УДК 371.214
Яборова A.B., Маркович Л.В.
Внедрение инновационной педагогической технологии «Дебаты» в образовательное пространство школы как один из путей реализации требований ФГоС к подготовке выпускника
В статье изложен педагогический опыт, накопленный в результате внедрения педагогической технологии «Дебаты» в систему работы конкретного образовательного учреждения (муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Красновишерска) и способствующий достижению высоких образовательных результатов в соответствии с ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: ФГОС, педагогическая технология «Дебаты», требования к освоению личностных, предметных, метапредметных результатов.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском инновационных средств внедрения ФГОС нового поколения в деятельность образовательных организаций. Что следует сделать для того, чтобы обеспечить требования стандартов к результатам освоения выпускником школы основной образовательной программы? [4; 5]. Не будем перечислять все необходимые для этого условия. Но отметим одно из наиболее важных, на наш взгляд, - современный педагог обязан интегрировать в систему своей работы инновационные педагогические технологии, которые помогают достичь определенных в новых стандартах личностных, метапредметных, предметных результатов.
Таких технологий немало: это и социальное проектирование, и игровые, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, дебаты и т.д. Для нашей образовательной организации такой отвечающей запросам школы технологией (в числе вышеперечисленных) стала технология под названием «Дебаты», так как она имеет для нас ряд неоспоримых преимуществ. Если мы откроем текст ФГОС ООО и СОО в разделе II в части требований
к личностным, метапредметным и предметным результатам, мы сможем отметить те, которых возможно достичь при помощи данной образовательной технологии. В качестве примера можно привести следующие результаты:
1) «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию...»;
2) «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам.»;
3) «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах...»;
4) «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.»
5) «умение самостоятельно планировать пути достижения целей...»;
6) «умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности...»;
7) «владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности»;
8) «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение»;
9) «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью»;
10) «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [3].
Таким образом, актуальность внедрения образовательной технологии «Дебаты» с точки зрения ее ценности для выпускников школы не вызывает сомнения. Однако как сделать так, чтобы большая часть субъектов образовательного пространства включилась в процесс освоения данной технологии? С 2012/13 уч. г. муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Красновишерска работает в направлении создания необходимых для этого условий. В данной статье мы хотели бы поделиться накопленным опытом по внедрению технологии «Дебаты» в образовательный процесс.
Для начала целесообразно обратиться к самому понятию «Дебаты». Все из нас в той или иной мере сталкивались с ним в повседневной жизни. Если рассматривать
данный термин с точки зрения образовательной технологии, дебаты «представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества» [1].
Следует также отметить, что существуют разные виды дебатов: классические дебаты Карла Поппера (самые распространенные), парламентские дебаты, дебаты Линкольна-Дугласа и неклассические формы дебатов, появившиеся в результате адаптации принципов и правил дебатов к условиям образовательного процесса; свободные дебаты; обсуждение в форме дебатов; экспресс-дебаты; модифицированные дебаты; мини-дебаты. Наш педагогический коллектив целенаправленно выбрал для внедрения в образовательный процесс модифицированные дебаты, которые позволяют включить в цивилизованный спор по правилам гораздо большее количество участников, чем в классических.
Процесс внедрения образовательной технологии «Дебаты» в систему работы нашего образовательного учреждения можно представить поэтапно.
Первое, что мы сделали, - провели опрос среди учителей с целью выяснения степени их знакомства с технологией [5]. Практически 100 % респондентов ответили, что глубоких знаний по этому вопросу у них нет.
Второй немаловажный этап связан с изучением теоретического материала. В современной учебно-методической ли-
тературе и сети Интернет можно найти довольно много разработок по теме, но материал довольно объемный и в некоторых случаях противоречивый, поэтому сначала нам самим пришлось долго разбираться и облекать их в доступную для коллег форму. Данный материал был представлен на заседании методического объединения классных руководителей в виде лекции «Педагогическая технология "Дебаты"» -одна из эффективных форм работы с учащимися», а также практической отработки полученных знаний в виде мини-дебатов. Считаем необходимым отметить тот факт, что мы изначально приняли для себя принципиальное решение, суть которого состоит в том, что в качестве предмета обсуждения на «учительских» дебатах мы выбираем абсолютно далекие от педагогики темы, что способствует созданию непринужденной обстановки, организации откровенного общения с коллегами, их открытости и инициативности.
