Научная статья на тему 'Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы'

Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1859
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Пятнадцатого декабря 2015 г. в ГБОУ ДОД «ДУМ ’’Смена”» в рамках реализации Концепции профориентационной работы ПОО Челябинской области прошла научно-практическая конференция «Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы». В дискуссии по профессионально-личностному самоопределению молодежи приняли участие руководители центров (отделений), осуществляющих профориентационную работу, и педагоги-психологи, руководители образовательных организаций и педагогические работники. С докладами выступили: М. Н. Пономарева (директор ГБОУ ПОО « Златоустовский техникум технологий и экономики»), В. Л. Вялкова, Л. А. Христич (ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»), Г. А. Павлищук (ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»), Руднева О. В. (ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»), Э. Р. Истамгулова [ГБОУ СПО (ССУЗ) «Аргаяшский аграрный техникум»], Н. В. Коростина (ГБПОУ «Миасский педагогический колледж»), О. А. Хмелева, Е. А. Носуленко, И. Г. Жильцова (ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»), Е. Ю. Дворникова (ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж»). Руководитель областного методического объединения руководителей центров (отделений), осуществляющих профориентационную работу в ПОО, Т. М. Зайцева (ГБОУ ДОД «ДУМ ”Смена”») познакомила с результатами мониторинга реализации Концепции профориентационной работы ПОО Челябинской области за 2015 г. Завершилась конференция мастер-классом по использованию автоматизированной программы комплексной диагностики профессиональных интересов и склонностей «Профи-2» и «Профи-3» научно-производственной фирмы «ВиЭль» (Санкт-Петербург). Мы публикуем мнение участников дискуссии по обсуждаемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы»

Дискуссионный клуб

ВЫБОР ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Пятнадцатого декабря 2015 г. в ГБОУДОД «ДУМ "Смена"» в рамках реализации Концепции профориентационной работы ПОО Челябинской области прошла научно-практическая конференция «Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы».

В дискуссии по профессионально-личностному самоопределению молодежи приняли участие руководители центров (отделений), осуществляющих профориентационную работу, и педагоги-психологи, руководители образовательных организаций и педагогические работники. С докладами выступили: М. Н. Пономарева (директор ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»), В. Л. Вялкова, Л. А. Христич (ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»), Г. А. Павлищук (ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»), Руднева О. В. (ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»), Э. Р. Истамгулова [ГБОУ СПО (ССУЗ) «Аргаяшский аграрный техникум»], Н. В. Коростина (ГБПОУ «Миасский педагогический колледж»), О. А. Хмелева, Е. А. Носуленко, И. Г. Жильцова (ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»), Е. Ю. Дворникова (ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж»). Руководитель областного методического объединения руководителей центров (отделений), осуществляющих профориентационную работу в ПОО, Т. М. Зайцева (ГБОУ ДОД «ДУМ "Смена"») познакомила с результатами мониторинга реализации Концепции профориентационной работы ПОО Челябинской области за 2015 г. Завершилась конференция мастер-классом по использованию автоматизированной программы комплексной диагностики профессиональных интересов и склонностей «Профи-2» и «Профи-3» научно-производственной фирмы «ВиЭль» (Санкт-Петербург). Мы публикуем мнение участников дискуссии по обсуждаемой проблеме.

М. Н. Пономарева, директор Златоу-стовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ):

— В результате оптимизации профессионального образования в состав ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» вошли пять профессиональных организаций. На сегодняшний день в структуре техникума три отделения и пять филиалов. В техникуме реализуется 144 образовательные программы. В 2015 г. нами получены лицензия на четыре новые специальности и лицензия на общее образование.

Контингент обучающихся на сегодняшний день составляет 2899 человек. Всего в техникуме 309 работников, 116 из которых — педагогические работники. Организация занимает пятое

место в области по контрольным цифрам приема. Набор абитуриентов проходил в сложных условиях в связи со все еще сохраняющейся тенденцией уменьшения количества школьников в выпускных классах, а также с высоким уровнем миграционной мобильности (50 % опрошенных не связывают свое будущее с родным городом) и сложностью трудоустройства в городе.

Используемые ранее формы и методы про-фориентационной работы в техникуме были малоэффективны и требовали обновления. Возникла необходимость поиска новых подходов к организации профориентационной работы, использования наиболее интересных и эффективных форм профориентации. На базе техникума был создан центр социально-трудовой адаптации и профориентации. Была создана рабочая

группа по разработке комплексной программы профориентационной работы. Основой для разработки программы послужила концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области. Программа состоит из семи разделов.

Впервые прошел, вызвав большой интерес, день техникума на базе структурных подразделений школ — учебных мастерских. Это мероприятие переросло в большой праздник с большим охватом школьников всего города. В рамках его проведения был показан видеофильм о техникуме, были организованы презентация профессий, выступление творческих коллективов, тестирование школьников. Особый интерес у школьников вызвали мастер-классы, проведенные преподавателями и мастерами производственного обучения. Впервые представители нашей учебной организации со своей техникой (экскаватор, подъемный кран, трактор, сварочное оборудование, автомобильный двигатель) прибыли во двор учебных мастерских, где школьники могли попробовать себя в каждой профессии. Всего было показано девять мастер-классов по рабочим профессиям. Местные тележурналисты взяли интервью у школьников, преподавателей и мастеров, создали видеосюжет, который был показан по городскому телевидению.

В ходе реализации образовательного регионального проекта «ТЕМП» в техникуме стартовала долгосрочная акция «Мы в ТЕМПе». Разработана концепция, методическое сопровождение акции, утверждены планы-графики проведения мероприятий.

Реализация акции «Мы в ТЕМПе» предполагает большую комплексную совместную работу Златоустовского техникума технологий и экономики, МДОУ «Детский сад № 29» и МАОУ «СОШ № 36». В ходе этой акции преподавателями и мастерами ЗТТиЭ будут представлены профессии и специальности нашего техникума старшим воспитанникам детского сада и школьникам начиная с младших классов. В проекте будут заняты лучшие преподаватели и студенты техникума.

В течение всего года по графику с использованием доступных, интересных, инновационных технологий ребятам будет поступать информация о профессиях, специальностях техникума и они сами станут участниками многих мероприятий: мастер-классов, интерактивных сюжетно-ролевых игр, экскурсий и совместных с нашими студентами практических работ.

