^^ ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
УДК 792.027:37.036
Н. К. Бакланова1, Л. В. Зотова2
Московский городской педагогический университет 'Московский государственный институт культуры
Статья посвящена обоснованию и изложению модели музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений в вузе культуры. Авторы выявляют недостатки и противоречия в музыкальной подготовке режиссёров театрализованных представлений в современной высшей школе, а также определяют специфику деятельности режиссёра театрализованных представлений, которая является, по существу, музыкальной деятельностью, включающей единство трёх видов деятельности: музыкальной, музыкально-актёрской и музыкально-режиссёрской. Предлагается модель музыкальной подготовки, которая соответствует модели музыкальной деятельности режиссёра театрализованных представлений и отражает единство его профессиональной и музыкальной подготовки. Ключевые слова: музыкальная подготовка режиссёров театрализованных представлений, модель подготовки, музыкально-образовательная, музыкально-актёрская, музыкально-режиссёрская учебная деятельность, системный целостный подход к подготовке.
N. K. Baklanova1, L. V. Zotova2
Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Government of Moscow City,
2nd Selskokhozyaistvenny proezd, 4, 129226, Moscow, Russian Federation
2Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),
Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
TO THE ISSUE OF MUSICAL TRAINING OF THEATRICAL PERFORMANCES' DIRECTORS
Article is devoted to justification and a statement of model of musical training of directors of the dramatized representations in higher education institution of culture. Authors reveal shortcomings and contradictions of musical training of directors of the dramatized representations of the modern higher school, and also define specifics of activity of the director of the dramatized representations which are, in essence, the musical activity including unity of three kinds of activity: musical, musical and actor's and musical and director's. The model of musical preparation which corresponds to model of musical activity of the director of the dramatized representations is offered and reflects unity of his vocational and musical training. Keywords: musical training of Directors of theatrical performances; training model; musical — educational; musical — acting; musical — directing educational activities, systematic comprehensive approach to training.
БАКЛАНОВА НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, академик Международной академии наук педагогического образования, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
BAKLANOVA NATALIA KONSTANTINOVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Academician of The International Teacher's Training Academy of Science, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
2ЗОТОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры 209
ZOTOVA LYUDMILA VLADIMIROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Professor of the Department of Directing Theatrical Performances, Faculty of Theatre Directing, Moscow State
Institute of Culture e-mail: nkbaklanova@mail.ru1, yazotova@yandex.ru2
© Бакланова Н. К., Зотова Л. В., 2016
Социально-экономические преобразования в России, деидеологизация в сфере культуры, конкуренция на рынке труда и необходимость духовного обновления общества, сохранения народных традиций усиливают социальную значимость профессии режиссёра театрализованных представлений. Именно этот специалист объединяет в качестве своеобразного координатора деятельность учреждений культуры, профессиональных и самодеятельных коллективов, артистов разных жанров, большого количества разнообразных служб, участвующих в подготовке и проведении театрализованных представлений и массовых праздников, осуществляющих реализацию задач государственной культурной политики, среди которых, согласно указу Президента РФ от 24 декабря 2014 года N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества, создание условий для воспитания граждан, для реализации каждым человеком его творческого потенциала, сохранение исторического и культурного наследия, передача от поколения к поколению ценностей, норм, традиций [6].
Эти задачи требуют большого внимания к проблеме профессиональной подготовки режиссёров театрализованных представлений и делают эту проблему весьма актуальной, ведь от уровня профессиональной подготовки и мастерства режиссёра данной специализации зависит качество и художественный уровень представлений и праздников.
