htt '//vestnik nauki ru/ Вестник науки и образования Северо-Запада России
ni -nau i-ru/ 2016 т 2 №3
УДК 159.923
МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТ КАК НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА ДИАЛОГИЧНОСТИ: ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Т.В. Королева, Е.А. Торпакова
INTERPERSONAL CONFLICT AS A VIOLATION OF THE PRINCIPLE OF DIALOGUENESS: HUMANISTIC APPROACH
T.V. Koroleva, Е.А. Тогракоуа
Аннотация. Авторы статьи рассматривают проблему межличностного конфликта через нарушение принципа диалогичности - важнейшего элемента гуманистической психологии и педагогики. Приводят результаты исследований, в которых через создание «пространства понимания», работу с культурными текстами создаются условия для качественного изменения общения, «внутреннего обновления» личности, выхода за пределы «подавления-подчинения». В статье акцент сделан на неоспоримые ценности необходимые для полноценной жизни и профессиональной деятельности человека: свобода, ответственность, вера в себя, толерантность, реализуемые, в полной мере, в диалогической направленности.
Ключевые слова: диалог; межличностный конфликт с позиций гуманистического подхода; направленность личности в общении; «пространство понимания».
Abstract. The authors consider the problem of interpersonal conflict over the violation of the principle of dialogueness - the essential element of humanistic psychology and pedagogy. Here they also give the results of their research in which through the creation of a «space of understanding», and the work with the cultural texts there are the conditions for a qualitative change in communication, «internal renewal» of the person and going beyond the «suppression and subordination». In the article the emphasis is on the undeniable values necessary for a productive life and professional activity of the person: freedom, responsibility, self-confidence, tolerance, implemented fully in the direction of dialogue.
Keywords: dialogue; interpersonal conflict from the viewpoint of humanistic approach; orientation of the person in dialogue; «the space of understanding».
Введение
В радикально изменившемся современном мире люди стали мобильнее, ближе друг к другу через разнообразие информационных технологий, им стало все труднее сохранять в неприкосновенности собственные убеждения и взгляды с тем, чтобы не вступать во взаимодействие со взглядами другого человека, требованиями, ожиданиями, ценностями других.
Проблема межличностных конфликтов, «конфликтных зон соприкосновения культур, ценностей» является жизненной реальностью в социальной, профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности человека [1]. Данная проблема имеет особую актуальность в современных реалиях Калининградской области, в условиях ее социокультурного и географического пространственного расположения, и обусловлена следующими обстоятельствами:
- поиском общего радикала между людьми разных культур, связанных с сознанием, менталитетом, образом жизни и других политических, этнических, религиозных отличий;
- общей тенденцией нарастания нетерпимости, агрессии, социальной напряженности в обществе, актуализацией индивидуалистической психологии и др.;
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т. 2, №3
- недостаточной степени освоения руководителями организаций межличностного уровня диалога, суть которого в равноценном паритетном взаимодействии сторон;
- углублением процессов социальной дифференциации, снижением уровня социальной и психологической защищенности личности, что приводит к нарастанию психологической напряженности людей, их конфликтности, агрессивности;
- профессиональная деятельность стала носить для человека повышенно-стрессовый характер.
Сегодня в отечественной психологии и педагогике тема диалога весьма популярна, о диалоге пишут и говорят на конференциях все чаще. Однако складывается впечатление, что диалог в исследовательских работах и монографиях встречается чаще, чем в жизни и профессиональной деятельности. Вместе с тем можно утверждать, что сложное проникновение в реальную жизнь, профессиональное общение - диалога, связано фундаментальными изменениями психологии и педагогики, отечественного образования, их гуманитаризацией и гуманизацией.
Диалогический принцип, диалог является важнейшим в гуманистической, гуманитарной парадигме психологии и педагогике, суть которого - «в равноценном паритетном взаимодействии сторон» (Братченко С.Л.). Значительно реже обращается внимание на другой аспект диалога - «диалог на высшем уровне... диалог личностей» (Бахтин М.М.) [2].
Объектом нашего рассмотрения является межличностный конфликт, который рассматривается в социальной психологии как процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.
Осознание проблемы межличностных конфликтных отношений через диалогичность межличностных отношений дает возможность рассмотреть межличностный конфликт с позиции гуманистического подхода.
Большинство подходов к межличностному общению в конфликтах описывают коммуникативную реальность по «горизонтали» - как структуры, стили и виды общения, типы поведения в конфликтных ситуациях и т. д.
