Научная статья на тему 'Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников'

Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
892
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чистикова М. А.

В статье представлены данные эмпирического исследования когнитивного стиля у первоклассников и его связи с их интеллектуально-творческим развитием. Показано, что выраженные проявления когнитивного стиля «полезависимость» или «поленезависимость» обнаруживаются у детей уже в самом начале младшего школьного возраста. Представлены данные, свидетельствующие о том, что первоклассники с поленезависимым когнитивным стилем превосходят своих полезависимых сверстников по ряду показателей креативности, творческой активности, интеллекту и академической успешности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

М.А. ЧИСТИКОВА* Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

В статье представлены данные эмпирического исследования когнитивного стиля у первоклассников и его связи с их интеллектуально-творческим развитием. Показано, что выраженные проявления когнитивного стиля - «полезависимость» или «поленезависимость» - обнаруживаются у детей уже в самом начале младшего школьного возраста. Представлены данные, свидетельствующие о том, что первоклассники с поленезависимым когнитивным стилем превосходят своих полезависимых сверстников по ряду показателей креативности, творческой активности, интеллекту и академической успешности.

Ключевые слова: когнитивный стиль, младший школьный возраст, академическая успешность, креативность, интеллектуальные способности.

Введение

Проблема стилевых особенностей личности в психологии стала изучаться не так давно - в 1950-1960-е годы. Феномен когнитивных стилей, под которым принято понимать индивидуальные особенности в способах переработки информации, начали активно исследовать в последующие годы.

В современной психологической литературе можно выделить порядка двух десятков различных когнитивных стилей, определяемых на основе разных критериев:

- по типу реагирования: импульсивность-рефлексивность;

- по особенностям когнитивного контроля: ригидность-гибкость;

- по диапазону эквивалентности: узость-широта;

- по сложности: когнитивная простота -когнитивная сложность;

- по типу мышления: аналитический-синтетический и т.д.

© Чистикова М.А., 2017

* Для корреспонденции:

Чистикова Мария Алексеевна,

аспирант факультета психологии образования

МГППУ

E-mail: soloviova_m@mail.ru

Но теоретические и эмпирические основания имеют только некоторые из них. Таким, например, является стиль «поле-зависимость (ПЗ)/ поленезависимость (ПНЗ)». Интерес к данному стилю в науке обусловлен популярностью теории Г. Уит-кина, в работах которого понятие когнитивного стиля основано на представлении гештальт-психологии о поле и поведении в нем. Согласно его теории, одни люди больше подвержены влиянию поля (полезави-симы), другие же способны это влияние преодолевать путем активизации внутренних ресурсов (поленезависимые) [7]. Идеи Г. Уткина активно развивались в 19701990-е годы как в России, так и за рубежом. Было выполнено значительное количество исследований, посвященных изучению связи особенностей когнитивного стиля с разными аспектами интеллектуальной деятельности. К примеру, изучалось влияние когнитивного стиля на такой вид интеллектуальной деятельности, как работа с текстом. Было обнаружено, что такие показатели, как умение реструктурировать текст, понимание текста, выше у поле-независмых испытуемых (Аёещшо, 1983; Абакумова, Шкуратова, 1986; Ким, 2002). В ряде исследований рассматривалась связь

полезависимости/поленезависимости с соотношением полушарий головного мозга. Полученные в них данные позволили утверждать, что на выраженность поле-независимого стиля влияет левое полушарие, а на полезависимый стиль - правое (Silverman, 1966).

К началу нового тысячелетия весь стилевой подход, и идеи Г. Уткина в частности, перестали интересовать умы ученых. Связано это было с большим количеством противоречий: от теоретических предпосылок и классификации когнитивных стилей до методического инструментария. Для когнитивной психологии прошлого столетия было характерно рассмотрение стилей с точки зрения структурно-аналитического подхода, когда стили изучались как компоненты, входящие в состав отдельных познавательных процессов, и не предпринималось попыток их рассмотрения в рамках целостной индивидуальности (A. Adler, G. Witkin, R. Gardner, G. Klein, R. Stagner). Современное же общество начало проявлять активный интерес к изучению индивидуальных механизмов мышления, целостной индивидуальности человека.

