2. Дуальное образование [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Дуальное_образование.
3. Компанейцева, Г. А. Проектный подход : понятие, принципы, факторы эффективности [Электронный ресурс] / Г. А. Компанейцева // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 363-368. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46249.htm.
4. Землянский, В. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов [Текст] / В. В. Землянский, Я. В. Канакин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернандского. — 2012. — № 1. — С. 104-110.
5. Серкова, Г. Г. Критериально-ориентированный подход к оцениванию эффективности экспериментальной работы в учреждении профессионального образования [Текст] / Г. Г. Серкова // Экспериментальная и инновационная деятельность в учреждениях профессионального образования Челябинской области : прил. к науч.-практ. журн «Инновационное развитие профессионального образования» / под науч. ред. И. Р. Сташкевич, Г. Г. Серковой. — 2013. — № 1(3). — С. 17-23.
6. Серкова, Г. Г. Дуальное обучение : проблемы, перспективы [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журн. — 2016. — № 4 (12). — С. 72-76.
УДК 372/377 В. В. Сидоров, директор Златоустовского
индустриального колледжа им. П. П. Аносова, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст,
e-mail: [email protected] Ю. Н. Новопашина, зав. детским садом комбинированного вида № 2, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАВИГАЦИИ ПО ВОСТРЕБОВАННЫМ ПРОФЕССИЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассматривается опыт профориентационной работы с обучающимися дошкольного возраста в рамках реализации первого этапа работы над инновационным проектом «Обеспечение профессиональной навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия» в ГБПОУ «Зла-тоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова».
Ключевые слова: социальное партнерство, навигация, раннее профессиональное просвещение, сетевое взаимодействие, инновационные формы и методы обучения и воспитания.
Инновационный путь развития страны, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования, в особенности системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Решать эту проблему приходится в условиях наблюдающегося снижения престижа рабочих профессий и ориентации выпускников школ на получение гуманитарного высшего образования.
По мнению министра образования Челябинской области А. И. Кузнецова [1], система профориентационной работы, которая сущест-
вует в нашей стране, начинает свое воздействие на школьника в старших классах — тогда, когда у подростка уже сформированы представления о будущем, которые, как правило, не строятся на реальной оценке ситуации на рынке труда и перспективах ее развития, а являются результатом воздействия массовой культуры, средств массовой информации. А. И. Кузнецов уверен, что работу по формированию мотивации к труду следует начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада. Задача педагогов в этом процессе — выстраивать образовательный процесс так, чтобы в перспективе можно было решить кадровые проблемы
экономики промышленного региона, испытывающего нехватку преимущественно технических специалистов.
Мы полагаем, что сетевое взаимодействие может стать не только эффективным методом улучшения качества содержания образования, что позволит обеспечить уровень компетентности выпускников профессиональных образовательных организаций, удовлетворяющий требованиям современного рынка труда [2], но и условием обеспечения профессиональной навигации в интересах региональной экономики.
В целях решения проблемы раннего профессионального просвещения с 2014 г. в образовательном процессе детского сада комбинированного вида № 2 г. Златоуста реализуется проект «Воспитывать человека труда с дошкольной ступени».
Разработчики и участники проекта: коллектив МАДОУ «Детский сад № 2», воспитанники старшей группы, родители (законные представители).
Социальные партнеры: ГБПОУ «Зла-тоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», ООО «Завод "Стройтех-ника"», ОАО «РЖД», Златоустовский машиностроительный завод (АО «Златмаш»).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. — декабрь 2016 г.
Цели проекта:
1) создание инновационной площадки, реализующей современные модели раннего профессионального просвещения детей дошкольного возраста;
2) разработка и развитие новых педагогических технологий, методического и лабораторного комплекса по лего-конструированию и элементам робототехники с осуществлением позитивного выбора форм, методов, приемов, средств работы с дошкольниками, что даст возможность создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов и появления молодого поколения технически образованных граждан страны.
Задачи.
1. Познакомить воспитанников с историей развития профессий и их ролью в современном обществе.
2. Формировать у детей систему знаний о видах технических специальностей и разнообразии рабочих профессий, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии.
3. Создать предметно-развивающую среду, способствующую усвоению знаний об инжене-
рии и становлению устойчивого интереса к профессиям.
4. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения их в воспитательно-образовательный процесс.
5. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творческого потенциала воспитанников средствами технологии лего-конструирования.
Ожидаемые результаты.
1. Обобщенное представление о рабочих профессиях (технических и железнодорожных специальностях), уважительное отношение к людям разных профессий.
2. Познавательная активность, интерес к профессиям взрослых.
3. Позиционирование себя в различных профессиях.
4. Ориентированность родителей на понимание значимости технических специальностей в реальных социальных условиях.
В рамках проекта предполагалось сосредоточиться на формировании положительного отношения воспитанников детского сада к людям труда, к профессиям промышленного производства, к ручному и общественно-полезному труду в предметных пространствах детского сада, приусадебного участка, а также в семейно-бы-товых, досуговых, дворово-уличных пространствах.
На этапе разработки проекта мы выделили две группы возможных рисков: организационные (поиск партнеров) и финансово-экономические.
Самые большие риски — организационные, которые проявляются в отношении официальных лиц и доверии со стороны партнеров. Очень часто руководители не видят перспектив работы в данном направлении. Но только с помощью социальных партнеров педагоги, воспитанники и их родители могут выйти за рамки образовательного пространства детского сада. Ведущим социальным партнером в сетевом взаимодействии стал педагогический коллектив Златоустов-ского индустриального колледжа им. П. П. Аносова.
В процессе реализации проекта на базе детского сада проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры, тематические занятия, игры-викторины о профессиях, осуществляется просмотр развивающих мультфильмов, проектная деятельность, создание музея профессий.
Формами реализации сетевого взаимодействия стали экскурсии, организованные в нетрадиционной форме, встречи с интересными людьми, интеллектуальные конкурсы.
Педагоги проводят для воспитанников детского сада экскурсии по профессиям, которые можно получить в колледже: «программирование в компьютерных системах», «технология машиностроения», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «портной», «парикмахер». Это время дети проводят без скучных теоретических лекций, репродуктивных вопросов, сложных и непонятных заданий. Экскурсии включают в себя мастер-классы по ознакомлению с профессиями в производственных мастерских и учебных аудиториях, интерактивные игры с использованием ИКТ, мероприятия, организующие одновременное взаимодействие воспитанников детского сада, родителей, студентов и преподавателей в разных видах совместной деятельности.
Каждое проведенное мероприятие вселяет уверенность в том, что полученные впечатления, знания влияют на формирующееся мировоззрение воспитанников детского сада. Педагоги, так же как и дети, открывают для себя мир технических профессий и решают, как продолжить для себя и для ребят знакомство с этим миром, не нарушив преемственность в знаниях, педагогических подходах. Ведь современные модели раннего профессионального просвещения — это модели, включающие в себя создание таких психолого-педагогических условий, которые могут обеспечивать непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творческого потенциала воспитанников.
Наш проект на уровне «ДОУ — социум — учреждение СПО — производство» стал локальным воплощением областного проекта ТЕМП на уровне конкретного дошкольного образовательного учреждения и был принят нашими коллегами и социальными партнерами, а также стал понятным для наших воспитанников и признанным их родителями.
Успешная реализация проекта «Воспитывать человека труда с дошкольной ступени» породила идею создать такие организационно-педагогические условия обеспечения навигации по востребованным профессиям технического профиля, которые позволили бы перейти от системы профориентации к системе непрерывной
поддержки профессионального выбора. Так началась разработка инновационного проекта «Обеспечение навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия».
Следует отметить, что обеспечение навигации по востребованным профессиям и специальностям — одна из задач регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста [3]. Первые соглашения о внедрении в пилотных регионах и распространении лучших практик кадрового обеспечения промышленного роста были подписаны 17 июня 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме. Одним из таких регионов стала Челябинская область.
В 2017 г. Златоустовскому индустриальному колледжу им. П. П. Аносова был присвоен статус региональной инновационной площадки по реализации проекта «Обеспечение навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия».
Цели проекта:
1) разработка модели сетевого взаимодействия, обеспечивающей навигацию по профессиям технического профиля;
2) создание организационно-педагогических условий обеспечения навигации по востребованным и перспективным профессиям технического профиля для обучающихся дошкольного, школьного возрастов и студентов колледжа.