Результатами акции «Мы в ТЕМПе» для студентов техникума могут стать практические темы выпускных квалификационных работ по

созданию дизайн-проектов («Благоустройство территории детского сада и школы», «Изготовление малых конструкций, декоративных бордюров», «Оформление крыльца», «Освещение территорий школы и детского сада»). Интересными мероприятиями, на наш взгляд, являются мастер-классы, проведенные успешными выпускниками нашего техникума. Сохраняются также и традиционные формы сотрудничества со школами — это олимпиады по информатике для выпускников школ и городской конкурс для старшеклассников «Праздник вкуса».

В ходе работы с родителями и населением города используем новые формы профориента-ционной работы — презентации образовательных программ техникума на базе предприятий города. На этих встречах сотрудникам предприятия мы рассказываем обо всех возможностях нашей образовательной организации, так как слушатели — потенциальные родители будущих и обучающихся сейчас студентов.

Впервые в прошлом учебном году на базе ДК «Металлург» (1500 посадочных мест) мы проводили городское родительское собрание (в течение месяца — анонс по ТВ, реклама в местной газете и баннер на ДК). Каждое отделение техникума организовало мастер-классы по своим профессиям, специалисты техникума проводили консультации для родителей. На собрании были представлены как образовательные программы, так и дополнительные программы, реализуемые техникумом.

В сентябре проходил парад профессий в городском детском парке «Крылатко», который посещают родители вместе с детьми. У них была возможность познакомиться с различными профессиями и специальностями техникума.

В рамках реализации комплексной программы профориентации в техникуме открыт информационно-консультационный центр «Навигатор». Центр «Навигатор» ставит следующие задачи:

- ознакомление школьников с профессиями и специальностями техникума;

- информирование о потребностях в кадрах, об условиях труда на предприятиях, о возможностях повышения квалификации и карьерного роста.

В центре проводятся тестирование с использованием программы «Профориентатор», анкетирование и обработка данных, а также профессиональные консультации, в процессе которых психологи оказывают помощь в выборе профессии или специальности, отвечают на интересующие вопросы.

Информация о деятельности техникума размещена на сайте организации http://ztte.ru. На сайте есть ссылка на проект «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат». Это совместный проект техникума и Златоустовского телевидения, который транслировался по телевидению и был представлен на конкурс «Я выбираю профессию». Информацию о техникуме можно получить и из техникумовской газеты «Компас абитуриента».

Городскую первомайскую демонстрацию, на которой большой праздничной колонной прошли представители администрации, преподавателей, сотрудников и обучающихся техникума, мы совместили с профориентационным маршем профессий. В колонне демонстрантов студенты в костюмах сварщиков, железнодорожников, строителей, автомехаников представляли профессии, которые осваиваются в нашем техникуме. Это шествие вызвало интерес у многих жителей нашего округа.

Необычная форма профориентационной деятельности, которой мы хотели бы поделиться, — профориентационный сплав по реке Ай от поселка Межевого (Челябинская обл.) до поселка Лаклы (респ. Башкортостан). На восьми катамаранах администрация и сотрудники техникума плыли с атрибутами нашей организации по реке. Результат такой акции — 36 студентов из республики Башкортостан, поступивших в наш техникум в этом году.

Успех профориентационной работы будет достигнут в том случае, если:

- в профессиональной образовательной организации будет назначено ответственное лицо (у нас это руководитель центра социально-трудовой адаптации и профориентации);

- будет создан муниципальный центр социально-трудовой адаптации и профориентации;

- для информирования школьников, родителей, педагогов, руководителей образовательных организаций, социальных партнеров о деятельности профессиональных образовательных организаций будут использоваться все информационные источники.

И. С. Николаева, зам. директора по методической работе Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), канд. пед. наук, Л. А. Христич, преподаватель ЮЭТ, В. Л. Вял-кова, преподаватель ЮЭТ:

- В 2014 г. на базе Южноуральского энергетического техникума была открыта инновационная площадка «Организационно-педагогические условия социализации студентов

в процессе образовательной деятельности». В рамках этой площадки был организован центр профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи.

Профессиональная ориентация занимает важное место в системе среднего профессионального образования. Ее задача — не только предоставить молодежи информацию о профессиях, получаемых в данном учебном заведении, но и дать возможность молодым специалистам, уже обучающимся в техникуме, узнать больше о перспективах профессиональной карьеры.

В Южноуральском энергетическом техникуме сложились следующие традиционные формы профориентационной работы:

- проведение дня открытых дверей;

- выпуск и распространение в школах города и ближайших населенных пунктах информационных буклетов;

- работа выездных агитбригад;

- разработка и проведение учебных занятий по общеобразовательным предметам, направленных на интеграцию содержания образования с профессиональной деятельностью и выходом на производство;

- организация встреч, пресс-конференций обучающихся с работодателями;

- организация экскурсий на предприятия города;

- организация и проведение предметных недель предметными (цикловыми) комиссиями;

- проведение конкурсов профмастерства по специальностям и профессиям, которым обучают в техникуме;

- проведение олимпиад по спецдисциплинам;

- совместная работа с городскими СМИ с целью освещения профориентационных мероприятий в ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮЭТ»;

- работа службы содействия трудоустройству.

Основной целью всех этих мероприятий является проведение профориентационной работы с учащимися школ г. Южноуральска и Увельского района и их родителями, знакомство с учебным заведением, с основными специальностями нового набора, с правилами поступления в техникум.

В ходе работы инновационной площадки «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности» выявилась потребность в новых формах профориентационной работы. С целью повышения мотивации к обучению и участию в социально значимых проектах,

ориентированных на практическую и профессиональную составляющую, центром профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи разрабатываются и внедряются следующие формы профориентационной работы:

- разработка и проведение курса занятий с обучающимися ЮЭТ («Индивидуальный образовательный маршрут» и «Технология поиска работы»);

- создание совместно с ЦЗН буклетов, газет;

- проведение круглых столов для администрации школ на тему «Профориентация учащихся»;

- приглашение школьников и родителей на конкурсы «Лучший студент», «Лучший спортсмен» и др.;

- проведение профессиональных конкурсов и мастер-классов с привлечением школьников (студенческий слет «Земляки»: ученики 8-9-х классов участвуют во всех конкурсах и мастер-классах наравне со студентами нашего техникума и Коркинского горно-строительного техникума);

- организация профориентационной деятельности студентов в каникулярное время;

- выпуск календарей, ручек с логотипом техникума и т. д.