Под вопросом находились и такие утверждения, как биполярность когнитивных стилей, их устойчивость, а также и сама трактовка стилей как предпочтений [7]. Однако наибольшие противоречия затронули методическую сторону вопроса. Практически все методики, диагностирующие когнитивные стили, имели один существенный недостаток: отсутствие общепринятых норм. Таким образом, данные о принадлежности испытуемых к тому или иному стилю были достоверны только в пределах своей выборки.

В настоящее время проблема изучения индивидуальных стилевых особенностей детей и подростков приобретает все большую актуальность: общие тенденции демократизации и гуманизации зарубежной и отечественной систем образования реализуются, как правило, через индивидуализацию обучения, которая, в свою оче-

редь, достигается путем акцентирования внимания на индивидуальных различиях учащихся. Однако основное внимание обычно уделяется психическим функциям и интеллектуальным различиям, в то время как стилевым особенностям ребенка не уделяется должного внимания, и они не учитываются в выстраивании процесса обучения. Хотя в исследованиях предыдущих лет было показано, что именно младший школьный возраст является стартовым этапом формирования когнитивных стилей; при этом именно в 7-9 лет динамика проявления когнитивного стиля наиболее неустойчива [2]. На сегодняшний день имеется много данных о положительной связи показателей поленезависимости с успешностью выполнения интеллектуальных тестов. Высокие результаты выполнения методики Е. Торренса соотносятся с поленезависимым стилем и показателями образной креативности [1]. В целом, когнитивные стили способны предсказывать характер и уровень креативности индивида [4]. '

Имеются данные, что способ и скорость переработки информации могут влиять на интеллект и академическую успешность [6]. В свою очередь, академическая успеваемость выше у поленезависи-мых учащихся (школьников и студентов) [7]. Кроме того, известно, что успеваемость способна оказывать сильное воздействие на развитие целостной личности. Так, неуспешность ребенка и закрепившееся в младшем школьном возрасте стереотипное отношение к ученику могут снижать его самооценку, влиять на познавательную активность и успешность в будущем [9].

Учитывая все вышеизложенные факты, проблема изучения стилевых различий младших школьников должна быть рассмотрена более тщательно.

В связи с этим в настоящем исследовании мы остановились на решении следующих задач:

1. Определить стилевые характеристики у современных первоклассников по пара-

метру «полезависимость-поленезависи-мость».

2. Выявить связь между проявлениями полезависимого/поленезависимого когнитивного стиля и интеллектуально-творческими особенностями первоклассников.

Методика

В исследовании приняли участие 151 первоклассник: 82 девочки и 69 мальчиков из трех общеобразовательных школ г. Москвы и одной школы г. Рыбинска.

В комплексном исследовании детей были использованы следующие методики:

- для выявления когнитивных стилей - методика Г. Уиткина «Включенные фигуры» в модификации К.У. Эттриха (АКТ-70). Детям предлагался бланк, на котором было представлено 15 сложных фигур, содержащих в себе одну из 5 простых фигур. За 20 минут дети должны были найти простую фигуру в каждой из предложенных на бланке. Показателем того или иного стиля являлось количество правильных ответов, найденных за указанное время;

- диагностика креативности была проведена по методике Н.Б. Шумаковой «Образная и вербальная креативность (ОВК)», форма А [8]. Данная методика состоит из двух субтестов: вербального и изобразительного. Она позволяет определить следующие показатели креативности: вербальную и невербальную беглость (ВБ, НБ); вербальную и невербальную гибкость (ВГ, НГ); вербальную и невербальную оригинальность (ВО, НО); вербальную и рисуночную разработанность (ВР, ВИР, РР); визуальную трансформацию (ВТ); общую вербальную и общую невербальную креативность (Вкр, Нкр);

- уровень интеллекта был оценен по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС, форма В), разработанной Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной [5];

- творческая активность была определена по опроснику самооценки творческих

способностей Е. Туник [3], с помощью которого диагностируются такие показатели, как склонность к риску, сложность, любознательность, воображение;

- были проанализированы данные успеваемости всех учащихся по русскому языку (УспРус), математике (УспМат), чтению (УспЧтен) и окружающему миру (УспОкр-Мир). Для анализа были собраны академические оценки за первое полугодие второго года обучения.