Так, первый опыт участия в дебатах педагоги получили, защищая или опровергая тезис «Измена - путь к укреплению брака». Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что выбор «непедагогических», в некоторых случаях даже экстравагантных тем является залогом активности учителей в процессе их обсуждения. Среди тем, которые были использованы в работе с педагогическим коллективом, можно отметить следующие: «Новогодние каникулы -праздник для тела и души», «В нашем коллективе - комфортно», «Отдых за границей -лучше». Наблюдение показало, что большая часть педагогов заинтересовалась возможностями использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе.
Следующий этап работы предполагал активное вовлечение старшеклассников в деятельность: мы ознакомили их с правилами дебатов, структурой, провели тщательную подготовку спикеров. Тема первых дебатов
была связана с темой традиционного школьного КТД «День Памяти» (мероприятия, направленные на чествование воинов-интернационалистов) и звучала следующим образом «Афганистан - подвиг советского солдата». Ход дебатов был запечатлен с помощью видеосъемки.
Отличительным моментом процесса внедрения технологии в систему работы ОУ является системный мониторинг промежуточных и конечных результатов деятельности. Так, в целях определения результативности первых дебатов учащимся была предложена анкета, состоящая из пяти вопросов. На вопрос «Понравилось ли тебе принимать участие в дебатах?» ответ «да» дали 68 учащихся, «нет» - 10 человек, «так себе» - 1 человек. 68 учащихся указали, что обсуждаемая тема была им близка, затронула их, в то время как 11 человек не проявили особого интереса к теме. Отмечая степень личной значимости мероприятия, ребята предложили следующие варианты ответа на вопрос «Насколько полезным для тебя было мероприятие?»: узнал(а) много нового - 48 человек, очень полезно -19 человек, поставил(а) для себя новые вопросы - 1 человек, попробовала себя в роли оратора - 1 человек, не полезно -4 человек. Утвердительно на вопрос «Хотел бы ты принять участие в дебатах в будущем?» ответили 46 человек, отрицательно - 21 человек, не определились с выбором -10 учащихся. Кроме того, ребятам было предложено назвать темы для будущего обсуждения на дебатах. Оказалось, что наиболее волнующие подростков темы связаны с ЕГЭ, современной музыкой, спортом, вредными привычками, будущим г. Крас-новишерска, историей страны, вопросами национализма, внешней политики.
Видеосъемка, о которой мы говорили выше, понадобилась нам для проведения следующего заседания методического объединения классных руководителей. Педагоги
учились сами оценивать некоторые этапы дебатов по представленным видеокадрам [5].
На следующей встрече всем классным руководителям было предложено посетить дебаты «Я в армии служить обязан», т.е. увидеть технологию в действии и оценить мероприятие по определенным критериям.
Еще один шаг к достижению поставленной перед ОУ цели - знакомство с технологией не только классных руководителей, но и учителей-предметников, и учащихся, а также некоторой части родителей обучающихся.
Результаты 2012/13 уч. г. оказались довольно скромными: в школе были организованы и проведены несколько дебатов со старшеклассниками, 5 классных часов, 1 открытое родительское собрание, а также урок математики в рамках единой методической недели.
В конце учебного года учителям было предложено продолжить 3 фразы в части освоения технологии: «я знаю.», «я смогу.», «мне необходимо.». Мониторинг уровня готовности учителей к реализации педагогической технологии показал, что 100 % учителей знакомы с теоретическими основами технологии, 75 % могут провести дебаты или часть дебатов, 50 % планируют использовать данную технологию в своей работе. 62 % учащихся дали положительную оценку данной технологии, что свидетельствует о ее интериоризации большей частью этой целевой группы.
