Научная статья на тему 'Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО'

Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1940
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Пятого декабря 2018 года в рамках VI Открытого регионального чемпионата WorldSkills Челябинской области «Молодые профессионалы» состоялась межрегиональная научно-прак-тическая конференция «Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО», организатором которой стало ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и го-родского хозяйства им. Я. П. Осадчего» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образо-вания» и РКЦ «Челябинск-WSR74». В рамках данного мероприятия был представлен опыт профориентационной работы обра-зовательных организаций Республики Казахстан (г. Рудный), Республики Крым (г. Керчь), Кур-ганской области (г. Курган), Костромской области (г. Кострома), Свердловской области (г. Ека-теринбург) и Челябинской области. Проблема профессиональной навигации обсуждалась по трем направлениям, соответствующим разным возрастным группам: дошкольники, школьники и студенты, осваивающее профессии и специальности среднего профессионального образо-вания. Ниже представлены различные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО»

Дискуссионный клуб

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ

В УСЛОВИЯХ ПОО

Пятого декабря 2018 года в рамках VI Открытого регионального чемпионата WorldSkills Челябинской области «Молодые профессионалы» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО», организатором которой стало ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» и РКЦ «Челябинск-WSR74».

В рамках данного мероприятия был представлен опыт профориентационной работы образовательных организаций Республики Казахстан (г. Рудный), Республики Крым (г. Керчь), Курганской области (г. Курган), Костромской области (г. Кострома), Свердловской области (г. Екатеринбург) и Челябинской области. Проблема профессиональной навигации обсуждалась по трем направлениям, соответствующим разным возрастным группам: дошкольники, школьники и студенты, осваивающее профессии и специальности среднего профессионального образования. Ниже представлены различные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО.

Е. С. Худолей, директор ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего»:

Проблема профессиональной навигации всегда была и остается очень актуальной, поскольку каждое новое поколение сталкивается с необходимостью выбора будущей профессии. Сегодня данная проблема зазвучала с новой силой, что подкрепляется и на нормативно-правовом уровне: федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Билет в будущее» у всех на устах. В основе этих проектов лежит задача, обозначенная в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204: «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

В связи с этим перед профессиональными образовательными организациями встают новые задачи по выстраиванию профессиональной навигации. Охват разных возрастных групп — это один из ведущих принципов проф-

ориентационной работы сегодня. Нами было найдено решение посредством открытия на базе ЧТПиГХ им. Я. П. Осадчего региональной инновационной площадки «Профессиональная образовательная организация как центр системы профессиональной навигации», в рамках которой реализуются три программы профессиональной навигации: «Все работы хороши» (5-11 лет), «Кем быть?» (12-15 лет), «Твой карьерный трек» (16-20 лет).

Целевой аудиторией в соответствии с представленными программами стали дошколята, школьники и студенты ПОО СПО. Цели, преследуемые при реализации данных программ, будут разными. В рамках программы «Все работы хороши» поставлена следующая цель: знакомство детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с миром профессий, приобретение первичного практического опыта по некоторым видам трудовой деятельности; определение значимости профессий для ознакомления с ними; расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и пред-

ставлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы. Целью программы «Кем быть» является создание действенной системы профориентации с учащимися школ, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе и районе на основе профессий и специальностей техникума. Цель программы «Твой карьерный трек» обозначена как формирование у студентов техникума способности к планированию своей карьеры, к саморазвитию и приобретению профессиональных навыков и компетенций, востребованных бизнес-сообществом.

Только при условии постепенного погружения в мир профессий, начатого с дошкольного возраста, и комплексной реализации всех обозначенных программ возможно формирование у потенциальных потребителей образовательных услуг техникума способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам рынка труда, с учетом индивидуальных психологических, физиологических особенностей личности, что позволит им быть максимально конкурентоспособными в профессиональном сообществе.

Н. В. Баландина, старший воспитатель МБДОУ «ДС № 124 г. Челябинска»:

— Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения детей к миру взрослых, приобретение детьми социального опыта, опыта общения с людьми и друг с другом.

Профессиональная ориентация — система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору или перемене профессии с учетом его склонностей, интересов, возможностей, имеющихся общественных потребностей, перспектив развития, а также с учетом необходимости полноценного распределения трудовых ресурсов. Целью ранней профессиональной ориентации, по нашему мнению, является формирование у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к миру профессий,

предоставление им возможности использовать свои знания в доступных видах деятельности.

В Концепции профориентационной деятельности муниципальной образовательной системы г Челябинска «Новые педагогические инструменты профессиональной ориентации обучающихся» одной из причин, снижающих эффективность профориентационной деятельности в образовательных организациях, является обладание обучающимися фрагментарными представлениями о мире профессий, отсутствие глубокого и всестороннего знания о предпочитаемой профессии.

В связи с вышеизложенным мы считаем, что одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проектов, поскольку он:

- позволяет сформировать у детей представление о той или иной профессии в полном объеме, так как дети не только знакомятся с каждой профессией в реальности, но и создают, в силу своего возраста, игровые условия для ее реализации;

- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию;

- позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Основным принципом дошкольного образования, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательного процесса. Поэтому участниками проектной деятельности по ранней профориентации становятся все субъекты образовательной деятельности: дети, родители и педагоги.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учится быть уверенным в своих силах.

Работу по организации сюжетно-ролевых игр мы выстраиваем по алгоритму, который может меняться в зависимости от целей и задач.

Первый этап — постановка цели, причем цель задают сами дети. Ребенок рассказывает, как, например, с папой ездил в автосервис и познакомился с новой профессией «автомеханик» или с родителями летал на отдых и задался вопросом: «Кто такая стюардесса?». Так мы начинаем

знакомство с новой профессией: проводим беседы с детьми о профессиях, презентации, рассматриваем иллюстрации.

