2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) novogo pokoleniya, available at: http://www.edu.ru/abitur/act.86/in-dex.php.
3. Polyakov A. M. Psikhologiya razvitiya, Minsk: TetraSistems, 2006, 303 p. (In Russian)
4. Issledovatel'skii podkhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya, Magnitogorsk,
2004, 218 p. (In Russian)
5. Roslyakova S. V. Razvitie poznavatel'noi aktivnosti uchashchikhsya podrostkovogo vozrasta v uchebnom protsesse, Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2010, 216 p. (In Russian)
6. Khukhlaeva O. V. Psikhologiya razvitiya: Molodost', zrelost', starost', Mocsow: Akademiya,
2005, 204 p. (In Russian)
7. Belikov V. A., Romanov P. Yu. Didaktika praktiko-orientirovannogo obrazovaniya, Moscow: Infra-M, 2018, 310 p. (In Russian)
8. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka, Moscow: Smysl; Eksmo, 2006, 1135 p. (In Russian)
9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratu-ry), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf.
Беликов Владимир Александрович, заведующий кафедрой образовательных технологий и дистанционного обучения ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Романов Петр Юрьевич, профессор ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», доктор педагогических наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Тучин Виктор Михайлович, директор ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
Николаева Ирина Сергеевна, заместитель директора ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
Belikov V. A., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: mag_cspu@ mail.ru
Romanov P. Yu., doctor of pedagogical sciences, professor, Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Tuchin V. M., director, Yuzhnouralsk energy technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Nikolaeva I. S., deputy director, candidate of pedagogical sciences, Yuzhnouralsk energy technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Зайцева, Т. М. Организация профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинской области: инновационные формы и приемы [Текст] / Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 101-106.
УДК 377 ББК 74.200.52
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ
Т. М. Зайцева, О. С. Кадышева
В статье рассматривается проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи и представлен краткий анализ методического обеспечения профориентационной деятельности, реализуемой в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, инновационные технологии, методическое обеспечение.
В современных социально-экономических условиях профессиональная жизнь человека отличается высокой динамичностью. Это связано с возникновением новых профессий, значительным изменением не только содержания трудовой деятельности, но и отношения к ее смыслу, результатам, к профессии в целом [1].
Так, Е. П. Сичинский рассматривает профессиональное самоопределение как «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [2, с. 10].
Принципиальным в приведенном определении, с точки зрения Е. П. Сичинского, является «понимание профессионального самоопределения как процесса, который протекает во времени в определенной среде, где действуют определенные игроки, которые пытаются, исходя из своих интересов, влиять на личность, которая, в свою очередь, осмысливая эти влияния, осуществляет выбор профессии» [2, с. 10].
Профессия начинает рассматриваться как смыслообразующий фактор качества жизни человека, как средство определения своего места в обществе. Однако у молодежи не сформированы мотивы выбора профессии, отсутствует осознание ценности честного общественно полезного труда; у большинства учащихся кругозор о мире профессий слишком узок, отсутствуют знания о приоритетах, которыми нужно руководствоваться при профессиональном самоопределении, а также готовность и способность гармонизировать профессиональные цели с другими значимыми жизненными целями (досуговыми, личностными, семейными, духовными). Данные вопросы затрагиваются большинством исследователей (А. В. Батаршев, С. А. Иванушкина, Т. Л. Павлова, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжнико-ва, Е. И. Рогов, С. Н. Чистякова и др.). Вследствие этого возникает проблема формирования у человека готовности к самоопределению и проектированию своего профессионального будущего.
Решение обозначенной проблемы возможно лишь через применение инновационных методов, форм и технологий самоопределения.
Важно отметить, что на сегодняшний день в профессиологии представлено множество разнообразных активных методов и форм профориентационной работы. Так, в авторской классификации Н. С. Пряжникова и Е. Ю. Пряж-никовой на основе задач профориентации выделены следующие группы методов: информационно-справочные, просветительские методы; методы профессиональной психодиагностики; методы морально-эмоциональной поддержки; методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения [3]. Они выступают как научно-практическое средство профориентации.
Анализируя различные методы, средства, формы профессиональной ориентации молодежи, мы приходим к выводу о том, что в настоящее время необходимо говорить об инновационных профориентационных технологиях.
Большой интерес представляют технологии, ориентированные на достижение следующих целей: актуализацию индивидуально-личностного и профессионального потенциала; формирование метапрофессиональных компетенций личности, определяющих успешность выполнения различных видов деятельности; формирование активной позиции самоопределяющегося человека; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профориентационного процесса.
