УДК 378.057.87:371.383.2
Perlina L.V., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: perluba@mail.ru
Sazonova E.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: bypamuno67@mail.ru
DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL CULTURE AMONG PRODUCERS OF FESTIVALS IN THE FRAME OF SPECIAL DISCIPLINARY STUDIES. The article is dedicated to a problem of education of the highly-qualified specialists demonstrating professional culture through the prism of choreographic and musical art, as well as to the organization of the performances in an imaginative and image-bearing form, emerging in the process of mental speculation on the base of the personal creative concepts and ideas. The article presents an analysis of interdisciplinary connections in the process of education of event producers, based on systematic and integral teaching method, educational continuity, interpenetrating connections between the disciplines, serving as a warranty of the high quality of the special education. The above mentioned method increases the effectiveness of the formation of the students' professional-and-cognitive processing and their professional culture.
Key words: artistic culture, impressiveness, figurativeness, plasticity language, musical-and-choreographic thought, creativity, interpenetration, interdisciplinary connectivity, formation.
Л.В. Перлина, доц. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: per1uba@mail.ru
Е.В. Сазонова, ст. преп. каф. режиссуры праздников, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: bypamuno67@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЁРОВ ПРАЗДНИКОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Статья посвящена проблеме подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональной культурой сквозь призму хореографического и музыкального искусства, организации объёмно-зрелищной и образной формы представлений, осуществление которых происходит в процессе мышления, на основе собственных творческих замыслов; представляет анализ межпредметных связей в подготовке режиссёров праздников, на основе системного целостного метода преподавания, преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между дисциплинами, гарантирующего качество специального обучения, повышающего эффективность профессионально-познавательного процесса формирования профессиональной культуры обучающихся.
Ключевые слова: художественная культура, зрелищность, образность, пластический язык, музыкально-хореографическая мысль, креативность, взаимопроникновение, межпредметная связь, формирование.
На сегодняшний момент у будущих специалистов - режиссёров праздников востребованным не только профессиональным, но и личностным качеством является профессиональная культура, включающая создание высокохудожественных театрализованных представлений и праздников, носящих не только развлекательный, но и духовно-развивающий характер. Содержание профессиональной подготовки будущих режиссёров праздников предполагает наличие знаний об особенностях различных видов искусств, профессиональную грамотность по теории и истории мировой художественной культуры, современной драматургии, сценарному мастерству, хореографии, современной праздничной культуре России и т. д.
Профессиональная культура, являясь элементом общей культуры человека, опирается на общепринятые духовно-нравственные ценности, нормы и правила, а также её характеризуют нормы и стандарты, связанные с родом деятельности человека и его принадлежностью к определенной социально-профессиональной группе.
«Сегодня в социокультурном образовании специалиста происходит переосмысление связей педагогических традиций и ин-новаций...Независимо от профиля, специалист в современной социокультурной ситуации обязан стать творческой личностью, быть способным к поиску, авторскому изобретению и оформлению художественных проектов..» [1, с. 235]. Формирование профессиональной культуры режиссёра праздников это, прежде всего воздействие на творческое мышление обучающегося. Это многоаспектный процесс воздействия множество дисциплин, связанных между собой целями и задачами. На основе системного метода преподавания, целостное обучение гарантирует качество специального обучения, повышает эффективность профессионально-познавательного процесса. Как известно, деятельность режиссёра праздников направлена на организацию объемно-зрелищной и образной формы представлений, осуществления которых происходит в процессе мышления, на основе собственных творческих замыслов. В создании образа праздника немаловажное значение придается пластике, движениям человеческого тела, являющимися созидательным материалом для образности, представляя особый художественный язык. А язык пластики, язык танца являются одним из составляющих хореографического искусства. Именно в этом виде искусства органически сочетаются как изобразительные, так и выразитель-
ные средства, которые играют важную роль в профессиональном обучении режиссёров массовых зрелищ и праздников.
Таким образом, одной из дисциплин, формирующих профессиональную культуру будущего режиссёра праздников, является «Хореография в театрализованном представлении». Рассмотрим, чем же и как может развиваться творческое воображение в процессе изучения данной дисциплины.
В ходе изучения дисциплины, обучающиеся осваивают выразительные средства танца, узнают, что художественные возможности танцевального языка неисчерпаемы. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих чувств, в отвлечении их от всякого мелкого и случайного. Благодаря языку танца, происходит выражение богатого и сложного содержания души человека. Танец наполняет художественный образ зримой наглядностью и конкретностью. За счет максимальной эмоционально-выразительной силы танца, сам танец становится пластическим языком режиссёра. Мир хореографической образности имеет свои законы отображения действительности. Изобразительность и выразительность в хореографии существует в единстве. Хореографическое искусство достигает наибольшего эффекта выразительности, когда находится в сплаве с другими формами искусства. И что является наиболее ценным и главным для режиссёров, это то, что хореографическое искусство - искусство синтетическое.
