Научная статья на тему 'Педагогические функции полихудожественной образовательной среды в процессе организации музыкально-слушательской деятельности младших школьников в детской школе искусств'

Педагогические функции полихудожественной образовательной среды в процессе организации музыкально-слушательской деятельности младших школьников в детской школе искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ / ВОСПРИЯТИЕ / ИСКУССТВО / FUNCTIONS OF THE POLY-ARTISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MUSICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Елена Геннадьевна

Автор рассматривает полихудожественную среду как одну из локальных образовательных сред. В статье уточняется понятие «полихудожественная образовательная среда» применительно к процессу организации слушания музыки в детских школах искусств, выявляются теоретические основы моделирования полихудожественной образовательной среды (Б.П. Юсов, Ю.Б. Борев, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева и др.), связанные с задачами индивидуализации образовательного процесса, стимулирования творческой деятельности детей. Автор определяет важнейшие функции полихудожественной среды в процессе организации слушания музыки в детской школе искусств. Пояснительная (функция заключается в поддержке процесса музыкального восприятия словесными образами. Ассоциативная функция предполагает личностное принятие нового художественного опыта за счёт его связи с имеющимся. Иллюстративная (функция использует интерпретацию как пояснение произведения одного вида искусства другим. Визуализирующая функция направлена на представление произведения, которое будет предложено для слушания в виде, предназначенном для зрительного восприятия. Гедонистическая функция позволяет найти источник радости, наслаждения от приобщения к искусству, творчеству. Познавательно-эвристическая функция даёт возможность постигать мир средствами искусства и совершать открытия. Познавательно-прогностическая функция направлена на постижение мира средствами искусства и позволяет делать предсказания, предвидеть ход развития событий. Коммуникативная функция предполагает непосредственное общение на языке искусства, а также приобщение к историческому и национальному опыту. Эстетическая функция формирует ценностное сознание, художественный вкус. В статье представлены результаты практической работы с использованием потенциала полихудожественной образовательной среды в процессе преподавания курса «Слушание музыки» в детской школе искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLY-ARTISTIC ENVIRONMENT AND ITS PEDAGOGICAL FUNCTIONS AS A PART OF MUSIC LISTENING ACTIVITY OF JUNIOR STUDENTS AT CHILDREN''S ART SCHOOL

The author considers the poly-artistic environment as one of the local educational environments. The article focuses on the concept “poly-artistic educational environment” related to the process of music listening activity at Childrens Art School, and refers to the theoretical heritage of modelling of the poly-artistic educational environment (B.P. Yusov, Y.B. Borev, E.B. Abdullin, E.V. Nikolaeva, etc.) that appears to be necessary for individualization of the educational process, as well a,s for encouraging the creative activity of children. The author specifies the essential functions of the poly-artistic environment as a part of music listening activity at Children, ’s Art School. Explanatory function consists in support of process of musical perception verbal images. The associative function involves personal adoption of the new art experience in its interrelation with the available skills. The illustrative function is based on the interpretation of a piece of art through different art forms. The visualizing function represents the work of art for listening in the form of visual comprehension. The hedonistic function helps to discover the source of enjoyment in the enculturation. The cognitive-heuristic function makes it possible to comprehend the world by means of art on the way to a discovery. The cognitive-prognostic function gives opportunity to make predictions and foresee the course of events. The communicative function refers to the function of natural communication in art language, as well as comprehension of the historical and national experience. The esthetic function generates the value-based consciousness and the artistic taste. The article delivers the results of the practical experience to imply the potential of the multi-art educational environment in the run of the course “Listening to music” at Children ’s Art School.