Инновационные технологии профориентации могут частично совпадать с педагогическими и психологическими, личностно-ориенти-рованными и др. [1]. Кроме того, в настоящее время активно используются интернет-технологии [4; 5].
При проведении профориентационных мероприятий профессиональными образовательными организациями Челябинской области применяются многочисленные инструменты и методики, поэтому была поставлена цель структурировать богатый инструментарий специалиста, занимающегося профориентацион-ной деятельностью.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2018 № 03/3904 «О проведении конкурса на лучший опыт по организации професси-
ональной работы профессиональных образовательных организаций» с 20 января по 1 февраля 2018 г. на базе ГБУ ДО «ДУМ "Смена"» был проведен заочный конкурс. В нем приняли участие более 30 ПОО Челябинской области, которые представили 33 работы с описанием методического обеспечения профориентационной деятельности.
В зависимости от постановки тех или иных целей учебные заведения используют различные модели профориентационной работы и их модификации или совмещают несколько. О некоторых проектах стоит рассказать особо.
В Чебаркульском профессиональном техникуме идея профориентационного проекта возникла после проведения среди учащихся начальной школы социологического исследования, направленного на определение степени их ориентации в разнообразии профессий. Ребятам предлагалось классифицировать профессии в соответствии с типами (методика Е. А. Климова). Результаты исследования показали, что респонденты имеют представление о профессиях, относящихся к группам «человек — человек», «человек — техника», и почти ничего не знают о профессиях группы «человек — природа». А вместе с тем Чебаркульский район находится в «зеленой» зоне, на его территории расположены Чебаркульское, Варламовское, военное лесничества, которые уже сегодня испытывают нехватку квалифицированных кадров. В связи с этим был разработан профориентационный проект «Зеленый щит», рассчитанный на учащихся 1-4-х классов. Содержание проекта составляют профориентационные занятия-встречи с интересными людьми, профессиональные пробы, экскурсии, в том числе виртуальные, творческие конкурсы, праздники, экологические акции, просмотр и обсуждение презентаций, мультфильмов, социальных роликов, тестирование, опросы.
Озерский технический колледж представил модель, являющуюся основой системы профориентационной работы в колледже. Адресована она обучающимся образовательных организаций, педагогическим коллективам (преподаватели, классные руководители), родителям обучающихся и социальным партнерам. Помимо основных форм профориентационной работы, данная система в рамках содействия трудоустройству предполагает проведение: экскурсий на предприятия; встреч студентов колледжа со специалистами градообразующего предприятия ФГУП ПО «Маяк», социальными партнерами и представителями вузов; ярмарок вакансий для
выпускников колледжа. А также создание интернет-банка вакансий и разработку программы «Совершенствование системы эффективного содействия занятости студентов, трудоустройству и профессиональному становлению выпускников на 2017-2021 гг.».
Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего представил программу профессиональной навигации «Все работы хороши», разработанную для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Речь в ней идет о подготовке детей к правильному выбору своей будущей профессии через знакомство с трудом взрослых, с профессиями своих родителей, приобретение детьми опыта общения, формирование понимания специфики профессиональной деятельности. В течение года запланировано девять занятий (по одному академическому часу в месяц), по форме представляющих собой мастер-классы, тематические выставки, экскурсии, беседы, сю-жетно-ролевые игры, моделирование профессиональных ситуаций и др. Срок реализации программы — 2 года.
В соответствии с программой ребята узнают о полном названии профессии, особенностях рабочего места, необходимых материалах, форменной одежде, орудиях труда, необходимых личностных качествах, функциях и результате труда, пользе для общества. Проведение занятий по программе предполагает использование таких методических подходов, как: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (работа в малых группах, сюжет-но-ролевые игры и др.) и обучение через опыт и сотрудничество. Данные подходы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи. При реализации программы основные теоретические положения сопровождаются обязательным включением детей в практическую деятельность, что облегчает восприятие новой информации, содействует ее закреплению и готовности применять ее в конкретных жизненных ситуациях.
В ходе реализации образовательного регионального проекта ТЕМП в Златоустовском техникуме технологий и экономики стартовала долгосрочная акция «Мы в ТЕМПе». Она предполагает большую комплексную совместную профориентационную работу техникума, дошкольных образовательных учреждений и школ города Златоуста. Преподаватели и мастера производственного обучения совместно со студентами делятся со старшими воспитанниками
детского сада и младшими школьниками знаниями и умениями по профессиям и специальностям техникума.