На втором этапе, по возможности, организуем экскурсии для ознакомления своими глазами с трудом взрослых: в Сбербанк, пожарную часть, аптеку, ателье, проводим виртуальные экскурсии на фабрику окон, в автомастерскую, кондитерский цех. Мы приглашаем родителей, чтобы они рассказали о своих профессиях, презентовали их, затем вместе с детьми исследуем инструменты, материалы, необходимые для данной профессии.

Следующий этап — совместно с родителями и детьми собираем материал для будущей игры: изготавливаем атрибуты, дидактические игры, составляем альбомы, картотеки, алгоритмы игр. Дети составляют алгоритмы игр и самостоятельно, совместно с воспитателем изготавливают лэпбуки.

Итогом реализации детско-родительских проектов по ранней профориентации стали созданные в группах детского сада такие сюжет-но-ролевые игры, как «Оконный мастер», «Туристическое агентство», «Железнодорожный вокзал», «Сбербанк», «Кафе-пекарня», «Ателье», «Космос», «Юный архитектор», «Заправочная станция», «Телестудия», «Челябинский аэропорт». Для реализации принципа мобильности и вариативности развивающей предметно-пространственной среды имеются как развернутые, так и свернутые игры. Все игры оформлены в виде проектов, где представлены конспекты по организации игр, картотеки, фотографии.

Для детей подготовительных к школе групп в целях ознакомления с трудом взрослых ежегодно мы проводим тематический праздник-экскурсию, где знакомим ребят с профессиями работников детского сада: плотник, кладовщик, рабочий по стирке и ремонту одежды, инструктор по гигиеническому воспитанию и даже заведующая показывают и рассказывают детям о своей работе. Данный праздник проходит с участием нашего социального партнера — Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осад-чего. Каждый ребенок получает именную трудовую книжку, где отмечается, с какими профессиями он познакомился в текущем году. Подробно данная форма работы представлена на страницах журнала «Ребенок в детском саду». Итогом данной проектной деятельности стала созданная в группе сюжетно-ролевая игра «Мастерская плотника».

Мы сотрудничаем с Челябинским техникумом промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего. В стенах техникума для детей организуются в игровой форме экскурсии, мастер-классы по ознакомлению с профессиями «сантехник», «кондитер», «автослесарь», «газовщик», «мастер по цифровой обработке информации». Все эти профессии отражены в трудовых книжках детей, а наши педагоги продолжают работу по проекту над созданием в группах детского сада таких игр, как «Сантехник», «Автослесарь» и др.

Благодаря целенаправленной работе по ранней профориентации наши воспитанники имеют представление о профессиях взрослых, структуре трудового процесса; понимают взаимосвязь между компонентами трудовой деятельности; умеют выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; проявляют бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

Мы считаем, что взрослым необходимо руководствоваться следующим правилом: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть, и проектная деятельность — главный помощник в этом.

Т. А. Липаева, кандидат философских наук, заведующая кафедрой развития профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

Т. В. Чернова, старший преподаватель кафедры развития профессионального образования ОГБОУ ДПО «КОИРО»:

— Разработка и реализация общей региональной стратегии профориентационной работы в Костромской области разворачивается с учетом социально-экономического контекста региона. Костромская область — один из крупнейших по площади субъектов ЦФО, она относится к промышленно-аграрным регионам. Промышленность занимает в экономике Костромской области доминирующие позиции (формирует 32 % ВРП), темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом. Развитие экономики во многом сдерживается неблагоприятной демографической ситуацией. Костромская область является самым малочисленным субъектом ЦФО. Естественное движение населения характеризуется устойчивой отрицательной динамикой. Ощущается нехватка работников. В структуре потребности каждой отрасли 80-93 % составляют специа-

листы со средним профессиональным образованием. Социально-экономические характеристики области, таким образом, определяют особую ответственность и роль региональной системы профориентационной работы с молодежью в решении проблем кадрового обеспечения экономики региона.

Профориентационная работа в Костромской области — это выстроенная система с хорошо развитой инфраструктурой и сложившимся оптимальным подходом к использованию максимального количества ресурсов для ее эффективной организации и функционирования. Основная цель функционирования региональной системы профориентационной работы — это формирование эффективных механизмов взаимодействия всех ее субъектов, формирование единой региональной про-фориентационной среды, обеспечение связи процесса сопровождения профессионального самоопределения личности с развитием региональной экономики.

Компоненты региональной системы про-фориентационной работы в Костромской области.

1. Наличие и постоянная актуализация нормативно-правового обеспечения профориента-

ционной работы. С периодичностью раз в год в регионе разрабатываются и принимаются документы, которые концептуально определяют развитие профориентационной работы в регионе и задают согласованность действий всем ее участникам:

1) региональная персонифицированная модель профориентационной работы с обучающимися Костромской области (2016 г.);

2) дорожная карта по реализации региональной персонифицированной модели проф-ориентационной работы с обучающимися Костромской области (2016 г.);

3) региональная концепция развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области на период до 2025 г. (2017 г);

4) дорожная карта по реализации региональной концепции развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области на период до 2025 г;

5) программа развития профориентацион-ной работы с обучающимися образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий региона на 2018-2025 гг. (2018 г.).

2. Наличие организационно-управленческой модели профориентационной работы (рис. 1).

Региональный заказ на подготовку кадров/ на профориентациониые услуги

I

Де па ртам ент по тру ду и

ЛЛИПТПСТИ НПСГЛГНИЯ

Костримншй области р г рас; 1С и ые дед и р I ам им I ы

Р-Е-Г-И-О-Н-А-Л-Ь-П-А-Я О-Б-Р-А-З-О-В-А Т-Е-Л-Ь-Н-А-Я С-Е-Т-Ь

Региональный Координационный соост

по профориентации обучаюиртхея

при департаменте образования и науки Костромской области

_Ф_

Профессиональные сообщества, работ о длтг л ^

ч

Муниципальные органы, »гуи^гстпллккциг координацию дппельнвпи п области профориентации общающихся

2

Дошкольные эбразовательны« организации

Общеобразовательные организации

Прпфгг.сипнплниыг о й р и лр на т г л ьи ы с

организации -

ОЬразоы-аЮЛьны ■

организации и высшего цСзр^ цианин

-ч"

Организации ДОПОЛНИТБЛьНОГ* оАрппппл^ип

X.