Хотелось бы более подробно рассказать о наших наиболее значимых профориентацион-ных мероприятиях.

Прежде всего, уже несколько лет ведется работа по заполнению портфолио каждым учащимся энергетического отделения нашего техникума. С момента открытия инновационной площадки мы решили немного изменить порт-фолио и назвать его индивидуальным образовательным маршрутом студента. Планомерно заполняя свой маршрут, выпускник техникума сможет предоставить будущему работодателю помимо резюме более полную информацию о собственных возможностях и достижениях. Это касается не только получения профессиональных компетенций, но и участия в исследовательской деятельности, развития личностных качеств, самообразования и саморазвития.

Кроме того, в сентябре 2015 г. мы провели парад профессий на городской площади. На этом мероприятии были представлены все специальности и профессии, по которым ведется обучение в нашем техникуме. Любой житель города мог воочию увидеть работу юных мастеров — кулинаров, парикмахеров и визажистов, разобрать и рассмотреть механизмы автомобиля, посадить цветы и получить ценные советы

по уходу за растениями, поучаствовать в викторинах по специальностям и профессиям, которые невозможно было представить столь же наглядно. Конечно же, распространялись буклеты, рассказывающие о техникуме и обо всех специальностях.

И наконец, пожалуй, самое яркое впечатление оставил студенческий слет «Земляки», на котором все участники могли пройти игру-квест с тематическими заданиями (мы хотели заставить ребят задуматься о своем родном крае, достопримечательностях Урала). Ребята смогли поучаствовать в мастер-классах по украшению кремом пирожных, строительному макетированию и ТРИЗ. На слет, кроме учащихся школ, приглашались студенты нескольких учебных заведений СПО нашего региона, но приехать к нам смогла только команда Коркинского горно-строительного техникума. Хотелось бы, чтобы подобные слеты все же стали традиционными, проходили в различных форматах и на разных площадках, давая возможность и студентам, и учащимся школ общаться, делиться опытом и больше узнавать о разных учебных заведениях.

В будущем мы планируем воспользоваться опытом Златоустовского индустриального кол -леджа им. П. П. Аносова и открыть музей профессий на базе дошкольного образовательного учреждения № 9 г. Южноуральска. Мы уже начали работу в этом направлении: собирается материал для открытия музея профессий в детсаду, разрабатываются мастер-классы и экскурсии для дошкольников, конкурсы для учащихся и их родителей. Кроме того, не прекращаются поиск и внедрение новых разнообразных форм профо-риентационной работы.

Г. А. Павлищук, зам. директора по УМР Троицкого технологического техникума (ТТТ):

— Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном в возрасте, а правильный выбор позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. В условиях, когда идет острая борьба за студента, важным направлением деятельности любой профессиональной организации является повышение привлекательности учебного заведения через организацию различных форм работы с потенциальными абитуриентами. Одной из таких форм работы является профессиональная ориентация молодежи.

Профессиональная ориентация молодежи — это педагогическая проблема подведения обучающихся школ к сознательному выбору

профессии или специальности с учетом индивидуальных особенностей личности обучающихся и необходимости распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Основной целью профориентационной работы профессиональной образовательной организации является привлечение педагогического состава, а также обучающихся к активному участию в научно обоснованной системе мероприятий по профессиональной ориентации молодежи.

Система мероприятий по профориентаци-онной работе включает в себя деятельность по следующим направлениям:

- профессиональное просвещение, в том числе информационная работа, пропаганда и агитация;

- предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;

- профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии;

- профессиональный отбор с целью выявления лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;

- социально-профессиональная адаптация;

- профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В соответствии с перечисленными основными направлениями Троицкий технологический техникум и определяет содержание деятельности профориентационной работы.

Основными задачами профориентационной работы являются:

- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;

- комплектование групп первого курса;

- конструирование системы профориента-ционной работы;

- пропаганда образовательной деятельности техникума;

- создание привлекательного образа техникума, возможностей трудоустройства на предприятия города;

- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, а также с работодателями.

В работе техникума по профориентации выделяются несколько необходимых этапов:

- организационный;

- информационно-аналитический;

- встреча с обучающимися;

- работа приемной комиссии.

На организационном этапе происходит утверждение перечня профессий и специальностей, по которым будет проводиться подготовка в текущем году, определяются школы, производится закрепление педагогических работников за каждой конкретной школой, а также создаются группы обучающихся, которые будут проводить агитационную работу.

На втором этапе происходит сбор информации о количестве выпускников в 9-х и 11-х классах школ района, их распределение по половому признаку, для каждой школы определяется ко -личество выпускников, которые должны поступить в техникум (т. е. закладываются плановые цифровые ориентиры).

На третьем этапе происходят непосредственные выходы и выезды педагогических работников в школы. Мастера и преподаватели встречаются с обучающимися, в ходе бесед дают им необходимую информацию о профессиях и специальностях, условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума. На таких беседах очень важно донести до сознания школьников информацию об основном содержании деятельности по интересующим их профессиям и специальностям, о требованиях к работникам, о том, где и как эти профессии и специальности можно освоить.

Еще одной формой профориентационной работы является тестирование будущих абитуриентов. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как же найти свою? Во многих странах пытались создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е. А. Климова. Проводится очень большая работа с обучающимися 9-х классов, поясняется классификация соотнесенных профессий и специальностей. До сведения будущих абитуриентов доводится, что наш техникум — единственный в Троицке, который предлагает обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

Важным звеном в профориентационной работе техникума является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которой лежат трудности семейного воспитания —

непонимание родителями своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное — мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопрос выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и для их родителей.

Представления родителей о правильном выборе детей часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого — в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на престижности той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.

В связи с этим возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о новых профессиях и специальностях техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после его окончания.

С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся дни открытых дверей, где обучающиеся встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных специальностей и профессий. Организуются мастер-классы и экскурсии по техникуму и мастерским. Такие экскурсии весьма эффективны, на них школьники получают общие сведения о профессии, о ее психофизиологических требованиях к человеку, о процессах обучения и прохождения практики на предприятиях, о получении специальной подготовки, об экономической и правовой сторонах профессиональной деятельности.

Деятельность по созданию привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие обучающихся во всех районных и областных мероприятиях. Так, в 2014 г. техникум стал одним их победителей областного конкурса интернет-проектов «Я выбираю профессию».