В течение года по определенному графику до ребят в интересной форме с использованием инновационных технологий доносится информация о профессиях и специальностях техникума, кроме того, они становятся участниками мастер-классов, интерактивных и сюжетно-ро-левых игр, экскурсий, а также совместно со студентами пишут практические работы. Итогом акции «Мы в ТЕМПе» для студентов техникума стали выпускные квалификационные работы на темы: благоустройство территории детских садов и школ; изготовление малых конструкций, декоративных бордюров; оформление крыльца; освещение территорий школы и детского сада.
Троицкий педагогический колледж представил на конкурс методический материал «Профессии в сфере образования», составленный по результатам проведения первого заседания городского клуба «Компас профессий». Данное мероприятие проводилось с целью оказания профориентационной поддержки учащимся старших классов городских школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности с учетом требований рынка труда.
Опробованы новые формы, такие как «Неделя социального партнерства» Пластовского филиала Копейского политехнического колледжа им. С. В. Хохрякова и АО «Южуралзолото Группа Компаний», а также «Профориентаци-онный форум». Для учащихся общеобразовательных школ в рамках данных мероприятий были организованы и проведены совместные экскурсии на градообразующее предприятие. Учащиеся 9-х классов четырех школ г. Пласта в течение двух дней знакомились с предприятием, его возможностями и достижениями, условиями филиала и особенностями профильных специальностей, проходили профессиональные пробы.
В целом весь конкурсный материал ориентирован на профориентационную деятельность со школьниками (82 %). Наиболее популярной является акция «День открытых дверей». Также был представлен опыт проведения профориен-тационной деятельности среди студентов (12 %) и обучающихся дошкольных образовательных организаций (6 %).
Необходимо отметить, что представленные на конкурс материалы профессиональных образовательных организаций Челябинской области содержат сценарии и наработки классных часов,
родительских собраний, а также мастер-классов и профессиональных проб.
Членами жюри зафиксировано увеличение числа представленных методических разработок, содержащих в своей основе профессиональные пробы (один из активных методов профориентации). Их основной целью является актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся и формирование у них мотивации при выборе профессии. Если мы говорим о методических средствах, то это междисциплинарная интеграция, способствующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (работа в малых группах); обучение через опыт и сотрудничество и многое другое.
В результате проведения профессиональных проб у ученика появляются рациональные основания для принятия решения о выборе профессии, формируется понимание необходимости дополнительных образовательных ресурсов, важных для развития в выбранном профессиональном направлении.
Проблема профориентационной работы актуальна не только для средней школы, но и для профессиональных образовательных организаций. Для последних это попытка напрямую повлиять на профессиональное самоопределение школьника, чтобы в дальнейшем встретить у себя мотивированного абитуриента. Это также является одним из факторов совершенствования системы качества подготовки квалифицированного специалиста [3; 6].
Переход к информационному обществу, проявляющийся во внедрении информационных и коммуникационных технологий в повседневную жизнь, на сегодняшний день позволяет широко использовать сеть профессиологических интернет-порталов, курируемых образовательными организациями и доступных для внешних пользователей, а также сегмент виртуального профессионального пространства.
Изучение возможностей интерактивной профессиологической службы в конкурсных материалах не было представлено, хотя это могло бы содействовать решению широкого круга вопросов самоопределения, среди которых: развитие коммуникации, самоорганизация ведущей деятельности, осознанный выбор профессиональной карьеры на основе анализа событийной структуры жизненного пути личности и детерминант профессионального развития.
Среди современных профориентационных мероприятий существует своя «классика», неоднократно доказывающая свою эффективность:
дни открытых дверей и встречи школьников со зациях трудятся заинтересованные и творческие специалистами [7]. Однако благодаря тому, что люди, в практике профориентации появляются в профессиональных образовательных органи- новые интересные формы работы.
Библиографический список
1. Хасанова, И. И. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодежи [Электронный ресурс] / И. И. Хасанова, С. С. Котова. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-ispolzovaniya-innovatsionnyh-tehnologiiy-v-professionalnom-samoopredelenii-molodezhi.
2. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
3. Чистякова, С. Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс] / С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев // Государственно-частное партнерство как условие эффективной профориентационной работы : материалы региональной интернет-конференции. — Режим доступа: https://www.cposo.ru/ res/cppk/Konferenc_sbornik.pdf.
