Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная подготовка бакалавров средствами физкультурно-спортивной деятельности'

Профессионально-прикладная подготовка бакалавров средствами физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / MONITORING OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Е.Б.

Обозначены особенности высшего профессионального образования и требования, предъявляемые к выпускникам вузов в современных социально-экономических условиях. Выявлены приоритетные направления в организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, разработана и представлена методика организации профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL-APPLIED BACHELORS’ TRAINING BY MEANS OF SPORTS ACTIVITY

Peculiar features of higher professional education and requirements for graduates in modern socio-economic conditions are marked. Priority areas in organization of sports activity of students are identified, methods of organization of professional-applied physical bachelors’ training are developed and presented.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная подготовка бакалавров средствами физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 378.037.1

Е.Б. Ольховская

канд. пед. наук, доцент, кафедра физического воспитания, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,

г. Екатеринбург

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Обозначены особенности высшего профессионального образования и требования, предъявляемые к выпускникам вузов в современных социально-экономических условиях. Выявлены приоритетные направления в организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, разработана и представлена методика организации профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, профессионально-прикладная физическая подготовка, мониторинг профессионального развития.

E.B. Olkhovskaya, Russian state vocational pedagogical University, Ekaterinburg

PROFESSIONAL-APPLIED BACHELORS' TRAINING BY MEANS OF SPORTS ACTIVITY

Abstract. Peculiar features of higher professional education and requirements for graduates in modern socioeconomic conditions are marked. Priority areas in organization of sports activity of students are identified, methods of organization of professional-applied physical bachelors' training are developed and presented.

Keywords: competence approach, competences, professional-applied physical training, monitoring of professional development.

В постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях содержание профессионального образования должно ориентироваться на предвидение перспективных требований к будущему бакалавру как к субъекту различных видов социальной активности. Современная многоуровневая (бакалавриат и магистратура) система высшего образования направлена на подготовку специалистов, способных принимать нестандартные решения, воспроизводить не только готовые технологии, но и творчески их перерабатывать и создавать авторские. Бакалавры должны обладать фундаментальными знаниями по выбранному направлению высшего образования, способностью применить эти знания в постоянно меняющейся профессиональной деятельности, готовностью продолжить дальнейшее образование. Для повышения качества образования в профессиональной подготовке бакалавров сегодня реализуется компе-тентностный подход.

Компетентностный подход в образовании - это технология моделирования результатов образования и представления норм качества профессионального образования в виде компетенций. Данный подход предполагает переориентацию на личностно-центрированный характер образования с обязательным использованием практико-ориентированных технологий организации образовательного процесса [3, с. 25]. Конечный результат первого уровня высшего образования - качественно сформированные общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра.

В ФГОС ВПО компетенции оцениваются как элементы результата образования. По мнению Н.Н. Тулькебаевой, компетенции включают когнитивную составляющую (знания, умения, навыки), а также аффективную (эмоции) и волевую составляющую. Это обобщенная форма разнородных личностных качеств (когнитивных, аффективных, волевых), обеспечивающих человеку сложные виды практически преобразующих действий и позволяющих ему достигать личностно значимых целей. Э.Ф. Зеер рассматривает компетенцию как способность человека мобилизовать и преобразовывать имеющиеся у него знания, умения и опыт в результат при выполнении конкретной деятельности [5, с. 31].

Компетенции определяют качество будущей профессиональной деятельности бакалавра. Однако в условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровье человека также приобретает роль неотъемлемого фактора профессионального роста. Ухудшение физической подготовленности и здоровья значительной части студенческой молодежи является закономерным следствием недостаточной двигательной активности на фоне высоких интеллектуальных нагрузок. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - все это показатели общей культуры современного бакалавра.

Органической частью общечеловеческой культуры, ее особой самостоятельной областью является физическая культура. Физическая культура студента выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Активность студента как субъекта физкультур-но-спортивной деятельности - это интегральное качество личности, позволяющее осуществлять свободное целеполагание в деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, умением оперировать способами деятельности и совершать их конструктивную коррекцию в изменяющихся условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений, возникающих в ней.

В рамках ФГОС ВПО физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на оптимизацию психофизического развития студента и на формирование компетенции будущего специалиста. В теории и практике физического воспитания студентов специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки специалиста к будущей профессиональной деятельности получило название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Долгое время основной задачей ППФП студентов являлось приобретение прикладных умений, навыков и психофизической готовности для дальнейшей трудовой деятельности [2, с. 55]. В рамках компетентностного подхода ППФП современного бакалавра должна быть направлена на формирование высокого уровня компетентности будущих специалистов, способствовать эффективному профессиональному становлению студентов, оптимизировать формирование качеств, необходимых для реализации компетенций в любой сфере деятельности. Только в таком случае результаты физического воспитания студентов признаются значимыми за пределами системы образования, а также проявятся в готовности действовать в различных проблемных ситуациях.