Студенты техникума принимают участие в спортивных соревнованиях, совместно с ма-

стерами производственного обучения участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Так, в 2015 г. мастер производственного обучения по профессии «сварщик» Е. Э. Савчук стала победителем областного конкурса профессионального мастерства.

На этапе работы приемной комиссии организуется целенаправленная профориентация абитуриентов.

Проблема профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальна. Это связано с тем, что наблюдается падение престижа многих общественно значимых профессий среди молодежи. Для большинства молодых людей на первый план выступает не всегда адекватный реальности прагматизм, отсутствует связь выбора профессии с реальными возможностями рынка труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, необходимы подготовка обучающихся к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, оказание подросткам и молодежи помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Э. Р. Истамгулова, преподаватель Аргаяш-ского аграрного техникума (ААТ):

— В настоящее время профориентационная работа занимает все большее место в образовательных организациях СПО. Во-первых, она необходима для оказания помощи учащимся в выборе профессии после окончания школы с учетом их индивидуальных способностей, потребностей и ситуации на рынке труда; во-вторых — для обеспечения набора в соответствии с контрольными цифрами приема.

Выбор профессии — очень серьезный шаг в жизни каждого. Нужно учитывать личные интересы, способности и соответствие этих интересов и способностей тем качествам, наличие которых требует выбранная профессия. Очень часто молодые люди теряются в огромном мире профессий и не могут остановить свой выбор на чем-то определенном.

Что же такое профориентация? Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности в трудовой деятельности и готовности к ней в условиях рынка труда. Профори-

ентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную работу с учащимися.

Задачами профориентационной работы являются:

- ознакомление учащихся с разнообразием профессий, спецификой профессиональной деятельности и формами организации труда;

- выработка у учащихся сознательного отношения к выбору сферы деятельности в соответствии со своими интересами, способностями, с учетом требований рынка труда;

- формирование у учащихся положительного отношения к труду, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие у учащихся разнообразных трудовых умений и навыков, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Существует несколько направлений и форм работы с учащимися:

1) комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;

2) консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные и групповые);

3) анкетирование;

4) организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

5) встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Согласно плану мероприятий по проведению профориентационной работы на 2014/ 15 уч. г., в техникуме работала команда в составе преподавателей, мастеров производственного обучения, зав. по информатизации, зав. библиотекой. Этой командой были проведены следующие мероприятия:

1) мониторинг профнамерений обучающихся 9-11-х классов МОУ СОШ Аргаяшского района;

2) посещение МОУ СОШ Аргаяшского района, классные часы по профориентации;

3) индивидуальные беседы с обучающимися;

4) индивидуальные беседы с родителями обучающихся;

5) профориентационные презентации и видеоролики о техникуме;

6) размещение объявлений об условиях приема в техникум и статей о профессиях и специальностях, по которым ведется подготовка в ААТ, в СМИ и на телевидении;

7) реклама техникума на выездных смотрах, конкурсах, фестивалях;

8) участие в областных мероприятиях по профориентационной работе (например, в кон-

курсе видеороликов «Мой образ — моя профессия — моя карьера»);

9) составление рекламных буклетов о техникуме, специальностях в электронном виде;

10) размещение информации на сайте техникума.

На встречах с учащимися 9-х классов общеобразовательных школ проводятся беседы по профориентации, консультирование по вопросам поступления и проживания в общежитии, активная пропаганда профессий, по которым ведется подготовка в техникуме, путем демонстрации видеофильмов, презентаций; раздачи агитационного материала, буклетов, содержащих наиболее полную информацию о профессиях.

За прошлый учебный год были совершены выезды в 20 школ Аргаяшского района. Преподаватели и мастера производственного обучения совершали выезды в шести направлениях: Аргаяшское (29 обучающихся), Бажикаевское (15 обучающихся), Краснооктябрьское (15 обучающихся), Байрамгуловское (10 обучающихся), Кулуевское (9 обучающихся), Акбашевское (7 обучающихся). На классных часах в школах были показаны презентации и видеоролики о техникуме и о каждой профессии, после чего проводилось анкетирование для выявления профнамерений девятиклассников. В общей сложности в 20 школах района обучалось 478 учеников 9-х классов, из них к нам пришли 84 человека, что составляет 17,6 %. Как показали результаты анкетирования, ведущей тенденцией профессиональных намерений выпускников 9-х классов является получение высшего образования, следовательно, большинство школьников пошли в 10-й класс.

Профориентационная работа проводится в три этапа:

- допрофессиональный этап (вся вышеперечисленная работа);

- профориентация в образовательной организации (включает в себя занятия по теоретическому и практическому обучению, внеурочную деятельность: смотры, экскурсии, участие в различных конкурсах, а также заключение договоров по прохождению практики на производстве — то есть вся та деятельность, которую коллектив осуществляет ежедневно);

- послепрофессиональный этап (трудоустройство выпускников и дальнейшая работа по специальности).

Остановимся подробнее на втором этапе. Развитие экономики поставило перед профессиональным образованием задачу создать

открытое образовательное пространство, в котором значительная роль отводится работодателям. Анализ программ профессионального образования в аспекте социального партнерства позволяет выделить следующие задачи, решаемые педагогами в ходе достижения поставленной цели:

1) ознакомление обучающихся с основами современного производства, организацией труда и профессиональной деятельности;

2) формирование профессиональных компетенций;

3) развитие морально-психологических и деловых качеств личности (трудолюбие, уважение к людям труда и результатам их работы, отношение к труду как к долгу, ответственность, интересы и способности и т. д.);

4) побуждение к сознательному выбору профессии и овладению ею;

5) формирование готовности к взаимодействию с другими участниками профессиональной деятельности.

Решение этих задач нужно рассматривать как необходимое условие эффективного социального партнерства в профессиональной подготовке личности. Так, на сегодняшний день основными партнерами техникума являются:

- ООО «Акбашево»;

- ООО «Аргаяшская ДПМК»;

- ООО «Здоровая ферма»;

- ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области»;

- ООО «Возрождение»;

- ЗАО «Уралбройлер»;

- Санаторий «Увильды»;

- ООО «Агрофирма "Ильинка"»;

- ООО «Равис»;

- НПО «Сады России»;

- крупные фермерские хозяйства.

Практически все работодатели — социальные партнеры считают крайне важным налаживать процесс взаимодействия с системой профессионального образования.

