УДК37
Еремеев Семен Николаевич
Старший преподаватель кафедры физического воспитания ОГУ (Оренбургский государственного yнuвepcumema),[email protected] Оренбург
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К АКТУАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Eremeyev Semyon Nikolaevich
Senior Lecturer of Department of physical education at OSU (Orenburg State. Univ), [email protected], Orenburg
METHODS OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS' READINESS FOR ADAPTABILITY POTENTIAL TO ACTUALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT ACTIVITIES
С учетом того, что разрабатываемые образовательные стандарты нового поколения опираются на понятие компетенций, важным становится вопрос о формировании готовности специалиста к выполнению профессиональных действий. В том числе и готовности преподавателя к обучению и воспитанию студентов.
На наш взгляд, в аспекте этого вопроса развитие готовности преподавателей к реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности будет способствовать решению многих практических вопросов, создавать предпосылки для обоснованного прогнозирования путей совершенствования содержания профессиональной подготовки студентов вуза.
Адаптационный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза мы определяем как присущую физкультурно-спортивной деятельности совокупность компонентов, обеспечивающую наличие у этой деятельности определенных возможностей, ресурсов для формирования физкультурно-образованной личности, включенной в физкультурно-спор-тивную деятельность как самостоятельно, так и в коллективных занятиях, связанных с сознательно воспроизводимыми либо создаваемыми новыми средствами физической культуры и новыми вариантами их использования для укрепления здоровья, рекреации и повышения работоспособности.
Готовность преподавателей к эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза
характеризуется признаками - сущность, структура, содержание цен-ностно-мотивационного и функционально-деятельностного компонентов; функции;уровни деятельности (табл. 1).
Таблица 1 - Содержание понятия «готовности преподавателей к реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов»
Наименование признака Содержание признака
Сущность понятия Составляющая профессионального образования, определяющая целенаправленность деятельности преподавателей по созданию условий адаптации студентов на основе использования возможностей физкультурно-спортивной деятельности, развитие способностей к ее осуществлению.
Функции понятия коммуникативная, мотивационная, ориентировочная, развивающая, когнитивная
Признаки проявления — уровень сформированности у преподавателей профессиональных знаний и умений, достаточных для выполнения организационно-управленческой, методической, научно-исследовательской и проектной педагогической деятельности; — уровень идентичности: близость представлений о собственных личностных качествах и качествах, присущих профессионалу; близость ценностей личности и профессионала; удовлетворенности трудом и удовлетворенности профессией; — уровень профессиональной зрелости: уровень сформированности механизмов планирования деятельности, программирования действий, оценки результатов и их коррекции (исполнительский, планирования, проектирования); — уровень профессиональной продуктивности: оценка показателей надежности и производительности профессиональной деятельности
С учетом признаков понятия готовности уровнями развития готовности преподавателей к эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза являются:
- элементарный: дезадаптивность (субъект противопоставляет себя среде);
- функциональный: при высокой эффективности реализации адаптационного потенциала не представлены элементы творчества, основные адаптивные процессы не устойчивы в новых условиях образовательной среды;
- системный: высокий уровень развития готовности при наличии признаков творческого подхода к реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов.
Развитие готовности преподавателя вуза к эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов - это процесс освоения преподавателей знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, процесс развития компонентов
личностного потенциала, обеспечивающих реализацию адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности.
Данный процесс осуществляется при выполнении комплекса педагогических условий и соответствующей им методики.
На наш взгляд, первое педагогическое условие - осуществление процесса развития готовности преподавателей к реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности в рамках структурно-функциональной модели развития готовности, является системообра-зущим взаявленном комплексеусловий.
Мы определили цель - реализация компонентов адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза.
В рамках методики теоретические знания сообщаются в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также в процессе самостоятельного изучения учебной и специальной литературы. Основное внимание обращается на то, что физкультурно-спортивная деятельность является средством социального становления будущего специалиста, активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессиональных качеств.
Важно также целенаправленно формировать интеллект, умения и навыки решения учебных и жизненных задач, представления, а также такое мировоззрение студентов, которое ориентируется на личностно и общественно значимые ценности, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует, подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов.
При такой организации содержания физического образования преподаватель становится, с одной стороны, наставником и технологом индивидуализированного процесса самообразования студентов, а с другой - источником и помощником в овладении знаниями и умениями, используемыми в дальнейшем для адаптации студентов к профессиональной подготовке.