Целью ППФП на первом уровне высшего образования является достижение бакалавром психофизической готовности к будущей трудовой деятельности, которая включает в себя наличие устойчиво сформированных компетенций. Учитывая, что компетенция - это способность мобилизовать и преобразовывать знания, умения и опыт в результат при выполнении конкретной сферы деятельности, физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на формирование социально и профессионально важных качеств (СПВК) специалистов, которые обуславливают продуктивность широкого круга социально профессиональной деятельности человека [6].

Анализируя возможности физкультурно-спортивной деятельности в формировании компетенций, необходимо выявить наиболее эффективную организацию физкультурно-оздоровительной деятельности. Методика, или алгоритм, определения научно обоснованных форм, средств и методов организации физкультурно-спортивной деятельности должна учитывать профессиограмму будущей профессиональной деятельности бакалавров и возможные профессиональные заболевания. Для этого необходимо изучить и аналитически сопоставить СПВК, востребованные в будущей профессиональной деятельности, с качествами, воспитываемыми физкультурно-оздоровительной деятельностью [2, с. 56].

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна содействовать не только

готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, но и к осуществлению профессионально-образовательной деятельности, которая является ведущей на этапе обучения в вузе. Во время учебы отмечается неравномерность процесса становления будущего специалиста, выражающаяся в профессиональных кризисах [1, 7]. На стадии профессиональной подготовки многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдаются кризисы профессионального выбора.

Первый кризис у студентов наступает в самом начале учебы. Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности; понять систему норм и правил, существующих на факультете и в группе; разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям. Второй кризис у студентов педагогических вузов возникает после первой педагогической практики, когда срабатывает эффект «когнитивного диссонанса». Студент сталкивается с противоречием: с одной стороны, теоретические, нормативные знания, полученные в вузе, а с другой - реалии современной системы образования с перегрузкой учащихся, проблемами их отторжения от образования, с низкой заработной платой педагога.

Оба кризиса влияют как на прогрессивное развитие СПВК, так и на состояние здоровья студентов. Конструктивный выход из кризисных ситуаций обеспечивается активной стратегией поведения. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, действие внешних и внутренних факторов, инициирующих кризис, преобразуется активностью личности, когда динамика жизни перестает определяться через течение событий, а становится зависимой от активности человека, от его способности организовать и направить события в желательном направлении. Для активной стратегии характерно проявление инициативы, целенаправленности действий, ответственности за принятое решение и поступки, устойчивость познавательных и эмоционально-волевых установок [1].

Определим методику организации профессионально прикладной подготовки студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета средствами физкультурно-спортивной деятельности. Профессия педагога профессионального обучения является одной из самых сложных по сравнению с большинством профессий, требующих высшего образования. По существу, преподаватель-мастер - это и высококвалифицированный рабочий по нескольким смежным профессиям, и педагог с высшим педагогическим образованием, и специалист, имеющий высшее отраслевое образование (инженерное, технологическое, аграрное и т.д.).

Профессионально-педагогическая деятельность - это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты [4, с. 18]. Ее основная цель - обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых. Предметом деятельности является процесс личностно ориентированного образования, который детерминирует совместный, взаимообусловленный характер деятельности обучаемых и педагогов и подчинен подготовке и повышению квалификации, профессиональному росту и карьере специалиста. Функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности обозначил следующие основные ее функции: образовательная, воспитательная, учебно-методическая, организационно-управленческая, производственно-технологическая.

Изучение условий осуществления профессионально-педагогической деятельности позволило выявить ряд возможных профессиональных заболеваний и профессиональных дест-рукций педагогов профессионального обучения. Профессия педагога профессионального обучения является интегральной и содержит в себе две равноправные составляющие: педагог и специалист в той отрасли народного хозяйства, для которой он будет готовить рабочие кадры. Так, например, педагог профессионального обучения по специальности «Машиностроение и технологическое оборудование», по классификации Е.А. Климова, относится и к группе про-

фессий «человек - техника», и к группе профессий «человек - человек» [4, 7]. Поэтому организация профилактики и предупреждения профессиональных заболеваний должна идти в двух направлениях.

Студенты машиностроительного факультета овладевают рабочей профессией на уровне как минимум 3 разряда, работая на токарных, фрезерных и других станках. Обработка деталей сложной конфигурации требует точной координации движения, длительного сосредоточения внимания. Продолжительное пребывание в неизменной рабочей позе может стать причиной нарушения осанки, уплощения стопы, ухудшения кровообращения в нижних конечностях. Поэтому средства ППФП должны быть направлены на развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стопы; совершенствование равновесия в вертикальном положении, координации движения; развитие выносливости; повышение функционального состояния органов зрения.

