Научная статья на тему 'Институциональная модель индивидуализации образования в основной школе в аспекте введения ФГОС ООО'

Институциональная модель индивидуализации образования в основной школе в аспекте введения ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПОТОЧНО-ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Тамара Ивановна, Черепанов Михаил Станиславович

Статья посвящена стратегии и тактике перехода образовательного учреждения на новые образовательные стандарты. Подробно описаны элементы модели индивидуализации образования в 5-7-х классах основной школы: включение в образовательный процесс инновационных образовательных практик; тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий; поточно-групповое обучение и краткосрочные практико-ориентиро-ванные курсы по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Тамара Ивановна, Черепанов Михаил Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная модель индивидуализации образования в основной школе в аспекте введения ФГОС ООО»

УДК 37.04 ББК Ч420.23

Т.И. Уварова, М.С. Черепанов

Институциональная модель индивидуализации образования в основной школе в аспекте введения ФГОС ООО

Статья посвящена стратегии и тактике перехода образовательного учреждения на новые образовательные стандарты. Подробно описаны элементы модели индивидуализации образования в 5-7-х классах основной школы: включение в образовательный процесс инновационных образовательных практик; тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий; поточно-групповое обучение и краткосрочные практико-ориентиро-ванные курсы по выбору.

Ключевые слова: индивидуализация,

индивидуальность, индивидуальная образовательная траектория, поточно-групповое обучение; тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий.

В новых стандартах основного общего образования поставлена задача формирования взаимосвязи между предметным содержанием и личностью подростка, выхода учащегося на деятельностный уровень образования, позволяющий ему успешно применять в жизнедеятельности освоенное предметное содержание.

Основным направлением перехода на ФГОС и достижения новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) педагогический коллектив МАОУ

«Лицей № 4» г. Перми избрал стратегию индивидуализации образования как обеспечения каждому учащемуся права и возможности формировать собственные образовательные цели и содержание образования.

В результате проектно-аналитической работы коллективом лицея были сформулированы основные принципы, условия и механизмы индивидуализации образования. В образовательной системе лицея, ориентированной на принципы индивидуализации, ученик становится реальным субъектом своей образовательной деятельности, так как сам задает цели и выбирает содержание своего образования. Ответственность за результаты образовательной деятельности распределяется между учеником (семьей) и лицеем. Наличие активности ученика в выборе целей и содержания деятельности рассматривается как педагогический результат. Весь образовательный процесс лицея построен таким образом, чтобы побуждать ребенка к активности.

Рассмотрим, как трактуется понятие «индивидуальность», являющееся одним из ведущих в нашем исследовании, в цикле человековедческих наук: истории, философии, психологии, педагогике.

И.А. Колесникова отмечает, что при всем многообразии существующих трактовок понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» в них всех есть нечто общее. Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.П. Варламова, Е.Б. Весна, Ю.М. Орлов, В.И. Сло-бодчиков и другие, изучая данные понятия, выстраивают определенную иерархическую лестницу, рассматривая человека через его индивидные проявления, личностные, субъектные

и, наконец, индивидуальные. При этом понятие «индивид» рассматривается как несущий видовой опыт человечества; как индивидные природные свойства человека; как совокупность психофизиологических и социальных особенностей человека. «Личность» определяется через социальное положение человека в обществе, общественные функции -роли, цели и ценностные ориентации, определяющие социальную биографию человека; как человек, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других; приобщающийся к различным картинам мира и типовым формам поведения в социогенезе как истории человечества. Понятие «индивидуальность» позволяет рассматривать человека с точки зрения его целостной единичности. Ученые проводят определенную связь между индивидом, личностью и индивидуальностью: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Е.Б. Весна осмысливает индивиду -альность в трех аспектах: объектном, субъектно-объектном, субъектном.

Объектный аспект предполагает оценку индивидуальности с точки зрения вненормативности, того нового, что привносится ею в сложившуюся нормативную структуру. Оценивается содержание вкладов индивидуальности, которые, закрепившись в общественном бытии, начинают влиять на других и становятся вкладами в личности других людей.

Субъектно-объектный аспект рассматривает индивидуальность с точки зрения: 1) осознания своей уникальности; 2) стремления к ее актуализации, реализации, развитию, осуществлению; 3) способности рас-

порядиться этой уникальностью.

Субъектный аспект рассматривает становление индивидуального сознания вне соотнесенности с общностью как результата индивидуальной судьбы с внутренним самодвижением.

