Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ / В. В. Истомина, Н. А. Конышева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 91-97.
УДК 37.048.45 ББК 74.200.52
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
В. В. Истомина, Н. А. Конышева
В статье рассматривается проблема повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ, ее актуальность для системы среднего профессионального образования и пути повышения профессионального самоопределения школьников. Представлен опыт профориентационной работы ГБПОУ СПО «Юрюзанский технологический техникум» и направления ее совершенствования в рамках деятельности региональной инновационной площадки.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, уровни профессионального самоопределения, профориентационная работа, методы профориентационной работы, профессиональная навигация, навигатор по профессиям.
Проблема профессионального самоопределения решается уже более ста лет. Наиболее актуальной она стала в связи с появлением ряда нормативных документов Правительства РФ, направленных на профессиональную ориентацию, навигацию молодежи:
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 366-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий» (ред. от 23.11.2017);
- Послание Президента Федеральному Собранию от 001.03.2018, включающее запуск проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее»;
- Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 03.09.2018.
Для решения обозначенной проблемы в рамках Челябинской области ежегодно проводится региональный конкурс интернет-проектов «Я выбираю профессию» [1]. Необхо-
димость совершенствования форм и методов профориентационной работы ПОО подчеркивают руководители и работники ПОО, предлагая различные современные профориентационные мероприятия [2].
Цель данной статьи — обозначить пути повышения профессионального самоопределения школьников, представить опыт профориентаци-онной работы ГБПОУ СПО «Юрюзанский технологический техникум» (ЮТТ) и направления ее совершенствования в рамках работы региональной инновационной площадки.
История развития проблемы профессионального самоопределения школьников всесторонне рассмотрена в статье Е. П. Сичин-ского [3]. Автор указывает, что до 1990-х годов профессиональное самоопределение рассматривалось как синоним профессиональной ориентации, ценность рабочего класса была высока. Современное же представление о профессиональном самоопределении намного сложнее. Оно формируется не только благодаря профори-ентационной работе ПОО, но и на основе жизненных целей личности, ценностей ее окружения, семьи, отношения к рабочим профессиям, популярности ПОО среди молодежи.
В рамках нашего исследования под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации; форму личностного выбора, отражающую процесс поиска,
а также приобретения профессии. Однако профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии, оно осуществляется в течение всей профессиональной жизни, человек постоянно анализирует, переосмысливает свои цели и способы их достижения.
Этот процесс связан с поэтапным принятием решения, позволяющим установить баланс между предпочтениями, интересами личности и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества. Несомненно, важным этапом профессионального самоопределения является выбор профессии по окончании школы.
Для определения уровня профессионального самоопределения молодежи мы проанкетировали около 600 школьников (9-10-е классы) городов Юрюзани и Трехгорного, 250 студентов
I курса ЮТТ. Для опроса использовалась анкета «Профессиональное самоопределение», разработанная на основе «Анкеты для выявления уровня социальной зрелости учащихся» [4; 5]. Социальная зрелость неразрывно связана с профессиональным самоопределением личности, так как оба этих понятия характеризуются самостоятельностью в принятии решения, устойчивой направленностью личности на получение конкретной профессии. Результаты опроса показали, что лишь 21,5 % школьников и 31,8 % студентов находятся на оптимальном уровне профессионального самоопределения (табл. 1, рис. 1), что подтверждает необходимость детальной проработки вопроса о профессиональной навигации молодежи, совершенствовании программы профориентации молодежи.
Результаты опроса по определению уровня профессионального самоопределения школьников и студентов (в %)
Таблица 1
Категории проанкетированных Критический уровень Допустимый уровень Оптимальный уровень
Школьники 31,5 47 21,5
Студенты 16,6 51,6 31,8
И (и да о ч
¡Г
60 50 40 30 20 10 0
школьники студенты опрашиваемые
Рис. 1. Результаты опроса по определению уровня профессионального самоопределения школьников и студентов
■ критическим В допустимый □ оптимальный
Представим характеристики уровней профессионального самоопределения личности.
- Оптимальный уровень: сформированные ценностные ориентации в сфере образования и в профессиональной сфере; ориентир на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала; реалистичные представления относи-
тельно своих жизненных перспектив, профессиональный выбор конкретен.
- Допустимый уровень: преобладание мотивов престижа и благополучия, характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, подверженность ситуативному влиянию.