иртНЯЩйн дополнительного профессиональ но гс иЁзрдц :дицанни

Региональная информационная профорнентационная среда

(веб-узел «Моя профессиональная карьера»)

Рис. 1. Организационно-управленческая модель профориентационной работы

В этой модели региональная образовательная сеть определяется как основной исполнитель регионального заказа на профориентацион-ные услуги населению, как основной посредник между заказом на подготовку кадров и обеспечением экономики региона квалифицированными специалистами.

3. Развитая институциональная составляющая профориентационной работы, наличие механизмов взаимодействия, государственно-частного партнерства, сетевого взаимодействия. Основными институциональными субъектами выступают: региональные, муниципальные органы управления образованием, отраслевые департаменты, образовательные организации всех типов, представители экономической сферы — работодатели.

4. Отраслевой подход к организации проф-ориентационной работы, позволяющий персонифицировать профориентационные практики под запросы конкретной отрасли и отбирать эффективные инструменты, направленные на популяризацию профессий, востребованных в ней.

5. Наличие эффективных региональных практик профориентационной работы. Это создание предметно-пространственных сред в рамках ранней профориентации детей в условиях дошкольных учреждений; открытие классов профессиональной направленности в общеобразовательных организациях; реализация программ профессионального обучения для школьников на базе учреждений СПО; ведение учащимися 1-11-х классов дневника профессионального самоопределения школьника; проведение профильных смен, сезонных профориентационных школ на базе учреждений СПО; проведение региональных профориентационных конкурсов [конкурс книжек-малышек «Профессии моего города», конкурс фотографий «Такие важные профессии», конкурс комиксов «Кем быть», конкурс видеоинтервью «Человек в профессии», конкурс профориентационных страниц на интернет-представительствах (сайтах) образовательных организаций]; проведение региональных флешмобов «Я работаю в Костроме», дней профессионального образования, фестивалей профессий и многое-многое другое.

6. Наличие единого информационного проф-ориентационного пространства. В регионе создан и функционирует веб-ресурс «Моя профессиональная карьера» на портале «Образование Костромской области». Количество обращений пользователей ресурса составляет 250 человек ежедневно и около 8 тысяч пользователей ежемесячно.

Таким образом, региональная система проф-ориентационной работы в Костромской области сегодня активно наращивает свой потенциал, оперативно реагирует на вызовы времени и тенденции развития современного рынка труда.

О. В. Амелина, заместитель директора по учебно-методической работе КГКП «Руднен-ский политехнический колледж» (Республика Казахстан)

Н. А. Бодуговская, заместитель директора по учебно-производственной работе КГКП «РПТК» (Республика Казахстан):

— На определенном этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни — определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разным причинам. Эти причины заметно различаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и такие, которые касаются практически всех без исключения.

Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодежью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30 % из них поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам. О многих новых профессиях молодежь практически не имеет информации.

Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решения о выборе профессии у современных подростков бывает продиктован приоритетом статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей, желанием родителей повлиять на выбор профессии.

На сегодняшний день задача профессионального образования сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями и умениями, был способен реализовы-вать их в профессиональной деятельности.

Качество профессионального образования определяется через компетенции обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Профессиональное самоопределение — это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры

профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов педагогический коллектив Рудненского политехнического колледжа выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом основной акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работы по специальности.

Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе профессионального обучения — это сложный, длительный и многоплановый процесс. Не секрет, что, поступая на ту или иную специальность, подросток продолжает сомневаться, ту ли он выбрал профессию, действительно ли он хочет связать свою с жизнь с этим направлением. И конечно, именно на этом этапе — этапе становления и определения личности в профессиональном аспекте — возникает необходимость создания разных условий для повышения мотивации, привития чувства любви и интереса к выбранной профессии.

Одной из форм профессионального ориентирования является профессиональная навигация — система управления профессиональной ориентацией и профессиональным развитием обучающихся в образовательной организации.

В нашей организации образования ее рассматривают как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения в учебную, производственно-практическую и внеучебную деятельность, процесс соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала.

Чтобы сделать этот процесс эффективным, в колледже выстроена четкая система работы, которая обеспечивает слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию обеспечит формирование у него осознанного желания получить эту профессию.

Начальным этапом профориентационной деятельности является организация и проведе-

ние для обучающихся II курса выездных экскурсий на предприятия города по профилю получаемой специальности.

Цель производственной экскурсии многогранна: это и изучение передового опыта организации труда на предприятии, и ознакомление с современным оборудованием. На основе увиденного обучающиеся могут представить себя в условиях производства, что приводит к усилению мотивации студентов к изучению специальных дисциплин и к профессии в целом. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, студенты непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют техническому обучению, четкому представлению о выбранной профессии, так как дают возможность знакомить студентов с производством.

Несомненно, здесь в процесс включаются наши социальные партнеры. Основным градообразующим предприятием, базой практик и работодателем является акционерное общество «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производство». АО «ССГПО» включает в свою структуру множество подразделений и цехов, в которые впоследствии придут работать наши выпускники. Именно отсюда начинается знакомство обучающихся с их будущей профессией. В рамках экскурсий обучающиеся могут познакомиться с автоматизированными системами управления производством, горнотехнологическим оборудованием, электрическим и электромеханическим оборудованием, вплоть до общих процессов производства. Так, например, со студентами специальности «эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» проводятся экскурсии на станциях и депо АО «ССГПО», где обучающимся предоставляется возможность ближе познакомиться с конструкцией подвижного состава, посидеть в кабине машиниста за пультом управления.

Конечно, посещением одного предприятия экскурсии не ограничиваются. АО «Национальная компания "Казахстан Темiр Желы"», ТОО «Рудненский цементный завод», ТОО «Строй-промгрупп-2030», ТОО «Лидер» и другие предприятия города сотрудничают с колледжем в рамках организации и проведения ознакомительных экскурсий для обучающихся.