Текст научной работы на тему «Педагогические функции полихудожественной образовательной среды в процессе организации музыкально-слушательской деятельности младших школьников в детской школе искусств»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Е. Г. Жаркова*,

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), г. Владимир, Российская Федерация, 600000

Аннотация. Автор рассматривает полихудожественную среду как одну из локальных образовательных сред. В статье уточняется понятие «полихудожественная образовательная среда» применительно к процессу организации слушания музыки в детских школах искусств, выявляются теоретические основы моделирования полихудожественной образовательной среды (Б. П. Юсов, Ю. Б. Борев, Э. Б. Абдул-лин, Е. В. Николаева и др.), связанные с задачами индивидуализации образовательного процесса, стимулирования творческой деятельности детей. Автор определяет важнейшие функции полихудожественной среды в процессе организации слушания музыки в детской школе искусств. Пояснительная (функция заключается в поддержке процесса музыкального восприятия словесными образами. Ассоциативная функция предполагает личностное принятие нового художественного опыта за счёт его связи с имеющимся. Иллюстративная (функция использует интерпретацию как пояснение произведения одного вида искусства другим. Визуализирующая функция направлена на представление произведения, которое будет предложено для слушания в виде, предназначенном для зрительного восприятия. Гедонистическая функция позволяет найти источник радости, наслаждения от приобщения к искусству, творчеству. Познавательно-эвристическая функция даёт возможность постигать мир средствами искусства и совершать открытия. Познавательно-прогностическая функция направлена на постижение мира средствами искусства и позволяет делать предсказания, предвидеть ход развития событий. Коммуникативная функция предполагает непосредственное общение на языке искусства, а также приобщение к историческому и национальному опыту. Эстетическая функция формирует ценностное сознание, художественный вкус. В статье представлены результаты практической работы с использованием потенциала полихудожественной образовательной среды в процессе преподавания курса «Слушание музыки» в детской школе искусств.

161

* Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент С. И. Дорошенко.

Ключевые слова: функции полихудожественной образовательной среды, музыкальное образование, слушание музыки, восприятие, искусство.

POLY-ARTISTIC ENVIRONMENT AND ITS PEDAGOGICAL FUNCTIONS AS A PART OF MUSIC LISTENING ACTIVITY OF JUNIOR STUDENTS AT CHILDREN'S ART SCHOOL

Elena G. Zharkova*

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation, 600000

162

Abstract. The author considers the poly-artistic environment as one of the local educational environments. The article focuses on the concept "poly-artistic educational environment" related to the process of music listening activity at Children's Art School, and refers to the theoretical heritage of modelling of the poly-artistic educational environment (B. P. Yusov, Y. B. Borev, E. B. Abdullin, E. V. Nikolaeva, etc.) that appears to be necessary for individualization of the educational process, as well as for encouraging the creative activity of children. The author specifies the essential functions of the poly-artistic environment as a part of music listening activity at Children's Art School. Explanatory function consists in support of process of musical perception verbal images. The associative function involves personal adoption of the new art experience in its interrelation with the available skills. The illustrative function is based on the interpretation of a piece of art through different art forms. The visualizing function represents the work of art for listening in the form of visual comprehension. The hedonistic function helps to discover the source of enjoyment in the enculturation. The cognitive-heuristic function makes it possible to comprehend the world by means of art on the way to a discovery. The cognitive-prognostic function gives opportunity to make predictions and foresee the course of events. The communicative function refers to the function of natural communication in art language, as well as comprehension of the historical and national experience. The esthetic function generates the value-based consciousness and the artistic taste. The article delivers the results of the practical experience to imply the potential of the multi-art educational environment in the run of the course "Listening to music" at Children's Art School.

Keywords: functions of the poly-artistic educational environment, musical.

* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor S. I. Doroshenko.

Понятие «образовательная полихудожественная среда» и возможные векторы его педагогической интерпретации

Моделируемая в общеобразовательной школе или в детской школе искусств образовательная среда может быть рассмотрена как совокупность многих факторов влияния и как некое «собрание» локальных сред -педагогической, развивающей, предметно-пространственной, информационной, социокультурной, интеллектуальной, творческой. В определённых, специально создаваемых условиях она включает в себя полихудожественную среду. Яркими примерами образовательной полихудожественной среды являются образовательные среды детского музыкального театра, детской балетной студии, изначально базирующиеся на синтетических видах искусства. Для такой среды характерно соединение посредством единого замысла разных видов художественного творчества.

