ОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЁРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ПРАЗДНИКОВ
УДК 37.036
С. В. Левицкая
Московский государственный институт культуры
В статье рассмотрены возможности слушания музыки как одного из активных и творческих способов формирования музыкально-эстетической культуры будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в учебно-воспитательном процессе вуза. Автор выявляет специфику слушания музыки как метода профессиональной подготовки режиссёра, который основывается на универсальных, развивающих возможностях музыки. Отмечается, что в процессе слушания музыки происходит формирование системы музыкально-эстетических знаний и опыта переживания музыкального произведения, ценностной художественной оценки музыкального произведения, развиваются слух, ритм, художественно-эстетический вкус, образное мышление, музыкальная память и профессиональная компетентность режиссёра. В результате режиссёр театрализованных представлений учиться строить самостоятельные образы, картины и сюжеты, моделировать музыкальный контекст театрализованного представления, добиваясь целостности своей постановки.
Ключевые слова: слушание музыки, универсальный метод, музыкально-эстетическая культура, восприятие музыки, режиссёр театрализованных представлений и праздников.
S. V. Levitskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE FORMATION OF MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE OF THE DIRECTOR OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS
The article discusses the possibility of listening to music as one of the most active and creative ways of forming musical-aesthetic culture of the future directors theatrical performances and festivals in the educational process of high school. The author reveals the specifics of listening to music as a method of training director who is universal, to develop the possibilities of music. In the process of listening to music develops ear, rhythm, artistic and aesthetic taste, creative thinking, musical memory and professional competence of the director, who taught at the university does not always have a special musical education.
According to the author, this process combines sensory musical sounds, harmony and beauty of harmonies, lively and vibrant art association responses to them. Thus comes the perception of music, forming a system of musical and aesthetic knowledge, experience, experience a piece of music, there is a value-art assessment of a piece of music. In this process, according to the author, the future director builds self-images, pictures and stories, simulates the musical context of the pageant. The article concludes that the effectiveness of listening to music should be targeted and combined with active and creative techniques.
Keywords: listening to music, a universal method, the musical-aesthetic culture, music perception, directed by theatrical performances and festivals.
ЛЕВИЦКАЯ СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры LEVITSKAYA SVETLANA VICTOROVNA — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, The Faculty of Social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: Levsyeta@mail.ru © Левицкая С. В., 2015
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
Одним из самых популярных методов развития учащегося в музыкальной и театральной педагогике является слушание музыки. он с успехом применятся на всех уровнях музыкального воспитания и образования и в разной смысловой нагрузке. Слушание музыки рассматривается и как вид музыкальной деятельности, и как метод музыкального воспитания, обучения и общего развития личности. С помощью этого универсального метода решается огромное количество общекультурных, педагогических и музыкально-эстетических задач.
Научные основы слушания музыки разработаны в трудах таких выдающихся учёных и музыкантов, как Э. Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, Л. Бернстайн, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Николаева, А. А. Пиличяускас, Б. Л. Яворский и другие [1 — 6]. В XX веке большинство крупных музыкантов, такие как 3. Кодаи, Б. А. Астафьев, К. Орф, В. Н. Шацкая и др., также уделяли слушанию музыки особенное внимание.
Режиссура театрализованных представлений и праздников — многообразный, синтетический вид театральной деятельности, который органически связан с другими видами искусства, среди которых музыка занимает особое место. Умение режиссёра театрализованных представлений и праздников работать с музыкальным материалом — одно из слагаемых его общекультурной и профессиональной компетентности. Можно с уверенностью утверждать, что будущий режиссёр должен обладать высокой музыкально-эстетической культурой, чтобы уметь моделировать, конструировать музыкальный контекст создаваемых театрализованных представлений и праздников во всех видах его профессиональной деятельности. Художественно-постановочный результат его профессиональной деятельности во многом зависит от способности находить музыкально-драматическое, музыкально-образное решение, учитывать взаимосвязанные функции музыкальных произведений.
Такая профессиональная подготовка долж-
на осуществляться в рамках новых образовательных стандартов, в соответствии с которыми, на наш взгляд, формирование музыкально-эстетической культуры личности будущего режиссёра занимает особое место.
В данной статье мы рассмотрим возможности слушания музыки в качестве одного из способов формирования музыкально-эстетической культуры будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Музыка обладает уникальными развивающими способностями, что и обуславливает универсальность такого способа обучения режиссёра, как слушание музыки. Будущий режиссёр театрализованных представлений, приходя в вуз, не всегда имеет специальное музыкальное образование. А в результате слушания музыки у студента-режиссёра не только развиваются слух, ритм, художественно-эстетический вкус, образное мышление, музыкальная память, он не только познает мир и культуру во всем её эстетическом многообразии, но и создаёт уникальные образы и мизансцены, формирует целостное представление, в структуре которого музыкальное сопровождение занимает особое смысловое решение всего праздника.
