Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной направленности межличностных отношений и понимания диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами'

Особенности коммуникативной направленности межличностных отношений и понимания диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ДИАЛОГ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ НА-ПРАВЛЕННОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / DIALOGUE / INTERPERSONAL RELATIONS / COMMUNICATION ORIENTATION / COGNITIVE STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Л. Г.

В статье говорится о важности для студентов-филологов владения диалогом, поскольку их будущим профессиональным полем является система отношений «че-ловек человек». Приведены результаты исследования понимания диалога полеза-висимыми и поленезависимыми студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of communicative orientation of interpersonal relations and understanding of dialogue by students with field dependence and field independence

The article stresses the importance of having command of dialogue for student -philologists, because their future professional field is a system of relationships «man man». Results of understanding dialogue research by students with field dependence and field independence are described.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной направленности межличностных отношений и понимания диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9

Л. Г. Дмитриева

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОНИМАНИЯ ДИАЛОГА ПОЛЕЗАВИСИМЫМИ И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫМИ СТУДЕНТАМИ

В статье говорится о важности для студентов-филологов владения диалогом, поскольку их будущим профессиональным полем является система отношений «человек - человек». Приведены результаты исследования понимания диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами.

Ключевые слова: диалог, межличностные отношения, коммуникативная направленность, когнитивные стили.

The article stresses the importance of having command of dialogue for student -philologists, because their future professional field is a system of relationships «man -man». Results of understanding dialogue research by students with field dependence and field independence are described.

Key words: dialogue, interpersonal relations, communication orientation, cognitive styles.

Современное общество актуализирует проблему взаимоотношений людей в разных сферах социальной жизни, что делает диалог самым востребованным способом существования человека [1-3]. В процессе общения участники диалога обмениваются информацией, идеями, знаниями, ценностями, получая в ответ положительное или отрицательное подкрепление. Одни люди ищут выгоды в отношениях, для других характерно стремление к честному обмену, когда делается попытка взаимного учета интересов сторон. Все это многообразие отношений объединяется понятием «взаимодействие», формой которого является диалог, осуществляющийся в реальности (Э. Гуссерль, Ролло Мэй, Х. Хекхаузен, А. А. Полон-ников, В. С. Библер).

Несмотря на то, что общепринятыми характеристиками диалога являются равенство психологических позиций и сотрудничество, ряд ученых определяет диалог с точки зрения его неравновесности и многомерности, исходя из сократовского диалога, который разворачивается «здесь и сейчас», а значит, несет на себе отпечаток незавершенности (А. А. Ухтомский, А. А. Бодалев, С. Л. Братченко, А. Б. Добрович, Н. В. Самоукина и др.).

Нельзя говорить о диалоге только лишь с точки зрения причинной обусловленности. В нем всегда присутствуют элементы непредсказуемости и случайности, что подтверждается идеями вероятностного и синергетического подходов (Н. Винер, Е. А. Трифонов, А. Бандура). Кроме того, ситуацию диалога осложняет тот факт, что каждый человек мыслит в рамках того познавательного стиля, который у него сложился, считая присущую ему форму понимания происходящего единственно возможной и верной. Хотелось бы отметить обстоятельство, которое придает исследованиям когнитивных стилей особую актуальность. Речь идет об острейшей проблеме непонимания и неприятия людьми друг друга, являющейся следствием «конфликта стилей» [4, 8]. Для человека с полезависимым когнитивным стилем в ситуации неопределенности другой человек оказывается источником информации и одновременно средством ее переработки. Социальная направленность полезависимых лиц, возможно, служит гиперкомпенсацией их недостаточной эффективности в объектном познании. Поленезависимые лица обнаруживают высокую личную автономность, стабильный образ «Я», низкий уровень интереса к другим людям, устойчивость при внушении, критичность, компетентность и отчужденность.

