http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
УДК 371.134
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Т.В. Королева
ABOUT THE CONTENT OF TEACHERS' TRAINING FOR EDUCATIONAL AND VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS
T.V. Koroleva
Аннотация. Автор статьи рассматривает подготовку педагогических работников к работе по профессиональной ориентации на основе накопленного отечественного и зарубежного опыта, компетентностного подхода, обеспечивающего качество образовательной и профессиональной ориентации для разных категорий населения. В статье представлены результаты зарубежного исследования и описаны ключевые и специализированные компетенции для специалистов в области образовательной и профессиональной ориентации.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; подготовка педагогических работников; ключевые и специализированные компетенции.
Abstract. The author of the article considers the training of teachers to work on professional guidance based on accumulated domestic and foreign experience, competence-based approach, ensuring the quality of educational and vocational guidance for the various categories of the population. The article presents the results of foreign studies and describes the main and specialized competencies for the professionals in the field of educational and professional guidance.
Key words: educational and vocational guidance; training of teachers; core competencies; specialized competencies.
Данные Российской академии образования, подтвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, дают представление о профессиональном выборе молодежи: 50% старшеклассников общеобразовательных организаций не связывают профессиональный выбор со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% выпускников ориентированы на поддержку родителей; 67% имеют поверхностное представление о научных основах выбора профессии; 44% не обеспечены информацией о возможностях профессионального обучения в выбранной сфере труда [1]. Профессиональная ориентация в современной образовательной организации является и важнейшим компонентом образования и его приоритетной целью. Однако реальное состояние профессиональной ориентации не соответствует такому подходу. Следует отметить недостаточное внимание к профессиональной ориентации во всех типах образовательных организаций, а также нарушение взаимодействия между
профессиональными и общеобразовательными организациями по проектированию профессиональной карьеры обучающихся и рынком труда.
В современных социокультурных реалиях отмечается повышенное внимание к организации системной работы по профессиональной ориентации молодежи с целью формирования у молодых людей личностной потребности в понимании взвешенного профессионального выбора направления образования, готовности к самореализации в избранном образовательном профиле, дальнейшей профессиональной самоидентификации [1]. Такой подход требует серьезного пересмотра содержания подготовки специалистов к работе по профессиональной ориентации.
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
Идея комплексной подготовки педагога к работе по профессиональной ориентации была научно-обоснована и реализована в рамках образовательного проекта по профессиональному переобучению безработных граждан с высшим образованием «Профконсультант. Преподаватель основ экономических знаний» в Кемеровском государственном университете в 1998 и 2001 годах. В процессе осуществления данного проекта проводилось исследование процесса динамики смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения. Результаты исследования были опубликованы в сборнике «Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества» и представляют научный и практический интерес для подготовки специалистов в области профессиональной ориентации и в современных социально-экономических условиях [2].
В Кузбассе, Якутии, Московской области, в городах Томске, Москве, Санкт-Петербурге накоплен научно-практический опыт подготовки педагогов к ведению курсов «Твоя профессиональная карьера» (8-9кл.), «Технология профессионального успеха» (10-
Для разработки содержания отечественных программ подготовки педагогов к работе по профессиональной ориентации представляют научно-практический интерес и результаты исследования по выявлению необходимых компетенций для специалистов в области образовательной и профессиональной ориентации, проведенное International Association for Educational and Vocational Guidance с 1999-2003 гг. в 41 стране мира. Зарубежный теоретический и практический опыт подготовки профориентологов основывается на компетентностном подходе, обеспечивающем качество образовательной и профессиональной ориентации для разных категорий населения. Определены две группы компетенций: ключевые компетенции (необходимые для всех практиков, независимо от места и специфики их работы) и специфические компетенции (дополнительные компетенции, определяемые местом и спецификой работы с разными категориями населения, а также основными формами профориентационной деятельности). В результате межкультурного научного исследования были определены ключевые компетенции и 10 сфер специализированных компетенций [2-4].
Ключевые компетенции фокусируются на знаниях, умениях, отношениях, которые необходимы всем специалистам для работы по профессиональной ориентации: этическое поведение и профессионализм; сопровождение профессионального и личного развития клиента; понимание культурных различий клиента; понимание реальных возможностей клиента; оценивание программ профессиональной ориентации и консультирования; владение информацией о направлениях развития в образовании, профессиональной подготовки и занятости на рынке труда; продуктивное общение с коллегами.
В дополнение к этим ключевым компетенциям определены 10 сфер специализированных компетенций, которые необходимы в работе с различными категориями и определяются спецификой образовательного института и профориентационной деятельностью в нем.
Для подготовки педагогических кадров к работе по профессиональной ориентации значимыми являются следующие:
Оценка (Assesment)
Предполагает анализ особенностей и потребностей личности, группы; оценку материалов, тестов, интервью, шкал и др. технологий, которыми измеряются индивидуальные способности, склонности, барьеры, жизненные роли, интересы, личностные особенности, ценности, образовательные достижения, умения; интерпретацию и объяснение человеку полученных результатов и их смыслов.
Образовательная ориентация (Educational Guidance)
11 кл.) [5].
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
Направлена на оказание помощи личности в выборе учебных курсов, разработке учебных планов, преодоление трудностей, подготовку к продолжению образования после школы или «вхождению» в работу. Ориентация осуществляется чаще в больших группах, в отличие от консультирования, которое проводится индивидуально или в малых группах.
Профессиональное развитие (Career Development)
Предполагает воспитание отношений, позиций, ценностей и компетенций личности, которые содействуют овладению задачами профессионального развития, способности планировать и адаптироваться к изменениям профессиональных ролей в течение жизни.
