Научная статья на тему 'Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе'

Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / КАРДИОРИТМ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ADAPTATION OF STUDENTS / MODULAR RATING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Любовь Николаевна, Лобачев Владимир Васильевич, Бугаков Александр Иванович

Адаптация студентов к условиям обучения в высшей школе является одной из важных психолого-педагогических проблем. Для выявления уровней адаптации нами были использованы методики диагностики кардиоритма. Сущность методики заключается в том, что весь учебный материал был разделен на относительно автономные тематические модули и рейтинговые модули по уровню сложности. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что использование индивидуального дифференцированного подхода и модульно-рейтинговой технологии в обучении оптимизируют образовательный процесс и способствуют повышению адаптации студентов в период сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Любовь Николаевна, Лобачев Владимир Васильевич, Бугаков Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION of STUDENTS of FACULTY of PHYSICAL TRAINING To CONDITIONS of TRAINING In the HIGHER SCHOOL

Adaptation of students to study conditions in institutes of higher education is one of the important psychological and pedagogical problems. To reveal the levels of adaptation there were used the methods of craniological rhythm diagnostics. All study material was divided into comparatively autonomous topic and rating banks according to its complex level which make the methods essence. The results obtained during the research permit to draw a conclusion that individual differentiated approach and bank-rating technology in teaching optimize educational process and make it possible for the students to increase the adaptation level during session period.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе»

средств исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касаткин, В.Н. Теория сновидений : монография / В.Н. Касаткин. - 2-е изд. - М. : Медицина, 1972. - 327 с.

2. Ковальзон, В.М. Природа сна // Природа. - 2005. - № 11. - С. 3-8.

3. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага : Авиценум. Медицинское издательство, 1984. - 467 с.

4. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М. : Мысль, 1971. - 39 с.

5. Моррисон, Э. Спящий мозг // В мире науки. - 1983. - № 6. - С. 62-71.

6. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. : Издательский центр «Академия», 1995. - 496 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 679 с.

8. Смирнов, И. Психотехнологии / И. Смирнов, Е. Безносюк, А. Журавлев. -М. : Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 416 с.

9. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. - Изд. 8-е, расшир. и доп. - М. : ООО «Фирма СТД», 2005. - 678 с.

10. Lilly, John C. The center of the cyclone : An autobiography of inner space / John C. Lilly. - N.Y. : Julian Press, 1972. - 225 p.

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Лобачев, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Иванович Бугаков, старший преподаватель,

Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ)

г. Воронеж

Аннотация

Адаптация студентов к условиям обучения в высшей школе является одной из важных психолого-педагогических проблем. Для выявления уровней адаптации нами были использованы методики диагностики кардиоритма. Сущность методики заключается в том, что весь учебный материал был разделен на относительно автономные тематические модули и рейтинговые модули по уровню сложности. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что использование индивидуального дифференцированного подхода и модульнорейтинговой технологии в обучении оптимизируют образовательный процесс и способствуют повышению адаптации студентов в период сессии.

Ключевые слова: адаптация студентов, кардиоритм, модульно-рейтинговая технология

ADAPTATION OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL TRAINING TO CONDITIONS OF TRAINING IN THE HIGHER SCHOOL

Lubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, the senior lecturer, Vladimir Vasilevich Lobachyov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Alexander Ivanovich Bugakov, the senior teacher,

The Voronezh state pedagogical university Voronezh

Abstract

Adaptation of students to study conditions in institutes of higher education is one of the important psychological and pedagogical problems. To reveal the levels of adaptation there were used the methods of craniological rhythm diagnostics. All study material was divided into comparatively autonomous topic and rating banks according to its complex level which make the methods essence.

The results obtained during the research permit to draw a conclusion that individual differentiated approach and bank-rating technology in teaching optimize educational process and make it possible for the students to increase the adaptation level during session period.

Keywords: adaptation of students, modular rating technology

Адаптация студентов к условиям обучения в высшей школе является одной из важных психолого-педагогических проблем. Особенно остро стоит проблема адаптации к учебному процессу у студентов факультетов физической культуры. Это связано с тем, что обучение на факультетах физической культуры характеризуется не только высокими умственными, но и значительными физическими нагрузками.