- Критический уровень: выраженное отсутствие интереса к учебе, доминирование мотивов
обязанности и избегания неприятностей, ценностные ориентации преимущественно не связаны с учебой и получением профессии.
Проблема профессионального самоопределения личности разносторонне изучалась в работах Н. С. Пряжникова [6], Е. А. Климова [7],
Э. Ф. Зеера [8] и других авторов. Вместе с тем современность вносит свои коррективы в данный процесс.
Мы проанализировали методы профориентационной работы, используемые ЮТТ, на основании работ Н. С. Пряжникова [6, с. 81-86] (табл. 2).
Таблица 2
Методы профориентационной работы Юрюзанского технологического техникума
Методы (по Н. С. Пряжникову) Периоды обучения Перспектива
2016-17 2017-18 2018-19
Информационно-справочные, просветительские методы
Профессиограммы — краткие описания профессий - - - +
Информационно-поисковые системы (в том числе интернет-сайты) - - - +
Профессиональная реклама и агитация + + + +
Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения + + + +
Встречи школьников со специалистами по различным профессиям + + + +
Познавательные и просветительские лекции по вопросу самоопределения - - - -
Профориентационные уроки со школьниками - - - +
Учебные фильмы - - - +
Использование средств массовой информации + + + +
Ярмарки профессий и их модификации - - + +
Методы профессиональной психодиагностики
Беседы-интервью - - - -
Опросники + + + +
Методы наблюдения - - - -
Сбор косвенной информации от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов - - - -
Профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе - - - +
Использование различных игровых и тренинговых ситуаций - + + +
Методы морально-эмоциональной поддержки
Группы общения (например, клубы ищущих работу) - - - +
Тренинги общения - - - -
Пламенные публичные выступления - - - -
Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга + + + +
Личное обаяние профконсультанта + + + +
Различные положительные (успешные) примеры самоопределения - - - -
Праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий + + + +
Методы оказания помощи в конкретном выборе и п жнятии решения
Построение цепочки основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив - - - +
Построение системы различных вариантов действий школьника (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели - - - +
Окончание таблицы 2
Методы (по Н. С. Пряжникову) Периоды обучения Перспектива
2016-17 2017-18 2018-19
Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии - - - +
Основываясь на типологии методов профориентации Н. С. Пряжникова, мы определили пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ за счет повышения информированности школьников о профессиях (специальностях) ЮТТ и перспективах их профессионального развития.
1. Совершенствование работы сайта и социальных страниц ЮТТ:
- размещение профессиограмм, интересных и доступных для понимания школьников;
- использование информационно-поисковых систем;
- размещение учебных фильмов, видеороликов мастер-классов;
- реализация методов оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения с помощью создания страницы сайта «Навигатор по профессиям ЮТТ».
2. Профориентационные мероприятия:
- профориентационные уроки со школьниками;
- профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе;
- группы общения (например, «Клуб будущих поваров»).
Анализ методов профориентационной работы, используемых в ЮТТ, показал, что в наименьшей степени задействованы в профориентации методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Вместе с тем именно эти методы позволяют школьникам систематизировать информацию, предлагаемую им образовательными организациями. Представленные методы помогают определить направление продвижения школьника к выбору профессии (например, посещение экскурсий), выбор профессии и определение последующих действий для своего профессионального развития. В этом и заключается смысл профессионального самоопределения — поиск и приобретение профессии.
Как отмечает Н. С. Пряжников, главная (идеальная) цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, кор-
ректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Представленные пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся тесно связаны с работой инновационной площадки, организованной на базе Юрюзанского технологического техникума, по теме «Формирование единого информационного пространства как условие профессиональной навигации в малом городе». Работа инновационной площадки направлена на повышение уровня профессионального самоопределения школьников, в том числе с помощью использования информационных ресурсов сети Интернет, в частности, разработка и запуск страницы «Навигатор по профессиям ЮТТ» на сайте ЮТТ.
Под профессиональной навигацией мы понимаем процесс определения личностью направления своей будущей профессиональной деятельности, цели и способов ее достижения посредством профессиональных образовательных программ.
В отличие от профессиональной ориентации, направленной на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии, профессиональная навигация позволяет личности определить способ получения профессии и направления ее дальнейшего профессионального развития.
Цель профессиональной навигации: профессиональное самоопределение, свободный и осознанный выбор выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.