В настоящее время режиссёру массовых представлений мало быть грамотным, компетентным и конкурентоспособным профессионалом. Ему необходимо быть мастером своего дела, обладать способностью к творческому решению проблем, креативностью, предприимчивостью, готовностью рисковать. Крайне актуальна способность к профессиональной мобильности - качество, объединяющее высокую адаптивность и развитые творческие способности, умение быстро
и активно реагировать на запросы рынка труда в условиях непредсказуемости происходящих перемен [2, с. 181-182]. Как представитель творческой профессии современный режиссёр театрализованных представлений должен обладать необходимыми художественно-творческими, организаторскими, педагогическими качествами и направленностью на профессиональное творчество [8]. Однако не всегда уровень профессиональной подготовки режиссёров отвечает предъявляемым требованиям. Одной из причин является то, что организация процесса профессиональной подготовки имеет ряд противоречий, свойственных подготовке студентов и других специализаций в высшей школе. Применительно к подготовке режиссёров театрализованных представлений эти противоречия заключаются в характере учебной деятельности и профессиональной деятельности; в отрыве теоретической подготовки от практической, не отражающей в полной мере многокомпонентную деятельность режиссёра; между системным использованием знаний и изучением их на отдельных предметах. Так, профессиональная подготовка режиссёров разнесена по отдельным предметам и мало ориентирована на многоаспектную деятельность режиссёра массовых представлений. Эти противоречия имеют место и в музыкальной подготовке режиссёров, что снижает её эффективность.
Данная статья посвящена обоснованию и изложению модели музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений, способствующей устранению указанных недостатков.
Одним из путей преодоления названных противоречий в условиях модернизации современного образования является внедрение компетентностного подхода. Однако реализуемый в настоящее время компетент-ностный подход при его положительных качествах в плане направленности на формирование умений обучаемых применять полученные знания и решать проблемы в профессиональной деятельности, содержит, на наш
взгляд, недостаточно компетенций, чтобы обеспечить развитие творческого потенциала и творческой активности, являющихся комплексными критериями направленности педагога на профессиональное творчество [5, с. 8] и составляющих сущность профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений как представителя творческой профессии. Имеет место и недостаток компетенций, связанных с созидательной деятельностью, которые определяют профессиональную духовность и духовно-творческое развитие личности. Всё это требует дополнения в ГОС ВПО.
Другая проблема - несоответствие компетенций, определяемых ГОС СПО и ВПО, что затрудняет преемственность в технологии образования. Решить проблемы реализации компетентностного подхода, на наш взгляд, возможно, если рассматривать учебные заведения разных ступеней как звенья единой системы непрерывного образования; осуществлять взаимосвязь, взаимодействие, преемственность всех звеньев этой системы и организацию этого процесса как целостного [3, с. 4].
Проблемы профессиональной подготовки, системного целостного подхода к педагогическому процессу обсуждаются в трудах таких ведущих педагогов и психологов, как Ю. П. Азаров, Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, В. С. Ильин, В. А. Сластенин и другие.
Системный целостный подход к педагогическому процессу требует объединения, интеграции и гармонизации всех взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса. Реализацией системного подхода к профессиональной подготовке в дальнейшем должно стать создание единой системы образования путём осуществления преемственности и взаимосвязи.
Студенты специализации «Режиссура театрализованных представлений», как и студенты большинства творческих специальностей Московского государственного инсти-
тута культуры, имеют среднее специальное (музыкальное, хореографическое и другое) образование и определённый уровень профессиональной подготовки, полученный в училище или творческом коллективе, а также определённый уровень развития специальных (музыкальных, хореографических и других) способностей, что весьма важно и способствует процессу их профессиональной и музыкальной подготовки.
Профессиональная подготовка режиссёров массовых представлений достаточно активно рассматривалась режиссёрами, педагогами искусства, специалистами художественного профиля (Д. В. Тихомиров, И. А. Триадский, И. Г. Шароев, Н. Н. Ярошенко и другие). Вопросы, связанные с музыкальной подготовкой режиссёров, нашли отражение в работах Л. М. Марголина, В. Г. Кузнецова и других. Исследователи отмечали, что существующая музыкальная подготовка режиссёров массовых представлений не отвечает в полной мере предъявляемым требованиям, поскольку замыкается на предмете «Музыка в театрализованном представлении» и оторвана от профессиональной подготовки; не разработана модель музыкальной подготовки.
Работа с музыкальным материалом является важной составляющей частью профессии режиссёра театрализованных представлений. И. Г. Шароев в книге «Режиссура эстрады и массовых представлений» подчёркивает, что три четверти драматургического материала концертного действия в той или иной степени связаны с музыкой. Действительно, нет праздника без музыки. Музыка в массовом действе является не просто украшением, а, определяя структуру, образность, его стиль, служит драматургической основой сценария, «музыкой пластического действия» (определение Вс. Мейерхольда), силой, развивающей действие и создающей его единство.
