Научная статья на тему 'Конкурс интернет-проектов как проекция информационно-коммуникационной-компетентности педагогов СПО'

Конкурс интернет-проектов как проекция информационно-коммуникационной-компетентности педагогов СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СПО / VET-TEACHERS' INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / INTERNET-PROJECT / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / NET COMMUNITY / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / DISTANCE COURSE / ТЕМАТИЧЕСКИЙ САЙТ / THEMATIC SITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сташкевич И.Р., Башарина О.В.

Используя региональной конкурс интернет-проектов как площадку для проявления информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО Челябинской области, авторы исследуют развитие таковой. Совершенствование информационно-коммуникационной компетентности анализируется как с содержательной, так и с технологической стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сташкевич И.Р., Башарина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET-PROJECTS COMPETITION AS A PROJECTION OF VET-TEACHERS'' INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE

The paper analyses the regional internet-projects competition as a place for information and communication competence demonstration by the Chelyabinsk region VET-teachers. The authors study the development of such place. The improvement of information and communication competence is analysed from content and technological point of view.

Текст научной работы на тему «Конкурс интернет-проектов как проекция информационно-коммуникационной-компетентности педагогов СПО»

банка И. А. Строев оказал практическую помощь по проведению анализа отдельных статистических данных, разработке выводов и предложений, а также подсказал идеи для новых исследований. Работа участвовала во Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура» (результат — диплом лауреата I степени), в городском конкурсе ученических и студенческих научно-исследовательских работ Златоустовского городского округа (результат — I место).

Такое плодотворное сотрудничество позволяет развивать у студентов профессиональные компетенции.

Социальные партнеры являются активными консультантами в разработке рабочих программ и контрольно-измерительных материалов с учетом современных требований к производству, продукции, персоналу. Кроме того, они — независимые эксперты при проведении квалификационных экзаменов и защите дипломных работ. Огромная благодарность нашим социальным партнерам!

В настоящее время мы продолжаем работу по заключению договоров о взаимном сотрудничестве. В текущем учебном году в техникум

Библиографический список

поступили студенты специальности «технология продукции хлеба, кондитерских и макаронных изделий», которым уже на следующий год предстоит проходить практику. Поэтому совместно с заместителем директора по УПР С. Ю. Роговым мы побывали на Златоустов-ском хлебокомбинате и встретились с коммерческим директором А. В. Тарасовым, обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества. На следующий год после длительного перерыва будем набирать студентов специальности «страховое дело». Ведется работа по восстановлению связей с социальными партнерами и этого направления. В апреле в нашем техникуме проходил день открытых дверей. Помощь в презентации специальности «страховое дело» оказала начальник отдела страховой организации «Юж-урал-АСКО» Л. А. Марцинкевич.

Таким образом, в условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями образовательная организация сможет выполнять свое главное предназначение — давать качественную профессиональную подготовку по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

1. Мысляева, И. Н. Каким может быть социальное партнерство в России [Текст] : моногр. / И. Н. Мысляева. — М. : НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 48 с.

2. Кузнецов, А. И. Система взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями малого и среднего бизнеса как фактор эффективной подготовки кадров [Текст] / А. И. Кузнецов, Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 12-19.

3. Палкина, Г. Н. Повышение качества обучения в рамках социального партнерства в информационно-образовательном пространстве (из опыта проектного управления) [Текст] / Г. Н. Палкина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 45-51.

УДК 377:004 И. Р. Сташкевич, проректор Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: stashkevichiren@mail.ru О. В. Башарина, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: basholgachel@mail.ru

КОНКУРС ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТОВ КАК ПРОЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ СПО

Используя региональной конкурс интернет-проектов как площадку для проявления информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО Челябинской области, авторы исследуют развитие таковой. Совершенствование информационно-коммуникационной компетентности анализируется как с содержательной, так и с технологической стороны.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность педагогов СПО, профориентация, интернет-проект, сетевое сообщество, дистанционный курс, тематический сайт.

Социально-экономическая ситуация в стране изменяет рынок труда и повышает требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников СПО. Одним из обязательных компонентов, обеспечивающих получение качественного профессионального образования, является высокая профессиональная компетентность педагогических кадров. Требования к педагогам профессионального образования консолидированы в профессиональном стандарте, согласно которому педагоги должны среди прочего обладать знаниями об электронных образовательных и информационных ресурсах, необходимых для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, а также применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение; использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы [1].

Занимаясь изучением теоретических и практических основ развития информационно-образовательной среды профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО), мы неоднократно обращались к проблеме развития информационно-коммуникационной компетентности (далее — ИК-компетентность) педагогов СПО [2; 3].