Профессиональная навигация будет осуществляться с помощью интернет-страницы «Навигатор по профессиям ЮТТ» на сайте ЮТТ.
О возможностях официального сайта профессиональной образовательной организации в рамках профориентационной работы и способах привлечения абитуриентов с помощью социальных страниц ПОО рассказала в своей статье О. В. Башарина [9]. Для внутренней профессиональной навигации студентов ПОО
возможно использование электронного ресурса «Виртуальная доска почета», позволяющего отразить процесс профессионального становления студента и рост его успешности. И. Р. Сташ-кевич и О. В. Башарина представили нормативно-правовую основу данного ресурса [10]. Также интересным для нас является интернет-ресурс профориентационной направленности «Атлас профессий» [11]. В нем раскрывается информация о профессиях и специальностях, по которым осуществляется обучение в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
Мы проанализировали некоторые сайты, связанные с профориентацией, профнавига-цией, и можем отметить, что, в соответствии с распоряжениями президента РФ, усилилась работа по самоопределению школьников, реализуется проект «Билет в будущее» http://bilet-help.worldskills.ru/, https://bilet.worldskills.ru/.
Также активизировались различные образовательные и коммерческие организации, разработаны сайты: proforientator.ru, prof-navigator. org, proforientatsia.ru, chelyabinsk.ucheba.ru.
Изучая работу перечисленных сайтов, можно отметить в качестве положительных моментов: наличие тестов, описаний профессий, видеоматериалов, онлайн-консультаций.
Выявленные недостатки заключаются в следующем: многие услуги по профориентации платные, нет перехода от результатов тестиро-
вания к конкретным профессиям, информация представлена преимущественно в текстовом виде, много рекламы образовательных организаций, требуется обязательная регистрация перед прохождением тестирования.
Анализ сайтов помог нам выделить требования к информационным ресурсам, направленным на повышение профессионального самоопределения молодежи, в том числе школьников:
- последовательный переход от тестов к конкретным профессиям;
- минимум текста;
- схемы, рисунки;
- наличие профессиограмм, интересных и доступных в понимании для школьников;
- размещение учебных фильмов, видеороликов мастер-классов;
- понятный навигатор по сайту;
- результат работы с навигатором по профессиям представлен графически;
- онлайн-консультации;
- онлайн-подача заявлений на интересующий курс обучения.
Представленные требования легли в основу разработки интернет-страницы «Навигатор по профессиям ЮТТ» на сайте ЮТТ.
Таким образом, подчеркнув актуальность проблемы профессионального самоопределения школьников, мы предлагаем пути ее решения на примере работы ЮТТ.
Библиографический список
1. Сташкевич, И. Р. Конкурс интернет-проектов как проекция информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО / И. Р. Сташкевич, О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 4. — С. 65-70.
2. Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: Опыт и проблемы // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 103-118.
3. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи: Ценностно-ориента-ционный контекст / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
4. Анкета для выявления уровня социальной зрелости учащихся. — иРЬ: https://pandia.ru/ text/79/159/6447.php (дата обращения: 02.06.2019).
5. Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников. — и^: https:// ru.calameo.com/books/0041684847f4410938201 (дата обращения: 02.06.2019).
6. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика / Н. С. Пряж-ников. — Москва : Академия, 2007. — 501 с.
7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — Москва : Академия, 2004. — 304 с.
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб., доп. — Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. — 336 с.
9. Башарина, О. В. Возможности официального сайта профессиональной образовательной организации для привлечения абитуриентов / О. В. Башарина, Л. М. Мифтахова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 2 (14). — С. 80-85.
10. Сташкевич, И. Р. Электронный ресурс «Виртуальная доска почета» как элемент проф-ориентационной работы профессиональной образовательной организации / И. Р. Сташкевич, О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 82-86.
11. Сташкевич, И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: Проблемы и перспективы : сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (Красноярск, 23-27 ноября 2015 г.). — Красноярск : Науч.-информ. центр, 2016. — С.304-310.
For citation: Istomina, V. V. Ways to increase the level of professional self-determination of students in general educational schools / V. V Istomina, N. A. Konysheva // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 3 (23). — P. 91-97.
WAYS TO INCREASE THE LEVEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS
V. V. Istomina, N. A. Konysheva
The article discusses the problem of increasing the level of professional self-determination of students comprehensive schools, its relevance to the system of secondary vocational education and ways to improve professional self-determination of students. The experience of career guidance work of Yuryuzansky Technological College and the directions of its improvement in the framework of the regional innovation platform are presented.