Слушание музыки требует особой сосредоточенности и душевного предрасположения, при котором можно, как образно говорилось в старину, полностью отдаться музыке, отправить своё воображение «в полёт», позволить себя унести «в неизведанные дали» или предаться воспоминаниями. Несмотря на то, что существуют различные суждения музыкальных критиков о внутренних процессах слушания музыки, бесспорно одно: музыка своим звучанием апеллирует прежде всего к эмоциональной памяти слушателя, к его чувствам.
Музыку называют «языком чувств», она даёт ни с чем несравнимые возможности для развития музыкально-эстетической культуры режиссёров театрализованных представлений. Формирование музыкальной осведомлённости у режиссёра театрализованных представлений включает в себя способность и готовность владеть культурой образного
мышления, компоновать, анализировать и выбирать те музыкальные произведения, которые будут использованы в конкретных постановках.
В режиссуре театрализованных представлений необходимость высокого уровня владения музыкально-эстетической культурой режиссёра обуславливается тем, что, во-первых, режиссёр отвечает не только за постановочную часть, но и за целостное решение спектакля, в структуре которого музыка играет особую роль, вследствие того, что музыка в театрализованном представлении придаёт целостность номеру, театрализованному представлению, шоу-программе, стилистическому спектаклю. Поэтому перед тем, как поставить спектакль или массовый номер, режиссёр обязательно должен прослушать музыкальный материал, проанализировать его с целью решения стилистики театрализованного представления, отбора разнообразных средств выразительности своего театрализованного представления. А во-вторых, музыкальная подготовка режиссёра театрализованного представления подразумевает не только знания, но и умение режиссёра работать с певцами, музыкантами, актёрами, хореографами, которые участвуют в музыкальном представлении, потому что театрализованное представление, как и народные праздники и гуляния, — это театральное действо большого формата.
Слушание музыки — это сложный, содержательный процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями, направленный на развитие эмоций, интересов, мышления. В нём сочетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков, гармония и красота созвучий, живые художественные ассоциации и яркие ответные реакции на них. В то же время слушание музыки — это и процесс познания, формирования системы музыкально-эстетических знаний, опыта переживания музыкального произведения, ценностной художественной оценки, в основе которой лежит способность слышать, воспринимать, переживать и запоминать музыкальное содержание, стро-
ить самостоятельные образы, картины и сюжеты. Воспитательный и творческий потенциал музыки оказывает влияние на все структуры психических познавательных процессов, так как при восприятии и анализе музыки у слушателя развиваются его образное мышление, фантазия, воображение, внутренняя активность.
при организации слушания музыки в процессе формирования музыкально-эстетической культуры студентов следует иметь в виду то, что существуют различные подходы к пониманию смысла и содержания этого универсального феномена. Один из этих подходов основан на восприятии и понимании музыки как отражения окружающей действительности в художественно-образной форме. применительно к деятельности режиссёра понимание и оценка музыки возможны лишь в контексте собственных жизненных и профессиональных ценностей. «Понять музыкальное произведение, — подчёркивает Д. Б. Кабалевский, — значит понять его жизненный замысел» [5, с. 31]. Основную задачу он видел в том, чтобы научить слушателей понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусств.
Другой подход основан на исследованиях Э. Б. Абдулина и Е. В. Николаевой [1] и нацелен на формирование слушательской культуры, с тем чтобы в интонационно-слуховом запасе слушателей были представлены лучшие образцы народной, классической, современной музыки в их жанрово-стилевом многообразии. Э. Б.Абдулин и Е. В. Николаева выделяют три стадии этого процесса: накопление интонационно-слухового опыта; выявление интонационно-слуховых комплексов в произведении; постижение стиля через восприятие музыкального образа.
По мнению этих учёных, основная задача слушания музыки состоит в том, чтобы научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний и воспитать потребность в слушательской деятельности [1]. В русле этого подхода в основе слушания
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^
музыки как способа формирования музыкально-эстетической культуры лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое включение режиссёра в этот процесс с целью осознания и дальнейшего перевоплощения содержания музыкального произведения в целостное музыкально-постановочное решение театрализованного представления.
В процессе слушания музыки развиваются такие содержательные структуры музыкально-эстетической культуры режиссёра, как профессиональные потребности в музыке, эстетические переживания и эмоции, эстетические чувства, художественный вкус, ценностно-смысловая оценка. Сила воздействия музыки зависит от компетентности режиссёра, от его подготовленности к восприятию, понимания, умения анализировать, выделять ценностно-смысловое содержание для будущего спектакля.
Слушание музыки в научной литературе часто рассматривается в качестве вида музыкальной деятельности, в том смысле, что в этом процессе формируется потребность в слушательской деятельности. применительно к процессу формирования музыкально-эстетической культуры режиссёра слушание музыки необходимо рассматривать в тесной связи с процессами восприятия музыки и формирования его ценностно-смысловых и аналитических умений.
