Научная статья на тему 'Реализация современных практик и технологий как условие повышения качества образовательного процессав ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики"'

Реализация современных практик и технологий как условие повышения качества образовательного процессав ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL PROCESS QUALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / PEDAGOGICAL STAFF / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMMES / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / TEACHERS PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SKILLS COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева М. Н.

В статье рассматриваются современные практики и технологии, применяемые в Златоустовском техникуме технологий и экономики для повышения качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF MODERN PRACTICES AND TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF INCREASING THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE ZLATOUST TECHNICAL SECONDARY SCHOOL OF TECHNOLOGIES AND ECONOMICS

The article analyses the modern practices and technologies, used in the Zlatoust technical secondary school of technologies and economics for increasing the educational process quality.

Текст научной работы на тему «Реализация современных практик и технологий как условие повышения качества образовательного процессав ГБОУ ПОО "Златоустовский техникум технологий и экономики"»

дения государственной итоговой аттестации для обучающихся по специальности «сварочное производство» в формате демонстрационного

Библиографический список

экзамена, подготовка участников региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (№огШ8кШ8).

1. Поручение Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № пр-2821 [Электронный ресурс] : [перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 дек. 2014 г. ]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420267333.

2. Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150.

3. Документация движения «WorldSkills Russia» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldskills.ru.

УДК 377.1 М. Н. Пономарева, директор Златоустовского

техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК И ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»

В статье рассматриваются современные практики и технологии, применяемые в Златоустов-ском техникуме технологий и экономики для повышения качества образовательного процесса.

Ключевые слова: качество образовательного процесса, педагогический персонал, образовательные программы, профориентация, конкурсы профессионального мастерства, повышение квалификации педагогов.

Инновационная экономика России изменила требования к качеству образовательного процесса, к качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях высокотехнологичных и инновационных производств. Сегодня качество среднего профессионального образования складывается из двух взаимосвязанных составляющих.

Первая включает в себя: педагогический персонал; образовательные программы; обучающихся; средства и технологии, используемые в образовательном процессе; внутреннюю и внешнюю среду, обеспечивающую образовательный процесс.

Вторая связана с практической значимостью полученного в ПОО образования, востребованностью ее образовательных услуг и конкурентоспособностью выпускников на рынке труда.

Одним из условий качественного развития этих составляющих Златоустовский техникум

технологий и экономики определил использование современных практик и технологий.

Сегодня в состав техникума входят три отделения (технологическое, экономическое и отделение общеобразовательной и профессиональной подготовки) и четыре филиала (в Челябинске, Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске).

Реорганизация техникума повлекла за собой изменение его структуры, которая в данный момент включает:

- учебный отдел (контингент и всю учебную деятельность курирует зам. директора по учебной работе);

- учебно-производственный отдел (организацию учебной и производственной практики курирует зам. директора по учебно-производственной работе);

- методическую службу (повышение квалификации, аттестацию педагогов, проведение олимпиад, конкурсов, научно-исследовательскую

деятельность курирует зам. директора по информационно-методической работе);

- воспитательную службу (все мероприятия воспитательного характера курирует зам. директора по воспитательной работе);

- социально-психологическую службу;

- организационно-правовую службу (отдел кадров, юридическая служба, архив);

- хозяйственную службу;

- информационный центр.

В техникуме реализуется 17 программ подготовки специалистов среднего звена, 11 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 110 программ профессионального обучения, программа основного образования, а также программы дополнительного профессионального образования. Количество обучающихся техникума на сегодняшний день составляет 2423 человека.

Особенности инфраструктуры техникума и многопрофильность образовательных программ определили необходимость создания высокотехнологичной информационно-образовательной среды [1] с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2]. С января 2017 г на базе техникума функционирует инновационная площадка «Организационно-педагогические условия применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации».

В процессе инновационной деятельности создана база нормативно-правовых и локальных документов, регламентирующих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, прошло обучение педагогов основам работы в электронной системе, разработаны электронные курсы для поддержки очного и заочного обучения.