Хорошо зарекомендовал себя такой вид профориентационной деятельности, как уроки с приглашением наставников — специалистов

с производства или выпускников колледжа прошлых лет. Такие интегрированные уроки позволяют использовать нетрадиционные методы обучения при освоении специальных дисциплин. С целью формирования у студентов профессионального я-образа разрабатываются деловые игры, в ходе которых у обучающихся формируются ключевые компетенции современного специалиста, которые не могут быть сформированы во время традиционных лекций. В колледже успешно проводятся такие деловые игры, как «Умение учиться — основное умение конкурентоспособного специалиста», «Профессиональные компетенции специалиста», «Собеседование с работодателем» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большую роль в профессиональном становлении обучающихся играют уроки на производстве. ИП «КузняСтройМастер» предоставляет свои производственные площадки для проведения уроков, мастер-классов для обучающихся технических специальностей колледжа. В рамках этих уроков ребята приобретают первичные навыки по выполнению слесарных операций, что позволяет им в будущем легко адаптироваться в реальных условиях производства.

К решению проблемы профессионального самоопределения в колледже подключены и классные руководители, которые проводят тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола, среди которых можно выделить «Моя профессия — мой выбор», «Есть такая профессия», «Освоение профессии как путь к успеху в жизни», «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные планы».

Одним из важных направлений профессиональной навигации для обучающихся младших курсов является организация и проведение традиционных практических конференций по итогам производственных практик «Моя профессия. Мой опыт на производстве» с приглашением специалистов и наставников с предприятий города. Участниками конференции являются обучающиеся Ш-ГУ курсов, которые делятся своим опытом, полученным во время прохождения производственных практик, демонстрируя свои профессиональные компетенции. С 2017 г. по инициативе Рудненского политехнического колледжа данное мероприятие приобрело статус городского.

Следующим этапом профориентационной навигации является проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства для обучающихся Ш-ГУ курсов как на уровне колледжа в рамках недели ПЦК, так и на городском уровне. Проведение конкурсов профессио-

нального мастерства преследует многие цели: выявление уровня и совершенствование организации учебно-производственного процесса; распространение передового педагогического опыта; выяснение недостатков в преподавании профессионального модуля; повышение уровня профессиональной подготовки и развитие творческой активности обучающихся; развитие интересов к изучаемой профессии и формирование стимулов у обучающихся; стремление к углублению знаний по спецдисциплинам и применение передовых методов труда, современных технологий.

В рамках проведения городских конкурсов обучающиеся нашего колледжа занимают призовые места, демонстрируя профессионализм, собранность, целеустремленность и ответственность. Проведение конкурсов профессионального мастерства позволяет отобрать наиболее талантливых и одаренных студентов для участия в WorldSkШs.

Также для обучающихся выпускных групп практикуется проведение показательных защит дипломных проектов студентами — выпускниками высших учебных заведений города и области. Так, в 2018 г. на базе нашего колледжа прошли защиты дипломных проектов по специальностям «экономика» и «электроэнергетика» для обучающихся специальностей колледжа «учет и аудит» и «техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования». Такие показательные защиты проводятся с целью построения дальнейшей траектории профессионального развития будущего выпускника.

Заключительным этапом в профессиональной навигации обучающихся является организация и проведение ярмарки вакансий для выпускников. Целью ярмарки является ознакомление выпускников с будущей профессиональной деятельностью, привлечение молодых специалистов для работы в индустриальной сфере, а также содействие занятости и трудоустройству выпускников. Будущему выпускнику предоставляется возможность сформировать представления о возможных перспективах в рамках той профессии, которую он выбрал. На данном этапе обучающийся, выступающий в роли выпускника, уже имеет четкое представление о полученной им профессии, позиционирует себя в ней, осознанно демонстрирует свои умения и навыки, проявляет себя как конкурентоспособная личность.

Такая система построения работы Руднен-ского политехнического колледжа со студен-

тами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая сомнений и тревожности, повышая их веру в свои возможности и способность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.

Однако при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесет плоды лишь тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на создание ситуации успеха, которая позволит выпускникам комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям. В свою очередь, тесное взаимодействие с социальными партнерами научит обучающихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда. Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей организации образования является постоянное совершенствование и применение инновационных форм и методов профориентационной навигации.

Л. М. Мифтахова, заместитель директора по информационно-методической работе ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»

С. Ю. Рогов, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ»:

— Проблема профориентации является общественной, так как именно от нее зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направления их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Процесс профессионального самоопределения ребенка должен начинаться еще до его поступления в первый класс. Результатом этого процесса должен стать осознанный выбор профессии (специальности) в соответствии со способностями, возможностями, предпочтениями каждой отдельной личности и готовностью выпускников школ к дальнейшему профессиональному образованию. Решение обозначенной проблемы заключается в необходимости формирования представления дошкольника, школьника о различных профессиях и возможностях их получения в профессиональных образовательных организациях через проведение про-фориентационной работы как непосредственно с детьми, так и с их родителями.

Для решения данных вопросов в нашем техникуме была разработана концепция дол-

госрочной профориентационной акции «Мы в ТЕМПе». Основой для разработки концепции явились следующие нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»;

- концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области;

- концепция профориентационной работы ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики».

Концепция долгосрочной профориентаци-онной акции «Мы в ТЕМПе» раскрывает пути и механизмы организации всестороннего партнерства, сетевого взаимодействия деятельности профессиональной образовательной организации «Златоустовский техникум технологий и экономики» (далее — ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ») и образовательных организаций Златоустовско-го городского округа в ходе реализации образовательного регионального проекта «ТЕМП».

Эта деятельность строится на активном взаимодействии педагогического, студенческого коллектива техникума с педагогическими коллективами, воспитанниками и родителями дошкольных учреждений и коллективами учителей, учеников и родителей школ с привлечением средств массовой информации и других лиц и структур, заинтересованных в реализации данной акции.