Консультирование (Counselling)
Направлено на побуждение к саморефлексии и осмысление Я-концепции, выбор, принятие решения, разрешение трудностей. Авторитетные американские исследователи Гисберс Н. (Gysbers N.C.), Мур (Moore E.J.) предлагают рассматривать профессиональное консультирование в контексте жизненного и профессионального развития (life career development) как саморазвитие на протяжении всей жизни через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека. Задача профконсультации состоит в том, чтобы помочь человеку понять собственный личностный потенциал, реалистически спланировать свою профессиональную жизнь.
Информационный менеджмент (Information Managment)
Предполагает сбор, систематизацию, хранение и распространение информации, относящейся к профессиональному образованию, профессиям, возможностям трудоустройства.
Консультация и координация (Consultation and Coordination)
Направлены на обеспечение информацией, ориентацию и профессиональный совет учителям, школьным администраторам и работодателям, которые способствуют образовательному и профессиональному развитию учащихся. Ведущий английский исследователь А.Уоттс (Watts A.G.) считает, что в процессе профессиональной консультации необходимо больше внимания уделять профессиональной информации о мире труда и возможностях, которые в нем существуют, так как достоверная, содержательная профессиональная информация помогает человеку самостоятельно принять решение о профессиональном выборе.
Исследование и оценка (Research and Evaluation)
Предполагает изучение проблем, относящихся к ориентации и консультированию, учебному процессу, профессиональному поведению и его развитию, ценностям и т.д.; оценка эффективности внешних вмешательств.
Программы и менеджмент услуг (Programs and Service Managment)
Предназначены для разработки, внедрению, сопровождению, наблюдению и оценивание внешних воздействий в соответствии с потребностями целевой группы.
Создание общественного капитала (Community Capacity Building)
Предполагает поддержку сотрудничества между социальными партнерами для того, чтобы оценить человеческий капитал и общественные потребности, а также на развитие планов, отвечающих экономическим, социальным, образовательным задачам и целям занятости.
Посредничество (Placement)
Поддержка человека в его усилиях получить работу через обучение умениям ее поиска и создание условий для собственной занятости.
Содержательный анализ отечественной и зарубежной теории и практики подготовки специалистов к работе по профориентальной ориентации позволил научному коллективу ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» (г.Черняховск) под руководством С.Н.Чистяковой, академика Российской академии образования, д.пед.н., профессора, разработать содержание программы подготовки педагогов к работе по профессиональной ориентации, и реализовать ее в процессе организованных курсов повышения квалификации [2,4,5]. Цель
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
разработанной программы курсов повышения квалификации - приобретение слушателями знаний и компетенций в области педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся при проектировании их будущей карьеры с учетом особенностей Калининградской области и территориального профессионально-производственного окружения.
Содержание программы курсов повышения квалификации было ориентировано на ответственных за работу по профессиональной ориентации с обучающимися в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, педагогов-психологов, преподавателей предмета «Технология». В педагогическом процессе использовались различные формы и методы работы: интерактивные лекции, эвристические задачи, проблемные ситуации, мастер-класс, исследовательская деятельность, проекты.
Научным коллективом был разработан дистанционный курс «Профессиональное самоопределение обучающихся: общеобразовательная и профессиональная организации», организованы очные интерактивные сессии с ведущими отечественными специалистами в области профессиональной ориентации.
Слушатели курсов на интерактивных практических занятиях, презентациях собственных проектов продемонстрировали сформированные компетенции: самостоятельно конструировать варианты педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся с использованием ресурсов социального партнерства, территориального профессионально-производственного окружения; разрешать проблемы, возникающие при оказании педагогической, психологической и информационной помощи обучающемуся в проектировании его профессиональной карьеры; осуществлять контакты с различными социальными партнёрами для успешного вхождения обучающихся в мир труда и профессий в условиях социально-экономических перемен.
На основании анализа и обобщения положительного опыта, сложившегося в Калининградской области, Москве, Подмосковье и других регионах, а также используя зарубежный опыт, научный коллектив авторов программы курсов повышения квалификации попытался раскрыть различные модели взаимодействия профессиональных организаций с вузами, бизнесом и производством с целью оказания обучающимся помощи в успешном выборе профессии и проектировании будущей профессиональной карьеры в методическом пособии «Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся», которое может служить одним из источников для разработки инновационных программ для специалистов в области профессиональной ориентации.
1. Чистякова С.Н., Королева Т.В., Родичев Н.Ф. Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся: методические указания для руководителей профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специалистов в области профессиональной ориентации. Черняховск: ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. 130 с.
2. Королева Т.В., Курбатова М.В., Яцута Е.И. Динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения в зрелом возрасте // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. С. 297-302.
3. Королева Т.В., Поднебесных Т.В. Организационная модель сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся // Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
2016, Т. 2, №2
организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся: методическое пособие для руководителей профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специалистов в области профессиональной ориентации. Черняховск: ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. С. 7-18.
4. Королева Т.В. Развитие творческого потенциала студентов в проектной деятельности // Проблемы и перспективы развития творческого потенциала студентов: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Черняховск: ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. С. 17-22.
5. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Этапы профессиональной ориентации: от дошкольника к профессионалу // Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся: пособие для руководителей профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специалистов в области профессиональной ориентации. Черняховск: ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. С. 88-104.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Королева Тамара Владимировна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Калининградская область, Россия, доцент, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе. E-mail: tamara.koroleva@mail.ru
Koroleva Tamara Vladimirovna SEI HE KO «Pedagogical institute», Chernyakhovsk, Kaliningrad Oblast, Russia, docent, Ph.D., deputy director in the field of science. E-mail: tamara.koroleva@mail.ru
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 238151, Калининградская обл., г.Черняховск, пер.Суворова, дом №2, каб. 218, Королева Т.В.
8(911)461-04-44