Первый аспект связан с оценкой общего в индивидуальном, второй - с пониманием единичного в индивидуальном, третий - с позиции особенного.

Основными условиями индивидуализации образования в лицее являются наличие разнообразных образовательных ресурсов, ориентированных на разные категории учащихся, возможность их неоднократного выбора и педагогическое сопровождение процесса самоопределения. У учащихся есть реальная возможность выбора образовательных ресурсов с ее планомерным возрастанием на каждой последующей ступени образования, причем условия для свободы выбора созданы во всех значимых сферах жизни учащихся (личностное и профессиональное самоопределение, гражданская позиция, образ жизни). Выбор учащегося носит осознанный и ответственный характер.

Условиями реализации выбора в образовательном процессе лицея являются: наличие широкого спектра индивидуальных образовательных траекторий учащихся; поточно-групповая организация образовательного процесса; широкое применение проектных, исследовательских способов деятельности, информационно-коммуникационных технологий; тьютор-ское обеспечение образовательного процесса; включение в образовательный процесс разных форм самостоятельной образовательной деятель-

ности учащихся — дополнительного образования, дистанционного обучения и т.д.; наличие широкого культурного пространства - клубов по интересам, общественных движений

и объединений, спортивных обществ. Таким образом, в последние годы в образовательном процессе лицея сложилась модель индивидуализации образования (см. табл.).

Инвариант Вариатив

Классы (учебные (компонент БУ П, Внеурочная «Открыт ое

предметы ФБУП ) формируемый участник ами ОП) деятел ьность образование»

Образовательные ресурсы

5 Вариативные Краткосрочные Социальные Реализация

педагогические курсы по выбору пробы части

технологии Учебно- КТД образовательной

Активные и исследовательская Исследовательская программы в

интерактивные деятельность деятельность УДО, внешних

методы обуч ения Проектная образовательных

МРИТО деятельность организациях

Разноуровневые Дополнительное Элементы

образовательные образование дистанционного

программы образования

Индивидуальные Дополнительное

6

учебные программы Поточногрупповое обучение по двум предметам личное образование

7

8 Образовательные Краткосрочные КТД, Реализация

9 потоки (учебные курсы по выбору Социальные части

группы по Учебно- и научно- практики, образовательной

профильным исследовательская Социально- программы в

предметам и деятельность образовательные УДО, внешних

курсам по Проектная проекты, образовательных

выбору) деятельность Учебно- и научно- организациях

МРИТО Пассивные исследовательская Дистанционное

Модульное профессиональные деятельность образование

обучение пробы Проектная Дополнительное

Моделирование, деятельность, личное

конструирование активные профессиональные пробы Школа юных управленцев образование

Тьюторское сопровождение выбора учащимися учебных групп, краткосрочных

курсов, исследовательской деятельности и инновационных образовательных практик в

основной школе

ОРГАНИЗАЦИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИИ»

В данной модели наиболее проработанными и системными компонентами до последнего времени были образовательные процессы в старшей школе и в 8-9-х классах основной школы. В старшей школе основными компонентами индивидуализации являются индивидуальные учебные планы (ИУП) у 100% лицеистов, дающие возможность выбора изучения практически всех предметов базисного учебного плана на профильном уровне, нелинейное расписание учебных занятий, включение в учебный процесс образовательных практик, исследовательской деятельности, профессиональных проб. В 8-9-х классах сложилась эффективная система предпрофильной подготовки, в основе которой выбор учащимися уровня изучения предметов на углубленном, повышенном и базовом уровнях. Обучение ведется в образовательных потоках, при наличии широкого спектра курсов по выбору, социальных практик и предпрофессиональных проб, что позволяет выпускникам основной школы адекватно самоопределиться в продолжении образования и выборе профильных предметов в старшей школе.

Наиболее слабым компонентом в модели индивидуализации образования в лицее до 2010 года являлось младшее звено основной школы, с 5-го по 7-й класс. Педагоги, управленческая команда лицея, родительская общественность понимали необходимость изменений в образовательной деятельности младших подростков. В 2010 году совместным решением педагогического и управляющего советов лицея была

принята программа системных преобразований в 5-7-х классах «Основная школа - пространство выбора». Программа была направлена на реализацию компонентов индивидуализации в образовательный процесс в этих классах. На сегодняшний день программа реализована в полном объеме.