В данной работе предпринята попытка посмотреть на проблему через призму областного конкурса интернет-проектов «Я выбираю профессию», который в 2013 г. проводился в регионе в соответствии с Постановлением правительства Челябинской области от 12.07.2011 № 228-11 «Об областной целевой программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы» [4], а далее ежегодно в соответствии с государственной программой Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2014-2019 годы [5]. Пятилетний юбилей конкурса определяет приоритетность профориентационной работы ПОО.

Основной целью данного конкурса является выявление лучшего опыта профориентаци-онной работы ПОО Челябинской области с использованием интернет-технологий.

Отметим, что актуальность интернет-проектов в современном обществе очень велика. Согласно данным Ме&а8Соре [6], в 2017 г. число пользователей сети Интернет в России насчитывает 87 миллионов человек (примерно 71 % населения страны). Средний возраст пользователей сети Интернет — немного старше 30 лет; наибольший опыт работы имеют люди от 21 года до 30 лет; мобильным интернетом чаще всего пользуется молодежь от 18 до 25 лет.

За пятилетнюю историю конкурса в нем участвовали проекты, представленные 41 ПОО, что составляет 91 % ПОО региона (табл. 1).

Таблица 1

Участие ПОО в областном конкурсе интернет-проектов «Я выбираю профессию»

№ Название образовательной организации 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Итого

1 ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум» + + + 3

2 ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум» + + 2

3 ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Ганиева» Не принимали участия

4 ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» + 1

5 ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» + + + + + 5

6 ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» + + + 3

7 ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» + + + 3

Продолжение таблицы 1

№ Название образовательной организации 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Итого

8 ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум» + 1

9 ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» + + + + + 5

10 ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум» + + 2

11 ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» + + + + + 5

12 ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум» + + + + + 5

13 ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» + + 2

14 ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум» + + 2

15 ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» + + + + + 5

16 ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» + 1

17 ГБПОУ «Миасский педагогический колледж» + + 2

18 ГБПОУ «Миасский строительный техникум» + 1

19 ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» + + + 3

20 ГБПОУ «Озерский технический колледж» + 1

21 ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» + + 2

22 ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж» г. Магнитогорск + + + 3

23 ГБПОУ «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина» Не принимали участия

24 ГБПОУ «Симский механический техникум» + + + + 4

25 ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж» + + 2

26 ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» + + + + 4

27 ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» + + 2

28 ГБПОУ) «Чебаркульский профессиональный техникум» + 1

29 ГБПОУ «Челябинский автотранспортный техникум» + + + 3

30 ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» + + 2

31 ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» + + 2

32 ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2» + + 2

33 ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» + + + 3

34 ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум» + + + 3

35 ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» + + + 3

Окончание таблицы 1

№ Название образовательной организации 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Итого

36 ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» + + + 3

37 ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» Не принимали участия

38 ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» + + 2

39 ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» + + + + + 5

40 ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» + 1

41 ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова» + + + 3

42 ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» + + + + + 5

43 ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» + + + 3

44 ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» + + + + 4

45 ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум» Не принимали участия

Анализ данных таблицы 1 показывает среди прочего способность и готовность педагогов ПОО разрабатывать профориентационные интернет-проекты по пятибалльной шкале:

35 30 25 20

§■ 15

о

т

10

01 т

I 5

от 0 в четырех образовательных организациях до 5 в семи ПОО региона.

За время проведения на конкурс был представлен 121 интернет-проект (рис. 1).

29

1

2013 2014 2015 2016 2017

Год проведения конкурса

Рис. 1. Количество интернет-проектов, представленных на конкурс профессиональными образовательными организациями

ИК-компетентность разработчиков проектов проявляется в том числе и в умении использовать различные технологические основы для разработки проектов. Отметим, что к участию в конкурсе допускались интернет-проекты, представленные в форме:

- тематического веб-сайта;

- профориентационного дистанционного курса по профессии;

- профессионального сетевого сообщества (блога, сообщества, группы в социальных сетях).

Все эти формы были использованы в ПОО для разработки интернет-проектов (рис. 2).

0

□ В структуре официального сайта ПОО ^ Отдельный Web-сайт ^ Дистанционный курс ■ Сетевое сообщество г Локальная версия

Рис. 2. Распределение интернет-проектов по форме представления

Обращает на себя внимание тот факт, что стабильно высоким остается количество проектов, размещенных в структуре официального сайта ПОО, однако в восемь раз возросло количество проектов, использующих сетевые сообщества. Это свидетельствует о том, что разработчики хорошо ориентируются в интернет-предпочтениях современной молодежи, т. е. говорит об их информационно-коммуникационной компетентности.

