Научная статья на тему 'О готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях'

О готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Светлана Николаевна, Родичев Николай Федорович

Работа выполнена при поддержке РГНФ, Грант № 14-06-00426 а. В статье рассматривается идея деятельности педагогического коллектива по профессиональной ориентации и подготовке обучающихся к профессиональному будущему с позиций решения актуальных проблем социального, ценностного, личностного самоопределения всех участников на уровне государства, системы образования и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE READINESS OF TEACHERS TO SOLVE PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

The article depicts the idea of the teaching staff activity in vocational guidance and while preparing students for a professional future from the standpoint of solving the urgent social problems. Axiological and personal self-determination of all participants at the level of state, education system and society are also taken into consideration.

Текст научной работы на тему «О готовности учителя к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях»

Vocational education and youth employment: XXI century. The issue of advanced training for Russian economy (regional aspect)

УДК/UDC 37.048.4 С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев

S. Chistyakova, N. Rodichev

О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ABOUT THE READINESS OF TEACHERS TO SOLVE PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

Работа выполнена при поддержке РГНФ, Грант № 14-06-00426 а.

В статье рассматривается идея деятельности педагогического коллектива по профессиональной ориентации и подготовке обучающихся к профессиональному будущему с позиций решения актуальных проблем социального, ценностного, личностного самоопределения всех участников на уровне государства, системы образования и общества.

The article depicts the idea of the teaching staff activity in vocational guidance and while preparing students for a professional future from the standpoint of solving the urgent social problems. Axiological and personal self-determination of all participants at the level of state, education system and society are also taken into consideration.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение обучающихся.

Keywords: vocational guidance, students' professional self-determination.

Значимость проблемы самоопределения молодежи на фоне изменений в сфере образования и на рынке труда постоянно повышается. На современном этапе учитель, осуществляющий поддержку профессионального самоопределения обучающихся, должен учитывать актуальные требования, предъявляемые обществом к решению данной проблемы. В подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению, будущей профессиональной карьере педагог неоднократно сталкивается с тем, что взаимодействие с подростком затрудняется как его неготовностью сотрудничать и работать над планированием своего профессионального будущего, так и неготовностью учителя

оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия, к которым нужно готовить ученика.

Глобальные социально-экономические изменения в положении России на международной арене, перемены, приведшие к пересмотру приоритетов в экономике и промышленности, сделали актуальным поиск технологий профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям в жизни современного российского общества.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ содержит ряд положений о профессиональной ориентации и предусматривает:

— подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ст. 66);

— помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (ст. 42);

— профориентационная направленность программ дополнительного образования детей (ст. 75).

Внедрение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обеспечивает более широкие возможности для формирования и развития готовности школьников к профессиональному самоопределению. Такая готовность (в терминах новых стандартов) является своеобразным синтезом ряда личностных, метапредметных и предметных результатов образования, достижение которых предусматривается ФГОС. Стандартами предусмотрен и ряд направлений: система работы педагогов, психологов, социальных

педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями дополнительного образования, профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместная деятельность обучающихся с родителями. Стандарты закладывают основу для создания соответствующих программ на уровне конкретных школ (в составе программ воспитания и социализации обучающихся либо в качестве самостоятельных документов).

В настоящее время по поручению президента Российской Федерации разрабатываются предложения по изменению нормативно-правовой базы воспитания, касающиеся ее реализации в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, по коррекции обязательной части основных образовательных программ, которая, возможно, непосредственно затронет проблемы педагогической поддержки профессионального самоопределения.

Конструирование содержания среднего (полного) образования, реализуемое с учетом требований к личностным и метапред-метным результатам освоения основной образовательной программы, предусматривает два возможных способа достижения профориентационно значимых результатов.

Первый из них — формирование готовности к профессиональному самоопределению в общем контексте становления у старшеклассника ключевых компетентностей, значимых для результативности общего образования современного человека:

• новых компетенций в сфере познавательной деятельности, основанных на освоении обучающимися способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников;

• компетенций в области общественной и трудовой деятельности;

• коммуникативных компетенций.

