Научная статья на тему 'Межличностный конфликт как нарушение принципа диалогичности: гуманистический подход'

Межличностный конфликт как нарушение принципа диалогичности: гуманистический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
953
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ С ПОЗИЦИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ / "ПРОСТРАНСТВО ПОНИМАНИЯ" / DIALOGUE / INTERPERSONAL CONFLICT FROM THE VIEWPOINT OF HUMANISTIC APPROACH / ORIENTATION OF THE PERSON IN DIALOGUE / "THE SPACE OF UNDERSTANDING"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Тамара Владимировна, Торпакова Елена Александровна

Авторы статьи рассматривают проблему межличностного конфликта через нарушение принципа диалогичности важнейшего элемента гуманистической психологии и педагогики. Приводят результаты исследований, в которых через создание «пространства понимания», работу с культурными текстами создаются условия для качественного изменения общения, «внутреннего обновления» личности, выхода за пределы «подавления-подчинения». В статье акцент сделан на неоспоримые ценности необходимые для полноценной жизни и профессиональной деятельности человека: свобода, ответственность, вера в себя, толерантность, реализуемые, в полной мере, в диалогической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королева Тамара Владимировна, Торпакова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL CONFLICT AS A VIOLATION OF THE PRINCIPLE OF DIALOGUENESS: HUMANISTIC APPROACH

The authors consider the problem of interpersonal conflict over the violation of the principle of dialogueness the essential element of humanistic psychology and pedagogy. Here they also give the results of their research in which through the creation of a «space of understanding», and the work with the cultural texts there are the conditions for a qualitative change in communication, «internal renewal» of the person and going beyond the «suppression and subordination». In the article the emphasis is on the undeniable values necessary for a productive life and professional activity of the person: freedom, responsibility, self-confidence, tolerance, implemented fully in the direction of dialogue.

Текст научной работы на тему «Межличностный конфликт как нарушение принципа диалогичности: гуманистический подход»

htt '//vestnik nauki ru/ Вестник науки и образования Северо-Запада России

ni -nau i-ru/ 2016 т 2 №3

УДК 159.923

МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТ КАК НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА ДИАЛОГИЧНОСТИ: ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Т.В. Королева, Е.А. Торпакова

INTERPERSONAL CONFLICT AS A VIOLATION OF THE PRINCIPLE OF DIALOGUENESS: HUMANISTIC APPROACH

T.V. Koroleva, Е.А. Тогракоуа

Аннотация. Авторы статьи рассматривают проблему межличностного конфликта через нарушение принципа диалогичности - важнейшего элемента гуманистической психологии и педагогики. Приводят результаты исследований, в которых через создание «пространства понимания», работу с культурными текстами создаются условия для качественного изменения общения, «внутреннего обновления» личности, выхода за пределы «подавления-подчинения». В статье акцент сделан на неоспоримые ценности необходимые для полноценной жизни и профессиональной деятельности человека: свобода, ответственность, вера в себя, толерантность, реализуемые, в полной мере, в диалогической направленности.

Ключевые слова: диалог; межличностный конфликт с позиций гуманистического подхода; направленность личности в общении; «пространство понимания».

Abstract. The authors consider the problem of interpersonal conflict over the violation of the principle of dialogueness - the essential element of humanistic psychology and pedagogy. Here they also give the results of their research in which through the creation of a «space of understanding», and the work with the cultural texts there are the conditions for a qualitative change in communication, «internal renewal» of the person and going beyond the «suppression and subordination». In the article the emphasis is on the undeniable values necessary for a productive life and professional activity of the person: freedom, responsibility, self-confidence, tolerance, implemented fully in the direction of dialogue.

Keywords: dialogue; interpersonal conflict from the viewpoint of humanistic approach; orientation of the person in dialogue; «the space of understanding».

Введение

В радикально изменившемся современном мире люди стали мобильнее, ближе друг к другу через разнообразие информационных технологий, им стало все труднее сохранять в неприкосновенности собственные убеждения и взгляды с тем, чтобы не вступать во взаимодействие со взглядами другого человека, требованиями, ожиданиями, ценностями других.

Проблема межличностных конфликтов, «конфликтных зон соприкосновения культур, ценностей» является жизненной реальностью в социальной, профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности человека [1]. Данная проблема имеет особую актуальность в современных реалиях Калининградской области, в условиях ее социокультурного и географического пространственного расположения, и обусловлена следующими обстоятельствами:

- поиском общего радикала между людьми разных культур, связанных с сознанием, менталитетом, образом жизни и других политических, этнических, религиозных отличий;

- общей тенденцией нарастания нетерпимости, агрессии, социальной напряженности в обществе, актуализацией индивидуалистической психологии и др.;

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т. 2, №3

- недостаточной степени освоения руководителями организаций межличностного уровня диалога, суть которого в равноценном паритетном взаимодействии сторон;

- углублением процессов социальной дифференциации, снижением уровня социальной и психологической защищенности личности, что приводит к нарастанию психологической напряженности людей, их конфликтности, агрессивности;

- профессиональная деятельность стала носить для человека повышенно-стрессовый характер.

