УДК 373 Т. М. Зайцева, руководитель областного
центра профориентации «Формула успеха» Дворца учащейся молодежи «Смена», г. Челябинск, e-mail: dumsmena2@mail.ru
МОТИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЛЯБИНСКА И ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлен краткий анализ реализации основных мероприятий концепции профори-ентационной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинской области за период с 2013 по 2015 год.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, концепция профориентационной работы.
Одной из острейших проблем сегодняшнего времени является проблема профессионального самоопределения современной российской молодежи. Следствием ее нерешенности является дисбаланс между имеющимися трудовыми ресурсами и потребностями рынка труда, что становится причиной безработицы и других деструктивных социально-экономических процессов, в которые оказываются втянутыми не только будущие специалисты, но и все общество в целом [1].
Перед многими выпускниками школ стоит вопрос выбора пути подготовки к будущей профессии. Зачастую профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Поэтому особую значимость приобретает система профессионального самоопределения и профориентации, способствующая адекватной оценке своих возможностей и способностей, а также соотнесению их с общественными запросами. Сегодня поиск своего места в мире профессий в ранней юности приобретает особый смысл [1]. Такая ситуация актуализирует востребованность в нашем обществе различных форм профориента-ционной деятельности.
Система профориентационной работы в идеале должна иметь комплексный и многоступенчатый характер и «сопровождать» человека в ходе профессионального становления и обучения [2].
В связи с актуальностью проблемы профессионального самоопределения личности, а также в целях систематизации и координации профориентационной работы в области была разработана Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябин-
ской области на 2013-2015 годы, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591 (далее — Концепция профориентации), которая определила теоретическую базу и основные направления профориентационной деятельности.
В целях реализации Концепции профориентации в мае 2013 г. по приказу Министерства образования и науки Челябинской области на базе ГБУ ДО «Дворец учащейся молодежи "Смена"» был создан Областной центр профориентации системы профессионального образования Челябинской области «Формула успеха». Одной из задач центра является организация работы Областного методического объединения руководителей центров (отделов), осуществляющих профориентационную работу в профессиональных образовательных организациях (ПОО) Челябинской области.
Деятельность центра, основанная на положениях Концепции профориентации, осуществляется по следующим направлениям:
- организация и координация деятельности субъектов социального партнерства по профессиональному самоопределению учащейся молодежи;
- взаимодействие с образовательными организациями с целью проведения для выпускников профориентационных мероприятий;
- работа с учащимися общеобразовательных организаций;
- проведение анкетирования учащихся по вопросам выбора профессии и др.
Деятельность центра профориентации основана на взаимодействии ряда структурных подразделений (рис. 1).
Министерство образования и науки челябинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец учащейся молодежи «Смена»
СМЕНА
Областное методическое объединение 47 профессиональных
образовательных организаций Челябинска и Челябинской области
1 Областной иентр профориентации
ФОРМУ ПЙ УСПЕНА
Региональный координационный центр
WQRLDSKILLS Russia - Челябинск
junior skills
Центр профессиональной диагностики и консультирования Областной музей профобразования им, Н.И. Голендухина Музей занимательной науки «ЭкспериментУМ»
♦ Диагностика, консультирование ♦ Просветительская деятельность ♦ Ксррекционно-развивагощая деятельность ♦ Реализация программ социально-педагогической направленности «Успех». «Твой выбор», «Путешествие в мир профессий», «Школа практической психологии» #Изучение истории развития отечественного арофессио^льного образования появления и становления характерных видов труда, профессий и специальностей ♦ Организация побитной рэбпгы по геидггиие музея ♦ Организация и проведение экскурсий ПЁКЦИЙ И ТСр^йСГЁЙННЫХ ИбрйПрИАТИЙ ФОказаний помсши в написании научно исследовательских работ Нй кдовведвнню ♦ Проведение областных конкурсов дгя музсез профессиональных организаций ♦Уникальная площадка для взаимодействия всех ступеней образования, науки, бизнеса, власти и общества ♦Знакомство с наглядными и увлекательными научными явлениями ♦организация тематических выставок по декоративно-прикладному и техническому творчеству
Центр научно-технического творчества молодежи. Лаборатории:
Центр народных ремесел Южного Урала. Лаборатории:
• Машиностроение и металлургия
• Энергетика и теплоснабжение
• Архитектура и строительство
• Робототехника и информационные технологии
• Фото и видео Студия
• Информационные технологии
• Студия профессионалы ю-эстетического воспитания
♦ Школа ювелирного мастерства
♦ Художественная обработка стекла ■ Художествен нал керамика
♦ Швейная маотерокая
Молодежная академия наук
Центр профессиональной подготовки
^ Научно-исследовательская, изобретательская и опытно-экспериментальная работа с обучающимися образовательных организаций ♦ Генерирование новых инженерных идей и их воплощение в научных проектах ♦ Подготовка обучающихся Челябинской области к участию в городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях
• Подготовка, переподготовка и повышение квалификации незанятого населения по 51 профессии
Сайт http://www.dumsmena.ru/
Рис. 1. Схема взаимодействия структурных подразделений Областного центра профориентации «Формулауспеха»
Областной центр профориентации системы профессионального образования тесно взаимодействует с Челябинским институтом развития профессионального образования и профессиональными образовательными организациями Челябинска и Челябинской области, на базе которых созданы центры, осуществляющие профориентационную работу. Основной задачей данных центров является отлаженное взаимодействие с дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, центрами занятости населения, предприятиями и организациями Челябинска и Челябинской области для построения полноценной системы профессиональной ориентации с учетом каждого возрастного периода.