В следующем учебном году активная деятельность в данном направлении продолжилась. Так, мы подключили 7-8 классы (тема дебатов «О, спорт! Ты - мир!»), попробовали себя на районном уровне - фестивале юных журналистов («Социальные сети - полезная вещь»), а также на педсовете с участием педагогов, родителей и учащихся («Домашнее задание надо задавать»). Кроме того, в рамках конкурса родительских
комитетов два родительских собрания были проведены в формате дебатов. А победитель районного конкурса «Я - современный классный руководитель» является педагогом нашей школы, и мероприятие, которое она представила на суд жюри, было также проведено в формате дебатов.
Одно из важных достижений данного периода, которое можно отметить, - это презентационное мероприятие для педагогов района в рамках сотрудничества с НИУ ВШЭ. Вниманию коллег был представлен семинар-практикум, на котором они детально познакомились с правилами проведения дебатов, приняли участие в мини-дебатах «Отдых за границей лучше» в роли спикеров, наблюдали за дебатами старшеклассников на актуальную сегодня тему «Крым и Россия - единое целое». Кроме того, наши педагоги делились опытом на межмуниципальной конференции педагогических работников с коллегами из Чердынского района, для учителей Красновишерского района был дан мастер-класс [5].
Необходимо также отметить, что ход деятельности по внедрению технологии освещался и в средствах массовой информации для того, чтобы широкая родительская и педагогическая общественность постепенно включалась в данный процесс. Так, в районной газете «Красная Вишера» от 26 февраля 2014 № 9 была опубликована статья «Спорить? Тогда по правилам!».
Проведенный в конце 2013/14 уч. г. мониторинг степени владения технологией «Дебаты» продемонстрировал довольно высокие показатели: 57 % учителей в полной мере освоили технологию и были методически готовы применять ее в образовательной деятельности.
Следующий этап (2014/15 уч. г.) был направлен на увеличение степени охвата всех субъектов образовательного пространства педагогической технологией «Дебаты» не только в школе, но и на уровне муниципаль-
ного образования и Пермского края. 30 педагогам Красновишерского района в рамках традиционной августовской конференции был представлен мастер-класс «Педагогическая технология "Дебаты"». Коллегам из других школ, имеющих намерение попробовать данную технологию в действии, были даны рекомендации по вопросам действенного использования технологии в образовательном процессе.
Участники VI открытого молодежного фестиваля юных журналистов - представители школ г. Красновишерска и района
- попробовали свои силы в дебатах под названием «Могу сказать "Нет!"». Отзывы зрительской аудитории свидетельствуют о живом интересе, который вызвало содержание этой темы, и желании молодежи активно включаться в процессы обсуждения и решения актуальных социально-политических проблем.
Районный конкурс профессионального мастерства «Я - современный классный руководитель» был представлен в том числе и пятью мероприятиями в формате дебатов. Среди наиболее удачных школьных дебатов можно отметить такие, как «Толерантность
- это благо» и «Чувства наизнанку, душу напоказ». Радует тот факт, что растет степень заинтересованности родителей наших учащихся данной технологией: за анализируемый период 3 родительских собрания,а именно - «Чтение - основа учения», «Сдать ЕГЭ легко», «Домашнее задание надо задавать» - были проведены в формате дебатов. Кроме того, накопленный ранее опыт был представлен на I Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ «Инновационное развитие образовательной организации: обеспечение качества образования в контексте требований ФГОС».
Мониторинг охвата участников деятельности в формате дебатов за три года (с 2013 по 2015 гг.) показал, что по срав-
нению с началом внедрения технологии в образовательный процесс (2012/13 уч. г.) степень вовлеченности участников выросла на 47 %.
Следующий учебный год (2015/16 уч. г.) был ознаменован приятным событием, а именно присвоением нашему образовательному учреждению статуса Центра инновационного опыта Университетского округа Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Деятельность школы в данном статусе началась со знакомства работников ДОУ г. Красновишерска с основами технологии: некоторые из них выступили в роли спикеров и зрителей в рамках дебатов «ФГОС и детство совместимы».