Дисциплина «Хореография в театрализованных представлениях» дает возможность изучить многообразие выразительных средств хореографического искусства. Первое, составляющее выразительное средство хореографического искусства, это музыка. Танец представляет собой движения под музыку. Музыка несёт в себе определенный эмоциональный заряд, передаёт настроение, раскрывает оттенки и нюансы человеческих чувств и переживаний. Она в состоянии передать тончайшие движения человеческой души в её лирических, героических, трагических, комических и возвышенных побуждениях. Музыка помогает раскрыть эмоциональное состояние и духовный мир героя, ясно и полно отобразить содержание образа. Интонация в музыке должна сочетаться с интонацией в хореографии. Режиссёр использует элементы хореографии для передачи музыкального материала, посредством правильно выстроенного пластического рисунка. Он должен понимать развитие музыкально-хореографической мысли, правильно чувствовать и оценивать музы-
кально-хореографическую речь. Посредством пластического построения музыкальный материал приобретает наглядность. Красота и глубина раскрытия образности кроются в единстве слышимого и видимого образа. Очень важно понимать темп и ритм в музыке.
Понимать и разбираться в музыке - это еще одно и главных составляющих профессиональной культуры режиссёра. Дисциплина «Музыка в театрализованных представлениях» ставит перед обучающимися ряд задач: овладеть необходимым уровнем знаний о музыкальном искусстве, накопить слуховой опыт музыки разных жанров и эпох, уметь раскрыть эмоциональное содержание музыкального произведения, понимать ассоциативный ряд. Все перечисленное очень важно в режиссёрско-поста-новочной работе. Психологическое воздействие музыки будет наиболее сильным, если совпадут точки соприкосновения между звуковым слушанием и внутренним миром определенного предлагаемого образа. Любое восприятие музыки, это, прежде всего проявление эмоций. От удачно и грамотно подобранной музыки зависит успех определенного сценария и праздника в целом.
Специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим всё более утверждается в системе творческого воспитания тезис о важности музыкального воспитания личности, его значении для развития мышления, воображения, внимания, памяти, для воспитания эмоциональной отзывчивости, нравственно-эстетических идеалов личности. По мысли В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» [2]. Формирование личности в процессе музыкального воспитания можно рассматривать как интериоризацию (Л. С. Выготский) общественных ценностей, превращение их в систему личностных ценностей, на которые обучающийся ориентируется в своей жизни.
Эстетически-нравственное воспитание осуществляется на занятиях по дисциплине «Музыка в театрализованных представлениях», происходит формирование в сознании ценностей, идеалов, взглядов, ориентиров, а также нравственных и креативных качеств, наличие которых свидетельствует о становлении личности обучающегося. Раскрыть музыкальное содержание произведений можно различными методами (беседа, дискуссия, диспут), но они обязательно должны наводить занимающихся на размышления, результатом которых является распознавание и верное понимание образного содержания музыки, музыкальной драматургии. Классическая музыка держит человека в напряжении, заставляет задуматься о материях высоких, побуждает душу то грустить, то радоваться. Но для слушания классической музыки нужен определенный навык, который человек-немузыкант не имеет по сравнению с профессиональными музыкантами. Поэтому необходимо активно способствовать накоплению будущими режиссёра ми опыта восприятия музыкальной классики. Интересным подспорьем в решении этого вопроса может стать серия «Шедевры классической музыки», где представлены не только аудиозаписи выдающихся музыкантов, но и, интересная информация о жизни и творчестве великих композиторов, различных направлениях в музыке, жанрах и стилях.