Задачи:
1) разработать модель сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;
2) создать единое информационное образовательное пространство, обеспечивающее навигацию по востребованным профессиям технического профиля;
3) обеспечить навигацию по профессиям технического профиля материально-технической и методической базой;
4) создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса в рамках профессиональной навигации;
5) сформировать у обучающихся систему знаний о видах технических специальностей и профессий.
Конечным результатом должна стать выстроенная ресурсная концентрированная модель сетевого взаимодействия по обеспечению профессиональной навигации. Центральным
ее звеном выступает Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия и который призван аккумулировать и распределять необходимые ресурсы (кадровые, информационные, материально-технические, учебно-методические, социальные). Колледж способствует внедрению инновационного проекта, оказывая ресурсную поддержку, содействуя реализации сетевых дополнительных общеобразовательных программ и повышению квалификации педагогических кадров, осуществляя научно-методическую и информационную поддержку организаций, входящих в сеть.
Календарный план реализации проекта «Обеспечение навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия» включает три этапа.
1. Поисково-проектировочный (сентябрь 2016 г. — март 2017 г.).
Прогнозируемые результаты:
- формирование пакета организационно-распорядительных документов по обеспечению профессиональной навигации обучающихся разных возрастных групп;
- создание творческих рабочих групп преподавателей.
2. Актуализационно-внедренческий (2017/18 -2018/19 уч. г.).
Прогнозируемые результаты:
- формирование пакета образовательных продуктов (программы и курсы, учебно-методические комплексы, методики обучения, материально-техническое оснащение учебного процесса, кадровый потенциал) по различным аспектам темы исследовательской работы;
- выпуск сборника методических рекомендаций по различным аспектам темы исследовательской работы.
3. Аналитико-результативный (февраль — декабрь 2019 г.).
Прогнозируемые результаты:
- подготовка учебно-методических пособий по внедрению модели сетевого взаимодействия;
- публикации статей в периодических изданиях и сборниках научно-практических конференций по результатам исследования;
- выпуск сборника методических рекомендаций по результатам исследовательской деятельности.
Мы завершили первый этап, в ходе которого было сделано следующее.
1. Определен круг партнеров — образовательных учреждений Златоустовского городского округа (рис. 1).
2. Создан координационный совет, в который вошли руководители организаций-партнеров.
3. Сформированы рабочая и временные творческие группы.
Рабочая группа призвана решать задачи организации, регулирования и планирования инновационной деятельности.
Временные творческие группы занимаются разработкой и проведением мероприятий («ИН-ФО-БЭБИ», «Папа, мама и я — компьютерная семья», дистанционный командный интернет-турнир «Поколение Web 2.0»), экскурсий, оформлением методических пособий.
4. Разработаны:
- программа деятельности инновационной площадки;
- положение об инновационной площадке;
- положение о рабочей группе;
Рис. 1. Партнеры по сетевому взаимодействию
- положение о временном творческом коллективе педагогических работников.
5. Разработаны и проведены мероприятия:
1) «ИНФО-БЭБИ» — для воспитанников детских садов и их родителей. В конкурсе приняли участие 24 команды от 15 дошкольных учреждений;
2) «Папа, мама и я — компьютерная семья» — для ребят младшего и среднего школьного возраста и их родителей (23 команды от 14 школ города);
3) дистанционный командный интернет-турнир «Поколение Web 2.0» — для учащихся 8-9-х классов. Турнир был посвящен году экологии в России (7 школ, 11 команд, 55 учащихся).
6. Разработана и апробирована дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Гравюра». Практические работы проводились на художественно-технологической площадке колледжа. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления златоустовской гравюры на стали. Обучающиеся знакомятся с особенностями данной техники, с этапами изготовления изделий различных размеров и форм, овладевают навыками и умениями, учатся создавать эскизы, гравировать, делать разделку в никель, золото, т. е. выполнять индивидуальные изделия небольших размеров. Программа рассчитана на 70 часов. Результатом является творческая работа, выполненная на металле.