Модель индивидуализации в 5-7-х классах состоит из ряда взаимосвязанных компонентов.

Первым и основным компонентом модели является поточно-групповое обучение по базовым предметам. В лицее оно организовано в 5-х классах по математике и природоведению, в 6-х - по литературе и обществознанию, в 7-х - по обществознанию и математике. Для успешного функционирования модели педагогическим коллективом лицея были созданы соответствующие кадровые и нормативные условия. Были доработаны и созданы новые локальные акты, учителя разработали новые варианты учебнотематического планирования с учетом специфических компонентов, пересмотрели систему оценивания предметных результатов с выделением оценки за специфический компонент и т.д. На всех этапах организации поточно-группового обучения была налажена взаимосвязь с родителями учащихся. На родительских собраниях, общешкольном родительском комитете, родительских конференциях, круглых столах, управляющем совете идет обсуждение вопросов, связанных с обучением детей в учебных группах, решаются общие и индивидуальные проблемы.

Внедрение данного компонен-

та в образовательный процесс началось с объяснения учащимся и родителям особенностей изучения предмета в учебных группах, учителя подробно познакомили их со спецификой содержания и преподавания предмета, со способами оценивания специфического компонента. После этого по заявлению родителей и учащихся были сформированы учебные группы. Вместе с тем учащимся была предоставлена возможность перехода из группы в группу с целью учебных проб. Пространство свободного перехода и выбора учащимися группы сопровождалось тьюторами. К концу первого учебного месяца массовые переходы были практически завершены. Но у учащихся осталась и была нормативно закреплена возможность перехода из группы в группу на любом этапе обучения, после консультаций с тьютором и наличием аргументированного обоснования перехода. Например, в течение 2011-2012 учебного года по математике из группы в группу перешло более 10% обучающихся, что является своеобразным показателем самоопределения учеников.

В настоящее время в каждой параллели с 5-го по 7-й класс учащиеся выбирают не уровень изучения предмета, как в 8-м классе, а специфику изучения предмета, основанную на познавательном интересе или склонности самого школьника. Так, ученики 5-х классов математику и природоведение изучают не в составе своих классов, а в учебных группах, сформированных из учеников всей параллели. В учебные группы ребята объединяются по проявленному интересу к спец-

ифике изучения предмета. Например, по математике сформированы такие учебные группы, как «Теоретическая математика», «Практическая математика (математика в жизни человека)», «Пропедевтика геометрии», «Информационная математика», «Математика для гуманитариев». По предмету «Природоведение» пятиклассники выбирают такие группы, как «Природа живая и неживая (с элементами краеведения), «Введение в химию», «Введение в географию», «Природоведение с элементами экологии». Учащиеся 6-х классов могут выбрать изучение литературы в таких учебных группах, как «Литература и живопись», «Литература и театр», «Литература как повод для дискуссий», «Литература и история», а обществоведение - в группах «Я в мире права», «Социальные роли подростка», «Социологические исследования», «Я и сверстники», «Подросток и общество».

По результатам обучения поточно-групповым методом в 2011-2012 учебном году был проведен мониторинг удовлетворенности родителей ходом и результатами обучения детей. Родителям было предложено оценить по 5-балльной системе поточно-групповой метод обучения. В опросе, проводимом через систему электронных дневников, приняло участие 127 родителей (50% от общего количества учащихся). В результате опроса средний балл, выставленный родителями, составил 4,66, что является высоким показателем удовлетворенности образовательным процессом. Кроме того, родители отмечают повышение учебной мотивации детей.

Наиболее востребованным среди учащихся и родителей стал следующий компонент модели - «Краткосрочные практико-ориенти-

рованные обязательные курсы по выбору». Основными принципами внедрения данного компонента в образовательный процесс являются краткосрочность курсов (8 часов), чередование (один курс в четверть), избыточность программ, деятельностный подход (обязательное наличие продукта деятельности), не-академичность, метапредметность и практико-ориентированность содержания. Для учащихся лицея были созданы условия для разнообразного выбора ими краткосрочных курсов различной тематики и направленности.

Этому предшествовала серьезная проектная работа педагогов по разработке программ краткосрочных курсов. Для учителей были организованы курсы повышения квалификации по проектированию программ. В результате были разработаны и презентованы учащимся программы 39 краткосрочных практико-ориентированных курсов, построенных на основе интересов, склонностей и желаний обучающихся. Среди них такие курсы, как «Моя фирма», «Плетение из бисера», «Игрушка своими руками (валяние из шерсти)», «Оригами», «Дизайн кондитерских изделий» и многие другие. Каждый ученик вправе выбрать минимум четыре курса по 8 часов в течение учебного года.

