Научная статья на тему 'Педагогические компетенции учителя начальных классов'

Педагогические компетенции учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3875
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МНОГОМЕРНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUNCTIONS OF TEACHER OF INITIAL CLASSES / PEDAGOGICAL COMPETENCES / MULTIDIMENSIONALITY OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первова Галина Михайловна

В статье раскрывается проблема расширения функционала учителя, обосновано содержание инновационных компетенций педагога начальной школы, показана их роль в повышении эффективности педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Первова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COMPETENCES OF THE ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

In article the problem of expansion of functionality of the teacher is revealed, the maintenance of innovative competences of the teacher of elementary school is proved; their role in increase of efficiency of pedagogical activity is shown.

Текст научной работы на тему «Педагогические компетенции учителя начальных классов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Г. М. ПЕРВОВА

В статье раскрывается проблема расширения функционала учителя, обосновано содержание инновационных компетенций педагога начальной школы, показана их роль в повышении эффективности педагогической деятельности.

Ключевые слова: функции педагога начальных классов, педагогические компетенции, многомерность деятельности.

В условиях обновления профессионального педагогического образования активно обсуждается вопрос о диверсификации труда педагога, о расширении его полномочий. Начало этой темы уже отражено нами на страницах данного журнала [4]. Включение в модель подготовки учителя начальных классов все новых видов деятельности требует их осмысления и доказательности. Наиболее плодотворно процесс осмысления педагогической деятельности учителя начальной школы происходит в рамках компетентностного подхода [2; 6; 8]. Актуальность названного подхода объясняется потребностями развивающегося общества, расширением культурного поля профессии, многонациональным характером социальных отношений, ценностно ориентированным содержанием образования и духовно-нравственным воспитанием новых поколений детей.

В то же время понятие «компетентность» вовсе не новое. Компетентные - значит профессионально состоятельные люди, способные надлежащим образом выполнять свои обязанности, функции. Такие люди ценятся в любой профессии. Главное в профессии учителя - непрерывно трудиться в первую очередь над собой, а затем передавать это же умение детям, объясняя им, что «труд» и «трудности», которые предстоит преодолевать в учении, - слова одного корня.

Труд над собой - это самовоспитание, саморазвитие, самообразование, которые осуществляются через чтение, письмо, аудирование, говорение. Это и есть специфика педагогической деятельности: учитель - профессия речевая, и все виды речевой деятельности поэтому здесь названы. Два инструмента педагогической деятельности -речь и книга (как поставщик речи) - делают из студента учителя. А среди всех видов речевой деятельности главный - чтение, ибо это единст-

венный вид деятельности, который принадлежит человеку и отличает его от животного мира. Переберите в уме примеры поведения человека и животного и убедитесь и этом [2].

Совершенствование собственной деятельности является центром профессиональной подготовки учителя на отделении педагогики и методики начального образования ТГУ имени Г. Р. Державина. В связи с этим каждой из дисциплин вузовской программы придается практико ориентированное направление. Название курса «Теория литературы и практика читательской деятельности» указывает на это, но даже если предмет называется «Русский язык», то система вузовских и школьных упражнений так тесно переплетаются, что студент ни одного семестра не оторван от свой будущей работы. То же и с предметами «Математика», «Ботаника» и т. д.

Приобретаемые собственные предметные умения в дальнейшем подлежат методическому осмыслению и трансформируются в умение организовать аналогичную деятельность детей пред-школьного и младшего школьного возраста.

Приведем в пример предметно-методическую компетенцию учителя начальных классов, которая формируется благодаря авторской технологии чтения художественного текста по формуле «3у», т. е. глазами ученого, учителя, ученика. Первое -изучающее чтение - предназначено для анализа компонентов текста, каким обычно занимается ученый-литературовед, устанавливающий проблемно-тематическое и идейное поле произведения, композиционные элементы сюжета, специфику образов и образного языка и т. д. Повторное -просмотровое чтение - предназначено для того, чтобы обнаружить методические виды, способы и приемы работы с текстом, соответствующие его жанровым особенностям, и обосновать их. Одно-

временно происходит проектирование сценария урока в целом или его фрагментов, т. е. учителем планируется предположительная читательская деятельность обучающихся литературе и чтению детей [5].

Выработка профессионального умения читать текст тройным зрением важна не только для изучения литературного произведения, это комплексное умение имеет громадное значение при чтении любого текста - текста математической задачи, статьи по природоведению, справочника по языкознанию и т. д. Педагог получает установку на интеграцию теоретических научных знаний и их методическое воплощение в практику профессиональной деятельности. Так происходит становление многомерной педагогической компетенции, в основе которой лежат интеллектуальная способность, распределенное внимание, ассоциативно-структурированная память, гибкое системное мышление. Кроме того, важна способность студентов объединяться в профессиональную команду, действовать коллективно, тогда энергия системы (синергия) становится больше суммы индивидуальных энергий мышления [9].

