменты фолатного цикла задействованы в одном каскаде, высока вероятность наличия межгенных взаимодействий генов этих ферментов. Показано, что сочетание гомозиготных форм С677 аллеля гена MTHFR и 2756G аллеля гена MTR способствовало снижению концентрации Hcy до 6,3 (0,9) мкмоль/л, в то время как комбинация гомозиготной формы 677Т аллеля гена MTHFR с гетерозиготной формой 66G аллеля гена MTRR приводила к повышению концентрации Hcy до 16,8 (1,6) мкмоль/л (P<0,001). С большей концентрацией Hcy ассоциировались комбинация ТТ (MTHFR), АА (MTR) и AG (MTRR) - 24,6 (1,4) мкмоль/л (P<0,001). При анализе частот распределения генотипов других генотипов, значимых различий между группами не обнаружены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, И.И. Молекулярная генетика спорта: монография / И.И. Ахметов. -М. : Советский спорт, 2009. - 268 с.
REFERENCES
1. Ahmetov, I. I. (2009), Molecular genetics of sports, publishing house “Soviet sport”, Moscow, ISBN 978-5-9718-0412-3.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.08.2013.
УДК 378:796
МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юлия Викторовна Логинова, аспирант,
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск
Аннотация
В статье рассмотрена проблема повышения эффективности адаптации к образовательному процессу студентов младших курсов вуза физической культуры. Статистически обоснована методика педагогического содействия адаптации. Представлена сущность методики, которая способствует оптимизации эмоционального состояния, поиску эффективных моделей взаимодействия, самореализации личности и, как следствие, повышению эффективности адаптации студентов. Отмечено, что составными частями предложенной методики являлись тренинговая форма работы, психологическое консультирование, реализация междисциплинарных связей и организация внеучебной деятельности. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Результаты статистических расчетов выполнены на основе t-критерия Стьюдента. Обозначен диагностический инструментарий, на основе которого определялся уровень изучаемых показателей и достоверность отличий в опытных группах.
Ключевые слова: адаптация, будущий педагог физической культуры, тренинг, внеучебная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p101-104
METHODS OF THE PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE JUNIOR STUDENTS OF THE PHYSICAL
CULTURE UNIVERSITY Yuliya Viktorovna Loginova, the post-graduate student,
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
The article considers the problem of the adaptation effectiveness increase to the educational process by the students of the university of physical culture. The methods of pedagogical assistance of adapta-
tion has been statistically substantiated. The essence of the methodology, which helps to optimize the emotional state, search for the effective models of interaction, self-actualization and, as consequence, to increase of efficiency of adaptation of students, has been presented. It has been noted that the constituent parts of the proposed method were the training form of work, psychological counseling, realization of interdisciplinary connections and organization of extracurricular activities. The experimental facts confirming the effectiveness of trial work have been analyzed. The results of calculations have been performed on the basis of Student's t-criterion. The diagnostic toolset has been indicated, on the basis of which the level of the studied parameters and reliability of differences in the experimental groups has been determined.
Keywords: adaptation, future teacher of physical culture, training, extra curricula activities.
ВВЕДЕНИЕ
Студенты физкультурно-спортивного вуза - это специфический контингент, требующий особого внимания. Несмотря на юный возраст, многие из них имеют разряды и звания, некоторые уже завершили спортивную карьеру, некоторые находятся на пике спортивной формы и активно тренируются. Т.В. Артамонова также отмечает, что спорт оказывает неоднозначное влияние на личность [1, С. 19].
Эффективная адаптация студентов к образовательному процессу, внутригрупповым отношениям и студенческой жизни в целом, требует тщательно продуманного и профессионально выстроенного психолого-педагогического сопровождения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение нескольких лет на базе Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). В рамках данной статьи мы представим результаты первого формирующего эксперимента (2010-2011 гг.), в котором принимали участие студенты младших курсов очной формы обучения в количестве 70 человек (34 человека - контрольная группа (КГ), 36 - экспериментальная (ЭГ)).
МЕТОДИКА
Разработанная нами методика способствует оптимизации эмоционального состояния, поиску эффективных моделей взаимодействия, самореализации личности и, как следствие, повышению эффективности адаптации студентов к образовательному процессу физкультурно-спортивного вуза.
Одним из компонентов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса являлась тренинговая форма работы, в ходе которой осуществлялись междисциплинарные связи. Установление межпредметных связей происходило в результате применения стратегических решений, которые учитывали интересы студентов, поощряли функциональное поведение (наделение полномочиями, мотивация, командный дух, доверие, продуктивность, высокая дисциплина, преданность целям образовательного учреждения) и нивелировали дисфункциональное поведение (тревога, низкая продуктивность, недоверие, обвинения, низкий уровень коммуникации, низкая дисциплина). Для того чтобы мотивировать студента на выполнение своих функций и при этом поддерживать его положительное эмоциональное состояние, необходимо создавать специальные условия. Реализовать данные условия представляется наиболее возможным именно в тренинге. Содержание тренингов было также направлено на снижение отрицательного влияния негативных эмоциональных состояний (стресса, тревоги, фрустрации и т.д.) на личность, формирование компетенций эффективного общения с окружающими и проявление творческих способностей.
