Научная статья на тему 'Профильное обучение в контексте концепции модернизации российского образования на современном этапе'

Профильное обучение в контексте концепции модернизации российского образования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профильное обучение / индивидуальный учебный план / модели обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшина О. П.

Автор статьи раскрывает эффективность использования индивидуальных учебных планов в организации профильного обучения на старшей ступени общего образования, описывает модели профильного обучения на основе индивидуального учебного плана, определяет подходы к составлению учебного плана общеобразовательного учреждения, основанного на индивидуальных учебных планах школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение в контексте концепции модернизации российского образования на современном этапе»

УДК 371:31

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© О. П. Юшина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 272 67 78.

E-mail: olyushi@yandex. ru

Автор статьи раскрывает эффективность использования индивидуальных учебных планов в организации профильного обучения на старшей ступени общего образования, описывает модели профильного обучения на основе индивидуального учебного плана, определяет подходы к составлению учебного плана общеобразовательного учреждения, основанного на индивидуальных учебных планах школьников.

Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальный учебный план, модели обучения.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается введение на старшей ступени обучения общеобразовательной школы системы специализированной подготовки (профильного обучения). Основной замысел модернизации заключается в ориентации образования на индивидуализацию обучения, соединенного с процессом социализации обучающихся в реальных условиях рыночных отношений. Все это должно повысить конкурентноспособность на рынке труда выпускников общеобразовательных учреждений.

В связи с этим должна быть создана гибкая система кооперации старшей ступени школы с системой начального, среднего и высшего профессионального образования. Данная кооперация позволит создать эффективный комплекс, обеспечивающий логичный переход от профильного к профессиональному образованию.

Введение в российскую школу профильного обучения является одним из крупных направлений модернизации образования. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает максимально вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы.

В этой связи в отечественной педагогической литературе в настоящее время значительное внимание уделяется профильному обучению. В частности это работы, в которых отражены:

• методологические вопросы разработки основ профильного обучения (И.Л. Бим, М.Б. Дьякова, Е.Н. Дзятковская, П.С. Лернер, В.А. Орлов, Н.Ф. Родичев, А.В. Хуторской и др.);

• общие подходы к соотношению базовой и

профильной подготовки и построению отдельных профилей (Л. Н. Боголюбова, Г. В. Дорофеев,

Л. В. Кузнецова, Б. А. Ланина, М. Б. Туровский, С. Б. Туровская и др.);

• дидактическое и методическое обеспечение профильной подготовки (С. Г. Броневщук, Т. А. Козлова, Т. М. Матвеева, В. А. Пименова и др.);

• некоторые обобщения и методические рекомендации по практической реализации профильного обучения (О. Г. Андриянова, Г. М. Кулешова,

B. П. Лебедева, Л. Ю. Ляшенко, Н. Ф. Родичев,

C. Н. Чистякова и др.);

• исследования возможностей современных технических средств обучения и телекоммуникационных технологий в профильном обучении (Г. А. Андрианова, Е. И. Бондаренко, А. Б. Галанов, С. И. Гудилина, И. Ю. Кудина, С. Н. Черниченко и др.).

Наш анализ педагогических работ, посвященных проблеме профильного обучения, показывает, что актуальность этой проблемы постоянно возрастает. Однако на сегодняшний день еще недостаточно полно изучены вопросы создания организационных и дидактических условий для эффективной реализации профильного обучения.

Анализ тенденций развития старшей школы позволяет ожидать, что доминирующими характеристиками моделей школ недалекого будущего будут: интеграция содержания родственных предметов, интеграция обучения и воспитания, интеграция усилий педагогов, учащихся и родителей. Однако одной из самых распространенных новаций в настоящее время является введение в старшей школе профильного обучения, по которому уже накоплен достаточно богатый опыт. Профилирование имеет серьезный потенциал для удовлетворения потребностей общества.

Профильное обучение мы рассматриваем как способ дифференциации и индивидуализации образования за счет нововведений и изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, который создает возможность более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии.

Анализ зарубежного опыта профилизации обучения подтверждает, что она объективно необходима, что требуется учесть такие прогрессивные тенденции, как дифференцированную направленность; подготовку учащихся к выбору профиля обучения на более ранних возрастных ступенях; наличие нескольких учебных потоков: академического, профессионального, общего; обеспечение равновесия между общим и профессиональным образованием без ограничения перспектив дальнейшего обучения и др.

Основной поиск зарубежной и отечественной науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации в изменяющемся мире, а также включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности. Опрос учителей, участвующих в эксперименте

532

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

по профильному обучению, проведенный по заказу Минобразования РФ в 2003 году, показал, что около трех четвертей из них считают, что старшая школа не может существовать без профильного обучения.