Эмпирическое исследование проходило в два этапа. На первом этапе проводилась диагностика когнитивных стилей, показателей творческого мышления, уровня творческой активности и интеллекта первоклассников. Все методики были проведены в мини-группах по 5-10 человек.

На втором этапе были собраны данные об успеваемости этих же учащихся, но на втором году обучения по основным предметам (математике, чтению, русскому языку, окружающему миру) и дополнительно выделили средние показатели: общую успеваемость (УспОбщср), успеваемость по русскому и чтению (УспРусЧт).

Статистическая обработка и анализ полученных результатов осуществлялись с помощью программы SPSS 17.0 с использованием t-критерия и коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение

Анализируя результаты изучения когнитивного стиля у первоклассников с помощью методики «Включенные фигуры», помимо двух основных групп (полезави-симых и поленезависимых) детей, мы выделили 3-ю группу, для которой характерен смешанный когнитивный стиль. При выделении этой группы мы исходили из того, что нет достоверных данных об окончательной сформированности того или иного стиля к началу младшего школьного возраста; многие ребята по способу восприятия информации имеют черты как одного, так и другого стиля - следовательно,

у некоторых детей когнитивный стиль может быть неустановившимся, переходным [2, 7]. Для выделения промежуточной и крайних групп - «полезависимые» и «по-ленезависимые» - мы опирались на данные о среднем значении числа правильных ответов детей во всей выборке (М=8,26) и стандартном отклонении (а=±2). Диапазон значений, попадающих в интервал М±а, мы отнесли к смешанному стилю. Крайние интервалы определяли полезависимый (от 0 до 6 ответов) и поленезависимый (от 11 до 15 ответов) когнитивные стили.

В результате такой процедуры школьники распределились по группам следующим образом: полезависимый стиль (группа 1) характерен для 45 первоклассников, поленезависимый стиль (группа 2) - для 42 первоклассников, смешанная (группа 3) составила 64 человека. Соотношение численности детей в группах представлено на рисунке 1.

Группа 1 Группа 2 Группа 3

Группы

Рис. 1. Распределение первоклассников по группам в соответствии со стилевыми особенностями

Для выявления межгрупповых различий по показателям интеллектуально-творческого развития мы провели сравнительный анализ.

В таблицах 1, 2 и 3 представлены средние значения показателей интеллек-

туально-творческого развития, полученные с помощью методик, описанных выше, в группах первоклассников с разным когнитивным стилем. В таблицах содержатся только те показатели, межгрупповые различия по которым достигают уровня статистической значимости по 1-критерию.

Как видно из данных, представленных в таблицах 1, 2 и 3, наиболее ярко выражены межгрупповые различия по изучаемым параметрам между детьми с полезависимым и поленезависимым стилями (группы 1 и 2). Поленезависимые школьники превосходят своих сверстников со смешанным и полезависимым когнитивным стилем по уровню интеллекта и успеваемости по окружающему миру. Поленезависимые младшие школьники и школьники, имеющие смешанный когнитивный стиль, существенно превосходят своих полезависимых сверстников в легкости оперирования пространством в процессе создания изображений (показатель визуальной трансформации - ВТ, измеряемый в изобразительном субтесте), а также по ряду показателей творческой активности и по уровню интеллекта. Способность к разработке вербальных идей, способность к созданию разнообразных рисунков, а также все показатели успеваемости (кроме успеваемости по русскому языку) выше у поленезависимых первоклассников, чем у их полезависимых сверстников. Кроме того, поленезависимые первоклассники превосходят учеников, имеющих смешанный стиль, в способности выдвигать разнообразные гипотезы в вербальном субтесте. В процессе обработки результатов мы не обнаружили достоверно значимых различий по академической успешности между группами детей со смешанным и полезависимым стилями.

Для более подробного рассмотрения вопроса о взаимосвязи когнитивных стилей с интеллектуально-творческими особенностями первоклассников мы провели корреляционный анализ.

