Научная статья на тему 'Особенности расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость испытуемых'

Особенности расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость испытуемых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
555
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИКСИРОВАННЫЕ ПОЛЕЗАВИСИМЫЕ / МОБИЛЬНЫЕ ПОЛЕЗАВИСИМЫЕ / ФИКСИРОВАННЫЕ ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ / МОБИЛЬНЫЕ ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ / FIXED FIELD DEPENDENT PEOPLE / MOBILE FIELD DEPENDENT PEOPLE / FIXED FIELD INDEPENDENT PEOPLE / MOBILE FIELD INDEPENDENT PEOPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дюпина Светлана Александровна

В данной статье рассматривается проблема изучения расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость у первоклассников, студентов-первокурсников, испытуемых 35-40 лет. Исследование осуществлялось посредством методики «Включенные фигуры» Г. Уиткина. В выборке испытуемых преобладают фиксированные полезависимые и мобильные поленезависимые субъекты. В выборке обследованных 7-8 летнего возраста не выявлено представителей мобильного полезависимого и фиксированного поленезависимого когнитивных стилей. В выборках субъектов 17-18 и 35-40 летнего возраста выявлено равное количество представителей фиксированного полезависимого и мобильного полезависимого когнитивных стилей. Автор приходит к обоснованному выводу, что мобильные поленезависимые и фиксированные поленезависимые субъекты показали наибольшую скорость обнаружения простой фигуры в сложной фигуре в методике Г. Уиткина. Фиксированные полезависимые субъекты проявили наименьшую результативность выполнения методики Г. Уиткина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of cognitive style poles decomposition of field dependence / independence

This article deals with the problem of studying the pole splitting of the cognitive style of field dependence / field independence in first graders, first-year students, and subjects aged 35 to 40. The study was carried out using the "embedded figures" methodology of Herman A. Witkin. Fixed field dependent and mobile field independent subjects predominate in the sample of subjects. In the sample of the examined children 7-8 years of age, there were no representatives of mobile field dependent and fixed field independent cognitive styles. In the samples of subjects 17-18 and 35-40 years of age, an equal number of representatives of fixed field dependent and mobile field dependent cognitive styles were identified. The author comes to the reasonable conclusion that mobile field independent and fixed field independent subjects showed the highest rate of detection of a simple figure in a complex figure in the method of Herman A. Witkin. Fixed field dependent subjects showed the least effectiveness of the implementation of Herman A. Witkin's methods.

Текст научной работы на тему «Особенности расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость испытуемых»

УДК 159.9.07

Дюпина Светлана Александровна

кандидат психологических наук Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАСЩЕПЛЕНИЯ ПОЛЮСОВ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ/ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ ИСПЫТУЕМЫХ

В данной статье рассматривается проблема изучения расщепления полюсов когнитивного стиля полезависи-мость/поленезависимость у первоклассников, студентов-первокурсников, испытуемых 35-40 лет. Исследование осуществлялось посредством методики «Включенные фигуры» Г. Уиткина. В выборке испытуемых преобладают фиксированные полезависимые и мобильные поленезависимые субъекты. В выборке обследованных 7-8 летнего возраста не выявлено представителей мобильного полезависимого и фиксированного поленезависимого когнитивных стилей. В выборках субъектов 17-18 и 35-40 летнего возраста выявлено равное количество представителей фиксированного полезависимого и мобильного полезависимого когнитивных стилей. Автор приходит к обоснованному выводу, что мобильные поленезависимые и фиксированные поленезависимые субъекты показали наибольшую скорость обнаружения простой фигуры в сложной фигуре в методике Г. Уиткина. Фиксированные полезависимые субъекты проявили наименьшую результативность выполнения методики Г. Уиткина.

Ключевые слова: фиксированные полезависимые, мобильные полезависимые, фиксированные поленезависимые, мобильные поленезависимые.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной полнотой современных представлений о роли когнитивного стиля в общей структуре индивидуальных проявлений человека.

Для изучения особенностей расщепления полюсов нами был выбран полезависимый/поленеза-висимый когнитивный стиль, который был описан Генри Уиткиным (1948, 1954).

Особое значение для данной работы имеет кон -цепция о «расщеплении» полюсов когнитивных стилей [4].

