УДК 373.552
Т.Э. Молодых
Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета
в г. Новый Уренгой Т.П. Хохлова Омский автотранспортный колледж
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ОТДАЛЕННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Авторами проведен анализ влияния региональных социально-экономических факторов на формирование профессиональных планов молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера. Показана роль профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы в успешности адаптации молодых людей к условиям профессионального обучения. Изложен опыт профильной подготовки школьников в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики, статистически обоснована целесообразность введения этапов предпрофильной и профильной подготовки учащихся для их последующей успешной социализации в образовательной и профессиональной среде.
Ключевые слова: профильное обучение, школьники, Крайний Север, дистанционное обучение, профессиональное образование
Особое значение в контексте развития северных территорий России приобретают проблемы профессионального образования молодежи из числа коренных народов Севера, у которых отмечают низкий уровень профессиональной подготовки и недостаточную социальную адаптацию к условиям техногенной цивилизации. Среди причин, сдерживающих реализацию профессиональных планов молодежи из числа коренных жителей Севера, следует отметить недостаточный уровень школьной подготовки, материальные проблемы и отсутствие информации о возможных вариантах получения профессионального образования.
Одним из путей решения этой проблемы является адаптация методик и ресурсов профессионального образования и профессиональной подготовки к сложившимся устоям жизни коренного населения северных территорий.
Использование современных информационно-технических и методических средств обучения расширит возможности получения молодыми людьми желаемого профессионального образования, будет способствовать решению проблем коммуникаций с необходимыми учреждениями СПО и ВПО, расширит возможности молодежи в области профориентации [1].
Социологические исследования показывают, что доля специалистов с высшим и средним профессиональным образованием среди коренных народов Севера в 7,5 раз меньше, чем у русских, а половина работников не имеют профессиональной подготовки. Предлагаемая модель предусматривает подготовку квалифицированных кадров в рамках системы непрерывного профессионального образования «профильная школа - колледж - вуз». При этом главным отличием предлагаемой системы профессионального образования должна быть профессиональная завершенность каждой ее ступени (т.е. получение соответствующего документа о присвоении квалификации) и возможность сократить срок обучения на следующей ступени профессионального образования (в колледже на основании полученной профессии в школе, а затем в вузе - на основе диплома о среднем профессиональном образовании).
По данным Центра занятости населения Тазовского района, сложнее всего трудоустроиться молодежи, не имеющей профессионального образования: из 279 безработных имеют среднее и основное общее образование 157 человек, из них в возрасте от 16 до 29 лет - 140 человек не имеют профессии.
Поэтому актуальным для молодых людей представляется включение в профессиональную подготовку уже на этапе школьного образования в рамках профильного обучения.
Обзор моделей организации профильного обучения в ЯНАО был сделан по материалам сайта департамента образования г. Ноябрьска (http://www.nguo.ru/index.php/2013-01-21-10-38-21/profilnoe-obrazovanie); на основании информации, отраженной в муниципальной информационно-образовательной карте профильного обучения на 2014/15 учебный год (http://www.donadymedu.ru/7/62/1034/1042/); по материалам, предоставленным директором МБОУ СОШ № 3 г. Тарко-Сале Г.Е. Кортуновой (http://ts-shool3.ru/index/http_ts_sho-ol3_ru_index_profilnoe_obuchenie_0_87/0-151); по материалам, представленным начальником департамента образования г. Новый Уренгой М.О. Терещенко в Общей характеристике системы образования МО г. Новый Уренгой (http://www.newurengoy.ru/formation.html) и др.
Анализ зарубежного опыта использования информационных технологий в образовании позволяет выделить следующие общие черты организации обучения с использованием средств ИКТ:
1. Доля учащихся в системе профессионального образования, обучающихся с использованием средств дистанционного обучения, составляет в настоящее время не менее 70%.
2. Организация профессиональной подготовки/образования осуществляется по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося.
3. Профильное обучение в старших классах школ в развитых странах Европы имеет черты предпрофессиональной подготовки и также может реализовываться с использованием средств ИКТ.