Для решения данной проблемы необходим такой подход к организации образовательного процесса, при котором будут учитываться этапы наиболее высокой нагрузки на студентов и их психологические реакции на характер обучения. На основе учета этих реакций необходима разработка комплекса специального психологопедагогического сопровождения, позволяющего студентам адаптироваться к условиям обучения в вузе.

Для выявления уровней адаптации нами были использованы методики диагностики кардиоритма [2,3] и цветовой тест Люшера. В ходе диагностики определялись следующие типы кардиоритма у студентов: с сохраненным вегетативным гомеостазом; с высокой степенью напряжения адаптационных процессов; с перенапряжением и снижением резервных возможностей организма. Показатели кардиоритма служили нам для определения валеологических аспектов адаптации. Для диагностики психологических аспектов адаптации были использованы цветовой тест Люшера, тест на выявление уровня самооценки и мотивации учебной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами со студентами факультета физической культуры Воронежского государственного педагогического университета в течение 2005 - 2007 г.г. Было выявлено, что наибольшее снижение уровня физиологической адаптации происходит в периоды зимней сессии первого года обучения и летней сессии третьего года обучения. В эти периоды у 40 - 60% студентов регистрировалась высокая степень напряжения адаптационных процессов в соответствии с показателями кардиоритма. Нормальные показатели кардиоритма были зарегистрированы у 10-12% студентов. Данные кардиоритма сравнивались с успеваемостью, и было выявлено, что ее снижение коррелирует с отклонениями в показателях кардиоритма.

При соотнесении полученных результатов со структурой образовательного процесса было установлено, что в период зимней сессии снижение уровня адаптации вызвано психогенными стрессовыми факторами первой сессии. Однако на третьем курсе снижение уровня адаптации вызвано высокой сессионной нагрузкой. В этот период студенты сдают более сложные для усвоения дисциплины, такие как физиология спорта, биомеханика, что в сочетании с проводимыми в этот период практикумами по дисциплинам физкультурно-спортивного совершенствования приводят к интенсивному увеличению нагрузок на психофизические функции организма.

Для оптимизации образовательного процесса и улучшения адаптационных возможностей студентов нами был разработан методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения волейболу» с использованием индивидуального дифференцированного подхода и модульно-рейтинговой технологии.

Сущность методики заключается в том, что весь учебный материал был разделен на относительно автономные тематические модули и рейтинговые модули по уровню сложности [1]. Студенты экспериментальной группы были поделены на группы, в зависимости от уровня их индивидуальной адаптации. Изучение и оценка знаний и умений осуществлялись в рамках каждого модуля, при этом показателями успешности освоения являлись рейтинги, которые учитывались при итоговой аттестации студентов. Рейтинг для каждого студента по отдельным видам работ определялся с нарастающим итогом. Дифференцированный рейтинг выводился по баллам, полученным

студентами за каждый тематический модуль, а внутри модуля выводился интегральный рейтинг за выполнение заданий различного уровня сложности. Затем выводился общий рейтинг каждого студента по всем модулям. Дифференцированная оценка успеваемости стимулировала учебную деятельность студента и способствовала оптимизации адаптации, так как опиралась на индивидуально-психологические показатели студента.

Обработка результатов позволила выявить ряд закономерностей. У студентов экспериментальной группы на экзаменах увеличилось количество отличных и хороших оценок. В контрольной группе результаты успеваемости не отличались от среднестатистических за многолетний период наблюдений.

При диагностике самооценки было выявлено, что в экспериментальной группе у студентов преобладает адекватная самооценка. При этом можно отметить, что количество студентов с заниженной самооценкой в экспериментальной группе уменьшается (рис. 1, 2). Цифрами по горизонтали обозначены уровни самооценки студентов: 1 -неадекватно низкий; 2 - низкий; 3 - средний; 4 - высокий; 5 - неадекватно высокий.

□ низкий

□ средний

□ высокий

Рис. 1. Результаты тестирования по определению самооценки студентов в экспериментальной группе

□ низкий 0

□ средний

□ высокий

Рис. 2. Результаты тестирования по определению уровня самооценки в контрольной

группе

Для студентов контрольной группы характерна завышенная самооценка, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности (рис. 1, 2).

