Сведения для цитирования: Лизунов, П. В. Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, общепрофессиональных организаций и предприятий как форма эффективной профориентационной работы [Текст] / П. В. Лизунов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 81-85.
УДК 37.0 ББК 74.200.52
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
П. В. Лизунов
В статье рассматривается проблема организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и общеобразовательных организаций и предприятий, рассмотрены возможности сетевого взаимодействия в рамках профориентационной работы. В статье также представлены возможности построения образовательного кластера в Усть-Ка-тавском районе.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профессиональная образовательная организация, предприятие-стейкхолдер, образовательный кластер.
Вызовы современности, модернизация всех сфер экономики, в том числе и образования, требуют принципиально новых подходов к организации всех направлений деятельности среднего профессионального образования. Это относится к такому важному аспекту, как взаимодействие с общеобразовательными учреждениями. С введением в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятия «сетевая форма реализации образовательных программ» нашей профессиональной организацией были пересмотрены основы взаимодействия со школами в плане не только профориентационной работы, но и организации сетевого взаимодействия. Несмотря на трудности нормативно-правового характера, мы ищем формы взаимодействия, которые помогли бы нам использовать ресурсы двух организаций для осуществления образовательного и воспитательного процесса, проведения учебной и производственной практики.
В 2017 г. на базе техникума открыта инновационная площадка «Сетевое взаимодействие профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа реализации дуального обучения». В рамках этой площадки создан творческий коллектив педагогов по реализации следующих поставленных задач:
- изучение проблемы сетевого взаимодействия;
- разработка учебных планов и организация учебно-производственной деятельности школы и техникума с целью организации дуального обучения;
- разработка учебно-методических рекомендаций по организации дуального обучения;
- разработка контрольно-измерительных материалов для оценки результатов освоения программы дуального обучения;
- внедрение элементов практико-ориенти-рованного (дуального) обучения в образовательный процесс техникума [1; 2].
Творческая группа изучила и проанализировала уже существующий опыт реализации дуального обучения школьников на базе других техникумов и разработала модель организации дуального обучения как школьников, так и студентов.
Эта модель в части профориентационной работы предусматривает сотрудничество как с общеобразовательными учреждениями, так и с организациями и предприятиями города. Такое взаимодействие обусловлено важностью проблемы ориентации школьников на профессии и специальности, необходимые городу и региону, необходимостью сохранения и закрепления молодежи в экономике города. Понимание этого должно быть на всех уровнях управления организациями и предприятиями, но начинать нужно, прежде всего, с убеждения руководства. Поэтому на базе техникума был проведен
семинар по организации сетевого взаимодействия и дуального обучения с привлечением директоров, завучей школ и представителей управления образования, руководства предпри-ятия-стейкхолдера. В деловой атмосфере встречи обсуждались проблемы организации сетевого взаимодействия по разным направлениям деятельности, таким как: дуальное обучение, трудоустройство, профориентация, реализация программы «Темп» и т. д. Главной целью всей этой работы была определена качественная подготовка квалифицированных кадров для реализации потребностей экономики города путем организации взаимодействия для проведения профориентационной работы и создания привлекательных условий труда и обучения молодежи [3; 4].
Профориентация должна начинаться с определения потребностей в кадрах конкретного региона или города. Для Усть-Катавского индустриально-технологического техникума основным потребителем и заказчиком кадров является Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова — филиал АО «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». Некоторые специальности, реализуемые техникумом, открыты по просьбе этого предприятия.
После определения заказа на кадры планируется профориентационная работа совместно с представителями отдела управления, персоналом УКВЗ. Работа ведется в двух направлениях: для родителей — информирование; для выпускников школ — профессиональные пробы, экскурсии на производственные объекты завода и в мастерские техникума. Причем начинается такая деятельность именно с информирования родителей. Обычно это происходит на общешкольных собраниях, днях открытых дверей. Информацию абитуриенты и их родители могут получить также на сайте техникума и по горячим телефонам центра профориентации техникума. Важное значение имеют и индивидуальные консультации по подбору профессии или специальности конкретному выпускнику в соответствии с его запросами и склонностями. Такая работа ведется специалистами центра профориентации [5; 6].