Постоянное взаимодействие с полихудожественной средой можно было бы считать наиболее благоприятным для ребёнка с точки зрения его дальнейшей художественной профессионализации, о чём свидетельствуют многочисленные примеры театральных, кинематографических или певческих династий. В контексте поставленной в данной статье проблемы вхождение обучающегося в полихудожественную среду не обязательно является средством профессиональной ориентации, хотя рассматривается как одно из условий успешной пред-профессиональной подготовки. Для нас важно определить роль полихудожественной среды в процессе детского

музыкального образования в детской школе искусств (ДШИ) в процессе организации слушания музыки.

Для определения понятия «полихудожественная среда» обратимся к трактовке каждого из входящих в него слов.

Среда - это совокупность влияний и условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса. Среда характеризуется общностью, пластичностью, векторностью, культуросообраз-ностью, гибкостью, структурированностью, событийностью. Е. П. Белозер-цев отмечает, что «средовой подход» уже своим названием объясняет мысли и поступки человека чем-то таким, что воздействует на него. Человека можно рассматривать как продукт некой среды, которая фактически «лепит» его, и он, желая того или нет, становится её своеобразным «слепком». Упрощённая схема такова: среда - субъект, человек - объект. Однако простота в данном случае обманчива, поскольку «средовой подход требует исследования механизма "лепки", т. е. того, что именно в данной среде и как именно влияет на человека» [1, с. 82].

В слове «полихудожественная» «поли-», как известно, означает «много», а «художественная» - относящаяся к искусству. В последние годы обращение к понятию «полихудожественная образовательная среда» связано с задачами индивидуализации образовательного процесса, стимулирования творческой деятельности [2-5]. В диссертационном исследовании В. А. Рудакова полихудожественная образовательная среда определяется «с опорой на полихудожественный подход в образовании, который отражает взаимосвязь различных видов искусства в формировании творче-

163

164

скои личности посредством различных приёмов и средств, присущих каждому виду искусства» [6, с. 9-10].

Однако возможно и другое понимание: полихудожественная среда -это совокупность педагогических, организационных, художественно-творческих условии реализации полихудожественного подхода, основанного на имманентном единстве искусства и детского художественного творчества. ТакоИ подход разрабатывался научной школой Б. П. Юсова [7-10].

Полихудожественный подход Б. П. Юсова: сущность, истоки, особенности претворения в современной теории художественного образования

Концепция, созданная Б. П. Юсовым [8], обращена не только к проблемам художественного образования. Она направлена на формирование целостности и широты мышления, на достижение метапредметных (если пользоваться современной терминологией) результатов обучения. Единая природа искусства продуцирует столь же целостную художественно-творческую деятельность ребёнка, опирающуюся на смысловую, ценностную связь словесных, звуковых, цветовых, графических, двигательных образов.

Значимой составляющей концепции Б. П. Юсова предстаёт идея иерархичности искусств и художественного развития в связи с возрастным развитием. Согласно этой идее, вхождение школьника в целостный мир искусства начинается с поддержки художественного творчества словесными образами, которые, в свою очередь, открывают невербальные сенсорные модальности (в художественном творчестве детей это жестикуляция, мими-

ческие импровизации, пластические движения, которые ведут к драматизации и театрализации). Следующим этапом или, вернее, модальностью детского художественного творчества предстаёт визуализация (форма, линия, цвет). И наконец, вершиной целостного мышления обучающихся выступает музыкальный образ, развивающийся во времени (в соответствии с временной природой музыкального искусства), но не теряющий органической связи с пространством (например, светопись).

Отметим, что концепция Б. П. Юсова в определённой степени близка педагогической концепции П. П. Блон-ского [11] и некоторых других отечественных педагогов рубежа Х1Х-ХХ веков (в частности, А. И. Пузыревско-го [12]). Эта близость просматривается в опоре на изначальное целостное художественное мышление ребёнка и в попытке выявить художественно-творческие доминанты, присущие разным детским возрастам.