Многомерность педагогической компетенции, таким образом, проявляется в умении выполнять несколько видов деятельности одновременно, в способности синтезировать их.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание интеллектсохранных школьников в соответствии с законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, проводит индивидуальное обучение больных детей на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, где применяются здоровьесберегающие технологии. Готовность специалиста начального образования включиться в инклюзивную деятельность рассматривается как необходимый атрибут подготовки к будущей профессии.

Современная социальная действительность требует от учителя начальных классов умений дистанционного обучения с помощью телекоммуникаций, на основе электронных средств сети Интернет. Сопряжение педагогических и информационных технологий требует подготовки педагогов нового типа - компетентного дистантного учителя, умеющего управлять учебно-воспитательным процессом интерактивными средствами (мультимедийные программы, электронные носители, Интернет). При этом требуются и такие личностные качества дистантного учителя, как толерантность, эмпатия, принятие ребенка таким, таков он есть, способность сотрудничать со

школьниками, эмоционально сопереживать неудачи и успехи.

Индивидуальный подход к обучающимся -давняя традиция начальной школы, о которой писали как классики отечественной педагогики (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухо-млинский и т. д.), так и современные исследователи (Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, И. А. Зимняя и др.). Субъект-субъектные, равнопартнерские отношения между педагогом и учеником становятся главными в управлении учебной деятельностью, при этом учитель остается ключевой фигурой, инициирующей процесс развития личности ребенка через речевое воздействие и взаимодействие к самовоздействию.

На первый план в такого рода отношениях выходит стимулирующая функция педагога, проявляющаяся в диалоговой форме обучения, в постановке доступных проблем, активизации познавательного процесса. Фасилитативная функция состоит в согласовании действий обучающего и учащегося (англ. facilitate - облегчать, содействовать, способствовать...), обеспечении возможности и свободы выбора действий в решении различных задач, оказании операционной помощи с учетом психических возможностей каждого ученика, предупреждении ошибочных действий. Учитель-фасилитатор выполняет роль партнера в деятельности, вселяет уверенность в способности ученика решать проблемы коммуникативного, речевого и иных планов, он общителен, доброжелателен, тактичен. Он не столько наставляет, сколько советует, не столько поучает, сколько беседует, помогает, консультирует, не столько оценивает, сколько экспертирует практическую деятельность, ее доступность и продуктивность. Такой учитель создает комфортные условия обучения и воспитания, снимает эмоциональную напряженность. О такой форме деятельности мечтал в своей время замечательный детский писатель Б. С. Житков, который в письме к племяннику (1924) написал: «Невозможно, чтобы было трудно учиться. Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» [3].

Социально-коммуникативные компетенции будущего учителя включают умение работать по принципу преемственности этапов образования, в частности, будущие учителя начальных классов должны избавиться от иллюзии, что они работают с нуля, что ребенок - «белый лист», на котором они пишут его первые учебные умения, характер, социальные и нравственные установки. Для реализации принципа преемственности в образовании на отделении педагогики и методики начального обра-

зования Тамбовского государственного университета изучается курс «Подготовка детей к школе».

Основное содержание курса составляют темы «Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста», «Современные образовательные программы дошкольного обучения и воспитания», «Теоретические основы языковой подготовки дошкольников», «Современные технологии воспитания в детском саду», «Ознакомление дошкольников с детской литературой», «Теоретико-методические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Развитие речи дошкольников», «Эстетическое воспитание дошкольников»... Каждый преподаватель кафедры общей педагогики и образовательных технологий, участвующий в программе «Подготовка детей к школе», разрабатывает и иные актуальные темы. Одно перечисление проблематики курса убеждает в том, что до 10 лет ребенок проходит две полноценные ступени образования, при условии, что он посещает детский сад в любых его формах (полного дня, кратковременного пребывании, семейного уровня, малокомплектный и т. д.) или центры развития ребенка.

Что объединяет эти ступени? Дошкольный и младший школьный возраст являются периодами активного развития познавательной деятельности в результате целенаправленного педагогического руководства этим процессом. Расширение информационно-развивающей образовательной среды современного дошкольного учреждения определяет политика государства, нормативно-правовые акты, в частности закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания» В. В. Давыдова, В. А. Петровского и др., «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Концепция преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием» Т. И. Алиевой, А. Г. Арушановой, Л. Г. Парамоновой, «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» В. Ф. Виноградовой, Л. Г. Журовой, Л. П. Стойловой и др. Типовые программы дошкольного образования «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и другие предусматривают реализацию преемственности с программами начальной школы. Изучается зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей: «Монтессори - педагогика», «Пилотная школы», Вальдорфский детский сад и др.

Подготовка ребенка к школе направлена на познание окружающего мира, формирование элементарных математических и языковых представ-

лений и навыков, обучение грамоте, умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, что предваряет изучение соответствующих предметов в начальной школе.

