Научная статья на тему 'Структура и организация образовательного процесса в условиях профильно-уровневого обучения школьников'

Структура и организация образовательного процесса в условиях профильно-уровневого обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНО-УРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / DIFFERENTIATION / DIFFERENTIATED TRAINING / PREPROFILE TRAINING / MULTILEVEL TRAINING / PROFILE-LEVEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова Ольга Анатольевна

В статье введено понятие «профильно-уровневое обучение». Представлена структура и организация образовательного процесса в условиях профильно-уровневого обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and organization of educational process in profile-level schoolchildren' training

The article introduces the notion of "profile-level education". The structure and the organization of the educational process in the conditions of profile-level training are presented

Текст научной работы на тему «Структура и организация образовательного процесса в условиях профильно-уровневого обучения школьников»

О. А. Исакова

(г. Лодейное Поле)

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ П ОФИЛЬНО-УРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье введено понятие «профильно-уровневое обучение». Представлена структура и организация образовательного процесса в условиях профильно-уровневого обучения.

В настоящее время общеобразовательная школа подвергается существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений в обеспечении личностной направленности и вариативности образования, что реализуется через дифференциацию и профилизацию образовательного процесса.

Многолетний опыт организации профильного обучения в общеобразовательной школе позволил сформулировать противоречие между необходимостью организации углубленного изучения отдельных учебных предметов по программам среднего (полного] общего образования (в соответствии с желанием школьников] и уровнем подготовки выпускников основной школы, не осваивавших программы основного общего образования на углубленном уровне.

Мы считаем, что разрешение этого противоречия возможно при наличии в образовательном учреждении целостной непрерывной системы специально организованного обучения в условиях уровневой и профильной дифференциации.

Несмотря на наличие обширной литературы, многолетнего опыта исследовательской и практической работы по проблеме дифференциации и профилизации образования, нельзя не отметить отсутствие единства и ясности в толковании терминов «дифференциация», «дифференцированное обучение», «профильное обучение» и соотнесении их друг с другом.

В психолого-педагогической литературе встречаются следующие толкования дифференциации обучения:

- учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения (И. Унт] [6, с. 8];

- процесс, направленный на развитие способностей, интересов и выявление творческих возможностей школьников (Е. А. Певцова];

- система обучения, при которой каждый ученик, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. (Г. Ф. Дорофеев, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов, П. В. Кузнецов] [2];

- фактор развития познавательной активности обучаемых на основе развития их интереса и познавательных потребностей (М. Д. Виноградова, В. А. Кольцова, Х. Й. Лий-метс, А. В. Мудрик, Г. И. Щукина, А. В. Хуторской].

Для дальнейшего понимания предлагаем рассматривать дифференциацию обучения как организацию учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, направленного на выявление возможностей и склонностей школьников, а также на развитие их способностей и интересов. В свою очередь, дифференцированное обучение - это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых [5, с. 85].

Выделяют внешкольную и внутришколь-ную дифференциацию. Под внешкольной дифференциацией понимается наличие различных типов общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов]. Под внутришкольной, которая в свою очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю, понимается дифференциация, реализуемая внутри общеобразовательного учреждения.

Внутренняя дифференциация предполагает объединение учащихся в отдельные группы внутри класса, тогда как при внешней дифференциации создаются специализированные классы или образовательные учреждения различного типа.

На основе отбора содержания образования выделяем профильную и уровневую дифференциацию. Уровневая дифференциация рассматривается как организация обучения, при котором школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже некоторого заранее заданного уровня обязательных требований.

При организации уровневой дифференциации ученики имеют возможность усваивать содержание обучения на различных уровнях. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов. Уровневая дифференциации осуществляется при разделении учебного коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков; уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств.

Обучение на основе уровневой дифференциации можно назвать разноуровневым обучением.

Профильная дифференциация связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их жизненных планов и намерений (профиль - блок изучаемых предметов].

В современной педагогической литературе цель профильной дифференциации определяется в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.

Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.

Профильное обучение - это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, которая строится на основе профильной дифференциации или путем сочетания профильной и уровневой дифференциации.

Построение системы профильного обучения в школе целесообразно рассматривать как процесс профилизации с позиций системного подхода в контексте непрерывного обучения с 5 по 11 класс.

Обучение в условиях профильной и уровневой дифференциации называют профильноуровневым обучением. Оно может быть организовано в параллели 5-7 классов на основе внутренней дифференциации, в параллели 811 классов- на основе внешней дифференциации.

С разных точек зрения функции профильно-уровневого обучения различны. С социальной точки зрения акцент делается на формирование творческого, интеллектуального, профессионального общества, умеющего осуществлять зрелый выбор. С дидактической точки зрения важно то, что обучение учащихся осуществляется на новой мотивационной основе. Психолого-педагогическая функция -создание условий для выявления задатков, развития интересов, возможностей и интеллектуальных способностей школьников. Обеспечение преемственности основного, общего и профессионального образования - педагогическая функция профильно-уровневого обучения.