Режиссёр театрализованного представления не решает без музыки ни сценарные,
ни постановочные задачи. Необходимость использования в представлении музыки не изолированно от других выразительных средств, а в синтезе, способном воздействовать на человека многогранно - словом, цветом, звуком, ритмом, составляет специфику профессиональной деятельности режиссёра. Таким образом, режиссёр театрализованного представления является не только режиссёром-постановщиком, но и сценаристом представления, автором его музыкальной драматургии. Важной является конструктивно-драматургическая функция при создании оригинальных форм и содержания представления, использовании музыки как важнейшей части содержания и главной монтажной единицы при создании формы представления или праздника.
Деятельность режиссёра театрализованных представлений является, по существу, музыкальной деятельностью, включающей единство трёх видов деятельности: музыкальной, музыкально-актёрской и музыкально-режиссёрской. При этом если у театрального режиссёра есть пьеса, у музыкального - партитура, их деятельность включает знакомство с пьесой (партитурой) - возникновение замысла - и его воплощение, то у режиссёра театрализованных представлений деятельность принципиально другая: замысел - создание партитуры - воплощение. Он сам сочиняет партитуру представления на основе собственного сценарно-режиссёр-ского замысла.
В связи с этим при построении модели музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений в вузе культуры следует исходить из анализа их профессиональной деятельности. Модель музыкальной подготовки должна соответствовать модели музыкальной деятельности режиссёра театрализованных представлений и отражать единство его профессиональной и музыкальной подготовки.
Анализ профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений позволил наметить следующую струк-
туру и содержание музыкальной подготовки студентов:
• музыкально-образовательная учебная деятельность (элементарная музыкально-теоретическая, анализ музыкальных произведений, дирижирование, вокальная, инструментальная);
• музыкально-актёрская учебная деятельность (вокальная, соло, ансамбль, хор -в драматических отрывках, номерах, эпизодах; музыкально-словесная; музыкально-пластическая; музыкально-хореографическая; инструментальная);
• музыкально-режиссёрская (музыкально-сценарная; музыкально-словесная; музыкально-пластическая; музыкально-хореографическая; звукорежиссёрская; организаторская) [7].
Многокомпонентность и многофакторность музыкальной деятельности режиссёра требует системного целостного подхода к его музыкальной подготовке, предполагающего диалектическое единство и взаимосвязь трёх подсистем в музыкальной подготовке: организационно-педагогической (технология), социально-психологической (отношения) и духовно-личностной (личность) [1].
Модель музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений представлена в таблице 1.
Организационно-технологическая подсистема (технология - Т) целостного процесса музыкальной подготовки включает освоение технологии музыкально-образовательной деятельности (Т 1), музыкально-актёрской деятельности (Т 2) и музыкально-режиссёрской деятельности (Т 3).
Социально-психологическая подсистема (отношения - О) предполагает формирование отношений будущего специалиста в процессе музыкально-образовательной (О 1), музыкально-актёрской (О 2) и музыкально-режиссёрской (О 3) учебной деятельности.
Психолого-педагогическая подсистема (личность - Л) является целью и результатом целостного процесса музыкальной подготовки и включает воспитание качеств лично-
Таблица 1
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ соответствующая видам деятельности, входящим в структуру профессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений
Музыкально- Музыкально Музыкально-
образовательная актёрская режиссёрская
деятельность деятельность деятельность
Организационно-
педагогическая подсистема Т1 Т2 Т3
(технология) - Т
Социально-
психологическая подсистема О1 О2 О3
(отношения) - О
Психолого-
педагогическая подсистема Л1 Л2 Л3
(личность) - Л
сти студента в условиях музыкально-образовательной (Л 1), музыкально-актёрской (Л 2) и музыкально-режиссёрской (Л 3) учебной деятельности.
В предлагаемой модели процесс музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений в вузе культуры не ограничивается традиционно принятой музыкально-образовательной учебной деятельностью, а включает ещё музыкально-актёрскую и музыкально-режиссёрскую деятельность. При этом каждый вид деятельности предполагает формирование компонентов трёх подсистем целостного процесса (организационно-педагогической, социально-психологической и психолого-педагогической).
