Научная статья на тему 'Внедрение элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий'

Внедрение элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ-СТЕЙКХОЛДЕР / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION QUALITY / NET COOPERATION / VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION / ENTERPRISE-STAKEHOLDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунов П. В., Савченков А. В.

Данная статья посвящена актуальной теме, а именно организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий как фактора повышения качества образования. Сетевое взаимодействие является организационной основой для реализации дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунов П. В., Савченков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE DUAL EDUCATION ELEMENTS IN THE FRAMES OF THE NET COOPERATION BETWEEN VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS AND ENTERPRISES

This article deals with the topical issue of the organization of the net cooperation between the vocational education institutions and enterprises as a factor of education quality improvement.

Текст научной работы на тему «Внедрение элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Сведения для цитирования: Лизунов, П. В. Внедрение элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий [Текст] / П. В. Лизунов, А. В. Савчен-ков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 61-64.

УДК 377 ББК 74.57

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

П. В. Лизунов, А. В. Савченков

Данная статья посвящена актуальной теме, а именно организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий как фактора повышения качества образования. Сетевое взаимодействие является организационной основой для реализации дуального обучения.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, дуальное обучение, профессиональная образовательная организация, предприятие-стейкхолдер, качество профессионального образования.

В 2017 г. на базе Усть-Катавского индустриально-технологического техникума открыта инновационная площадка «Сетевое взаимодействие профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа реализации дуального обучения». Основной задачей данной инновационной площадки является теоретическое обоснование и внедрение на практике элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия с предприятием-стейкхолдером.

В диссертационном исследовании А. И. Лыжина [1] сетевое взаимодействие рассматривается как система взаимодействия профессиональных образовательных организаций, науки, предприятий реального сектора экономики, что

в совокупности позволяет вывести качество образовательных услуг на новый уровень, сделать его доступным для всех слоев населения, повысить профессиональную компетентность педагогов СПО, внедрить в образовательный процесс новые технологии производства.

Сетевое взаимодействие профессиональной образовательной организации и предприятия дает возможность:

- рационально и эффективно распределять экономические, интеллектуальные и управленческие ресурсы обеих организаций;

- учитывать интересы всех субъектов сетевого взаимодействия;

- обеспечивать непосредственный взаимовыгодный контакт между участниками сетевого взаимодействия;

- построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого из обучающихся в рамках сетевого взаимодействия;

- пользоваться общими интересами сети для каждого из участников сетевого взаимодействия;

- применять новые образовательные методики и технологии;

- внедрять в процесс обучения информационные обучающие системы;

- разрабатывать и внедрять модульные технологии обучения на основе ключевых требований работодателя к профессиональным компетенциям выпускника;

- внедрять элементы дуального обучения для повышения качества подготовки обучающихся.

Сетевое взаимодействие открывает возможность для профессиональной образовательной организации выйти на рынок образовательных услуг с востребованным продуктом, так как образование с элементами дуального обучения во многом гарантирует последующее трудоустройство на предприятии. Сетевое взаимодействие позволяет предприятию получить недостающие высококвалифицированные кадры, а профессиональной образовательной организации — получить современную базу практики, на которой не только обучающиеся, но и мастера производственного обучения и преподаватели будут осваивать современное производственное оборудование. Сетевое взаимодействие позволяет профессиональной образовательной организации расширить список оказываемых образовательных услуг, получить экспертную оценку их качества со стороны представителей предприятия.

Однако на сегодняшний день в развитии сетевого взаимодействия есть ряд серьезных проблем, на которые следует обратить внимание:

- отсутствие системы эффективного обмена и трансляции лучших практик отечественных и зарубежных вузов, техникумов, колледжей;

- осуществление не в полной мере горизонтального сотрудничества между кафедрами и преподавателями различных образовательных организаций;

- недостаточное участие представителей бизнеса в образовательных проектах, в решении образовательных, исследовательских и практических задач;

- фактическое отсутствие финансирования инициатив, связанных с развитием и модернизацией образовательного процесса в контексте сетевого взаимодействия;

- отсутствие технического, технологического и дидактического сопровождения процесса

сетевого взаимодействия, нормативного и правового регулирования этого процесса;

- отсутствие стандартов сетевых программ и инструментов трактовки результатов образования [2; 3].

Перейдем к анализу понятия «дуальное обучение». С точки зрения Г. А. Яркова, дуальное обучение — это форма подготовки кадров, которая предусматривает сочетание обучения в профессиональной образовательной организации с периодом практической производственной деятельности на базе предприятия. Под дуальным обучением понимается система методов, форм, приемов, педагогических техник в условиях профессиональной подготовки на основе взаимодействия предприятия и профессиональной образовательной организации [4].

Реализация элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий позволит:

- готовить квалифицированных рабочих с учетом запросов их непосредственных работодателей;

- готовить рабочих с гибкой квалификацией, мобильных, способных работать в различных сферах производства;

- реализовать на практике дуальный принцип обучения, интегрировать теорию и практику, развивать у студентов техническое мышление, внедрять кейс-ориентированное обучение;

- осуществлять профессиональное обучение в реальных жизненных условиях, на учебном рабочем месте;

- будущим рабочим развить коммуникативные навыки, адаптироваться в коллективе предприятия, познать корпоративную культуру;

- организовать тесное взаимовыгодное сотрудничество между профессиональной образовательной организацией и предприятием в рамках разработки нового профиля подготовки, работодателям участвовать в оценке качества образования;

- обучающимся проходить практику на новейшем технологическом оборудовании;

- профессиональным образовательным организациям получать дополнительное финансирование со стороны заинтересованного предприятия [5-7].