В отечественной психологии разработаны понятийные схемы описания конфликтов. Л.А. Петровской была предложена схема, содержащая четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология [3]. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым и другими исследователями проработаны: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение конфликта [4].
Различаются и точки зрения в определении понятия «конфликт»:
- конфликт - столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или групповых поведения [6; 7]. отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями;
- конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения;
- конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [5];
- конфликт - явление межличностных и групповых отношений, проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов
С позиций гуманистического подхода межличностный конфликт - нарушение равноправия в общении, особенно в ситуациях, где собеседники имеют определенные объективные признаки неравенства - в общении начальника и подчиненного, взрослого и
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т. 2, №3
ребенка, учитель и ученик и т.п.; отсутствие готовности «поделиться своей властью» (взрослого или начальника) с тем, чтобы перейти к невластным отношениям. А это и значит перестать относиться к другому человеку как к вещи, объекту и признать его субъективность, отнестись к нему как к личности.
Кроме того, к межличностному конфликту приводит и нарушение диалогического принципа - одного из важнейших элементов гуманистической парадигмы в психологии. К основным атрибутам межличностного диалога относят:
- свободу собеседников;
- равноправие собеседников (взаимное признание свободы);
- личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания [8].
Качество межличностных отношений предполагает определенное качество общения.
Гуманистический взгляд на общение отражает глубину взаимоотношений и предполагает, что в общении «с человеком нельзя вести себя как с вещью, как с «объектом» психологического влияния» [8].
Анализ коммуникативной направленности (проективная методика «Направленность личности в общении» (НЛО) дает представление о качестве общения как проявления межличностных отношений.
С. Л. Братченко были выделены шесть основных видов направленности личности в общении:
- диалогическая коммуникативная направленность - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, стремлении к взаимному самовыражению;
- авторитарная (АВ-НЛО) направленность - ориентация на доминирование в общении; «коммуникативная агрессия», «требование быть понятым», ориентация на стереотипное «общение-функционирование»;
- манипулятивная (М-НЛО) - ориентация на использование собеседника и ведение общения в своих целях, собеседник - объект, средство;
- альтерцентристская (АЛ-НЛО) направленность (от слова альтруизм) - стремление способствовать развитию собеседника, даже в ущерб собственному развитию и благополучию;
- конформистская (К-НЛО) направленность - отказ от равноправия в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, на некритические «согласие», готовность подстроиться под собеседника;
- индифферентная (И-НЛО) направленность - отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, ориентация на сугубо деловые вопросы, «уход» от общения как такового.
Результаты изучения в одной из образовательных организаций выявили, что диалогическая коммуникативная направленность (ведущая направленность личности в общении) - 10%; авторитарная - 61%; альтерцентристская - 3%; конформная - 10%; индифферентная - 16%. В данной организации имеется потенциал для ведения диалога. Несомненно, необходима содержательная диагностика проблем общения и работа с педагогами, их обучение по развитию диалогической направленности в общении с другим человеком, пониманием другого. Педагоги относятся к людям тех профессий, способность которых к полноценному диалогичному общению (без межличностных конфликтов) влияет на профессиональную компетентность, результативность их деятельности и организации в целом.
Вместе с тем, не так много исследований, посвященных изучению изменений, происходящих со взрослым человеком в течение жизни. Причиной этого является то, что психологи лишь недавно признали, что «взрослые тоже растут» (Г. Крайг, 2000) [9].
В данной статье мы обращаемся результатам исследования (Е.И. Яцута, Т.В. Королева, Курбатова М. В), в котором изучался процесс динамики смысловых образований
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т. 2, №3
личности в процессе профессионального переобучения [10; 11]. В процессе профессионального переобучения взрослых обучающихся уделялось особое внимание организации «пространства понимания», которое включает в себя:
- создание атмосферы доброжелательности, безопасности, совместного творческого поиска путей решения проблем, возникающих как в процессе обучения, так и в предстоящей профессиональной деятельности;
- обоюдную заинтересованность преподавателей и взрослых обучающихся в совершенствовании форм и методов обучения, различных форм мыследеятельности;
- переход от репродуктивного воспроизведения знаний к осмыслению и пониманию не только изучаемого материала, но и реального взаимодействия «здесь-и-теперь», а также моделированию возможных стратегий личностного и профессионального развития.
Для реализации поставленных задач использовались следующие формы и методы:
- спецкурс «Введение в профессию», в рамках которого происходило создание фундамента «пространства понимания», самодиагностика личностных особенностей и осмысление ведущих мотивов профессионального выбора, простраивание ближней и дальней перспективы личностного и профессионального развития;
- проведение совместных междисциплинарных семинаров по ключевым проблемам психологии, педагогики;
- работа с культурными текстами (художественными, философскими, педагогическими, психологическими).