Полихудожественный подход, предложенный Б. П. Юсовым, органически связан с процессом развития концепции Б. М. Неменского [13; 14], которая, в свою очередь, опирается на идеи Д. Б. Кабалевского [15].

Суть полихудожественного подхода заключается в том, что он «отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство лишь иллюстрируется примерами другого» [8, с. 214]. Опора на единую природу искусства позволяет детям постичь внутренние связи «слова, звука, цвета, движения, пространства, формы жеста - на уровне творческого процесса» [Там же, с. 215], воспринимать музыкальные образы не разроз-

ненно и дискретно, но целостно и объёмно и в результате расширять свои представления о мире.

Близкие этому подходу идеи мы видим в трудах Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой, подчёркивающих специфику природы урока музыки как урока искусства [16-18]. Теоретическая идея о сближении принципов формообразования педагогического и художественного творчества вполне консолидируется с полихудожественным подходом.

Подход Б. П. Юсова в современном художественном образовании продуцирует два характерных педагогических акцента: а) доминирование не профессионально-искусствоведческого содержания занятия, а собственной творческой деятельности школьника; б) опора на способность к занятиям всеми видами художественного творчества, на его полихудожественность (многоязычие) [19].

Функции полихудожественной образовательной среды в процессе

организации слушания музыки в детской школе искусств

Преподавание курса «Слушание музыки» младшим школьникам в ДШИ таит в себе две опасности: подмену общения с живым музыкальным искусством усвоением сухой музыковедческой премудрости и пассивность, минимизацию творческой деятельности. Именно поэтому слушание музыки нуждается в создании полихудожественной образовательной среды, об-ращённой к живой встрече с искусством, к взаимодействию с носителями, создателями произведений художественного творчества, к разнообразию способов художественного общения. Многогранность функциональных воз-

можностей полихудожественной образовательной среды создаёт условия для индивидуального выбора ребёнком тех художественных и образовательных средств, которые в наибольшей степени соответствуют его склонностям, возрасту (а психологический и социальный возраст одноклассников неодинаков), опыту, потребностям.

Охарактеризуем основные функции полихудожественной среды в процессе организации слушания музыки в ДШИ (большинство названий функций заимствовано из «Эстетики» Ю. Б. Борева [20], но смысловое их наполнение связано с концепцией Б. П. Юсова).

Пояснительная функция заключается в поддержке процесса музыкального восприятия словесными образами. Практика показывает, что словесные пояснения к прослушиваемым произведениям, сочинённые самими детьми, воспринимаются их сверстниками более органично, нежели более грамотные и даже более поэтичные пояснения учителя.

Ассоциативная функция отвечает за личностное принятие нового художественного опыта посредством его связи с имеющимся. Формирование слушательских ассоциаций опирается на целостную природу искусства и продуцирует разнообразное художественное творчество детей. Примером может служить слушательское восприятие младшими школьниками пьес К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных». Уже при первом прослушивании пяти номеров («Лебедь», «Ослы», «Слоны», «Кенгуру», «Антилопы») обучающиеся оживлялись, им явно хотелось жестами и мимикой воплотить музыкальные портреты животных. Детям из экспериментальной группы было предложено совершать импровизированное

165

166

движение под музыку и таким образом вживаться в характер животных, соединив музыкальный и кинестетический образы. В результате второклассники из экспериментальной группы при повторном прослушивании практически сразу «показывали» животных, буквально выкрикивая названия номеров сюиты, а ребята из контрольной группы (прослушивание без движения) испытывали затруднения, медлили с ответом.

Иллюстративная функция использует интерпретацию, пояснение произведения одного вида искусства другим. Ребёнок-слушатель, создающий иллюстрации к музыкальным произведениям, часто сначала отталкивается от пояснительной функции, реализованной не словами, а рисунком (то есть иллюстрирует словесное пояснение педагога, название произведения), но потом интуитивно сближает средства художественной выразительности музыки и изобразительного искусства (чаще всего иллюстрации - это рисунки), а также проникает в жанровую, национальную, стилевую специфику иллюстрируемого произведения.