В ситуации удаленности регионов Крайнего Севера от сложившихся образовательных центров предлагаемая система получения молодыми людьми профессии и профессионального образования реализуется с использованием инновационных методик и ресурсов, предоставляемых образовательными учреждениями-партнерами. Профессиональная подготовка на этапе школьного образования и дальнейшее профессиональное образование по программам среднего и высшего профессионального образования осуществляется в соисполнительстве с учреждением СПО и вузами, в функции которых входит формирование информационно-образовательных ресурсов, их сертификация, а функцию информационно-технической поддержки, а также тьюторского сопровождения образовательного процесса, организованного с использованием дистанционной технологии, осуществляет школа-интернат силами своих сотрудников, прошедших специальную подготовку на семинарах, организованных колледжами и вузами-партнерами.
Таким образом, реализация разноуровневых программ профессионального образования осуществляется силами государственно-частного партнерства с включением в этот процесс общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, а также действующих предприятий, организаций и учреждений региона, что делает образовательный процесс более насыщенным, разносторонним и в конечном счете более эффективным, что также согласуется с положениями, представленными в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г.
Включиться в предложенную модель непрерывного образования молодой человек может на любой образовательной ступени. Все траектории получения профессионального образования в предлагаемой системе непрерывного образования вариативны и направлены на реализацию индивидуальных профессиональных планов выпускников общеобразовательных школ/школ-интернатов.
Реализация предлагаемой модели непрерывного профессионального образования предполагает решение следующих задач:
1. Поиск партнеров и организация взаимодействия образовательных учреждений среднего профессионального образования (колледжей), вузов и предприятий (учреждений) ре-
ального сектора экономики с общеобразовательными учреждениями региона в рамках социального партнерства.
2. Разработка и адаптация специализированных образовательных ресурсов для организации профессиональной подготовки и освоения программ среднего профессионального образования как в условиях школ-интернатов для детей коренных малочисленных народов Севера, так и в условиях семейного обучения, индивидуального образования.
3. Внедрение в образовательный процесс, направленный на освоение программ СПО, ВПО и профессиональной подготовки, дистанционных образовательных технологий, основанных на использовании современных средств ИКТ.
Предлагаемая модель поддержки непрерывного профессионального образования для жителей отдаленных поселений Крайнего Севера предусматривает скоординированное взаимодействие образовательных учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования, которые разрабатывают, сертифицируют и предоставляют в их распоряжение информационно-технические ресурсы и осуществляют сопровождение образовательного процесса с использованием средств ИКТ.
В роли потенциальных партнеров от образовательных учреждений выступают: БОУ Омской области СПО «Омский автотранспортный колледж», Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» и др., имеющие опыт использования дистанционных технологий в образовании для реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности.
Взаимодействие субъектов системы колледжей, вузов и сети общеобразовательных учреждений организовано на основе заключенных договоров о сотрудничестве в сфере образования.
Перечень направлений профессиональной подготовки школьников/профессионального образования молодежи предлагается реализовать по согласованию с заинтересованными сторонами. Такими направлениями могут быть: «Автомобильный транспорт», «Информационные технологии», «Экономика» и другие. Выпускники профильных классов, а затем и учреждений СПО имеют возможность продолжить образование по соответствующим направлениям бакалавриата, имея право зачисления в образовательное учреждение профессионального образования (после успешного прохождения вступительных испытаний) на сокращенную форму обучения.
Заинтересованными сторонами в решении проблем становления предлагаемой модели непрерывного образования станут: школьники старших классов школ-интернатов, выпускники средних школ муниципальных образований, вечерних школ, незанятая молодежь и их родители, заинтересованность которых обусловливают:
- возможность получения профессиональной квалификации, в том числе на этапе обучения в школе;
- возможность выбора профессионального будущего молодыми людьми, в том числе из числа коренных национальностей, более реальная возможность реализации их профессиональных планов;
- возможность освоения выпускниками профильных классов программ СПО соответствующего профиля в сокращенные сроки.
Другой заинтересованной стороной являются общеобразовательные учреждения, мотивы участия которых обусловлены:
- наличием существенной методической и информационно-технической поддержки школьного образовательного процесса;
- финансовой заинтересованностью организаторов образовательного процесса;
- профессиональной направленностью образовательного процесса, что находится в полном соответствии с основными положениями «Программы социально-экономического развития России до 2020 года».
Заинтересованность образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования обусловливает:
- возможность расширения географии предоставления образовательных услуг;
- наличие дополнительной педагогической нагрузки преподавателей;
- коммерциализация наработок в области образовательных интернет-технологий.