Другой способ — формирование компе-

тентностей, непосредственно значимых для профессионального самоопределения молодежи в условиях постиндустриального общества, «цифровой революции», «экономики знаний», деформации структуры профессий, изменяющегося рынка труда:

• готовность испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в самовыражении в образовательном и про-

фессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

• готовность выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

• готовность ставить образовательную и профессиональную цели, использовать и соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

• готовность приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;

• готовность владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;

• готовность выявлять ограничители свободы выбора направления продолжения образования и определять пути их преодоления;

• готовность распознавать и преодолевать внешнее манипулятивное влияние на процесс становления субъектной позиции, затрагивающей проблемы проектирования образовательного и профессионального маршрута.

Из вышеизложенного следует, что важнейшей задачей современной общеобразовательной организации является направленность образования на увеличение жизненных шансов обучающихся, обеспечивающих встречу человека с самим собой, в том числе через приобретение именно своей профессии. Эту встречу вполне можно считать частью человеческого счастья — когда свободный человек утверждает, что его профессия, специальность, род занятий самые лучшие.

Другими словами, роль учителя и всего педагогического коллектива общеобразовательной организации — это оказание помощи школьнику в выявлении и преодолении как объективных, так и субъективных препятствий совершения им образовательно-профессионального выбора. Для этого необходимо скомпенсировать недостаточность и несогласованность внешних и внутренних ресурсов у подростка при совершении этого выбора и подготовке к последовательному совершению аналогичных выборов в течение всей жизни.

Vocational education and youth employment: XXI century. The issue of advanced training for Russian economy (regional aspect)

Во все времена и эпохи учитель был и остается главным источником и исполнителем эффективности образовательного процесса, неотъемлемая часть которого — воспитание, а его важнейшей составляющей является подготовка обучающихся к будущей карьере и профессиональному самоопределению.

Однако, как показывают результаты анкетирования и опроса учителей предмета «технология» и других предметов (214 учителей Москвы, Московской области, Курска, Якутска, Республики Саха — Якутия, Калининграда и Черняховска Калининградской области), они не в достаточной степени владеют актуальными средствами профориен-тационной работы.

84 % учителей считают, что обучение в старших классах призвано решать проблему подготовки подростков к вузовскому образованию, 44 % учителей указывают на трудности, связанные с планированием занятий и невозможностью перегружать их профориентацион-ной тематикой. 34 % — испытывают трудности в применении активных нетрадиционных методов обучения; 27 % — имеют проблемы с методическим обеспечением занятий; 67% — считают, что оказание педагогической поддержки в выборе пути продолжения образования — задача не школы, а родителей.

Бесспорно, учитель один не может решить многоаспектную и сложную проблему поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

Необходима кооперация не только с другими учителями-предметниками, классными руководителями в рамках специального профориентационного методического объединения, но и взаимодействие с другими социальными партнерами, в том числе и с родителями.

Как показывает обобщение положительного опыта организации и подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению, учитель во взаимодействии с другими партнерами при, конечно, позитивной мотивации может решать следующие задачи:

1) определить возможности и специфику деятельности педагогов и психологов по формированию у обучающихся готовности к продолжению образования на после-школьном этапе;

2) охарактеризовать с позиций готовности подростка к профессиональному само-

определению возможности использования позитивного потенциала привнесенных про-филизацией старшей школы нововведений (индивидуальные планы, элективные курсы, сетевое взаимодействие, портфель достижений и т. д.);

3) оценить с позиций готовности подростка к профессиональному самоопределению способы предупреждения негативных влияний образовательной среды на формирующуюся готовность подростка быть субъектом профессионального самоопределения при выборе направления продолжения образования;