Профориентационная работа в рамках акции «Мы в ТЕМПе» организуется на различных уровнях.

Первый уровень — ознакомительный (для детей старшего дошкольного возраста). На этом уровне дети становятся участниками интерактивных и сюжетно-ролевых игр, приобретают первоначальные трудовые знания и умения, выполняя доступные их возрасту виды деятельности.

Второй уровень — уровень профпросвеще-ния (для школьников Г-ГУ классов). Цель этого уровня — развитие интереса к профессиональной сфере деятельности родителей, ближайшего окружения, специальностям техникума через привлечение ребят к участию в мастер-классах, познавательных играх, общественно полезной трудовой деятельности.

Третий уровень — поисковый (для школьников V-VП классов). Цель — формирование

у подростков профессиональных предпочтений через осознание ими своих способностей и возможностей их реализации; это знакомство с профессиями и специальностями и местом их получения.

Четвертый уровень — ориентирующий (для школьников УГГГ-ГХ классов). Цель — определение школьниками направления профессионального образования и будущей профессии или специальности.

Пятый уровень — уточняющий, когда абитуриенты, становятся студентами профессиональной образовательной организации ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики», утверждаются в правильности профессионального выбора.

Шестой уровень — это работа с работодателями, родителями и населением Златоустовско-го городского округа. Цель уровня — информирование работодателей, родителей и населения ЗГО о широком спектре возможностей получения профессий и специальностей по различным формам обучения с использованием современных образовательных технологий в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики».

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Четвертый год в рамках реализации долгосрочной профориентационной акции «Мы в ТЕМПе» ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ» тесно сотрудничает с МАДОУ № 29 и МАДОУ № 57.

Ежегодно составляется совместный план профориентационных мероприятий, за год их проводится свыше ста. Прикоснуться к профессии за время проведения акции смогли более 150 воспитанников. Для ребят организуются и проводятся презентации профессий, мастер-классы, интерактивные или сюжетно-ролевые игры. Преподаватели и мастера производственного обучения всех профессий и специальностей разрабатывают план мероприятий, с которыми они выходят в детские сады. Ранняя профориентация носит преимущественно информационный и игровой характер, не исключая также совместного обсуждения мечты ребенка и опыта, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как

возможность принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок осваивает возможность быть поваром, продавцом, строителем, сварщиком, электриком, программистом, дизайнером и т. д. Всего в техникуме реализуется 30 профессий и специальностей, и с каждой из них у детей происходит знакомство.

Техникум также тесно сотрудничает со школами Златоустовского городского округа. Заключен договор о взаимодействии с МАОУ СОШ № 8, 15, 18, 37, 38, 90. Для школьников проводятся различные мероприятия на базе школ и техникума, городские профориентаци-онные мероприятия.

К Международному дню защиты детей возле Дворца культуры «Металлург» традиционно администрацией техникума организуется презентация профессий и специальностей, реализуемых в техникуме.

Ежегодно ко Дню города компания «Интерсвязь» проводит парад профессий в городском парке «Крылатко». ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ» является активным участником этого мероприятия. Со своей техникой и оборудованием специалисты и студенты техникума выезжают на площадку проведения мероприятия. Участниками праздника являются школьники и их родители.

В течение трех лет наши студенты, обучающиеся по специальности «поварское и кондитерское дело», являются участниками городского мероприятия «Праздник вкуса», который проводится на базе школ.

В дни зимних каникул для учащихся 8-9-х классов на базе техникума проводится профессиональное тестирование. ГБОУ ПОО «Злато-устовский техникум технологий и экономики» является региональным представительством Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в МГУ им. М. В. Ломоносова — разработчика и правообладателя компьютерного комплекса «Профориентатор».

Для школьников в течение учебного года проводятся экскурсии по техникуму, олимпиады по различным дисциплинам и техническому творчеству. Стало традицией проведение олимпиады по информатике и информационным технологиям для учащихся 8-11-х классов школ Златоустовского городского округа. В текущем учебном году она будет проводиться в двенадцатый раз.

Приобщение к будущей специальности проводится также и на базе общеобразовательных школ. В рамках договора о взаимодействии со-

ставлен план мероприятий со школами, согласно которому педагоги и студенты техникума выезжают с презентацией профессий и специальностей, а также для проведения мастер-классов. Такие мероприятия проводятся и для воспитанников детского дома «Теремок».

Традиционным мероприятием стало проведение дней техникума на базе школ. Со своим оборудованием и техникой педагоги и студенты техникума выезжают в школы для проведения таких мероприятий. Участниками становятся дети из расположенных поблизости школ, а также их родители.

Знакомство с профессией проводится также в аудиториях, лабораториях и мастерских техникума. В результате полученных консультаций, посещенных занятий, воспитательных мероприятий, участия в мастер-классах, проводимых успешными выпускниками техникума, деловых играх, олимпиадах, конкурсах и совместных со студентами практических работах формируются знания и умения, необходимые для профессионального выбора и дальнейшей образовательной траектории в системе СПО и в Златоустовском техникуме технологий и экономики в частности.

Главное — создать условия для того, чтобы учащиеся строили свои профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения обучения по выбранному направлению в Зла-тоустовском техникуме технологий и экономики.

Е. А. Чистякова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ «Керченский морской технический колледж»:

— Керченский морской технический колледж — одно из старейших учебных заведений Крыма. Профориентационная работа в нашем учреждении направлена на содействие абитуриенту и выпускнику колледжа в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

Для привлечения абитуриентов в колледж проводятся как традиционные, так и нетрадиционные мероприятия: дни открытых дверей, профориентационные выезды в школы города, района, Крыма, Краснодарского края (причем это мы делаем совместно с представителями предприятий — потенциальных работодателей наших выпускников), участие в республиканской выставке «Образование и карьера», в конкурсах «АРТ-ПРОФИ ФОРУМ» и т. д.