С одной стороны, индивидуальные различия в способах структурирования информации и оценивания своего окружения образуют типичные формы поведения, относительно которых группы людей являются похожими и одновременно отличными от других людей. С другой стороны, выраженность тех или иных когнитивных стилей свидетельствует о наличии специфических механизмов понимания в индивидуальном сознании. Проблемой индивидуального сознания занимались в разное время такие выдающиеся ученые, как А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия,

Ч. Осгуд, Дж. Келли. В настоящее время изучению этой проблемы в рамках психосемантики посвящены исследования российских психологов В. Ф. Петренко и А. Г. Шмелева.

В связи с существующей проблемой изучения особенностей организации отношений в зависимости от когнитивного стиля целью нашего исследования стало изучение коммуникативной направленности, межличностных отношений и понимания диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами. Предмет исследования - особенности коммуникативной направленности и межличностных отношений, а также понимание диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами.

Выборку исследования составили студенты 2-го и 3-го курсов в возрасте 19-24 лет. Эмпирической базой послужили Академия труда и социальных отношений и Башкирский госуниверситет (г. Уфа). Обследованы 110 студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Юриспруденция», «Экономика труда и менеджмент организации».

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Коммуникативная направленность и межличностные отношения полезависимых студентов отличаются от коммуникативной направленности и межличностных отношений поленезависимых студентов.

2. Существуют взаимосвязи между уровнем полезависимости, коммуникативной направленностью и межличностными отношениями студентов.

3. Имеются различия в понимании диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами.

Проанализировав методы эмпирического анализа, мы пришли к выводу, что адекватным методом изучения структур реального и идеального диалогов может стать семантический дифференциал, который позволяет прикоснуться к личностному смыслу тех или иных понятий. Мы использовали следующие методики:

• «АКТ-70» К. Эттриха, которая является групповой модификацией методики К. Готтшальдта «Включенные фигуры», - для разделения нашей выборки на две: полезависимых и поленезависимых студентов;

• «НЛО» С. Л. Братченко - для изучения коммуникативной направленности испытуемых в общении;

• «Опросник межличностных отношений (ОМО)» В. Шутца - для изучения межличностных отношений;

• семантический дифференциал Ч. Осгуда - для выявления особенностей личностного смысла понятий «Диалог идеальный» и «Диалог реальный».

Математическая обработка данных проводилась с помощью ^кри-терия Стьюдента, корреляционного и факторного анализа.

Среди испытуемых обнаружилось 50 поленезависимых и 60 полезависимых студентов. Большое число испытуемых с поленезависимым стилем обусловлено тем фактом, что в выборку вошли студенты факультета журналистики БашГУ, которые продемонстрировали высокие показатели по индексу полезависимости / поленезависимости. Вероятно, это объясняется их креативными способностями.

Для того чтобы сравнить выборки по коммуникативной направленности и межличностным потребностям, мы применили критерий t Сть-юдента. Выборки различаются на высоком уровне статистической значимости по шкале «Тенденция контролировать отношения с другими» из методики «ОМО» Шутца (табл. 1).

Таблица 1

Результаты по критерию ^Стьюдента (сравнение коммуникативной направленности и межличностных потребностей)

Раз- ли- чия Д АВ М АЛ К И 1е Се Сш Ае Аш

^мп 0,17 0,49 0,09 1,93 0,97 0,5 0,5 1,56 2,71 0,78 1,96 1,3

Примечание. Названия шкал по методике НЛО: Д - диалогический, АВ - авторитарный, М - манипулятивный, АЛ - альтруистический, К - конформный, И - индифферентный. Названия шкал по методике ОМО: 1е - тенденция находиться в обществе других людей; - желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его

в свое общество; Се - тенденция контролировать отношения с другими; Сш - тенденция подчиняться другим в общении; Ае - тенденция устанавливать близкие отношения с другими; Аш - желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.