Следующим этапом работы является непосредственное взаимодействие с выпускниками школ. Такая работа ведется на уровне руководства техникума и предметно-цикловых комиссий (ПЦК). Со школьниками проводится целый цикл мероприятий. Общую информацию по приему, организации учебного и воспитательного процесса, как правило, предоставляет ад-
министрация техникума во время встреч на базе школ. Председатели ПЦК и преподаватели проводят мероприятия, ориентирующие на конкретные специальности и профессии, соответствующие профилю комиссии: это могут быть встречи, мастер-классы, открытые уроки, совместные олимпиады и конкурсы профмастерства. Для этих целей разрабатываются презентации по специальностям, организуются фотовыставки, проводятся экскурсии, снимаются профориентационные видеофильмы и т. д [7; 8]. В техникуме разработан комплекс видеоматериалов о профессиях для профориентационной работы с абитуриентами. Видеоролик по каждой профессии представлен профессиограммой со следующей структурой: описание профессии; плюсы профессии; требования, предъявляемые профессией к личным качествам; место работы; возможная карьера [9].
Работа по профориентации начинается уже с младших классов. Для них организуются экскурсии с показом трудовых приемов по разным профессиям — особенно зрелищно это получается в сварочных мастерских, на автодроме и в лаборатории программирования. Обязательным компонентом в данных мероприятиях является патриотическое воспитание. Учащиеся посещают расположенный на территории техникума памятник воинам-интернационалистам, отдавшим свои жизни при исполнении воинского долга, делаются памятные фотографии, возлагаются цветы. Также школьники посещают музей техникума, где знакомятся с историей техникума, его традициями.
В рамках профориентационной работы техникум ежегодно объявляет творческие конкурсы среди учащихся школ по различной тематике, связанной с рабочими профессиями города, завода, трудовыми династиями, вкладом семьи и города в оборону страны, прославлением города и труда. Лучшие работы поощряются ценными подарками. Такой вектор деятельности позволяет накапливать материалы гражданско-патриотиче-ской, краеведческой направленности, использовать их в профориентационной работе и формировать положительный имидж техникума.
Представители предприятия организуют встречи со школьниками, на которых рассказывают о целевом обучении, организации дуального обучения и трудоустройстве по разным специальностям и профессиям, востребованным на предприятии на данный момент и в перспективе.
Студенческий совет техникума совместно с молодежным отделением профсоюзной орга-
низации завода проводят встречи со школьниками, посвященные организации молодежного досуга, трудоустройству, вопросам предоставления льгот молодым специалистам, перспективам карьерного роста на предприятии.
В 2017 г. в рамках программ тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация "МСП"» в техникуме был проведен тренинг «Азбука предпринимательства», в котором приняли участие и студенты, и школьники.
Вся работа по профориентации позволяет создать положительный имидж техникума, повысить престиж рабочих профессий и сократить отток из города выпускников школ.
В рамках инновационной площадки были обсуждены перспективы сетевого партнерства и организации дуального обучения между техникумом и общеобразовательными учреждениями и определены основные направления работы.
Одним из направлений является реализация программы «Темп». Для выполнения задач программы техникумом совместно с МАОУ СОШ № 5 города Усть-Катава разработана Программа внеурочной деятельности по предмету «Технология» (направление «Индустриальные технологии») для учащихся восьмого класса. Обучение по разделу 3 «Ручная обработка металлов» в количестве 10 часов проводится на базе ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум». Этот раздел введен с целью профессиональной ориентации и ознакомления с востребованными рабочими профессиями. Задания и технологические карты для проведения занятий разрабатываются учителем совместно
с мастером производственного обучения техникума. Занятия проводятся еженедельно согласно графику во всей параллели восьмых классов. По окончании занятий проводится конкурс профмастерства среди школьников, лучшие ребята награждаются грамотами и ценными призами. Для учащихся девятых классов проводятся мастер-классы по слесарному и токарному делу на базе учебно-производственных мастерских техникума. Такая работа ведется на протяжении четырех лет, фактически со времени образования нового учебного заведения путем слияния двух старых.
