Научная статья на тему 'Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)'

Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ / MODERNIZATION OF EDUCATION / VARIOUS TYPES OF EDUCATION / SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH SCHOOLS / INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL NETWORK / NETWORK INTERACTION / A MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терешкина Галина Дмитриевна

Раскрывается модернизация образования в местах компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Преимущественное внимание обращается на специфику организации профильного обучения в школах малочисленных народов Севера, включая основные модели, предложенные разработчиками «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в России. Описывается сетевое взаимодействие посредством выбора партнеров по совместной реализации образовательных программ профильного обучения, которые являются условием кооперации школ малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терешкина Галина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Various types of education in the areas of residence of the small-numbered peoples of the North of the Republic of Sakha Yakutia are revealed. The main attention is paid to the specific features of organizing of various types of education in schools of the small-numbered peoples of the North including the main models suggested by founders of the Conception of various types of education on a senior step of secondary education in Russia. The network interaction with chosen partners on joint realization of educational programs of various types of education is described which is the condition of the North small-numbered peoples schools cooperation.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»

ется воспитанием, управляется волей человека, определяется генотипом и фенотипом, ведет к самовыражению личности, повышая тем самым уровень ее свободы, и имеет неравновесный и нелинейный характер. При этом одной из значимых характеристик саморазвития является его зависимость от воли человека.

На наш взгляд, на современном этапе в целях саморазвития личности данный фактор необходимо учитывать и использовать с учетом жизненного опыта и особенностей личности обучаемого в планировании и проведении не только уроков, но и внеклассных мероприятий.

Литература

1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 82 с.

2. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. / Пер. с англ. - СПб.: Азбука, 2001. - 960 с.

3. Миронов В.В. Философия: учебник. - М., 2001. -240 с.

4. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

5. Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли. - 2-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2002. - 224 с.

6. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Пер. с нем. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 383 с.

7. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 584 с.

8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Логос, 1999. - 352 с.

9. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебное пособие. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448 с.

Поступила в редакцию 12.10.2010

УДК 373.1.013

Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера

Республики Саха (Якутия)

Г.Д. Терешкина

Раскрывается модернизация образования в местах компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Преимущественное внимание обращается на специфику организации профильного обучения в школах малочисленных народов Севера, включая основные модели, предложенные разработчиками «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в России. Описывается сетевое взаимодействие посредством выбора партнеров по совместной реализации образовательных программ профильного обучения, которые являются условием кооперации школ малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: модернизация образования, профильное обучение, школа малочисленных народов Севера, информационно-образовательное пространство, образовательная сеть, сетевое взаимодействие, модель.

Various types of education in the areas of residence of the small-numbered peoples of the North of the Republic of Sakha Yakutia are revealed. The main attention is paid to the specific features of organizing of various types of education in schools of the small-numbered peoples of the North including the main models suggested by founders of the Conception of various types of education on a senior step of secondary education in Russia. The network interaction with chosen partners on joint realization of educational programs of various types of education is described which is the condition of the North small-numbered peoples schools cooperation.

Key words: modernization of education, various types of education, small-numbered peoples of the North schools, information-educational space, educational network, network interaction, a model.

Общественно-политические, социально-экономические, этнокультурные процессы, образо-

ТЕРЕШКИНА Галина Дмитриевна - ст. преподаватель ИМИ СВФУ, mpm _ imi @ mail.ru.

вательная ситуация, в которой находится Россия, определяют характер проблем и их решение в условиях модернизации системы образования. Вся существующая система государственного образования ориентирована на оседлый

образ жизни. Стратегия образования Республики Саха (Якутия) строится на понимании сущности происходящих изменений в мировом сообществе; направленности образовательной политики в мире; осознания объективных закономерностей развития государственности, социума, экономики России и республики; требований к экономике образования и развитию человеческого капитала; принятия логики развития науки и культуры в стране и мире; императивов образовательной эволюции и исследований. На основе стратегии определена миссия образования в Якутии: развивать республику, сохраняя национальные истоки [1].