Мы можем утверждать, что поленезависимые личности более склонны контролировать отношения в процессе общения - они готовы пойти не

на всякое общение, а лишь на такое, которое соответствует их потребностям. Сам факт полезависимости либо поленезависимости очень слабо влияет на коммуникативную направленность испытуемых в общении.

Жирным курсивом в таблицах выделены графы, в которых мы отмечаем либо различия, либо корреляционные связи, либо факторные структуры, которые значимо характеризуют исследуемый психологический феномен.

В табл. 1 приведены значения ¿эмп для всех переменных (шкал методики «НЛО» Братченко и опросника межличностных отношений Шутца), на рисунке - ось значимости для tэмп по шкале «Се», попавшего в зону значимости.

Ось значимости по шкале «Се»

(тенденция контролировать отношения с другими)

Мы не получили значимых различий по шкалам методики Братченко, вероятно, потому, что не учли количественных показателей индекса поленезависимости. В связи с этим мы посчитали целесообразным провести анализ без деления выборки на полезависимых и поленезависимых. Поэтому на следующем этапе мы использовали абсолютные значения индекса поленезависимости (табл. 2).

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа (сравнение уровня поленезависимости и направленности в общении)

Корреля- ционная взаимо- зависи- мость Д АВ М АЛ (X / -V __ / ^е1 1Лі П А' Сш ) = ' & 5 71 =Аео 41

Индекс полезави- симости- поленеза- висимос- ти -0,09 0,01 Зон 0,07 а н€ 0,29 ізна -00» чим 1-009 ост >0*11™ /1 Ч,0Г 1 -0,05 й - 0д5 0,09 -0,09

Проведя корреляционный анализ, мы получили положительную корреляционную связь между уровнем поленезависимости и шкалой «альтероцент-

ристская коммуникативная направленность» из методики «НЛО». Пришли к выводу, что чем выше индекс поленезависимости, тем большее стремление сосредоточиться на собеседнике проявляют испытуемые. Действительно, если человек общается с намерением что-либо понять, а не только поддержать отношения, он будет слушать собеседника внимательно и сосредоточенно.

Следующим этапом нашего исследования было изучение структур идеального и реального диалогов с помощью семантического дифференциала. Данный порядок проведения анализа имеет свою логическую основу. На наш взгляд, семантический дифференциал как бы подытоживает предыдущие этапы исследования. С помощью этой методики мы получили достаточно четкую картину разных структур диалога у полезависимых и поленезависимых студентов.

В результате обработки данных семантического дифференциала были выделены следующие факторы (табл. 3-6)).

Таблица 3

Выборка поленезависимых студентов. «Диалог идеальный»

Характеристика диалога Фактор

1 2 3 4

Неравный - равный 0,269665 0,525021 0,407807 -0,031141

Скованный - непринужденный 0,799073 0,068776 0,040194 -0,128946

Формальный - доверительный -0,089610 0,904915 -0,213288 0,084313

Кратковременный - долговременный 0,421063 -0,135480 -0,457118 0,312467

Лживый - искренний 0,500413 0,432613 0,243375 0,015971

Конформный - открытый 0,763912 0,745336 0,202876 0,045486 -0,047653

Неравномерный - равномерный -0,217450 -0,004967 0,113361

Неразвивающий - развивающий 0,577873 0,285728 -0,234882 -0,398800

Обдуманный - спонтанный -0,059921 0,100188 -0,870732 -0,084847

Конфликтный - неконфликтный -0,059899 0,107472 0,000458 0,913175

Идеальный диалог поленезависимых студентов характеризует основной фактор, группирующий три шкалы:

• «скованный - непринужденный» с нагрузкой 0,80;

• «конформный - открытый» с нагрузкой 0,76;

• «неравномерный - равномерный» с нагрузкой 0,75.

Этот фактор мы назвали «Свобода общения», так как в него входят такие характеристики, как непринужденность, открытость и равномерное течение диалога.

