дения государственной итоговой аттестации для обучающихся по специальности «сварочное производство» в формате демонстрационного
Библиографический список
экзамена, подготовка участников региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (№огШ8кШ8).
1. Поручение Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № пр-2821 [Электронный ресурс] : [перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 дек. 2014 г. ]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420267333.
2. Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150.
3. Документация движения «WorldSkills Russia» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://worldskills.ru.
УДК 377.1 М. Н. Пономарева, директор Златоустовского
техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК И ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГБОУ ПОО «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
В статье рассматриваются современные практики и технологии, применяемые в Златоустов-ском техникуме технологий и экономики для повышения качества образовательного процесса.
Ключевые слова: качество образовательного процесса, педагогический персонал, образовательные программы, профориентация, конкурсы профессионального мастерства, повышение квалификации педагогов.
Инновационная экономика России изменила требования к качеству образовательного процесса, к качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях высокотехнологичных и инновационных производств. Сегодня качество среднего профессионального образования складывается из двух взаимосвязанных составляющих.
Первая включает в себя: педагогический персонал; образовательные программы; обучающихся; средства и технологии, используемые в образовательном процессе; внутреннюю и внешнюю среду, обеспечивающую образовательный процесс.
Вторая связана с практической значимостью полученного в ПОО образования, востребованностью ее образовательных услуг и конкурентоспособностью выпускников на рынке труда.
Одним из условий качественного развития этих составляющих Златоустовский техникум
технологий и экономики определил использование современных практик и технологий.
Сегодня в состав техникума входят три отделения (технологическое, экономическое и отделение общеобразовательной и профессиональной подготовки) и четыре филиала (в Челябинске, Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске).
Реорганизация техникума повлекла за собой изменение его структуры, которая в данный момент включает:
- учебный отдел (контингент и всю учебную деятельность курирует зам. директора по учебной работе);
- учебно-производственный отдел (организацию учебной и производственной практики курирует зам. директора по учебно-производственной работе);
- методическую службу (повышение квалификации, аттестацию педагогов, проведение олимпиад, конкурсов, научно-исследовательскую
деятельность курирует зам. директора по информационно-методической работе);
- воспитательную службу (все мероприятия воспитательного характера курирует зам. директора по воспитательной работе);
- социально-психологическую службу;
- организационно-правовую службу (отдел кадров, юридическая служба, архив);
- хозяйственную службу;
- информационный центр.
В техникуме реализуется 17 программ подготовки специалистов среднего звена, 11 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 110 программ профессионального обучения, программа основного образования, а также программы дополнительного профессионального образования. Количество обучающихся техникума на сегодняшний день составляет 2423 человека.
Особенности инфраструктуры техникума и многопрофильность образовательных программ определили необходимость создания высокотехнологичной информационно-образовательной среды [1] с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2]. С января 2017 г на базе техникума функционирует инновационная площадка «Организационно-педагогические условия применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации».
В процессе инновационной деятельности создана база нормативно-правовых и локальных документов, регламентирующих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, прошло обучение педагогов основам работы в электронной системе, разработаны электронные курсы для поддержки очного и заочного обучения.
Одним из индикативных показателей программы развития техникума на 2014-2018 гг. является получение лицензий на новые востребованные профессии и специальности.
В городе и области активно развивается такая сфера экономики, как туризм. Возникла необходимость подкрепления данной сферы квалифицированными кадрами. Администрацией техникума было принято решение получить лицензии на такие специальности, как «туризм» и «гостиничный сервис». В течение двух лет мы набираем группы по специальности «туризм».
В 2015 г мы расширили подготовку по программам железнодорожного профиля и получили лицензии по специальностям 23.02.01 «Организация перевозок и управления на транспорте
(по видам)» и 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
В 2017 г получены лицензии на четыре профессии и четыре специальности, входящие в группу пятидесяти наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей.
В контрольные цифры приема на 2017/18 уч. г. включили набор в группы по следующим профессиям и специальностям:
1) «мастер отделочных, строительных и декоративных работ»;
2) «информационные системы и программирование»;
3) «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»;
4) «поварское и кондитерское дело».
В 2015 г. техникум получил лицензию на основное общее образование. В сентябре 2016 г. был сделан первый набор по программе основного общего образования, в декабре 2016 г. была успешно пройдена аккредитация, а в июне 2016 г обучающиеся прошли государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена и получили аттестаты основного общего образования.
Сегодня это направление можно считать большим социальным проектом. Показателем качественного исполнения данного проекта стал конкурс 2,7 человека на место. В 2017 г. обучающимися, желающими поступить в техникум после 8-го класса, было подано 68 заявлений на 25 мест.
Как уже было сказано выше, качество образовательного процесса во многом зависти от качества педагогического состава.
Для того чтобы педагог активно и творчески работал, необходимо создать ему благоприятные условия.
В техникуме была создана единая профсоюзная организация, в состав которой на сегодняшний день входит 117 человек, и первичная организация ветеранов. В разработке коллективного договора активную роль принимала единая профсоюзная организация. Коллективный договор — это защита не только для работника, но и для руководителя.
