_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 796.011.3
Ольховская Елена Борисовна
канд. пед. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург E-mail: zotmfk@yandex.ru
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
Аннотация
Автор приводит результаты исследования возможностей физической культуры в оптимизации профессиональной подготовки студентов. Описаны основные этапы реализации физкультурно-спортивной деятельности студентов с целью формирования компетенций будущих бакалавров.
Ключевые слова
Физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, компетенции
Физическое воспитание студентов вузов в соответствии с действующим образовательным стандартом в рамках двух дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в основном направлено на выравнивание двигательной активности студентов и на воспитание физических качеств: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость. Однако, с целью оптимизации профессиональной подготовки будущих бакалавров необходимо, что бы физкультурно-спортивная деятельность студентов выполняла не только здоровьесберегающие функции, но и профессионально-образовательные.
Эффективное использование профессионально-образовательного потенциала физического воспитания возможно в результате проектирование педагогической деятельности преподавателя и предвидение результатов ее преобразования. Осуществление педагогического проектирования как вида профессиональной деятельности позволит педагогу научно обоснованно подойти к организации образовательного процесса по физическому воспитанию бакалавров. Для этого необходимо осуществить научный подбор средств, методов и форм организации физкультурно-спортивной деятельности, которые будут успешно осуществлять профессионально-прикладную подготовку [2].
Анализируя возможности физического воспитания в формировании компетенций бакалавров необходимо выявить наиболее эффективную организацию физкультурно-спортивной деятельности, которая сводится к изучению профессиограмму будущей профессиональной деятельности (т.е. значимые профессиональные компетенции) и выявлению возможных профессиональных заболеваний и деструкций личности. Следовательно, физкультурно-спортивная деятельность в вузе должна быть направлена на формирование социально и профессионально важных качеств (СПВК), которые позволяют мобилизовать и преобразовывать знания, умения и опыт в результат при выполнении конкретной сферы деятельности [1, 3].
Структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности будущих педагогов позволил выявить состав СПВК выпускников педагогических вузов: психофизические качества - высокий уровень развития физических качеств (выносливость, сила, координация, ловкость, быстрота реакции); устойчивые психические процессы (память, мышление, внимание); социально и профессионально значимые качества -гуманизм, коммуникативность, социальный интеллект, сверхнормативная активность, толерантность, рефлексия, организованность, ответственность, эмпатия, трудолюбие, нравственные и эстетические качества [1].
Учитывая выше изложенные положения, реализация физического воспитания будущих педагогов сводится к следующим этапам:
I этап (1, 2 семестры обучения) - Здоровьесберегающая физическая культура бакалавра: лекции и семинары по дисциплине «Физическая культура», научно-практические конференции круглые столы, научные семинары, диспуты, различные конкурсы; практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием метода регламентированных упражнений.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х
II этап (3, 4 семестры обучения) - Профессионально-направленная физическая культура бакалавра: практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов; учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях по индивидуальной траектории воспитания психофизических качеств и формирования СПВК.
III этап (5, 6 семестры обучения) - Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавра: практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием соревновательного метода; учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях по индивидуальной траектории воспитания психофизических качеств и формирования СПВК; спортивные соревнования в рамках ежегодной Спартакиады вуза; внешние спортивные соревнования и фестивали всех уровней.
Предложенная организация физического воспитания студентов позволит рассматривать физическую культуру как практико-ориентированную технологию формирования СПВК будущих бакалавров, направленную на оптимизацию профессиональной вузовской подготовки. Список использованной литературы:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. -Екатеринбург, 2011. - 345 с.
2. Ольховская Е.Б. Профессионально-прикладная подготовка бакалавра средствами физкультурно-спортивной деятельности // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 2. - С.113-118.
3. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография - Екатеринбург, 2008 г. - 103 с.
© Ольховская Е.Б., 2017
УДК 37.036.5
Попова Светлана Владимировна
старший преподаватель кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания Омский государственный педагогический университет г. Омск, Российская Федерация E-mail: zs12.164@mail.ru
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ АССОЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Аннотация
В статье рассматривается метод художественно-образных ассоциаций. Автор подчёркивает значение данного метода в работе над художественным образом музыкального произведения. В статье представлены некоторые формы применения метода художественно-ассоциативного воздействия в процессе обучения игре на фортепиано.
Ключевые слова
Содержание музыкального произведения, метод художественных ассоциаций, ассоциация, словесные пояснения, подтекстовка, тональность музыкального произведения, творческое воображение,
подтекст музыкального произведения.
Музыкальное произведение — это прежде всего определённый эстетический смысл, и основная цель интерпретатора — раскрытие этой музыкальной идеи, содержания произведения. И именно метод художественных ассоциаций является одним из эффективных путей проникновения в художественный