Таблица 4

Выборка поленезависимых студентов. «Диалог реальный»

Характеристика диалога Фактор

1 2 3 4

Неравный - равный 0,638363 -0,215737 0,359825 0,288788

Безразличный - заинтересованный 0,826656 0,042654 0,028514 0,198118

Примитивный - сложный 0,243390 -0,544868 0,167272 0,446408

Формальный - дружеский -0,090551 0,762260 0,051741 0,176075

Манипулятивный -альтруистический 0,260174 -0,025118 0,709829 0,175866

Некорректный - корректный 0,877340 0,087101 -0,001290 -0,010141

Скованный - раскованный 0,249558 0,838290 -0,031801 0,068501

Трудный - комфортный 0,074475 0,033252 0,478393 0,739651

Конфликтный - неконфликтный 0,209323 0,233977 -0,257351 0,775485

Неправдоподобный -жизненный -0,074801 -0,006826 0,816987 -0,099118

Реальный диалог поленезависимых студентов характеризуют четыре основных фактора, включающие по две шкалы.

Фактор 1:

• «безразличный - заинтересованный» с нагрузкой 0,83;

• «некорректный - корректный» с нагрузкой 0,88;

Этот фактор мы назвали «Вежливость» - он описывает такие характеристики диалога, как корректность и заинтересованность в диалоге. Фактор 2:

• «формальный - дружеский» с нагрузкой 0,76;

• «скованный - раскованный» с нагрузкой 0,84.

Название фактора - «Приятельские отношения».

Фактор 3:

• «манипулятивный - альтруистический» с нагрузкой 0,71;

• «неправдоподобный - жизненный» с нагрузкой 0,82;

Фактор 3 был назван «Отзывчивость», потому что он включает такие понятия, как альтруизм и жизненность.

Фактор 4:

• «трудный - комфортный» с нагрузкой 0,74;

• «конфликтный - неконфликтный» с нагрузкой 0,78.

Этот фактор мы интерпретировали как «Миролюбие» потому, что в нем сочетаются отсутствие конфликта и комфорт.

Таблица 5

Выборка полезависимых студентов. «Диалог идеальный»

Характеристика диалога Фактор

1 2 3 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неравный - равный 0,809720 -0,013608 0,123324 0,108171

Скованный - непринужденный 0,823097 0,250995 -0,149082 -0,110030

Формальный - доверительный 0,196957 0,312974 0,121921 0,778349

Кратковременный - долговременный -0,001513 0,786731 0,073130 0,060060

Лживый - искренний 0,677215 -0,159550 0,310039 0,037792

Конформный - открытый 0,316152 -0,250753 0,696731 0,242714

Неравномерный - равномерный 0,027830 -0,190428 0,780949 -0,263679

Неразвивающий - развивающий 0,134582 0,130779 0,329804 -0,649480

Обдуманный - спонтанный 0,040250 0,742307 -0,307013 0,085718

Конфликтный - неконфликтный 0,027484 0,468255 0,673212 -0,121799

Идеальный диалог полезависимых студентов характеризуется двумя основными факторами, включающими в себя по две шкалы.

Фактор 1:

• «неравный - равный» с нагрузкой 0,81;

• «скованный - непринужденный» с нагрузкой 0,82.

Мы интерпретировали его как «Равенство психологических позиций» из-за склонности испытуемых предпочитать непринужденность и равенство диалога.

Фактор 2:

• «кратковременный - долговременный» с нагрузкой 0,79;

• «обдуманный - спонтанный» с нагрузкой 0,74.

Фактор назван «Общительность», так как испытуемые предпочитали длительный диалог, не продуманный заранее, а развивающийся спонтанно.