Наибольший эффект от профилизации, по их мнению, состоит в первую очередь в повышении качества подготовки выпускников школы к поступлению в вуз и в повышении профессионального уровня самих учителей (с этими утверждением согласилось больше половины опрошенных учителей). Кроме того, более 40% учителей отметили положительное влияние профильной подготовки на развитие учебно-познавательной мотивации учащихся и формированию у них желания учиться.

Однако, в связи с отсутствием полностью завершенных парадигм профильного обучения, содержание образования для профильных классов часто формируется стихийно, эмпирически. При этом задача развития творческих способностей личности обычно констатируется и практически не соотносится с отбором учебного материала. Поэтому возникает необходимость выявить психологопедагогические и организационные условия развития творческого потенциала учащихся профильных классов с учетом оптимизации содержания образования.

Необходимо отметить, что профильное обучение является педагогически управляемым процессом.

Структура процесса управления профильным обучением учащихся в нашей школе характеризуется несколькими этапами: на первом этапе проводится мониторинг предпрофильной подготовки учащихся и распределение учащихся по направлениям профильной подготовки; второй этап - обучающе-диагностический, направленный на оптимальное развитие способностей учащихся в процессе обучения; третий этап - результативнозаключительный; четвертый этап - контроль и диагностика уровня профильной подготовки учащихся.

Сущность процесса управления профильным обучением учащихся выражается через его функции (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, коррекция, стимулирование, контроль, анализ), в которых определен круг деятельности, его содержание, виды, назначение, роль процесса управления в сфере образования.

Наш опыт показывает, что действенным средством в управлении профильным обучением является использование индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план (ИУП) при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования.

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).

Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом. Во многих странах (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, страны Скандинавии и др.) в образовательных учреждениях общепринятой является практика предоставления школьнику права самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана.

Следует подчеркнуть, что особенности реализации индивидуального учебного плана определяются характером модели профильного обучения.

В различных моделях профильного обучения может вводится ИУП обучающихся следующим образом.

1. Модель внутришкольной профилизации.

Общеобразовательное учреждение может быть

однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся (в том числе, в форме учебных межклассных групп) в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.

2. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

В данной модели профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

Таким образом, выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом.

В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП, изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных планов обучающихся старших классов становится основой для их распределения по учебным группам, классам.

Новая структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

Составление учебного плана общеобразовательного учреждения и школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учеников, может осуществляться в три этапа.

Этап 1. Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся.

Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить ученикам на выбор. В соответствии с федеральным Базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент).

Далее перечень дополняется профильными предметами, которые школа предлагает обучающемуся для выбора.

Затем учебный план общеобразовательного учреждения дополняется предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяется школой (компонент образовательного учреждения).

Этап 2. Составление индивидуальных учебных планов, учебного плана общеобразовательного учреждения и расписания занятий.

Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учеб-

ной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНами.

Необходимо пояснить обучающимся механизм составления индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся и их родители понимали, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации.

Далее ведется работа по составлению расписания общеобразовательного учреждения.

Подготовка расписания фактически предполагает составление расписаний учителей и каждого обучающегося. Также это предполагает изменение способа ведения классного журнала.

Возможны иные варианты составления школьного расписания и ИУП, например, если общеобразовательное учреждение работает в режиме «учебных погружений», предоставляет ученику возможность некоторые курсы 11-го класса завершить в 10-м, практикует ускоренные курсы обучения и т.д.

При сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций также следует учитывать, что ИУП обучающегося может предполагать прохождение некоторых учебных предметов в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, сторонних общеобразовательных учреждениях; в рамках семейного образования, самообразования, экстерната и пр.

Индивидуальный учебный план учащегося (ИУП) становится первым эффективным инструментом в отечественной педагогике, позволившим реально перевести практику индивидуализации учебного процесса с личностного на организационный уровень.

Профильная (однопрофильная, многопро-

фильная) школа является лишь одной из институциональных форм реализации профильного обучения. Перспективной формой выступает именно ИУП, в том числе, осуществляемый в сетевых формах, выводящих реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ вне отдельного общеобразовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобырев А. В. Организация профильного обучения учащихся педагогического лицея // Педагогические науки. 2007. №1. С. 19-26.

2. Бухвалов В. А. Методики и технологии образования. Рига: Эксперимент, 1994. 136 с.

3. Идилова И. С. Профильные классы как средство формирования готовности выпускников средней школы к адаптации и обучению на языковых факультетах вузов. // Психо-лого-педагогический поиск. 2007. №1(5). С. 92-95.

4. Мелихова Ю. Ю. Готовность учителей технологии к профильному обучению школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. №13. С. 320-326.

5. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М. Высшая школа, 1986. 211 с.

Поступила в редакцию 21.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.