УДК/UDC 377-057.87 И. О. Калашникова
I. Kalashnikova
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА БАЗЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
SPECIALIZED EDUCATION BASED ON RESOURCE CENTER AS THE BASIS OF HIGH SCHOOL STUDENT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
В статье предложен способ организации профильного и предпрофильного обучения старшеклассников на базе ресурсного центра профессиональной образовательной организации.
The article analyzes the process of organization of specialized education on the basis of the resource center of professional educational organization.
Ключевые слова: ресурсный центр, профильное обучение, информационная компетентность, профессиональное самоопределение старшеклассников.
Keywords: specialized education, resource center, information competence, high school student professional self-determination.
В условиях стремительного развития информационных технологий,во многом определяющих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной деятельности человека. Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования является необходимым условием социализации личности. Одной из важнейших задач школы становится вооружение обучающихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования — формирование у учащихся информационной компетентности и культуры.
Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, способов и методов деятельности по ее использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества — феномены взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.
Функции информационной компетентности старшеклассника профильной школы: познавательная (направленная на систематизацию знаний, познание и самопознание человеком самого себя); коммуникативная (носителями которой являются семантический компонент, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса); адаптивная (позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе); нормативная (проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе); оценочная (активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную); интерактивная (формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации).
По мнению Р. Ю. Хурум, формирование информационной компетентности учащихся в условиях профильного обучения возможно, если информационная компетентность учащихся профильных классов — это интегративное качество личности, проявляющееся в его готовности и способности к овладению информационными и специальными знаниями, умениями, навыками продуктивного отбора, систематизации и хранения информации, использования информационных ресурсов, позволяющее вырабатывать, прогнозировать, проектировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
Формирование информационной компетентности обучающегося возможно, если в образовательном учреждении созданы условия:
— для субъект-субъектных отношений;
— применения дифференцированного подхода на основе результатов диагностики уровней личностного развития в сфере информатизации;
— построения индивидуального маршрута учебно-познавательной деятельности;
— использования средств и методов формирования информационной компетентности;
— проблемно-модульного структурирования учебного материала;
— применения метода проектов, включающего учеников в совместную деятельность по изучению информационных технологий;
— поэтапного развития информационной компетентности учеников с точки зрения формирования внутренней мотивации: исполнительские действия — рефлексия (оценка достижений) — корректировочные действия [1 ].
Необходимость объединения информационных ресурсов Кузбасского региона в единое информационно-образовательное пространство с высокой скоростью обмена данными привела к созданию регионального ресурсного центра как структуры, обеспечивающей сбор, накопление, внедрение в образовательных организациях информационных ресурсов и технологий, сопровождение перехода учебных заведений на практике к технологиям организации учебного процесса в единой образовательной информационной среде.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» с 2014 г. является ресурсным центром по подготовке кадров для сферы информационных технологий (приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 25.06.2014 № 1140 «О статусе ресурсного центра на базе профессиональных образовательных организаций Кемеровской области»).
Колледж имеет современную материально-техническую базу в области 1Т-технологий по всем подготавливаемым специальностям и развивает ее;
— обеспечен высококвалифицированными преподавателями и мастерами производственного обучения, владеющими 1Т-технологиями, имеющими опыт организации семинаров, курсов повышения квалификации, мастер-классов, круглых столов, консультаций, в том числе в режиме онлайн;
— осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки и переподготовки в области 1Т-технологий из числа незанятого населения и работников организаций;
— является опорным методическим центром по профилю 1Т-технологий по всем направлениям подготовки (23.00.00 Тех-
ника и технологии наземного транспорта, 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 38.00.00 Экономика и управление, 40.00.00 Юриспруденция, 39.00.00 Социология и социальная работа, 43.00.00. Сервис и туризм).
20 марта 2014 г на базе колледжа проведены региональные отборочные соревнования Worldskills Russia — 2014 по компетенции IT Сетевое администрирование.
Ресурсный центр организует коллективный доступ к информационным, материально-техническим, научно-методическим и учебно-лабораторным ресурсам в целях достижения эффективных образовательных результатов.
Программа развития ресурсного центра колледжа направлена на создание условий для реализации ресурсного обеспечения качественно нового уровня среднего профессионального образования путем предоставления модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий в условиях открытого доступа к ним.
Основные категории потребителей услуг ресурсного центра:
1) молодежь 15-20 лет, школьники старших классов, заинтересованные в получении допрофессионального образования или простейших профессиональных навыков в области IT-технологий. Молодежь, заинтересованная в получении широкого спектра информационных, компьютерных и сетевых услуг; различных видов открытого обучения: интерактивного телевидения, компьютерных телекоммуникационных сетей с использованием таких технологий, как электронная почта, компьютерные аудио- и видеоконференции, Интернет, Интранет, оффлайн- и онлайн-чаты и веб-форумы;
2) молодежь старше 20 и люди среднего, вплоть до пенсионного, возраста, которые нуждаются в переподготовке или повышении квалификации;
3) коммерческие организации или другие учебные заведения, которые хотят иметь в штате высококвалифицированных специалистов, также могут быть заинтересованы в получении методических материалов, проведении тренин-говых программ для сотрудников или консалтинговых услуг на базе ресурсного центра;
4) родители, заинтересованные в профессиональном самоопределении детей на базе передовых технологий;
5) муниципальные и региональные органы управления образованием, осознающие необходимость в повышении уровня профессионализма работниками учебных заведений, организаций и предприятий;
6) службы занятости населения, предпочитающие передавать организацию переобучения безработных ресурсным центрам ввиду лучшей оснащенности их материальной базы.