На территории Тазовского района расположено пять учреждений полного среднего образования - Тазовская средняя школа, Тазовская школа-интернат, Газсалинская средняя школа, Антипаютинская и Гыданская средние школы-интернаты и одно учреждение начального образования - Находкинская начальная школа, общее число старшеклассников в которых составляет 220 человек (96 учащихся 11 классов и 124 учащихся 10 классов). Формирование профессиональных планов этих молодых людей является важной задачей школ и комитета по делам молодежи Тазовского района.
При изучении материалов конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития» (http://www.yamaledu.org/news/2582-vserossiyskaya-konferenciya-nformacionnye-tehnologii-v-obrazovanii-xxi-veka.html) обращает на себя внимание тот факт, что даже наиболее продвинутые в методическом плане образовательные учреждения ЯНАО имеют небольшой опыт использования информационных технологий в территориально распределенном учебном процессе профильной подготовки школьников и профессиональной подготовки/образования молодежи и незанятого населения.
Концепцией профильного обучения школьников в России определены две основные формы (модели) реализации профильного обучения: модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации школ [2].
Обзор моделей организации профессиональной подготовки/образования, профильного обучения школьников в Ямало-Ненецком национальном округе был сделан на основании материалов интернет-сайта Департамента образования ЯНАО, а также на основании данных, приведенных органами управления образованием, образовательными учреждениями городов Ноябрьска, Муравленко, Тарко-Сале, Нового Уренгоя, Надыма и др. К общим недостаткам организации профильного обучения школьников и профессионального образования молодежи в районах Крайнего Севера следует отнести:
-отсутствие в школах специалистов по сопровождению учебного процесса с использованием специализированных информационно-технических образовательных ресурсов профессионального образования/профессиональной подготовки;
-недоверие персонала общеобразовательных учреждений к новым образовательным методикам и технологиям в организации профильного обучения старшеклассников;
-недостаточная включенность образовательных учреждений в процесс формирования интегрированной информационной образовательной среды общего и профессионального образования, где присутствовали бы существенные признаки непрерывности образования: завершенность каждой ступени профессионального образования, сокращение сроков обучения на каждой последующей ступени профессионального образования на базе предыдущей от профильной школы, начального, среднего до высшего профессионального образования.
Предлагаемый вариант организации информационно-технического и ресурсного сопровождения профессионального образования молодежи и профильного обучения школьников направлен на устранение перечисленных недостатков и имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых:
-повышение эффективности профессионального образования/профессиональной подготовки за счет использования электронных образовательных ресурсов;
-повышение доступности профессионального образования для самых широких слоев населения вне зависимости от места их проживания;
-расширение возможностей профессионального общения преподавателей, возможностей использования виртуальной образовательной среды для их совместной проектной дея-
тельности. Горизонтальные связи между учебными заведениями общего и профессионального образования послужат фактором расширения вариантов организации практико-ориентированного профильного обучения и предпрофильной подготовки и послужат средством методической поддержки школ [3];
-обучение с использованием элементов дистанционного обучения всегда вызывает у учащихся большой интерес. В данном случае важно, что молодые люди осознают свою причастность к использованию высоких технологий и подсознательно готовятся к процессу своего постоянного профессионального и образовательного роста [4].
Предлагаемая модель организации информационно-технического и ресурсного сопровождения профессионального образования молодежи из числа коренных национальностей Севера в полной мере отвечает социальным запросам жителей ЯНАО, расширяет возможности получения образования самыми разными слоями коренного населения, способствует формированию кадрового потенциала региона, открывает новые перспективы сотрудничества образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, полностью соответствует целям экономического развития округа.
Библиографический список
1. Алексеева, Н.Н. Методическая поддержка профильного обучения / Н.Н. Алексеева // Профильная школа. - 2007. - № 4. - С. 9-16.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематический выпуск. - 2002. - Декабрь.
3. Закиева, А.Ю. Интерактивное обучение как педагогическая технология профилизации образования в сельской школе / А.Ю. Закиева // Наука и школа. - 2007. - № 1. - С. 54-56.
4. Кондакова, М.Л. Дистанционные образовательные технологии как средство осуществления профильного обучения / М.Л. Кондакова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 2. - С. 10-14.
T. Molodykh
Branch of Tyumen State Oil and Gas University in Novy Urengoy
T. Khokhlova Omsk Motor Transport College THE POSSIBILITY OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION FOR PEOPLE IN REMOTE VILLAGES OF THE FAR NORTH
The authors analyzed the impact of regional socio-economic factors shaping the professional plans of young people living in the Far North. Role profile is shown in the article comprehensive school on successful adaptation of young people to vocational training. Set out the experience profile preparation in terms of networking of institutions and enterprises of the real sector of the economy, justified the introduction stages before profile and profile preparation of students for their subsequent successful socialization of educational and professional environment.