Одним из индикативных показателей программы развития техникума на 2014-2018 гг. является получение лицензий на новые востребованные профессии и специальности.

В городе и области активно развивается такая сфера экономики, как туризм. Возникла необходимость подкрепления данной сферы квалифицированными кадрами. Администрацией техникума было принято решение получить лицензии на такие специальности, как «туризм» и «гостиничный сервис». В течение двух лет мы набираем группы по специальности «туризм».

В 2015 г мы расширили подготовку по программам железнодорожного профиля и получили лицензии по специальностям 23.02.01 «Организация перевозок и управления на транспорте

(по видам)» и 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».

В 2017 г получены лицензии на четыре профессии и четыре специальности, входящие в группу пятидесяти наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей.

В контрольные цифры приема на 2017/18 уч. г. включили набор в группы по следующим профессиям и специальностям:

1) «мастер отделочных, строительных и декоративных работ»;

2) «информационные системы и программирование»;

3) «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»;

4) «поварское и кондитерское дело».

В 2015 г. техникум получил лицензию на основное общее образование. В сентябре 2016 г. был сделан первый набор по программе основного общего образования, в декабре 2016 г. была успешно пройдена аккредитация, а в июне 2016 г обучающиеся прошли государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена и получили аттестаты основного общего образования.

Сегодня это направление можно считать большим социальным проектом. Показателем качественного исполнения данного проекта стал конкурс 2,7 человека на место. В 2017 г. обучающимися, желающими поступить в техникум после 8-го класса, было подано 68 заявлений на 25 мест.

Как уже было сказано выше, качество образовательного процесса во многом зависти от качества педагогического состава.

Для того чтобы педагог активно и творчески работал, необходимо создать ему благоприятные условия.

В техникуме была создана единая профсоюзная организация, в состав которой на сегодняшний день входит 117 человек, и первичная организация ветеранов. В разработке коллективного договора активную роль принимала единая профсоюзная организация. Коллективный договор — это защита не только для работника, но и для руководителя.

В целях объединения коллектива и создания благоприятного климата профсоюзная организация проводит различные спортивные, тематические мероприятия. Наш техникум активно принимает участие в областном туристическом слете и проводит свои туристические слеты.

Для награждения сотрудников и обучающихся техникума разработаны положения, единые макеты грамот и благодарственных писем техникума.

Традиционно на всех отделениях техникума (а у нас их три) проводятся дни администрации, во время которых проходят открытые уроки и внеклассные мероприятия, педагогические чтения и конференции. В таких мероприятиях принимают участие педагоги и сотрудники всех отделений техникума. Таким образом, происходит обмен опытом внутри техникума.

Одним из условий повышения качества образования является повышение квалификации и стажировка педагогических и административных работников.

Мы не ограничиваемся только Челябинской областью. Ежегодно принимаем участие в международной конгресс-выставке «Clobal Education — Образование без границ» (г. Москва). Для обмена опытом, прохождения курсов и стажировок выезжали в города Екатеринбург, Краснодар, Тобольск, Смоленск, Владимир, Кишинев, Кустанай, Гетеборг, Гамбург, Сан-Паулу

За три года курсы повышения квалификации и стажировку прошли все педагогические работники техникума (сотрудничество с ЧИР-ПО). В текущем году началась работа по переобучению педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обучение проходят 15 человек.

Заключен договор о сотрудничестве с Московским институтом открытого образования, в рамках этого договора педагоги института проводят для наших педагогов обучающие семинары, а мы, в свою очередь, ежегодно участвуем в международных конференциях, научно-практических семинарах.

Результатом последовательного повышения квалификации педагогических работников является их участие в различных конкурсах и проектах. Педагоги техникума активно участвуют в областных и всероссийских конкурсах и занимают призовые места (2017 г. — три призовых места).

Востребованность образовательных услуг образовательной организации также является одним из показателей качества образования. Однако без последовательной профориентацион-ной работы невозможно привлечь обучающихся в образовательную организацию [3].

