УДК 373 ББК 74.200.52
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Е. В. Швачко
Современные условия жизни особенно остро поставили вопрос недостатка в высококвалифицированных рабочих кадрах. В статье предлагается пересмотреть элементы профессио-нально-ориентационной работы в интересах развития экономики страны в целом и региона в частности. Представлены исторические этапы появления профессиональных праздников, абсолютное большинство которых, по мнению автора, институционализируются в XX веке с появлением понятия «профессиональная квалификация». Специфика профессионального праздника выражается в его функциональной значимости для профессионального самоопределения и профессиональной ориентации личности, формирования профессиональной и корпоративной культуры.
Ключевые слова: профессия, профессиональная ориентация, профессиональный праздник, профессиональное самоопределение личности.
Инновационное развитие экономики страны актуализировало проблему нехватки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, что с необходимостью требует совершенствовать профориентационную работу для самоопределения подрастающего поколения в интересах региональной экономики [1]. Необходимо отметить, что такая работа может выстраиваться не только на уровне образовательной организации, но и на региональном уровне с привлечением современных информационных возможностей. Так, в Челябинской области не один год существует региональный конкурс интернет-проектов «Я выбираю профессию» [2], разработан, размещен в интернет-пространстве и постоянно обновляется интернет-ресурс «Атлас профессий» [3].
В своей статье мы хотели бы остановиться еще на одном возможном и, на наш взгляд, недостаточно используемом элементе профориен-тационной работы — профессиональных праздниках.
Профессиональный праздник — позитивное событие, которое представители многих профессий с нетерпением ждут каждый год. Есть города, где такие события становятся общим праздником. Например, в Челябинской области широко отмечается День металлурга. Есть свой праздник у военных и гражданских: строителей и энергетиков, медицинских работников и учителей, моряков и летчиков, автомобилистов и железнодорожников, юристов и экономистов, социальных педагогов, психологов и даже у сисадминов. Всех не перечесть, появление
новых специальностей привносит в наш календарь новые профессиональные праздники.
Вопрос о появлении первого профессионального праздника до сих пор не нашел отражения в литературе и остается неразъясненным. Где искать его корни? Не вызывает сомнений лишь то, что профессиональные праздники не могли появиться прежде, чем появились профессии.
Большой толковый словарь определяет профессию как «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования» [4]. Толковый словарь русского языка дает менее конкретное определение: «основной род занятий, трудовой деятельности» [5].
Первые профессионализации возникают, видимо, раньше, чем рождается цивилизация, и связаны они со жреческой и управленческой ролями: социально-мистические роли первобытных триб, такие как «вождь», «главный охотник», «шаман» и пр., уже можно счесть протопрофессиями. Окончательно профессионализация отдельных видов деятельности, по-видимому, формируется в эпоху Древней Месопотамии с появлением профессиональной армии, а также с социальным обособлением жреческого и чиновничьего корпуса.
В Древнем мире наиболее высокой степенью профессионализации отличалась римская культура. Это было связано с особенностями организации системы управления (узкоспециальные магистраты), совершенством технической базы ее развития, частновладельческим (классическим)
рабством и многими другими обстоятельствами. Римская культура отличалась и наибольшим числом заимствований из культуры иных народов, которые римляне покоряли или с которыми устанавливали равные формы отношений. Поэтому именно ее мы можем считать не столько классической, сколько наиболее универсальной культурой Древнего мира, представляющей как бы срез всех цивилизаций условного Запада и Ближнего и Среднего Востока.
Можно ли считать профессиональными наиболее древние ритуально-обрядовые традиции, связанные с традиционными для римского народа занятиями — пастушеством и земледелием? Как нам кажется, это было бы затруднительно, поскольку все ведение сельского хозяйства (а не только римская agriculture) было пронизано мистическими смыслами и обрядами. Без получения «одобрения» покровительствующего божества посредством совершения магического таинства приступать к какому-либо вообще делу считалось невозможным во всех культурах Древнего мира. Хотя пастушество, виноградарство, выращивание оливковых деревьев достигли в Риме высокого уровня и считались почетными занятиями, незазорными и для патриция. Вспомним, что сельским хозяйством, отойдя от власти, занимались и император Диоклетиан, и — гораздо раньше — диктатор Луций Корнелий Сулла. Но все же говорить о возникновении узкой деятельностной специализации, требующей отдельно получаемых знаний и квалифицируемой экспертными группами как профессия, в отношении этих отраслей еще рано. Поэтому такие празднества, как цереалии (в честь богини плодородия Цереры), консуалии (посвященные Консу, хранителю зерна и покровителю посевных работ), вакханалии (в честь Вакха — покровителя виноделия), луперкалии (Луперк, или Фавн, которому был посвящен праздник, был еще одним из покровителей плодородия) вряд ли можно счесть профессиональными. Зарождение всех их относится ко времени, когда римская культура была еще слабо расчленена и символически неустойчива (о чем свидетельствует то, что праздников, посвященных урожаю и его сбору, было как минимум три).