В целях реализации Концепции профориентации был разработан план-шаблон с включением отдельных содержащихся в ней мероприятий в обязательный перечень мероприятий профессиональных образовательных организаций. В сорока семи ПОО планы профориен-тационной деятельности были сформированы с учетом предложенных изменений. Введены квартальные отчеты по реализации основных мероприятий Концепции профориентации, проанализированные результаты представлены в Министерство образования и науки Челябинской области.
Анализ показателей выполнения Концепции вывил следующее: курсы занятий по профориентации с обучающимися 8-9-х классов реализуются в 36 профессиональных образовательных организациях, с обучающимися 10-11-х классов — в 21 ПОО и с обучающимися профессиональных образовательных организаций — в 39 ПОО. Данный вид профориентационных мероприятий посетили 31 320 обучающихся образовательных организаций и 21 305 обучающихся профессиональных образовательных организаций.
В рамках реализации этого же пункта Концепции профориентации были разработаны: дистанционный курс «Социализация выпускника на рынке труда», общеразвивающая программа для учащихся младшего школьного возраста «Путешествие в мир профессий», общеразви-вающая программа для учащихся 8-9-х классов «Твой выбор».
Следующим пунктом Концепции профориентации является организация экскурсий на производство с целью ознакомления обучающихся с базовыми предприятиями профессиональных образовательных организаций, спецификой профессиональной деятельности. Данное
направление деятельности на сегодняшний день реализуются в центрах профориентации сорока четырех профессиональных образовательных организаций Челябинской области.
В рамках работы по данному направлению Областным центром профориентации разработаны положение о проведении обзорной экскурсии по профессиональной образовательной организации и положение о проведении профориентационной экспедиции (включающей исследовательский компонент).
Наиболее познавательные и увлекательные экскурсии проводятся специалистами Зла-тоустовского педагогического колледжа, Южно-Уральского государственного технического колледжа, Коркинского горно-строительного техникума. В 2015 г. посетителями экскурсий в образовательные организации, на предприятия и в организации Челябинска и Челябинской области стали более восемнадцати тысяч человек.
Широкое распространение получили обзорные экскурсии для школьников в рамках ознакомления с профессиональными образовательными организациями и условиями поступления в них. Выпускников встречают современные мастерские, лаборатории, приветливые преподаватели и студенты, ждут разнообразные мастер-классы.
Очень интересные мероприятия разработаны в рамках проекта «Темп» для детей старшего дошкольного возраста специалистами Злато-устовского техникума технологий и экономики.
Следующим пунктом реализации Концепции профориентации является введение модульных курсов с профессиональными пробами для обучающихся. Данное направление деятельности реализуется в 26 ПОО Челябинска и Челябинской области. За 2014/15 уч. г. подготовку по программам дополнительного образования прошли 8126 человек. Например, в Усть-Катав-ском индустриально-технологическом колледже для студентов организованы модульные курсы по следующим профессиям: «электрогазосварщик», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрического оборудования», «повар», «водитель автотранспортных средств».
На сегодняшний день также реализуются профессиональные пробы для школьников в 19 ПОО. Профессиональная проба — это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования
готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.
В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой они являются наиболее важным этапом профессиональной ориентации, так как в процессе их выполнения обучающиеся приобретают опыт той профессиональной деятельности, которую они собираются выбрать или уже выбрали, и таким образом пытаются определить, соответствует ли характер данной деятельности их способностям и умениям.
Для школьников проводятся профессиональные пробы по профессиям и специальностям «электрогазосварщик», «автомеханик», «электромонтер», «программирование в компьютерных системах», «архитектор» и др.
Следующий пункт реализации Концепции профориентации — проведение акции «Сто дорог — одна твоя» с выездом представителей ПОО в общеобразовательные организации. В данной акции приняло участие 33 968 школьников.
Проведение месячника профориентации по повышению престижа рабочих профессий также является одним из пунктов реализации Концепции профориентации. Этот вид профориентаци-онной деятельности активно используется почти в 40 ПОО Челябинска и Челябинской области и является традиционной формой профессиональной ориентации школьников. Такое профо-риентационное мероприятие, как день выпускника, реализуется в 28 ПОО. В данных акциях приняли участие более 25 тысяч школьников.