Сегодня в отечественной психологии и педагогике тема диалога весьма популярна, о диалоге пишут и говорят на конференциях все чаще. Однако складывается впечатление, что диалог в исследовательских работах и монографиях встречается чаще, чем в жизни и профессиональной деятельности. Вместе с тем можно утверждать, что сложное проникновение в реальную жизнь, профессиональное общение - диалога, связано фундаментальными изменениями психологии и педагогики, отечественного образования, их гуманитаризацией и гуманизацией.

Диалогический принцип, диалог является важнейшим в гуманистической, гуманитарной парадигме психологии и педагогике, суть которого - «в равноценном паритетном взаимодействии сторон» (Братченко С.Л.). Значительно реже обращается внимание на другой аспект диалога - «диалог на высшем уровне... диалог личностей» (Бахтин М.М.) [2].

Объектом нашего рассмотрения является межличностный конфликт, который рассматривается в социальной психологии как процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.

Осознание проблемы межличностных конфликтных отношений через диалогичность межличностных отношений дает возможность рассмотреть межличностный конфликт с позиции гуманистического подхода.

Большинство подходов к межличностному общению в конфликтах описывают коммуникативную реальность по «горизонтали» - как структуры, стили и виды общения, типы поведения в конфликтных ситуациях и т. д.

В отечественной психологии разработаны понятийные схемы описания конфликтов. Л.А. Петровской была предложена схема, содержащая четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология [3]. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым и другими исследователями проработаны: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение конфликта [4].

Различаются и точки зрения в определении понятия «конфликт»:

- конфликт - столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или групповых поведения [6; 7]. отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями;

- конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения;

- конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [5];

- конфликт - явление межличностных и групповых отношений, проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов

С позиций гуманистического подхода межличностный конфликт - нарушение равноправия в общении, особенно в ситуациях, где собеседники имеют определенные объективные признаки неравенства - в общении начальника и подчиненного, взрослого и

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т. 2, №3

ребенка, учитель и ученик и т.п.; отсутствие готовности «поделиться своей властью» (взрослого или начальника) с тем, чтобы перейти к невластным отношениям. А это и значит перестать относиться к другому человеку как к вещи, объекту и признать его субъективность, отнестись к нему как к личности.

Кроме того, к межличностному конфликту приводит и нарушение диалогического принципа - одного из важнейших элементов гуманистической парадигмы в психологии. К основным атрибутам межличностного диалога относят:

- свободу собеседников;

- равноправие собеседников (взаимное признание свободы);

- личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания [8].

Качество межличностных отношений предполагает определенное качество общения.

Гуманистический взгляд на общение отражает глубину взаимоотношений и предполагает, что в общении «с человеком нельзя вести себя как с вещью, как с «объектом» психологического влияния» [8].

Анализ коммуникативной направленности (проективная методика «Направленность личности в общении» (НЛО) дает представление о качестве общения как проявления межличностных отношений.

С. Л. Братченко были выделены шесть основных видов направленности личности в общении:

- диалогическая коммуникативная направленность - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, стремлении к взаимному самовыражению;

- авторитарная (АВ-НЛО) направленность - ориентация на доминирование в общении; «коммуникативная агрессия», «требование быть понятым», ориентация на стереотипное «общение-функционирование»;

- манипулятивная (М-НЛО) - ориентация на использование собеседника и ведение общения в своих целях, собеседник - объект, средство;

- альтерцентристская (АЛ-НЛО) направленность (от слова альтруизм) - стремление способствовать развитию собеседника, даже в ущерб собственному развитию и благополучию;

- конформистская (К-НЛО) направленность - отказ от равноправия в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на некритические «согласие», готовность подстроиться под собеседника;

- индифферентная (И-НЛО) направленность - отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, ориентация на сугубо деловые вопросы, «уход» от общения как такового.

Результаты изучения в одной из образовательных организаций выявили, что диалогическая коммуникативная направленность (ведущая направленность личности в общении) - 10%; авторитарная - 61%; альтерцентристская - 3%; конформная - 10%; индифферентная - 16%. В данной организации имеется потенциал для ведения диалога. Несомненно, необходима содержательная диагностика проблем общения и работа с педагогами, их обучение по развитию диалогической направленности в общении с другим человеком, пониманием другого. Педагоги относятся к людям тех профессий, способность которых к полноценному диалогичному общению (без межличностных конфликтов) влияет на профессиональную компетентность, результативность их деятельности и организации в целом.

Вместе с тем, не так много исследований, посвященных изучению изменений, происходящих со взрослым человеком в течение жизни. Причиной этого является то, что психологи лишь недавно признали, что «взрослые тоже растут» (Г. Крайг, 2000) [9].