Подводя итоги вышесказанного, отметим, что реализация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий с целью реализации дуального обучения позволит повысить качество образовательных услуг и удовлетворить потребности предприятий в высококвалифицированных кадрах.

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Библиографический список

1. Лыжин, А. И. Подготовка будущих мастеров производственного обучения к организации учебно-производственного процесса в условиях сетевого взаимодействия [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. И. Лыжин. — Екатеринбург, 2017. — 219 с.

2. Савченков, А. В. Преемственность ссуза и вуза, как форма интеграции в образовании [Текст] / А. В. Савченков // Азимут научных исследований : педагогика и психология. — 2016. — Т. 5. — № 3 (16). — С. 146-149.

3. Гнатышина, Е. А. Реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования [Текст] / Е. А. Гнатышина, А. В. Савченков, Е. В. Евплова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. — № 5. — С. 41-45.

4. Кутумова, А. А. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза [Текст] / А. А. Кутумова, Г. А. Яркова // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 4 (ч. 1). — С. 139-142.

5. Gertsog, G. A. Professional identity for successful adaptation of students — a participative approach [Text] / G. A. Gertsog, V. V. Danilova, D. N. Korneev, A. V. Savchenkov, N. V. Uvarina // Rup-katha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. — 2017. — Vol. IX. — № 1. — P. 301-311.

6. Savchenkov, A. V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of hightech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises [Text] / A. V. Savchenkov // Revista ESPACIOS. — 2017. — Vol. 38 — № 40. — P. 35.

7. Гнатышина, Е. А. Организация сетевого взаимодействия профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями с целью реализации дуального обучения [Текст] / Е. А. Гнатышина, А. В. Савченков, П. В. Лизунов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. — № 7. — С. 54-58.

For citation: Lizunov, P. V Introduction of the dual education elements in the frames of the net cooperation between vocational education institutions and enterprises [Text] / P. V Lizunov, A. V Savchenkov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 61-64.

INTRODUCTION OF THE DUAL EDUCATION ELEMENTS IN THE FRAMES OF THE NET COOPERATION BETWEEN VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS AND ENTERPRISES

P. V. Lizunov, A. V. Savchenkov

This article deals with the topical issue of the organization of the net cooperation between the vocational education institutions and enterprises as a factor of education quality improvement.

Key words: net cooperation, dual education, vocational education institution, enterprise-stakeholder, vocational education quality.

References

1. Lyzhin A.I. Podgotovka budushchikh masterov proizvodstvennogo obucheniya k organizat-sii uchebno-proizvodstvennogo protsessa v usloviyakh setevogo vzaimodeistviya. Diss. kand. ped. Nauk. Ekaterinburg, 2017. 219 p. (In Russian)

2. Savchenkov A.V. Preemstvennost' ssuza i vuza, kak forma integratsii v obrazovanii. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya, 2016, vol. 5, no. 3, i. 16, pp. 146-149. (In Russian)

3. Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V., Evplova E.V. Realizatsiya printsipa preemstvennosti v usloviyakh setevogo vzaimodeistviya organizatsii srednego professional'nogo i vysshego obra-zovaniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 5, pp. 41-45. (In Russian)

4. Kutumova A.A., Yarkova G.A. Dual'naya sistema obucheniya kak tekhnologiya podgotov-ki bakalavrov professional'nogo obucheniya v sovremennykh usloviyakh pedagogicheskogo vuza. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 4, part 1, pp. 139-142. (In Russian)

5. Gertsog G.A., Danilova V.V., Korneev D.N., Savchenkov A.V., Uvarina N.V. Professional identity for successful adaptation of students — a participative approach. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 2017, no. 1, Vol. IX, pp. 301-311.

6. Savchenkov A.V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises. Revista ESPACIOS, 2017, no. 40, vol. 38, 35 p.

7. Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V., Lizunov P.V. Organizatsiya setevogo vzaimodeistviya professional'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya s predpriyatiyami i obshcheobrazovatel'nymi or-ganizatsiyami s tsel'yu realizatsii dual'nogo obucheniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 7, pp. 54-58. (In Russian)

Лизунов Павел Владимирович, директор ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», Челябинская обл., г. Усть-Катав, e-mail: [email protected]

Савченков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, е-mail: [email protected]

Lisunov P. V., director, Ust-Katav industrial and technological technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]

Savchenkov A. V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Chelyabinsk, е-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Пименова, Н. А. Система наставничества как инструмент управления самообучающейся профессиональной образовательной организацией [Текст] / Н. А. Пименова, Е. В. Годлевская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 64-67.

УДК 377 ББК 74.57

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Н. А. Пименова, Е. В. Годлевская

Возникновение в обществе новых условий, влияющих на качество подготовки квалифицированной рабочей силы, ведет к необходимости повышения инновационного потенциала профессиональных образовательных организаций. Используя в качестве методологического приема сопоставление подходов четырех научных дисциплин (философии, психологии, системного анализа и методологии), рассмотрим построение модели управления самообучающейся профессиональной образовательной организацией средствами системы наставничества. В статье раскрывается смысл категории «самообучающаяся профессиональная образовательная организация» и описываются основополагающие положения данной концепции.

Ключевые слова: самообучающаяся профессиональная образовательная организация, управление, система наставничества, нормативная модель.

Динамичное развитие социума влечет за собой необходимость постоянного переориентирования системы профессионального образования, выполняющей функцию воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Процессы изменения целей, появления новых функций, расширения границ содержания обучения диктуют профессиональной образовательной ор-

ганизации необходимость постоянно повышать свой инновационный потенциал. Это, в свою очередь, возможно только через всеобщее сознательное непрерывное и интегративное обучение каждого сотрудника организации.

В исследованиях по теории развития и управления организациями с 80-х годов XX в. профессором Массачусетского технологического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.