Для проведения такой работы техникум заключил договоры о сотрудничестве практически со всеми детскими садами и школами.

Профориентация проводится на шести уровнях, начиная с детского сада и заканчивая родителями и общественностью Златоустовско-го городского округа.

1-й уровень — для детей старшего дошкольного возраста (ознакомительный). Педагоги тех-

никума со студентами выезжают в детские сады и проводят с ребятами мастер-классы.

2-й уровень — для школьников с I по IV класс (уровень профпросвещения). Здесь не только проводятся мастер-классы на базе школ, мы также приглашаем школьников к себе, в мастерские и лаборатории, где ребята могут попробовать себя в профессии.

3-й уровень — для учащихся V-VII классов (поисковый). На этом уровне проводятся профессиональные пробы, занятия, мастер-классы, экскурсии по техникуму, дни техникума в школе.

4-й уровень — для школьников VIII-IX классов (ориентирующий). На этом уровне ко всем вышеперечисленным мероприятиям добавляются экскурсии на предприятия, организованные нашими работниками, профессиональное тестирование.

5-й уровень (уточняющий) — для абитуриентов, становящихся студентами профессиональной образовательной организации. Они утверждаются в правильности профессионального выбора через встречи с социальными партнерами, где первокурсников знакомят с особенностями профессии и профессиональными компетенциями, которыми должен овладеть студент в процессе обучения в техникуме (раньше такие встречи проводились только на четвертом курсе, а сейчас — начиная с первого курса). На этом же уровне проводятся мастер-классы от выпускников техникума.

6-й уровень — для работодателей, родителей и населения Златоустовского городского округа. Цель уровня — информирование работодателей, родителей и население Златоустовского городского округа о широком спектре возможностей получения профессий и специальностей по различным формам обучения с использованием современных образовательных технологий в техникуме. На этом уровне используются новые формы профориентационной работы:

- презентации образовательных программ техникума на базе предприятий города (металлургический, машиностроительный заводы); на этих встречах сотрудникам предприятия (потенциальным родителям будущих и обучающихся сейчас студентов) представляются возможности образовательной организации;

- проведение городского родительского собрания, в ходе которого проводятся мастер-классы по профессиям и специальностям, консультирование родителей, представляются образовательные и профессиональные программы, реализуемые в техникуме;

- участие в параде профессий в городском детском парке «Крылатко»; преподаватели, мастера производственного обучения и обучающиеся техникума проводят мастер-классы для школьников, предоставляют возможность учащимся и их родителям познакомиться с различными профессиями и специальностями техникума;

- одним из современных информационных ресурсов стал совместный со Златоустовским телевидением телевизионный проект «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат»; в ходе проекта участники при помощи мастеров производственного обучения осваивают профессиональные навыки по различным профессиям, с которыми можно ознакомиться на сайте;

- участие в городской первомайской демонстрации как в профориентационном марше профессий (шествие студентов техникума в колонне демонстрантов в костюмах сварщиков, железнодорожников, строителей, автомехаников, т. е. профессий, которые осваиваются в техникуме);

- профориентационный сплав;

- информирование общественности о деятельности техникума через сайт техникума (ztte. ru) и техникумовскую газету «СтоПудОво».

Активное участие в мероприятиях регионального, национального и международного движения WorldSkills стало одним из приоритетных направлений в деятельности техникума, что позволило в 2014 г. участвовать в конкурсном отборе специализированных центров компетенций, по итогам которого на нашей базе создан СЦК по компетенции «сварочные технологии».

Опыт и знания, приобретенные во время посещения площадок проведения мировых и европейских чемпионатов, позволили внедрить в техникуме эффективные организационно-управленческие механизмы, которые используются при планировании и организации работы специализированного центра компетенций (СЦК) в рамках движения WorldSkills Russia и при подготовке участников региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills).

