(П/рОФЕССИОНААЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
УДК 378.147
А. В. Наумова
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья рассматривает основные требования, предъявляемые в вузе к профессиональной подготовке бакалавра театрализованных представлений и праздников в соответствии с новым законом об образовании в Российской федерации. В статье даются ответы на следующие вопросы: каким должен быть режиссёр театрализованных представлений и праздников в современном обществе, согласно основным положениям ООП ВПО и «Закону об образовании РФ», а также — какими компетенциями должен владеть выпускник данного профиля.
Ключевые слова: образование, профессиональная подготовка, режиссёр театрализованных представлений и праздников, его компетентность.
A. V. Naumova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE DIRECTORS OF THE DRAMATIZED REPRESENTATIONS AND HOLIDAYS ACCORDING TO PROVISIONS OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARD
This article considers the main requirements imposed in higher education institution to vocational training of the bachelor of the dramatized representations and holidays according to the new law on education in the Russian Federation. In article answers to the following questions are given: what has to be the director of the dramatized representations and holidays in modern society, according to basic provisions of OOP VPO and "The law on formation of the Russian Federation", and also what competences the graduate of this profile has to own.
Keywords: education, vocational training, the director of the dramatized representations and holidays, his competence.
НАУМОВА АНГЕЛИНА ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры психологии и педагогики, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений Московского государственного университета культуры и искусств
NAUMOVA ANGELINA VLADIMIROVNA — doctoral student of Department of psychology and pedagogy, teacher of Department of directing theatrical performances, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected]
© Наумова А. В., 2014 203
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^
Модернизация образовательного процесса и повышение качества обучения, в том числе профессиональной подготовки режиссёров театрализованных праздников и представлений, вызваны необходимостью достижения главной цели обучения — формирования конкурентоспособных специалистов. Основными задачами при этом выступают следующие: придание образовательному процессу характера субъект-субъектных отношений; уход от монологичности в преподавании ведущих предметов; формирование у обучающихся профессиональных компетенций,таких как способность логически мыслить (анализ, сравнение, сопоставление, индукция, дедукция); способность к самостоятельному поиску в решении дидактических проблем; формирование навыка культурной речи; привитие навыков позиционирования себя.
Рассмотрим конкретно названные выше компетенции. Согласно ООП ВПО (Основным образовательным программам высшего профессионального образования) по направлению подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников, компетенции, которыми должен владеть бакалавр, делятся на две основные группы, это — общекультурные и профессиональные. и мы не можем с этим не согласиться, так как любой специалист должен владеть не только своей профессией, но и быть культурно образованным гражданином общества. Образованный человек не может быть некультурным, так же как и культурный человек не может быть необразованным. Культурный человек должен быть культурным не только в социуме, но даже наедине с самим собой. И перед преподавателем стоит сложная задача: в процессе обучения готовить не только компетентного специалиста в области своего предмета, но и осуществлять его воспитание, прививая навыки культуры поведения и речи.
Для этого, как известно, в теории педагогики существуют три фактора, с помощью которых и осуществляется воспитание
личности: содержание обучения, методика преподавания, а также педагог, демонстрирующий общекультурную эрудицию, знание ведущего предмета, психологии личности, любящий студентов и свою педагогическую деятельность. На наш взгляд, приоритетным фактором выступает личность педагога.
Так, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др. уделяли огромное внимание лично-стно-деятельному подходу в исследовании проблем образования и развития личности.
Наше внимание привлекла статья А. Г. Казаковой «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы: проблема и пути её разрешения» [2], в которой даётся формулировка определения профессиональной компетентности преподавателя высшей школы: «Это комплексная характеристика личности, основанная на интеграции мотивационно-ценностных, когнитивных, аффективных, конативных элементов, а также профессионально важных качеств и способностей, выраженная в уровне освоения преподавателем соответствующих, универсальных и профессиональных компетенций» [2, с. 152]. Также необходимо учитывать следующие профессиональные качества педагога высшей школы: гуманность, порядочность, честность, справедливость, интеллигентность и др.
О силе личности педагога говорили многие выдающиеся режиссёры: К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, Б. Е. Захава, Г. Товстоногов и др. Очень точно выразила свою мысль о сути педагогической профессии, отношение к ней М. О. Кнебель, сказав следующие слова: «Педагогика требует от человека качеств, близких материнским. Так же как мать отдаёт своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил.
Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки» [3, с. 11].
И в процессе обучения в вузе, и по его окончанию выпускник должен быть готов к работе в коллективе, уметь общаться, а это напрямую связано с культурой мышления. Режиссёр театрализованных представлений и праздников должен уметь находить оптимальные организационно-творческие решения в различных сложившихся обстоятельствах и при этом быть ответственным за свои решения. Большое значение здесь имеет аргументация, которая будет опираться на логику, анализ и обобщение. Также будущему режиссёру театрализованных представлений и праздников валено владеть культурой речи. Устная речь является связующим звеном в донесении режиссёром своих мыслей и идей до всех участников театрализованного процесса. Режиссёр, осознающий социальную значимость своей профессии, смотивирован на профессиональное выполнение деятельности.
Режиссёр, как известно, самый главный человек на любом мероприятии, и от его слов и действий зависит если не всё, то очень многое. Он должен видеть в себе не только достоинства, но и недостатки, и намечать пути к их устранению. Оценивать себя не только положительно, но и критически. Всё это будет возможным, если студент, а впоследствии выпускник, будет стремиться к саморазвитию, к повышению своего мастерства, а также сможет развиваться духовно. «Целенаправленность человеческих действий предполагает присутствие Души, понимаемой как главенствующая, постоянно вмешивающаяся сила, как квинтэссенция организма. Нравственность человека должна быть направлена на самого человека, на развитие заложенных в нём способностей, на совершенствование духовно-нравственных сил» [4, с. 39]. Именно целенаправленные действия человека, направленные на развитие заложенных способно-
стей, смогут дать наивысшие результаты в любой сфере деятельности. Главное, чтобы было желание развиваться и совершенствоваться не только в своей профессии, но и как личность. Сила духа и могущество воли служат основой для всех остальных человеческих качеств!
Кроме того, примерная основная образовательная программа требует от режиссёра умения «владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией» [6, с. 3]. Но, к сожалению, мы можем наблюдать, что учебные заведения, как правило, недостаточно оснащены компьютерными классами, что создаёт разрыв между теорией и практикой.
При этом в наше время чрезвычайно необходимы инновации, поэтому современный режиссёр может далее стимулировать создание новых технологий. На основе оригинальных режиссёрских решений инновационные разработки в области режиссёр-ско-постановочной деятельности театрализованных представлений и праздников могут также помочь в создании благоприятной культурной среды.
Теперь обратимся к блоку профессиональных компетенций, которыми должен владеть режиссёр театрализованных представлений и праздников.
Профессиональные компетенции режиссёра театрализованных представлений и праздников включают в себя знания и умения в области: режиссёрско-постановочной деятельности; организационно-управленческой деятельности; художественно-просветительской деятельности; научно-исследовательской деятельности; проектной деятельности.
Рассмотрим каждую из этих областей в отдельности.
В области режиссёрско-постановочной деятельности будущий специалист должен осознавать специфику творческой деятельности режиссёра театрализованных пред-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^
ставлений и праздников, а также владеть теоретическими знаниями и уметь применять их на практике.
Знание истории и теории режиссуры, драматургии и актёрского мастерства, применение различных специфических художественных средств выразительности, а также совмещение различных форм и жанров искусства помогут грамотно собрать праздник в целостную и завершённую композицию.
Будущий специалист должен «владеть новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных театрализованных форм представлений и праздников, основами PR-технологий (ПК-4)» [6, с. 4] С. В. Трофимов в своей статье «Новые технологии в современной шоу-индустрии» верно подмечает: «Режиссёр должен охватывать весь потенциал современных шоу-технологий» [7, с. 6]. А это значит, что одной из основных задач вуза при подготовке молодых специалистов является знакомство с новейшими техническими средствами, дающими возможность разнообразить любое представление.
Если рассматривать область организационно-управленческой деятельности будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников, то он должен быть готов к работе в коллективе, так как только совместная творческая деятельность всех участников мероприятия поможет в достижении высоких качественных результатов на всех этапах создания праздника. А также для успешного проведения концерта, театрализованного представления, праздника, художественно-спортивной программы необходимо знать нормативно-правовую основу и менеджмент.
В области художественно-просветительской деятельности будущему специалисту следует «направлять все виды профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание обще-
ства» [6, с. 6]. Каждый режиссёр опосредованно оказывает влияние на аудиторию через своё театрализованное представление, он воздействует всеми выразительными средствами на зрителя, он создаёт атмосферу праздника. При этом он является «невидимым» воспитателем.