Визуализирующая функция направлена на представление произведения для слушания в виде, предназначенном для зрительного восприятия. От иллюстрации визуализация отличается тем, что она чаще всего процессуальна (например, фрагмент оперного, балетного спектакля) или обращена к процессуальному восприятию (например, символический рисунок восхождения и нисхождения мелодической линии). Так, обращение к образу Юродивого из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (тема «Музыкальная интонация») позволяет представить детям интонацию плача. В контроль-

ной группе дети только слушали фрагмент «Плач Юродивого» (исп. И. Козловский). Внимание было неустойчивым, уточняющих вопросов не последовало. Дети в экспериментальной группе просматривали фрагмент оперы в видеозаписи (исп. И. Козловский). Они сохраняли устойчивое внимание и затем задавали вопросы: «Кто такой Юродивый? почему он плачет? почему люди кричат? что они кричат? почему царь запретил схватить Юродивого?» Дети были увлечены просмотром, проявили живейший познавательный интерес к теме занятия.

Гедонистическая функция позволяет найти источник радости, наслаждения от приобщения к искусству, творчеству. В процессе слушания музыки эта функция часто реализуется через импровизацию танцевальных движений, свободное дирижирование, а также через совместное с педагогом музицирование.

Познавательно-эвристическая функция даёт возможность постигать мир средствами искусства и совершать открытия. Пробуждение интереса к научным фактам, которые оказались в поле внимания в связи с программой или названием прослушиваемого произведения, нельзя считать прямой удачей. Иногда приходилось даже сдерживать активность «знатоков», пробуждённую не искусством, а желанием блеснуть эрудицией. Так, в процессе уже упомянутого восприятия пьес К. Сен-Санса «побочным эффектом» стало желание второклассника Димы Б. познакомить группу с информацией об особенностях жизни австралийских кенгуру и африканских антилоп. Подчеркнём, что такого рода самовыражение опосредованно связано с реализацией полихудоже-

ственного подхода: в группе, где пьесы только прослушивались в записи, энтузиазм юных зоологов никак не проявлялся. Но, конечно, реализация познавательно-эвристической функции предполагает качественную новизну развивающих результатов именно в сфере художественного творчества. Например, слушание «Марша деревянных солдатиков» П. И. Чайковского и попытки маршировать под эту музыку не только подвели ребят к мысли, что легче «маршировать» пальцами на столе, чем ногами на полу, но и пробудили желание создать триптих, изображающий продвижение маленького отряда: бодрое спокойное движение, тревогу и изменение характера движения и возвращение к бодрости и стройности.

Познавательно-прогностическая функция позволяет делать предсказания, предвидеть ход развития событий. Вне этой функции художественное восприятие вообще невозможно. В процессе организации слушания специальная работа направляется на предслышание в линии развития музыкального произведения. Например, педагог объясняет, что солдаты не всегда слышат полковой оркестр, который идёт впереди. Но, если они и оторвались от передовой колонны, это не должно смешать их ряды. Исполнив первую часть «Марша деревянных солдатиков», под который ученики «маршируют» на партах вторыми и третьими пальцами, педагог прерывает исполнение, предлагая ученикам «промаршировать» последующее музыкальное предложение самостоятельно, показав динамическое развитие темы. В этой игре педагог может снова включиться в исполнение (солдатики догнали полковой ор-

кестр) и продирижировать организованной колонной, отставшей от оркестра, но не растерявшей боевого духа.

Коммуникативная функция - это функция непосредственного общения на языке искусства, а также приобщения к историческому и национальному опыту. Например, на занятиях по слушанию музыки детям предлагается написать письмо композитору или герою музыкального произведения. Художественная коммуникация позволяет также выразить и передать другим ученикам своё настроение, оценку произведения на языке искусства (цветом, пантомимой). Особо следует подчеркнуть значимость коммуникации на языке искусства с родителями и социальным окружением ребёнка. Организации такого общения помогает проектная деятельность.