Изучая дисциплину «Музыка в театрализованном представлении», в лекционном курсе обучающиеся знакомятся с музыкальными концепциями выдающихся мастеров театра, с принципами музыкального оформления (лейтмотив, ассоциация, контрапункт), усваивают понятия музыкальной драматургии, драматургических функций музыки. У многих, относящихся к классической музыке бездушно, после слушания Моцарта, Бетховена, Шумана, Грига в хорошем исполнении меняется мировоззрение в лучшую сторону - сторону музыкальной культуры. Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым эстетически воспитывает его. А воспитание «музыкального человека» означает развитие в нем черт нравственной чуткости и духовности. Пополняя свой багаж знаний, прослушивая музыкальные произведения классиков, обучающиеся, получая задания педагога, начинают раскручивать свою киноленту зримых образов, ассоциаций рожденных великой музыкой. Как правило, описания на этом этапе страдают иллюстративностью, шаблонностью музыкального восприятия. И только после третьего, четвертого и последующих прослушиваний музыкального отрывка, отвергаются первоначальные штампы, поверхностные
ассоциации, находятся оригинальные, порой невероятные, но свое видение музыки. Музыкальные ассоциации, музыкальные образы создают индивидуальные не похожие друг на друга зарисовки. Свое видение музыки студенты заносят в творческий дневник, который служит подспорьем в творческих работах по режиссуре, пластике, сценарно-режиссёрскому монтажу и т. д. Таким образом, музыка, музыкальные ассоциации могут стать первоосновой сценарно-режиссёрского замысла эпизода, зримой песни, этюда, номера и даже целого представления.
Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности обучающегося является одной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека пережить сложнейшие чувства и эмоции, обогащает интеллект обучающегося. Она может и не влиять непосредственно на деятельность человека, но эмоции, вызванные ею, накапливают нравственную и духовную энергию в человеке, побудительные причины к предстоящей профессиональной деятельности. Так, например, Л. С. Выготский на этой основе разработал теорию отсроченного воздействия искусства. Великие композиторы - Л. Бетховен, В.-А. Моцарт, И.-С. Бах, Ф. Шопен, П.И. Чайковский, С. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и многие другие - в своих лучших произведениях выражали общественное сознание эпохи, в превосходной музыкальной форме ставили и решали важнейшие вопросы человеческого бытия. Бесспорно, музыка обладает намного меньшей предметной и понятийной конкретностью, чем другие виды искусства. Но музыка способна более ярко и разнообразно передавать внутренние, сокровенные стороны души человека, эмоционально-психологические переживания то, что порой не передаваемо на человеческом языке общения, является основой специфической образности в музыке. Как говорил великий композитор Р. Шуман - там, где кончается слово, начинается музыка. Каждое искусство говорит на своем языке. Современное музыкальное искусство многообразно: оно включает в себя различные музыкальные жанры, индивидуальные, национальные и исторические стили, музыкальный язык [3].
К сожалению, мало кто из обучающихся знает этот язык, и не каждый стремится изучить его. А ведь общение с музыкой вырабатывает художественный вкус, воспитывает музыкальную любознательность, расширяет круг музыкальных пристрастий. Музыкальная любознательность и музыкальное самообразование - это необходимый профессиональный атрибут режиссёра. Еще В. Э. Мейерхольд говорил своим ученикам, что режиссёр в первую очередь должен стать музыкантом.
Выражением художественной культуры личности режиссёра праздников на уровне конкретного вида искусства - музыки - является его музыкальная культура. В свою очередь музыкальная культура является важнейшим показателем уровня эстетического и художественного развития личности. Студент должен узнать, понять и сделать постепенно своими собственными высшие цели режиссёрской профессии, мировоззренческий, нравственный, этический и поэтический смысл сценарного поприща, а педагог должен указать своему ученику путь в «область духовной культуры и нравственных начал» [4]. Таким образом, участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием музыки, высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке - все это ведущие признаки, определяющие качества музыкальной культуры человека, одной из составляющих профессиональную культуру режиссёра праздников.
Используя полученные межпредметные знания, будущие режиссёры, учатся ставить правильные задачи перед режис-сёрско-постановочной группой. Получают опыт режиссёрско-по-становочной работы и сотрудничества с балетмейстером, с руководителями музыкальных и вокальных коллективов на постановочной площадке. А степень освоения дисциплин, их взаимосвязь обучающиеся подтверждают в своих режиссёрских проектах: учебных, творческих показах. Как пример, одним из эффективных методов творческой деятельности является метод проекта. Э. Фромм дает такое определение: «Творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта» [5, с. 43]. Включение обучающихся в коллективное творчество по созданию различных театрализованных праздничных форм их воплощение на
открытых и закрытых площадках позволяют эффективно решить весь комплекс взаимосвязанных педагогических задач по формированию профессиональной культуры обучающихся. Метод проекта дает возможность реализовать организационные, коммуникативные и художественные способности обучающихся. Алгоритм творческого проекта аналогичен этапам театрализованного представления: рождение идеи - возникновение замысла - написание сценария - этап реализации (постановки) - подведение итогов (выводы).