Подобная форма работы предполагает личное общение с каждым студентом. Предоставляет возможность выяснить, выслушать причины возникновения отрицательных эмоций, опасений, переживаний, разобрать реальные конфликты (внутригрупповые (академические, учебно-тренировочные группы), межгрупповые, конфликты с препода-
вательским составом), а также смоделировать конфликтные ситуации, простроить и отработать различные стратегии поведения, обсудить их эффективность, отметить принципы и способы успешного общения. Также преимуществом данной формы работы является возможность обсуждения не только учебных моментов, но и индивидуальных особенностей каждого студента, создания доверительной атмосферы для проработки нежелательных личностных особенностей. Для достижения устойчивого положительного эффекта также проводилось индивидуальное психологическое консультирование, при необходимости организовывались беседы с родителями, тренерами, профессорско-преподавательским составом.
Одним из действенных факторов снижения отрицательного влияния негативных эмоциональных состояний, также является, на наш взгляд, продуктивно организованная куратором академической группы внеучебная деятельность. Данный вид деятельности не всегда был связан напрямую с содержанием образовательного процесса. Вероятно, вследствие этого воспитательный эффект внеучебной деятельности часто остается недооцененным преподавателями высших учебных учреждений.
Деятельность вне стен вуза предоставляла гораздо более широкий выбор форм взаимодействия и воздействия, нежели формально организованное образовательное пространство. В данном случае, необходимо сразу оговорить, что между студентами и преподавателем была выстроена грань, определенная дистанция, поскольку общение в неформальной обстановке студентами именно младших курсов может быть воспринято как руководство к дальнейшему фамильярному обращению и общению.
Тематика общения в рамках внеучебной деятельности выбиралась в интересах студентов, актуальная с их точки зрения. Форма подобного занятия, местонахождение, специфика посещаемых учреждений отвечали морально-этическим нормам общения преподавателя со студентами и в то же время отвечали требованиям студентов, их запросам. В противном случае, воспитательный эффект и позитивное влияние на адаптационные процессы, на которые в основном рассчитана такая форма взаимодействия, были бы минимизированы или даже более того - занятие имело бы обратный эффект и могло вызвать отрицательное отношение к учебе или куратору группы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для изучения эффективности предложенной методики педагогического содействия в адаптации к образовательному процессу студентов младших курсов вуза физкультурно-спортивного профиля нами были использованы следующие диагностические тесты:
1) Личностный дифференциал (ЛД) (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).
2) Тест мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения предложена М.Ш. Магомед-Эминовым).
3) Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда).
В связи со значительным объемом показателей теста К. Роджерса и Р. Даймонда, представим динамику наиболее информативного, на наш взгляд, показателя - адаптивности. Достоверность отличий мы рассчитывали по 1-критерию Стьюдента относительно каждой характеристики. По итогам констатирующего эксперимента были получены следующие данные (таблица 1).
Как следует из таблицы 1, до начала опытной работы достоверных отличий в контрольной и экспериментальной группах выявлено не было. По итогам проведенной работы мы получили следующие результаты (таблица 2).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей адаптированности к образовательному __________процессу опытных групп до начала эксперимента (\±п)_________________
Тесты КГ ЭГ P
Самоуважение 1,05±0,7 1,09±0,6 1,9 >0,05
Самооценка 0,6±0,8 0,9±0,8 1,2 >0,05
Общительность 0,02±0,5 0,03±0,6 0,04 >0,05
Тест мотивации достижения 121,1±46 120,4±46,8 0,06 >0,05
Диагностика адаптации (адаптивность) 40±14,4 40±14,5 0,03 >0,05
Где Х - среднее арифметическое; а - среднее квадратическое отклонение; ^ - расчетный критерий Стьюдента, Р - уровень значимости.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей адаптированности к образовательному ____________процессу опытных групп после эксперимента (\±п)___________________
Тесты КГ ЭГ P
Самоуважение 1,1±0,7 1,6±0,4 2,3 <0,05
Самооценка 0,7±0,8 1,2±0,3 3,6 <0,05
Общительность 0,05±0,5 1,1±0,5 2,7 <0,05
Тест мотивации достижения 125,2±47,7 150,3±41 2,4 <0,05
Диагностика адаптации (адаптивность) 39,4±14 50,8±23,3 25,5 <0,05
В таблице 2 наглядно отображено наличие достоверных изменений в экспериментальной группе относительно контрольной по всем изучаемым показателям. Данный факт подтверждает эффективность разработанной нами методики педагогического содействия в адаптации к образовательному процессу будущих педагогов физической культуры.
ВЫВОДЫ
Проведенный формирующий эксперимент статистически подтвердил, что внедренная в образовательный процесс авторская методика действительно повышает эффективность адаптации к образовательному процессу студентов младших курсов. Первичные данные послужили основой для дальнейшей проверки эксперимента на воспроизводимость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова, Т.В. Особенности влияния спортивной деятельности на личность мужчин и женщин (культурологический аспект) / Т.В. Артамонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 18-22.
REFERENCES
1. Artamonova, T.V. (2013), "Peculiarities of influence of sport activities on the identity of men and women (culturological aspect)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 7, No 101, pp.18-22.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2013.