Традиционно содержательное наполнение интернет-проектов направлено на знакомство с сущностью профессии, ее историей, перспективами и вариантами трудоустройства. Объем и качество содержательного наполнения интернет-проектов растет с каждым годом, и если в 2013 г. оно было представлено лишь отдельными текстовыми файлами, то сегодня это достаточно разветвленная структура веб-страниц, которые содержат аудио- и видеоинформацию.

В 2017 г. содержательное наполнение интернет-проектов не ограничилось только традиционным описанием профессии. Златоустовский техникум технологий и экономики, победитель конкурса 2017 г., и Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова представили интернет-проекты, которые сопровождают их профори-ентационную работу. Они раскрыли направления взаимодействия с детскими садами, школами,

предприятиями; варианты кружковой работы с будущими абитуриентами; анкетные опросы, конкурсы, олимпиады, в которых принимают участие обучающиеся всех возрастных групп.

Интерактивность является одной из главных характеристик любого интернет-проекта. Для ее реализации ПОО активно используют профори-ентационное тестирование. Так, в 2016 г. победитель конкурса — Южно-Уральский государственный технический колледж — разработал интерактивную игру профориентационной направленности. Игроку, собравшему все атрибуты определенной профессии (специальности), предоставлялась широкая возможность знакомства с ней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участвуя в конкурсе интернет-проектов «Я выбираю профессию», разработчики из ПОО не только формируют интересную, значимую, востребованную информацию о профессии, но и осваивают новые информационные технологии, осуществляют апробацию программных продуктов, повышая свою ИК-компетентность. Осваиваются в том числе и новые конструкторы сайтов. Основными бесплатными онлайн-кон-структорами, которые используют разработчики для создания отдельных профориентацион-ных сайтов, являются Wix и Ucoz.

Как мы уже отмечали, последние два года увеличивается количество интернет-проектов

в форме сетевого сообщества. Первый опыт организации таких проектов был представлен в 2013 г., когда Южно-Уральский государственный технический колледж и Карталинский многоотраслевой техникум создали сетевые сообщества на странице официального сайта ПОО. Каслинский промышленно-гуманитарный техникум организовал сетевое сообщество в виде блога на портале LiveInternet.ru.

Вторая попытка организации сетевого сообщества была предпринята в 2016 г. Пять профессиональных образовательных организаций разместили свои сетевые сообщества в социальной сети «ВКонтакте». Три сетевых сообщества, созданные Симским механическим техникумом, Златоустовским техникумом технологий и экономики, Челябинским радиотехническим техникумом, существуют и активно работают и сегодня.

В 2017 г. было представлено уже восемь сетевых сообществ, размещенных в социальной сети «ВКонтакте». Сетевое сообщество Усть-Катавского индустриально-технологического техникума стало призером конкурса.

Реализация интернет-проекта в форме дистанционного курса была наиболее активно представлена в 2013 г. За время конкурса профессиональные образовательные организации разработали 10 профориентационных дистан-

Библиографический список

ционных курсов в системе управления обучением МооШе. Однако для использования в про-фориентационной работе такие курсы должны быть встроены в ее модель, для абитуриентов на этих курсах должны проводиться конкурсы по специальности, анкетирование, должны работать форумы. Отсутствие на курсах интерактивности препятствует их востребованности.

Кроме того, анализ конкурсных работ за пять лет показал, что сегодня из 94 проектов, созданных в 2013-2016 гг., наполняются информацией и выполняют профориентационную работу только 34 проекта. Это вынуждает признать, что системное использование интернет-технологий в ПОО еще не стало нормой, а создание проекта ради проекта, для того, чтобы принять участие в конкурсе, хотя и способствует совершенствованию ИК-компетентности разработчика, но не позволяет использовать мощнейший ресурс интернета для профориентационной работы.

Подводя итог, отметим, что современное общество требует включения интерактивных интернет-технологий во все направления деятельности ПОО. Поиск нового интерактивного содержания, новых технических и программных решений остается одной из важнейших задач совершенствования ИК-компетентности педагогов СПО.

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 608н]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71202838.

2. Сташкевич, И. Р. Проблема развития информационно-коммуникационной компетентности педагогов профессиональных образовательных организаций [Текст] / И. Р. Сташкевич, О. В. Башарина // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2014. — № 10. — Т. 1. — С. 381-388.

3. Сташкевич, И. Р. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич, О. В. Башарина // Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования : теория и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Челябинск, 26.01.2017). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2017. — С. 9-13.

4. Об областной целевой программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Челябинской области от 12.07.2011 № 228-П]. — Режим доступа: http://szn74.ru/LegalActs/ Show/172.

5. О государственной программе Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области» на 2014-2019 годы [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 340-П : с изменениями от 14.08.2017 № 412-П]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460210249.

6. Mediascope в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mediascope.net/ press/news/744498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.