По мнению Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, любая профессия инициирует образование профессиональных деструкций, которые проявляются в разрушении, изменении или деформации сложившейся психологической структуры личности в процессе профессиональной деятельности. Профессиональные деструкции негативно сказывается на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [1, 7]. Возможности профессиональной деструкции достаточно высоки в педагогической сфере, где педагог не только выполняет сложную работу, но и находится в постоянном напряжении, возникающем в процессе общения с обучаемыми. Выделяют следующие профессиональные деструкции педагогов: профессиональные деформации, выученная беспомощность, профессиональный маргинализм и стагнация.

Проблема профессиональных деструкций педагогов в наши дни становится особенно острой в силу специфики его деятельности и сложившейся социально-экономической ситуации. Профессиональное самосохранение личности педагога предъявляет особые требования к уровню развития активности, ответственности, креативности, устойчивости, толерантности, ценностным установкам и отношениям, уровню самоконтроля, настойчивости, инициативности. Использование активной стратегии поведения способствует профессиональному самосохранению личности педагога, помогает конструктивно преодолевать профессионально обусловленные кризисы, осуществлять дальнейшее профессиональное развитие.

Механизмом формирования активной стратегии поведения в ППФП является рефлексивно-оценочная деятельность. Благодаря ей студент может увидеть и осознать недостаточность уровня своей подготовки для успешного решения поставленных перед ним задач в процессе занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Конструктивное разрешение возникшего противоречия возможно только при самоактуализации личностного развития.

Составленная профессиограмма профессионально-педагогической деятельности, анализ и изучение СПВК личности педагога профессионального обучения позволяют определить особенности ППФП. Методика организации ППФП, заключающаяся в подборе прикладных видов спорта, определении форм организации занятий и методов физического воспитания бакалавров профессионально-педагогического вуза, должна учитывать все особенности как образовательного процесса, так и будущей профессиональной деятельности бакалавров (рис. 1).

При реализации компетентностного подхода становится актуальным процесс контроля формирования компетенций будущего бакалавра. Информационной основой и элементом управления ППФП будет являться мониторинг формирования компетенций в физкультурно-спортивной деятельности. Данный мониторинг должен выполнять диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития студентов и образовательного процесса. При разработке мониторинга мы предлагаем в зависимости от специфики будущей профессии спроектировать профессионально обусловленную структуру личности бакалавра, на основе которой методом экспертной оценки определяются 5-7 наиболее значимых СПВК. Эти качества

подвергаются мониторингу в течение длительного времени (несколько семестров). При этом необходимо отказаться от применения сложных психодиагностических методик. В качестве базовых методов используют текущее наблюдение, метод тестовых ситуаций, экспликацию, опрос, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, тестирование. Контрольные точки мониторинга необходимо выбрать в соответствии с этапами профессионального становления бакалавров, а также с учетом кризисов профессионального выбора студентов, которые наиболее ярко проявляются после первой сессии и после педагогической практики.

Рисунок 1 - Методика организации ППФП в профессионально-педагогическом вузе

В современном высшем образовании достаточно хорошо представлен теоретический аспект профессиональной подготовки студентов. Однако проведенный анализ учебно-методической и научной литературы показал, что недостаточно разработаны и реализованы практико-ориентированные технологии формирования компетенций бакалавров на этапе профессионального образования.

Мы предлагаем использовать физкультурно-спортивную деятельность в оптимизации профессионального образования студентов. «Проживая» на спортивной площадке постоянно меняющиеся ситуации, анализирую их и, формируя активную стратегию поведения, студент переходит от этапа «субъекта жизнедеятельности» к этапу «субъекта саморазвития». Разработанная нами методика организации ППФП в сочетании с мониторингом формирования компетенций в физкультурно-спортивной деятельности будут способствовать успешной профессионально-прикладной подготовке будущих педагогов профессионального обучения.

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Профориентология личности: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 186 с.

2. Миронова Г.Л. Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа успешной трудовой деятельности выпускника вуза / Г.Л Миронова, Э.А. Эбботт // Аграрный вестник Урала. 2014. № 9 (127). С. 54-57.

3. Ольховская Е.Б. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография / Е.Б. Ольховская, Т.А. Сапегина. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 103 с.

4. Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование / Г.М. Романцев, Э.Ф. Зеер // Педагогика. 2002. № 3. С. 16-21.

5. Сапегина Т.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов в физкуль-турно-спортивной деятельности: учеб.-метод. пособие / Т.А. Сапегина, Е.Б. Ольховская, Т.А. Бобылева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 106 с.

6. Славко А.Л. Некоторые аспекты методики формирования нравственно-личностных качеств курсанта в процессе физкультурно-спортивной деятельности / Славко А.Л. // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 52-57.

7. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов / Э.Э. Сыманюк // Мир психологии. 2004. № 3. С. 202-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.