Эмпирическое исследование выявило эффективность включения в содержание музыкальной подготовки, наряду с технологией музыкально-образовательной деятельности, технологии музыкально-актёрской (музыкально-словесной, музыкально-пластической, музыкально-хореографической, вокальной, инструментальной) и музы-
кально-режиссёрской (музыкально-драматургической, музыкально-речевой, музыкально-пластической, музыкально-хореографической, музыкально-организаторской, звукорежиссёрской) учебной деятельности; отношений в процессе указанных видов деятельности и целенаправленного формирования индивидуально-психологических и профессионально важных качеств личности будущего режиссёра, то есть целостного подхода к организации содержания музыкальной подготовки студентов. Таким образом, музыкальная подготовка студентов не ограничивалась только музыкально-образовательной деятельностью при изучении курса «Музыка в театрализованном представлении», а была дополнена осуществляемой на основных предметах специализации музыкально-актёрской и музыкально-режиссёрской деятельностью. Это обеспечивалось единством действий педагогов, ведущих профессиональную подготовку студентов-режиссёров. В результате была реализована специфическая особенность про-
фессиональной деятельности режиссёров театрализованных представлений, вызванная синтезом музыки - слова - движения.
Содержание подготовки включило специально разработанные задания, основанные на использовании синтеза музыки - слова -движения, которые выполнялись не только на предмете «Музыка в театрализованном представлении», но и на одном-двух предметах специализации: «Режиссура и актёрское мастерство», «Искусство звучащего слова», «Пластика», «Хореография» и других.
Сочетание различных видов деятельности, связанных с музыкой, обеспечивалось «бригадной» формой работы педагогов на предметах специализации. Значительная часть процесса музыкальной подготовки осуществлялась в ходе совместной учебной музыкально-профессиональной деятельности: преподаватель - студент, студент - студент, группа студентов - преподаватель, группа -студент - группа преподавателей. Студенты, занимавшиеся по этой методике, показывали
не только более высокий исполнительский, но и качественный уровень музыкально-режиссёрской подготовки.
Таким образом, проведённое теоретико-эмпирическое исследование позволяет констатировать эффективность музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений при условии:
• использования разработанной модели, соответствующей модели музыкально-профессиональной деятельности режиссёров;
• организации процесса музыкальной подготовки как целостного, обеспечивающегося диалектическим единством и взаимосвязью трёх подсистем: организационно-педагогической, социально-психологической и психолого-педагогической;
• использования новых форм и методов, основанных на синтезе искусств (музыка - слово - движение), в условиях специально организованной учебной деятельности (музыкально-познавательной, музыкально-актёрской и музыкально-режиссёрской).
Примечания
1. Бакланова Н. К. Теоретическая концепция профессионального мастерства специалиста педагогического профиля // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института. Москва : МГПИ, 2003. С. 153-156.
2. Бакланова Н. К. Формирование творческих качеств личности специалиста социальной сферы в процессе профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 181-185.
3. Бакланова Н. К., Бакланов К. В. Модель взаимодействия средних и высших учебных ведений с позиций целостного подхода // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : материалы III Международной научно-практической конференции (29 мая 2015 года). Т. 1 / под ред. С. Л. Иголкина. Воронеж : ВЦНТИ, 2015. С. 28-32.
4. Зотова Л. В. Педагогические основы целостного процесса музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений в вузе культуры : дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Зотова Людмила Владимировна ; Московский государственный институт культуры. Москва, 1993. 162 с.
5. Степичев П. А. Формирование направленности педагога на профессиональное творчество в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Степичев Пётр Анатольевич; Московский гуманитарный педагогический институт. Москва, 2010. 25 с.
6. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 // Garant.ru : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base. garant.ru/70828330/
7. Ярошенко Н. Н. Культура и образование: векторы научного осмысления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 250-255.
8. Baklanova N. K., Stepichev P. A. Creative Orientation Development as a Requirement Training of a Teacher in The XXI Century. Paradigmata Poznany. 2016, No. 1, pp. 40-43.