Однако профориентационная работа требует сегодня новых подходов. Керченский морской

технический колледж в настоящее время активно внедряет в работу такие формы профориентации, как квест для школьников 9-11-х классов и функционирование ПРОФИ-парка для детей «10+» и «10-».

Квест понятен и актуален для детей и подростков, эта форма организации деятельности создает свободную и независимую коммуникативную среду, а также предоставляет каждому участнику возможность проявить себя. Квест — это максимальное вовлечение школьников и студентов в активную практическую деятельность. Участие студентов-консультантов привлекает внимание школьников, снимает возрастной барьер и способствует созданию условий взаимодействия, сотрудничества и взаимопонимания.

Участники квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая задача. Участие в игре — это отличный способ в непринужденной форме получить больше информации об интересующей профессии и об учебном заведении, где можно ее освоить.

Данная форма может быть использована при проведении экскурсии для школьников по учебному заведению. Участники квеста могут помогать друг другу, общаться между собой, анализировать предложенную ситуацию, получать дополнительную информацию от преподавателя, мастера производственного обучения, курирующего профессиональное направление.

Преимуществом такого мероприятия является универсальность: форма квеста может быть использована в образовательной организации любого типа и вида. Количество профессиональных ситуаций и содержание заданий может меняться в зависимости от появления новых технологий и приоритетов профессионального образовательного учреждения.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос ранней профориентации школьников. В связи с этим представим еще один проект нашего колледжа, который был внедрен в 2018 г. для школьников «10+» и «10-», — функционирование ПРОФИ-парка.

ПРОФИ-парк — это интерактивное, в первую очередь игровое, профессионально ориентированное образовательное пространство, в котором организована деятельность локаций различной тематической направленности, где школьники посредством профессиональных проб приобщаются к миру профессий.

Функционирует ПРОФИ-парк в выходной день, на мероприятия приглашаются дети вместе с родителями через городские новостные сайты и социальные сети.

В рамках ПРОФИ-парка профессионально ориентированное образовательное пространство включает в себя восемь локаций («Спасение на море», «Такелажное дело», «Мебельное производство», «Металлообработка», «Судостроение», «Машинное отделение», «Судовождение», «Морская азбука»), охватывающих разные виды профессиональной деятельности.

После прохождения всех локаций участники получают сертификаты о приобретении первичного профессионального опыта.

По мнению родителей наших участников, данное мероприятие является очень познавательным для детей и вызывает огромный интерес.

Таким образом, формат игры позволяет сделать получение новых знаний, умений и навыков школьниками увлекательным и захватывающим процессом. Именно в игровой форме происходит живая коммуникация, позволяющая увлекать миром профессий.

Е. А. Букачева, заместитель директора по производственному обучению, руководитель МЦПК ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего»:

— Вопрос о том, что такое профессиональная навигация для студентов, осваивающих программы профессионального обучения, стоит достаточно остро. Казалось бы, молодые люди определились в выборе профессии, осваивают (и многие достаточно успешно) трудовые функции и профессиональные компетенции. И вот на выпуске — специалист, готовый проявить себя в выбранной профессии или специальности. Только многие из них остаются невостребованными на рынке труда. И причина здесь вовсе не в дефиците рабочих мест. Просто выпускник, получивший диплом о среднем профессиональном образовании, вдруг понимает, что выбранный им профессиональный путь не соответствует его ожиданиям, не удовлетворяет потребности в самовыражении, не несет материальной стабильности и достатка и т. д.

И вот тогда одним из функциональных механизмов профессиональной навигации студентов ПОО можно считать многофункциональные центры прикладных квалификаций (далее — МЦПК). Именно расширение профессиональных компетенций студентов в рамках функционирования МЦПК будет способствовать их профессиональной адаптации в условиях современного рынка труда.

Для того чтобы понимать, насколько рациональной и действенной может быть модель

профессиональной навигации на базе МЦПК, достаточно определить для себя, в чем их преимущества перед привычной нам государственной системой среднего профессионального образования. И дело здесь, в первую очередь, в инерционности, а иногда даже консерватизме подходов к определению содержания и организации учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях. И зачастую кроме профессиональной подготовки традиционная система не может предложить ничего, что помогло бы профессиональному росту, самоопределению, непрерывному профессиональному развитию и становлению выпускника ПОО. Дополнительными слагаемыми здесь обязательно должны стать повышение квалификации, аттестация на разряд (категорию), переподготовка, профессиональное самообразование, стажировка взрослого населения в течение всей жизни. Только в совокупности они удовлетворяют условиям, необходимым для решения главной стратегической задачи среднего профессионального образования (рис. 2).

Повышение конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования на рынке труда

Профессиональная ориентация студентов согласно потребностям регионального сектора экономики

Обеспечение возможностей для самозанятости выпускников

Рис. 2. Способы повышения конкурентоспособности выпускников СПО на рынке труда

МЦПК ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» создавался с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена (в том числе обучающихся по программам ПКРС и ПССЗ студентов техникума) с учетом актуальных и перспективных потребностей регионального и муниципального рынков труда, обусловленных задачами технологической модернизации и инновационного развития Челябинской области, что и определило ряд задач, решение которых способствует в той или иной мере профессиональной навигации студентов техникума. В числе этих задач:

- подготовка высококвалифицированных рабочих кадров путем реализации программ профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) по профессиям, наиболее востребованным на рынке предприятий в отраслях электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, металлургии, транспорта, торговли и общественного питания, а также в отраслях непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, управление, социальная служба, экономика и бухгалтерский учет, сетевое и системное администрирование);

- реализация программ дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена);

- реализация дополнительных общеобразовательных программ;

- профильная специализация квалифицированных рабочих, связанная с освоением современных производственных технологий, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям передовых предприятий и организаций;

- обеспечение трудовой мобильности путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежной профессии и специальности среднего профессионального образования;

- разработка, апробация и экспертиза образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, включая оценочные, методические и учебные материалы с привлечением профильных организаций и объединений работодателей;

- формирование и (или) участие в деятельности независимых аттестационных и апелляционных комиссий для присвоения квалификационных разрядов и категорий;

- изучение потребностей работодателей в квалифицированной рабочей силе, определение количественных объемов подготовки и разработка конкурсной процедуры для реализации заказа на подготовку необходимых кадров;

- создание и развитие системы карьерного развития будущих рабочих;

- содействие работодателям и их объединениям в проведении процедур оценки и сертификации квалификации, в том числе подтверждения квалификации, приобретенной без прохождения формального обучения;

- предоставление профориентационных услуг общеобразовательным организациям и населению г. Челябинска.