Так в рамках дисциплины «Современная праздничная культура России» практические занятия заканчиваются творческим проектом, в котором принимает участие все группа с привлечением педагога-хореографа. Подготовка проекта ведется с самых первых занятий. Педагог лишь обозначает тему исследования так, чтобы обучающиеся сумели развить идею и успешно воплотить ее в проекте. Обучающиеся могут проявить инициативу и предложить свою тему и начинают собирать материал: игры, танцы, музыкальный материал. Далее начинается самый продолжительный по времени этап работы над проектом - работа с различными источниками информации, формирования собственного мнения и суждения по предмету исследования. И когда материал собран, группой придумывается сюжет игровой театрализованной программы, выстраивается собранный материал. Следующий этап: подготовка декораций, костюмов и реквизита. Завершающий этап - реализация проекта. Местом для реализации творческих проектов являются открытые и закрытые площадки. Завершающий этап: оценка индивидуального вклада обучающихся в совместные усилия к реализации проекта. Таким
Библиографический список
образом, обучение режиссёров праздников в режиме технологических инноваций обеспечивает реализацию динамично формирующихся теоретических и практических знаний и умений в художественно-предметной деятельности. В данном случае, хореография и музыка выступают в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. В этом контексте является важным формирование ценностных ориентиров, связанных с пониманием духовно-нравственных основ мировоззрения и художественных ценностей не только музыкального и хореографического искусства, но и культуры в целом. Научить как творчеству, так и культуре нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь достичь высокой профессиональной культуры каждого обучающегося - это обязанность педагога. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, педагоги помогают проявлению его креативности, что вносит вклад в решение проблемы профессиональной культуры специалиста. Процесс формирования профессиональной культуры обучающихся во многом обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между дисциплинами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Это играет важную роль в формировании духовно-нравственных и эстетических ценностей, а также ценностных ориентаций на них средствами искусства, а именно музыки и танца. Инновационное обучение ориентируется на готовность субъектов к быстро наступающим переменам в хореографической и музыкальной практике. Таким образом, учебный процесс является непрерывно инновационным.
1. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. Вопросы психологии, 1984; 1.
2. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва: Политическая литература, 1982: 270.
3. Телеева И.И. Педагогические особенности музыкального воспитания режиссёров театрализованных представлений и праздников. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Санкт-Петербург, 2012; 2: 170 - 174.
4. Гусева Э.В. Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссёров-педагогов. Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2011: 220.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: Академия, 1991: 276.
References
1. Babanskij Yu.K. Lichnostnyj faktor optimizacii obucheniya. Voprosy psihologii, 1984; 1.
2. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. Moskva: Politicheskaya literatura, 1982: 270.
3. Teleeva I.I. Pedagogicheskie osobennosti muzykal'nogo vospitaniya rezhisserov teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. Sankt-Peterburg, 2012; 2: 170 - 174.
4. Guseva 'E.V. Formirovanie scenarnoj kul'tury kak professional'no-lichnostnogo kachestva buduschih rezhisserov-pedagogov. Volgograd: Volgogr. gos. ped. un-t, 2011: 220.
5. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moskva: Akademiya, 1991: 276.
Статья поступила в редакцию 09.08.18
УДК 378.14[612/78+81'342.2]
Semykina R.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: bazuurita@mail.ru
CULTURE OF SPEECH AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS. The article presents a study of problems in the field of speech culture of university students. Becoming a professional for a student largely depends on the level of his speech culture. The author considers speech problems of the students, the reasons for the problems and the ways to solve them. The article analyzes the main components of the culture of speech, which are of great practical importance for the successful professional self-realization of students. The author shares his practical experience of working on voice, training diaphragmatic breathing, development of intonational expressiveness and dictionary clarity of students' speech. Particular attention is paid to the way how to form the value attitude of students to sounding of words and the steady motivation to improve the level of the culture of speech.
Key words: culture of speech, student, intonation, diction, voice.
Р.С. Семыкина, ст. преп., Алтайский государственный институт искусств и культуры, г. Барнаул,
Е-mail: bazuurita@mail.ru
КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена исследованию проблем в области культуры речи студентов вуза. Становление студента как профессионала в значительной степени зависит от уровня его культуры речи. Автор рассматривает речевые проблемы обучающихся, причины их возникновения и способы устранения. В статье анализируются основные компоненты культуры речи, которые имеют большое практическое значение для успешной профессиональной самореализации студентов. Автор делится практическим опытом работы над постановкой голоса, тренировкой диафрагмального дыхания, развития интонационной выразительности и дикционной четкости речи студентов. Особое внимание в статье уделено вопросу формирования ценностного отношения обучающихся к звучащему слову и устойчивой мотивации к повышению уровня культуры речи.
Ключевые слова: культура речи, студент, интонация, дикция, голос.