Научная статья на тему 'Индивидуальный учебный план учащегося как организационно-педагогическое условие профильного обучения'

Индивидуальный учебный план учащегося как организационно-педагогическое условие профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1821
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калганова Елена Валериевна

В статье раскрывается проблема перехода на обучение учащихся старшей ступени лицея по индивидуальным учебным планам. Дается анализ проблем школы, которые выявились в результате введения обучения по готовым профильным учебным планам. Описываются особенности трансформации модели профилизации от многопрофильной к мультипрофильной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный учебный план учащегося как организационно-педагогическое условие профильного обучения»

УДК 371.214 ББК 74.202

Калганова Елена Валериевна

преподаватель г. Сургут

Индивидуальный учебный план учащегося как организационно-педагогическое условие профильного обучения

В статье раскрывается проблема перехода на обучение учащихся старшей ступени лицея по индивидуальным учебным планам. Дается анализ проблем школы, которые выявились в результате введения обучения по готовым профильным учебным планам. Описываются особенности трансформации модели профилизации от многопрофильной к мультипрофильной.

Первоначальная идея реализации профильного обучения заключалась в необходимости обновления российской школы, путем предоставления учащимся возможности более полной реализации их образовательных потребностей. Однако за период прошедший с момента начала процесса модернизации образования, российская школа столкнулась с целым рядом трудностей. Наиболее распространенным вариантом профильного обучения в настоящий момент являются профильные классы с учебными планами, составленными по образцу примерных, рекомендованных Министерством образования и науки РФ [3, С.32-36]. Данная форма обучения не предполагает участия ученика в процессе формирования комплекта предметов и определении уровня их изучения. Обучающимся приходится ограничиваться тем набором предметов, который предлагает школа, выбирая один из предложенных готовых профилей. На наш взгляд, данный подход не всегда приемлем, поскольку, не учитывает полностью особенности индивидуальных образовательных потребностей учащихся, унифицируя процесс обучения жесткими рамками профилей.

Анализируя результаты организации обучения на старшей ступени МОУ лицея №2, мы пришли к выводу о необходимости решения некоторых противоречий выявленных в процессе реализации профильного обучения:

• Невозможность глубокой индивидуализации и дифференциации обучения, учащихся в рамках единых профильных учебных планов;

• Невозможность реализации в полном объеме образовательных потребностей учащихся;

• Наличие необходимых условий для реализации в лицее обучения на качественно новых условиях, в рамках модернизации модели профильного обучения;

• Необходимость поиска новой формы организации процесса обучения на старшей ступени, использующей ресурсы лицея и других образовательных учреждений.

Одной из основных идей заложенных в основу модернизации образования является идея расширения возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Сопоставляя имеющийся опыт и нормативно-правовые документы процесса модернизации образования, мы пришли к выводу, что необходимо реорганизовать обучение старшеклассников с более глубоким учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования. Эта идея, первоначально облаченная в форму выбора индивидуальной образовательной программы в «Стратегии модернизации содержания общего образования» [5, С. 18] трансформировалась с течением времени в идею формирования индивидуального учебного плана учащегося, что нашло свое выражение в «Рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» [4, С.67-68]. Под индивидуальным учебным планом (ИУП), в документе, понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. [4, с.68].

Анализируя опыт перехода отдельных образовательных учреждений на обучение по индивидуальным учебным планам, исследователи отмечают, что «наиболее эффективное использование потенциала профильного обучения, позволяющее решить одну из главных проблем - проблему неадекватности учебных планов школ индивидуальным образовательным потребностям школьников -обеспечивается при его организации на базе индивидуальных учебных планов» [1, с.5].

Эффективность использования индивидуальных учебных планов обусловлена международным опытом в области образования. Многие страны (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, страны Скандинавии и др.) предоставляют школьнику право самостоятельного формирования ИУП, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана.

Использование индивидуальных учебных планов в образовательной практике обусловлено нормативно-правовой базой российского обучения. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что «...обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <...>. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <...> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» [2].