В Якутии имеются два стандартных варианта развития школ, тесно связанных с образом жизни малочисленных народов Севера: школы для населения, вовлеченного в современные формы экономики и ведущего образ жизни, адаптированный к жизни в городе или поселении (районный центр, село); кочевые школы при родовых общинах, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

В последние годы было принято несколько важных федеральных и республиканских законов, решений Правительств Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), направленных на модернизацию системы образования. Утверждены и одобрены «Закон об образовании», «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Рекомендательное письмо Министерства образования РФ об организации обучения детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни» (от 24.02.2000 № 349/11-13) и ряд республиканских законов «О родовой, родопле-менной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» (от 17.10.2003 82-З №175-III), «О государственной поддержке функционирования кочевых школ Республики Саха (Якутия)» (от 15.10. 2004 №1229-р), «Концепция системы кочевых образовательных учреждений республики» (от 22.04.2005 №228), «Закон о кочевых школах Республики Саха (Якутия)» (от 22.07.2008 З №74-1У). Благодаря многолетней научной деятельности ЮНЕСКО в России растет поддержка образования для жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, в частности в Якутии (программа ЮНЕСКО «Образование для всех», проект «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у коренных народов Севера Республики Саха (Якутия)»). Основная идея реализации совместных проектов с зарубежными партнерами - нахождение оптимального пути в национальной политике, которая

позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе: «сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного образования нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России...» [2, с.4].

Принятие этих документов стало новым шагом в формировании современной образовательной политики России, так в условиях кочевого образа жизни народов Севера общинное (кочевое) образование можно рассматривать как появление нового качества в контексте общих социально-экономических процессов, происходящих в Российской Федерации. При этом кочевое образование определяется как испытанное столетиями средство интеллектуального, духовного, социального развития малочисленных народов на традициях и культурных ценностях с учетом принципов их жизнедеятельности и образа жизни в условиях Крайнего Севера.

Педагогическая наука нацелена на формирование гармонически развитой личности ребенка, что возможно лишь при системном, компетент-ностном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Одним из факторов, влияющих на развитие школьника, является профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В этой связи профильное обучение рассматривается как развивающаяся социально-педагогическая система на основе возрождения самобытной материальной и духовной культуры, родного языка и истории развития народов Севера.

На данный момент этап развития профильного обучения может быть обозначен как переходной, включающий как совершенствование существующей системы образования, так и поиск инновации, способствующий ее переходу на более высокий качественный уровень, связанный с социально-экономической, демографической и культурно-образовательной неоднородностью составляющих Россию этносов и регионов.

В силу этого возникает многоаспектная проблема модернизации образования детей малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания, в которой центральное место занимает внедрение и использование образовательной сети (системы общего и дополнительного образования) для кардинального

изменения доступности и качества образования. В такой ситуации актуализируется необходимость разработки новых подходов в обучении и воспитании детей малочисленных народов Севера, ориентированных на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

В настоящее время имеется целый ряд работ, раскрывающих теоретические концепции, которые могут быть положены в основу исследования данной проблемы. Существенной предпосылкой исследования стали труды ученых на следовании законам природы по годичному циклу природных явлений и традиций В. А. Роб-бека [3]; по деятельности кочевых школ В.Н. Егорова, Н.Д. Неустроева [4], А.Г. Корниловой

[5] и др. При разработке модели организации профильного обучения, соответствующей реально существующему процессу обучения в школах малочисленных народов Севера, осуществлялась опора на индивидуальную деятельность, интерпретируемую как реализация в социальной деятельности некоторой функции, определенной роли А.В. Боровских, Н.Х. Розова

[6]; на концепции (проект) социокультурной модернизации РС(Я) [7]; на функциях социокультурного подхода А.М. Цирульникова [8], Н.И. Бугаева [9]; на модели биллингвального обучения А.И. Петровой [10] и формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников А.В. Мордовской [11] и др.