Единое мнение относительно возраста формирования когнитивного стиля полезависимость/ поленезависимость в науке отсутствует. Одни ученые полагают, что в возрасте 7-8 лет собственный стиль уже сложился [1]. Другие авторы указывают на полистилевое поведение детей [3]. В последнее десятилетие изучение соотношения стилевых и личностных особенностей людей осуществляется в самом широком контексте.

При изучении особенностей реагирования по-лезависимыми/ поленезависимыми младшими школьниками на конфликтную ситуацию было установлено, что поленезависимым детям характерно избегание (32%), соперничество (26%) и компромисс (15%). «Полезависимые дети в конфликтной ситуации ведут себя несколько иначе. Они проявляют чаще компромисс (42%), реже приспособление (24%) и крайне редко прибегают к соперничеству (9%)» [5].

Посредством серии экспериментов на субъектах 16-55 летнего возраста, было установлено, что статистически достоверных различий между полезави-симыми и поленезависимыми испытуемыми в сенсорном исполнении ряда задач не обнаружено [6].

При изучении специфики адаптивности и деза-даптивности у обследованных 18-54 летнего возраста было выявлено, что мобильности когнитив-

ного стиля полезависимость/поленезависимость способствует уровень стрессоустойчивости и тревожности в пределах нормы и высокий уровень развития процессуальных характеристик мышления - направленный анализ через синтез. Дезадап-тивности когнитивного стиля полезависимость/ поленезависимость соответствует низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности, а также низкий уровень мышления как процесса - ненаправленный анализ через синтез [2].

Для изучения особенностей расщепления полюсов выбранного нами когнитивного стиля была использована методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина (1971) [7].

В исследовании приняли участие 240 человек (120 испытуемых мужского пола, 120 испытуемых женского пола). В выборке детей 7-8 лет были обследованы 80 первоклассников. В выборке 17-18-летних испытуемых в количестве 80 человек были обследованы студенты. В выборку испытуемых 35-40 лет вошли субъекты со средним и высшим образованием.

При анализе результатов расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/полене-зависимость установлено: 122 человека (50,8%) являлись фиксированными полезависимыми, 102 испытуемых (42,5%) проявляли мобильный поленезависимый когнитивный стиль,12 субъектов (5%) обнаружили фиксированный поленезависимый когнитивный стиль и 4 человека (1,7%) -мобильный полезависимый (табл. 1). Таким образом, наши результаты показали, что наиболее многочисленными в выборке исследованных нами субъектов являлись представители крайних полюсов (фиксированного полезависимого и мобильного поленезависимого). Полученные нами данные являются неожиданными, учитывая тот факт, что большую часть нашей выборки представляли собой взрослые люди (17-18 и 35-40 лет).

Вестник КГУ А 2019

© Дюпина С.А., 2019

74

Таблица 1

Результаты расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость испытуемых

Когнитивный стиль Количество испытуемых

Фиксированный полезависимый 122

Мобильный полезависимый 4

Фиксированный поленезависимый 12

Мобильный поленезависимый 102

Таблица 2

Результаты расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость у испытуемых 7-8 лет

Когнитивный стиль Количество испытуемых

Фиксированный полезависимый 64

Мобильный поленезависимый 16

Таблица 3

Результаты расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость у испытуемых 17-18 лет

Когнитивный стиль Количество испытуемых

Фиксированный полезависимый 26

Мобильный полезависимый 2

Фиксированный поленезависимый 6

Мобильный поленезависимый 46

В связи с тем, что количество обследованных нами представителей мужского и женского пола было равным, представляется интересным представить анализ расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость в соответствие с полом испытуемых.

Среди фиксированных полезависимых субъектов преобладали представители женского пола (68 человек и 55,7%). Представителей мужского пола было несколько меньше (54 человека и 44,3%). В группе мобильных поленезависимых сложилась несколько иная картина. Представителей мужского пола выделено 54 человека (53%), тогда как представителей женского пола - 48 субъектов (47%). Среди фиксированных поленезависи-мых испытуемых явно преобладают представители мужского пола (10 человек и 83%). Женщины представлены только 2 субъектами (17%). Мобильные полезависимые субъекты представлены в совершенно равных долях. По 2 испытуемых (50%) мужчин и женщин.