4. Сташкевич, И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» [Текст] / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Материалы Всерос. НПК «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : проблемы и перспективы» (2016). — С. 304-310.
5. Сташкевич, И. Р. Конкурс интернет-проектов как проекция информационно-коммуникационной компетентности педагогов сПо [Текст] / И. Р. Сташкевич, О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 4 (16). — С. 65-70.
6. Тамицкий, А. М. Профессиональное самоопределение молодежи : К вопросу о предмете исследования [Текст] / А. М. Тамицкий, Н. О. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 8 (27). — Ч. 3. — С. 53-54.
7. Кравчук, Л. А. К вопросу о современной профориентации и профориентационных услугах [Текст] / Л. А. Кравчук // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Ме-ждунар. науч. конф. (Уфа, март 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 94-97.
For citation: Zaitseva, T. M. Vocational orientation organization in the vocational educational institutions in the Chelyabinsk region: innovative forms and methods [Text] / T. M. Zaitseva, O. S. Kadysheva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 101-106.
VOCATIONAL ORIENTATION ORGANIZATION IN THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CHELYABINSK REGION: INNOVATIVE FORMS AND METHODS
T. M. Zaitseva, O. S. Kadyshev
The paper discusses the problem of innovative technologies in the youth professional self-determination. The authors present the short analysis of the methodical provision for the vocational orientation in the vocational educational institutions in the Chelyabinsk region.
Key words: vocational orientation, professional self-determination, innovative technologies, methodical provision.
References
1. Khasanova, I. I. Problema ispol'zovaniya innovatsionnykh tekhnologii v professional'nom sa-moopredelenii molodezhi, available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-ispolzovaniya-innovat-sionnyh-tehnologiiy-v-professionalnom-samoopredelenii-molodezhi.
2. Sichinskii, E. P. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)
3. Chistyakova, S. N., Pryazhnikov N. S., Rodichev N. F. Problemy i perspektivy razvitiya otechest-vennoi proforientatsii na sovremennom etape, available at: https://www.cposo.ru/res/cppk/Konferenc_ sbornik.pdf.
4. Stashkevich, I. R., Chashkin, A. M. Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovatsion-nogo regiona : problemy i perspektivy (Proceedings of the scientific Conference), Chelyabinsk, 2016, pp. 304-310. (In Russian)
5. Stashkevich, I. R., Basharina, O. V. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 4 (16), pp. 65-70. (In Russian)
6. Tamitskii, A. M., Orlova, N. O. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2014, no. 8 (27), ch. 3, pp. 53-54. (In Russian)
7. Kravchuk, L. A. Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki (Proceedinhs of the 3rd International scientific conference), Ufa: Leto, 2013, pp. 94-97. (In Russian)
Зайцева Татьяна Михайловна, руководитель отдела диагностики и консультирования областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБУ ДО «ДУМ "Смена"», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Кадышева Олеся Сергеевна, педагог-психолог областного центра профориентации системы профессионального образования «Формула успеха» ГБУ ДО «ДУМ "Смена"», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Zaitseva T. M., head of the department, Youth Palace 'Smena', Chelyabinsk, e-mail: dumsmena2@ mail.ru
Kadysheva O. S., pedagogue-psychologist, Youth Palace 'Smena', Chelyabinsk, e-mail: dumsmena2@ mail.ru
Сведения для цитирования: Летучева, Л. А. Внедрение инновационной модели образовательного процесса в учреждении дополнительного образования [Текст] / Л. А. Летучева, Е. В. Соколова, С. Н. Юревич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 106-113.
УДК 374 ББК 74.200.587
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. А. Летучева, Е. В. Соколова, С. Н. Юревич
В статье рассматривается инновационная модель образовательного процесса в учреждении дополнительного образования на основе реализации современных направлений молодежной политики. Проанализированы приоритетные задачи молодежной политики и на этой основе определены принципы деятельности образовательной организации. Описана современная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования — образовательный технопарк и составляющие его модули. Представлена ведущая для технопарка образовательная технология проектного обучения, ориентированная на создание проектов как образовательных результатов обучающихся. Рассмотрены вопросы организации самоуправления как эффективного механизма управления образовательным процессом.
Ключевые слова: инновационная модель, образовательный процесс, молодежная политика, технопарк, модули технопарка, проектная технология, самоуправление.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие в обществе, инновационные тенденции в области образования, модернизация системы дополни-
тельного образования актуализируют поиск новых подходов к организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.