Знаковым мероприятием можно назвать создание межшкольного дебат-клуба, участниками которого стали ребята из МАОУ «СОШ № 8», МБОУ «СОШ № 1», МАОУ «СОШ № 4». Клуб получил говорящее название, которое выбрали сами учащиеся, - «Орел и решка», символизирующее разные точки зрения на спорную ситуацию. Первая интеллектуальная игра в рамках деятельности клуба по теме «Вода всегда полезна» продемонстрировала высокий уровень активности школьников и педагогов готовность продолжить работу в этом направлении.
Перед педагогическим коллективом была также поставлена задача как можно более эффективно использовать возможности технологии в учебном процессе: ребята с большим удовольствием включились в процесс обсуждения таких тем, как «Влияние электромагнитного излучения всегда положительно», «Для современного мира важна глобализация», «"Собачье сердце" -жестокий научный эксперимент» на уроках физики, географии, литературы. Кроме того, учителя начальных классов провели качественную работу по подготовке учащихся к мини-дебатам «Человек - царь природы» и «Компьютерные игры вредны».
Как всегда, не остались в стороне наши активные родители. Перечень проведенных встреч педагогов с родителями и детьми, впечатляет: «Советское кино лучше», «Герои фильма "Деточки" - преступники», «Первая смена удобнее второй», «Родители должны вмешиваться в жизнь детей», «Сегодня ребенку нужен репетитор». Тот факт, что именно родители приняли самое непосредственное участие и в процессе подготовки, и проведения дебатов, дорогого стоит.
Конкурс профессионального мастерства «Я - современный классный руководитель» благодаря сотрудничеству с ПГГПУ приобрел статус краевого, а также обогатился новой номинацией «Методическая разработка внеурочного занятия в формате дебатов».
В марте 2016 г. коллеги из образовательных учреждений Красновишерского района были приглашены на практико-ориентиро-ванный семинар «Внедрение инновационной педагогической технологии "Дебаты" в образовательное пространство школы как один из путей реализации требований ФГОС к подготовке выпускника» и педагогические дебаты по теме «Инновации школе нужны». На встрече обсуждались плюсы и минусы современных образовательных технологий, в том числе и технологии «Дебаты». Отрадно, что большинство собравшихся пришли к выводу о том, что дебаты во многом способствуют формированию качеств выпускника, которые определены в ФГОС нового поколения. Действительно, согласно Т.В. Светенко, «дебаты развивают логическое и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; навыки устной речи; эмпатию и терпимость к различным
взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде; способность концентрироваться на сути проблемы» и т.д. [2]. А данные, полученные в результате педагогического наблюдения на конец 2015/16 уч. г., доказывают их эффективность в области формирования личностных, предметных и метапредметных результатов. Если сравнить степень активности всех субъектов образовательного процесса в 2012/13 уч. г. с анализируемым периодом, то можно убедиться в востребованности технологии.
Так, если на начальном этапе ее внедрения приходилось доказывать необходимость этой инновации, то на сегодняшний день и обучающиеся, и учителя, и родители проявляют активную жизненную позицию, самостоятельность, демонстрируют желание спорить по правилам, находить компромисс.
На основании того, что педагогический коллектив удостоверился в действенном влиянии технологии на развитие образовательного пространства, в 2016/17 уч. г. планируется продолжить работу по внедрению технологии в учебно-воспитательный процесс, сделав акцент на ее совершенствование и расширение. Так, есть намерения попробовать свои силы в дебатах на английском языке, освоить правила проведения классических дебатов, активизировать работу межшкольного дебат-клуба, содействовать распространению накопленного педагогического опыта, а также рассмотреть возможности педагогической технологии «Дебаты» как средства формирования метапредметных результатов образования (на примере смыслового чтения).
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ и оценка программы «Дебаты» и проектной деятельности участников программы и экспертов проекта, членов Федерального экспертного совета Министерства образования России: научный отчет, 1999.
2. Дебаты: учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи», 2001. 296 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2011. 48 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
5. Яборова А.В., Маркович Л.В. Алгоритм внедрения педагогических инноваций в систему работы образовательного учреждения на примере педагогической технологии «Дебаты» // Инновационное развитие образовательной организации: материалы I Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ / ред. кол. О.В. Вискова, Д.В. Гергерт; НИУ ВШЭ. Пермь, 2015.С.234-237.