Организация профильного обучения в школах Севера происходит в системном социально-образовательном эксперименте, где ориентация на реализацию образовательных запросов и потребностей коренного населения определяет содержание образования. В этой связи профильное обучение необходимо рассматривать в контексте информационно-образовательного пространства через внедрение и использование образовательной сети, выстроенной по принципу «от культурно-образовательных инициатив - через кооперацию - к индивидуальной образовательной траектории», что, в свою очередь, обеспечивает самостоятельный индивидуальный выбор (духовный, образовательный) школьника. Информационно-образовательное пространство определяется как множество информационно-образовательных объектов, между которыми устанавливаются отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями: объекты имеют координаты (адреса), входят составными частями в другие объекты (окрестности), для перехода между объектами нужно пройти путь по различным траекториям (сложный адрес), являющимся аналогом расстояний и т.п. [12,с.3]. Под

сетевым взаимодействием понимается такая система предоставления образовательных услуг, в рамках которой учащиеся могут реализовать свои образовательные траектории, которые доступны им в рамках одного общеобразовательного учреждения, так и в рамках комплекса. Сетевые образовательные структуры, формирующиеся в ходе становления профильного обучения, представляют собой принципиально новое явление в отечественной образовательной практике - движение не «монолитных масс», но и не «одиночек», а целостности, объединяющей, но не нивелирующей индивидуальность каждой школы [13,с.105].

Теоретическая модель организации профильного обучения малочисленных народов Севера включает следующие компоненты, состоящие из совокупности определенных элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (модули, субъект-объектные взаимодействия), операционно-действенного (этапы, формы, условия), оценочно-результативного (критерии и показатели), системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные, функциональные).

Основные элементы, дающие представление о структуре данной модели.

1. Цели: формирование личности, способной выполнять социальные роли этноса и адаптироваться в современном поликультурном обществе.

2. Принципы культуросообразности, целостности, субъектности. Принцип культуросооб-разности нашел свое отражение в силу своей уникальности и особой внутренней силы, т. к. духовное наследие еще влияет на умонастроения людей и проявляется в духовном отношении к природе (поклонении Земле, Солнцу, Огню и др., представлений об особой духовной связи, объединяющей людей и животных, все живое и неживое в природе); целостность: самобытная традиционная культура, кочевой уклад жизни; культурно-исторические традиции еще живы и почитаемы; субъектность: признание важности полного гармонического развития ребенка в семейном окружении на традициях и культурных ценностях народа.

3. Задачи: учитывать социально-экономические перемены и социокультурные ситуации в местах компактного проживания малочисленных народов Севера; разработать образовательную сеть, обеспечивающую взаимодействие субъектов профильного обучения (опорной и кочевой школ, учреждений дополнительного образования, вузов, ссузов, предприятий, организаций, родовых общин и др.); обеспечить образовательное взаимодействие кочевой и базо-

вой школ по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий учащихся; определить педагогические условия, обеспечивающие формирование личности, способной выполнять социальные роли этноса и адаптироваться в современном поликультурном обществе.

4. Функции: познавательная выражена в освоении подрастающим поколением знаний, опыта, накопленных в процессе практической и духовной деятельности народа; социальная: в трансляции от поколения к поколению ценностей малочисленных народов Севера, передаче молодежи ценностных представлений о труде оленевода, охотника, рыболова, его значимости в социально-экономическом развитии национального района; нормативно-правовая: сохранить свою самобытность с помощью регламентирующих законов, норм, регулирующих воспитание подрастающего поколения, социальные отношения в социуме в местах компактного проживания малочисленных народов Севера; коммуникативная: общение старшего и молодого поколения в ходе осуществления воспитания, овладения подрастающим поколением социальным опытом традиционной жизнедеятельности, духовной и материальной культурой.