Научно-исследовательская деятельность предполагает способность к системному подходу в разработке и реализации режиссёрских проектов, сценариев, экспликаций, пространственных мизансценирований, а также написание рефератов, научных докладов, публикаций, аннотаций в области театрализованных представлений и праздников.
Проектная деятельность режиссёра театрализованных представлений и праздников подразумевает умелое сочетание теории и практики. Современный специалист должен уметь не только грамотно составить проект и осуществить его, но и обязан обосновать то или иное проектное решение. А осуществить он его сможет, если будет «способен использовать инновационные режиссёрские технологии в создании и реализации современных проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-20)» [6, с. 7].
Итак, студентам на первоначальном этапе обучения нужна теория, а на последующих этапах — и теория, и практика. Современный преподаватель должен быть методически подготовлен к своей деятельности. «Преподавание в современных условиях — не столько процесс передачи информации, сколько организационная помощь студенту в ведении своей учебной деятельности. Такая работа предусматривает чёткую последовательность действий, начиная с целепо-лагания, мотивирования и планирования, а заканчивая обеспечением процесса и контроля результатов деятельности и корректировки её целей и задач» [1, с. 9—10]. Следует заметить, что студент должен быть готов к этой самостоятельной деятельности. Все эти изменения не могут не повлиять и
на методы преподавания.
Принятие ФГОС ВПО привело к изменению содержания и структуры образовательных программ, к трансформации организации учебного процесса, и здесь мы можем наблюдать смещение акцентов в сторону ин-
дивидуализации обучения и самостоятельной работы студентов. Мы видим, что новые образовательные стандарты направлены на формирование компетенций, реализация которых требует соответствующих программ и технологий.
Примечания
1. Блинов В. И, Виненко В. Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие. Москва : Юрайт, 2013. 315 с.
2. Казакова А. Г. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы: проблема и пути её разрешения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 152—158.
3. Кнебель М. О. Поэзия педагогики / Всероссийское театральное общество. Москва, 1976. 530 с.
4. Наумова А. В. Дихотомия духовного и телесного в свете научного познания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 38—42.
5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Москва, 2011. 99 с.
6. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» : ФГОС ВПО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, квалификация (степень) «бакалавр» 17 января 2011 года № 55, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06 апреля 2011 года № 204333. 90 с.
7. Трофимов С. В. Новые технологии в современной шоу-индустрии // Сборник научных трудов кафедры режиссуры театрализованных представлений МГУКИ / сост. В. М. Аензон. 2-е изд. Москва : МГУКИ, 2012. 164 с.
8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования № 781 от 22 декабря 2009 года по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). 29 с.
References
1. Blinov V. I., Vinenko V. G., Sergeev I. S. Metodika prepodavaniia v vysshei shkole [Teaching technique at the higher school]. Moscow, Yurait Publ., 2013. 315 p.
2. Kazakova A. G. Professional competence of the teacher of the higher school: problem and ways of its permission. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, No. 6 (56), pp. 152—158 (in Russian).
3. Knebel' M. O. Poeziia pedagogiki [Poetry of pedagogics]. Moscow, 1976. 530 p.
4. Naumova A. V. The problem of relationship between body and soul in the light of scientific knowledge. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, No. 6 (56), pp. 38—42 (in Russian).
5. Osnovnaia obrazovatePnaia programma vysshego professionaPnogo obrazovaniia. Napravlenie podgotovki 071400 «Rezhissura teatralizovannykh predstavlenii i prazdnikov» [The main educational programs of higher professional education. Training direction 071400 «Directing theatrical performances and festivals»]. Moscow, 2011. 99 p.
6. Exemplary basic educational programs of higher professional education. Training direction 071400 «Directing theatrical performances and festivals». (In Russian, unpublished).
7. Trofimov S. V. Novye tekhnologii v sovremennoi shou-industrii [New technologies in the modern show industry]. Sbornik nauchnykh trudov kafedry rezhissury teatralizovannykh predstavlenii Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [The collection of scientific works of chair of direction of the dramatized representations of Moscow State University of Culture and Arts]. Moscow, 2012. 164 p.
8. Federal state educational standards of higher education № 781 of 22 December 2009 on the direction of training 051 000 Vocational training (by industry). (In Russian, unpublished).