Помимо прочего, специфической чертой профессионального праздника является то, что его отмечают в первую очередь узкой социальной группой, занятой в данной профессии, и посвящен он собственно представителям этой социальной группы и их деятельности.
Идя от противного, мы не можем назвать профессиональным праздником торжества, свя-
занные с обязательными для выживания данного общества занятиями — а именно таковым являлся для любого общества, как минимум, до начала Нового времени, сельскохозяйственный труд. Конечно, и современное общество не может выжить без сельского хозяйства, но именно в Новое время происходит обмирщение этого занятия, прежде довольно рискованного, чересчур зависимого от непредсказуемых и не управляемых человеком факторов — погоды, появления вредителей, — а поэтому окруженного ореолом мистики, сопровождавшегося обязательными магическими ритуалами. Поэтому сельскохозяйственные праздники — от сикхского байсак-хи [6] до славянских осенин [7-9] — мы сразу исключаем из перечня возможных ранних профессиональных праздников.
Мы могли бы счесть одними из первых профессиональных праздников Древнего Рима эскулапии и вулканалии. Эскулапии в Древнем Риме праздновались 1 января — в день почитания бога Эскулапа, покровителя искусства врачевания. Однако, хотя врачебное дело можно отнести к числу первых профессий, поскольку оно соответствует обозначенным критериям, все же традиция празднования эскулапий не отвечает специальным критериям профессионального праздника. Вторым гипотетическим профессиональным праздником могли бы быть вул-каналии, посвященные покровителю кузнецов богу Вулкану, однако до нас дошли сведения о том, что этот праздник также отмечался широкими слоями населения, а не только кузнецами и близкими к ним ремесленниками.
Не обнаруживаются профессиональные праздники и в Средние века, когда большинство памятных дат было связано либо с сельскохозяйственным циклом, либо с христианской религией. Ярмарочные дни, которые можно было бы счесть профессиональным праздником купцов, не являются таковым в чистом виде, поскольку, во-первых, праздновались отнюдь не только купцами, во-вторых, были не столько праздничным днем, сколько днями концентрированного и наиболее интенсивного занятия прямым делом; в-третьих, купечество было институционализировано как сословие, а не как профессия; в-четвертых, сами ярмарки в эпоху Средневековья привязывались к иным праздникам, чаще всего церковным [10].
Э. Холл [11] приходит к выводу, что средневековые праздники, представлявшие собой памятные даты святых, карнавализацию повседневной рутины, служившую целям социальной стабилизации, закреплению сословных и ген-
дерных ролей, имели исключительно религиозную природу, в основе которой лежали либо христианство, либо сохранившиеся несмотря на христианское давление пережитки язычества.
В конечном счете и Новое время не стало эпохой появления профессиональных праздников. Возникающие в это время праздники часто уже не связаны с религией, но зато имеют политический характер, как например торжества периода Великой французской революции (им посвящен доклад М. Робеспьера «Об отношении религиозных и нравственных идей к республиканским принципам о национальных празднествах» [12]).
Абсолютное большинство профессиональных праздников институционализируется именно в XX столетии, впрочем, та часть из них, что связана со сферами деятельности, возникшими (но необязательно выделившимися узкоспециально) в эпоху Древнего мира и Средневековья, конечно, имеет укорененные там истоки.
Таким образом, мы можем заключить, что профессиональные праздники не имеют глубокой укорененности в традиционной культуре и появляются по историческим меркам недавно. Они связаны с культурой индустриального общества и возникновением такого понятия, как профессиональная квалификация.
Заметим, что появление такой новой категории, как профессиональный праздник, не приводит к уменьшению значимости национально-исторических памятных дат, религиозных праздников и т. п. Это связано, по-видимому, с разными формами культурной идентичности,
которые актуализуются в ходе празднования памятной даты.
Связь профессиональных праздников с теми или иными лицами, событиями или открытиями древней и средневековой истории носит апостериорный характер и является в какой-то мере симуляцией укорененности профессионального праздника в истории и культуре. Симуляция не носит негативного характера, она удовлетворяет культурную потребность поддерживать связь с предшествующими поколениями.
Представляется, что знание истории и особенностей профессионального праздника в профессиональном образовании может быть рассмотрено как движущие силы:
- для профессионального самоопределения и профориентации личности;
- формирования интереса к важности конкретных профессий в жизни человека и их значимости для общества;
- знания биографии и вклада выдающихся личностей в становление конкретной профессиональной сферы;
- использования праздничной площадки как трибуны для формирования приоритетных задач;
- формирования профессиональной и корпоративной культуры.
К профессиональному празднику можно приурочить конкурсы профмастерства, которые являются квинтэссенцией всего существующего в конкретном деле, а для подрастающего поколения могут стать профессиональным и жизненным ориентиром.
Библиографический список
1. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : Ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
2. Сташкевич, И. Р. Конкурс интернет-проектов как проекция информационно-коммуникационной компетентности педагогов сПо [Текст] / И. Р. Сташкевич, О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 4 (16). — С. 65-70.