Все названные направления деятельности могут быть реализованы лишь при условии грамотной маркетинговой политики, что является неотъемлемым условием продуктивной деятельности МЦПК как механизма профессиональной навигации (рис. 3).

деятельность: мониторинг потребностей территориальных и отраслевых рынков труда по профессиям рабочих (должностям служащих) и специалистов среднего звена, мониторинг трудоустройства и закрепляемости выпускников, удовлетворённости работодателей качеством их подготовки

Рис. 3. Направления маркетинговой политики МЦПКГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего»

Содержание деятельности МЦПК как одного из механизмов профессиональной навигации студентов во многом определило необходимые ожидаемые результаты деятельности данного структурного подразделения, в перечень которых в том числе вошли: наличие образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок; наличие аналитической системы мониторинга рынка труда и профессиональной образовательной среды; наличие конкурентоспособной образовательной среды для потребителей образовательных услуг; наличие материальной базы, соответствующей требованиям профессиональных стандартов; эффективное функционирование тренингового центра по профессиональной ориентации студентов; доля выпускников, успешно прошедших процедуру независимой оценки и сертификации квалификаций; соответствие перечня реализуемых программ актуальным и перспективным потребностям регионального рынка труда. Данный перечень определяет и ведущие показатели эффективной деятельности МЦПК в части реализации направлений программы профессиональной навигации студентов (рис. 4).

Проведение маркетинговых исследований

регионального рынка

трудовых ресурсов с целью определения востребованности выпускаемых специалистов

Формирование банка данных о предприятиях и

организациях различных форм собственности,

заинтересованных в

подготовке, переподготовке, повышении квалификации специалистов

Проведение мониторинга изменений рынка труда

количественные показатели трудоустройства выпускников МЦПК на рабочие места, требующие высокого для данной профессии уровня квалификации, средний размер их заработной платы в сравнении с региональным (отраслевым)

доля выпускников, успешно прошедших процедуру независимой оценки и сертификации квалификаций

Ведущие показатели

эффективной деятельности МЦПК

количественные показатели о числе слушателей, прошедших обучение по программам, реализуемым МЦПК, за отчётный период

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответствие перечня реализуемых программ актуальным и перспективным потребностям рынков труда с учётом решения задач технологической модернизации и инновационного экономического развития Российской Федерации и Челябинской области

Рис. 4. Ведущие показатели эффективной деятельности МЦПК в части реализации программы профессиональной навигации студентов

На современном рынке труда молодежь является одной из самых уязвимых групп населения. Особенно это касается тех, кто не имеет никакого опыта работы по полученной специальности, а в ряде случаев — тех, кто, получив специальность, принимает решение кардинально изменить свой профессиональный маршрут.

В соответствии с данными положениями о деятельности МЦПК как механизма профессиональной навигации студенты и выпускники смогут:

- построить маршрут своего профессионального развития, позволяющий в полной мере реализовать собственные личностные, экономические и социальные ресурсы;

- быть готовыми к самозанятости в условиях возможного дефицита рынка труда по освоенной профессии/специальности;

- иметь возможность для личностного и профессионального роста за счет созданных условий непрерывного образования;

- быть востребованными на современном рынке труда.

Проведение комплекса мероприятий в рамках реализуемых на базе МЦПК программ будет способствовать ознакомлению обучающихся и выпускников с перспективами трудоустройства по выбранной профессии/специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях региона, а в некоторых случаях — изменению траектории их профессионального развития.

Таким образом, в рамках системы профессиональной навигации МЦПК может стать реальной моделью «социального, профессионального и материального успеха подростка и молодежи на каждой ступени карьерной лестницы на основе усвоения трудовых установок», так как, по мнению профессора, академика Академии профессионального образования М. В. Никитина, «мотивация к освоению профессиональных квалификаций есть условие появления людей с золотыми руками и креативной головой».

О. С. Куницына, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»:

— Современный мир профессий огромен, разнообразен и меняется год от года. В данных условиях актуальной является проблема осознанного, объективного, обоснованного выбора обучающимися своего профессионального пути. Проблему профессионального выбора стоит рассматривать с двух сторон. С одной стороны, ошибка в выборе будущей профессии приводит как минимум к потере времени на переобучение и растягивает период профессионального становления, как максимум — формирует стойкое чувство неудовлетворенности своей профессией, а соответственно, и всей жизнью. С другой стороны, государство инвестирует в обучение специалистов, которые никогда работать по

выбранной специальности не будут, а это экономически неэффективно. Полностью устранить данную проблему невозможно, но можно помочь обучающимся определиться с их профессиональным будущим, способствовать формированию осознанного отношения к выбору профессионального пути. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее ему радость и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Для принятия осознанного решения старшекласснику необходимо:

1) ориентироваться в мире профессий, в их многообразии;

2) иметь представление о содержании труда и своих минимальных трудовых функциях;

3) осознавать свои потребности и способности.

Способствовать профессионально-личностному развитию обучающихся призвана система профориентации. В книге «Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии» кандидат психологических наук В. Г. Степанов пишет: «Коротко профессиональная ориентация определяется как система мероприятий по ознакомлению молодежи и взрослых с миром профессий».