Кроме предоставления образовательных услуг, необходимо принимать во внимание важность социального аспекта при профессиональном самоопределении обучающихся. Прежде всего это выражается в необходимости трудоустройства молодежи и взрослого населения после получения ими основного или дополнительного образования. Причем оказывать содействие желательно не просто по факту трудоустройства, а в получении интересной и хорошо оплачиваемой работы.
Ресурсный центр концентрирует и обеспечивает доступ к дефицитным и дорогим ресурсам в области ^-технологий и выступает как учреждение профессионального и дополнительного образования. Основная его деятельность заключается в организации коллективного доступа к информационным, материально-техническим, научно-методическим и учебно-лабораторным ресурсам в целях достижения эффективных образовательных результатов.
Как ресурсный центр Профессиональный колледж г Новокузнецка основывается на концентрации пяти типов ресурсов.
1. Материально-технический ресурс: технологическое и учебное оборудование, информационно-коммуникативное оборудование.
2. Кадровый ресурс: высококвалифицированные мастера производственного обучения и преподаватели, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями, специалисты по педагогическим технологиям, методикам обучения, частным методикам обучения в подготовке кадров определенных групп профессий, специальностей, в области профориентации, оценки профессиональных квалификаций, маркетинга, аналитики, управления.
3. Методический ресурс: учебные программы, учебные модули, методические рекомендации, контрольно-измерительные материалы.
4. Информационный ресурс: информация о новейших производственных технологиях, тенденциях, разработках в определенной об-
ласти производства товаров или услуг на электронных и бумажных носителях.
5. Ресурс связи: система связей с предприятиями, способствующая профессионализации преподавателя, мастера производственного обучения; связей с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей, профессиональных групп и особых групп обучающихся — лиц с особыми образовательными потребностями.
Организационно-управленческая структура ресурсного центра, обеспечивая практический этап обучения, связанный с освоением современных технологий, дает возможность работы со специализированной техникой, недоступной в рамках отдельных учебных заведений. Ориентация на современные требования к технологиям и оборудованию формирует у пользователей специальные профессиональные компетенции.
Учебно-методическая служба ресурсного центра обеспечивает учебно-методическими материалами: программами, тестами, методическими рекомендациями и пособиями, материалами для экспертизы и т. п.
Служба сервиса ресурсов позволяет удовлетворить образовательные запросы населения.
Служба дополнительного профессионального образования обеспечивает расширение возможностей для профессионального обучения различных возрастных групп населения (профессиональная ориентация и профкон-сультирование, профильное и предпрофиль-ное обучение учащихся общеобразовательных школ, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение других категорий населения региона); организует конкурсы профессионального мастерства для обучающихся и мастеров производственного обучения.
Предполагаемая трансформация структуры занятости Кемеровской области, связанная с изменением ее ярко выраженной сырьевой специализации и развитием информационно-коммуникационных и ^-технологий, требует подготовки программистов, системных администраторов, специалистов по информационной безопасности и других.
Среди приоритетных ресурсным центром колледжа выбраны следующие направления работы:
— стимулирование реализации программ с применением дистанционных технологий обучения, что открывает новые возможности как
для взрослого населения, повышающего свою квалификацию, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуя их конституционное право на обучение;
— повышение доли школьников, обучающихся в современных условиях (развитие сотрудничества колледжа со школами города по введению на старшей ступени общеобразовательной школы системы специализированной подготовки — профильного обучения);
— развитие сотрудничества с попечительским советом, представителями муниципальных властей, работодателями, стратегическими партнерами и др.;
— широкое применение в образовательном процессе 1Т-технологий, в том числе развитие интерактивных форм обучения, использование в преподавании мультимедийных технологий и обучающих программ, разработку электронных источников учебной информации, создание открытого депозитария образовательных модулей электронных образовательных ресурсов для профессионально-педагогических работников региона и др.
Педагоги колледжа на протяжении ряда лет сотрудничают с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования при повышении квалификации в области 1Т-технологий преподавателей учреждений профессионального образования региона.
Таким образом, Профессиональный колледж г. Новокузнецка, являясь ресурсным центром по подготовке кадров для сферы информационных технологий, имеет возможность эффективно использовать потенциал профессиональной школы для реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся школ города за счет качественно нового уровня технических, кадровых, научно-методических ресурсов.
Как опорный научно-методический центр региона по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс колледж популяризирует накопленный опыт по созданию электронных образовательных ресурсов при проведении консультаций, профессиональных стажировок на приобретенном оборудовании, семинаров, мастер-классов, круглых столов. Передовые методы обучения представляются на научно-практических конференциях и в публикациях.
1. Хурум Р. Ю. Формирование информационной компетентности учащихся в условиях профильного обучения общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/ webhp?sourceid=chrome-instant&rlz=2C1GTPM_ruRU0 537RU0537&ion=1 &espv=2&ie=UTF-8#q=%D0%A5% D1%83%D1%80%D1%83%D0%BC%20%D0%A0.% D0%AE.#q= %D0 %A5 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %83 % D0 %BC %20 %D0 %A0. %D0 %AE.
УДК/UDC 377:331.5(571.17) Т. В. Кондрашкова
T. Kondrashkova
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FACTOR IN TRAINING WORKERS AND SPECIALISTS FOR THE REGION'S ECONOMY
В статье рассматриваются особенности государственно-общественного управления профессиональным самоопределением обучающихся в Кемеровской области на примере Новокузнецкого техникума пищевой промышленности.
The article discusses the features of state-public management professional self-determina-
tion of students in the Kemerovo region using the example of Novokuznetsk college of food industry.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, государственно-общественное управление, региональные особенности.
Keywords: professional self-determination, state and public administration, regional features.