Учить детей на сломе одного жизненного этапа и перехода к новым позициям и видам деятельности сложно тем более, что индивидуальная траектория психического развития личности в этом возрасте, а также физическая зрелость весьма подвижны, неустойчивы и даже неопределенны. Консультативно-методической поддержки требуют родители детей с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями, с задержкой психического развития. В зависимости от состояния здоровья детей и образовательных запросов родителей или их законных представителей в образовательных учреждениях создаются группы предшкольной подготовки разных видов. Группы кратковременного пребывания могут функционировать от одного до пяти дней в неделю, допускается также работа групп выходного дня [1].

Компетентность выпускника вуза - это готовность осуществлять профессиональную деятельность, взятую в своей синтетической сложности: в соответствии со стандартом ВПО выпускник должен быть готов осуществлять обучение и воспитание, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, использовать различные методы, приемы и средства обучения, осознавать необходимость соблюдения прав и свобод ребенка, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы, осуществлять связь с родителями, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в образовательном процессе.

Квалификационная характеристика учителя начальных классов требует выполнения следующих видов профессиональной деятельности: учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, организационно-управленческая [4].

Как видим, выпускник вуза профиля «начальное образование» должен иметь широкую компетентность, связанную с умением решать педагогические проблемы, направленные на обучающихся и на развитие собственной личности. Признаком компетентности выпускника начфака мы считаем также способность адаптировать зна-

ния, умения, навыки, способы деятельности в измененных условиях труда, при изменении целей, задач, технологий. «Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.; ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования, предметные компетенции. формируются в рамках учебных предметов» [8].

Очевидно, что готовность будущего учителя начальных классов осуществлять инклюзивную, дистантную педагогическую деятельность и обучение на дошкольной (предшкольной) ступени -важные составляющие вузовского образования.

Термин «компетенция» (в переводе с лат. сотре(епаа) буквально означает «соответствие, соразмерность». По сути это количественная (соразмерность) и качественная (соответствие) характеристика тех общепедагогических и специальных предметных знаний, которыми должны владеть учителя. Кроме того, должно быть соответствие современному уровню развития науки, образовательных технологий и соизмеримость этих знаний с теми задачами, которые стоят при обучении и воспитании детей первого и второго переходного возраста. С позиции компетентностного подхода уровень образованности учителя определяется способностью решать практические учебнопознавательные, воспитательные, методические и иные проблемы на основе имеющихся знаний, использовать полученные научные знания в конкретной деятельности. Еще раз подчеркнем, что латинское сотре1ет (competentis) означает соответствующий, способный [7], а компетентный - обладающий не только знаниями, но и опытом.

Инновационные функции, выполняемые учителями начальных классов, придают профессии многомерный характер. Однонаправленные профильные компетенции педагога в настоящее время сменились многонаправленными или многомерными. Соответственно, педагог XXI в. - феномен интеллектуала-творца, престиж которого должен быть поставлен государством на такую высоту, на которой сегодня он, к сожалению, не находится. При этом и отбор абитуриентов на педагогические профили должен измениться. На-

ступают те времена, когда получать профессию учителя будут студенты, которые любят учиться, чтобы такую же любовь к обучению передать новому поколению.

Литература

1. Казакова Г. М. Примерные формы организации предшкольного образования детей: метод. пособие Тамбов, 2006.

2. Колганова Н. Е., Первова Г. М. Понятие о компетентном читателе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: мат-лы IV Всерос. науч.-практ. Шете^конф. Тамбов, 2012. С. 186-191.

3. Первова Г. М. Детская литература: учебник для студентов пед. спец. вузов. Тамбов, 2006. С. 148.

4. Первова Г. М. Модернизация образования: кадровый аспект // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1. С. 264-271.

5. Первова Г. М. Технология «трех у» в профессиональном становлении учителя начальных классов // Личностное и профессиональное становление будущего специалиста: сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. Шете!-конф. 24-31 мая 2010 г. Тамбов, 2010. С. 262-265.

6. Первова Г. М. Учебно-методический комплект как средство повышения профессиональной компетентности учителя // Компетентностный подход к подготовке учителя начальных классов в условиях обновления профессионального образования: сб. науч. статей. М., 2008. С. 68-70.

7. Словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. М., 1983. С. 241.

8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. иКЬ: http//www.eidos.ru

9. Ялалов Ф. Г. Многомерные педагогические компетенции // Педагогика. 2012. № 4. С. 45-53.

* * *

PEDAGOGICAL COMPETENCES OF THE ELEMENTARY SCHOOL TEACHER

G. M. Pervova

In article the problem of expansion of functionality of the teacher is revealed, the maintenance of innovative competences of the teacher of elementary school is proved; their role in increase of efficiency of pedagogical activity is shown.

Key words: functions of teacher of initial classes, pedagogical competences, multidimensionality of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.