Представляется целесообразным проанализировать результаты расщепления полюсов изучаемого нами когнитивного стиля отдельно в каждой возрастной выборке.

Следует указать, что в выборке первоклассников 7-8 летнего возраста представители мобильного полезависимого и фиксированного полене-зависимого когнитивных стилей отсутствовали полностью (табл. 2).

Из 80 обследованных нами испытуемых 64 человека (80%) являлись фиксированными полезави-

симыми. Следовательно, полученный нами результат полностью совпал с данными, полученными другими исследователями.

Однако, 16 детей (20%) обнаружили мобильный поленезависимый полюс когнитивного стиля. Этот факт мы можем интерпретировать как врожденную или рано сформировавшуюся особую интеллектуальную способность наших первоклассников.

Рассмотрим результаты расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленеза-висимость у студентов, поступивших на первый курс (табл. 3).

Полюс полезависимости в данной выборке оказался более многочисленным. Среди юношей и девушек 17-18 летнего возраста фиксированных полезависимых выявлено 26 субъектов (32,5%). Мобильных полезависимых испытуемых - 2 человека (2,5%). Таким образом, всего полезависимых среди студентов выделено 28 испытуемых (35%). Поленезависимых первокурсников всего 52 человека (65%). При этом преобладают мобильные поленезависимые испытуемые, которых диагностировано 46 субъектов (57,5%). Фиксированных поленезависимых субъектов выделено всего 6 человек (7,5%). Мобильные поленезависимые испытуемые явно доминируют в выборке студентов 1718 летнего возраста.

Обратимся к анализу данных, полученных нами в выборке взрослых испытуемых со средним и высшим образованием (табл. 4).

В выборке взрослых субъектов 35-40 летнего возраста также преобладали поленезависимые ис-

Таблица 4

Результаты расщепления полюсов когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость у испытуемых 35-40 лет

Когнитивный стиль Количество испытуемых

Фиксированный полезависимый 32

Мобильный полезависимый 2

Фиксированный поленезависимый 6

Мобильный поленезависимый 40

Таблица 5

Показатели выполнения методики Г. Уиткина испытуемыми

Когнитивный стиль Время нахождения простой фигуры в сложной фигуре (секунды)

Мобильный полезависимый (п=4) 60,5

Фиксированный полезависимый (п=122) 66,7

Мобильный поленезависимый (п=102) 20,5

Фиксированный поленезависимый (п=12) 21,5

Таблица 6

Показатели выполнения методики Г. Уиткина испытуемыми в возрасте 7-8 лет

Когнитивный стиль Время нахождения простой фигуры в сложной фигуре (секунды)

Фиксированный полезависимый (п=64) 70,7

Мобильный поленезависимый (п=16) 26,5

пытуемые - 46 человек (57,5%). Полезависимых субъектов 34 человека (42,5%). С возрастом коли -чество субъектов с поленезависимым когнитивным стилем медленно сокращается. Фиксированных полезависимых субъектов в выборке 35-40 летних испытуемых 32 человека (40%), мобильных поле-зависимых - 2 человека (2,5%). Данные категории испытуемых представлены в тех же количествах, что и в выборке студентов 17-18 летнего возраста. Фиксированные поленезависимые испытуемые представлены 6 субъектами (7,5%). Мобильных поленезависимых обследованных выявлено 40 человек (50%).

Обратимся к анализу основного показателя, выявленного нами посредством методики Г. Уиткина, а именно времени обнаружения испытуемыми простой фигуры в более сложной фигуре.

Мобильные поленезависимые (102 человека и 42,5%) субъекты обнаружили самую малую скорость нахождения простой фигуры в сложной фигуре. Данный показатель составил в среднем только 20,5 секунды (табл. 5). Представители фиксированного поленезависимого когнитивного стиля (12 человек и 5%) выполнили необходимые задания в среднем за 21,5 секунды.