правильно организованное слушание музыки, разнообразные приёмы и методы активизации слушания будет способствовать развитию не только музыкальных потребностей, интересов и художественных знаний, но главным образом — формированию музыкально-эстетической культуры как целостной структуры. Эффективными способами активизации слушания музыки могут быть, например, такие: через движение, на основе синтеза ис-
кусств, с помощью рисования или игры на музыкальных инструментах, музыкальные этюды, а также через пение и вокал и др.
В данном контексте музыкально-эстетическая культура режиссёра театрализованных представлений и праздников выражается в целостной системе музыкально-эстетических знаний, в умении работать с музыкальной драматургией, анализировать музыкальное произведение с позиции режиссёра-постановщика, в знании способов творческого освоения драматургии, музыки, слова и действия на основе специфических художественно-оценочных и созидающих средств образного решения театрализованного представления.
В современных условиях слушание музыки становится доступной формой формирования музыкально-эстетической культуры благодаря широко развитой концертной деятельности, а также благодаря развитию технических средств, способных воспроизводить разную по содержанию и стилю музыку: радио, телевидение, телефоны, компьютеры, планшеты, кино и т.д. поток музыкальной информации практически безграничен. тем важнее и сложнее становится проблема организации целенаправленного активного слушания музыки, помогающего формировать избирательность музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем сформированного художественного вкуса.
при этом основная задача заключается в том, чтобы процесс слушания музыки был активным, творческим, чтобы в нём преобладали оценочно-смысловые действия, направленные на формирование целостного музыкального образа театрализованного представления. В этом мы видим специфику слушания музыки как метода формирования музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений.
Примечания
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под общей редакцией М. И. Ротерштейна. Москва : Музыка, 2006. 336 с.
2. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания в советской школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 9. Москва, 1974. С. 40—45.
3. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва : Музыка, 1965. 152 с.
4. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи / перевод с английского и предисловие Е. Ф. Бронфин. Ленинград : Советский композитор, 1991. 232 с.
5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. Москва : Просвещение, 1989. 189 с.
6. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. Москва : МИРОС, 1992. 38 с.
References
1. Abdullin Е. B., Nikolaeva Е. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya [Methodology of Music Education]. Moscow, Music publ., 2006. 336 p.
2. Apraksina O. A. Iz istorii muzykal'nogo vospitaniya v sovetskoi shkole [From the history of musical education in the Soviet school]. Muzykal'noe vospitanie v shkole, vyp. 9 [Musical education in school. Issue 9]. Moscow, 1974. Pp. 40—45.
3. Asafev B. V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshhenii i obrazovanii [Selected articles about music teaching and education]. Moscow, Music Publ., 1965. 152 p.
4. Bernstayn L. Kontserty dlia molodezhi [Concerts for Youth]. Leningrad, Soviet Compozitor Publ., 1991. 232 p.
5. Kabalevskii D. B. Kak rasskazyvat detyam o muzyke? [How to tell children about music?]. 3th edition. Moscow, Prosveshhenie Publ. [Education Publ.], 1989. 189 p.
6. Pilichyauskas A. A. Poznanie muzyki kak vospitatel'naya problema. Posobie dlia uchitetelya [Knowledge of music as an educational problem. A Handbook for Teachers]. Moscow, MIROS Publ., 1992. 38 p.
УДК 378.978
Р. В. Сладкопевец
Московский государственный институт культуры
В статье раскрывается методика вокального мастер-класса, которая нацелена на совершенствование профессиональной подготовки оперных вокалистов. Особое внимание уделено приёмам, методам обучения, организации вокального мастер-класса, формам и этапам работы с оперными вокалистами. Автор приходит к выводу, что в процессе мастер-класса необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования исполнительского стиля Bell canto у вокалистов в вузах культуры и искусств. Имея индивидуальную окрашенность, исполнительский стиль Bell canto предполагает необходимость создания такой методики его формирования, которая бы учитывала возрастные и индивидуальные особенности студентов, их интересы и стремления, ценностные ориентации, направленные на глубокое художественно-творческое раскрытие личности. Дальнейшая работа со студентами-вокалистами предусматривает приобретение необходимых знаний для осуществления полноценного процесса художественно-педагогической интерпретации вокального произведения в стиле Bell canto. Конфликт, который возникнет между стремлением к выполнению поставленных задач, с одной стороны, и невозможностью их решения — с другой, стимулирует выработку у студентов ориентиров, направленных на самосовершенствование, а также стремление получить соответствующие знания, связанные с художественно-педагогической интерпретацией вокального произведения. Ключевые слова: оперный вокалист, бельканто, профессиональная вокальная подготовка, мастер-класс, художественно-педагогическая интерпретация, интеграция видов искусства, методы и формы обучения вокалу.
СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры
музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института
культуры 245
SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral
candidate of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: romansladkopevets@gmail.com.
© Сладкопевец Р. В., 2015
ЫЙ и ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ НА МАСТЕР-КЛАССЕ