В настоящее время дифференциация и индивидуализация обучения являются одними из ключевых направлений модернизации школьного обучения. При этом, в зависимости от условий, в которых оказывается образовательное учреждение, возможен как полный переход на обучение на старшей ступени по индивидуальным учебным планам, так и реализация различных смешанных моделей. Среди возможных смешанных моделей хотелось бы выделить следующие:

1. Возможно существование внутри одного образовательного учреждения обучения по так называемым готовым профилям и обучения по индивидуальным учебным планам;

2. Возможна модель обучения, когда часть обучающихся старших классов реализует свои ИУП в своем общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети;

3. Если образовательное учреждение не располагает соответствующими ресурсами для полного перехода на обучение по индивидуальным учебным планам, возможно преподавание в образовательном учреждении базовых (или базовых и частично профильных) учебных дисциплин, реализация же оставшейся части учебного плана возможна за счет сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

Организация обучения на основе индивидуальных учебных планов полностью меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения и составления школьного расписания занятий, причем это зависит от того, какую форма и модель профилизации будет выбрана. Прежде всего, общеобразовательное учреждение должно определить общий набор профильных и базовых учебных предметов и элективных курсов, предлагаемых для освоения, затем происходит процесс формирования индивидуальных учебных планов учащихся, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом.

В лицее накоплен достаточно большой опыт предпрофильной подготовки и профильного обучения, по данному направлению мы работаем уже 13 лет. Однако, анализируя результаты функционирования существовавшей модели организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в лицее мы убедились, что она не была достаточно эффективной, поскольку: 8% учащихся 9 классов испытывали затруднение в определении дальнейшего образовательного маршрута; только 46% учащихся были удовлетворены качеством, доступностью,

вариативностью обучения на различных профилях и только 60% учащихся 11 классов, продолжали обучение в высших учебных заведениях по профилю обучения.

Полученные результаты показали необходимость изменения модели профилизации от многопрофильной к мультипрофильной с переходом на обучение на старшей ступени по индивидуальным учебным планам.

Планируя данный переход, мы исходили из того, что индивидуальное образование имеет много преимуществ, так как обучение в малых группах повышает эффективность учения школьников; введение обучения по индивидуальным учебным планам позволяет избегать перегруженности школьников; индивидуальное образование психологически более комфортно для учащегося, происходит реальный учет способностей и интересов подростков; индивидуальное образование психологически комфортно и для учителя: поскольку отпадает необходимость работать в классах, где обучаются 25-30 детей; организация обучения по индивидуальным учебным планам дает возможность использовать такие формы, методы и приемы обучение, использование которых затруднительно в полнокомплектных классах.

Переход на обучение по индивидуальным учебным планам предполагает длительный период подготовки. С этой целью в 2005 - 2006 учебном году формировалась нормативно-правовая база новой модели профилизации: были внесены соответствующие изменения в Устав образовательного учреждения, разработаны Программа развития лицея и целый ряд локальных актов. Кроме того, подготовительная работа по введению обучения по индивидуальным учебным планам предполагает дифференциацию содержания обучения по основным предметам. В результате проделанной работы в лицее был сформирован банк базовых и профильных программ по предметам и программ элективных курсов.

Внедрение новой модели профильного обучения началось в январе 2006 года, с этой целью были разработаны рекомендации и бланк для составления индивидуального учебного плана и проведен семинар для классных руководителей девятых классов - «Переход на обучение по ИУП на старшей ступени обучения», в

ходе которого были разъяснены особенности обучения на старшей ступени по индивидуальным учебным планам и роль классного руководителя в процессе проектирования образовательного маршрута ребенка.

Затем началось проведение подготовительной работы с учащимися и их родителями. Анкетирование родителей и учащихся девятых классов проводилось с целью выяснения отношения родителей к обучению старшеклассников на основе составления индивидуальных учебных планов. В результате, что 39 родителей из 79 опрошенных поддержали идею возможности обучения по ИУП, 31 родитель был не знаком с особенностями обучения по индивидуальному учебному плану, 20 родителей не хотели, чтобы их ребенок обучался по данной модели профилизации. Поэтому, наряду с обучением по индивидуальным учебным планам, мы решили предоставить учащимся возможность получения образования по унифицированным профильным учебным планам.

Следующим нашим шагом было проведение общешкольного родительского собрания, на котором родители учащихся были информированы о профилях обучения, предлагаемых нашим лицее и об особенностях обучения по индивидуальному учебному плану. В результате проделанной работы, идея трансформации модели профильного обучения была поддержана родителями учащихся.

После этого продолжилась работа с девятиклассниками, а именно, были проведены классные часы, на которых учащиеся ознакомились с понятием «индивидуальный учебный план», рекомендациями по составлению индивидуального учебного плана и составили примерный индивидуальный план каждого учащегося. При этом учащимся пояснялся механизм составления индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.

При составлении ПУП пояснялось, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации.