Из наиболее эффективных форм взаимодействия между предприятиями и образовательной организацией можно отметить традиционные формы социального партнерства:

- совместная организация производственной практики;

- помощь в проведении конкурсов профессионального мастерства (областные конкурсы по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», региональный этап чемпионата WSR по компетенции «Сельскохозяйственные машины»);

- участие в разработке содержания рабочих учебных программ;

- участие в оценке образовательных достижений выпускников на государственной итоговой аттестации;

- организация стажировок мастеров производственного обучения и преподавателей;

- совместная профориентационная работа с учащимися школ;

- организация экскурсий на ведущие предприятия района (ЗАО «Совхоз "Акбашевский"», ООО «Ильинка», ОАО «Здоровая ферма», ОАО «Равис»);

- участие работников предприятия в образовательном процессе (лекции, мастер-классы, семинары).

В нашем учебном заведении создана система социального партнерства, которая является составной частью программы развития техникума. Цель социального партнерства для техникума заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения — подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей.

Среди форм сотрудничества производственной и образовательной сфер традиционно выделяют профориентационные экскурсии, организацию профессиональных проб и мастер-классов. Привлекательность информационно-просветительской профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, она является необходимым элементом профессионального самоопределения; во-вторых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат; в-третьих, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества. Профориентационные экскурсии выполняют две базовые функции:

• содержательную, состоящую в формировании у учащихся образа профессионального окружения;

• инфраструктурную, обеспечивающую формирование межсистемных связей между образованием и рынком труда.

Деятельность техникума направлена на подготовку профессионально грамотного, высококвалифицированного рабочего для села. В нашей образовательной организации сложилась многолетняя практика проведения профессионально ориентированных мероприятий.

Одним из факторов, способствующих воспитанию любви к выбранной профессии, развитию творческих способностей, умения быстро

реагировать на возникающие профессиональные проблемы, импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются конкурсы профессионального мастерства, которые представляют собой увлекательную форму соревнования среди обучающихся. Они учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь ученика к высотам профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой сформирован-ности знаний, умений и навыков.

Отвечая на вызов времени, сфера среднего профессионального образования должна обеспечить экономику Челябинской области кадрами, подготовленными в соответствии с лучшими мировыми профессиональными стандартами и передовыми технологиями. Одним из показателей подготовки кадров по мировым стандартам является участие в олимпиадном движении WorldSkills, в котором активное участие принимают студенты профессиональных организаций России.

Применение стандартов WorldSkills в подготовке квалифицированных кадров позволит решить главную задачу, стоящую перед системой среднего профессионального образования — обеспечить высокий уровень подготовки выпускников на уровне мировых стандартов, обеспечить конкурентное преимущество системы среднего профессионального образования Челябинской области.

Как показывает практика, конкурсы профессионального мастерства обладают особой силой эмоционального воздействия на обучающихся, являются действенной формой воспитания любви к профессии и эффективным способом повышения уровня профессиональной квалификации.

Н. В. Коростина, зав. отделением Миас-ского педагогического колледжа:

— В ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» для содействия профессиональному самоопределению учащихся работает кабинет профориентации. Целевой аудиторией профо-риентационного кабинета являются учащиеся школ г. Миасса. Со многими школами города заключены договоры о сетевом взаимодействии.

Профориентационная работа очень актуальна в наше время. Подростки, заканчивая школу, все чаще задумываются о том, куда пойти учиться и какую выбрать специальность. Разработанная нами программа помогает им сделать правильный выбор. Программа содержит 50 видеофиль-

мов по специальностям различной направленности и банк интерактивных профессиограмм «111 современных профессий», адресованных:

- старшеклассникам и молодежи, выбирающим профессию, и их родителям;

- всем категориям школьных специалистов, ответственных за профориентацию учащихся и реализующих программу МОиН РФ по пред-профильной подготовке и профильному обучению старшеклассников.

Каждая профессиограмма имеет следующую структуру:

1) общая информация (историческая справка и общественная значимость);

2) содержание труда (психологические характеристики): предмет и цель труда; профессиональные обязанности; средства, характер, организация, функции, условия труда; контакты; ответственность в труде; факторы психофизиологической напряженности;

3) требования профессии к индивидуальным способностям и особенностям, личностным способностям и качествам, состоянию здоровья, допрофессиональному и профессиональному образованию;

4) родственные профессии.

Разработано видеоменю по выбору профессий, которое содержит информацию по следующим специальностям.

Диск 1.

1. Автомеханик.

2. Водитель городского электротранспорта.

3. Инженер городского электротранспорта.

4. Крановщик.

5. Сварщик.

6. Слесарь.

7. Слесарь-сантехник.

8. Станочник широкого профиля.

9. Токарь-карусельщик.

10. Токарь-универсал.

11. Тракторист сельского хозяйства.

12. Электромонтажник.

13. Литейщик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диск 2.

1. Агроном.

2. Ветеринар.

3. Зоотехник.

4. Изготовитель молочной продукции.

5. Изготовитель мороженого.

6. Изготовитель мясной продукции.

7. Слесарь-ремонтник холодильного оборудования.

Диск 3.

1. Архитектор.

2. Мастер-деревообработчик.

3. Инженер-мостостроитель.

4. Инженер-конструктор.

5. Инженер-программист.

6. Каменщик.

7. Монтажник стальных и железобетонных конструкций.

8. Отделочник.

9. Промышленный альпинист.

10. Инженер-конструктор электрических машин.

11. Помощник машиниста поезда. Диск 4.

1. Бармен.

2. Профессии гостиничного сервиса.

3. Визажист.

4. Парикмахер.

5. Пекарь.

6. Повар.

7. Продавец. Диск 5.

1. Воспитатель детского сада.

2. Обувщик.

3. Модельер-конструктор.

4. Учитель иностранных языков.

5. Художник-оформитель.

6. Швея.

7. Дизайнер. Диск 6.

1. Логист.

2. Оптик.

3. Полицейский.

4. Офицер российской армии.

5. Пожарный.

6. Полиграфист.

7. Проводник пассажирского состава.

8. Сборщик очков.

9. Специалист кадастра.

10. Судоводитель.

11. Технолог полимерных материалов.

12. Технолог летательных аппаратов. Диск 7.

1. Врач-педиатр.

2. Стоматолог.

3. Фельдшер.

4. Медицинская сестра.

5. Провизор.

6. Институт социальной реабилитации.