В модели организации профильного обучения (схема) при проектировании индивидуальных образовательных траекторий учащихся используется принцип модульности, который реализуется через: модуль базового образования (общеобразовательное образование) и профильный модуль (предполагающий выбор), модуль дополнительного образования, модуль коррекции (созданный для учета индивидуальных особенностей обучающихся). Принципиально важным является базовое ядро - индивидуальный блок профиля ученика, когда на его основе выстраиваются профильные и базовые курсы для данного ученика. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент: углубленный или базовый уровень, расширенный вариант, общекультурное назначение предмета и т.д.), а также способ его реализации (формы организации обучения: в рамках классно-урочной системы, в кочевой школе и т. д.). Внеурочная образовательная деятельность: организация в школе и сельском социуме деятельности, направленной на создание культурно-образовательных инициатив и проектирование этой деятельности в образовательный процесс. Коррекционная часть подразумевает оказание помощи преподавателями, психологами, родителями и другими при выборе учащимися обучения в условиях базовой и кочевой школ (период коррекции - неделя

коррекции учащихся базовой школы в режиме индивидуализации, учащихся кочевой школы в режиме экстерната). Оценка реализации профильного обучения осуществляется по повышению уровня учебной мотивации, самоопределению личности, по становлению и развитию рефлексивных умений.

Малочисленные народы Севера, которые адаптировались к жизни в городе и поселке, сохраняют свою этническую уникальность и традиционную культуру через развитие сети школ с эвенским, эвенкийским, юкагирским, чукотским и долганским этнокультурным компонентом - экспериментальных площадок Министерства образования Республики Саха (Якутия). Территориями освоения новых ценностей, возрождения традиционной культуры, новых технологий учения-обучения являются экспериментальные площадки Министерства образования республики (табл.1).

Единая республиканская корпоративная сеть инновационного педагогического сообщества формирует и реализует новые стратегии развития школ малочисленных народов Севера посредством культурно-образовательных инициатив, что позволяет: организовать и координировать использование интенсивных образовательных ресурсов (разные образовательные учреждения, администрации, предприятия, учреждения и гражданские институты (общественные организации) разных наслегов, улусные комитеты экологии, сельского хозяйства и др.); практический опыт районов переводить на научную основу и объединять фрагменты работы этих площадок в единую систему культурно-образовательных инициатив.

В местах кочевья родовой общины проявляются признаки новой ситуации, которую можно назвать «школа - центр социально-экономических инициатив». Кочевая школа - самостоятельное образовательное учреждение или филиал образовательного учреждения в местах кочевания малочисленных народов Севера, получившая распространение в нашей стране в 2930-е годы. Она является мобильной формой современной школьной сети республики, обеспечивает конституционное право детей на доступность образования в условиях семейного, производственного кочевья. Социальная функция характеризуется целенаправленной деятельностью социальных субъектов родовой общины, которая вовлекает детей и взрослых в систему современных, экономических, производственных, финансовых отношений на основе выполнения государственного заказа, осуществляет преемственность между поколениями, оказывает помощь в овладении всеми богатствами

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛАХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Теоретическая модель организации профильного обучения в школах малочисленных народов Севера

Организация профильного обучения на основе принципа «от культурно -образовательных инициатив - через кооперацию - к индивидуальной образовательной траектории - к профильному обучению»

В условиях кочевой школы

Цель: формирование личности, способной выполнять социальные роли этноса и адаптироваться в современном поликультурном обществе

В условиях базовой школы

1) 1-4, 5-6, 7-8 классы - разновозрастная группа мобильного состава;

10 классы -индивидуальные образовательные траектории;

2) согласованное; расписание с базовой (опорной) школой;

3) базовые общеобразовательные предметы;

4) вариативная часть: практи-ко- ориентированные предметы (оленеводство, охотоведение, рыболовство, традиционные виды искусства) Деятельность ученика:

1) 1- 6 классы (БУП РС(Я))-преподавание ведет учитель (гувернер) начальных классов (согласованное с базовой школой календарно-тематическое планирование);

2) 7-8 классы (самостоятельное изучение под руководством учителя (гувернера) кочевой школы в режиме дистанционного обучения, вахтовым методом обучение учителями базовой школы основным предметам, иностранному языку);

3) 10 класс - индивидуальное обучение (ИОТ) по согласованию с учителями-предметниками базовой школы; дистанционное обучение по профильным предметам в образовательной сети (программа утверждается органом муниципального образования)

Целеполагание, рефлексивные процессы, функциональные связи

Структура и процесс осуществления: принципы, задачи, функции

Выбор учителем комплекта учебников базового и профильного уровней, включенных в федеральный перечень учебников, также основывается на критериях эффективности процессов индивидуализации: рост учебной мотивации, динамики развития рефлексивных процессов

Базовая часть Мх (общеобразовательный период)

Вариативная часть МУ2 (профильный период)

Внеурочная образовательная деятельность: интеграция предметов в клубах по интересам (национальные виды спорта, традиционная культура хозяйствования, традиционное искусство народов Севера, Кыыс Куо, национальная культура и др.): 1-5 классы - кружки по интересам; 6-8 классы - клубы (групповое проектирование); 10 классы - индивидуальные проекты в образовательной сети

Выбор учащихся основывается на мотивационно-ценностных и индивидуально-личностных факторах в условиях взаимодействия базовой и кочевой школ

Общеобразовательный период

1)классный коллектив постоянного состава;

2) стабильное расписание;

3) базовые общеобразовательные предметы;

4) элективные курсы Профильный период

1) временный учебный коллектив (поточная группа непостоянного состава);

2)согласованное расписание со школами, центрами дополнительного образования, входящими в образовательную сеть;

3) профильные общеобразовательные предметы;

4) элективные курсы Деятельность ученика:

1) рефлексия своей учебной деятельности по изучению профильного модуля;

2) актуализация этапов развертывания индивидуальной образовательной траектории, теоретических знаний и рефлексивных умений

Индивидуальные образовательные траектории: горизонтальное взаимодействие индивидуальных образовательных траекторий учащихся 10-11 классов. ( базовое ядро - индивидуальный блок профиля ученика, когда на его основе выстраиваются профильные и базовые курсы для данного ученика

Коррекционная часть подразумевает оказание помощи преподавателями, психологами, родителями и др. при выборе учащимися элементов вариативной части (профильный) и компонентов базовой части (общеобразовательный). Период коррекции - неделя коррекции учащихся базовой школы в режиме индивидуализации, учащихся кочевой школы - месяц коррекции в режиме экстерната обучения в условиях базовой и кочевой школ

Результаты: повышение уровня учебной мотивации; самоопределение личности; становление и развитие рефлексивных умений; снижения уровня тревожности

Т а б л и ц а 1

Культурно-образовательные инициативы школ Севера

Типы школ Культурно-образовательные инициативы РС (Я)

Школа-социокультурный центр Возрождение родного языка, культуры, традиций и духовности эвено-долганского народа Анабарский улус

Образовательный комплекс «Тускул», школа-хозяйство, СПТУ Образовательная поддержка социально-экономического развития Верхоянского улуса Верхоянский улус

Гимназия, школа-интеллектуально-культурный центр села Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей в полиэтнической среде Кобяйский улус

Школа-интернат народов Севера «Арктика» Национально-региональный компонент в обучении, воспитании детей в полиэтнической среде Нерюнгри

Комплекс «школа-сад» Профильное обучение традиционным отраслям народного хозяйства Нижнеколымский улус

Школа-ресурсный центр, школа-этноцентр эвенкийской культуры, агропрофилирован-ная школа, кочевая школа Образовательное взаимодействие кочевой и базовой школ по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий учащихся Оленекский улус