Таблица 6

Выборка полезависимых студентов. «Диалог реальный»

Характеристика диалога Фактор

1 2 3 4

1 2 3 4 5

Неравный - равный 0,392993 0,090631 0,097722 0,683508

Безразличный - заинтересованный 0,096840 -0,127666 0,745142 0,201173

Окончание табл. 6

1 2 3 4 5

Примитивный - сложный -0,088283 0,731976 0,102835 -0,004382

Формальный - дружеский 0,158060 -0,093462 0,134566 0,758797

Манипулятивный -альтруистический 0,370422 0,633698 0,148482 0,128344

Некорректный - корректный 0,695016 0,028646 0,124814 0,262563

Скованный - раскованный -0,174487 0,617051 0,420959 0,095352

Трудный - комфортный -0,149525 0,453548 -0,019046 0,719058

Конфликтный - неконфликтный 0,841796 0,103975 0,009382 0,017440

Неправдоподобный -жизненный 0,088340 0,251963 0,819983 -0,028835

Реальный диалог полезависимых студентов также характеризуется двумя основными факторами, включающими в себя по две шкалы.

Фактор 1:

• «безразличный - заинтересованный» с нагрузкой 0,75;

• «неправдоподобный - жизненный» с нагрузкой 0,82.

Мы назвали его «Любознательность», так как он описывает заинтересованность, сочетающуюся с жизненностью.

Фактор 2 «Расположенность к собеседнику»:

• «формальный - дружеский» с нагрузкой 0,76;

• «трудный - комфортный» с нагрузкой 0,72.

Таким образом, поленезависимые студенты, оценивая реальный диалог, определяют его как пространство для проявления вежливости, отзывчивости, миролюбия и приятельских отношений. Все эти понятия, как нам представляется, не свидетельствуют об активности, стремлении к диалогу, но и не предполагают его избегания. Ключевой позицией идеального диалога для поленезависимых студентов выступает свобода общения. Это вполне согласуется с определением поленезависимых как людей социально автономных, имеющих стабильный образ «Я» и устойчивость при внушении.

Полезависимые лица понимают реальный диалог в терминах расположенности к собеседнику и любознательности. Такое восприятие диалога соответствует характеристикам полезависимых, таким как общительность, внимательность к социальным источникам информации, деликатность по отношению к другим людям. Идеальный диалог в сознании полезависимых субъектов представлен понятиями «общительность» и «равенство психологических позиций». Это соответствует их склонности держать более короткую физическую дистанцию в условиях общения: они получают больше информации в процессе общения и легче ладят с другими людьми.

Проблема коммуникативной компетентности является актуальной, так как студентам в будущей профессиональной деятельности предстоит не толь-

ко применять свои знания, но и строить отношения с окружающими. Успешность в профессии во многом определяется способностью реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, что напрямую определяется качеством общения. Посредством анализа теоретических источников и на эмпирическом материале мы проверили эти предположения и пришли к выводу о том, что когнитивный стиль коррелирует с коммуникативной направленностью и межличностными отношениями студентов и влияет на эффективность общения. Кроме того, нами обнаружены различия в понимании диалога полезависимыми и поленезависимыми студентами, что дает основания определить диалог как многомерную и многозначную структуру.

Литература

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 318 с.

2. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 329 с.

3. Братченко С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 16 с.

4. Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1976. 180 с.

5. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А. Психологические затруднения в общении: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 288 с.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 548 с.

7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

8. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

УДК 370.153.4

Н. В. Елфимова

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются взаимоотношения учителя и ученика, их взаимное влияние друг на друга. Показано, что это взаимодействие имеет двустороннюю направленность. Предложена классификация установок педагогов по отношению к учащимся и способов поведения учеников по отношению к учителю.

Ключевые слова: учитель, ученик, взаимоотношения, взаимодействие, общение.

In the article relations between teacher and pupil, their mutual influence to each other are considered. It’s revealed that this interaction has a double-sided directivity. The classification of teacher attitudes to pupils and pupil’s behavioral patterns to teacher are offered.

Key word: a teacher, a pupil, relations, interaction, contact.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.