В деятельности кабинета используются различные формы работы, такие как экскурсии школьников в кабинет профориентации, выездные мероприятия. В проведении выездных мероприятий участвуют студенты, проходящие практику в школах города. При этом они используют материалы кабинета профориентации. Кульминацией профориентационной дея-

тельности является проведение дня открытых дверей, который традиционно проходит в апреле каждого года и во время которого посетителей знакомят с профессиями, которым обучают в нашем колледже.

Е. А. Носуленко, педагог-психолог Челябинского государственного промышленно-гумани-тарного техникума им. А. В. Яковлева (ЧГПГТ):

— «Профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» (Л. Д. Столяренко).

Экономический аспект профориентации состоит в изучении демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением состояния здоровья человека, его психофизиологических особенностей, позволяющих выполнять определенную профессиональную деятельность. Педагогический аспект заключается в поиске решения воспитательных задач, путей и методов проведения профориентационной работы.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера — взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из принципов сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачу формирования готовности к общественно-полезному труду и к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися. Общая цель системы — подготов-

ка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

Основные направления профориентацион-ной работы педагога-психолога заключаются в следующем:

- изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

- осуществление мониторинга готовности учеников к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

- психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии;

- осуществление психологических консультаций с учетом возрастных особенностей учащихся;

- формирование у школьников адекватной самооценки;

- выступления родителей перед учениками с рассказом о своей профессии;

- создание базы данных по профдиагности-

ке.

Немаловажным фактором в профориента-ционной работе является профотбор и профессиональная пригодность. Под профессиональной пригодностью понимается возможность овладения человеком какой-либо профессией, соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии; она оценивается по медицинским показателям, в том числе учитывается и психическое здоровье. Профпригодность определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.

Необходимо выделить несколько психологических этапов профориентационной работы:

1) психологическое изучение профессии;

2) выбор психодиагностических методов;

3) психологический прогноз успешности обучения.

Психологическое изучение профессии включает в себя рассмотрение профессии для выявления и составления определенных требований к работнику. Целью такого изучения является раскрытие внутренней структуры деятельности. Необходимая информация поступает из разных источников:

- беседа со специалистами в данной области;

- изучение соответствующих документов (инструкций);

- наблюдение за деятельностью специалистов данной профессии;

- использование современных ИКТ.

Структура психологической характеристики специальности, профессии или рабочего места характеризуется следующими показателями и требованиями:

- требования к организации, оборудованию и условиям труда;

- требования к организации и регулированию психолого-педагогических аспектов труда;

- требования к руководителю рабочей группы: педагогу, организатору, специалисту, личности;

- социально-психологические показатели и параметры трудового коллектива;

- комплекс требований, предъявляемых к психике человека (психофизиологические, интеллектуальные, нейропсихические и личностные свойства);

- комплекс требований, предъявляемых к психическим состояниям человека (работоспособность, эмоционально-волевые установки, измененные состояния);

- комплекс требований, предъявляемых к процессам адаптации, восприятия, обучения, ритма.

Второй этап — выбор психодиагностических методик исследования. К психодиагностическим методикам, тестовым заданиям предъявляются следующие требования: прогностическая значимость теста, надежность методики, ее дифференциальность. Применение тестов осуществляется только на основании аналитического, синтетического, комплексного подходов.

Методики, используемые педагогом-психологом в ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева»:

1) методика «Профессиональная пригодность» А. А. Семенова;

2) методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир;

3) теппинг-тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям);

4) карта интересов Голомштока (исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации);

5) дифференциально-диагностический опросник Е. Климова (тип профессии).

Данные методики позволяют определить:

- информированность о мире профессий;

- наличие и сформированность профессионального плана;

- осознанность выбора профессии и ведущие мотивы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интересы и склонности;

- профессиональные предпочтения;

- уровень притязаний.

Следующий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения. На данном этапе выявляются два типа профессиональной пригодности:

- абсолютная (относится к профессиям, которые требуют наличия специальных способностей);

- относительная (относятся к профессиям, для которых не нужны специальные способности, а достаточно медицинского показателя здоровья).

Профессиональная диагностика — неотъемлемый компонент системы профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей. С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная консультация — часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении лич-

ностного смысла будущей деятельности. Проф-консультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей. Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности).

Профессиональная адаптация — активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Это процесс вхождения человека в профессию и гармонизации его взаимодействий с профессиональной средой (В. А. Сластенин, В. П. Каширин). Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии. Подготовку специалиста к деятельности важно осуществлять особым образом. Успешное вхождение его в профессиональную деятельность должно сопровождаться адаптационными процессами.

Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя ряд основных составляющих:

1) взаимодействие личности со средой;

2) возникновение противоречия, конфликтной ситуации между личностью и средой;

3) возникновение потребностного состояния личности, состояния дезадаптации;

4) появление у человека реактивных состояний защитного характера (защитных реакций);

5) осуществление защитного адаптационного поведения по снижению или снятию дезадап-тационного состояния;

6) снижение или снятие противоречия между личностью и средой.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа педагога-психолога.

И. Г. Жильцова, зав. дневным и заочным отделениями Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева (ЧГПГТ):

— На основании Приказа Министерства образования и науки Челябинской области № 01-2899 от 07.10.2014 г. «О методическом объединении руководителей центров (отделений), осуществляющих профориентационную рабо-

ту в областных государственных бюджетных и автономных учреждениях — профессиональных образовательных организациях, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки Челябинской области» на базе ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева» 01.09.2014 г. создан центр профориентации. Назначен руководитель центра и ответственные по направлениям профориентационной работы.

Основными целями профориентационной работы в ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А. В. Яковлева» являются:

1) приведение образовательных потребностей обучающихся в соответствие с потребностями рынка труда г. Челябинска и Челябинской области на основе личностно ориентированного подхода;

2) создание условий для формирования обоснованных профессионально-образовательных планов будущих абитуриентов.

В соответствии с установленными целями основными задачами профориентационной работы в техникуме являются:

1) организация и осуществление взаимодействия со школами и образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

2) установление и поддержание тесных связей с Центром занятости населения Ленинского района г. Челябинска;

3) оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов.

Вся профориентационная работа осуществляется с акцентом на имеющиеся в техникуме профессиональные образовательные программы.