Эстетическая функция формирует ценностное сознание, художественный вкус. Реализуя эту функцию, мы обращаемся к различным интерпретациям одного и того же произведения, предлагая различить исполнение ученика и зрелого мастера, что, безусловно, формирует ценностное сознание, вкус. Например, ребята выразили намерение посетить концерт хореографического отделения школы, с тем чтобы посмотреть балетный номер «Лебеди» и сравнить выступление сверстников с увиденной на уроке видеоиллюстрацией («Лебедь» в исполнении Майи Плисецкой: фильм-балет 1975 г., хореография М. Фокина).

Таким образом, создание полихудожественной образовательной среды становится действенным условием целостного восприятия детьми музыкальных произведений, предназначенных для слушания. При этом слушательская деятельность сочетается с различными

167

видами художественного творчества. Выделенные и охарактеризованные в статье функции полихудожественной образовательной среды в своей совокупности позволяют моделировать и

практически осуществлять слушательскую деятельность в детской школе искусств как творческий, индивидуализированный и культуросообразный процесс встречи с живым искусством.

Автор благодарит кафедру педагогики Владимирского государственного университета и кафедру ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» Московского педагогического государственного университета за поддержку и помощь в подготовке данной статьи.

Author is grateful to the Department of Pedagogics of Vladimir State University and the UNESCO Chair "Musical Arts and Education in Life-Long Learning" of Moscow State University of Education for their support and assistance in the preparation of this article.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозерцев, Е. П. Феномен культурно-образовательной среды сквозь призму современной философии образования [Текст] / Е. П. Белозерцев, А. И. Павленко // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. -2012. - Т. 18. - С. 82-85.

2. Дорошенко, С. И. Взаимодействие фило-софско-антропологического и художественно-диалогического подходов при исследовании проблем истории музыкального образования [Текст] / С. И. Дорошенко // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 344 (март). - С. 167-173.

3. Заплатина, Е. А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (в школе с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Е. А. Заплатина. - Екатеринбург, 2009. - 193 с.

4. Иофис, Б. Р. Учебная дисциплина «Слушание музыки» в детской школе искусств: теоретический и методический аспекты [Текст] / Б. Р. Иофис, Н. А. Царёва // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015. -№ 3 (11). - С. 94-107.

5. Шульгина, И. Б. Функциональная модель продуктивного образования школьников

на основе полихудожественного взаимодействия искусств [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / И. Б. Шульгина. - М., 2006. - 203 с.

6. Рудаков, В. А. Индивидуализация полихудожественной образовательной среды как средство подготовки младших школьников к творческой деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01 / В. А. Рудаков. - Челябинск, 2012. - 24 с.

7. Юсов, Б. П., Сухова, Т. И., Савенкова, Л. Г. и др. Когда все искусства вместе [Текст] / Б. П. Юсов, Т. И. Сухова, Л. Г. Савенкова. - М. : Изд-во ИЦЭВ РАО, 1995. - 108 с.

8. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество. Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей [Текст] / Б. П. Юсов. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2002. - 283 с.

9. Кабкова, Е. П. Формирование способности учащихся к художественному обобщению и переносу информации на уроках искусства [Электронный ресурс] / Е. П. Кабкова // Педагогика искусства. -2008. - № 2. - URL: http://www.art-educa-tion. ru/sites/default/files/journal_pdf/ kabkova_e.p.pdf

10. Савенкова, Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры [Текст] : монография / Л. Г. Савенкова. - М. : Изд-во МАГМУ-РАНХиГС, 2011. - 156 с.

11. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П. П. Блонский ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.

12. Пузыревский, А. И. Пение в семейном воспитании [Текст] / А. И. Пузырев-ский // Энциклопедия семейного воспитания и обучения / ред. П. Ф. Каптерев. -Вып. 39-40. - СПб. : Типография Спб. училища глухонемых (СПб.), 1901. - 64 с.