Key words: professional self-determination, levels of professional self-determination, career guidance, methods of career guidance, professional navigation, navigator by profession.
References
1. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Konkurs internet-proektov kak proekcija informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti pedagogov SPO [Competition of Internet projects as a projection of information and communication competence of teachers of STR], Innovacionnoe razvi-tie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education] 2017, no. 4, pp. 65-70. (In Russian)
2. Vybor professii i lichnostno-professional'noe samoopredelenie molodezhi: Opyt i problemy [The choice of profession and personal-professional self-determination of youth: Experience and problems], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 2 (10), pp. 103-118. (In Russian)
3. Sichinsky E. P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: Cennostno-orientacionnyj kontekst [Professional youth self-determination: Value-orientational context], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, no. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)
4. Anketa dlja vyjavlenija urovnja social'noj zrelosti uchashhihsja, available at: https://pandia.ru/ text/79/159/6447.php (accessed: 02.06.2019). (In Russian)
5. Metodika vyjavlenija urovnja social'noj zrelosti vypusknikov, available at: https://ru.calameo. com/books/0041684847f4410938201 (accessed: 02.06.2019). (In Russian)
6. Pryazhnikov N. S. Professional'noe samoopredelenie: Teorija i praktika [Professional self-determination: Theory and practice]. Moscow, Akademija, 2007, 501 p. (In Russian)
7. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Psychology of professional self-determination: textbook. manual for students of higher. ped. inst. textbook]. Moscow, Akademija, 2004, 304 p. (In Russian)
8. Zeer E.F. Psihologija professij: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Psychology of professions: textbook. manual for university students]. Moscow, Akademicheskij Proekt, Yekaterinburg, Delovaja kniga, 2003, 336 p. (In Russian)
9. Basharina O. V., Miftakhova L. M. Vozmozhnosti oficial'nogo sajta professional'noj obrazovatel'noj organizacii dlja privlechenija abiturientov [Opportunities of the official website of a professional educational organization to attract applicants], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 2 (14), pp. 80-85. (In Russian)
10. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Jelektronnyj resurs «Virtual'naja doska pocheta» kak jelement proforientacionnoj raboty professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Electronic resource "Virtual Honor Board" as an element of career guidance work of a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 1 (13), pp. 82-86. (In Russian)
11. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa «Atlas professij» [Career guidance opportunities of the Internet resource "Atlas of professions"], Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: Problemy i perspektivy: sb. statej po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. (Krasnojarsk, 23-27 nojabrja 2015 g.) [Proc. Of All-Russian Scientific and Practical Conference «Professional self-determination of young people in the innovation region: Problems and prospects» (Krasnoyarsk, November 23-27, 2015)]. Krasnoyarsk, 2016, pp. 304-310. (In Russian)
Истомина Вероника Валерьевна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Конышева Надежда Александровна, методист ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум», Челябинская область, г. Юрюзань, e-mail: [email protected]
Istomina Veronika Valerievna, associate professor of the department "Development of the educational system", Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Konysheva Nadezhda Aleksandrovna, methodologist, Yuryuzansky Technological College, Chelyabinsk Region, Yuryuzan, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Кудряшова, Е. В. Студенческое самоуправление как фактор повышения уровня патриотизма студентов профессиональных образовательных организаций / Е. В. Кудряшова, Ю. Б. Переродина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 97-104.
УДК 371.8.07 ББК 74.57
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е. В. Кудряшова, Ю. Б. Переродина
В статье освещаются вопросы развития студенческого самоуправления в аспекте представлений о роли студенческих общественных объединений в патриотическом воспитании студентов. Названы принципы организации и деятельности студенческого самоуправления в современной профессиональной образовательной организации. Представлен опыт организации взаимодействия органов студенческого самоуправления с органами местного самоуправления и общественными организациями как возможность соединения интересов развития личности и самореализации с интересами государства в развитии сознательного гражданского общества и подготовке профессиональных кадров.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, самоорганизация, управленческая деятельность коллектива, воспитание патриотизма, общекультурные компетенции.
Идеи самоорганизации, в том числе и са- Ш. Фурье и др.) [1]. Человек живет в общест-моуправления, были интересны философам ве, поэтому решающую роль в его формиро-с древних времен (Платон, Аристотель, Т. Мор, вании играют взаимоотношения, в которые он