В соответствии с поставленными целями и задачами профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, разработанных администрацией и проводимых работниками техникума согласно плану мероприятий по профориентации, а именно:

1) проведение встреч и бесед с абитуриентами по выбору специальности, профессии, наиболее соответствующей их подготовке, способностям, склонностям;

2) подготовка к изданию и распространению информационных материалов для поступающих в техникум;

3) работа со средствами массовой информации по информационному обеспечению приема в техникум и популяризации специальностей, профессий, по которым осуществляется подготовка в ЧГПГТ;

4) организация и проведение совместно с педагогическими работниками дней открытых дверей;

5) проведение совместно с Центром занятости населения Ленинского района г. Челябинска ярмарок учебных мест;

6) организация в техникуме совместных мероприятий для школьников и студентов;

7) проведение мастер-классов по специальностям и профессиям, по которым осуществляется подготовка в техникуме.

Для выполнения задач профориентаци-онной работы было составлено соглашение о сотрудничестве между Центром занятости населения Ленинского района г. Челябинска, Управлением образования Ленинского района и ГБПОУ «ЧГПГТ им. А. В. Яковлева». Целью данного соглашения является обеспечение согласованных, скоординированных действий Центра занятости населения, Управления образования и ЧГПГТ по вопросам взаимодействия в пределах своих полномочий. Задачами взаимного сотрудничества являются:

- профориентация молодежи;

- снижение уровня асоциальных проявлений в молодежной среде;

- решение кадровых проблем промышленных предприятий.

В рамках данного соглашения Центр занятости населения проводит с учащимися школ информационные встречи следующей тематики:

1) ситуация на рынке труда г. Челябинска и Челябинской области;

2) реальная и перспективная потребность в кадрах;

3) формирование положительного имиджа рабочих профессий;

4) продвижение брендов промышленных предприятий;

5) продвижение брендов образовательных организаций;

6) распространение конструктивного опыта работы;

7) продвижение положительных социальных образов;

8) пропаганда здорового образа жизни.

Техникум предоставляет помещения и видеоаппаратуру для проведения мероприятий, организует встречи учащихся школ с администрацией и преподавательским составом, знакомит с правилами приема в техникум, проводит мастер-классы, профессиональные пробы, экскурсии по кабинетам, лабораториям, мастерским.

Соглашение о взаимном сотрудничестве действует с 5 ноября 2014 г. За период с 05.11.14 г. по 01.12.15 г. проведено 30 профориентаци-онных встреч с учащимися школ № 55, № 47, № 65, № 77, № 46, № 130, № 75, № 99, № 108 Ленинского района г. Челябинска. Техникум посетили более 1600 школьников. Такие профо-риентационные мероприятия являются важным моментом для будущего профессионального самоопределения выпускников школ, так как в ходе этих встреч школьники могут получить профконсультацию от специалиста, принять участие в профессиональных пробах, составить представление о специальности.

При организации профориентационной работы следует учитывать, что подготовка к выбору профессии должна стать неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. Одной из важнейших задач в данном контексте является работа по формированию у школьников стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии с раннего возраста. Именно поэтому такое мероприятие, как «Погода в доме», которое проводилось уже два раза, является значимым для выпускников школ при выборе будущей профессии. Учащиеся пришли с родителями, младшими сестрами и братьями. В ходе мероприятия состоялась экскурсия по техникуму, были проведены мастер-классы по всем программам подготовки. За два года в мероприятии приняли участие более 400 человек.

Важную роль в профориентационной работе играют информационно-просветительские мероприятия. В связи с этим в декабре 2014 г. преподаватели, мастера и студенты нашего техникума приняли участие в выставке «Вернисаж профессий», которая проходила в Копейске и в ходе которой мы представили такие программы подготовки, как «Парикмахер», «Мастер сухого строительства», «Токарь-универсал», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», «Программирование в компьютерных системах».

Большое значение в плане профориентации имеют мастер-классы. За два учебных года проведено большое количество мастер-классов. Преподаватели выходили в школы, приглашали учащихся в техникум, выезжали в районы. С мастер-классами члены профориентационно-го центра посетили школы № 47 (мастер-класс по парикмахерскому искусству), № 46 и № 75 (мастер-класс по кулинарии), № 44 в Копейске (мастер-класс по информационным технологиям) и др.

Преподаватели первого корпуса неоднократно проводили выездные профориентаци-онные мероприятия в городах Шумиха, Щучье, Еманжелинск, в поселках Кунашак и Лазурный.

В рамках декады цикловых комиссий проведены такие профориентационные мероприятия, как «Кулинарное шоу» с учащимися школ № 55 и № 47 и «Экономика и мы» с учащимися школ № 46 и № 146. В ходе мероприятий школьники могли самостоятельно попробовать свои силы в той или иной области. Мероприятия посетили более 300 человек.

В целях ознакомления студентов техникума и учащихся 9-х классов школ Ленинского района с работой базовых предприятий г. Челябинска были проведены пять экскурсий в цех № 3 «Высота 239» ОАО «Челябинский трубопрокатный завод». Экскурсии проходили в апреле, мае и ноябре 2015 г., в них приняли участие 50 школьников и 150 студентов техникума. Также в ноябре 2015 г. студенты первого курса технических специальностей побывали на ОАО «ЧКПЗ».

Кроме того, техникум принял участие в областном конкурс видеороликов по профессиям, на который были направлены видеоролики по четырем направлениям подготовки («Программирование в компьютерных системах», «Токарь-универсал», «Повар-кондитер», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»), и провел внутритехникумовский конкурс сочинений и рисунков по профессиям.

В течение всего учебного года информация по профориентационной работе размещалась на сайте техникума в разделе «Новости», а информация по программам подготовки на 2015/16 уч. г. была опубликована в областной образовательной газете «Куда пойти учиться».

В рамках занятий по направлению «Технология поиска работы. Профессиональное порт-фолио» были проведены следующие мероприятия:

- посещение дней открытых дверей в вузах (УрСЭИ, АТиСО, ЮУРГУ);

- открытый урок в выпускной группе по программе подготовки специалистов среднего звена «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по теме «Создание профессионального портфолио»;

- беседы представителей высших учебных заведений со студентами второго — четвертого курсов.

В рамках проведения учебных занятий по общеобразовательным предметам, направлен-

ным на интеграцию содержания образования, проведен конкурс технического творчества между учащимися школы № 77 и студентами первого курса техникума.