В целях объединения коллектива и создания благоприятного климата профсоюзная организация проводит различные спортивные, тематические мероприятия. Наш техникум активно принимает участие в областном туристическом слете и проводит свои туристические слеты.
Для награждения сотрудников и обучающихся техникума разработаны положения, единые макеты грамот и благодарственных писем техникума.
Традиционно на всех отделениях техникума (а у нас их три) проводятся дни администрации, во время которых проходят открытые уроки и внеклассные мероприятия, педагогические чтения и конференции. В таких мероприятиях принимают участие педагоги и сотрудники всех отделений техникума. Таким образом, происходит обмен опытом внутри техникума.
Одним из условий повышения качества образования является повышение квалификации и стажировка педагогических и административных работников.
Мы не ограничиваемся только Челябинской областью. Ежегодно принимаем участие в международной конгресс-выставке «Clobal Education — Образование без границ» (г. Москва). Для обмена опытом, прохождения курсов и стажировок выезжали в города Екатеринбург, Краснодар, Тобольск, Смоленск, Владимир, Кишинев, Кустанай, Гетеборг, Гамбург, Сан-Паулу
За три года курсы повышения квалификации и стажировку прошли все педагогические работники техникума (сотрудничество с ЧИР-ПО). В текущем году началась работа по переобучению педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обучение проходят 15 человек.
Заключен договор о сотрудничестве с Московским институтом открытого образования, в рамках этого договора педагоги института проводят для наших педагогов обучающие семинары, а мы, в свою очередь, ежегодно участвуем в международных конференциях, научно-практических семинарах.
Результатом последовательного повышения квалификации педагогических работников является их участие в различных конкурсах и проектах. Педагоги техникума активно участвуют в областных и всероссийских конкурсах и занимают призовые места (2017 г. — три призовых места).
Востребованность образовательных услуг образовательной организации также является одним из показателей качества образования. Однако без последовательной профориентацион-ной работы невозможно привлечь обучающихся в образовательную организацию [3].
Для проведения такой работы техникум заключил договоры о сотрудничестве практически со всеми детскими садами и школами.
Профориентация проводится на шести уровнях, начиная с детского сада и заканчивая родителями и общественностью Златоустовско-го городского округа.
1-й уровень — для детей старшего дошкольного возраста (ознакомительный). Педагоги тех-
никума со студентами выезжают в детские сады и проводят с ребятами мастер-классы.
2-й уровень — для школьников с I по IV класс (уровень профпросвещения). Здесь не только проводятся мастер-классы на базе школ, мы также приглашаем школьников к себе, в мастерские и лаборатории, где ребята могут попробовать себя в профессии.
3-й уровень — для учащихся V-VII классов (поисковый). На этом уровне проводятся профессиональные пробы, занятия, мастер-классы, экскурсии по техникуму, дни техникума в школе.
4-й уровень — для школьников VIII-IX классов (ориентирующий). На этом уровне ко всем вышеперечисленным мероприятиям добавляются экскурсии на предприятия, организованные нашими работниками, профессиональное тестирование.
5-й уровень (уточняющий) — для абитуриентов, становящихся студентами профессиональной образовательной организации. Они утверждаются в правильности профессионального выбора через встречи с социальными партнерами, где первокурсников знакомят с особенностями профессии и профессиональными компетенциями, которыми должен овладеть студент в процессе обучения в техникуме (раньше такие встречи проводились только на четвертом курсе, а сейчас — начиная с первого курса). На этом же уровне проводятся мастер-классы от выпускников техникума.
6-й уровень — для работодателей, родителей и населения Златоустовского городского округа. Цель уровня — информирование работодателей, родителей и население Златоустовского городского округа о широком спектре возможностей получения профессий и специальностей по различным формам обучения с использованием современных образовательных технологий в техникуме. На этом уровне используются новые формы профориентационной работы:
- презентации образовательных программ техникума на базе предприятий города (металлургический, машиностроительный заводы); на этих встречах сотрудникам предприятия (потенциальным родителям будущих и обучающихся сейчас студентов) представляются возможности образовательной организации;
- проведение городского родительского собрания, в ходе которого проводятся мастер-классы по профессиям и специальностям, консультирование родителей, представляются образовательные и профессиональные программы, реализуемые в техникуме;
- участие в параде профессий в городском детском парке «Крылатко»; преподаватели, мастера производственного обучения и обучающиеся техникума проводят мастер-классы для школьников, предоставляют возможность учащимся и их родителям познакомиться с различными профессиями и специальностями техникума;
- одним из современных информационных ресурсов стал совместный со Златоустовским телевидением телевизионный проект «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат»; в ходе проекта участники при помощи мастеров производственного обучения осваивают профессиональные навыки по различным профессиям, с которыми можно ознакомиться на сайте;
- участие в городской первомайской демонстрации как в профориентационном марше профессий (шествие студентов техникума в колонне демонстрантов в костюмах сварщиков, железнодорожников, строителей, автомехаников, т. е. профессий, которые осваиваются в техникуме);
- профориентационный сплав;
- информирование общественности о деятельности техникума через сайт техникума (ztte. ru) и техникумовскую газету «СтоПудОво».