При определении уровня притязания результаты исследования показывают, что в контрольной группе наблюдается некритическое отношение студентов к собственным возможностям, тогда как в экспериментальной группе был выявлен результат, указывающий на оптимальное представление студентов о своих возможностях (рис. 3, 4).

□ низкий

□ средний

□ высокий

Рис. 3. Результаты тестирования уровня притязания студентов в экспериментальной

группе

68 64 69

12 16 24 28 12 16 21

Г~ г~ Г

□ среднии

□ высокий

5

Рис. 4. Результаты тестирования уровня притязания студентов в контрольной группе

С использованием теста Люшера нами была проведена диагностика эмоционального состояния студентов в процессе обучения. Этот тест базируется на представлении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение. Данная методика позволила оценить эмоциональное состояние студента и взаимосвязь этого состояния с продуктивностью его деятельности, а также динамикой ряда личностных проявлений: самооценки, самоотношения, особенности межличностного восприятия и степени социальной адаптации. Результаты диагностики эмоционального состояния студентов представлены на рис. 5, 6.

100

80

60

40

20

82

-48-

11

18

34

7

0

3

□ эспер.

□ контрол.

Рис. 5. Результаты диагностики эмоционального состояния студентов по показателю

«Занятие - форма»

Рис. 6. Результаты диагностики эмоционального состояния студентов по показателю

«Занятие - содержание»

Анализ полученных результатов показал, что наблюдается более высокий процент позитивно настроенных студентов экспериментальной группы относительно контрольной. Количество студентов, занимающих нейтральную позицию по данным параметрам, в экспериментальной группе снижается.

В результате бесед, проведенных со студентами контрольной и экспериментальной групп, было выявлено, что большинство учащейся молодежи желают выполнять задания в форме модульно-рейтинговой системы.

Результаты даны в %, цифрами по горизонтали обозначены: 1 - позитивное отношение; 2 - нейтральное; 3 - негативное.

Таким образом, данная форма обучения создала нужный мотивационный стимул и активизировала учебно-познавательную деятельность студентов.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что

использование индивидуального дифференцированного подхода и модульнорейтинговой технологии в обучении оптимизируют образовательный процесс и способствуют повышению уровня адаптации студентов в период сессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киюта, Г. А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спец-дисциплин // Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных учебных заведениях. - М., 1997. - С. 141-148.

2. Шерстяных, В.А. Об эффективности использования некоторых психофизиологических методик в исследовании механизмов адаптации / В.А. Шерстяных,

B.Ю. Сулин, Л.Н. Хицова // Физиология и психофизиология мотиваций : межрегиональный сборник научных работ. Вып. 4. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2000. - С. 81-84.

3. Хицова, Л.Н. О состоянии сердечно-сосудистой системы студентов младших курсов в связи с адаптацией к учебному процессу в вузе / Л.Н. Хицова, В.А. Шерстяных // Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием “V Царскосельские чтения”. Т. IX / под общей ред. В.Н. Скворцова. — СПб, 2001. -

C. 125-128.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Вера Александровна Анисимова, кандидат педагогических наук, доцент,

Ольга Леонидовна Карпова, кандидат педагогических наук, доцент,

ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

(УралГУФК) г. Челябинск

Аннотация

В статье раскрыто понятие «интеграция воспитательного потенциала среды», представлен опыт и структура профессионального воспитания студентов физкультурного вуза в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, среда, студент.

INTEGRATION OF TRAINING AND EXTRACURRICULAR ACTIVITY AS THE CONDITION OF INTELLECTUALIZATION AND SOCIALIZATION OF THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vera Aleksandrovna Anisimova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Olga Leonidovna Karpova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

The Ural state university of physical training Chelyabinsk

Abstract

In the article is opened the concept "integration of the educational potential of medium", is represented experience and structure of the professional training of the students of physical culture institute of higher education under the conditions of the integration of training and extracurricular activity.

Keywords: educational potential, environment, the student

Современная физкультурно-образовательная система (вуз, учреждения послевузовского и дополнительного образования) функционирует в условиях вариативности научных подходов, часто интеграции учебных и внеучебных (воспитательных) технологий, дидактических моделей. Это требует от организаторов образовательных систем особого внимания к таким сторонам личности, как физическая, интеллектуальная и нравственная, а, следовательно, и к сближению процессов обучения, воспитания и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.