4) выявить педагогические, психологические, организационные, информационные ресурсы, имеющиеся в своей общеобразовательной организации и ближайшем профессионально-производственном и социокультурном окружении, для выполнения им задачи формирования у подростков проф-ориентационно значимых компетентностей и способности выступать в качестве субъекта образовательно-профессионального выбора;

5) провести анализ запроса на проф-ориентационно значимые компетентности будущих выпускников школы от социокультурного и профессионально-производственного окружения и на сформированность компетентностей, отраженных в данном запросе, у обучающихся общеобразовательной организации;

6) определить возможности общеобразовательной организации как социально-педагогического посредника, обеспечивающего открытость образования для культурных, социальных и профессиональных общностей, организации профориентационно значимого взаимодействия подростков с объектами внешкольной социокультурной и профессионально-производственной среды;

7) выявить значимые для проблемы поддержки профессионального самоопределения аспекты блочно-модульного, кре-дитно-зачетного и рейтингового подходов, применения накопительной оценки (включая технологии сопровождения подготовки портфеля достижений) при организации учебного процесса;

8) сформулировать предложения по использованию возможностей общеобразовательной организации для выявления общественно-гражданского запроса на согласование кадровой и образовательной

политики и проведения общественно-профессиональной экспертизы содержания образования в регионе или муниципалитете;

9) выявить взаимосвязь результатов подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению с требованиями нормативных документов, исходящих из Министерства образования и науки Российской Федерации и других ведомств, направленных на повышение качества профессиональной ориентации;

10) обобщить и распространить позитивный опыт нововведений, накопленный в области подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению и будущей профессиональной карьере.

Основные методы, используемые в ходе реализации подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению, — это методы проблемно-развивающего обучения (В. В. Давыдов и М. И. Махмутов). К ним относятся: проблемное изложение; проблемная лекция; видеолекция; эвристическая беседа; игровые процедуры; развивающая самодиагностика, мозговой штурм, моделирование; проектирование; проблемная экскурсия; компьютерные средства; социальные практики, волонтерское движение; профессиональные пробы. Возможно использовать и методы репродуктивного характера. Среди них: рассказ, беседа, работа с учебной книгой, популярными журналами, газетами и др.

Системообразующим фактором подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению и будущей профес сио наль ной карьере является специальный проф-ориентационный курс, которым учитель овладевает самостоятельно или проходит обучение способам его реализации при повышении квалификации.

Цель курса — не заставлять обучающихся выбирать конкретную профессию «здесь и сейчас», а научить их понимать сложный мир профессий, сформировать у них желание разобраться в нем, понять себя с позиций профессионального выбора. Поэтому подросткам предлагаются различные задания, вопросы, упражнения, направленные на выявление своих возможностей, стремлений, качеств личности, значимых при планировании решения о своем профессиональном будущем.

Важнейшая идея работы педагогического коллектива по профессиональной ориентации и подготовке обучающихся к профессиональному будущему: ориентация на индивидуализацию обучения и расширение его потенциала за счет интегративного подхода к учебно-воспитательному процессу с использованием учебных, внеклассных занятий и дополнительного образования, привлечение широкого круга партнеров к решению данных задач и более широкого использования образовательных ресурсов окружающей социальной, экономической и культурной среды. Иными словами — это обучение школьников в ситуациях реальной жизни, в реальном производительном труде (а не его имитация) в едином контексте с самоопределением, самореализацией, развитием творчества.

Миссия современного учителя — не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности. Он также должен обеспечивать:

• вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных программ);

• практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

• формирование у обучающихся компе-тентностей, необходимых для продолжения образования, получения работы в соответствующей сфере профессионального образования и, если потребуется, к ее перемене.

1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.]. - М. : ФИРО ; Изд-во «Перо», 2014. - 38 с.

2. Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. — 2012. — № 9. — С. 16-24.

3. Родичев Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. — 2006. — Вып. 1-2. — С. 234-251.

4. Чистякова С. Н. Профессиональные компетенции педагога и новые стандарты // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 4. — С. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.