Key words: profile education, schoolchildren, the far North, distance learning, vocational education.
References
1. Alexeev N.N. Methodical support of profile learning. Profile school, 2007, no. 4, pp. 9-16.
2. The concept of structural teaching in upper secondary general education. Journal of education. Theme issue, 2002, December.
3. Zakieva A.Y. Online learning as a pedagogical technology specialization education in rural school. Science and education, 2007, no. 1, pp. 54-56.
4. Kondakova M.l. Distance education technologies as a means of profile education. Standards and monitoring in education, 2007, no. 2, pp. 10-14.
© Молодых Т.Э., Хохлова Т.П., 2014
Авторы статьи:
Татьяна Эдуардовна Молодых, кандидат экономических наук, доцент, Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Новый Уренгой, e-mail: mtv1@rambler.ru;
Тамара Петровна Хохлова, кандидат педагогических наук, Омский автотранспортный колледж, e-mail: tamara@oatk. org.
Рецензенты:
Т.А. Вахрушева, кандидат педагогических наук, доцент, Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Новый Уренгой;
А.П. Жигадло, доктор педагогических наук, доцент, Сибирская автомобильно-дорожная академия. УДК 37.013.42
С.Н. Рягин Омская гуманитарная академия Омский государственный технический университет
С.И. Макулов Омская гуманитарная академия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ WEВ-САЙТА «СОДРУЖЕСТВО»
Представлена технология педагогического проектирования поликультурной информационно -образовательной среды как ряд последовательных этапов и шагов по созданию и использованию web-сайта «Содружество». Разработанная информационно-образовательная среда позволяет сформировать у обучаемых знания о культуре различных социальных групп, толерантное отношение к ним и умение взаимодействовать с представителями собственной культуры и других социальных групп в соответствии с установленными традициями и нормами.
Ключевые слова: поликультурное образование, педагогическое проектирование, поликультурная информационно -образовательная среда.
В начале третьего тысячелетия такие мировые тенденции, как рост интенсивности миграционных процессов, динамика процессов глобализации в условиях стремительно развивающихся мировых социально-экономических взаимодействий между странами, международная интеграция, научно-технический прогресс и исламизация, обозначили острую необходимость формирования у подрастающего поколения диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.
В многочисленных исследованиях социологов (В.М. Смокотин, Ф.И. Атмурзаева, К.С. Мокин, В.И. Мукомель, И.В. Лукьянова и др.), политологов (В.В. Штоль, К.Ю. Смо-лентцев, Н.В. Лукьянович, К.А. Феофанов и др.), педагогов (М.В. Данилова, А.В. Шатцкая, М.В. Дюжакова, Х.-А. Джамаль, О.В. Семеняк, А.А. Шагенов и др.), философов (Д.Б. Керимов, Н.М. Вагабов, Л.Ю. Феофанова и др.) констатируется снижение уровня национально-культурной идентичности, нарастание случаев нетерпимости и враждебности к людям другой культуры, непонимании их традиций и ментальности. Решение обозначенной проблемы исключено без использования возможностей системы общего среднего образования. Рассмотрим один из способов решения этой проблемы - формирование поликультурной информационно-образовательной среды на основе обоснованной и разработанной системы педагогического проектирования.
Детальный анализ работ исследователей, посвященных разработке образовательных сред (В.В. Рубцов, В.К. Коломеец, Н.И. Демидова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвин, В.И. Панов и др.), поликультурных образовательных сред (Е.А. Пугачева, Б.И. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, О.В. Солодянкина, А.Е. Шабалдас, И.А. Неясова и др.), информационно-образовательных сред (А.П. Ершов, О.Ю. Шмакова, О.А. Ильченко, И.В. Роберт, С.В. Паню-кова, А.А. Кузнецова, А.Ю. Кравцова и др.), позволил определить поликультурную информационно-образовательную среду (ПИОС) как часть виртуального пространства образовательной среды, включающей в себя условия и механизмы для формирования у обучаемых: знаний о ценностях и нормах, сложившихся традициях, нормах поведения собственной и других культур; умений выделять и осмысливать ценности каждой культуры, оказывать по-