Профориентацией в нашей стране занимаются многие учреждения разного уровня. Система профессионального образования не осталась в стороне. В 2017 г. Златоустовскому индустриальному колледжу им. П. П. Аносова присвоен статус региональной инновационной площадки по реализации проекта «Обеспечение навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия». Цель проекта — создание организационно-педагогических условий обеспечения навигации по востребованным и перспективным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп.

Навигация, составной частью которой является маршрутизация, то есть выбор оптимального пути следования, является частью современной системы профориентации. Профессиональную навигацию колледж осуществляет для дошкольников, младших школьников и учащихся среднего звена. В ходе реализации инновационного проекта выстраивается система сетевого взаимодействия, позволяющая использовать ресурсы каждого участника для достижения общей цели, заключаются договоры о совместной деятельности и взаимовыгодном сотрудничестве. Колледж получил лицензию на

осуществление общеобразовательной деятельности, располагает современной материально-технической базой, которую готов предоставить участникам проекта для организации совместной деятельности по профессиональной навигации обучающихся разных возрастных групп.

Немаловажным в профессиональной навигации является вопрос, с какого возраста необходимо начинать данную деятельность. В отечественной психологии разработано несколько периодизаций профессионального пути человека. При анализе этих периодизаций очевидно совпадение выделенных в них этапов с этапами возрастного развития. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на определенные стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полная реализация личности в профессиональном труде.

По мнению министра образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецова, система профориентационной работы, которая существует в нашей стране сейчас, начинает свое воздействие на школьника уже в старших классах — тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые часто строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, средств массовой информации. Министр уверен, что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада. Именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений с окружающим миром.

Важным направлением в профессиональной навигации данной категории обучающихся является профинформация. Ребенок с ранних лет должен понимать, насколько разнообразен мир профессий, насколько особенна каждая из них. В Златоустовском индустриальном колледже им. П. П. Аносова ранняя профориентация с дошкольниками выстраивается по следующим направлениям.

1. Экскурсионные маршруты.

Какой ребенок не любит примерять на себя разные профессии? Но куда увлекательнее

увидеть процесс работы изнутри. Экскурсии разрабатываются по всем специальностям и профессиям, по которым в колледже осуществляется обучение, с учетом психофизиологических особенностей дошкольников. В увлекательной форме дети знакомятся с миром профессий, в нашем случае, технической направленности, имеют возможность увидеть производственное оборудование, попробовать выполнить простейшие операции. В этом организованном процессе познания профессионального мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является важным компонентом каждой экскурсии (рис. 5).

Рис. 5. Фрагмент экскурсии

2. Профессиональные пробы.

Пробы — еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного, пусть и элементарного, опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых разных видах занятий.

Профессия гравера является знаковой для Златоуста, поэтому именно для данной профессии разработаны занятия с использованием профессиональных проб. Дети знакомятся с таким видом декоративно-прикладного творчества, как гравюра, с особенностями ее создания, под руководством студентов — будущих специалистов-граверов рисуют на шаблонах, имитирующих гравюры (рис. 6). Создается необходимая рабочая обстановка с использованием оборудования (допустимого для дошкольников), спецодежды. Выполнение несложных трудовых действий развивает интерес к труду, составляет основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащает знания детей о труде.

Рис. 6. Фрагмент занятия с использованием профессиональных проб

3. Квест «В мире профессий».

Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельному нахождению личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Квест «В мире профессий» способствует формированию у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к труду, расширяет их представление о профессиях, способствует развитию интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, закрепляет умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх, обогащает и активизирует словарь (рис. 7).

Рис. 7. Фрагмент квеста «В мире профессий»

4. Городское мероприятие «Инфо-беби».

Традиционным и популярным среди дошкольников и их родителей стал городской конкурс «Инфо-беби», который организуется в колледже с 2014 г. (рис. 8). В конкурсе принимают

участие команды, в состав которых входят три человека — родители и воспитанник подготовительной группы (6-7 лет) дошкольного образовательного учреждения. Тема конкурса меняется ежегодно, например, в 2018 г. конкурс был посвящен объявленному в нашей стране Году волонтера. Конкурс организуется в два этапа:

- первый этап проводится заочно; командам предлагается выполнить коллаж на заданную тему, соответствующую теме конкурса; материал, основа и декоративные элементы — на усмотрение авторов; по результатам первого этапа оформляется выставочная экспозиция из работ участников;

- второй этап проводится очно и представляет собой интеллектуально-творческие конкурсы.

ИНФО-БЭБИ

120 1-

100----

-»-кол-во

участников

80--^-

/ -"-кол-во

60---/--

/ учреждении

40---

2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018

Рис. 8. Динамика участия в городском конкурсе «Инфо-беби» дошкольных образовательных учреждений г. Златоуста

Реализуя в рамках инновационного проекта «Обеспечение навигации по востребованным профессиям технического профиля для обучающихся разных возрастных групп в рамках сетевого взаимодействия» направление по ранней профориентации, мы придерживаемся следующих правил:

1) мероприятия разрабатываются совместно с методическими работниками дошкольных учреждений, что позволяет максимально учесть психофизические особенности дошкольников;

2) активно привлекаются родители и другие члены семьи дошкольника, что делает их непосредственными участниками процесса его профессионального самоопределения;

3) используется совместная деятельность дошколят со студентами, тем самым реализуется стремление детей подражать старшим;

4) предоставляя детям дошкольного возраста информацию о профессиях технического профиля, мы отслеживаем, чтобы профессиональная информация не переросла в профагита-цию, поскольку информирование должно быть объективным и непредвзятым.

Переоценить пользу ранней профориентации сложно: пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Чем раньше выявятся склонности и способности ребенка, выяснится, чем ему интересно заниматься, тем больше будет времени для тренировки этих способностей, для подготовки к главному выбору в жизни. Тогда к окончанию школы выбор специальности и учебного заведения будет более продуманным, осознанным и продуктивным.

Материал подготовила Н. В. Задорожная, заместитель директора по УМР ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», кандидат филологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.