13. Неменский, Б. М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"» [Текст] / Б. М. Неменский, И. Б. Полякова, Т. Б. Сапожникова. - М. : Первое сентября, 2007. - 124 с.

14. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников [Текст] / рук. работы Б. М. Неменский. - М. : Изд-во ВНИК «Школа», 1988. - 326 с.

15. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.

16. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Прометей, 2013. -336 с.

17. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Современные теоретические представления об уроке музыки [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 1. - С. 155-165.

18. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы (в свете проекта «Музыка для всех») [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, А. В. Торопова, Б. Р. Ио-фис // Художественное образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 27-34.

19. Савенкова, Л. Г. Интегрированный подход к преподаванию искусства в педагогической науке [Текст] / Л. Г. Савенкова, О. И. Радомская // Социокультурный портрет современного ребёнка в контек-

сте непрерывного образования : Юсов-ские чтения XVI : сб. науч. ст. / науч. ред. Е. П. Олесина ; ред.-сост. О. И. Радом-ская ; под общ. ред. Л. Г. Савенковой. -М. : Изд-во ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - С. 4-11.

20. Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст] / Ю. Б. Бо-рев. - 4-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988. - С. 121-136.

REFERENCES

1. Belozertsev E. P. Fenomen kul'turno-obrazovatel'noi sredy skvoz' prizmu sovre-mennoi filosofii obrazovaniya [Phenomenon of the cultural and educational environment through a prism of modern philosophy of education]. Vestnik KGU - Vestnik of Kostroma State University, 2012, vol. 18, pp. 82-85 (in Russian).

2. Doroshenko S. I. Vzaimodeystviye filosofs-ko-antropologicheskogo i khudozhestvenno-dialogicheskogo podkhodov pri issledovanii problem istorii muzykal'nogo obrazovaniya [Interaction of philosophical and anthropological and art and dialogical approaches at a research of problems of history of music education]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2011, no. 344 (March), pp. 167173 (in Russian).

3. Zaplatina E. A. Polihudozhestvennyj podhod v razvitii tvorcheskoj aktivnosti mladshikh shkol'nikov (v shkole s uglublennym izuche-niem predmetov khudozhestvenno-ehsteti-cheskogo tsikla) [Poly-artistic approach in development of creative activity of younger school students (at school with profound studying of subjects of an art and aesthetic cycle)]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Ekaterinburg, 2009. 193 p. (in Russian).

4. Iofis B. R., Tsareva N. A. Uchebnaya distsip-lina "Slushanie muzyki" v detskoi shkole iskusstv: teoreticheskii i metodicheskii aspe-kty [Subject matter "Hearing of music" at children's school of arts: theoretical and methodical aspects]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2015, no. 3 (11), pp. 94-107 (in Russian).

170

5. Shul'gina I. B. Funktsional'naya model' pro-duktivnogo obrazovaniya shkol'nikov na os-nove polikhudozhestvennogo vzaimodejstvi-ya iskusstv [Functional model of productive education of school students on the basis of polyart interaction of arts]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2006. 203 p. (in Russian).

6. Rudakov V. A. Individualizatsiya polikhu-dozhestvennoi obrazovatel 'noi sredy kak sredstvo podgotovki mladshikh shkol'nikov k tvorcheskoi deyatel'nosti [Individualiza-tion of the poly-artistic educational environment as means of training of younger school students for creative activity]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Chelyabinsk, 2012, pp. 9-10 (in Russian).

7. Yusov B. P., Sukhova T. I., Savenkova L. G. Kogda vse iskusstva vmeste [When all arts together]. Moscow: ITsEV RAO Publ., 1995. 108 p. (in Russian).

8. Yusov B. P. Izobrazitel'noe iskusstvo i dets-koe izobrazitel'noe tvorchestvo. Ocherki po istorii, teorii i psikhologii khudozhestvenno-go vospitaniya detej [Fine art and children's graphic creativity. Sketches on history, theory and psychology of art percipience of children]. Magnitogorsk, MaGU Publ., 2002. 283 p. (in Russian).