Таким образом, разница между временем выполнения необходимого задания у мобильных поленезависимых и фиксированных поленеза-висимых субъектов составила всего 1 секунду. В среднем представители поленезависимого полюса выполнили требуемое задание в 3,3 раза быстрее, чем представители полезависимого полюса изученного нами когнитивного стиля. Разница

между самыми быстрыми субъектами и самыми медленными субъектами по диагностированному нами показателю составил 46,2 секунды. Обратимся к анализу показателя времени нахождения простой фигуры в сложной фигуре представителями полезависимого полюса исследованного нами когнитивного стиля. Наименее успешными и наиболее медленными оказались фиксированные полезависимые субъекты (122 человека и 50,8%). Фиксированные полезависимые испытуемые находили простую фигуру в сложной фигуре в среднем за 66,7 секунды. Мобильные полезависимые (4 человека и 1,7%) субъекты обнаруживали простую фигуру в сложной фигуре в среднем за 60,5 секунды. Таким образом, разница между временем выполнения предъявляемых заданий мобильных полезависимых и фиксированных полезависимых испытуемых составила 6,2 секунды.

Проанализируем изученный нами показатель в каждой из возрастных выборок.

Фиксированные полезависимые дети 7-8 летнего возраста (64 человека и 80%) выполнили задания методики Г. Уиткина медленнее других испытуемых (табл. 6).

Время поиска простой фигуры в сложной фигуре в среднем составила 70,7 секунды, что на 4 секунды медленнее, чем в целом у фиксированных полезависимых испытуемых. Мобильные полене-зависимые субъекты осуществляли поиск простой фигуры в сложной фигуре в среднем за 26,5 секунды. Следовательно, мобильные поленезависимые дети оказались более медленными, чем мобильные поленезависимые испытуемые в целом на 6 секунд.

Таблица 7

Показатели выполнения методики Г. Уиткина испытуемыми в возрасте 17-18 лет

Когнитивный стиль Время нахождения простой фигуры в сложной фигуре (секунды)

Мобильный полезависимый (n=2) 70

Фиксированный полезависимый (n=26) 61,3

Мобильный поленезависимый (n=46) 17,5

Фиксированный поленезависимый (n=6) 16

Таблица 8

Показатели выполнения методики Г. Уиткина испытуемыми в возрасте 35-40 лет

Когнитивный стиль Время нахождения простой фигуры в сложной фигуре (секунды)

Мобильный полезависимый (n=2) 51

Фиксированный полезависимый (n=32) 64

Мобильный поленезависимый (n=40) 21,5

Фиксированный поленезависимый (n=6) 27

Мобильным поленезависимым и фиксированным полезависимым первоклассникам требуется больше времени для того, чтобы выполнить методику Г. Уиткина. В данной возрастной выборке разница между наиболее и наименее результативными испытуемыми составила 44,2 секунды.

Наиболее успешными по изученному нами показателю в выборке студентов оказались фиксированные поленезависимые испытуемые (6 человек и 7,5%) (табл. 7). Они осуществляли поиск простой фигуры в сложной фигуре в среднем всего за 16 секунд. Мы полагали, что наиболее успешными окажутся мобильные поленезависимые (46 человек и 57,5%). Однако их показатель в среднем составил 17,5 секунды, что на 1,5 секунды меньше, чем у фиксированных поленезависимых субъектов. При этом на полюсе полезависимости у данной категории обследованных сложилась та же ситуация.

Фиксированные полезависимые первокурсники (26 человек и 32,5%) выполнили задания в среднем за 61,3 секунды. Мобильные поленезависимые субъекты (2 человека и 2,5%) справились с заданиями за 70 секунд. Разница во времени выполнения заданий между мобильными полезависимыми испытуемыми и фиксированными полезависимыми испытуемыми составила 8,7 секунды. В данной возрастной выборке разница во времени выполнения между наиболее и наименее успешными субъектами - 54 секунды.

В выборке субъектов 35-40 летнего возраста наиболее результативными оказались представители мобильного поленезависимого когнитивного стиля (40 человек и 50%) (табл. 8).