3. Сташкевич, И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» [Текст] / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : проблемы и перспективы : сб. статей по материалам всеросс. науч.-практ. конф. — 2016. — С. 304-310.
4. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / гл. ред. С. А. Кузнецов. — Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/info/bts.
5. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. vedu.ru/expdic/27826.
6. Vaisakhi and the Khalsa [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/ religion/religions/sikhism/holydays/vaisakhi.shtml.
7. Атрошенко, О. В. Русская народная хрононимия : Системно-функциональный и лексикографический аспекты [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. Наук : 10.02.01 / О. В. Атрошенко. — Екатеринбург, 2013. — 28 с.
8. Логинов, К. К. Русский народный календарь Заонежья [Текст] / К. К. Логинов // Кижский вестник № 9 / ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи, 2004. — 318 с.
9. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян [Текст] / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1981. — 608 с.
10. Оглоблин, Н. Н. К истории Ирбитской ярмарки [Электронный ресурс] / Н. Н. Оглоб-лин. — Режим доступа: http://ostrog.ucoz.ru/news/k_istorii_irbitskoj_jarmarki/2012-06-21-804.
11. Hall, A. Traditional holidays during the fifteenth through seventeenth centuriesin England. — N.Y. : Edwin Mellen press, 2013. — 244 p.
12. Празднества Французской революции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/prazdnestva-francuzskoj-revolucii?tmpl=%2F system%2Fapp%2Ftemplates%2Fprint%2F&showPrintDialog=1.
For citation: Shvachko, E. V Professional holidays as an element of a professional orientation [Text] / E. V Shvachko // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 102-107.
PROFESSIONAL HOLIDAYS AS AN ELEMENT OF A PROFESSIONAL ORIENTATION
E. V. Shvachko
Modern living conditions have particularly acutely raised the issue of the lack of highly skilled workers. The article proposes to revise the elements of vocational orientation in the interests of the development of the country's economy as a whole and of the region in particular. The historical stages of the appearance of professional holidays are presented. The absolute majority of which, according to the author, are institutionalized in the 20th century with the emergence of the concept of "professional qualification". The specificity of a professional holiday is expressed in its functional significance for the professional self-determination and professional orientation of the individual, the formation of a professional and corporate culture.
Key words: profession, professional orientation, professional holiday, professional self-determination of a person.
References
1. Sichinskij E. P. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: Cennostno-orientacionnyj kon-tekst (Professional self-determination of youth: A value-oriented context), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, No. 2 (10), pp. 9-12. (In Russian)
2. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Konkurs internet-proektov kak proekcija informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti pedagogov SPO (The competition of Internet projects as a projection of the information and communication competence of teachers of secondary vocational education), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2017, No. 4 (16), pp. 65-70. (In Russian)
3. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa «Atlas professij» (Proceedings of the All-Russian Scientific Conference «Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy»), 2016, pp. 304-310. (In Russian)
4. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka (Great Dictionary of Russian language), gl. red. S. A. Kuznecov, available at: http://gramota.ru/slovari/info/bts. (In Russian)
5. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka(Explanatory dictionary of the Russian language), available at: https://www.vedu.ru/expdic/27826. (In Russian)
6. Vaisakhi and the Khalsa, available at: http://www.bbc.co.uk/religion/religions/sikhism/holy-days/vaisakhi.shtml. (In Russian)
7. Atroshenko O. V. Russkaja narodnaja hrononimija: Sistemno-funkcional'nyj i leksikogra-ficheskij aspekty. Extended abstract of candidate's thesis, Ekaterinburg, 2013, 28 p. (In Russian)
8. Loginov K. K. Russkij narodnyj kalendar' Zaonezh'ja (Russian folk calendar Zaonezhie), Kizhi, 2004, 318 p. (In Russian)
9. Rybakov B. A. Jazychestvo drevnih slavjan (Paganism of the ancient Slavs), Moscow, Nauka, 1981, 608 p. (In Russian)
10. Ogloblin N. N. K istorii Irbitskoj jarmarki (To the history of the Irbit fair), available at: http:// ostrog.ucoz.ru/news/k_istorii_irbitskoj_jarmarki/2012-06-21-804. (In Russian)
11. Hall A. Traditional holidays during the fifteenth through seventeenth centuriesin England, N.Y. : Edwin Mellen press, 2013, 244 p.
12. Prazdnestva Francuzskoj revoljucii (Festivals of the French Revolution), available at: http:// lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/prazdnestva-francuzskoj-revoludi?tmpl=%2F system%2Fapp%2Ftemplates%2Fprint%2F&showPrintDialog=1. (In Russian)
Швачко Елена Викторовна, доцент кафедры развития образовательных систем ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: w2905@mail.ru
Shvachko Elena Viktorovna, Associate Professor, Department "Development of the Educational System", Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: w2905@mail.ru