В условиях профильно-уровневого обучения на первой ступени обучения (1-4 класс] осуществляются общеобразовательная подготовка с дополнительными компонентами развития личности, формирование навыков культуры общения, развитие творческих способностей ребят, их природных задатков, укрепление физического здоровья, формирование интересов, широкая общекультурная подготовка.

В параллели пятых-седьмых классов расширяется круг решаемых задач. Это общеобразовательная подготовка, знакомство с основами наук, изучение и развитие склонностей и способностей учеников, выявление интересов и возможностей, формирование интересов, навыков исследовательской деятельности, эстетическая подготовка, психо-лого-педагогические рекомендации для дальнейшего обучения в классах с разной специа-

Рис. Цели образовательного процесса в условиях профильно-уровневого обучения.

лизацией. На данном этапе происходит “легкая" специализация - ориентация учащихся по различным направлениям с помощью предметных проб. На основании интересов, желаний учеников, родителей ребятам предлагаются предметные курсы различных направлений. Специализация на данном этапе весьма условна: через незначительное увеличение количества часов на предметы школьной программы и введение некоторых дополнительных предметов.

Запускаются механизмы пропедевтического этапа предпрофильной подготовки - предметная ориентация, целью которой является подготовка школьников к обоснованному выбору направления и уровня дальнейшего образования, включающая предметные курсы, информационную работу, диагностическую работу, предметное консультирование. Говоря об обоснованности выбора, мы имеем в виду мотивированный, основательный, обдуманный и подтвержденный доводами выбор. Осуществляется знакомство с технологией ПОД - папка образовательных достижений. Реализуется модель разнородных классов -ученики, «имея разные когнитивные способности» к разным предметам, обучаются в одном классе [4, с. 2-6]. Класс делится на группы: учащимся дается материал с целью выявления возможностей, познавательных потребностей, развития интересов. По завершении 7 класса на основании желаний учеников, родителей, психолого-педагогических рекомендаций, контрольных работ, тестов ребята распределяются по классам различной специализации, в каждом из которых

один предмет учебного плана с 8 класса будет изучаться на повышенном уровне.

В параллели восьмых-девятых классов целью образования является - подготовка школьников к обоснованному выбору способа, профиля и уровня получения дальнейшего образования. Здесь реализуется основной этап предпрофильной подготовки - профильная ориентация (курсы по выбору, информационная робота, диагностическая работа, проф-консультирование]. Формируется папка образовательных достижений. Учащиеся имеют возможность углубленного изучения того или иного предмета. Реализуется модель гибкого класса - ученики обучаются в разных классах согласно уровню по определенным предметам. «По ряду предметов ученики занимаются в разнородных группах и в одноуровневых классах по другим (ключевым] предметам» [5, с. 2-6]. Уровень может меняться, ученики могут переходить из одного уровня класса в другой, но в определенный момент учебного года. На основании заявок девятиклассников и их родителей, анализа папки образовательных достижений выпускников основной школы формируются профильные классы.

В параллели десятых-одиннадцатых классов с целью подготовки школьников к обоснованному выбору направления будущего профессионального образования, к самореализации реализуется модель профиля - учащихся распределяют по профилям обучения - «определенным наборам предметов» в соответствии с профессиональными запросами. Учебный план старших классов включает в себя

базовые общеобразовательные предметы, профильные предметы и элективные курсы [6, с. 9].

Представленная последовательность целей (см. рис., с. 191] достигается за счет сочетания и специальной организации различных видов деятельности школьников (урочная учебная деятельность, внеурочная учебная деятельность, внеурочная внеучебная деятельность] на всех этапах их обучения.

Рассмотренная структура обучения позволяет каждому ребенку ориентироваться на свои возможности и способности. Учитывая то, что первоначальный выбор направления образования с 8 класса или профиля обучения с 10 класса не может быть окончатель-

ным, предусмотрен механизм регулярной рефлексии правильности сделанного ранее выбора и при необходимости коррекции образовательной траектории. Так как до 8 класса специализация еще очень легкая, а классы весь период обучения весьма подвижны, то каждый ребенок не теряет права на выбор и поиск, на возможность переориентации.

Профильно-уровневое обучение, основанное на добровольном выборе школьниками направления обучения исходя из познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений, стимулирует собственное движение школьника в процессе обучения, способствует самоопределению личности.

Литература

1. Абрамов А. И., Аверинцев С. С., Алешин С. С. и др. Философия : энцикл. сл. - М.: Гардарики, 2006. - 110 с.

2. Дифференциация в обучении математике / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов // Математика в школе. - 1990. - № 5 . -С.15-21.

3. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2002 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm

4. Рональд Гроот. Дифференциация в образовании (фрагменты из учебника по управлению образованием) // Директор школы. - 1994. - № 6. - С. 2-6.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998.- 85 с.

6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1992..

7. Шамова Т.И. и др. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.