Таблица 1

Средние значения показателей интеллектуально-творческого развития в группах первоклассников с полезависимым (группа 1) и поленезависимым (группа 2) стилями

Показатели Группа N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего

Склонность к риску 1 45 9,22** 3,988 0,594

2 42 11,50** 3,030 0,468

Любознательность 1 45 11,62* 2,815 0,420

2 42 12,88* 2,510 0,387

Сложность 1 45 10,64* 3,009 0,449

2 42 12,21* 3,120 0,481

Общий показатель 1 45 42,00* 9,888 1,474

2 42 47,29* 9,789 1,510

МЭДИС 1 45 13,64** 2,885 0,430

2 42 15,74** 2,209 0,341

ВР 1 45 4,31* 4,976 0,742

2 42 6,48* 5,214 0,804

НГ 1 45 6,02** 3,086 0,460

2 42 7,76** 2,827 0,436

ВТ 1 45 1,40** 2,071 0,309

2 42 3,00** 2,499 0,386

УспМат 1 45 3,905* 0,5437 0,0839

2 42 4,175* 0,5377 0,0850

УспЧтен 1 45 4,310* 0,5733 0,0885

2 42 4,563* 0,5569 0,0880

УспОкрМир 1 45 4,274* 0,5319 0,0821

2 42 4,550* 0,5524 0,0873

УспОбщср 1 45 4,0982* 0,47220 0,07286

2 42 4,3281* 0,49734 0,07864

Примечание: * - достоверные различия с р<0,05; ** - достоверные различия с р<0,01

Таблица 2

Средние значения показателей интеллектуально-творческого развития в группах первоклассников с полезависимым (группа 1) и смешанным (группа 3) стилями

Показатели Группа N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего

Склонность к риску 1 45 9,22* 3,988 0,594

3 64 10,86* 3,486 0,436

Любознательность 1 45 11,62* 2,815 0,420

3 64 12,61* 2,408 0,301

Общий показатель 1 45 42,00* 9,888 1,474

3 64 46,13* 10,561 1,320

МЭДИС 1 45 13,64* 2,885 0,430

3 64 14,86* 2,356 0,295

ВТ 1 45 1,40* 2,071 0,309

3 64 2,48* 2,777 0,347

Примечание: * - достоверные различия с р<0,05; ** - достоверные различия с р<0,01

Таблица 3

Средние значения показателей интеллектуально-творческого развития в группах первоклассников с поленезависимым (группа 2) и смешанным (группа 3) стилями

Показатели Группа N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЭДИС 2 42 15,74* 2,209 0,341

3 64 14,86* 2,356 0,295

ВГ 2 42 8,43* 3,775 0,583

3 64 6,97* 3,455 0,432

УспОкрМир 2 42 4,550* 0,5524 0,0873

3 64 4,295* 0,6012 0,0770

Примечание: * - достоверные различия с р<0,05; ** - достоверные различия с р<0,01

В результате корреляционного анализа по критерию Пирсона были установлены умеренные и слабые, но достоверные положительные связи между когнитивным стилем (по Г. Уиткину) и интеллектом (по МЭДИС) (г=0,36, р<0,01), когнитивным стилем и некоторыми компонентами невербальной креативности (по методике ОВК): визуальной трансформацией (г=0,29, р<0,01) и невербальной гибкостью (г=0,26, р<0,01). Когнитивный стиль оказался достоверно связан с таким компонентом творческой активности, как склонность к риску (г=0,23, р<0,01), а также практически со всеми компонентами академической успешности: по математике (г=0,26, р<0,01), по окружающему миру (г=0,24, р<0,01), по чтению (г=0,17, р<0,05) и с показателем общей средней успеваемости (г=0,20, р<0,05).

Таким образом, данные корреляционного анализа подтверждают наличие предполагаемой нами взаимосвязи между когнитивным стилем и интеллектуально-творческими особенностями первоклассников. Полученные нами данные согласуются с результатами исследований других авторов, выполненных ранее, в то же время дополняя и уточняя их.

Заключение

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Ярко выраженные проявления когнитивного стиля - «полезависимость» или «поленезависимость» - обнаруживаются у детей в самом начале младшего школьного возраста. В то же время ряд детей, обучающихся в первом классе школы, имеет смешанный, возможно еще неустановившийся, когнитивный стиль.