Т а б л и ц а 2

Модели школ для населения, ведущего кочевой образ жизни

Модели кочевых школ Сохранение исконной среды обитания и кочевого образа жизни малочисленных народов Севера Пилотные школы проекта ЮНЕСКО РС (Я)

Модель 1. Кочевая школа, прикрепленная к одной общине Кочевая школа сезонно передвигается по территории общины в соответствии с годовым хозяйственным циклом Анабарский, Алданский, Кобяй-ский, Среднеколымский, Олек-минский, Оленекский улусы

Модель 2. Кочевая школа, обслуживающая несколько соседних общин Кочевая школа по графику переходит из одной родовой общины в другую -

Модель 3. Кочевая школа на базе производственного поселения общины Оленеводы живут на производственной базе и круглогодично пасут оленей вблизи кочевой школы Верхоянский, Нижнеколымский улусы

материальной и духовной культуры. При этом деятельность кочевой школы вписывается в образовательные стандарты федерального и регионального уровней.

Кочевые школы способствуют сохранению исконной среды обитания и кочевого образа жизни малочисленных народов Севера. В республике разработаны три модели кочевых школ, из них модель №2 не задействована из-за отсутствия педагогических кадров (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переход к профильному обучению в условиях компактного проживания малочисленных народов Севера требует нестандартных организационно-педагогических условий. Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера будет протекать успешно, если:

- профильное обучение рассматривается как развивающаяся социально-педагогическая система на основе возрождения самобытной материальной и духовной культуры малочисленных народов Севера;

- содержание и организация деятельности школы соответствуют определенному типу культуры и укладу жизни социума;

- образовательная сеть выстроена по принципу «от культурно-образовательных инициатив - через кооперацию - к индивидуальной

образовательной траектории - к профильному обучению»;

- определены нормативно-правовые положения, регламентирующие организацию профильного обучения в школе Севера.

Требуют решения такие проблемы, как изучение особенностей формирования и развития информационной компетентности детей малочисленных народов Севера при различных формах обучения; разработка целостной модели сетевой организации дистанционного обучения и социально-профессиональной адаптации в обучении детей с учетом возникающих изменений в социально-экономической сфере жизни общества.

Литература

1. Комплексный проект модернизации образования в Республике Саха (Якутия) / Ф.В. Габышева, Г.И. Алексеева, Н.Г. Попова, С.И. Томская. Министерство образования Республики Саха (Якутия). -Вып.7. - Якутск: ИРО МО РС(Я), 2009.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. образования; под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с. (Стандарты второго поколения).

3. Роббек В.А. Система общинного образования кочующих народов Севера Республики Саха (Якутия): концепция. - Якутск, 2004. - 29 с.

4. Егоров В.Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В.Н. Егоров, Н. Д. Неустроев. - М.: Academia, 2003. - 224 с.

5. Корнилова А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде. - М.; Якутск, 1997. - 143 с.

6. Боровских А.В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / А.В. Боровских, Н.Х. Розов. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.

7. Проект Концепции социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия); 29 сентября - 5 октября 2010 г.; С. 9 // XII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Новая школа-приоритет государства, общества, бизнеса» . - Якутск, 2010. - 34 с.

8. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. -

СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007. - 288 с.

9. Бугаев Н.И. Профильная школа по хара-алдански // Профильная школа. - 2009. - №4. - С.31-35.

10. Петрова А.И. Формирование системы двуязычного образования: история, теория, опыт: авто-реф. дис. ... докт. пед.наук. - М., 2004. - 38 с.

11. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопеда-гогики народа саха). - М.: Асаdemia, 2000. - 176 с.

12. Огородников Е.В. Организация информационно-образовательного пространства профильной школы // Профильное обучение. - 2005. - №5. - С.3-10.

13. Сергеев И.С. Руководителю образования о введении профильного обучения: практич. пособие. - М.: АРКТИ, 2006. -136 с.

Поступила в редакцию 07.10.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.