В данной статье мы обращаемся результатам исследования (Е.И. Яцута, Т.В. Королева, Курбатова М. В), в котором изучался процесс динамики смысловых образований

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т. 2, №3

личности в процессе профессионального переобучения [10; 11]. В процессе профессионального переобучения взрослых обучающихся уделялось особое внимание организации «пространства понимания», которое включает в себя:

- создание атмосферы доброжелательности, безопасности, совместного творческого поиска путей решения проблем, возникающих как в процессе обучения, так и в предстоящей профессиональной деятельности;

- обоюдную заинтересованность преподавателей и взрослых обучающихся в совершенствовании форм и методов обучения, различных форм мыследеятельности;

- переход от репродуктивного воспроизведения знаний к осмыслению и пониманию не только изучаемого материала, но и реального взаимодействия «здесь-и-теперь», а также моделированию возможных стратегий личностного и профессионального развития.

Для реализации поставленных задач использовались следующие формы и методы:

- спецкурс «Введение в профессию», в рамках которого происходило создание фундамента «пространства понимания», самодиагностика личностных особенностей и осмысление ведущих мотивов профессионального выбора, простраивание ближней и дальней перспективы личностного и профессионального развития;

- проведение совместных междисциплинарных семинаров по ключевым проблемам психологии, педагогики;

- работа с культурными текстами (художественными, философскими, педагогическими, психологическими).

Процессу анализа текста предшествовало совместное исследование того, что представляет собой процесс понимания. Эта беседа создала благоприятную почву для восприятия и осмысления текста. Далее работа строилась в группах, тьюторами в которых были студенты - члены герменевтического сообщества, прошедшие Школу читателя (С.П. Лавлинский, Е.И. Яцута) [12]. После исследования культурного текста (М. Бубер « Я - и ТЫ») в малых группах и совместного осмысления его на совместном семинаре, участники настолько включались в работу, что сам текст М. Бубера превратился из «Оно в Ты», - как сказала одна из взрослых обучающихся. «Помог нам в этом диалог», - добавила другая.

Заключение

В настоящее время некоторые преподаватели кафедр психолого-педагогических и социально-гуманитарных и экономических дисциплин ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» (г. Черняховск) выстраивают свою преподавательскую деятельность с обучающими заочной и очной форм обучения на основе диалогической направленности общения. Современный преподаватель, подходя к проблеме диалогической направленности личности в процессе обучения (переобучения) с позиций гуманистического подхода, может способствовать «внутреннему обновлению» личности, помогая студенту, будущему педагогу, обретать чувство собственной субъективности, выхода за пределы «подавления-подчинения», а также осмыслить глубокую мысль Б. Эдельмана: «Всякая свобода ... управляется следующим парадоксальным принципом: организовать ее - значит ограничить, дать ей полную свободу - значить ее убить». Из альтернативы - ограничить свободу или убить - предпочтительнее выбрать первое. Проблема ограничения не входит в наше рассмотрение в рамках данной статьи, а лишь подчеркивает важность проблемы границ в жизни человека, профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенная теоретическая и практическая работа позволила преподавателям кафедр понять результат собственной педагогической деятельности, своей жизненной позиции в целом через рефлексию и понимание педагогами своих собственных взглядов, индивидуально-психологических особенностей, а также направления дальнейшей работы по созданию условий и помощи в развитии диалогической направленности в процессе обучения, воспитания - образования обучающегося, студента-будущего учителя.

httpY/vestnik nauki ru/ Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т. 2, №3

Необходимо продолжение теоретической и практической работы с педагогами кафедр по развитию диалогической направленности в общении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Леонтьев Д.А., Братченко С.Л. Диалог // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 2 (11). С. 23-28.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 445 с.

3. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического аспекта конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 131-142.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. 258 с.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. 533 с.

6. Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л.: Изд-во БИ, 1976. 40 с.

7. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.: Мысль, 1979. 254 с.

8. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. М.: «Смысл», 2001. 197 с.

9. Крайг Грейс. Психология развития. Мастера психологии. 7-ое международное издание. СПб: Изд-во Питер, 2000. 988 с.

10. Королева Т.В., Курбатова М.В., Яцута Е.И. Динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения в зрелом возрасте // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. С. 297-302.

11. Королева Т.В., Торпакова Е. А. Проблема межличностных отношений: гуманистический подход // Развитие науки и образования в современном мире. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. АР-Консалт. 2014. С. 95-96.

12. Лавлинский С.П. О некоторых филолого-психологических аспектах теории и технологии герменевтической коммуникации. // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. С. 241-256.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Королева Тамара Владимировна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Россия, доцент, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе. E-mail: [email protected]

Koroleva Tamara Vladimirovna State Educational Institution of Higher Education of Kaliningrad region «Pedagogical Institute», Chernyakhovsk, Russia, docent, Ph.D., deputy director in the field of science. E-mail: [email protected]

htt '//vestnik nauki ru/ Вестник науки и образования Северо-Запада России

ni -nau i-ru/ 2016, т ^ No3

Торпакова Елена Александровна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Россия, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и экономических дисциплин,

E-mail: [email protected]

Torpakova Elena Aleksandrovna State Educational Institution of Higher Education of Kaliningrad region «Pedagogical Institute», Chernyakhovsk, Russia, PhD (DPhilolical), docent, head of the department of social and humanitarian and economic disciplines, E-mail: [email protected]

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 238151, Калининградская обл., г.Черняховск, пер.Суворова, дом №2, каб. 214, Королева Т.В.

8(911)461-04-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.