Другим направлением взаимодействия планируется подготовка школьников к участию в конкурсе JuniorSkills. База техникума позволяет проводить такую подготовку, тем более, что уже имеется опыт участия в чемпионатах WorldSkills по компетенциям «Сварочное производство», «Веб-дизайн», «Инженерная графика (CAD)» [2; 5]. В областных чемпионатах студенты техникума неоднократно занимали призовые места.
Взаимодействие со школами осуществляется и в плане организации производственной практики студентов по профессиональному модулю «Оператор ЭВМ». Со школами заключаются договоры на проведение практики, согласовываются программы производственной практики. Бывшие выпускники школ, приходя в них уже специалистами на практику, способствуют созданию имиджа техникума, так как имеют только положительные отзывы о работе.
Таким образом, организация взаимодействия со школами постоянно совершенствуется и корректируется согласно запросам времени.
Библиографический список
1. Gertsog, G. A. Professional identity for successful adaptation of students — a participative approach [Text] / G. A. Gertsog, V. V. Danilova, D. N. Korneev, A. V. Savchenkov, N. V. Uvarina // Rup-katha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. — 2017. — Vol. IX. — № 1. — P. 301-311.
2. Savchenkov, A. V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of hightech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises [Text] / A. V. Savchenkov // Revista ESPACIOS. — 2017. — Vol. 38 — № 40. — P. 35.
3. Савченков, А. В. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза [Текст] / А. В. Савченков, Е. А. Гна-тышина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 4. — С. 44-48.
4. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : [утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р]. — Режим доступа: https:// asi.ru/staffing/dualeducation/docs/2_z4CAed312Z9quOQ9h7jN.pdf.
5. Гордеева, Д. С. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики / Д. С. Гордеева, А. В. Савченков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 7. — С. 30-35.
6. Гнатышина, Е. А. Организация сетевого взаимодействия профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями с целью
реализации дуального обучения [Текст] / Е. А. Гнатышина, А. В. Савченков, П. В. Лизунов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. — № 7. — С. 54-58.
7. Савченков, А. В. Преемственность ссуза и вуза, как форма интеграции в образовании [Текст] / А. В. Савченков // Азимут научных исследований : педагогика и психология. — 2016. — Т. 5. — № 3 (16). — С. 146-149.
8. Сергеев, Г. Г. Некоторые аспекты развития моделей профессионального обучения в России и Германии [Электронный ресурс] / Г. Г. Сергеев. — Режим доступа: ЬИр:/^оср!ауег. ru/64509726-Nekotorye-aspekty-razvitiya-modeley-professionalnogo-obucheniya-v-rossii-i-germanii.htm!.
9. История среднего профессионального образования в России [Текст] / рук. авторского коллектива В. М. Жураковский. — НМЦ СПО, 2000. — 704 с.
10. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyOb ukhty.pdf.
11. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
For citation: Lizunov, P. V. Net interaction between VET institutions, general educational institutions and enterprises as a form of effective vocational orientation [Text] / P. V. Lizunov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 81-85.
NET INTERACTION BETWEEN VET INSTITUTIONS, GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND ENTERPRISES AS A FORM OF EFFECTIVE VOCATIONAL ORIENTATION
P. V. Lizunov
The article deals with the issue of the net interaction between VET institutions, general educational institutions and enterprises and the possibilities of the net interaction in vocational orientation. The article presents also the possibilities of the educational cluster construction in the Ust-Katav district.
Key words: net interaction, VET institution, enterprise-stakeholder, educational cluster.
References
1. Gertsog G.A., Danilova V.V., Korneev D.N., Savchenkov A.V., Uvarina N.V. Professional identity for successful adaptation of students — a participative approach. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 2017, no. 1, Vol. IX, pp. 301-311.
2. Savchenkov A.V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises. Revista ESPACIOS, 2017, no. 40, vol. 38, 35 p.