Время поиска простой фигуры в сложной фигуре данной категорией испытуемых составляет 21,5 секунды. Фиксированные поленезависимые (6 человек и 7,5%) выполнили предъявляемые задания в среднем за 27 секунд. Разница во времени выполнения необходимых заданий между фиксиро-

ванными поленезависимыми испытуемыми и мобильными поленезависимыми испытуемыми составила 5,5 секунды. Наименее успешными также оказались представители фиксированного полеза-висимого (32 человека и 40%) когнитивного стиля. Данные субъекты справились с заданиями в среднем за 64 секунды. Мобильные поленезависимые субъекты выполнили тест за 51 секунду. Мобильные полезависимые испытуемые справились с заданиями на 13 секунд быстрее, чем фиксированные полезависимые. Следовательно, в данной возрастной выборке разница между наиболее и наименее результативными субъектами составила 42,5 секунды. Таким образом, разница во времени осуществления поиска простой фигуры в сложной между наиболее успешными и наименее успешными испытуемыми имеет выраженную тенденцию к увеличению в юношеском возрасте в сравнении с детским возрастом, и явному сокращению во взрослом возрасте в сравнении с юношеским.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.

1. При расщеплении полюсов когнитивного стиля полезависимость/ поленезависимость в выборке испытуемых преобладали фиксированные полезависимые субъекты.

2. Мобильные поленезависимые и фиксированные поленезависимые субъекты показали наибольшую результативность выполнения методики Г. Уиткина. Фиксированные полезависимые субъекты проявили наименьшую результативность выполнения методики Г. Уиткина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В выборке субъектов 7-8 летнего возраста не выявлено представителей мобильного полезависи-мого и фиксированного поленезависимого когнитивных стилей. В выборках субъектов 17-18 и 3540 летнего возраста выявлено равное количество представителей фиксированного полезависимого и мобильного полезависимого когнитивных стилей.

Библиографический список

1. Маствилискер Э.И., Дикопольская Г.Е. Некоторые условия формирования индивидуального стиля в решении учебных задач у школьников // Темперамент: системное исследование. - Пермь, 1976. - С. 120-138.

2. Осокина К.А., Селиванов В.В. Специфика адаптивности-дезадаптивности когнитивного стиля (полезависмость-поленезависимость) под воздействием эмоционально-отрицательных переживаний // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2016. - № 1. - С. 131-137.

3. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: дис. ... д-ра психол. наук. - Смоленск, 1998. - 382 с.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

5. Чебучева Е.В. Когнитивно-стилевой параметр «полезависимость-поленезависимость» и особенности реагирования в конфликтной ситуации в младшем школьном возрасте // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2013. - Т. 4. -№ 1. - С. 122-127.

6. Чекалина А.И. Экспериментальное исследование вклада когнитивного стиля «полезави-симость/поленезависимость» в сенсорное исполнение задач с разным уровнем информационной нагрузки // Вестник Екатерининского института. -2008. - № 4 (4). - С. 22-30.

7. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P. Psychological differentiation: current status // J. of Personality and Soc. Psychology. - 1979. -Vol. 37 (7). - P. 1127-1145.

References

1. Mastvilisker EH.I., Dikopol'skaya G.E. Nekotorye usloviya formirovaniya individual'nogo stilya v reshenii uchebnyh zadach u shkol'nikov // Temperament: sistemnoe issledovanie. - Perm', 1976. - S. 120-138.

2. Osokina K.A., Selivanov V.V Specifika adaptivnosti-dezadaptivnosti kognitivnogo stilya (polezavismost'-polenezavisimost') pod vozdejstviem ehmocional'no-otricatel'nyh perezhivanij // Molodyozh' i nauka: aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii. - 2016. - № 1. - S. 131-137.

3. Selivanov VV Myshlenie v lichnostnom razvitii sub"ekta: dis. ... d-ra psihol. nauk. - Smolensk, 1998. - 382 c.

4. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma. - SPb.: Piter, 2004. - 384 s.

5. CHebucheva E.V. Kognitivno-stilevoj parametr «polezavisimost'-polenezavisimost'» i osobennosti reagirovaniya v konfliktnoj situacii v mladshem shkol'nom vozraste // Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. - 2013. - T. 4. - № 1. -S. 122-127.

6. CHekalina A.I. EHksperimental'noe issledovanie vklada kognitivnogo stilya «polezavisimost'/polenezavisimost'» v sensornoe ispolnenie zadach s raznym urovnem informacionnoj nagruzki // Vestnik Ekaterininskogo instituta. -2008. - № 4 (4). - S. 22-30.

7. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P. Psychological differentiation: current status // J. of Personality and Soc. Psychology. - 1979. -Vol. 37 (7). - P. 1127-1145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.