Процессу анализа текста предшествовало совместное исследование того, что представляет собой процесс понимания. Эта беседа создала благоприятную почву для восприятия и осмысления текста. Далее работа строилась в группах, тьюторами в которых были студенты - члены герменевтического сообщества, прошедшие Школу читателя (С.П. Лавлинский, Е.И. Яцута) [12]. После исследования культурного текста (М. Бубер « Я - и ТЫ») в малых группах и совместного осмысления его на совместном семинаре, участники настолько включались в работу, что сам текст М. Бубера превратился из «Оно в Ты», - как сказала одна из взрослых обучающихся. «Помог нам в этом диалог», - добавила другая.
Заключение
В настоящее время некоторые преподаватели кафедр психолого-педагогических и социально-гуманитарных и экономических дисциплин ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» (г. Черняховск) выстраивают свою преподавательскую деятельность с обучающими заочной и очной форм обучения на основе диалогической направленности общения. Современный преподаватель, подходя к проблеме диалогической направленности личности в процессе обучения (переобучения) с позиций гуманистического подхода, может способствовать «внутреннему обновлению» личности, помогая студенту, будущему педагогу, обретать чувство собственной субъективности, выхода за пределы «подавления-подчинения», а также осмыслить глубокую мысль Б. Эдельмана: «Всякая свобода ... управляется следующим парадоксальным принципом: организовать ее - значит ограничить, дать ей полную свободу - значить ее убить». Из альтернативы - ограничить свободу или убить - предпочтительнее выбрать первое. Проблема ограничения не входит в наше рассмотрение в рамках данной статьи, а лишь подчеркивает важность проблемы границ в жизни человека, профессиональной деятельности.
Таким образом, проведенная теоретическая и практическая работа позволила преподавателям кафедр понять результат собственной педагогической деятельности, своей жизненной позиции в целом через рефлексию и понимание педагогами своих собственных взглядов, индивидуально-психологических особенностей, а также направления дальнейшей работы по созданию условий и помощи в развитии диалогической направленности в процессе обучения, воспитания - образования обучающегося, студента-будущего учителя.
httpY/vestnik nauki ru/ Вестник науки и образования Северо-Запада России
2016, Т. 2, №3
Необходимо продолжение теоретической и практической работы с педагогами кафедр по развитию диалогической направленности в общении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Леонтьев Д.А., Братченко С.Л. Диалог // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 2 (11). С. 23-28.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 445 с.
3. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического аспекта конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 131-142.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. 258 с.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. 533 с.
6. Ершов А. А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л.: Изд-во БИ, 1976. 40 с.
7. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.: Мысль, 1979. 254 с.
8. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. М.: «Смысл», 2001. 197 с.
9. Крайг Грейс. Психология развития. Мастера психологии. 7-ое международное издание. СПб: Изд-во Питер, 2000. 988 с.
10. Королева Т.В., Курбатова М.В., Яцута Е.И. Динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения в зрелом возрасте // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. С. 297-302.
11. Королева Т.В., Торпакова Е. А. Проблема межличностных отношений: гуманистический подход // Развитие науки и образования в современном мире. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. АР-Консалт. 2014. С. 95-96.
12. Лавлинский С.П. О некоторых филолого-психологических аспектах теории и технологии герменевтической коммуникации. // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. С. 241-256.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Королева Тамара Владимировна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Россия, доцент, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе. E-mail: [email protected]
Koroleva Tamara Vladimirovna State Educational Institution of Higher Education of Kaliningrad region «Pedagogical Institute», Chernyakhovsk, Russia, docent, Ph.D., deputy director in the field of science. E-mail: [email protected]
htt '//vestnik nauki ru/ Вестник науки и образования Северо-Запада России
ni -nau i-ru/ 2016, т ^ No3
Торпакова Елена Александровна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Россия, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и экономических дисциплин,
E-mail: [email protected]
Torpakova Elena Aleksandrovna State Educational Institution of Higher Education of Kaliningrad region «Pedagogical Institute», Chernyakhovsk, Russia, PhD (DPhilolical), docent, head of the department of social and humanitarian and economic disciplines, E-mail: [email protected]
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 238151, Калининградская обл., г.Черняховск, пер.Суворова, дом №2, каб. 214, Королева Т.В.
8(911)461-04-44