3. Savchenkov A.V., Gnatyshina E.A. Istoriko-pedagogicheskii analiz problemy setevogo vzaimo-deistviya uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya i vuza. Vestnik Chelyabinskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 4, pp. 44-48. (In Russian)
4. Kompleks mer, napravlennykh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya, na 2015-2020 gody. [utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federa-tsii ot 3 marta 2015 g. № 349-r], available at: https://asi.ru/staffing/dualeducation/docs/2_z4CAe-d312Z9quOQ9h7jN.pdf.
5. Gordeeva D.S., Savchenkov A.V. Aktual'nye problemy vzaimodeistviya vuzov s real'nym sek-torom ekonomiki. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 7, pp. 30-35. (In Russian)
6. Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V., Lizunov P.V. Organizatsiya setevogo vzaimodeistviya professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya s predpriyatiyami i obshcheobrazovatel'nymi or-ganizatsiyami s tsel'yu realizatsii dual'nogo obucheniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 7, pp. 54-58. (In Russian)
7. Savchenkov A.V. Preemstvennost' ssuza i vuza, kak forma integratsii v obrazovanii. Azimut nauchnykh issledovanii : pedagogika i psikhologiya, 2016, no. 3, i. 16, vol. 5, pp. 146-149. (In Russian)
8. Sergeev G.G. Nekotorye aspekty razvitiya modelei professional'nogo obucheniya v Rossii i Germanii, available at: http://docplayer.ru/64509726-Nekotorye-aspekty-razvitiya-modeley-profes-sionalnogo-obucheniya-v-rossii-i-germanii.html.
9. Istoriya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii. NMTs SPO, 2000. 704 p. (In Russian)
10. Pasport prioritetnogo proekta «Obrazovanie» po napravleniyu "Podgotovka vysokokvali-fitsirovannykh spetsialistov i rabochikh kadrov s uchetom sovremennykh standartov i peredovykh tekhnologii" ("Rabochie kadry dlya peredovykh tekhnologii"), available at: http://static.government.ru/ media/fi lesA7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf.
11. Sichinskii E.P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi : tsennostno-orientatsion-nyi kontekst. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 2, i. 10, pp. 9-12. (In Russian)
Лизунов Павел Владимирович, директор ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», Челябинская обл., г. Усть-Ка-тав, e-mail: pl.22@mail.ru
Lizunov P. V., director, Ust-Katav industrial and technological technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: pl.22@mail.ru
Сведения для цитирования: Олейников, А. А. Традиции как условие создания безопасного медиаобразовательно-го пространства [Текст] / А. А. Олейников, А. А. Мукашева, Г. А. Олейников // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 85-92.
УДК 004 ББК 74.200
ТРАДИЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОГО МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
А. А. Олейников, А. А. Мукашева, Г. А. Олейников
Длительное время традиции как форма воспитания были второстепенными, так как считалось, что они лишь связаны с прошлым культуры, утратили новизну и символизирует некий застой. В статье авторы на основе работ передовых ученых-педагогов раскрывают пути реализации традиций качества инновационного педагогического инструмента — условий, позволяющих воспитать интерактивную личность, создать безопасное медиаобразовательное пространство, сформировать опыт применения традиции как основу интернет-контента, воспитания и обучения, проектирования и наполнения медиаобразовательного пространства информацией позитивного содержания.
Ключевые слова: традиции, медиаобразовательное пространство, безопасность, интернет-контент, целевые ориентиры.
В условиях информационного общества наиболее эффективным средством формирования массового сознания выступает интернет и образованные на его основе социальные сети. Одним из инструментов работы в интернете является интернет-контент, т. е. информационное наполнение, которое включает тексты, графику, мультимедиа и иное информационно
значимое содержание сайта, блога и т. п. Контент, в свою очередь, служит основой медиа-образования.
В настоящее время одной из основных функцией системы образования является создание условий для безопасного медиаобразова-ния, в этой связи становится все более очевидной необходимость выявления новых ресурсов,