Процесс составления индивидуального учебного плана учащегося можно условно разделить на несколько этапов:

1. Выбор учащимися дисциплин для изучения на профильном уровне (их должно быть не менее двух);

2. Определение учебных дисциплин для изучения на базовом уровне. На этом этапе выбор учащихся существенно ограничивается, поскольку согласно Федеральному базисному учебному плану учебные предметы, входящие в инвариативную часть, являются обязательными для изучения[6, С.231]. При этом обращается внимание на то, что, если, предметы входящие в инвариатиную часть выбраны для изучения на профильном уровне, на базовом уровне эти предметы не изучаются.

3. Выбор элективных курсов (не менее двух).

4. Подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план, и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНом.

Обработав полученные данные, мы пришли к выводу о том, что, возможные профили обучения в 2006-2007гг. распределяются следующим образом: гуманитарный и информационно-технологический профили выбрали по 27% учащихся, кроме того, сформировались группы по профильному изучению предметов: учащиеся первой группы выбрали для изучения на профильном уровне математику, обществознание, право и экономику - 13% учащихся, второй группы -математику, физику, третьей группы - русский язык, биологию, психологию, МХК, четвертой группы - математику, химию, биологию (по 11% учащихся).

Таким образом, два класса были сформированы на основе унифицированных профильных учебных планов: гуманитарный и информационно-технологический. Из оставшихся четырех групп были составлены два мультипрофильных класса (41 человек). Совокупность индивидуальных учебных планов обучающихся стала основой для распределения их по учебным группам и классам. В результате было сформировано четыре группы учащихся, при этом учитывались совпадения при

выборе профильных учебных дисциплин. В первый мультипрофильный класс вошли две группы учащихся с общим профильным предметом математикой, при этом физику на профильном уровне изучает первая группа, химию и биологию на профильном уровне изучает вторая группа. Из представителей двух оставшихся групп учащихся был составлен второй мультипрофильный класс, причем в этом классе общие профильные учебные дисциплины отсутствуют: математику, обгцествознание, экономику и право изучает на профильном уровне первая группа; русский язык, психологию, биологию, МХК изучает на профильном уровне вторая группа учащихся.

Следующим шагом было составление учебного плана лицея и расписания занятий. Кроме того, пришлось изменить способ ведения классного журнала, поскольку большая часть учебных занятий проводится не с классом, а различными группами обучающихся.

Составленный на основе полученных данных учебный план и используемые программы позволили обеспечить содержание образования, соответствующее проектируемой модели мультипрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся. Таким образом, на наш взгляд, нам удалось не только обеспечить овладение учащимися системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень учебных достижений при формировании общей грамотности, но и не допустить перегрузки учащихся.

Внедрение новой видоизмененной модели профильного обучения с использованием индивидуальных учебных планов позволяет нам расширить индивидуализацию и дифференциацию обучения. К сожалению, несмотря на наличие в лицее необходимых условий для максимальной реализации образовательных потребностей учащихся, в 2006-2007 учебном году, нам не удалось осуществить это в полном объеме, поскольку из-за ограниченности финансирования не удалось открыть группы для изучения профильных дисциплин составом менее 6 человек. Организуя обучение по индивидуальным учебным планам, школа становится для старшеклассников более значимым средством реализации их образовательных планов. Ряд исследователей считает, что, чем шире пространство

выбора при составлении ПУП, тем значимее обучение именно в этом образовательном учреждении для учащегося [1, С.5]. Поэтому следующим нашим шагом будет поиск новой формы организации процесса обучения на старшей ступени с использованием не только ресурсов лицея, но и других образовательных учреждений города.

Библиографический список

1. Афанасьева, Т.П., Ерошин, В.П., Немова, В.И. Пуденко, Т.П. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов [Текст] / Афанасьева, Т.П., Ерошин, В.И., Немова, Н.В., Пуденко, Т.П. -М.: Издательство Российской Академии образования, 2005. - 158с.

2. Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ) [Электронный ресурс] -http ://prof. consultant.ru/doc4865 9. html

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] /Нормативно-правовая база профильного обучения. - М.: Новая школа, 2005. - С. 15-38.

4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. № 14-51-102/13 [Текст] / Нормативно-правовая база профильного обучения. Сборник документов и материалов. - М.: Новая школа, 2005. - С.67-76.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. - М.: Мир книги, 2001. - 154с.

6. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования. Приложение к Приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 [Текст] / Воронина, Е.В // Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. - М.: «5 за знания», 2006. -С.219-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.