В рамках деятельности СЦК дважды были проведены отборочные соревнования по компетенции «сварочные технологии». В 2015/16 уч. г. специалисты техникума обеспечили проведение III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills — Южный Урал) и полуфинала национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Уральском федеральном округе по компетенции «сварочные технологии» на базе Челябин-

ского механико-технологического техникума, а в 2016/17 уч. г — проведение IV Регионального чемпионата Челябинской области на базе ГАПОУ «Политехнический колледж» в г Магнитогорске.

При подготовке участников к конкурсам и чемпионатам мы приобретаем современное оборудование, педагогические работники повторяют ГОСТы и изучают международные стандарты, вносят изменения в рабочие программы. Можно с уверенностью сказать, что затраты вполне оправдываются профессиональным ростом педагогов и качеством образования в целом.

Качество образования во многом зависит от качества средств и условий образовательного процесса. Поэтому были выполнены первоочередные задачи по созданию условий для всех участников образовательного процесса:

- заключены договоры с организациями по оказанию услуг по ликвидации аварийных ситуаций (реорганизована хозяйственная служба, экономия — 160 тыс. руб. ежемесячно);

- приобретено новое оборудование для полноценной работы рекламно-информационного отдела;

- проведены работы по прокладке и установке 1Р-телефонии на 21 точку;

- все компьютеры, имеющиеся в техникуме, объединены в единую локальную сеть и подключены к высокоскоростному Интернету;

- в течение трех лет подключаемся к электронной библиотечной системе znanium.com на 3000 пользователей.

В 2016 г. в техникуме создан многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе ресурсного центра. В нем реализуется 110 программ профессионального обучения. Наиболее востребованными являются профессии, связанные со сварочным производством, с дорожно-строительными машинами и грузоподъемными механизмами, железнодорожные профессии.

В 2015 г. обучился 651 человек, в 2016 г. — 789 человек; 41 % от общего количества педагогических работников техникума прошли обучение в мцПк.

Количество студентов ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ», прошедших обучение в МЦПК: 2015 г — 51 человек, 2016 г. — 155 человек.

Подводя итог, отметим, что сравнительный анализ показывает повышение качественной успеваемости обучающихся на 6,7 %, а абсолютной — на 1,7 %.

С каждым годом увеличивается количество студентов, успевающих на 4 и 5, соответственно увеличивается количество студентов, получив-

ших дипломы с отличием. Число выпускников, получивших повышенные разряды, возросло с 17 до 45 человек, тем самым мы достигли среднеобластного показателя.

Таким образом, качество образования — это важнейший показатель успеха учреждения,

Библиографический список

важнейшая системообразующая задача и направление деятельности системы управления. И сегодня те современные практики и технологии, которые реализуются в нашем техникуме, работают на повышение качества образовательного процесса.

1. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 25-29.

2. Башарина, О. В. Электронное обучение — объективная реальность современной жизни [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 39-43.

3. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.

УДК 377.5 О. Г. Скрябина, зав. отделением

Златоустовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются задачи, направления и принципы взаимодействия с социальными партнерами экономического отделения ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики».

Ключевые слова: социальное партнерство, профессии и специальности, профессиональные компетенции, профессиональная консультация, независимые эксперты.

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных организаций с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.

Оно призвано решить проблемы подготовки профессионалов в соответствии с потребностями рынка труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами [1].

Основными принципами социального партнерства являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- открытость социального диалога с заинтересованными потребителями;

- целенаправленность сотрудничества в процессе взаимодействия;

- взаимосогласованность контроля качества подготовки специалиста;

- учет интересов всех участников социального взаимодействия;

- легитимность и правовая обоснованность взаимодействия социальных партнеров;

- равноправие всех партнеров;

- заинтересованность в развитии сотрудничества учебного заведения и партнеров любой формы собственности.

Главная задача социального партнерства — сформировать у студентов сознание собственной ответственности за свою активную трудовую жизнь, навыки прогнозирования последствий своих поступков и выборов, поиска необходимой информации, осознанного планирования профессиональной карьеры [2].

Златоустовский техникум технологий и экономики уделяет данному вопросу огромное внимание, поддерживая прочные партнерские отношения с ведущими предприятиями города. На экономическом отделении это: крупные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.