По результатам прохождения курсов происходит публичная защита продукта деятельности учащегося в виде презентаций, выставок, кон-

цертов и т.д. Всем учащимся за прохождение курса и защиту продукта выдается сертификат, а лучшим (по результатам зрительского голосования) - диплом, которыми учащиеся пополняют свой портфолио. Педагогами, ведущими курсы, была разработана система оценивания детских продуктов, выделены объекты оценки и критерии оценивания, понятные учащимся. Родители высоко оценивают данный компонент, есть примеры включенности родителей в образовательный процесс в качестве ведущих отдельных занятий краткосрочных курсов. В перспективе нами рассматривается возможность организации курсов под руководством родителей.

Неотъемлемым компонентом модели является тьюторское сопровождение выбора и самоопределения детей. Тьюторы - кураторы параллели оказывают поддержку учащимся в процессе выбора учебных групп и краткосрочных курсов, регулируют переходы из группы в группу, организуют процедуру защиты продуктов, проводят с детьми рефлексивные беседы по результатам учебной деятельности, помогают составлять и анализировать портфолио. Тьютор - «социальный продюсер» организует социальные пробы и практики, работает со спонтанной активностью учащихся. Тьютор исследовательской деятельности оказывает индивидуальную поддержку в процессе выбора исследовательской темы, постановке задач, применении методик исследования, рефлексии результатов. Тьютором разработаны методические рекомендации по поддержке исследований детей и дидактиче-

ское пособие - дневник тьюторан-та. Тьютор по профильному самоопределению в рамках курса «Мой выбор» сопровождает учащихся 7-х классов в предпрофильной подготовке.

Не менее важным является компонент внеурочной деятельности, в который входят социальные и профессиональные пробы и практики, образовательные практики, такие как: социальные проекты (творческие группы, малые инициативные группы, проектные группы, индивидуальные проекты), социально значимые акции («Зимняя неделя добра», «Рука друга», «Чистый двор», «Уютный лицей», волонтеры «Школы примирения» и т.д.), ученическое самоуправление (детская общественная палата, совет научного общества, совет по физкультуре и спорту, пресс-центр, советы дела и т.д.), пассивные профессиональные пробы (программы профориентации, тренинги, знакомство с миром профессий родителей, экскурсии на предприятия и организации родителей и т.д.). Благодаря организованному в деятельностном ключе внеурочному компоненту дети имеют возможность получить опыт социальной деятельности, у них формируются социальные компетенции и расширяется образовательное пространство.

Кроме того, большое значение педагогический коллектив лицея придает организации «метапред-

метной» деятельности учащихся (метадеятельности), с помощью которой целенаправленно формируются универсальные учебные действия и достигаются личностные и метапредметные результаты. К метадеятельности в лицее относятся; метапредметные курсы, студии, клубы (пресс-клуб, «Оксфордские дебаты», клуб «КВН», английский и немецкий клубы и т.д.), учебноисследовательская деятельность (кластеры (межпредметные объединения взрослых и учащихся), предметные секции, научно-практическая конференция, стендовая сессия, учебно-исследовательские практики, экспедиции, научный лагерь), образовательные события (фестиваль творчества «Фактор успеха»).

Основные направления дальнейшего развития модели индивидуализации образования в основной школе лицея связаны с выстраиванием единой системы оценивания базового и специфического компонента в поточно-групповом обучении, определении критериев и инструментов оценки метапредмет-ных результатов, совершенствовании системы социальных практик, профессиональных проб, переходом к системе тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных траекторий и программ.

Но самое главное, что детям в таком образовании интересно учиться, а учителям - учить.

Список литературы:

1.Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве // Мир психологии. - 1999. - № 4.

2.Ковалева Т.М. Основы тьюторско-го сопровождения в общем образовании: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. - 56 с.

3.Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

4.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 // Вестник образования России. -2011. - № 15. - С. 39-65.

б.Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 7. - С. 6-13.

7.Система координат, или Возможная схема разработки программы развития школы // И.Д. Фрумин, А.М. Пинский, А.Г. Каспржак, С.М. Юсфин // Директор школы. - 2001. - № 9. - С. 3-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.