Активное участие в мероприятиях регионального, национального и международного движения WorldSkills стало одним из приоритетных направлений в деятельности техникума, что позволило в 2014 г. участвовать в конкурсном отборе специализированных центров компетенций, по итогам которого на нашей базе создан СЦК по компетенции «сварочные технологии».
Опыт и знания, приобретенные во время посещения площадок проведения мировых и европейских чемпионатов, позволили внедрить в техникуме эффективные организационно-управленческие механизмы, которые используются при планировании и организации работы специализированного центра компетенций (СЦК) в рамках движения WorldSkills Russia и при подготовке участников региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills).
В рамках деятельности СЦК дважды были проведены отборочные соревнования по компетенции «сварочные технологии». В 2015/16 уч. г. специалисты техникума обеспечили проведение III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills — Южный Урал) и полуфинала национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Уральском федеральном округе по компетенции «сварочные технологии» на базе Челябин-
ского механико-технологического техникума, а в 2016/17 уч. г — проведение IV Регионального чемпионата Челябинской области на базе ГАПОУ «Политехнический колледж» в г Магнитогорске.
При подготовке участников к конкурсам и чемпионатам мы приобретаем современное оборудование, педагогические работники повторяют ГОСТы и изучают международные стандарты, вносят изменения в рабочие программы. Можно с уверенностью сказать, что затраты вполне оправдываются профессиональным ростом педагогов и качеством образования в целом.
Качество образования во многом зависит от качества средств и условий образовательного процесса. Поэтому были выполнены первоочередные задачи по созданию условий для всех участников образовательного процесса:
- заключены договоры с организациями по оказанию услуг по ликвидации аварийных ситуаций (реорганизована хозяйственная служба, экономия — 160 тыс. руб. ежемесячно);
- приобретено новое оборудование для полноценной работы рекламно-информационного отдела;
- проведены работы по прокладке и установке 1Р-телефонии на 21 точку;
- все компьютеры, имеющиеся в техникуме, объединены в единую локальную сеть и подключены к высокоскоростному Интернету;
- в течение трех лет подключаемся к электронной библиотечной системе znanium.com на 3000 пользователей.
В 2016 г. в техникуме создан многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе ресурсного центра. В нем реализуется 110 программ профессионального обучения. Наиболее востребованными являются профессии, связанные со сварочным производством, с дорожно-строительными машинами и грузоподъемными механизмами, железнодорожные профессии.
В 2015 г. обучился 651 человек, в 2016 г. — 789 человек; 41 % от общего количества педагогических работников техникума прошли обучение в мцПк.
Количество студентов ГБОУ ПОО «ЗТТиЭ», прошедших обучение в МЦПК: 2015 г — 51 человек, 2016 г. — 155 человек.
Подводя итог, отметим, что сравнительный анализ показывает повышение качественной успеваемости обучающихся на 6,7 %, а абсолютной — на 1,7 %.
С каждым годом увеличивается количество студентов, успевающих на 4 и 5, соответственно увеличивается количество студентов, получив-
ших дипломы с отличием. Число выпускников, получивших повышенные разряды, возросло с 17 до 45 человек, тем самым мы достигли среднеобластного показателя.
Таким образом, качество образования — это важнейший показатель успеха учреждения,
Библиографический список
важнейшая системообразующая задача и направление деятельности системы управления. И сегодня те современные практики и технологии, которые реализуются в нашем техникуме, работают на повышение качества образовательного процесса.
1. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 25-29.
2. Башарина, О. В. Электронное обучение — объективная реальность современной жизни [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 39-43.
3. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
УДК 377.5 О. Г. Скрябина, зав. отделением
Златоустовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются задачи, направления и принципы взаимодействия с социальными партнерами экономического отделения ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики».
Ключевые слова: социальное партнерство, профессии и специальности, профессиональные компетенции, профессиональная консультация, независимые эксперты.
Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных организаций с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.
Оно призвано решить проблемы подготовки профессионалов в соответствии с потребностями рынка труда, обеспечения предприятий квалифицированными кадрами [1].
Основными принципами социального партнерства являются:
- открытость социального диалога с заинтересованными потребителями;
- целенаправленность сотрудничества в процессе взаимодействия;
- взаимосогласованность контроля качества подготовки специалиста;
- учет интересов всех участников социального взаимодействия;
- легитимность и правовая обоснованность взаимодействия социальных партнеров;
- равноправие всех партнеров;
- заинтересованность в развитии сотрудничества учебного заведения и партнеров любой формы собственности.
Главная задача социального партнерства — сформировать у студентов сознание собственной ответственности за свою активную трудовую жизнь, навыки прогнозирования последствий своих поступков и выборов, поиска необходимой информации, осознанного планирования профессиональной карьеры [2].
Златоустовский техникум технологий и экономики уделяет данному вопросу огромное внимание, поддерживая прочные партнерские отношения с ведущими предприятиями города. На экономическом отделении это: крупные