Второе педагогическое условие - формирование у студентов вуза интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
Для формирования устойчивого интереса к занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности необходимо сформировать мотивирующую среду, в которую вовлечены преподаватель и студенты. В качестве стимулирующих факторов может использоваться интегральная оценка уровня физической подготовленности, индивидуальные профили физической подготовленности, показатели физического здоровья.
Основными факторами, обеспечивающими эффективность функционирования мотивирующей среды, являются: желание и способность преподавателя физической культуры к правильной интерпретации индивидуальных показателей физического здоровья и физической подготовленности; регулярность контроля; реальная достижимость намеченных краткосрочных и отставленных целей.
Методика формирования преподавателем интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза в эксперименте заключалась в том, что:
1) проводилось регулярное тестирование уровня сформированности составляющих компонентов адаптационного потенциала физкультурно-спор-тивной деятельности;
2) на каждого студента, строился профиль физической подготовленности, и выявлялись слабые и сильные стороны подготовленности;
3) осуществлялось планирование самостоятельной работы на основании профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья;
4) обеспечивалось создание особого эмоционального фона с помощью игровых и соревновательных методов.
Для оценки уровня физической подготовленности использовались следующие тесты:
1. Уровень общей выносливости оценивался по результатам пробегания отрезка дистанции 3000 м (мин, сек).
2. Активная диагностика гибкости позвоночника и тазобедренных суставов определялась по результатам наклонов вперед в положении сидя с одновременным вытягиванием рук вперед (см).
3. Скоростные и скоростно-силовые качества в сочетании с ловкостью: определялись в беговом тесте 100 м (сек).
4. Динамическая силовая выносливость мышц-сгибателей рук и приводящих мышц туловища оценивалась в тесте на подтягивание в висе (юноши, кол-во раз), сгибание рук в упоре лежа от скамейки (девушки, кол-во раз).
5. Абсолютная сила мышц спины, левой и правой кисти измерялась в динамометрической пробе с использованием динамометров.
6. Физическая работоспособность, как показатель состояния кардиорес-пираторной системы, определялась в степ-тестовой пробе PWC170 [2,5 и др.].
В программу антропоморфологических измерений были включены следующие показатели, наиболее ярко характеризующие физиологические показатели:
1. Вес тела. Измерялся при помощи десятичных (метрических) весов с точностью до 0,5 кг.
2. Рост тела. Измерялся при помощи стандартного ростомера с точностью до 1 см.
3. Обхват груди в состоянии паузы. Измерялся сантиметровой лентой (с точностью до 0,5 см), которая накладывалась у юношей по нижнему краю лопаток, а у девушек — спереди над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.
4. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Измерялась стандартным сухим спирометром в положении стоя после полного вдоха на полном выдохе (с точностью до 50 мл).
Измерения проводились по общепринятой методике в одно и то же время у всех исследуемых приборами стандартного изготовления.
Готовность преподавателей к реализации аксиологического компонента адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности харак-
теризуется сформированностью ценностных ориентаций личности (ЦОЛ) преподавателя и студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности, методика изучения которых предусматривает опрос испытуемых по модифицированному нами опроснику И. А. Беляева [3].
Для развития уровня готовности преподавателей к реализации образовательного компонента адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности использовался традиционный метод теоретического зачета по предмету «Физическая культура». Универсальным методом в нашем случае был игровой метод обучения.
Понятие игрового метода в сфере физической культуры отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогическим существенным признакам) от других методов. В нашей деятельности игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми (футбол, волейбол, элементарные подвижные игры и т. д.). Он активно используется на материале любых физических упражнений с целью формирования устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
Основные характеристики игрового метода:
- сюжетно-ролевая основа (деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей, предусматриваемых сюжетом);
- отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условиях выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал;
- моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений;
- особенности регулирования воздействующих факторов.
Третье педагогическое условие - установление в процессе физкультур-но-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов.
В ходе формирующего эксперимента мы убедились, что установление в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями, а также среди студентов обеспечивается путем организации самостоятельной деятельности, атак же через диалогизацию учебного взаимодействия.
В эксперименте организация самостоятельной деятельности осуществлялась нами посредством использования методики формирования опыта самостоятельной познавательной деятельности в рамках задачной системы обучения и системы форм совместной деятельности.
Мы использовали специально разработанную систему задач, которая построена и ориентирована на использования полученных знаний студентами в физкультурно-спортивной деятельности при адаптации в процессе профессиональной подготовки.