За время реализации Концепции профори-ентационной работы были проведены следующие мероприятия областного уровня:
- областной конкурс профориентационного содержания среди профессиональных образовательных организаций на лучший раздел «Абитуриент» сайта (приняли участие 36 ПОО);
- областной конкурс профориентационного содержания среди профессиональных образовательных организаций на лучший опыт в организации профориентационной работы (представлены работы из 24 ПОО);
- областной конкурс видеороликов профо-риентационного содержания среди профессиональных образовательных организаций «Мое образование — моя профессия — моя карьера» (представлены 18 фильмов).
Регулярно в городе и области организуются методические семинары по реализации программ профориентационной направленности. Например, в Копейском политехническом колледже проведен семинар на тему «Реализация образовательной программы ТЕМП: Технология + Естествознание + Математика + Педагогика»; специалистами Коркинского горно-строительного техникума совместно с представителями Управления образования Коркинского района организован методический семинар на тему «Профо-риентационная работа как система подготовки школьников к самоопределению и самореализации»; в Троицком технологическом техникуме проведен семинар на тему «Культура профессионального развития обучающихся».
Также в профессиональных образовательных организациях разработаны методические рекомендации по организации профориента-ционной работы, профессиональному сопровождению. Например, педагоги Челябинского педагогического колледжа № 2 обобщили свой опыт в работе «Методические рекомендации по ранней профориентации дошкольников», специалисты Южноуральского энергетического техникума составили пособие «Методические рекомендации для классных руководителей по организации и проведению бесед профориента-ционной направленности», в Озерском техническом колледже разработаны условия эффективности профориентационной работы в колледже.
Следующий пункт реализации Концепции профориентации выполнен всеми ПОО — это публикации в средствах массовой информации и интернет-ресурсах материалов по профессиональной ориентации.
В 2014/15 уч. г. профориентационные услуги были оказаны 164 313 обучающимся, включая 96 557 школьников и 67 756 студентов ПОО.
Таким образом, можно констатировать, что основные мероприятия Концепции про-фориентационной работы реализованы в достаточном объеме во всех профессиональных образовательных организациях Челябинска и Челябинской области. Наиболее популярными по результатам мониторинга стали такие мероприятия, как экскурсии, информационные встречи со школьниками и родителями, месячник профориентации и акция «Сто дорог — одна твоя».
Использование различных форм профори-ентационной работы, а также тесное сотрудничество с социальными партнерами дают возможность школьникам и студентам осознанно и ответственно подойти к выбору своего про-
фессионального пути, а профессиональным постоянное присутствие в сегменте рынка обра-образовательным организациям — обеспечить зовательных услуг.
Библиографический список
1. Быков, О. В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты [Текст] / О. В. Быков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — Вып. № 1 (3). - М. : Педагогика, 2000. — С. 13-15.
2. Зеер, Э. Ф. Профориентология : теория и практика [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М. : Академический проект, 2006. — 192 с.
3. Бендюков, М. А. Твой компас на рынке труда : что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы [Текст] / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. — СПб. : РОСТ, 2000. — 334 с.
4. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст] : пособие для педагогов и психологов / Е. А. Климов. — М. : Контур, 2000.
5. Кравчук, Л. А. К вопросу о современной профориентации и профориентационных услугах [Текст] / Л. А. Кравчук // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Ме-ждунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 94-97.
6. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс] / С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев. — Режим доступа: www.academia-proforint.ru.
7. Рогов, Н. И. Выбор профессии : Становление профессионала [Текст] / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
8. Тамицкий, А. М., Орлова, Н.О. Профессиональное самоопределение молодежи : К вопросу о предмете исследования [Текст] / А. М. Тамицкий, Н. О. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 8 (27). — Ч. 3. — С. 53.
УДК 377+004.6 И. В. Милюков, зам. директора
по производственному обучению Южно-Уральского государственного колледжа, г. Челябинск, e-mail: cheltthp@mail.ru
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ «1С:КОЛЛЕДЖ ПРОФ»
В статье обосновывается необходимость внедрения автоматизированных информационных систем управления, представлена схема внедрения информационной системы, проанализированы положительные и отрицательные моменты выбранной схемы.
Ключевые слова: информационная система, автоматизированная информационная система управления, «1С:Колледж», схема внедрения информационной системы.
Современные информационные технологии предоставляют учебным заведениям огромные возможности в области повышения эффективности учебного процесса и оптимизации работы административных подразделений.
Нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда в течение нескольких часов нужно составить какой-либо отчет для Министерства образования и науки или оперативно предоставить информацию проверяющим ор-
ганам. В таких случаях использование средств автоматизации учебного процесса дает возможность выполнить работу быстро и без ошибок, которые неизбежны при ручной обработке больших массивов информации.
Использование автоматизированной системы управления позволяет ускорять обработку информации и координировать ее потоки, оптимизировать процессы принятия управленческих решений.