На следующем этапе (2017/18 — 2018/19 уч. г.) планируется:
1) организовать проведение постоянно действующего семинара «Научно-методическое сопровождение профессиональной навигации по востребованным профессиям технического профиля»;
2) апробировать общеобразовательную программу внеурочной деятельности «Моделирование и проектирование на компьютере». Программа предполагает проектирование, черчение и моделирование на компьютере, а также освое-
Библиографический список
ние азов работы с современными станками с числовым программным управлением. В результате учащиеся смогут создать трехмерную модель объекта, разработать управляющую программу и выполнить объект на фрезерно-гравироваль-ном станке;
3) организовать сотрудничество с педагогическим коллективом общеобразовательной школы № 4 в рамках реализации проекта «Школа оружейников»;
4) продолжить сотрудничество с общеобразовательной школой № 1 по организации профильных классов.
В ходе реализации инновационного проекта мы столкнулись с определенными рисками, управление которыми строится следующим образом.
1. Низкая мотивация и низкая активность партнеров. — За счет разнонаправленности деятельности возможно создание благоприятных условий для сотрудничества.
2. Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки. — Уйти от данного риска возможно при активном применении нематериальных стимулов, использовании фонда материального стимулирования, оказании консультативной поддержки педагогов.
3. Дефицит учебно-методических пособий. — Решение данной проблемы возможно за счет использования интернета и привлечения методических ресурсов партнеров проекта.
4. Недостаточная интенсификация процесса создания и развития инновационной среды. — Консалтинговая поддержка педагогов и стимулирование активной инновационной деятельности учителей позволит решить данную проблему.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться с учетом индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
1. Педагоги одобрили образовательный ТЕМП Дубровского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://сИеКоЬау.гиЛетр-ЬиЬ|те8кодо.
2. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы [Текст] / под ред. А. И. Адамского. — М. : Эврика, 2006.
3. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru.
4. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [Электронный ресурс] : приказ МОиН Чел. обл. № 3810 от 01.12.2014. — Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Storage/File/LegalActFile/File/ src/4263/2014-12-31-prikaz_3810.pdf.
5. Репина, А. В. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в ходе реализации инновационной деятельности [Текст] / Л. В. Байбородова, А. В. Репина // Ярославский педагогический вестник. Т. II «Психолого-педагогические науки». — 2013. — № 3. — С. 21-24.
УДК 377 Е. С. Худолей, директор
Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО» МЕТОДАМИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье через призму проектного управления рассмотрены этапы работы над инновационным проектом на тему «Профессиональная образовательная организация как центр системы профессиональной навигации».
Ключевые слова: проектное управление, профессиональная навигация, региональная инновационная площадка.
Проектное управление, как известно, — такой тип управления, который обеспечивает успешное решение сложной проблемы в условиях ограничений по ресурсам и времени за счет своих инструментальных средств. Одним из примеров проектного управления в профессиональном образовании является реализация инновационного образовательного проекта.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 25.05.2017 № 01/1708 на базе ГБПОУ «ЧТПиГХ им. Я. П. Осадчего» открыта региональная инновационная площадка по теме «Профессиональная образовательная организация как центр системы профессиональной навигации», безусловно являющаяся проектом.
Реализация любого инновационного проекта (далее — ИП) предполагает прохождение следующих этапов:
1) инициация проекта (обсуждение целей ИП, обоснование актуальности, издание приказа по запуску);
2) планирование проекта (назначение руководителя проекта, создание временных творческих групп, определение круга заинтересованных лиц, разработка плана реализации ИП, определение критериев оценки результатов реализации ИП, рисков реализации проекта, выделение бюджета);
3) исполнение проекта (декомпозиция/детализация задач, координация работы персонала и ресурсов в рамках реализации ИП, анализ и контроль хода проекта, промежуточных результатов, управление результатами);
4) завершение проекта (приемка выполненных работ, их оценка, при необходимости доработка, документальное оформление результатов, формальное закрытие проекта).
Через призму проектного управления рассмотрим их реализацию в работе над проектом «ПОО как центр профессиональной навигации».
На этапе инициации нашего инновационного проекта (январь — февраль 2017 г.) коллектив техникума определил круг болевых/проблемных точек, которые необходимо решать. Среди них оказалась проблема повышения качества профориентационной работы среди потенциальных абитуриентов. Безусловно, профессиональная ориентация — одно из направлений деятельности любой ПОО СПО. От эффективности работы техникума в этом направлении зависит выполнение ГЗ, количественная и качественная составляющая контингента, объемы финансирования, процент трудоустройства и др.
Вопросы профориентация ежегодно решаем и мы. Традиционными стали уже такие меро-