В рамках нашего исследования, говоря о специальным образом организованной деятельности, мы имеем в виду систему образовательных задач, соответственно построенную и четко ориентированную на формирование умений использования полученных знаний студентами в физкультурно-спортивной деятельности при адаптации в процессе профессиональной подготовки и обеспечивающая гибкость управления и самоуправления. В данном случае роль преподавателя особенно значима.
Использование сконструированной системы задач и заданий различной степени сложности позволяет сделать процесс реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза личнос-тно ориентированным.
Основные аспекты методики реализации третьего условия, таким образом, состоят в следующем:
- способ предъявления задач учитывает принцип преемственности и последовательности в процессе реализации адаптационного потенциала физ-культурно-спортивной деятельности студентов и обеспечивает их поэтапное включение в деятельность более высокого уровня;
- задача формулируется полностью, что обеспечивает осознание студентом всего ряда действий, ориентирует их на конечный результат и обозначает «траекторию» движения к этому результату;
- разработка решения сложных задач осуществляется путем коллективных поисков «ориентировочной» основы действий.
Выполнение четвертого педагогического условия - использование средств физкультурно-спортивной деятельности и структурирование учебного материала по дисциплине «Физическая культура»» осуществляется на основе индивидуального подхода, обусловлено программно-содержательным обеспечением профессиональной подготовки студентов по данной дисциплине, главной особенностью которого является структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода при целесообразной модернизации содержания традиционных и включении новых видов физкультурно-спортивной деятельности.
Основными педагогическими требованиями к распределению и реализации программно-содержательного обеспечения в опытных группах студентов являются:
1. Содержание разделов «Гимнастика», «Спортивные игры», «Легкая атлетика» в структуре процесса физического образования, обеспечивающее создание базы общей двигательной подготовленности на основе индивидуального подхода и дальнейшее ее поддержание на всех этапах образования.
2. Обеспечение становление системы мотивов и потребностей, знаний и ценностных ориентации личности в сфере физической культуры, усвоение теоретико-методических особенностей ее использования в профессиональном образовании.
3. Разнообразия форм контроля, определение его места в структуре образовательного процесса; предусматривает выявление и оценку теоретической, физической и психической подготовленности студентов.
4. Создание в структуре каждого учебно-тренировочного занятия педагогических ситуаций для взаимообучения и самообучения.
5. Внедрение и реализация системы внеаудиторных учебно-тренировочных занятий в целях упрочения и поддержания уровня адаптации студентов в процессе профессиональной подготовки.
Комплексная реализация всех условий в рамках экспериментальной методики обеспечивает положительную тенденцию в адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности. Только комплексный подход, а не реализация каждого условия в отдельности может обеспечить эффективную реализацию адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза.
Содержательными элементами методики реализации всего комплекса условия являются:
- социальный заказ общества на обеспечение адаптации студентов к профессиональной подготовке; государственный стандарт образования;
- цель - реализация адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза;
- создание комплекса педагогических условий реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза;
- разработка и реализация в соответствии с этими условиями комплекса методов обеспечивающих эффективную адаптацию студентов к профессиональной подготовке на основе физкультурно-спортивной деятельности.
Библиографический список
1. Андрюшенко, Л. Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» [Текст]/ Л. Б. Андрюшенко // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 47-52.
2. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст]/ И. В. Аулик. - М.: Медицина, 1979. - 195 с.
3. Беляев, И. А. Применение элементов хатха-йоги и аутогенной тренировки в физическом воспитании учащейся молодежи [Текст]/ И. А. Беляев. - Оренбург: Оренб. гос. пед. ин-т, 1993. - 28 с.
4. Гершкович, Т. Б. К вопросу о детерминантах профессиональной адаптации преподавателей высшей школы [Текст]/ Т. Б. Гершкович, Н. С. Глуханюк // Образования и наука. - 2001. -№ 1.-С. 69-83
5. Годик, М. А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М. А. Годик, В. К. Бальсевич, В. И. Тимошин // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С. 24-32.
6. Доровских, И. Г. Методика формирования готовности будущих педагогов к использованию средств адаптивной физической культуры [Текст]/ И. Г. Доровских И. Г. - Шадринск: Издательство ШГПИ, 2005. - 32 с.
7. Коровин, С. С. Дидактические основы физического образования [Текст]/ С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский. - Оренбург: ОГПУ, 1999. - 155 с.
8. Петров, А. Ю. Педагогические основы профессиональной адаптации студентов [Текст]/ А. Ю. Петров // Вестник Оренбург. гос. ун. - 2005. -.№ 2. - С. 53-56.