В план работы профориентационного центра на следующий учебный год включены следующие задачи:

1) расширить работу по сотрудничеству с базовыми предприятиями г. Челябинска (проведение экскурсий на предприятия, приглашение специалистов предприятий для проведения встреч и бесед со студентами первого курса обучения);

2) продолжить сотрудничество со службой занятости населения Ленинского района г. Челябинска по проведению профориентационных встреч со школьниками и консультированию выпускников техникума;

3) продолжить деятельность в рамках методического объединения по профориентацион-ной работе.

Е. Ю. Дворникова, педагог-психолог Злато-устовского педагогического колледжа (ЗПК):

— Златоустовский педагогический колледж с начала XX в. является центром педагогического образования горнозаводской зоны. Профориентационная работа — одно из приоритетных направлений его деятельности, которое позволяет не только выполнять государственное задание, поставленное перед колледжем Министерством образования и науки

Программа профориентационных мероприят

Челябинской области, но и ставить цели для перспективного развития.

Систему профориентационной работы в кол -ледже можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап — допрофессиональный. На этом этапе преподавателями, сотрудниками и студентами колледжа проводится серия конкурсов и олимпиад для обучающихся школ г. Златоуста с целью выявления и развития творческих детей, молодежи.

Второй этап — предпрофессиональный. Это активная фаза работы, цель которой — привлечение абитуриентов в колледж.

Третий этап — этап профессионального становления. Здесь реализуются основные задачи воспитательной, учебной и внеучебной работы в колледже: профессиональное определение, понимание своего «Я» в будущей профессии, развитие творческих и личностных качеств, углубление профессиональных знаний, приобретение навыков, формирование и развитие общих и профессиональных компетенций.

Четвертый этап — профессиональный. Он заключается в активной помощи выпускникам в трудоустройстве по специальности, адаптации к профессиональной деятельности.

Профориентационная работа осуществляется комплексно в различных организационных формах, которые нашли свое отражение в программе развития личности «Школа успеха» (табл. 1).

Таблица 1

й Златоустовского педагогического колледжа

№ Мероприятие Сроки проведения

1 «Дорога к себе». Тренинг личностного развития Октябрь

2 «Ты — личность!». Семинар по определению соционического типа Октябрь

3 «Путь в профессию "Учитель"». Экскурсия в музей педагогической славы Ноябрь

4 «Путь в профессию "Учитель"». Экскурсия в музей ХГО Ноябрь

5 «Дыши свободно». Физкультурно-оздоровительное занятие Ноябрь

6 Игровая программа студенческого совета Декабрь

7 Предметный блиц-марафон: - биология; - психология; - литература Февраль

8 Конкурс творческих работ Март

9 «Мой первый шаг». Выставка творческих работ Март

10 «Я вижу себя в профессии». Проектная деятельность Март

11 «Колледж — вуз». Возможности обучения после окончания педагогического колледжа Апрель

12 Мастерская «Мастерство самопрезентации» Апрель

13 Экскурсия в музей образования ЗГО Апрель

14 Защита портфолио «Моя школа успеха» Май

Целью программы является создание эффективной системы профориентации, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в области педагогического образования в соответствии с желаниями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации. Психологическое сопровождение профориентационной деятельности осуществляется на всех вышеперечисленных этапах.

На допрофессиональном этапе работа индивидуальная, состоит в консультировании и диагностике (по желанию) школьников, участвующих во внутриколледжных конкурсах и олимпиадах. Основной этап — профессиональный. Он предусматривает плотное сотрудничество с социальными партнерами (школами, учебно-производственными комбинатами). Так, ежегодно на площадки школ, в УПК, в организации города и горнозаводской зоны выезжает команда — «профориентационный спецназ» — с программой, рассчитанной на два-три часа. После творческой части программы, где выступают лучшие КВНщики, певцы и танцоры колледжа, следует работа на площадках мастер-классов. Традиционно школьники посещают два мастер-класса: творческий (где их знакомят с различными техниками декоративно-прикладного искусства) и психологический (здесь проводится интерактивная игра — мини-тренинг по профессиональной ориентации).

Также ежегодно около 200 школьников посещают месячники открытых дверей, во время которых они принимают активное участие в мероприятиях колледжа, общаются со студентами и преподавателями, посещают музей педагогической славы, музей художественно-графического отделения, выставки работ студентов и преподавателей художественно-графического отделения, мастер-классы педагогов. Во время месячников открытых дверей проводится групповая психологическая диагностика. Используются традиционные тесты по классификации труда, в частности тест Е. А. Климова. После диагностики следует ознакомление с профессиями, востребованными на рынке труда в нашем регионе, а также информирование о том, где можно получить образование по той или иной профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зачастую школы заказывают тест на определение соционического типа личности. Этот подход наиболее привлекателен из-за своей многоплановости: он дает подробнейшую характеристику личности, описывает особенности профессиональной направленности, помогает разобраться в нюансах межличностных отношений. Обычно для определения социотипа проводится экспресс-диагностика по признакам Рей-нина, после чего школьники получают на руки бизнес-карты личности, в которых содержатся рекомендации по выбору наиболее подходящих данному типу профессий, условий работы, описание сильных и слабых сторон типа как профессионала.

Также диагностика и профориентационное консультирование школьников и их родителей проводятся в индивидуальном порядке, в том числе в онлайн-режиме. Кроме непосредственного общения с психологом, желающие могут самостоятельно пройти тесты, представленные на профориентационном сайте «Призвание» (http://www.zpk74.ru/calling): краткий тест на профориентацию, соционический тест Гуленко, «Якоря карьеры» (Э. Шейн), тест «Профессиональные намерения», а также заполнить анкету «Ориентация» (Соломин) и ознакомиться с методикой оценки профессиональной направленности учителя.

На третьем и четвертом этапах профориен-тационной деятельности колледжа психологическое сопровождение осуществляется согласно плану работы ЗПК и плану работы психолого-педагогической службы в соответствии с Миссией колледжа и планом работы экспериментальной площадки «Психолого-педагогические условия формирования субъектности будущего учителя».

Итак, на различных этапах своего развития Златоустовский педагогический колледж уделял серьезное внимание профориентационной работе. Со временем изменялись формы и методы проведения мероприятий с абитуриентами, однако принципиальным всегда оставалось одно: в центре внимания — человек. Поэтому профориентация в ЗПК — это не только работа по выполнению контрольных цифр набора, но и деятельность, направленная на профессиональное становление и творческое развитие студентов — будущих учителей.

Материал подготовлен зав. лабораторией инновационной деятельности ПОО ГБУ ДПО ЧИРПО Д. В. Нечепуренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.