2. Выявлены достоверные положительные связи когнитивного стиля с успешностью в обучении, некоторыми компонентами невербальной креативности, интеллектом и склонностью к риску как показателем творческой активности. Обнаружено, что дети с поленезависимым стилем более

успешны в учебе, чем их полезависимые сверстники. Поленезависимые школьники легче оперируют пространством, их творческие идеи более разнообразны и глубже разработаны вербально, чем у полезависимых учащихся. Кроме того, поленезависимые первоклассники и первоклассники со смешанным когнитивным стилем более творчески активны и их уровень интеллекта превышает таковой у полезависимых детей.

3. Обнаруженные нами связи когнитивного стиля «полезависимость-поленезави-симость» с особенностями интеллектуально-творческого развития первоклассников позволят глубже понять индивидуальные различия между учащимися с разными когнитивными стилями для последующего проектирования психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации обучения первоклассников.

Литература

1. Антошкина Ю.М. Стилевые свойства творческой активности в дополнительном и профессиональном образовании // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 5 (84). - С. 112-116.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - С. 117.

4. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зена-сни Ф. Психология креативности / Пер. с фр. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 215 с.

5. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС - 6-7) / Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина. - Обнинск: ИПО, 1994. - 19 с.

6. Тихомирова Т.Н., Воронин И.А., Мисож-никова Е.Б., Малых С.Б. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 2. - С. 55-68.

7. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

8. Шумакова Н.Б. Психологические условия выявления творческих способностей у одаренных детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - № 3. - С. 5-14.

9. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008 - 212 с.

References

1. Antoshkina YuM. Stilevyye svoystva tvorcheskoy aktivnosti v dopolnitel'nom i pro-fessional'nom obrazovanii. Izvestiya Ural'sko-go gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury 2010; 5 (84):112-116 (In Russian).

2. Bogoyavlenskaya DB. Psikhologi-ya tvorcheskikh sposobnostey. Moscow: Akademiya 2002 (In Russian).

3. Il'in YeP. Psikhologiya tvorchestva, kreativnos-ti, odarennosti. St-Petersburg: Piter 2009: 117 (In Russian).

4. Lyubart T, Mushiru K, Tordzhman S, Ze-nasni F. Psikhologiya kreativnosti. Per. s fr. Moscow: «Kogito-Tsentr» 2009: 215 (In Russian).

5. Metodika ekspress-diagnostiki intellektu-al'nykh sposobnostey (MEDIS - 6-7). Yel Shcheblanova, IS Averina, YeN Zadorina. Obninsk: IPO 1994: 19 (In Russian).

6. Tikhomirova TN, Voronin IA, Misozhniko-va YeB, Malykh SB. Struktura vzaimosvyazey kognitivnykh kharakteristik i akademicheskoy uspeshnosti v shkol'nom vozraste. Teoret-icheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2015; 8(2):55-68 (In Russian).

7. Kholodnaya MA. Kognitivnyye stili. O prirode individual'nogo uma. 2-ye izd. St-Pe-tersburg: Piter 2004: 384 (Seriya «Mastera psikhologii») (In Russian).

8. Shumakova NB. Psikhologicheskiye uslovi-ya vyyavleniya tvorcheskikh sposobnostey u odarennykh detey mladshego shkol'no-go vozrasta. Teoreticheskaya i eksperimen-tal'naya psikhologiya 2011; 4(3):5-14 (In Russian).

9. Shcheblanova YeI. Neuspeshnyye odarenny-ye shkol'niki. Moscow; Obninsk: IG-SOTSIN 2008: 212 (In Russian).

COGNITIVE STYLE AND INTELLECTUAL AND CREATIVE DEVELOPMENT OF FIRST-GRADERS

M.A. CHISTIKOVA Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow

The article presents the data of empirical research of cognitive style in first-graders and its connection with their intellectual and creative development. It is shown that pronounced manifestations of the cognitive style - «field dependence» or «field independence» - are found in children already at the beginning of the primary school age. The evidence is presented indicating that first-graders with a field-independent cognitive style outperform their field-dependent peers on a number of indicators of creativity, intelligence, and academic success.

Keywords: cognitive style, primary school age, academic success, creativity, intellectual abilities.

Address:

Chistikova M.A.

Post-graduate student of the Faculty of Psychology of Education

Moscow State Psychological and Pedagogical University

E-mail: soloviova_m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.