9. Kabkova E. P. Formirovanie sposobnosti uchashchikhsya k khudozhestvennomu obobshcheniyu i perenosu informatsii na urokakh iskusstva [Formation of ability of pupils to art generalization and transfer of information at art lessons]. Elektronnyj zhurnal "Pedagogika iskusstva " - Electronic scientific journal "Pedagogy of Art", 2008, no. 2 (in Russian).

10. Savenkova L. G. Vospitaniye cheloveka v prostranstve mira i kultury [Education of the person in space of the world and culture]. Moscow: MAGMU - RANKhiGS Publ., 2011. 156 p. (in Russian).

11. Blonskii P. P. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya [Selected pedagogical works]. Compilers N. I. Blonskaya, A. D. Sergeeva. Moscow, Akad. ped. nauk RSFSR Publ., 1961. 696 p. (in Russian).

12. Puzyrevskij A. I. Penie v semejnom vospita-nii. Enciklopediya semejnogo vospitaniya i obucheniya [Singing in family education].

Issue 39-50. St. Petersburg, 1901. 64 p. (in Russian).

13. Nemenskij B. M. Materialy kursa "Osoben-nosti obucheniya shkol'nikov po programme B. M. Nemenskogo "Izobrazitel'noe iskusstvo i khudozhestvennyj trud" [Course materials "Feature of training of school students in B. M. Nemensky's program "Fine arts and art work"]. Moscow: Pervoe sentyabrya Publ., 2007. 124 p. (in Russian).

14. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya kak fundamenta sistemy es-teticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Ruk. raboty B. M. Nemenskij [Concept of art education as the basis of system of esthetic education of school students]. Moscow, VNIK "Shkola" Publ., 1988, 326 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kabalevskij D. B. Vospitanie uma i serdtsa [Education of intellect and heart: Book for the teacher]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1984. 206 p. (in Russian).

16. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of music education: the textbook for students of the pedagogical Higher Education Institution]. Moscow, Prometei Publ., 2013. 336 p. (in Russian).

17. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Sovremen-nye teoreticheskie predstavleniya ob uroke muzyki [Modern theoretical ideas about the music lesson]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" -Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 1, pp. 155165 (in Russian).

18. E. B. Abdullin, E. V. Nikolaeva, A. V. To-ropova, B. R. Iofis. Kontseptual'nye os-novaniya novoy obrazovatelnoy programmy po muzyke dlya nachalnoy shkoly (v svete proyekta "Muzyka dlya vsekh") [The conceptual bases of the new educational program for music of elementary school (in the context of the project "Music for All")]. Khudozhestvennoye obrazovaniye i nauka -Art Education and Science, 2016, no. 1, pp. 27-34 (in Russian).

19. Savenkova L. G., Radomskaya O. I. Integ-rirovannyj podkhod k prepodavaniyu iskusstva v pedagogicheskoj nauke. Sociokul'-turnyj portret sovremennogo rebenka v kon-tekste nepreryvnogo obrazovaniya: Procee-

dings of the 16th Yusov's Conference [Integrated approach to teaching art in pedagogical science]. Collection of scientific articles. Scientific editor E. P. Olesina. Compiler and editor O. I. Radomskaya. Under general editorship

L. G. Savenkova. Moscow: FGBNU "IHOiK RAO" Publ., 2016, pp. 4-11 (in Russian). 20. Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Politizdat Publ., 1988, pp. 121-136 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 27.08.2017. The article was received on 27.08.2017.

Жаркова Елена Геннадьевна, магистрант кафедры педагогики Педагогического института e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых» (ВлГУ), ул. Горького, 87, г. Владимир, Российская Федерация, 600000

Elena G. Zharkova, Graduate Student of the Department of Pedagogics of the Pedagogics Institute e-mail: [email protected]

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Gorky Street, 87, Vladimir, Russian Federation, 600000

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.